19 октября - день лицея
классный час (4 класс) на тему

Материал можно использовать в группе продлённого дня или на классном часе, посвящённом лицейской годовщине.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon litsey.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                               День лицея – 19 октября

В начале жизни школу помню я;
Там нас, детей беспечных, было много;
Неровная и резвая семья…

Эти поэтические строчки напишет взрослый, мудрый А.С. Пушкин, вспоминая годы обучения в Царскосельском лицее – школе, ставшей для него домом.(Слайд 1.)

1811 год. Царское Село.

 Сценка:
… Публика гуляет в Царском Селе.

– Что-то новое… слыхали? 
– Да! Лицеем нарекли. 
– Что же значит сей Лицей? 
– Надо выяснить скорей! 
– Аристотель так учил. 
– Он тогда в Афинах жил. 
– И, гуляя по аллеям, 
– Размышлял он о Ликее. 
– А на русский лад – Лицей. 
– И хватает здесь аллей. 
– Говорят, не будут бить. 
– Как без этого учить? 
– Вы дикарка! Вам не стыдно?! За Россию мне обидно! 
– Обучение – 6 лет. 
– Так решил их педсовет. 
– Кто-то мне еще сказал – всем отдельный дортуар. 
– Правильно решили. Чудно. Одному побыть уютно.

А как все начиналось? 
Вспоминаю: 
С лицейским временем 
Я встретиться желаю.

 Приоткроем занавес тех времен…

В 1811 году 19 октября по приказу императора Александра I открывается Царскосельский лицей, предназначенный для всестороннего образования родных братьев государя, а также юношей из дворянской знати России. (Слайды 2,3)

На торжественном открытии присутствовали император Александр I, царская семья, министры.(Слайды 4)

В день открытия Лицея лицеисты впервые увидели Устав – большую красную книгу в нарядном переплете. На обложке буква “А” – вензель императора Александра. В Уставе записаны все обязанности воспитанников и их права. Приведем пример оных:

  • Все воспитанники равны, как дети одного отца или семейства!
  • Запрещается воспитанникам кричать на служителей или бранить их, хотя бы они были их крепостные люди!
  • Телесные наказания запрещены! (Слайд 5)

На открытии лицея выступили директор В.Ф. Малиновский  и профессор Куницын.

Речь А.П. Куницына называлась «Наставление воспитанникам»

Выходит Куницын и обращается к лицеистам:

- К вам обращаюсь я, юные питомцы, будущие столпы Отечества! Из родительских объятий вы поступаете ныне под кров сего священного храма наук. Пройдет время, и вы будете иметь влияние на благо целого общества… Дороги чести и славы открыты перед вами. Помните всегда, что нет выше звания, чем высокое звание гражданина. Любовь к славе и Отечеству должна быть всегда единственным вашим руководителем! (Слайд 6)

После вступительных испытаний   лицей было принято 30 мальчиков  11-12 лет из дворянских семей, среди них А. Пушкин, И. Пущин, А. Дельвиг,

        В.Кюхельбекер и другие. Окончило 29 человек (один исключен)

Чтец:

Их 30 человек. Вот класс. 
Бакунин, Броглио, Вольховский, 
Саврасов, Дельвиг, Корф, Данзас, 
Тырков, Корнилов, Малиновский. 
Здесь Кюхля, Маслов, Есаков, 
Комовский, Гурьев. Илличевский, 
Костенский, Стевен, Горчаков, 
Мартынов, Мясоедов, Ржевский. 
Вот Гревенец и Ломоносов, 
Вот Яковлев и Корсаков 
Но где еще кого-то носит? 
Откликнитесь на трубный зав! 
Мы их, конечно, не забудем: 
Матюшкин, Пущин, Пушкин, Юдин.

(Слайды 7,8,9)

А учить их будут лучшие учителя! Образованные и начитанные, они специально готовились к преподаванию в новой школе! Называют их не учителями, а профессорами или помощниками профессоров. Они мечтают, чтобы их ученики стали честными и благородными людьми, принесли пользу и славу своему Отечеству. И начала занятий они ждут с таким же нетерпением, как и мальчики.

