Школьный план действий
проект (4 класс) на тему

Что такое ШПД - это план действий воспитателя в интересах ученика, то есть - это индивидуальная программа построения взаимоотношений с конкретным учеником. Эта программа помогает грамотно, профессионально и эффективно общаться с ребенком.  Фактически я разрабатываю оптимальную стратегию и тактику общения с учеником и решаю  последовательно пять задач, как бы делаю пять «шагов».

Шаг № 1. Объективное описание поведения ребенка.

Шаг № 2. Понимание мотива «плохого» поведения.

Шаг № 3. Выбор техники педагогического вмешательства для экстренного прекращения «выходки» на уроке.

Шаг № 4. Разработка стратегии и тактики поддержки ученика

для повышения его самоуважения.

Шаг № 5. Включение родителей и коллег-педагогов в реализацию конкретного ШПД.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shkolnyy_plan_deystviy.docx20.31 КБ

Предварительный просмотр:

Школьный план действий

Что такое ШПД - это план действий воспитателя в интересах ученика, то есть - это индивидуальная программа построения взаимоотношений с конкретным учеником. Эта программа помогает грамотно, профессионально и эффективно общаться с ребенком.  Фактически я разрабатываю оптимальную стратегию и тактику общения с учеником и решаю  последовательно пять задач, как бы делаю пять «шагов».

Шаг № 1. Объективное описание поведения ребенка.

Шаг № 2. Понимание мотива «плохого» поведения.

Шаг № 3. Выбор техники педагогического вмешательства для экстренного прекращения «выходки» на уроке.

Шаг № 4. Разработка стратегии и тактики поддержки ученика

для повышения его самоуважения.

Шаг № 5. Включение родителей и коллег-педагогов в реализацию конкретного ШПД.

Начиная последовательно делать каждый шаг, мне необходимо вспомнить три основных закона, которым подчинено поведение наших учеников.

1 Закон. Ученики выбирают определенное поведение в определенных  обстоятельствах.

2 Закон. Любое поведение учеников подчинено общей цели — чувствовать себя принадлежащим к школьной жизни.

3 Закон. Нарушая дисциплину, ученик осознает, что ведет себя неправильно, но может не осознавать, что за этим нарушением стоит одна их четырех целей:

• привлечение внимания;

• власть;

• месть;

• избегание неудачи.

Шаг № 1. Наблюдение и объективное описание поведения ребенка.

Избегая субъективных оценок, собираю, и стараюсь точно формулировать факты.

В течении недели я вела наблюдение за воспитанником своей группы Валерой И.

 Результаты моих наблюдений.

      Ученик 4 класса Валера опоздал в класс 3 раза за эту неделю. При самоподготовке Валера получил 4 замечания за медленную подготовку к занятиям. Не слушая  объяснения, он затем задает вопросы воспитателю, на которые только что был дан ответ (по три-четыре вопроса за занятие).  Разговаривает с учениками, отвлекает их от выполнения заданий (получил 5замечаний). Получая замечание, поворачивается к ребятам и смеется (2 раза за занятие). В столовой отказывается от обеда. Ему нравится, когда его уговаривают съесть хоть что-нибудь (4 раза за неделю). На прогулке активен. За эту неделю в процессе игры возникла конфликтная ситуация (борьба за мяч в футболе), которую он разрешил дракой и  ненормативной лексикой.

Что заставляет Валеру выбирать такое поведение?

 Предположить, что он не знаком со школьными правилами – наивно. Увы, ни мои замечания, ни напоминания об этих правилах не делают Валеру послушным.

Вспомним, о чем гласит первый закон поведения ученика: ученик выбирает определенное поведение в определенных условиях.

И так, выбор он делает сам.

Второй закон нам напоминает, что любое поведение ученика подчинено базовой цели – чувствовать свою причастность к «жизни школы», т.е. «чувствовать свою важность и значимость». Эта потребность естественна для любого человека, поскольку люди существа социальные. «Если личностные потребности детей не реализуются дома, они должны реализоваться в школе. Чтобы проложить путь к успеху, дети должны получать в школе то, чего им не достает: добрые взаимоотношения как со сверстниками, так и со взрослыми… именно школа должна открыть каждому ребенку путь к реализации главной жизненной потребности – осознанию себя полноценной личностью» (У.Глассер «Школа без неудачников», М., «Прогресс», 1991, с.29-30).

