РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ «Инфознайка»
рабочая программа (1 класс) на тему

Коржикова  Анастасия Сергеевна

Программа «Инфознайка» является тематической программой и реализует общеинтеллектуальное направление внеурочной деятельности.

Умение использовать информационные и коммуникационные технологии в качестве инструмента в профессиональной деятельности, обучении и повседневной жизни во многом определяет успешность современного человека. Особую актуальность для школы имеет информационно-технологическая компетентность учащихся в применении к  образовательному процессу. С другой стороны, развитие информационно-коммуникационных технологий и стремление использовать ИКТ для максимально возможной автоматизации своей профессиональной деятельности неразрывно связано с информационным моделированием объектов и процессов. В процессе создания информационных моделей надо уметь, анализируя объекты моделируемой области действительности, выделять их признаки, выбирать основания для классификации и группировать объекты по классам, устанавливать отношения между классами (наследование, включение, использование), выявлять действия объектов каждого класса и описывать эти действия с помощью алгоритмов, связывая выполнение алгоритмов с изменениями значений выделенных ранее признаков, описывать логику рассуждений в моделируемой области для последующей реализации её во встроенных в модель алгоритмах системы искусственного интеллекта. После завершения анализа выполняется проектирование и синтез модели средствами информационных и коммуникационных технологий.  Все перечисленные умения предполагают наличие развитого логического и алгоритмического мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon infoznayka.doc206 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПО ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМУ  НАПРАВЛЕНИЮ

«Инфознайка»

для учащихся 1 классов

Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Инфознайка»  разработана в соответствии с правовыми и нормативными документами:

  • федеральным законом от 29.12.2012г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утверждённым  приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 (п. 19.5);
  • основной образовательной программой начального общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №1», утверждённой приказом МБОУ «СОШ № 1» от 30.08.2014г. № 232;
  • санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утверждёнными Постановлением Главного государственного санитарного врача российской федерации от 29.12.2010г. № 189;
  • положением об организации внеурочной деятельности учащихся в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1», утверждённым приказом директора МБОУ «СОШ №1» от 30.08.2013 г. № 213.
  • учебным планом муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 1», утверждённым приказом МБОУ «СОШ № 1» от 30.08.2014г. № 228.

Цель программы: развитие логического и алгоритмического мышления школьников.

 

Задачи программы:

Обучающие:

1) формировать навыки решения задач с применением таких подходов к решению, которые наиболее типичны и распространены в информатике:

• применение формальной логики при решении задач: построение выводов путем применения к известным утверждениям логических операций («если – то», «и», «или», «не» и их комбинаций – «если ... и ..., то...»);

• алгоритмический подход к решению задач – умение планирования последовательности действий для достижения какой-либо цели, а также решения широкого класса задач, для которых ответом является не число или утверждение, а описание последовательности действий;

• объектно-ориентированный подход: самое важное – объекты, а не действия, умение объединять отдельные предметы в группу с общим названием, выделять общие признаки предметов этой группы и действия, выполняемые над этими предметами; умение описывать предмет по принципу «из чего состоит и что делает (можно с ним делать)»;

2) формировать навыки решения логических задач и познакомить с общими приемами решения задач – «как решать задачу, которую раньше не решали» (поиск закономерностей, рассуждения по аналогии, правдоподобные догадки, развитие творческого воображения и др.).

Воспитательные:

• осуществлять трудовое и эстетическое воспитание учащихся;

• воспитывать в учащихся любовь к занятию, к родной стране, её природе и людям;

• добиваться максимальной самостоятельности учащихся.

Развивающие:

  • развивать  кругозор в областях знаний, тесно связанных с информатикой: знакомство с графами, комбинаторными задачами, логическими играми;

• развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к предмету;

• формировать творческие способности, духовную культуру и эмоциональное отношение к действительности;

• развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях;

• развивать способность к синтезу и анализу, гибкость и мобильность в поисках решений  и генерирования идей.

Программа предназначена для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением групповых форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.

Содержание программы направлено на воспитание интереса познания нового, развитию наблюдательности, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, умения решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках.

Общая характеристика программы внеурочной деятельности

Программа «Инфознайка» является тематической программой и реализует общеинтеллектуальное направление внеурочной деятельности.

