Программа краеведческого кружка «Любимое село» ( 1 год, для детей 7-10 лет)
рабочая программа на тему

 

 

Программа  краеведческого кружка

«Любимое село»

( 1 год,    для детей 7-10 лет)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kraeved.1.docx27.74 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ  Илешевская средняя общеобразовательная школа

Программа  краеведческого кружка

«Любимое село»

( 1 год,    для детей 7-10 лет)

                                                            Разработала:  учитель   начальных классов

                                                               Купцова Елена Владимировна

                                 

2010 год.

                               Пояснительная записка.

                                                            “Любовь к родному краю,
                                                             
знания его истории -  основа, на которой
                                                             
только и может осуществляться рост
                                                             
духовной культуры всего общества».

                                                                                                       Д.С.Лихачёв

                 Сегодня мы всё чаще обращаемся к духовным ценностям прошлого, пытаемся искать пути восстановления прерванных связей времён, осознаём необходимость изучения своих национальных корней как источника нашего нравственного здоровья, силы и  богатства.

                  Краеведение – одно из важных средств  обучения и воспитания с жизнью, оно содействует осуществлению общего образования нравственному, эстетическому и физическому воспитанию учащихся, всестороннему росту и развитию их способностей. Краеведческая работа расширяет кругозор ребят, знакомит их с  жизнью родного села, воспитывает любовь к малой родине,  к её  истории, гордость за своих  земляков, настоящих людей прошлого и настоящего, воспитываются патриотизм, идеалы гуманизма и справедливости.

            Активное участие  младших   школьников в краеведческой работе расширяет их кругозор, приучает самостоятельно делать выводы и принимать решения, сплачивать учащихся в дружный коллектив, помогает укреплению школьной дисциплины.

             Краеведение тесно связано с  экскурсиями   по родному селу и экологией,  поэтому в  данной  программе  предусмотрено изучение правил техники безопасности и развитие умений вести себя в  природе.

             Представленная программа рассчитана на учащихся  младших классов (1,2, 3,4кл.).  Занятия предусмотрены смешанные: коллективные, индивидуальные, учитывая интересы учащихся, а также участие в массовых школьных мероприятиях, районных  и областных конкурсах.  Они  будут проводится  в игровой форме: викторины, конкурсы, интеллектуальные игры. Большую роль играет изучение материала непосредственно на месте событий. В этих целях предусмотрены  встречи с интересными людьми, экскурсии в  библиотеку, ДК, ФАП и другие объекты, находящиеся на территории  села Черменино, а  также  работа в  школьной музейной  комнате.

             Тема “Любимое село»  нацелена  на воспитание любви, уважении к школе, как к своему второму дому, своей улице и селу   как к малой родине

              Изучая историю своей семьи, ребята проникаются чувством ответственности за свою фамилию, историю своей семьи как части народа.

              Наполняемость группы: 10 человек;  возраст: 7-10 лет.

             Расписание занятий: вторник, четверг- 14.00-15.00 ч.

             Вид программы: адаптированная (модифицированная).

             Тип: смешанная; направленность: туристско- краеведческая.

 Цель:

-создать условия для развития потребности учащихся в изучении истории малой родины, формировании потребности в самостоятельной исследовательской деятельности.

Задачи:

образовательные:

-углубить и расширить знания учащихся по истории своего  села, школы;

воспитательные:

- нравственное, патриотическое и эстетическое воспитание учащихся;

- развивать умения  слушать, задавать правильно вопросы, работать с имеющимися  краеведческими  источниками;

-приобщать школьников к поисково-исследовательской работе;

- воспитывать волевые качества,  интерес, самостоятельность.

развивающие:

- развивать познавательный интерес, интеллектуальные и творческие способности;

- способствовать развитию первоначальных  навыков исследовательской работы школьников;

- расширять кругозор  детей.

Программа позволяет сочетать разные формы воспитательной работы.

Принципы построения программы:

  • принцип возрастания сложности (от простого к сложному).
  • принцип учёта эмоциональной сложности (создание благоприятного эмоционального фона, формирование положительных эмоций).
  • принцип учёта объёма и степени разнообразия материала (переход к новому объёму материала на основе сформированности какого- либо умения, разнообразия и увеличения материала поэтапно).
  • принцип интеграции и дифференциации обучения;
  • принцип взаимодействия человека с природой (краеведческий принцип).