У каждого лицеиста была своя комната -  «келья», как называл её А. С. Пушкин. В комнате – железная кровать, конторка, комод, зеркало, стул, стол для умывания. (Слайды10, 11)

Так выглядела форма: однобортный кафтан, темно-синий, с красным стоячим воротником такими же обшлагами, на воротнике по две петлицы: у младших – шитые серебром, у старших – золотом. (Слайд 12)

Лицей давал высшее образование. Обучение было рассчитано на 6 лет и состояло из двух курсов по 3 года в каждом. (Слайд 13)

Вот по каким предметам обучались лицеисты: латынь, Закон Божий, российская словесность, немецкая словесность, французская словесность, иностранная география и статистика, всеобщая история, политэкономия и финансы, естественное, частное и публичное право, уголовное и гражданское право, отечественная география и статистика, чистая математика, прикладная математика, фортификация и артиллерия, физика. 
Было еще и рисование, и танцы, и верховая езда, и фехтование. (Слайд 14)

Аудитории_ (Слайды 15,16, 17,18,19)

Режим дня лицеистов

В шесть часов утра- подъем.

Пауза – перекличка лицеистов из конца в конец класса.

– От 7 до 9 – класс, то есть учебные занятия.

  • – В 9 – чай с белой булкой.
  • – Сразу после чая – первая прогулка до 10 часов.
  • – Вы помните ль то розовое поле,
    Друзья мои, где красною весною,
    Оставя класс, резвились мы на воле
    И тешились отважною борьбой?
  • – От 10 до 12 – класс.
  • – С 12 до часу – вторая прогулка.
  • – Гуляли обязательно в любую погоду.
  • – Потом повторение уроков или вспомогательный класс для отстающих.
  • – В 8.30 вечера – звонок на ужин.
  • – За ужином объелся я,
    А Яков запер дверь оплошно –
    Так было мне, мои друзья,
    И Кюхельбекерно, и тошно!
  • – После ужина до 10 часов – отдых, развлечения.
  • – По средам и субботам бывало вечернее “танцеванье” или “фехтованье”.
  • – Каждую субботу – баня.
  • – В 10 часов – вечерняя молитва, сон (Слайд 20)

- Да! Режим лицейский строг– всех сзывают на урок

Сценка «Урок математики»

Входит Карпов. Всем раздает листы. Все решают. Один Пушкин ничего не делает.

КАРПОВПушкин, решайте уравненье.

ПУШКИНЯ не умею.

КАРПОВ: Идите и решайте, а вы все поспешайте!

Пушкин мучается у доски.

КАРПОВ: Я все стою печально и смотрю…

ПУШКИННо уравнение равно нулю.

КАРПОВУ вас всегда и все нулю равняется. Да! С математикой у вас не получается. Вы на последней парте заседайте, свои стихотворенья сочиняйте. Вот вам единственный совет.

ХОР ГОЛОСОВ: Но он у нас большой поэт.

В лицее у Пушкина появилось много друзей (Слайд 21)

В их классе каждый имел прозвище, и мальчишки не обижались на них.

Невысокий, тщедушный с виду, Владимир Вольховский обладал железным характером, несгибаемой волей. Вольховский ещё в Лицее решил стать военным и всячески готовил себя к будущим тяготам. Чтобы больше успеть он мало спал. Тренируя волю, неделями отказывался от мяса, пирожного, чая, чем часто вызывал усмешки лицеистов. Будучи самым слабым, он много занимался гимнастикой.

Когда учил уроки, носил на плечах два тяжёлых словаря. Ребята посмеивались над ним, иногда в стихах:

Суворов наш
Ура! Марш, марш
Кричит верхом на стуле.

