Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся "Семь-Я"
методическая разработка (3 класс) по теме
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся «Семь-Я» на ступени начального общего образования направлена на приобщение обучающихся к ценностям семьи, своей этнической, конфессиональной, социальной группы, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них идентичности гражданина России и ориентирует образовательный процесс на воспитание ребёнка в духе любви к Родине и уважения к культурно-историческому наследию своего народа и своей страны, на развитие его творческих способностей и формирование основ его социально ответственного поведения в обществе и в семье.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа Примаковой Я.В. | 309.11 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ,
ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ
ОБУЧАЮЩИХСЯ 3Г КЛАССА
«Семь – Я»
Возраст обучающихся: 8-9 лет
Срок реализации: 1 год
Составитель: Примакова Яна Владимировна
Пояснительная записка
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся «Семь-Я» на ступени начального общего образования направлена на приобщение обучающихся к ценностям семьи, своей этнической, конфессиональной, социальной группы, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них идентичности гражданина России и ориентирует образовательный процесс на воспитание ребёнка в духе любви к Родине и уважения к культурно-историческому наследию своего народа и своей страны, на развитие его творческих способностей и формирование основ его социально ответственного поведения в обществе и в семье.
Воспитание – это целенаправленное развитие человека, включающее освоение культуры, ценностей и норм общества. Осуществляется через образование, а также организацию жизнедеятельности определенных общностей. В воспитании взаимодействуют личность, семья, государственные и общественные институты; учебно-воспитательные заведения, средства массовой коммуникации, религиозные институты, общественные организации.
«Семь-Я» - это основные составляющие «Я» ребенка, которые необходимо развивать и воспитывать педагогу с целью успешного становления личности воспитанников.
С точки зрения психолого-педагогического подхода каждый год обучения в начальной школе является важным звеном в становлении личности младшего школьника. Поэтому каждый последующий год реализации данной программы опирается на результаты предыдущего года воспитания.
Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся «Семь-Я» направлена на организацию нравственного уклада жизни класса, включающего воспитательную, учебную, внеучебную, социально значимую деятельность обучающихся, основанного на системе духовных идеалов, ценностей, моральных приоритетов, реализуемого в совместной социально-педагогической деятельности класса, семьи и других субъектов общественной жизни.
Программа разработана на основе «Концепции духовно-
нравственного развития и воспитания личности гражданина России» и соответствует требованиям ФГОС НОО, «Программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №57» на ступени начального общего образования.
Цели и задачи программы духовно-нравственного развития, воспитания и социализации личности обучающихся «Семь-Я»
Цель программы – создание условий для разностороннего развития личности на основе усвоения и присвоения общечеловеческих ценностей; воспитание успешного человека, живущего в согласии с самим собой, с окружающей действительностью, занимающего активную позицию в обществе.
Задачи программы:
- помощь в развитии познавательных интересов обучающихся;
- создание благоприятных условий для развития личности обучающихся, свободного и полного раскрытия их способностей;
- формирование системы ценностных ориентаций обучающихся как основы их воспитанности;
- формирование классного коллектива как воспитательной системы;
- организация разнообразных видов коллективной творческой деятельности;
- вовлечение обучающихсяв общественно-ценностные социализирующие отношения, способствующие их сплочению и положительному взаимовлиянию;
- диагностика, регулирование и коррекция личностного развития учащихся;
- воспитание доброго отношения к жизни, умения находить в ней радость и желания творить добро; формирование нравственного отношения к человеку, труду, природе;
- формирование здорового образа жизни школьника;
- воспитание гражданско-патриотического и духовно-нравственного сознания на основе сохранения культурно-исторического наследия, отечественных традиций через привлечение обучающихся к изучению истории родного края, города;
- гуманизация воспитательного процесса, создание условий для развития личности, для побуждения ее к самоанализу, самооценке, саморазвитию, самовоспитанию;
- поддержание и укрепление традиций, способствующих созданию и развитию классного коллектива;
- совершенствование ученического самоуправления, развитие и упрочнение детской организации в классе;
- совершенствование методического мастерства классного руководителя, его сотрудничество со школьными службами;
- вовлечение обучающихся в систему дополнительного образования с целью обеспечения самореализации личности;
- создание условий для участия семей обучающихся в воспитательном процессе класса, повышения активности родительского сообщества; привлечение родительской общественности к участию в соуправлении класса и школы;
- воспитание обучающихся в духе демократии, личностного достоинства, уважения прав человека, гражданственности, патриотизма.