Умение использовать информационные и коммуникационные технологии в качестве инструмента в профессиональной деятельности, обучении и повседневной жизни во многом определяет успешность современного человека. Особую актуальность для школы имеет информационно-технологическая компетентность учащихся в применении к  образовательному процессу. С другой стороны, развитие информационно-коммуникационных технологий и стремление использовать ИКТ для максимально возможной автоматизации своей профессиональной деятельности неразрывно связано с информационным моделированием объектов и процессов. В процессе создания информационных моделей надо уметь, анализируя объекты моделируемой области действительности, выделять их признаки, выбирать основания для классификации и группировать объекты по классам, устанавливать отношения между классами (наследование, включение, использование), выявлять действия объектов каждого класса и описывать эти действия с помощью алгоритмов, связывая выполнение алгоритмов с изменениями значений выделенных ранее признаков, описывать логику рассуждений в моделируемой области для последующей реализации её во встроенных в модель алгоритмах системы искусственного интеллекта. После завершения анализа выполняется проектирование и синтез модели средствами информационных и коммуникационных технологий.  Все перечисленные умения предполагают наличие развитого логического и алгоритмического мышления.

Освоение информационно-коммуникационных технологий как инструмента образования предполагает личностное развитие школьников, придаёт смысл изучению ИКТ, способствует формированию этических и правовых норм при работе с информацией.

Все задания соответствуют по сложности учащимся определенного возраста. Это гарантирует успех каждого учащегося и, как следствие, воспитывает уверенность в себе. Занятия включают в себя теоретическую часть и практическую деятельность.

Теоретическая часть даётся в форме бесед с просмотром иллюстративного материала (с использованием компьютерных технологий).

Описание места программы внеурочной деятельности

Программа «Инфознайка» составлена на основе авторской программы  Горячева А.В. «Информатика и ИКТ»,  адресована учащимся начального уровня образования и рассчитана на 1 год (33 часа). Занятия проводятся 1 раз в неделю. 33 часа в год в 1 классе.

Формы организации занятий

Форма организации работы по программе в основном – коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы.

Теоретические занятия:

  • беседы;
  • просмотры видеоуроков;
  • сообщения;
  • выполнение теоретических заданий в тетради.

  Практические занятия:

  • практическая работа на компьютере;
  • занятие-игра;
  • инсценировка;
  • выполнение практических работ в тетради;
  • экскурсии;
  • заочное путешествие;
  • конкурс знатоков;
  • творческие проекты, презентации.

Место проведения занятий: школа.

Время проведения:  вторая половина учебного дня.

Учебный план

Название разделов

Количество часов

всего

1 класс

теор

прак

1.

Первичная диагностика

1

1

-

2.

Отличительные признаки и составные части предметов

8

1

7

3.

План действий и его описание

7

3

4

4.

Множества

9

2

7

5.

Логические рассуждения

8

3

5

итого

33

из них:

теория – 10 ч.

практ. – 23 ч

Личностные и метапредметные результаты внеурочной деятельности

Освоение учащимися программы «Инфознайка» направлено на достижение комплекса  результатов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

В сфере личностных универсальных учебных действий у учащихся будут сформированы:

  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»
  • интерес к новым видам деятельности;
  • устойчивый познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
  • адекватное понимание причин успешности/неуспешности деятельности.

Учащиеся получат возможность для формирования:

  • внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтений социального способа оценки знаний
  • выраженной познавательной мотивации;
  • устойчивого интереса к новым способам познания.

Метапредметными результатами является формирование универсальных учебных действий (УУД).

В сфере регулятивных УУД  учащиеся  научатся:

  • принимать и сохранять учебные цели и задачи;
  • осуществлять контроль при наличии эталона;
  • планировать и выполнять свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
  • адекватно воспринимать оценку учителя;
  •  вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
  • выполнять учебные действия в материале, речи, в уме;
  • различать способ и результат действия.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  • осуществлять контроль на уровне произвольного внимания;
  • планировать и выполнять свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации в новом учебном материале;
  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия;
  • проявлять познавательную инициативу;
  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;
  • самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.

