Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся "Семь-Я"
методическая разработка (3 класс) по теме

Примакова Яна Владимировна

Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся «Семь-Я» на ступени начального общего образования  направлена на приобщение обучающихся  к ценностям семьи, своей этнической, конфессиональной, социальной группы, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них идентичности гражданина России и ориентирует образовательный процесс на воспитание ребёнка в духе любви к Родине и уважения к культурно-историческому наследию своего народа и своей страны, на развитие его творческих способностей и формирование основ его социально ответственного поведения в обществе и в семье.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Программа Примаковой Я.В.309.11 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ,

ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ

ОБУЧАЮЩИХСЯ  3Г КЛАССА

«Семь – Я»


                                               Возраст обучающихся: 8-9 лет

                                              Срок реализации: 1 год

                                              Составитель: Примакова Яна Владимировна

Пояснительная записка

Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся «Семь-Я» на ступени начального общего образования  направлена на приобщение обучающихся  к ценностям семьи, своей этнической, конфессиональной, социальной группы, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них идентичности гражданина России и ориентирует образовательный процесс на воспитание ребёнка в духе любви к Родине и уважения к культурно-историческому наследию своего народа и своей страны, на развитие его творческих способностей и формирование основ его социально ответственного поведения в обществе и в семье.

Воспитание – это целенаправленное развитие человека, включающее освоение культуры, ценностей и норм общества. Осуществляется через образование, а также организацию жизнедеятельности определенных общностей. В воспитании взаимодействуют личность, семья, государственные и общественные институты; учебно-воспитательные заведения, средства массовой коммуникации, религиозные институты, общественные организации.

«Семь-Я» - это основные составляющие «Я» ребенка, которые необходимо развивать и воспитывать педагогу с целью успешного становления личности воспитанников.

С точки зрения психолого-педагогического подхода каждый год обучения в начальной школе является важным звеном в становлении личности младшего школьника. Поэтому каждый последующий год реализации данной программы опирается на результаты предыдущего года воспитания.

Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся «Семь-Я» направлена  на организацию нравственного уклада жизни класса,  включающего воспитательную, учебную, внеучебную, социально значимую деятельность обучающихся, основанного на системе духовных идеалов, ценностей, моральных приоритетов, реализуемого в совместной социально-педагогической деятельности класса, семьи и других субъектов общественной жизни.

Программа разработана на основе «Концепции духовно-

нравственного развития и воспитания личности гражданина России» и соответствует требованиям ФГОС НОО, «Программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся  МБОУ «Средняя общеобразовательная  школа №57» на ступени начального общего образования.

Цели и задачи программы духовно-нравственного развития, воспитания и социализации личности обучающихся «Семь-Я»

Цель программы – создание условий для разностороннего развития личности на основе усвоения и присвоения общечеловеческих ценностей; воспитание успешного человека, живущего в согласии с самим собой, с окружающей действительностью, занимающего активную позицию в обществе.

Задачи программы:

  • помощь в развитии познавательных интересов обучающихся;
  • создание благоприятных условий для развития личности обучающихся, свободного и полного раскрытия их способностей;
  • формирование системы ценностных ориентаций обучающихся как основы их воспитанности;
  • формирование классного коллектива как воспитательной системы;
  • организация разнообразных видов коллективной творческой деятельности;
  • вовлечение обучающихсяв общественно-ценностные социализирующие отношения, способствующие их сплочению и положительному взаимовлиянию;
  • диагностика, регулирование и коррекция личностного развития учащихся;
  • воспитание доброго отношения к жизни, умения находить в ней радость и желания творить добро; формирование нравственного отношения к человеку, труду, природе;
  • формирование здорового образа жизни школьника;
  • воспитание гражданско-патриотического и духовно-нравственного сознания на основе сохранения культурно-исторического наследия, отечественных традиций через привлечение обучающихся к изучению истории родного края, города;
  • гуманизация воспитательного процесса, создание условий для развития личности, для побуждения ее к самоанализу, самооценке, саморазвитию, самовоспитанию;
  • поддержание и укрепление  традиций, способствующих созданию и развитию классного коллектива;
  • совершенствование ученического самоуправления, развитие и упрочнение детской организации в классе;
  • совершенствование методического мастерства классного руководителя, его сотрудничество со школьными службами;
  • вовлечение обучающихся в систему дополнительного образования с целью обеспечения самореализации личности;
  • создание условий для участия семей обучающихся в воспитательном процессе класса, повышения активности родительского сообщества; привлечение родительской общественности к участию в соуправлении класса и школы;
  • воспитание обучающихся в духе демократии, личностного достоинства, уважения прав человека, гражданственности, патриотизма.

Методологиеские принципы реализации программы:

  • Принцип целостности учебно-воспитательного процесса;
  • личностно- ориентированный подход – предоставление возможности каждому ребенку для самореализации, самораскрытия;
  • принцип вариативности – создание условий для самостоятельного выбора обучающимися форм деятельности;
  • деятельностный подход – включение детей в реально значимые и социально значимые проекты;
  • принцип мотивации деятельности обучающихся –предусматривает добровольность включения ребенка в ту или иную деятельность;
  • принцип педагогического руководства –организация совместной деятельности педагогов и обучающихся на основе взаимопонимания и взаимопомощи.

Основное содержание направлений деятельности программы духовно-нравственного развития, воспитания и социализации личности обучающихся «Семь-Я»

Основное содержание программы «Семь-Я» включает в себя семь направлений деятельности. В совокупности все они являются крупной базой успешного развития личности младшего школьника.

Направление деятельности

Цели и задачи

Примерная тематика внеклассных мероприятий

Формы занятий

  1. Я – гражданин России

( воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека)

Формирование у обучающихся соответствующих знаний о праве, о государстве и его истории, ознакомление с культурой родного края, обычаями и традициями, народным творчеством

Кто такой гражданин?

Чем могу, тем помогу.

День Великой победы.

Мои права и обязанности

Я- курянин.

Они сражались за Родину.

Традиции народов России

Классный час

Тренинг

Беседа, проведение акции в поддержку ветеранов .

Сюжетно-ролевая игра.

Просмотр учебных фильмов.

Мероприятие, посвященное дню защитника отечества.

Классный час

  1. Я –творец добра

( воспитание нравственных чувств и этического сознания)

Ознакомление с моральными ценностями людей, усвоение первоначального опыта нравственных взаимоотношений в классе, расширение опыта взаимодействия со сверстниками и в семье.

В царстве вежливости и доброты

Сказка ложь, да в ней намек

О равнодушии и добре

Что такое толерантность?

Мои семейные праздники

К тебе пришли гости

День матери

Классный час

Беседа, сказкотерапия.

Дискуссионный клуб

Беседа, проведение акции в поддержку нуждающихся.

Творческий проект.

Классный час

Концерт, посвященный дню матери.

  1. Я – умелец

(воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни)

Получение первоначальных представлений о роли труда, знаний и творчества в жизни человека и общества, овладение некоторыми навыками сотрудничества, воспитание уважительного отношения к трудовой и творческой деятельности людей.

Наши помощники в учении

Осенний букет, мастерская Деда Мороза

Труд наших родных.

Мир профессий

Народные промыслы России

Самообслуживание в школе и дома.

Покормите птиц

Классный час

Проведение конкурса детских работ.

Творческий проект.

Сюжетно-ролевая игра

Просмотр учебного фильма

Классный час

Проектная работа

  1. Я – ценитель прекрасного

(воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях

Получение элементарных представлений о культурах России и культурных ценностях, ознакомление с фольклором и культурой родного края, обучение видеть красоту окружающего мира, получение первоначального опыта самореализации в различных видах творческой деятельности.

Экскурсия в зиму (весну, осень)

Таланты родного края

Красота вокруг нас

Литературное кафе

Зимние узоры

Кусочек сердца

Фантазия в рисунке

Экскурсия.

Классный час

Беседа, дискуссионный клуб.

Конкурс чтецов.