Методологиеские принципы реализации программы:
- Принцип целостности учебно-воспитательного процесса;
- личностно- ориентированный подход – предоставление возможности каждому ребенку для самореализации, самораскрытия;
- принцип вариативности – создание условий для самостоятельного выбора обучающимися форм деятельности;
- деятельностный подход – включение детей в реально значимые и социально значимые проекты;
- принцип мотивации деятельности обучающихся –предусматривает добровольность включения ребенка в ту или иную деятельность;
- принцип педагогического руководства –организация совместной деятельности педагогов и обучающихся на основе взаимопонимания и взаимопомощи.
Основное содержание направлений деятельности программы духовно-нравственного развития, воспитания и социализации личности обучающихся «Семь-Я»
Основное содержание программы «Семь-Я» включает в себя семь направлений деятельности. В совокупности все они являются крупной базой успешного развития личности младшего школьника.
Направление деятельности | Цели и задачи | Примерная тематика внеклассных мероприятий | Формы занятий |
( воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека) | Формирование у обучающихся соответствующих знаний о праве, о государстве и его истории, ознакомление с культурой родного края, обычаями и традициями, народным творчеством | Кто такой гражданин? Чем могу, тем помогу. День Великой победы. Мои права и обязанности Я- курянин. Они сражались за Родину. Традиции народов России | Классный час Тренинг Беседа, проведение акции в поддержку ветеранов . Сюжетно-ролевая игра. Просмотр учебных фильмов. Мероприятие, посвященное дню защитника отечества. Классный час |
( воспитание нравственных чувств и этического сознания) | Ознакомление с моральными ценностями людей, усвоение первоначального опыта нравственных взаимоотношений в классе, расширение опыта взаимодействия со сверстниками и в семье. | В царстве вежливости и доброты Сказка ложь, да в ней намек О равнодушии и добре Что такое толерантность? Мои семейные праздники К тебе пришли гости День матери | Классный час Беседа, сказкотерапия. Дискуссионный клуб Беседа, проведение акции в поддержку нуждающихся. Творческий проект. Классный час Концерт, посвященный дню матери. |
(воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни) | Получение первоначальных представлений о роли труда, знаний и творчества в жизни человека и общества, овладение некоторыми навыками сотрудничества, воспитание уважительного отношения к трудовой и творческой деятельности людей. | Наши помощники в учении Осенний букет, мастерская Деда Мороза Труд наших родных. Мир профессий Народные промыслы России Самообслуживание в школе и дома. Покормите птиц | Классный час Проведение конкурса детских работ. Творческий проект. Сюжетно-ролевая игра Просмотр учебного фильма Классный час Проектная работа |
(воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях | Получение элементарных представлений о культурах России и культурных ценностях, ознакомление с фольклором и культурой родного края, обучение видеть красоту окружающего мира, получение первоначального опыта самореализации в различных видах творческой деятельности. | Экскурсия в зиму (весну, осень) Таланты родного края Красота вокруг нас Литературное кафе Зимние узоры Кусочек сердца Фантазия в рисунке | Экскурсия. Классный час Беседа, дискуссионный клуб. Конкурс чтецов. Тренинг Сказкотерапия Арт-терапия |
(воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде) | Усвоение элементарных представлений о состоянии окружающего мира и влиянии на него человека, получение опыта в природоохранной деятельности, усвоение образцов взаимодействия с природой | Экологический штаб Путешествие по родному краю Покормите птиц Как помочь природе Природа в разное время года У природы нет плохой погоды | Акции по защите окружающей среды Просмотр учебных фильмов Проектная работа Классный час Экскурсия Классный час |
(формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни) | Приобретение знаний о здоровье и здоровом образе жизни, практическое освоение форм и методов физической культуры, ведение активного образа жизни, получение знаний о негативном влиянии каких-либо факторов на здоровье человека. | Веселые старты Малые олимпийские игры Сочи-2014 В гостях у Мойдодыра Враги здоровья Мой режим дня Интервью со спортсменом | Соревнования Урок-игра Классный час Беседа, классный час Конференция с мед работниками школы Проектная работа Встреча с Евгенией Ламоновой – олимпийской чемпионкой. |
Основные направления организации работы классного руководителя
с семьями обучающихся в рамках программы духовно-нравственного развития, воспитания и социализации личности обучающихся «Семь-Я»
Седьмым направлением деятельности программы «Семь-Я» является
«Я –член семьи». Взаимодействие класса и семьи имеет решающее значение для организации нравственного уклада жизни обучающегося.
Права и обязанности родителей определены в статьях 38, 43 Конституции Российской Федерации, главе 12 Семейного кодекса Российской Федерации, статьях 17, 18, 19, 52 Закона Российской Федерации «Об образовании».
Основные направления организации работы с семьями обучающихся:
- Изучение воспитательного потенциала семей учащихся.
- Индивидуальная работа с различными категориями родителей обучающихся.
- Привлечение культурно-образовательного, творческого потенциала родителей для обогащения образовательного пространства класса.
- Пропаганда лучшего опыта семейного воспитания.
- Развитие системы психолого-педагогического просвещения родителей.
- Формирование активной педагогической позиции родителей.
- Защита интересов и прав ребенка.
- Профилактика отчуждения родителей от школы.
- Оказание помощи родителям в формировании нравственного образа жизни семьи.
- Оказание помощи родителям в развитии у детей социального опыта, коммуникативных навыков и умений.
- Разработка тематического оформления по работе с семьей
Взаимодействие классного руководителя и классного коллектива с социальными службами
Взаимодействие с внешкольными учреждениями
Взаимодействие классного коллектива с семьей и родительской общественностью оказывает воздействие на образовательную среду, изменяя ее качество.
Основные векторы сотрудничества классного коллектива с учреждениями города Курска и Курской области
Тип учреждения | Наименование учреждения | Направления взаимодействия |
Учреждения дополнительного образования | Дворец пионеров и школьников, дом творчества «Ритм», центр детского творчества. | Обогащение кадрового потенциала за счет привлечения специалистов УДО, развитие социально-культурной компетенции обучающихся, реализация воспитательных программ и программ дополнительного образования, организация досуга |
Центры | Центр досуга «Сказка», | Гражданско-патриотическое воспитание, формирование навыков здорового образа жизни и безопасного поведения, развитие социально-культурной компетенции обучающихся , расширение знаний по истории родного края, реализация воспитательных программ и программ дополнительного образования, организация досуга |
Музеи | Областной краеведческий музей, археологический музей, музей «Юные защитники Родины», | Гражданско-патриотическое воспитание, развитие социально-культурной компетенции обучающихся , расширение знаний по истории родного края |
Учреждениякультуры | Областной драматический театр им.А.С.Пушкина, областной театр кукол, областная филармония, областная картинная галерея им. А.Дейнеки, театр юного зрителя «Ровесник», детская городская библиотека № 10 | Обогащение воспитательной среды школы, организация досуга, развитие социально-культурной компетенции, формирование нравственного опыта, сознания и культуры чувств обучающихся |
Учрежденияздравоохранения | Детская поликлиника №8, центр психического здоровья детей. | Диспансеризация, формирование навыков здорового образа жизни, обеспечение благоприятных условий для сохранения психического и физического здоровья детей |
Спортивно-оздоровительные учреждения | Спортивный комплекс «Арена», бассейн «Водолей» | Формирование здорового образа жизни, занятость обучающихся в дни каникул, обеспечение благоприятных условий для здорового развития детей |
Планируемые результаты программы духовно-нравственного развития , воспитания и социализации обучающихся «Семь-Я»
Каждое из основных направлений духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся должно обеспечивать присвоение ими соответствующих ценностей, формирование знаний, начальных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности (самосознания) гражданина России.