                                   Основные методы обучения:

  • практические;
  • рассказ педагога и рассказы детей;
  • беседы;
  • встречи с интересными людьми;
  • работа с документами, фотографиями;
  • мини- сочинения;
  • экскурсии;
  • конкурсы, викторины.

Планируемые результаты:

        Исходя из поставленных целей и задач данной программы, хотелось бы к концу работы в каждом воспитаннике увидеть человека любознательного, целеустремлённого.

       Дети должны стремиться к познанию нового и интересного, чтобы краеведческая работа была для них настоящим увлечением.  

Что должны знать и уметь воспитанники:

-Работать с первоисточниками, самостоятельно добывать знания;

     - составлять доклады, рефераты;

- оформлять дневник  работы;

- применять полученные знания на практике;

- уметь слушать, задавать вопросы.

Параметры результативности:

  1. Уровень усвоения краеведческих знаний.
  2. Уровень развития коммуникативных качеств.
  3.  Освоение культурных форм сосуществования в социуме.
  4. Сотрудничество с центром дополнительного образования, ДК, библиотекой, администрацией  сельского поселения.

Содержание  программы:

Программа состоит из 5 разделов:

1. Вводное занятие.

Знакомство детей с задачами краеведческого кружка.

2. «Моя малая родина – моё село».

          Изучить историю села  по  книге Белорукова Д.Ф.  «Деревни, сёла, города Костромской области», материалам местных   газет («Красное знамя», «Кологривский район»);  по  рассказам  работников сельской библиотеки,  ДК по уже ранее собранным ими краеведческим материалам; совершить экскурсию по селу; принять участие в викторинах, конкурсах, посвящённых истории села. Изучение   материала о  быте  людей, о  крестьянской утвари и пище,  о празднике села,  об умельцах  села Смирнове В.А. Устроение фотовыставки «Живи, родное село»!

3. «Моя школа».

          Провести экскурсию для участников краеведческого кружка по школе, подробнее ознакомить с содержанием, экспонатами комнаты «Боевой славы», музейной комнаты «Деревенская изба», школьных стендов. Выяснить, кто из учителей родился в селе, кто приехал и откуда, записать биографии их, устроить встречи с учителями - ветеранами Виссарионовой И.И, Малышевой З.М.,  сбор и оформление материала об их жизни и работе. Оформить альбом на тему: «Жизнь и работа учителей села».

4. «Мой дом.  Моя родословная».

       Исследование истории своей семьи, составление генеалогического древа (уч-ся 3-4 классов); сбор материала о своём имени, фамилии, а также именах своих родственников; оформление книжек-малышек « Что в имени моём?» Собрать и записать интересные семейные случаи, традиции, реликвии. Принять участие в конкурсе рисунков, мини-сочинений о своей семье.

5. «Топонимика  окрестностей села».

      Изучение ранее собранного материала  о названиях деревень, дорог, покосов, урочищ, лугов, рек, болот и т.д. Составление  карты села с названиями дорог, улиц, с расположением главных объектов социума села.

Методические рекомендации:

       Программа кружка направлена на развитие интереса учащихся к изучению родного края с  младшего  школьного возраста. Для этого необходимо увлечь детей разными видами деятельности: исследовательской, оформительской, творческой. Следовательно, все направления, формы и методы носят практический характер: поисковый, туристско-исследовательский.

        Любое занятие кружка строится, учитывая индивидуальные способности, характер и возрастные особенности воспитанников.

Тематическое планирование программы:

п/п

Разделы программы, темы занятий.

                  Количество часов

теория

практика

всего

1

Введение. Знакомство с задачами краеведческого кружка. С техникой безопасности.

1

1

2

«Моя малая родина – моё село».

32

16

48

- Наше село в истории края, Родины.

-Экскурсия в сельскую  библиотеку, по селу.

- История названия села Черменино.

- Занятия  сельских  жителей, ремесло.

-Быт  людей. Экскурсия в музейную  комнату «Деревенская изба».

-  Крестьянская утварь.  Экскурсия в музейную  комнату «Деревенская изба».

-  Крестьянская кухня (пища в начале прошлого столетия). Беседа с работниками ДК.

- Беседа с Муравьевой И.Н..- ветераном труда.