В сфере коммуникативных УУД учащиеся научатся:

  • строить понятные для партнера высказывания при объяснении своего выбора;
  • формулировать вопросы;
  • допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной  задачи;
  • учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться, приходить к общему решению;
  • соблюдать корректность в высказываниях;
  • задавать вопросы по существу;
  • использовать речь для регуляции своего действия;
  • контролировать действия партнера;

Учащиеся получат возможность научиться:

  • строить понятные для партнера высказывания при объяснении своего выбора и отвечать на поставленные вопросы;
  • формулировать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
  • с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
  • владеть монологической и диалогической формой речи;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

В сфере познавательных УУД  учащиеся научатся:

  • анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
  • сравнивать по заданным критериям два три объекта, выделяя два-три существенных признака;
  • проводить классификацию по заданным критериям;
  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, свойствах, связях;

устанавливать последовательность событий;

  • определять последовательность выполнения действий, составлять простейшую инструкцию из двух-трех шагов;
  • использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;
  • кодировать и декодировать предложенную информацию;
  • понимать информацию, представленную в неявном виде (выделяет общий признак группы элементов, характеризует явление по его описанию).

Учащийся получит возможность научиться:

  • осуществлять сравнение, самостоятельно выбирая основания и критерии;
  • осуществлять классификацию самостоятельно выбирая критерии;
  • строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей;
  • устанавливать последовательность событий, выявлять недостающие элементы;
  • определять последовательность выполнения действий, составлять инструкцию (алгоритм) к выполненному действию;
  • создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
  • кодировать и декодировать свою информацию;
  • понимать информацию, представленную в неявном виде (выделяет общий признак группы элементов, характеризует явление по его описанию) и самостоятельно представлять информацию в неявном виде.
  • осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме.

Календарно-тематическое планирование

 (1 час в неделю)

№ п/п

№ в разделе

Дата

Название разделов и тем

Характеристика основных видов деятельности учащихся

Количество часов

Формы проведения

Формы контроля

всего

теория

практика

1.

1.

Первичная диагностика

Познакомиться с основными направлениями работы на занятиях; материалами и оборудованием, правилами техники безопасности.

1

1

-

Беседа

Опрос

1. Отличительные признаки и составные части предметов

2

1

Цвет предметов.

Познакомиться с отличительными признаками (цветом предметов, формой предметов, размером предметов, признаками предметов) и составными частями предметов (состав предметов).

Познакомиться с компьютером и его устройством.

Наблюдать за  демонстрацией учителем и в видеоуроках за правилами поведения при работе за компьютером. Учиться называть отличительные признаки предметов и составные части предметов.

1

-

1

экскурсия

Опрос

3

2

Форма предметов.

1

-

1

экскурсия

Опрос

4

3

Компьютер и его основные устройства. Применение компьютеров. Правила поведения при работе за компьютером.

1

-

1

практика работы на компьютере

Демонстрация выполненной работы

5

4

Размер предметов.

1

-

1

экскурсия

Опрос

6

5

Названия предметов.

1

-

1

экскурсия

Опрос

7

6

Признаки предметов.

1

-

1

занятие-игра

Демонстрация выполненной работы

8

7

Состав предметов.

1

-

1

занятие-игра

Опрос

9

8

Диагностика (К. р. № 1).

1

1

-

Выполнение контрольной работы

Итого по разделу:

8

1

7

2. План действий и его описание

10

1

Понятия «равно» и «не равно».

Познакомиться с понятиями «равно» и «неравно», «вверх», «вниз», «вправо», «влево».

Познакомиться с отношениями «больше» и «меньше». Уметь называть действия предметов, последовательность событий, порядок действий.

1

1

-

Беседа

Опрос

11

2

Отношения «больше» и «меньше».

1

1

-

Опрос

12

3

Понятия «вверх», «вниз», «вправо», «влево».

1

-

1

экскурсия

Опрос

13

4

Действия предметов.

1

-

1

практика работы на компьютере

Демонстрация выполненной работы

14

5

Последовательность событий.

1

-

1

инсценировка

Демонстрация выполненной работы

15

6

Порядок действий.

1

-

1

практика работы на компьютере

Демонстрация выполненной работы

16

7

Диагностика (К. р. № 2).