В результате реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся «Семь-Я» на ступени начального общего образования должно обеспечиваться достижение обучающимися:
·воспитательных результатов — тех духовно-нравственных приобретений, которые получил обучающийся вследствие участия в той или иной деятельности (например, приобрёл, участвуя в каком-либо мероприятии, некое знание о себе и окружающих, опыт самостоятельного действия, пережил и прочувствовал нечто как ценность);
·эффекта — последствия результата, того, к чему привело достижение результата (развитие обучающегося как личности, формирование его компетентности, идентичности и т. д.).
При этом учитывается, что достижение эффекта — развитие личности обучающегося, формирование его социальных компетенций и т. д. — становится возможным благодаря воспитательной деятельности педагога, других субъектов духовно-нравственного развития и воспитания (семьи, друзей, ближайшего окружения, общественности, СМИ и т. п.), а также собственным усилиям обучающегося.
По каждому из направлений духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования должны быть предусмотрены и могут быть достигнуты обучающимися следующие воспитательные результаты.
Я – Гражданин России. (Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека) | ·ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению; ·элементарные представления об институтах гражданского общества, о государственном устройстве и социальной структуре российского общества, наиболее значимых страницах истории страны, об этнических традициях и культурном достоянии своего края, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга; ·первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры; ·опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции; ·опыт социальной и межкультурной коммуникации; ·начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища. |
Я – творец добра. (Воспитание нравственных чувств и этического сознания) | ·начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп; ·нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами; ·уважительное отношение к традиционным религиям; ·неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации; ·способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей; ·уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим; ·знание традиций своей семьи и класса, бережное отношение к ним. |
Я – умелец (Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни) | ·ценностное и творческое отношение к учебному труду; ·элементарные представления о различных профессиях; ·первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми; ·осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового; ·первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности; ·потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности; ·мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности |
Я – друг природы. (Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание) | ·ценностное отношение к природе; ·первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе; ·элементарные знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики; ·первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства; ·личный опыт участия в экологических инициативах, проектах |
Я – ценитель прекрасного (Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание) | ·первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире; ·первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей; ·элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры; ·первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России; ·первоначальный опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе; ·первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирование потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества; ·мотивация к реализации эстетических ценностей в пространстве образовательного учреждения и семьи. Примерные результаты духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования: ·имеют рекомендательный характер и могут уточняться образовательным учреждением и родителями (законными представителями) обучающихся; |
Я – приверженец здорового образа жизни (Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни) |
|
Библиографический список
- Белоусова Т. Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников. Работаем по новым стандартам. - М.: Просвещение, 2011.
- Воспитательная система класса: теория и практика \Под ред. Е.Н. Степанова. М., 2005.
- Данилюк А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект/ А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос.акад. образования. ― М.: Просвещении, 2009.
- Журнал «Классный руководитель»,№1,2003; №3,1,2004,№2,2005,1997, № 3.
- Праздник в начальной школе - 2 / Сост. Н.Г. Кувашова. - Волгоград: Учитель, 2004.
- Селевко Г.К. Социально - воспитательные технологии. – М., НИИ школьных технологий, 2005
- Шамова Т.И. Воспитательная система школы: сущность, содержание, управление. – М.,ЦГЛ, 2005
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100»
ПРОГРАММАДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» «Большое космическое путешествие»...
ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100»
ПРОГРАММАДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» «Большое космическое путешествие»...
ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100»
ПРОГРАММАДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» «Большое космическое путешествие»...
ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100»
ПРОГРАММАДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» «Большое космическое путешествие»...
ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100»
ПРОГРАММАДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» «Большое космическое путешествие»...
Программа ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ и ВОСПИТАНИЯ
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА по ФГОС...