Программа кружка "Наше село"
материал на тему

Программа кружка "Наше село" для учащихся начальной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nashe_selo_programma_kruzhka.doc73 КБ

Предварительный просмотр:

2. Пояснительная записка.

Название: «Наше село»        

Автор: Емельянова Елена Николаевна

Программа курса внеурочной деятельности разработана на  основании следующих документов:

  • Примерной программы И.С. Масалимовой (переработанной и адаптированной для детей младшего школьного возраста);
  •  Примерной программы по внеурочной деятельности ФГОС НОО «Методический конструктор» Д.В. Григорьевой, П.В. Степановой;
  • Закона об образовании РФ;
  • «Концепции духовно- нравственного воспитания».

В проекте программы «Наша новая школа» говорится, что важнейшей задачей является усиление воспитательного потенциала школы, обеспечение индивидуализированного психолого – педагогического сопровождения каждого обучающегося. «Уже в школе дети должны раскрыть свои способности. Весомое значение приобретет внеаудиторная занятость учащихся – кружки, спортивные секции, различного рода творческие занятия…» Поэтому особое внимание следует уделить раннему выявлению и развитию способностей ребенка.

В процессе социализации современный человек должен познать и принять требования общества на данном этапе, а результатом этого процесса является формирование сознания причастности к обществу, приспособленности к окружающей среде и способности успешному осуществлению социальных ролей.

Наиболее широко охватить все виды деятельности: познавательную, игровую, творческую, задействовав все аспекты жизни детей в начальной школе, позволяет метод проектов.

Стандарты второго поколения ставят задачу сформировать компетенции младшего школьника: научить принимать решения, быть коммуникабельным, мобильным, заниматься проектной деятельностью.

В соответствии с Законом РФ «Об образовании» главной особенностью государственных стандартов обучения является введение регионального компонента. Стала актуальна проблема разработки и использования регионального компонента в обучении и воспитании. Особое место по внедрению проектной деятельности занимает реализация регионального компонента через курс внеурочной деятельности «Наше село». Изучая историю, символику, культуру, природу родного края, возникла идея создания проекта «Наше село». Который включает в себя  изучение истории трех сел: Хандагатай, Барыкино – Ключи, Верхний Жирим, это объясняется тем, что в школе обучаются ребята из трех сел.

Цель курса: формировать представление об истории своего  родного села, окружающих местностях , о прошлой и настоящей жизни своего края.

Задачи курса:

  • Собрать как можно больше сведений о своем родном селе;
  • Воспитывать любовь к родному краю;
  • Сохранять и развивать позитивные народные традиции, природные памятники сел;
  • Повышать общественную активность, порождать заинтересованность, любовное отношение к своей малой Родине;
  • Освоение на практическом материале учителем и учащимися проектной деятельности;
  • Усиление творческой составляющей содержания воспитательной деятельности.

Особенности класса.

В  классе обучаются 12 человек. Из которых: 7 мальчиков и 5 девочек. В подготовительную группу  ходили Петрова Мария  и Тимофеев Иван (Верхний Жирим), Воробьева Татьяна (Барыкино - Ключи).

Так как для ребят данной возрастной группы характерно быстро текущее развитие непроизвольного внимания, которое недостаточно устойчивое, ограниченное по объему; мышление от эмоционально – образного к абстрактно – логическому, то в ходе реализации проекта предусмотрены разные формы деятельности. Немаловажное значение имеет и расширение сферы общения. Быстротекущее развитие, множество новых качеств, которые необходимо сформировать и развить у младших школьников к яркому, необычному, желание познать прекрасный мир чудес и испытаний, двигательную активность – все это должно удовлетворяться в разумной, приносящей пользу деятельности, развивающей у детей трудолюбие, культуру движения, навыки коллективных действий и разностороннюю активность.

Формы организации деятельности учащихся:

  • Обучающие занятия;
  • Коллективно – творческие дела;
  • Индивидуальные занятия;
  • Неформальные занятия (беседы со старожилами сел и пр.)4
  • Проекты;
  • Исследовательская работа;
  • Разработка и создание презентаций на ПК.