Базовая потребность Валеры чувствовать свою причастность к «жизни школы» воплощается в три частные цели:

1.Интеллектуальная состоятельность;

2.Коомуникативная состоятельность;

3.Состоятельность в деятельности.

И он пытается достигнуть этих целей всеми доступными способами.

Шаг 2. Обнаружение скрытой цели «плохого поведения».

Определение истинной цели (мотива) нарушения дисциплины Валеры поможет мне выбрать правильные стратегии во взаимодействии с ним.

Для этого я обращаюсь к самой себе. Какие чувства вызывает поведение моего ученика - раздражение, досада, желание сделать замечание, что бы он успокоился.

Я понимаю, что цель «плохого поведения» Валеры, привлечение внимания, причем активная форма.  Он все время хочет быть в центре внимания, не дает мне вести занятия и мешает ребятам слышать и понимать меня.

Какие же социальные причины могут вызвать подобное поведение?

  1. Внимание уделяется плохому, а не хорошему поведению;
  2. Ребенок не умеет просить внимания в приемлемой форме;
  3. Испытывает дефицит личного внимания к себе;
  4. Чувствует себя «пустым местом».

Я думаю, что первые три причины являются главными. Он получает много замечаний за плохое поведение; ему хочется произвести впечатление на ребят и учителя, но просить внимания он не умеет.

Но есть и сильная сторона подобного поведения – это потребность в контакте, во взаимоотношениях со взрослыми.

Пришло время мер экстренного педагогического воздействия.

Шаг № 3. Выбор техники педагогического вмешательства для экстренного прекращения «выходки» на уроке.

Стратегия 1.Минимизация внимания. Игнорировать такое поведение. Контакт глазами. Использовать имя ребенка. Послать «секретный сигнал». Формулировать «Я-высказывание».

Я решила, что игнорировать его поведение, нельзя, так как оно проявлялось в активной форме. Ждать и надеяться, что он сам успокоится, нет возможности.  Я дала понять ему глазами, что «я тебя вижу и помню», встала рядом, назвала его по имени и положила руку  ему на плечо. Он успокоился на время, но стоило мне отойти к доске, все повторилось. Тогда послала ему «секретный сигнал». Система этих сигналов была нами выработана накануне.

И, наконец, формулирую «Я-высказывание»: «Когда я вижу, что ты не слушаешь меня, мне неприятно, ведь я говорю достаточно важные вещи. Пожалуйста, будь внимательнее к тому, что я говорю».

Стратегия 2. Разрешающее поведение.

Из данной стратегии я решила использовать только «Разрешающую квоту».

Мы с ним договорились, что во время занятий он имеет право повернуться к соседу, сидящему сзади, только 4 раза. Поворачиваться он перестал, но продолжал отвлекать меня, задавая вопросы и переспрашивая, что надо делать.

Стратегия 3. Поступайте неожиданно.

Начала говорить тихим голосом. Однако вопросы посыпались еще активнее – «плохо слышно!» Тогда сделала паузу и ответила на все его вопросы.

Затем изменила манеру речи. Говорить стала спокойно, но более громким голосом.

Стратегия 4.Отвлеките ученика.

Объяснение на занятии я стала чередовать вопросами, которые адресовала в основном Валере, концентрируя его внимание. После объяснения попросила

его вытереть доску и раздать тетради ребятам.

Выполняя поручения, Валера проявил заинтересованность и перестал отвлекаться.

Я решила усложнить работу и доверила ему оформить краткую запись задачи на доске.

Стратегия 5. Обращайте внимание класса на примеры хорошего поведения.

После того как Валера успешно справился с задачей у доски, я похвалила его и обратила внимание класса на его успехи.

Стратегия 6. Пересаживайте учеников.

Похвала подействовала на Валеру неоднозначно. Поначалу он был очень рад и горд, но потом поведение его стало вызывающим. Он стал задирать ребят, смеяться над ними. Я решила применить из стратегии пересаживания учеников «стул раздумий».  

