Главные вкладки

    Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся "Семь-Я"
    методическая разработка (3 класс) по теме

    Примакова Яна Владимировна

    Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся «Семь-Я» на ступени начального общего образования  направлена на приобщение обучающихся  к ценностям семьи, своей этнической, конфессиональной, социальной группы, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них идентичности гражданина России и ориентирует образовательный процесс на воспитание ребёнка в духе любви к Родине и уважения к культурно-историческому наследию своего народа и своей страны, на развитие его творческих способностей и формирование основ его социально ответственного поведения в обществе и в семье.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл Программа Примаковой Я.В.309.11 КБ

    Предварительный просмотр:

    ПРОГРАММА

    ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ,

    ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ

    ОБУЧАЮЩИХСЯ  3Г КЛАССА

    «Семь – Я»


                                                   Возраст обучающихся: 8-9 лет

                                                  Срок реализации: 1 год

                                                  Составитель: Примакова Яна Владимировна

    Пояснительная записка

    Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся «Семь-Я» на ступени начального общего образования  направлена на приобщение обучающихся  к ценностям семьи, своей этнической, конфессиональной, социальной группы, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них идентичности гражданина России и ориентирует образовательный процесс на воспитание ребёнка в духе любви к Родине и уважения к культурно-историческому наследию своего народа и своей страны, на развитие его творческих способностей и формирование основ его социально ответственного поведения в обществе и в семье.

    Воспитание – это целенаправленное развитие человека, включающее освоение культуры, ценностей и норм общества. Осуществляется через образование, а также организацию жизнедеятельности определенных общностей. В воспитании взаимодействуют личность, семья, государственные и общественные институты; учебно-воспитательные заведения, средства массовой коммуникации, религиозные институты, общественные организации.

    «Семь-Я» - это основные составляющие «Я» ребенка, которые необходимо развивать и воспитывать педагогу с целью успешного становления личности воспитанников.

    С точки зрения психолого-педагогического подхода каждый год обучения в начальной школе является важным звеном в становлении личности младшего школьника. Поэтому каждый последующий год реализации данной программы опирается на результаты предыдущего года воспитания.

    Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся «Семь-Я» направлена  на организацию нравственного уклада жизни класса,  включающего воспитательную, учебную, внеучебную, социально значимую деятельность обучающихся, основанного на системе духовных идеалов, ценностей, моральных приоритетов, реализуемого в совместной социально-педагогической деятельности класса, семьи и других субъектов общественной жизни.

    Программа разработана на основе «Концепции духовно-

    нравственного развития и воспитания личности гражданина России» и соответствует требованиям ФГОС НОО, «Программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся  МБОУ «Средняя общеобразовательная  школа №57» на ступени начального общего образования.

    Цели и задачи программы духовно-нравственного развития, воспитания и социализации личности обучающихся «Семь-Я»

    Цель программы – создание условий для разностороннего развития личности на основе усвоения и присвоения общечеловеческих ценностей; воспитание успешного человека, живущего в согласии с самим собой, с окружающей действительностью, занимающего активную позицию в обществе.

    Задачи программы:

    • помощь в развитии познавательных интересов обучающихся;
    • создание благоприятных условий для развития личности обучающихся, свободного и полного раскрытия их способностей;
    • формирование системы ценностных ориентаций обучающихся как основы их воспитанности;
    • формирование классного коллектива как воспитательной системы;
    • организация разнообразных видов коллективной творческой деятельности;
    • вовлечение обучающихсяв общественно-ценностные социализирующие отношения, способствующие их сплочению и положительному взаимовлиянию;
    • диагностика, регулирование и коррекция личностного развития учащихся;
    • воспитание доброго отношения к жизни, умения находить в ней радость и желания творить добро; формирование нравственного отношения к человеку, труду, природе;
    • формирование здорового образа жизни школьника;
    • воспитание гражданско-патриотического и духовно-нравственного сознания на основе сохранения культурно-исторического наследия, отечественных традиций через привлечение обучающихся к изучению истории родного края, города;
    • гуманизация воспитательного процесса, создание условий для развития личности, для побуждения ее к самоанализу, самооценке, саморазвитию, самовоспитанию;
    • поддержание и укрепление  традиций, способствующих созданию и развитию классного коллектива;
    • совершенствование ученического самоуправления, развитие и упрочнение детской организации в классе;
    • совершенствование методического мастерства классного руководителя, его сотрудничество со школьными службами;
    • вовлечение обучающихся в систему дополнительного образования с целью обеспечения самореализации личности;
    • создание условий для участия семей обучающихся в воспитательном процессе класса, повышения активности родительского сообщества; привлечение родительской общественности к участию в соуправлении класса и школы;
    • воспитание обучающихся в духе демократии, личностного достоинства, уважения прав человека, гражданственности, патриотизма.

    Методологиеские принципы реализации программы:

    • Принцип целостности учебно-воспитательного процесса;
    • личностно- ориентированный подход – предоставление возможности каждому ребенку для самореализации, самораскрытия;
    • принцип вариативности – создание условий для самостоятельного выбора обучающимися форм деятельности;
    • деятельностный подход – включение детей в реально значимые и социально значимые проекты;
    • принцип мотивации деятельности обучающихся –предусматривает добровольность включения ребенка в ту или иную деятельность;
    • принцип педагогического руководства –организация совместной деятельности педагогов и обучающихся на основе взаимопонимания и взаимопомощи.

    Основное содержание направлений деятельности программы духовно-нравственного развития, воспитания и социализации личности обучающихся «Семь-Я»

    Основное содержание программы «Семь-Я» включает в себя семь направлений деятельности. В совокупности все они являются крупной базой успешного развития личности младшего школьника.

    Направление деятельности

    Цели и задачи

    Примерная тематика внеклассных мероприятий

    Формы занятий

    1. Я – гражданин России

    ( воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека)

    Формирование у обучающихся соответствующих знаний о праве, о государстве и его истории, ознакомление с культурой родного края, обычаями и традициями, народным творчеством

    Кто такой гражданин?

    Чем могу, тем помогу.

    День Великой победы.

    Мои права и обязанности

    Я- курянин.

    Они сражались за Родину.

    Традиции народов России

    Классный час

    Тренинг

    Беседа, проведение акции в поддержку ветеранов .

    Сюжетно-ролевая игра.

    Просмотр учебных фильмов.

    Мероприятие, посвященное дню защитника отечества.

    Классный час

    1. Я –творец добра

    ( воспитание нравственных чувств и этического сознания)

    Ознакомление с моральными ценностями людей, усвоение первоначального опыта нравственных взаимоотношений в классе, расширение опыта взаимодействия со сверстниками и в семье.

    В царстве вежливости и доброты

    Сказка ложь, да в ней намек

    О равнодушии и добре

    Что такое толерантность?

    Мои семейные праздники

    К тебе пришли гости

    День матери

    Классный час

    Беседа, сказкотерапия.

    Дискуссионный клуб

    Беседа, проведение акции в поддержку нуждающихся.

    Творческий проект.

    Классный час

    Концерт, посвященный дню матери.

    1. Я – умелец

    (воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни)

    Получение первоначальных представлений о роли труда, знаний и творчества в жизни человека и общества, овладение некоторыми навыками сотрудничества, воспитание уважительного отношения к трудовой и творческой деятельности людей.

    Наши помощники в учении

    Осенний букет, мастерская Деда Мороза

    Труд наших родных.

    Мир профессий

    Народные промыслы России

    Самообслуживание в школе и дома.

    Покормите птиц

    Классный час

    Проведение конкурса детских работ.

    Творческий проект.

    Сюжетно-ролевая игра

    Просмотр учебного фильма

    Классный час

    Проектная работа

    1. Я – ценитель прекрасного

    (воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях

    Получение элементарных представлений о культурах России и культурных ценностях, ознакомление с фольклором и культурой родного края, обучение видеть красоту окружающего мира, получение первоначального опыта самореализации в различных видах творческой деятельности.

    Экскурсия в зиму (весну, осень)

    Таланты родного края

    Красота вокруг нас

    Литературное кафе

    Зимние узоры

    Кусочек сердца

    Фантазия в рисунке

    Экскурсия.

    Классный час

    Беседа, дискуссионный клуб.

    Конкурс чтецов.

    Тренинг

    Сказкотерапия

    Арт-терапия

    1. Я – друг природы

    (воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде)

    Усвоение элементарных представлений о состоянии окружающего мира и влиянии на него человека, получение опыта в природоохранной деятельности, усвоение образцов взаимодействия с природой

    Экологический штаб

    Путешествие по родному краю

    Покормите птиц

    Как помочь природе

    Природа в разное время года

    У природы нет плохой погоды

    Акции по защите окружающей среды

    Просмотр учебных фильмов

    Проектная работа

    Классный час

    Экскурсия

    Классный час

    1. Я –приверженец здорового образа жизни

    (формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни)

    Приобретение знаний о здоровье и здоровом образе жизни, практическое освоение форм и методов физической культуры, ведение активного образа жизни, получение знаний о негативном влиянии каких-либо факторов на здоровье человека.

    Веселые старты

    Малые олимпийские игры

    Сочи-2014

    В гостях у Мойдодыра

    Враги здоровья

    Мой режим дня

    Интервью со спортсменом

    Соревнования

    Урок-игра

    Классный час

    Беседа, классный час

    Конференция с мед работниками школы

    Проектная работа

    Встреча с Евгенией Ламоновой – олимпийской чемпионкой.


    Основные направления организации работы классного руководителя

    с семьями обучающихся в рамках программы духовно-нравственного развития, воспитания и социализации личности обучающихся «Семь-Я»

            Седьмым направлением деятельности программы «Семь-Я» является

    «Я –член семьи». Взаимодействие класса и семьи имеет решающее значение для организации нравственного уклада жизни обучающегося.  

    Права и обязанности родителей определены в статьях 38, 43 Конституции Российской Федерации, главе 12 Семейного кодекса Российской Федерации, статьях 17, 18, 19, 52  Закона Российской Федерации «Об образовании».

    Основные направления организации работы с семьями обучающихся:

    • Изучение воспитательного потенциала семей учащихся.
    • Индивидуальная работа с различными категориями родителей обучающихся.
    • Привлечение культурно-образовательного, творческого потенциала родителей для обогащения образовательного пространства класса.
    • Пропаганда лучшего опыта семейного воспитания.
    • Развитие системы психолого-педагогического просвещения родителей.
    • Формирование активной педагогической позиции родителей.
    • Защита интересов и прав ребенка.
    • Профилактика отчуждения родителей от школы.
    • Оказание помощи родителям в формировании нравственного образа жизни семьи.
    • Оказание помощи родителям в развитии у детей социального опыта, коммуникативных навыков и умений.
    • Разработка тематического оформления по работе с семьей


     Взаимодействие классного руководителя и классного коллектива с социальными службами

    Взаимодействие с внешкольными учреждениями

    Взаимодействие классного коллектива  с семьей и родительской общественностью оказывает воздействие на образовательную  среду, изменяя ее качество.

    Основные векторы сотрудничества классного коллектива с учреждениями города Курска и Курской области

    Тип

    учреждения

    Наименование

    учреждения

    Направления

    взаимодействия

    Учреждения

    дополнительного

    образования

    Дворец пионеров и школьников,  

    дом творчества «Ритм», центр детского творчества.

    Обогащение кадрового потенциала за счет привлечения специалистов УДО,  развитие социально-культурной компетенции обучающихся, реализация воспитательных программ и программ дополнительного образования, организация досуга

    Центры

    Центр досуга «Сказка»,

    Гражданско-патриотическое воспитание, формирование навыков здорового образа жизни и безопасного поведения, развитие социально-культурной компетенции обучающихся , расширение знаний по истории родного края, реализация воспитательных программ и программ дополнительного образования, организация досуга

    Музеи

    Областной краеведческий музей, археологический музей, музей «Юные защитники Родины»,

    Гражданско-патриотическое воспитание, развитие социально-культурной компетенции обучающихся , расширение знаний по истории родного края

    Учреждениякультуры

    Областной драматический театр им.А.С.Пушкина, областной театр кукол, областная филармония, областная картинная галерея им. А.Дейнеки, театр юного зрителя «Ровесник»,   детская городская библиотека

    № 10

    Обогащение воспитательной среды школы, организация  досуга, развитие социально-культурной компетенции, формирование нравственного опыта, сознания и культуры чувств обучающихся

    Учрежденияздравоохранения

    Детская поликлиника   №8,  центр психического здоровья детей.

    Диспансеризация, формирование навыков здорового образа жизни, обеспечение благоприятных условий для сохранения психического и физического здоровья детей

    Спортивно-оздоровительные учреждения

    Спортивный комплекс «Арена», бассейн «Водолей»

    Формирование здорового образа жизни, занятость обучающихся в дни каникул, обеспечение благоприятных условий для здорового развития детей


    Планируемые результаты программы духовно-нравственного развития , воспитания и социализации обучающихся «Семь-Я»

    Каждое из основных направлений духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся должно обеспечивать присвоение ими соответствующих ценностей, формирование знаний, начальных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности (самосознания) гражданина России.