Владимир Вольховский был первым учеником. Закончил Лицей с золотой медалью. Стал членом тайного общества декабристов. (Слайд 22)

Князь Александр Горчаков («Франт») – умный, весёлый, благородный и крайне честолюбивый юноша. До того честолюбивый, что это нередко отталкивало от него товарищей. Чего только не делал этот юноша, чтобы затмить Вольховского и занять первое место. Постепенно его упорство и настойчивость завоевали уважение среди лицеистов, они видели, что «Франт» учится с утра до вечера, чтобы быть первым учеником. По окончании Лицея он получил малую золотую медаль. Александр Горчаков сделал блестящую карьеру. Он стал дипломатом, а затем министром иностранных дел России. (Слайд 23)

Вильгельм Карлович Кюхельбекер

Один из лучших друзей Пушкина. Как только ни называли лицеисты бедного Вильгельма: «Кюхля», «Виля», «Бекеркюхель», «Цыплятопирогов». Особенно часто насмешкам подвергалась его внешность: длинная тощая нескладная фигура. И, конечно, его страсть к написанию стихов. Товарищи не понимали его своеобразных литературных взглядов и вкусов. К концу же учёбы лицеисты стали уважать Кюхельбекера, так как он неоднократно публиковал в журналах свои стихи и статьи, а его образованности и знаниям мог позавидовать каждый. При этом друзья не перестали подшучивать над ним. Перед окончанием лицея «Кюхля» чуть не утонул. В столовой за обедом так его обидел один из товарищей, что в полном беспамятстве он выскочил из-за стола, выбежал в парк и бросился в пруд возле Александровского дворца. Пруд был неглубок, и «Кюхлю» сразу вытащили, а обидчиком оказался Иван Малиновский. (Слайд 24)

Пущин Иван Иванович

Самый близкий друг Пушкина. За высокий рост звался одноклассниками Иваном Великим или Большим Жано. Имел хорошие дарования. В общении приятен. Вежлив и искренен, но с приличной разборчивостью и осторожностью.

Впоследствии участвовал в декабристском восстании на Сенатской площади. Осуждён. Приговорён к 31 году тюрьмы и ссылки. (Слайд 25)

Дельвиг Антон

Прозвище «Тося». Близкий друг Пушкина. Он не любил шумные игры, возню. Пожалуй, все: и приятели, и недруги – отмечали одно примечательное качество Дельвига – его феноменальную лень. Однажды во время лекции (на уроке латинского языка ) Антон, не выучив, как обычно урока, спрятался под кафедру и там…заснул. Так появилось стихотворение о нём:

Дай руку, Дельвиг! Что ты спишь?
Проснись, ленивец сонный!
Ты не под кафедрой сидишь,
Латынью усыплённый.

Но самые близкие друзья его, знали, что Дельвиг больше притворяется. Этот «ленивец» и далеко не лучший ученик стал впоследствии прекрасным поэтом, одним из ведущих издателей. Именно он написал прощальную песню воспитанников Лицея:

Шесть лет промчались, как мечтанье,
В объятьях сладкой тишины,
И уж Отечества призванье
Гремит нам: «Шествуйте сыны… (Слайд 26)

Александр Пушкин

Его иногда называли Французом за то, что он легко болтал по-французски. А иногда «Егоза» и даже… «Обезьяна». Кстати, Пушкину нравилось это прозвище, Александр гордился своей ловкостью, умением прыгать, бросать мяч. Сам Пушкин говорил о себе в стихах так:

В те дни, когда в садах Лицея
Я безмятежно процветал,
Читал украдкой Апулея,
А над Вергилием зевал,
Когда ленился и проказил,
И забывал латинский класс
Для алых губ и чёрных глаз;
Когда французом называли
Мои задорные друзья,
Тогда педанты предрекали,
Что ввек повесой буду я. (Слайд 27)

Вот он – первый выпуск лицея (Слайд 28)

На 4 января 1815 г. было назначено «публичное испытание воспитанников первого приема», о чем было напечатано объявление в газете «Санкт-Петербургские ведомости».