Тренинг

Сказкотерапия

Арт-терапия

  1. Я – друг природы

(воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде)

Усвоение элементарных представлений о состоянии окружающего мира и влиянии на него человека, получение опыта в природоохранной деятельности, усвоение образцов взаимодействия с природой

Экологический штаб

Путешествие по родному краю

Покормите птиц

Как помочь природе

Природа в разное время года

У природы нет плохой погоды

Акции по защите окружающей среды

Просмотр учебных фильмов

Проектная работа

Классный час

Экскурсия

Классный час

  1. Я –приверженец здорового образа жизни

(формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни)

Приобретение знаний о здоровье и здоровом образе жизни, практическое освоение форм и методов физической культуры, ведение активного образа жизни, получение знаний о негативном влиянии каких-либо факторов на здоровье человека.

Веселые старты

Малые олимпийские игры

Сочи-2014

В гостях у Мойдодыра

Враги здоровья

Мой режим дня

Интервью со спортсменом

Соревнования

Урок-игра

Классный час

Беседа, классный час

Конференция с мед работниками школы

Проектная работа

Встреча с Евгенией Ламоновой – олимпийской чемпионкой.


Основные направления организации работы классного руководителя

с семьями обучающихся в рамках программы духовно-нравственного развития, воспитания и социализации личности обучающихся «Семь-Я»

        Седьмым направлением деятельности программы «Семь-Я» является

«Я –член семьи». Взаимодействие класса и семьи имеет решающее значение для организации нравственного уклада жизни обучающегося.  

Права и обязанности родителей определены в статьях 38, 43 Конституции Российской Федерации, главе 12 Семейного кодекса Российской Федерации, статьях 17, 18, 19, 52  Закона Российской Федерации «Об образовании».

Основные направления организации работы с семьями обучающихся:

  • Изучение воспитательного потенциала семей учащихся.
  • Индивидуальная работа с различными категориями родителей обучающихся.
  • Привлечение культурно-образовательного, творческого потенциала родителей для обогащения образовательного пространства класса.
  • Пропаганда лучшего опыта семейного воспитания.
  • Развитие системы психолого-педагогического просвещения родителей.
  • Формирование активной педагогической позиции родителей.
  • Защита интересов и прав ребенка.
  • Профилактика отчуждения родителей от школы.
  • Оказание помощи родителям в формировании нравственного образа жизни семьи.
  • Оказание помощи родителям в развитии у детей социального опыта, коммуникативных навыков и умений.
  • Разработка тематического оформления по работе с семьей


 Взаимодействие классного руководителя и классного коллектива с социальными службами

Взаимодействие с внешкольными учреждениями

Взаимодействие классного коллектива  с семьей и родительской общественностью оказывает воздействие на образовательную  среду, изменяя ее качество.

Основные векторы сотрудничества классного коллектива с учреждениями города Курска и Курской области

Тип

учреждения

Наименование

учреждения

Направления

взаимодействия

Учреждения

дополнительного

образования

Дворец пионеров и школьников,  

дом творчества «Ритм», центр детского творчества.

Обогащение кадрового потенциала за счет привлечения специалистов УДО,  развитие социально-культурной компетенции обучающихся, реализация воспитательных программ и программ дополнительного образования, организация досуга

Центры

Центр досуга «Сказка»,

Гражданско-патриотическое воспитание, формирование навыков здорового образа жизни и безопасного поведения, развитие социально-культурной компетенции обучающихся , расширение знаний по истории родного края, реализация воспитательных программ и программ дополнительного образования, организация досуга

Музеи

Областной краеведческий музей, археологический музей, музей «Юные защитники Родины»,

Гражданско-патриотическое воспитание, развитие социально-культурной компетенции обучающихся , расширение знаний по истории родного края

Учреждениякультуры

Областной драматический театр им.А.С.Пушкина, областной театр кукол, областная филармония, областная картинная галерея им. А.Дейнеки, театр юного зрителя «Ровесник»,   детская городская библиотека

№ 10

Обогащение воспитательной среды школы, организация  досуга, развитие социально-культурной компетенции, формирование нравственного опыта, сознания и культуры чувств обучающихся

Учрежденияздравоохранения

Детская поликлиника   №8,  центр психического здоровья детей.

Диспансеризация, формирование навыков здорового образа жизни, обеспечение благоприятных условий для сохранения психического и физического здоровья детей

Спортивно-оздоровительные учреждения

Спортивный комплекс «Арена», бассейн «Водолей»

Формирование здорового образа жизни, занятость обучающихся в дни каникул, обеспечение благоприятных условий для здорового развития детей


Планируемые результаты программы духовно-нравственного развития , воспитания и социализации обучающихся «Семь-Я»

Каждое из основных направлений духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся должно обеспечивать присвоение ими соответствующих ценностей, формирование знаний, начальных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности (самосознания) гражданина России.

