Программа краеведческого кружка «ЮГОРИЯ»
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс) по теме

·     Формирование интереса к изучению истории, культуры, природы родного края

·     Воспитание любви и чувства гордости к своему краю, уважительного отношения к местным культурным ценностям; бережного отношение к природе, умения видеть и понимать красоту родной природы.

Формирование активной гражданской позиции, социальных компетенций – избирательной, экологической, общекультурной, коммуникативной.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_kruzhka_yugoriya_2.doc82.5 КБ

Предварительный просмотр:

Программа краеведческого кружка
«ЮГОРИЯ»

Автор: Максимова
Леся Анатольевна
учитель начальных классов


Программа краеведческого кружка
«ЮГОРИЯ»

ПАСПОРТ программы

Наименование кружка

Краеведческий кружок «Югория»

Разработчик программы

Максимова Л.А - классный руководитель кадетского класса

Цель программы

Создание среды для нравственного, патриотического воспитания и развития личности ребенка через формирование основ краеведческой культуры

Задачи программы

  • Формирование интереса к изучению истории, культуры, природы родного края
  • Воспитание любви и чувства гордости к своему краю, уважительного отношения к местным культурным ценностям; бережного отношение к природе, умения видеть и понимать красоту родной природы.
  • Формирование активной гражданской позиции, социальных компетенций – избирательной, экологической, общекультурной, коммуникативной.

Структура программы

Урок как специализированный учебный предмет, построенный по методике с сюжетно-игровой основой

Направления программы

Теоретическое (беседы, лекции, доклады, конференции, викторины, самостоятельная работа).

Практическое (экскурсии, походы, экспедиции, практикумы в музее, архиве, библиотеке)

Поисковая, исследовательская деятельность.

Принципы программы

  • научность
  • системность
  • последовательность
  • преемственность
  • принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей ребенка
  • дифференцированность
  • практическая направленность

Ожидаемые результаты

Выпускник начальной школы, знающий и принимающий культуру, историю, природу родного края, владеющий навыками самостоятельного труда и сформированными нравственными качествами (любовь к Малой Родине, чувство гордости за родной край, бережное отношение к природе, умение видеть и понимать красоту родной природы)

1. Цели, задачи и направления программы:

Цель: Создание среды для нравственного, патриотического воспитания и развития личности ребенка через формирование основ краеведческой культуры

Задачи: 

  • Формирование интереса к изучению истории, культуры, природы родного края
  • Воспитание любви и чувства гордости к своему краю, уважительного отношения к местным культурным ценностям; бережного отношение к природе, умения видеть и понимать красоту родной природы.
  • Формирование активной гражданской позиции, социальных компетенций – избирательной, экологической, общекультурной, коммуникативной.

Направления работы:

  • Теоретическое (беседы, лекции, доклады, конференции, викторины, самостоятельная работа),
  • практическое (экскурсии, походы, экспедиции,
  • практикумы в музее, архиве, библиотеке),
  • поисковая, исследовательская деятельность.

2. Обоснование социальной значимости.

Начальная школа является важнейшим периодом для выработки правильного миропонимания и высоконравственного отношения к людям, родной природе, Родине. Краеведение создает исключительно благоприятные условия для формирования высоких моральных качеств, таких как бережное отношение к природе, любовь к Родине, патриотизм, чувство гордости за свою Родину. Эта мысль прослеживается, как одна из главных задач нашей школы – воспитывать уважение к историческому прошлому нашей страны, любовь к Родине, начиная с малой родины.

Краеведческий принцип дает возможность строить преподавание предметов согласно дидактическому принципу: «от известного к неизвестному», «от близкого к далекому». Ведь именно краеведение – самая доступная и обширная сфера применения приобретаемых учащимися знаний и умений. Особенно оно способствует развитию навыков общественной работы. В краеведении многое выполняется коллективно, возникают общие интересы и ответственность, которые укрепляются сознанием полезности дела и реальными результатами работы.

Одно из важнейших положений– интегрирующая роль краеведения в системе наук вообще. Изучение природы своего края переплетается со знакомством с произведениями местных авторов, фольклорными произведениями и традициями коренного населения. Привлечение литературы, этнографии способствуют формированию нравственного сознания и поведения младших школьников, дают возможность обогатить новое поколение непреходящими ценностями: почтительное отношение к взрослым, забота о младших, доброта, гостеприимство, порядочность, духовное единство с природой.

Краеведение помогает видеть красоту в природе, находить прекрасное в народном творчестве, с чем навсегда свяжутся незабываемые образы родного края.