    В результате реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся «Семь-Я» на ступени начального общего образования должно обеспечиваться достижение обучающимися:

    ·воспитательных результатов — тех духовно-нравственных приобретений, которые получил обучающийся вследствие участия в той или иной деятельности (например, приобрёл, участвуя в каком-либо мероприятии, некое знание о себе и окружающих, опыт самостоятельного действия, пережил и прочувствовал нечто как ценность);

    ·эффекта — последствия результата, того, к чему привело достижение результата (развитие обучающегося как личности, формирование его компетентности, идентичности и т. д.).

    При этом учитывается, что достижение эффекта — развитие личности обучающегося, формирование его социальных компетенций и т. д. — становится возможным благодаря воспитательной деятельности педагога, других субъектов духовно-нравственного развития и воспитания (семьи, друзей, ближайшего окружения, общественности, СМИ и т. п.), а также собственным усилиям обучающегося.

    По каждому из направлений духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования должны быть предусмотрены и могут быть достигнуты обучающимися следующие воспитательные результаты.

    Я – Гражданин России.

    (Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека)

    ·ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению;

    ·элементарные представления об институтах гражданского общества, о государственном устройстве и социальной структуре российского общества, наиболее значимых страницах истории страны, об этнических традициях и культурном достоянии своего края, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;

    ·первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры;

    ·опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;

    ·опыт социальной и межкультурной коммуникации;

    ·начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.

    Я – творец добра.

    (Воспитание нравственных чувств и этического сознания)

    ·начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;

    ·нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;

    ·уважительное отношение к традиционным религиям;

    ·неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;

    ·способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;

    ·уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим;

    ·знание традиций своей семьи и класса, бережное отношение к ним.

    Я – умелец

    (Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни)

    ·ценностное и творческое отношение к учебному труду;

    ·элементарные представления о различных профессиях;

    ·первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;

    ·осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;

    ·первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;

    ·потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности;

    ·мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности

    Я – друг природы. (Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание)

    ·ценностное отношение к природе;

    ·первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;

    ·элементарные знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики;

    ·первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства;

    ·личный опыт участия в экологических инициативах, проектах

    Я – ценитель прекрасного

    (Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание)

    ·первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире;

    ·первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей;

    ·элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры;

    ·первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России;

    ·первоначальный опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе;

    ·первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирование потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества;

    ·мотивация к реализации эстетических ценностей в пространстве образовательного учреждения и семьи.

    Примерные результаты духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования:

    ·имеют рекомендательный характер и могут уточняться образовательным учреждением и родителями (законными представителями) обучающихся;

    Я – приверженец здорового образа жизни

    (Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни)

    • ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;
    • элементарные представления о взаимной обусловленности физического, социального и психического здоровья человека, о важности нравственности в сохранении здоровья человека;
    • первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности;
    • первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
    • знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.

    Библиографический список

    1. Белоусова Т. Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников. Работаем по новым стандартам. - М.: Просвещение, 2011.
    2. Воспитательная система класса: теория и практика \Под ред. Е.Н. Степанова. М., 2005.
    3. Данилюк А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект/ А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос.акад. образования. ― М.: Просвещении, 2009.
    4. Журнал  «Классный руководитель»,№1,2003; №3,1,2004,№2,2005,1997, № 3.
    5. Праздник в начальной школе - 2 / Сост. Н.Г. Кувашова. - Волгоград: Учитель, 2004.
    6. Селевко Г.К. Социально - воспитательные технологии. – М., НИИ школьных технологий, 2005
    7. Шамова Т.И. Воспитательная система школы: сущность, содержание, управление. – М.,ЦГЛ, 2005
    8. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" 


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100»

    ПРОГРАММАДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» «Большое космическое путешествие»...

    ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100»

    ПРОГРАММАДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» «Большое космическое путешествие»...

    ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100»

    ПРОГРАММАДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» «Большое космическое путешествие»...

    ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100»

    ПРОГРАММАДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» «Большое космическое путешествие»...

    ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100»

    ПРОГРАММАДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» «Большое космическое путешествие»...