Количество учащихся на которое рассчитана рабочая программа по внеурочной деятельности: 12 человек.

3. Учебно – тематический план.

№ п/п        

Название блока

Количество часов

всего

теоретических

практических

1.

Генеалогическое древо

5

1

4

2

Топонимика моего села

20

6

14

3

Проекты

 «Моя малая Родина»

8

2

6

Итого:

33

9

24

Календарно – тематический план.

Дата

№ занятия

Тема занятия

Форма занятия

Часы

Генеалогическое древо (5 ч)

1

Введение. Краеведение – наука о родном крае.

Обучающее занятие

1

2-3

Откуда пошел мой род?

(знакомство со своей родословной)

Исследовательская работа.

2

4-5

Создание родословной своей семьи.

(генеалогическое древо)

Индивидуальные занятия, проекты, разработка и создание презентации своего древа.

2

Топонимика моего села (20 ч)

1 - 2

Наука топонимика и ее виды.

Обучающие занятия.

2

3-6

Ойконимы

Обучающие занятия,

исследовательская работа.

4

5-7

Годонимы

Обучающие занятия,

исследовательская работа.

3

8 - 10

Гидронимы

Обучающие занятия,

исследовательская работа.

3

11-13

Оронимы

Обучающие занятия,

исследовательская работа.

3

14-16

Дримонимы

Обучающие занятия,

исследовательская работа.

3

17-20

Антропоним

Обучающие занятия,

исследовательская работа.

3

Проекты «моя малая Родина» (8 ч)

1-2

Обобщение и  систематизация собранного материала

Коллективно – творческие дела

2

3-6

Создание презентации

«Моя малая Родина»

Разработка и создание презентаций, проекты, коллективно – творческие дела.

4

7-8

Конференция

«Моя малая Родина»

Презентация

2

Примечание:  Практически на каждом занятии нашего курса  используется цифровой фотоаппарат, ПК, мультимедийная установка, сканер, принтер, ресурсы Интернет, звуковые колонки. Кроме этого, ведется электронная папка «Путеводитель по селам».

4. Требования  к результатам освоения курса внеурочной деятельности учащимися (на основании ФГОС НОО):

Предметный результат:

  • Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, Бурятии;
  • Понимание детьми того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения.

Личностный результат:

  • Формирование чувства гордости за свою малую Родину, за Россию, российский народ и историю; осознание своей этнической и национальной  принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества;
  • Развитие самостоятельности за свои поступки, в том числе информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах;
  • Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтные ситуации и находить выходы их спорных ситуаций;
  • Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметный результат:

  • Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи внеурочной деятельности, поиска средств ее осуществления;
  • Формировать умение планировать , контролировать и оценивать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные пути и способы достижения результатов;
  • Использование различных способов поиска (в справочных источниках и т.п.), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.
  • Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свое слово, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий спортивно-развлекательной программы "Самые обоятельные и привлекательные" для женских коллективов села.

Сценрий спортивно-развлекательной программы "самые обоятельные и привлекательные" для женских коллективов села....

авторская программа факультативного курса по внеурочной деятельности "Мое село - моя малая Родина" для 2 - 4 кл.

авторская программа факультативного курса по внеурочной деятельности "Мое село  - моя малая Родина" для 2 - 4 кл....

«Село моё неброское, любимое село»

Данная разработка классного часа поможет обобщить представление детей о родном селе, труде взрослых; воспитывает любовь к родному краю, подчеркнув, что наш край связан со всей стран...

Программа краеведческого кружка «Любимое село» ( 1 год, для детей 7-10 лет)

Программа  краеведческого кружка«Любимое село»( 1 год,    для детей 7-10 лет)...

Образовательное путешествие в Царском селе "Ворота Царского Села".

Интереснейшая форма внеклассной работы близкая к квесту и проекту. Карта для учащихся содержит конкретный маршрут образовательного путешествия, привязанный к определенному району Санкт-Петербурга. Но ...

ПРОЕКТ "МОЁ СЕЛО - СЕЛО РОДНОЕ"

Исторический, поисковый материал для "Краеведческой комнаты" ....