1

1

-

Выполнение контрольной работы

Итого по разделу:

7

3

4

3. Множества

17

1

Цифры.

Познакомиться с понятием «цифры», «возрастание», «убывание».

Познакомиться с множеством и его элементами, способами задания множеств. Выполнять сравнение множеств, отображение множеств. Познакомиться с кодированием, симметрией фигур и предметов 

1

-

1

инсценировка

Опрос

18

2

Возрастание, убывание

1

-

1

занятие-игра

Опрос

19

3

Множество и его элементы.

1

-

1

занятие-игра

Опрос

20

4

Способы задания множеств.

1

1

-

Демонстрация выполненной работы

21

5

Сравнение множеств.

1

-

1

практика работы на компьютере

Демонстрация выполненной работы

22

6

Отображение множеств

1

-

1

практика работы на компьютере

Демонстрация выполненной работы

23

7

Кодирование.

1

-

1

занятие-игра

Демонстрация выполненной работы

24

8

Симметрия фигур и предметов

1

-

1

экскурсия

Опрос

25

9

Диагностика (К. р. № 3).

1

1

-

Выполнение контрольной работы

Итого по разделу:

9

2

7

4. Логические рассуждения

26

1

Отрицание.

Познакомиться с  отрицанием, с понятиями «истина» и «ложь». Познакомиться с элементами логики, с сопоставлением, исполнителем  и примером исполнителя. Познакомиться с понятием «дерево».

Иметь общее понятие о графах, комбинаторике. Выполнять логические задачи.

Вспомнить все темы, изученные в течение года.

Участвовать в обсуждении творческих результатов.

1

-

1

практика работы на компьютере

Демонстрация выполненной работы

27

2

Понятия «истина» и «ложь».

1

-

1

практика работы на компьютере

Демонстрация выполненной работы

28

3

Элементы логики. Сопоставления. Исполнитель. Пример исполнителя.

1

-

1

занятие-игра

Демонстрация выполненной работы

29

4

Понятие «дерево».

1

1

-

Опрос

30

5

Графы.

1

-

1

заочное путешествие

Опрос

31

6

Комбинаторика.

1

1

-

Опрос

32

7

Логические задачи.

1

-

1

конкурс знатоков

Опрос

33

8

Диагностика (К. р. № 4).

1

1

-

Выполнение контрольной работы

Итого по разделу:

8

3

5

Всего

33

10

23

Содержание программы

Первый год обучения (33 ч.)

ПЕРВИЧНАЯ ДИАГНОСТИКА. Введение(1 ч.)

Выявление начального уровня сформированности личностных и метапредметных УУД.

1. ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ И СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ ПРЕДМЕТОВ (8 ч.)

Выделение признаков предметов, узнавание предметов по заданным признакам. Сравнение двух или более предметов по заданным признакам. Сравнение двух или более предметов. Разбиение предметов на группы по заданным признакам.

2. ПЛАН ДЕЙСТВИЙ И ЕГО ОПИСАНИЕ (7 ч.)

Последовательность действий. Последовательность состояний в природе. Выполнение последовательности действий. Составление линейных планов действий. Поиск ошибок в последовательности действий.

3.МНОЖЕСТВА (9 ч.)

Высказывания и множества. Построение отрицания простых высказываний. Действия с множествами.

4.ЛОГИЧЕСКИЕ РАССУЖДЕНИЯ (8 ч.)

Истинность и ложность высказываний. Логические рассуждения и выводы. Поиск путей на простейших графах, подсчёт вариантов.

Учащиеся вспоминают темы, изученные в течение года. При обсуждении творческих результатов первого года обучения учащиеся определяют наиболее удачные произведения и пытаются объяснить, чем они им нравятся.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Необходимое оборудование и оснащение

Количество

Аудиозаписи, слайды по содержанию программы:

Видеоуроки и мастер-классы с сайтов интернет ресурсов

Интернет портал PROШколу.ru  http://www.proshkolu.ru/

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/58a0dbdd-8ae9-43b1-937e-ef6397e6c1c3 /?&subject=19 – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

ТСО, компьютерные, информационно-коммуникационные средства:

  1. Магнитофон.
  2. Компьютер
  3. Принтер.