К экзамену Пушкин написал стихотворение «Воспоминания в Царском Селе» и очень волновался за его прочтение перед авторитетной комиссией.

Воспитанники отчитывались по всем предметам. В экзаменационной комиссии сидел сам Гаврила Романович Державин, первый поэт России. Его присутствие Пушкина волновало более всего.

Впоследствии Пушкин вспоминал: «Державин был очень стар. Он был в мундире и в плисовых сапогах. Экзамен наш его очень утомил. Он сидел, подперши голову рукою. Лицо его было бессмысленно, глаза мутны, губы отвисли... Он дремал до тех пор, пока не начался экзамен в русской словесности. Тут он оживился, глаза заблистали; он преобразился весь».

Голос Александра Пушкина дрожал и срывался, когда он сдавал экзамен на высокое звание русского поэта. Затаив дыхание, все слушали «Воспоминания в Царском Селе»:


Навис покров угрюмой нощи

На своде дремлющих небес;

В безмолвной тишине почили дол и рощи,

В седом тумане дальний лес;

Чуть слышится ручей, бегущий в сень дубравы,

Чуть дышит ветерок, уснувший на листах,

И тихая луна, как лебедь величавый,

Плывет в сребристых облаках...

– Прекрасно, великолепно, – проносится среди присутствующих. Державин приподнимает седую голову. 
      – Господа, да это истинная поэзия! – слышится его голос

Друзья не узнавали своего Пушкина. Они слушали знакомые стихи, понимая, что этот юноша с пылающим лицом, с особенным выражением горящих глаз — гениальный поэт. (Слайд 29)

Свидетельство №21 получил Александр Пушкин по окончании лицея.  Так закончились лицейские годы в жизни Пушкина.(Слайд 30)

В июне 1817 года А. Пушкин был определён на службу в Коллегию иностранных дел в чине коллежского секретаря, где не работал ни дня, отдавшись творчеству. (Слайд 31)

По окончании Лицея жизнь разбросала лицеистов в разные стороны, но Пушкин и его ближайшие друзья никогда не забывали друг друга.

Всю жизнь лицеисты отмечали свой праздник - день открытия Лицея, 19 октября. Через восемь лет, много испытав и пережив, отбывая пятый год ссылки. Пушкин снова подчеркнул неразрывность их Лицейского круга в стихотворении:

Друзья мои, прекрасен наш союз!

Он как душа неразделим и вечен -

Неколебим, свободен и беспечен

Срастался он под сенью дружных муз

Куда бы нас ни бросила судьбина

И счастие куда б ни повело,

Все те же мы: нам целый мир чужбина;

Отечество нам Царское Село (Слайд 32)

15 октября 1900 года в Царском Селе открыт памятник Пушкину – лицеисту.(Слайд 33)

Ежегодно в этот день в гости

к бронзовому лицеисту, сидящему

на скамейке в Лицейском саду,

приходят школьники, артисты,

поэты, музыканты.

Ежегодно 19 октября

в честь открытия

Императорского Царскосельского лицея

в России отмечается

Всероссийский день лицеиста (Слайд 34)



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

14 октября- день флага Белгородской области

Описание флага Белгородской области...

Внеклассное мероприятие "19 октября - День лицеиста."

Праздник, посвященный  творчеству  А.С. Пушкина, проводится  в  4  классе....

21 октября-день герба и флага Тверской области

История создания символов Тверской области....

День лицея. Литературная гостиная

День лицея в нашем учебном заведении проходил в форме игры-путешествия по станциям. На которых четвероклассники-лицеисты узнали много нового и интересн...

19 октября - день лицея (презентация)

Презентация к классному часу "19 октября - день лицея"...

Конспект классного часа "С чего все начиналось? День Лицея" (3 класс)

Цель деятельности учителя: знакомство с историей появления лицеев в России.Планируемые результаты:Личностные:развивать навыка точности и подробности ответа;формировать оригинальность, необычност...