В результате реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся «Семь-Я» на ступени начального общего образования должно обеспечиваться достижение обучающимися:

·воспитательных результатов — тех духовно-нравственных приобретений, которые получил обучающийся вследствие участия в той или иной деятельности (например, приобрёл, участвуя в каком-либо мероприятии, некое знание о себе и окружающих, опыт самостоятельного действия, пережил и прочувствовал нечто как ценность);

·эффекта — последствия результата, того, к чему привело достижение результата (развитие обучающегося как личности, формирование его компетентности, идентичности и т. д.).

При этом учитывается, что достижение эффекта — развитие личности обучающегося, формирование его социальных компетенций и т. д. — становится возможным благодаря воспитательной деятельности педагога, других субъектов духовно-нравственного развития и воспитания (семьи, друзей, ближайшего окружения, общественности, СМИ и т. п.), а также собственным усилиям обучающегося.

По каждому из направлений духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования должны быть предусмотрены и могут быть достигнуты обучающимися следующие воспитательные результаты.

Я – Гражданин России.

(Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека)

·ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению;

·элементарные представления об институтах гражданского общества, о государственном устройстве и социальной структуре российского общества, наиболее значимых страницах истории страны, об этнических традициях и культурном достоянии своего края, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;

·первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры;

·опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;

·опыт социальной и межкультурной коммуникации;

·начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.

Я – творец добра.

(Воспитание нравственных чувств и этического сознания)

·начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;

·нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;

·уважительное отношение к традиционным религиям;

·неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;

·способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;

·уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим;

·знание традиций своей семьи и класса, бережное отношение к ним.

Я – умелец

(Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни)

·ценностное и творческое отношение к учебному труду;

·элементарные представления о различных профессиях;

·первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;

·осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;

·первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;

·потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности;

·мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности

Я – друг природы. (Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание)

·ценностное отношение к природе;

·первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;

·элементарные знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики;

·первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства;

·личный опыт участия в экологических инициативах, проектах

Я – ценитель прекрасного

(Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание)

·первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире;

·первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей;

·элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры;

·первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России;

·первоначальный опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе;

·первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирование потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества;

·мотивация к реализации эстетических ценностей в пространстве образовательного учреждения и семьи.

Примерные результаты духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования:

·имеют рекомендательный характер и могут уточняться образовательным учреждением и родителями (законными представителями) обучающихся;

Я – приверженец здорового образа жизни

(Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни)

  • ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;
  • элементарные представления о взаимной обусловленности физического, социального и психического здоровья человека, о важности нравственности в сохранении здоровья человека;
  • первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности;
  • первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
  • знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.

Библиографический список

  1. Белоусова Т. Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников. Работаем по новым стандартам. - М.: Просвещение, 2011.
  2. Воспитательная система класса: теория и практика \Под ред. Е.Н. Степанова. М., 2005.
  3. Данилюк А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект/ А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос.акад. образования. ― М.: Просвещении, 2009.
  4. Журнал  «Классный руководитель»,№1,2003; №3,1,2004,№2,2005,1997, № 3.
  5. Праздник в начальной школе - 2 / Сост. Н.Г. Кувашова. - Волгоград: Учитель, 2004.
  6. Селевко Г.К. Социально - воспитательные технологии. – М., НИИ школьных технологий, 2005
  7. Шамова Т.И. Воспитательная система школы: сущность, содержание, управление. – М.,ЦГЛ, 2005
  8. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100»

ПРОГРАММАДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» «Большое космическое путешествие»...

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100»

ПРОГРАММАДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» «Большое космическое путешествие»...

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100»

ПРОГРАММАДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» «Большое космическое путешествие»...

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100»

ПРОГРАММАДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» «Большое космическое путешествие»...

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100»

ПРОГРАММАДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» «Большое космическое путешествие»...