- Практическое занятие «Здоровая пища»: приготовление некоторых блюд: овсяного киселя, ягодного киселя, картошка в мундире и др.

- Умельцы села - Смирнов Виталий Анатольевич.  Резьба по дереву. Беседа. Показ презентации.

- Экскурсия   на усадьбу  Смирнова Н.Н. «Деревянное кружево». Беседа с хозяином.

- Беседа  со Смирновым Н.Н. Фигуры из дерева. Выставка его работ.

- Подготовка к фотовыставке «Живи, родное село»!

- Устроение фотовыставки «Живи, родное село»!

-Экскурсия на ферму. Беседа с доярками.

-Экскурсия на телятник.

- Экскурсия в цех по пакетированию молока. Беседа с  оператором Хробостовой Л.А.

- Экскурсия в цех по переработке пиломатериалов. Беседа с мастером Кевиным В.Н.

-- Конкурс творческих работ (рисунков, поделок) на тему: «Любимое село»

- Устроение выставки творческих работ на тему: «Любимое село»

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

6

4

4

2

2

2

2

2

2

2

2

2

6

2

2

2

2

4

2

2

2

2

4

2

3

«Моя школа».

6

34

40

- Экскурсия по школе.

- Ветераны педагогического труда. Беседа.

- Обработка материала о ветеранах педагогического труда.

- Беседа с педагогами  школы, работающими в настоящее время.

- Оформление  альбома и презентации на тему: «Жизнь и работа учителей села».

- Беседа с воспитателем детского сада.

- Оформление материала  о дошкольной группе (Презентация, альбом)

- Конкурс  рисунков: «Школа будущего»

-Устроение выставки рисунков на тему: «Школа будущего».

2

2

2

4

12

10

4

2

2

2

2

4

12

10

2

4

2

2

4

«Мой дом.  Моя родословная».

15

12

27

- «У меня есть своя история»

-Составление генеалогического древа

-  «Что в имени моём»?

- «Загадки фамилий»

- Оформление книжек-малышек об истории имён, фамилий.

- « О чём могут рассказать семейные реликвии, традиции»?

-Интересные семейные случаи.

- Конкурс рисунков на тему « Моя дружная семья»

- Конкурс мини-сочинений «Семейные традиции» (учитывается творческий подход)

4

2

4

1

2

2

4

4

4

4

2

4

1

4

2

2

4

4

5

«Топонимика  окрестностей села».

18

10

28

- «Природа родного края». Беседа. Показ слайдов.

- «Люблю тебя, мой край родной»! Экскурсия по селу, по его улицам.

- История происхождения названий деревень.

-История названия болот, рек, урочищ. (Работа по ранее собранному материалу)

-История названий дорог, лесных угодий, покосов и др. (Работа по ранее собранному материалу)

- Составление карты села Черменино  (2011 год) – дороги, улицы, объекты социума.

-Заключительный урок. Подведение итогов.

2

2

4

4

4

2

10

2

2

4

4

4

10

2

Итого:

72 часа

72 часа

144 часа

Библиография:

1.Банаутдинова Ф.Г. «Туристско-краеведческая деятельность в начальной школе»,  М.1996г.

2. «Моя родословная» Пособие для школы. Василевская В.С. М: Вита-Пресс,2009 г.

3. Белоруков Д.Ф. «Деревни, сёла, города Костромской области, «Эврика-М». 2000г.

4. Краеведческие  материалы, собранные в библиотеке, ДК (Местная пресса), а также в школе.

5. Журналы «Классный руководитель» и «Воспитание школьников».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Село моё неброское, любимое село»

Данная разработка классного часа поможет обобщить представление детей о родном селе, труде взрослых; воспитывает любовь к родному краю, подчеркнув, что наш край связан со всей стран...

Конспект урока по окружающему миру на тему: "Красота любимого города и родного села" 1 класс

Конспект урока по окружающему миру на тему: "Красота любимого города и родного села" 1 класс...

Программа кружка « Моё село»

Программа кружка « Моё село» разработана для внеклассной работы учащихся  1-2 классов.34 часа в год...

Программа кружка "Наше село"

Программа кружка "Наше село" для учащихся начальной школы....

Программа кружка "Любимые игры"

Календарно-тематическое планирование кружка "Любимые игры"....