Изучение природы своего края способствует эстетическому воспитанию, оно учит находить в окружающем мире красоту природы: даже от простого созерцания на экскурсии могут возникать волнующие переживания. Наблюдения многих природных явлений вызывают у детей любознательность и желание больше вникать в тайны природы, побуждают беречь её.

Изучение своего края исключительно, как и в воспитательном, так и в познавательном отношении. В процессе познавательной активности дети получают жизненно необходимые знания, являющиеся основой успешного усвоения природоведения в 5 классе и предметах естественного цикла в средней школе. При этом реализуется принцип преемственности между начальной и средней школой.

3.Формы, методы и приемы организации работы:

Методы организации работы:

  • объяснительно- иллюстративный;
  • инструктивно-репродуктивный;
  • проблемное обучение (проблемное изложение, частично-поисковый, научно-исследовательский);
  • сопоставление обучающих моментов с интересами и потребностями учащихся.

Формы проведения:

  • рассказ, демонстрация, чтение информационных текстов,
  • экскурсия; поездка, поход
  • практическое занятие, викторина, консультация
  • проблемная лекция, работа в музеях
  • встречи с участниками исторических событий

Приемы:

  • диалоги (мотивационные, рефлексивные);
  • элементы дискуссий;
  • проблемные ситуации;
  • деловые, ролевые, творческие игры;
  • конкурсы, викторины, тесты,
  • беседы;
  • коллективно- творческие дела

4. Этапы работы школьников в краеведческом кружке

Этапы работы:

  • Изучение местного материала на уроках, которое исходит из требований краеведческой тематики программ;
  • Изучение краеведческой литературы, в которой рассматривается история края, география и т.д.;
  • Изучение архивных документов, памятников истории культуры или природы;
  • Проведение школьных экскурсий, экспедиций, походов и др.;
  • Обработка, систематизация и оформление материалов, устройство выставок, пополнение фондов или организация школьного краеведческого музея (уголка);
  • Использование краеведческих материалов в учебно-воспитательном процессе.

5. Содержание

1 класс.

Моя семья. Что в имени моем. Мой адрес. Город, в котором живу. Школьные традиции. Первоначальное знакомство с историей, культурой ХМАО. Сезонные изменения в природе.

2 класс.

О чем могут рассказать семейные реликвии. Родная школа и ее традиции. Обзор истории родного края. Многообразие растительного и животного мира Югры.

3 класс.

Какие события прошлого моего края, страны отразились в истории моей семьи. Что могут рассказать старые вещи. Обзор истории родного края. Представление о богатстве недр нашего края. Знакомство с фольклором и бытом народов ХМАО. Фольклорные праздники.

4 класс.

Цели и задачи изучения истории родного края. Что изучает археология. Памятники истории вокруг нас. Важность поисковой работы. Взаимосвязь истории и современности. Создание родословной. Мой земляки – участники Великой Отечественной войны, участники боевых действий в Афганистане, Чечне. Известные люди Югры. Культура родного края на современном этапе

Литература:

  1. Кружковая работа по истории и краеведению: Сб. статей. Сост. М.П. Простов. М.: Просвещение,1984.
  2. Методика историко-краеведческой работы в школе6 пособие для учителей. Н.С. Борисов, В.В. Дранишников. М.: Просвещение,1982.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа краеведческого кружка "Родник"

Авторская программа внеурочной деятельности Краеведческий кружок «Родник»...

Программа краеведческого кружка

Рабочая программа краеведческого кружка "Мой край - Тюменский" (с 1 по 4 классы)...

Программа краеведческого кружка «Любимое село» ( 1 год, для детей 7-10 лет)

Программа  краеведческого кружка«Любимое село»( 1 год,    для детей 7-10 лет)...

Рабочая программа краеведческого курса "С азбукой по родному краю"

   Программа составлена на основе методических рекомендаций БИПКРО в соответствии с требованиями ФГОС....

Программа краеведческого кружка "Мой родной край"

Рабочая программа краеведческого кружка «Мой родной край» разработана на основе ФГОС НОО, «Примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование». (Стандарты второго поколения) ...

Программа краеведческого кружка «Юный краевед» для учащихся 7-9 классов.

Данная программа разработана мной для работы в кружке "Юный краевед" учащихся 7-9 классов...

"Юный петербуржец" программа краеведческого образования

Перед школьными образовательными учреждениями в числе наиболее важных стоят задачи формирования базовой культуры личности ребенка, основ гражданственности, любви к Родине, бережного отношения к ее ист...