1

1

1

Учебно-практическое оборудование:

  1. Учебник - тетрадь «Информатика
  2. Бумага белая офисная.
  3. Бумага цветная.
  4. Клей ПВА
  5. Ножницы.
  6. Цветные карандаши
  7. Фломастеры
  8. Цветные ручки

25

1

1

25

25

25

25

25

Оборудование (мебель):

  1. Стол ученический
  2. Стол учительский
  3. Стул офисный
  4. Стул ученический
  5. Шкаф книжный
  6. Шкаф-плакатница

15

2

2

30

5

1

Список литературы для учителя:

  1. Горячев А.В., Горина К.И. и др. Информатика в играх и задачах. 1 класс (1 и 2 ч.). М.: «Баласс», 2012.
  2. Горячев А.В., Горина К.И. и др. Информатика в играх и задачах. 1 класс. Методические рекомендации для учителя. М.:«Баласс», 2012.
  3. Как проектировать универсальные учебные действия. От действия к мысли. Под. ред. А.Г. Асмолова. М.: «Просвещение», 2011.
  4. Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа/ Под науч. ред. Д.И.Фильдштейна. изд. 2-е, доп. – М.: Баласс, 2009.
  5. Планируемые результаты начального общего образования. Под. ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Догиновой. М.: «Просвещение», 2011.

1

1

1

1

1

Список литературы для учащихся. 

Горячев А.В., Горина К.И. и др. Информатика в играх и задачах. 1 класс (1 и 2 ч.). М.: «Баласс», 2012.

50

Планируемые результаты  освоения учащимися программы внеурочной деятельности

В результате обучения в течение полного учебного года по программе 1-го года обучения предполагается, что учащиеся получают следующие основные знания и умения:

  • познакомятся с отличительными признаками (цветом предметов, формой предметов, размером предметов, признаками предметов) и составными частями предметов (состав предметов);
  • познакомятся с компьютером и его устройством;
  • научатся  называть отличительные признаки предметов и составные части предметов;
  • познакомятся с понятиями «равно» и «неравно», «вверх», «вниз», «вправо», «влево», с отношениями «больше» и «меньше»;
  • научатся называть действия предметов, последовательность событий, порядок действий;
  • познакомятся с понятием «цифры», «возрастание», «убывание», с множеством и его элементами, способами задания множеств; с кодированием, симметрией фигур и предметов;
  • научатся выполнять сравнение множеств, отображение множеств;
  • познакомятся с  отрицанием, с понятиями «истина» и «ложь»,  с элементами логики, с сопоставлением, исполнителем  и примером исполнителя;
  • познакомятся с понятием «дерево», «граф», «комбинаторика».
  • научатся выполнять логические задачи.

Система отслеживания и оценивания результатов обучения учащихся проходит через участие их в  конкурсах,  массовых мероприятиях, создании портофолио.

Демонстрация выполненной работы является важным итоговым этапом большинства занятий.

Создание портфолио является эффективной формой оценивания и подведения итогов деятельности учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности курса « Инфознайка»

Настоящая рабочая программа составлена на основе примерной программы по информатике в рамках УМК «Перспективная начальная школа»-авторов Е.П.Бененсон, А.Г.Паутовой с учетом  «Требований к р...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Инфознайки"

Программа внеурочной деятельности по иформатике для 1 класса...

Разработка рабочей программы кружка по информатике «Инфознайка» для 3 класса

Освоение информационно-коммуникационных технологий как инструмента образования предполагает личностное развитие школьников, придаёт смысл изучению ИКТ, способствует формированию этических и правовых н...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Инфознайка" 2 класс

Программа внеурочной деятельности "Инфознайка" 2 класс содержит пояснительную записку и КТП НА 1 час в неделю....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Инфознайка" 2 класс.

Рабочая программа внеурочной деятельности "Инфознайка" 2 класс....

Методическая разработка "Рабочая программа внеурочной деятельности "Юный инфознайка"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Юный инфознайка" для начальных классов...

Рабочая программа внеурочного курса по информатике "Инфознайка"

рабочая программа внеурочного образовательного курса «Инфознайка» для 3 класса, обучающихся по варианту 7.2 адаптированной основной общеобразовательной программы.  Курс предполагает п...