Стратегию пересаживания учеников я на следующий день применила и в столовой. Так как  Валера очень плохо ест, я посадила его с ребятами с хорошим аппетитом. Конечно, наивно предполагать, что он сразу изменился. Но, по крайней мере, перестал демонстративно отвергать еду и во время беседы с ребятами не заметил, как съел часть гарнира.

После завершения занятий по самоподготовке я решила поговорить с Валерой о происшествии на прогулке (из-за меча он подрался со своим другом и оскорбил его) и применить технику активного слушания. Для этого я выбрала время, когда большая часть ребят ушла на дополнительные занятия и тренировки. В течение сорока минут нам никто не помешает.

Посадив его на стул напротив себя, я начала с предложения: «Ты сегодня был очень зол на прогулке». Сделав паузу, я даю ребенку высказаться. Постепенно его настороженность ослабевает и он рассказывает о том, что произошло на площадке. Когда я поняла, что  Валера готов и меня слушать задаю ему вопрос «Что же делать?» И Валера сам продвигается в решении

своей проблемы (помириться с другом).

Однако прием экстренного педагогического вмешательства не может изменить характер поведения ученика в целом. Нет гарантии, что завтра или через неделю ученик не повторит свои безобразные выходки. А вот выстроенная стратегия поддержки  может в этом помочь.

Шаг № 4. Разработка стратегии и тактики поддержки ученика

для повышения его самоуважения.

Самоуважение школьника в основном определяется чувством причастности, принадлежности к школьной жизни (2закон поведение учеников).

Стратегия повышения самоуважения строится на принципе замены неприемлемых способов участия в школьной жизни более приемлемыми формами общения. То есть ошибочную цель поведения Валеры «привлечение внимания» переориентировать на желание быть значимым   среди своих одноклассников. Для этого я решила использовать метод групповой работы. Подключила Валеру к группе, которая отвечала за составление газеты-коллаж посвященной Дню космонавтики. Ему поручили подобрать материал по истории развития космонавтики в нашей стране. Чувствуется его искренняя заинтересованность в работе.

Изменилось и мое отношение к Валере, если раньше я постоянно ожидала подвоха, теперь настроена на ожидание успеха.

Шаг № 5. Включение родителей и коллег-педагогов в реализацию конкретного ШПД.

Мой план действий теперь является темой для общения с коллегами и родителями.

Поговорив с мамой Валеры, я рассказала ей о своих действиях и предложила попробовать составить свой Домашний план. Если ей это удастся, то этим она поможет и мне, и решит собственные воспитательные проблемы.

 

Конечно, составление ШПД требует времени, но правильно составленный план сторицей оправдает наши затраты. Его составление уже снижает тревогу и снимает стресс. А в процессе первых шагов составления ШПД  начинаешь верить, что все можно изменить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа над текстовой задачей как средство формирования внутреннего плана действий у учащихся 1, 2 классов

презентация на тему "Работа над текстовой задачей как средство формирования внутреннего плана действий у учащихся 1, 2 классов...

Раздел программы: «План действий и его описание». Тема «Цвет предметов». (Информатика, Образовательная система "Школа 2100")

Конспект занятия по информатике. Первый год обучения.Задания из учебника "Информатика"  А.В. Горячева.Информатика 1 класс. Методичесские рекомендации для учителя....

План действий по проведению родительского собрания "Дисграфия и дислексия: как предупредить?"

Презентация  раскрывает план действий по подготовке и  проведению родительского собрания "Дисграфия и дислексия: как предупредить?"...

Конспект урока математики во 2 классе "Состав числа 12. План действий"

Конспект урока математики во 2 классе по программе "Гармония". Тема "состав числа 12. План действий" . К конспекту урока также прилагаются интерактивные игры....

План действий по формированию исследовательских умений младших школьников

План действий по формированию исследовательских умений младших школьников...

План действий детей в случае пожара

План действий детей в случае пожара...

План действий по осуществлению духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся 4кл.

В плане представлены направления работы, указаны мероприятия по осуществлению духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся....