Программа по воспитательной работе "Исток".
методическая разработка на тему

Фёдорова Елена Борисовна

Эта программа разработана на 4 года обучения детей 1-4 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_istok._doc_1.doc108 КБ

Предварительный просмотр:

Программа по воспитательной работе «ИСТОК»

( нравственное воспитание)

                                             Автор - разработчик:

                                                          Фёдорова Елена Борисовна,

                                                       учитель начальных классов                                                            

                                                     МБОУ Крюковская средняя

                                                             общеобразовательная школа

                                           Чеховского района

                                               Московской области

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: подготовить условия для формирования позитивного социального опыта растущего человека и его гражданского становления.

Задачи программы:

1)воспитание нравственных чувств направленных на переживание своего отношения к Родине, к обществу, к труду, к самому себе, к людям;

2)воспитание навыков и привычек нравственного поведения;

3) воспитание активной  жизненной позиции.

Пояснительная записка

        Программа была разработана учителем Крюковской средней общеобразовательной школы Фёдоровой Еленой Борисовной в 2011 году и рассчитана на реализацию в течение четырёх лет с 1 по 4 класс. Начала апробироваться с 2011  по 2015 г.

Данная программа нравственного воспитания  имеет следующие разделы:

1) Взаимоотношения в семье;

2) Взаимоотношения в коллективе;

3) Отношение к природе;

4) Отношение к себе.

        Согласно научной литературе , содержанием нравственного воспитания в российских школах должно быть формирование чувства долга и ответственности за свою страну и своё поведение , потребность в труде, гуманное отношение к окружающим, бережное отношение к природе, законопослушности , формирование социально - одобряемых взглядов и отношений в семейной и половой жизни, выработка коммуникативных навыков

культуры общения , потребности и умений в самопознании и самовоспитании.

        К средствам нравственного воспитания относятся общие и специфические методы и формы. Нравственное просвещение как один из методов состоит в информировании учеников в области морали и обсуждении с ними нравственных проблем. Оно служит формированию знаний о нравственных нормах и ценностях. Другим методом нравственного воспитания является вовлечение учащихся в деятельность, трудовую, общественную, художественную, спортивную и пр..

        Создание воспитывающих ситуаций - ещё один из методов нравственного воспитания. Целесообразно использовать ролевые игры , их обсуждение , тренинги для выработки этических знаний, привычек, коммуникативных умений. Поручение, требование, индивидуальная работа , наказания, поощрения , также способствуют выработке привычек и культуры поведения . Все эти методы используют как в процессе обучения так и в свободной деятельности детей.

        Результатом этой деятельности является моральная воспитанность, выраженная в следующих показателях: знание нравственных норм, наличие в сознании ученика нравственных правил, потребность и умение их выполнять, способность переживать нравственные чувства( сострадание, совесть, любовь), поведение в соответствии с нравственными нормами.

              Актуальность и целесообразность программы обусловлена резко  изменившейся  за последние годы социальной обстановкой . Особую тревогу сегодня вызывает психическое и духовное здоровье подрастающего поколения . Размытые нравственные ориентиры в обществе , пропаганда насилия , жестокости. Нестабильность  отношений в семье, постоянная  занятость на работе родителей, которые вынуждены  уезжать  далеко от дома в поисках достойной  работы , нехватка внимания у детей. Особую значимость приобретает работа классного руководителя по возрождению русской семьи , основанной на любви , нравственности и взаимном уважении её членов, по взаимодействию семьи и школы в целях нравственного воспитания .

Также  большое количество  в классном коллективе детей с девиантным поведением , которое приходится корректировать классному  руководителю , воспитывая толерантность , корректность, умение считаться с другими  членами коллектива, одновременно воспитывая коллективизм , умение прийти другому на помощь. Школа - это , наверное, единственный островок в наше время , где учат добру, справедливости , честности, любви к ближнему.

               

Первый раздел «Взаимоотношения в семье»

Цель:  создание  условий  успешной адаптации ребёнка в семье, школе, обществе через усиление центрального защитного фактора - сплочённости в семье.

Задачи:

1)воспитание  в детях уважительного отношения ко всем членам семьи, к семейным  ценностям , традициям;

2) повышение педагогической культуры родителей , пополнение арсенала их знаний по конкретным вопросам воспитания в семье и школе;

3)формирование у родителей  уважительного отношения к ребёнку и доверия к школе.

Семья - это первый коллектив ребёнка , естественная среда его  развития, где закладываются основы будущей личности. Именно здесь он получает уроки милосердия, послушания, покаяния. терпения и трудолюбия. От качества этих семейных уроков зависит нравственное здоровье не только самого человека , но и нации в целом.  Духовную нищету детской души можно восполнить только милостивой и сердечной родительской любовью. Такой живой и творческой любви надо учиться всем, причём обучение родителей должно носить опережающий характер. Папа и мама в глазах ребёнка должны иметь авторитет. Только тогда они смогут повлиять на него. Смысл авторитета заключается в том , что он не требует никаких доказательств, а принимается как основное достоинство старшего. Главным основанием родительского авторитета может быть только жизнь  и работа родителей , их поведение . Родители должны интересоваться жизнью своих детей , знать всё, что с ними происходит. Авторитет знания автоматически приведёт к авторитету помощи. В жизни каждого ребёнка бывает много случаев, когда он не знает , как нужно поступить, когда он нуждается в совете  и помощи. Родительская помощь не должна быть навязчивой , надоедливой, утомительной . В некоторых случаях необходимо предоставить ребёнку возможность самому выбраться из затруднения , нужно, чтобы он привыкал преодолевать препятствия  и разрешать сложные вопросы.  Семья и школа - два общественных института , которые стоят у истоков будущего.

                      Задача классного руководителя - всеми доступными ему средствами достигать взаимодействия , согласия с родителями в воспитании общей культуры, в создании эмоционально - благоприятного климата, ориентирующего на общечеловеческие ценности.

                       Любовь родителей к ребёнку должна быть основана на уважении личности ребёнка, знании его интересов, стремлений , на умении вовремя оказать ему помощь, дать дружеский совет. И высокая  требовательность к детям должна сочетаться с любовью.

Основа моей воспитательной работы - союз учителя , родителей и ребёнка. Именно в начальной школе так важен контакт учителя и родителей. Ведь ребёнок - это не только объект , но и субъект воспитательного процесса.

        

Ориентировочные мероприятия по классам.

1. Взаимоотношения в семье.

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Кл. час "Что такое семья?"

Кл. час " Что означает моя фамилия?"

Кл. час "Семейные традиции"

Кл. час " Семейные обязанности"

Беседа "Вежливое отношение в семье"

Беседа "Почему я непослушен? Учимся вырабатывать характер"

Мини- сочинение "Моя семья "

Беседа "Умей беречь память о своих близких"

Рассказ детей "Где работают мои родители?"

Рассказ детей "Как росли мои бабушка и дедушка"

Спорт. соревнование " Папа, мама,  я - спортивная семья"

Беседа с элементами диспута "Старость всегда слабость"

Род.собр. "Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому"

Род. собр. " Ничто не обходится так дёшево и не ценится так дорого как вежливость " ( совместно с детьми)

Род. собр. "Наказание и поощрение в семье" (круглый стол)

Род. собр. " Законы жизни семьи , законы жизни класса"

Рассказ " Что умеют бабушкины руки?"

Беседа "Мой папа - мастер на все руки"

Беседа с элементами дискуссии  "Мамы всякие нужны, мамы всякие важны"

Кл час "Как мы обращаемся с родителями"

Вн. мероприятие "Новогодний огонёк" ( театр. постановка - играют родители )

Вн. мероприятие "День защитника Отечества" (совместный праздник)

Вн. мероприятие            " 8 Марта " (совместный праздник)

Вн. мероприятие           " Выпускной"    ( совместный праздник)

Род. собр. "Взаимоотношения в семье"

Род. собр. " Отец - высокая должность"

Род. собр." Трудовое участие ребёнка в жизни семьи"

Род. собр."Мой ребёнок становится взрослым"

Выставка семейных поделок

Кл. час " Что значит быть мужественным?Что значит быть женственной?"

Кл. час "За что уважают в семье и обществе?""

Конкурс рисунков "Моя семья"

Презентация о бабушке и дедушке

Презентация о папе

Презентация о маме

Презентация своей семьи .

Второй раздел «Взаимоотношения в коллективе»

Цель: воспитание  личности , способной активно , дружелюбно , ответственно и продуктивно  работать и взаимодействовать  в детском коллективе.

Задачи:

1)формирование сплочённого детского коллектива;

2)воспитание   уважительного  отношения к членам коллектива, умения считаться с другими;

3)выявление и развитие творческих способностей каждого ребёнка;

4) воспитание трудолюбия,  ответственности  за  свои поступки и дела.

Основной проблемой ребёнка в современном обществе является неумение общаться . Он изо всех сил старается завоевать своё место под солнцем  иногда при помощи крика , драки и грубости. Для него на первом месте стоит позиция «Я». Необходимо помочь ему увидеть , что делать  что-то вместе лучше , чем одному, дружить интереснее , чем воевать .                                                                                 В младших классах разъяснение многих требований , правил, даже приучение  к выполнению отдельных «скучных» обязанностей нередко происходит в форме игры. В основе коллективной деятельности лежит потребность в общении. Совместный труд приносит ребятам большое удовлетворение . С этого положительного переживания начинает формироваться чувство коллективизма. Соревнование  является также эффективным средством формирования коллектива.

        Смысл индивидуального подхода при воспитании личности в коллективе заключается в том , чтобы отдельного ученика вовлечь  в коллективную деятельность , а коллектив заинтересовать отдельным учеником.

Ориентировочные мероприятия по классам

2. Взаимоотношения в коллективе.

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Кл час " Что такое коллектив? "

Кл. час " Без друзей меня чуть - чуть"

Кл. час " А умеем ли мы общаться?"

Кл. час " Хочу, чтобы класс стал дружнее"

Организация дежурства

Час творчества "Кто во что горазд"

Беседа " Что такое ответственность?"

Круглый стол " Если не я , то кто?"

Вн. мероприятие " Здравствуй, страна Знаний" ( совместно с родителями)

Танцевальный марафон

Игра "Угадай мелодию"

Вн. мероприятие " Алло, мы ищем таланты !"

Кл. час " Своё и чужое»

Кл. час"Доброе слово , что ясный день"

Кл. час " Что такое милосердие?"

Кл. час " Я - человек и гражданин"

Род.собр."Детская агрессия"

Род. собр.  "Значение общения в развитиии личностных качеств ребёнка"

Род. собр.                  " Развитие творческих способностей младших школьников"

Род. собр. "Воспитание толерантности"

Спортивный праздник "Весёлые старты"

Дискуссия "Если я обидел друга"

Групповой проект          " Традиции класса"

Групповой проект " Звёзды нашего класса"

Конкурс чтецов "Любимые стихотворения"

Игра - соревнование "Один за всех и все за одного"

Трудовой десант (уборка территории школы)

Трудовой десант         ( уборка территории школы)

Кл час "Правда и ложь"

Кл. час " Товарищеские качества"

Кл. час "Дружелюбие , трудолюбие, честь и достоинство"

Кл. час "Идеальный класс, или класс будущего"

Презентация           " Итоги года "

Презентация " Ребята, давайте жить дружно! "

Презентация " Это мы - вы нас узнали?"

Презентация " Наш дружный  4 класс"

Третий раздел «Отношение  к природе»

Цель:  формирование  экологической культуры, осознанного,  правильного , эмоционально – нравственного отношения  к окружающей среде.

Задачи:

1)обогащение представлений об окружающем мире;

2) воспитание бережного отношения к окружающей среде, желание о ней заботиться;

3)формирование культуры поведения в природе.

        Начальная школа - начальный этап становления человеческой личности . В этот период закладываются основы личностной культуры. Ребёнок в этот период учится правильно относиться  к объектам природы, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения , которыми он пользуется.

В это время закладывается первоначальное взаимодействие человека с природой, человек, как  природопользователь,  по возможности восстанавливающий её богатства, дети учатся общаться с братьями меньшими.

Ориентировочные меропрития по классам:

3. Отношение к природе.

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Кл.час "Что такое природа?"

Кл. час" Моё место в природе"

Кл. час " Поберегите тишину"

Кл. час "Как сберечь подземные богатства Земли?"

Конкурс загадок о природе.

Изготовление кормушек для птиц

Операция "Айболит"

Операция " Посади растение"                      ( озеленение "Дом , где зажигаются сердца")

Экскурсия в осенний школьный сад

Кукольный спектакль. Экологическая сказка

Беседа "Растения - синоптики"

Беседа "Мы в ответе за тех , кого приручаем"

Конкурс поделок из природного материала.

Кл. час " Мир эмоций и чувств"

Игра Поле Чудес " Мои друзья  - животные"

Конкурс кроссвордов "Растения  и животные под охраной"

Кл. час "Мир вокруг меня . Какой он?"

Экскурсия в лес "Лесные диковинки" КВН "Русский лес"

Участие и подготовка к выставке"Осенний лист - краса природы"

Конкурс плакатов на тему "Охрана растений и животных"

Круговая беседа  "Кошка и собака - наши четвероногие друзья"

Беседа - рассказ "Этот удивительный мир растений"

Экскурсия на водоём. КВН "Растения водоёма"

Род. собр. " О воспитании любви к природе"

Экскурсия в зимний парк.Игра "Взятие снежной крепости"

Устный журнал "Зелёный наряд нашей планеты"( День Земли)

Брейн - ринг "Мои друзья - растения"

Экологическая беседа " Экология - это наука о том , как сберечь дом"

Конкурс стихотворений о зиме.

Беседа - рассказ "Этот удивительный мир животных"

Заочное путешествие "Чем богат наш край?"

Экскурсия : "Весна! Весна! И всё ей радо!"

Кл. час " Меры безопасного поведения на дорогах"

Кл. час " Меры безопасного поведения в лесу"

Кл. час "Меры безопаного поведения на водоёмах"

Кл. час " Экстремальные ситуации для человека в природной среде"

Четёртый раздел  «Отношение к себе»

Цель: создание  условия для развития   физически, духовно, социально  и психически  здоровой  личности, уверенной в себе и способной отстаивать  свои  взгляды.

Задачи:

1) формирование у школьника положительного образа  себя как личности ;

2)воспитание в детях   потребности в здоровом образе жизни;

3)воспитание чувства патриотизма , сопричастности к героической истории Российского государства;

4) создание условий для самовыражения , саморазвития , самоопределения детей.

         Сегодня стало модным утверждение , что педагог должен принимать ребёнка таким , каков он есть . (Душевного труда никакого , и риск минимален.)   А .Дистервег на этот счёт говорил : «Если мы принимаем воспитанника таким , каков он есть , мы делаем его хуже». Ребёнок явление изменяющееся. Маленький детский изъян в поведении завтра может  превратиться в отвратительную черту характера. Чтобы воспитанник стал добрым , честным, ответственным , трудолюбивым и т. д. , ему необходимо неустанно внушать  установки , что он добрый , честный , ответственный , трудолюбивый .Это называется выращиванием в ребёнке собственного «Я», чувства собственного достоинства , как ядра человеческой личности. Это проектирование, программирование  в воспитаннике нравственного  и социального, что заложила в нём природа.

        Необходимо стремиться воспитать здоровую личность .

         Здоровый образ жизни включает  следующие компоненты :

1)Рациональное питание

2)Оптимальная для организма двигательная активность

3)Соблюдение режима дня

4)Предупреждение вредных привычек

5) Повышение психоэмоциональной устойчивости;

        Невозможно  с уважением относиться к себе , не зная истории своей Родины.

         Патриотизм  - одно из главных качеств : гордость за Родину , где ты родился , привязанность к месту жительства, понимание роли государства, любви к своему народу, значения государственных символов.

Ориентировочные мероприятия по классам

4. Отношение к себе

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Кл.час" Расскажи нам о себе"

Кл. час " Принять себя"

Кл.час " Считаете ли вы себя культурным человеком?

Кл. час "Мир моих увлечений"

Этическая беседа "Не стесняйся доброты своей"

Беседа "Кому нужна помощь?"

Кл. час " Я и моя будущая профессия"

Кл. час "Права и обязанности детей"

Кл. час "Шестое чувство"( О тактичности)

Конкурс красоты

Ролевая игра "Твоё потерянное время"

Вн. меропр. " Учусь говорить : "Нет""

Кл. час "Страна , где я живу"

Кл. час "Город чудный - город славный "                       (г. Москва)

Кл. час "Мой родной город – 55лет»

Кл. час " Символы российского государства"

Беседа "Твой режим дня"

Вн. меропр. " От чего зависит настроение?"

Круговая беседа " Я чувствую себя счастливым , когда…"

Кл. час "Как изучить самого себя?"

Спортивный праздник "День здоровья"

День смеха "Юморина"

Кл.час"Личная безопасность .Меры безопасного поведения на территории школы . Соблюдение ПДД"

Беседа с элементами дискуссии " Моё хочу и моё надо"

Род. собр.  " О здоровье - всерьёз"

Род. собр. "Как повысить самооценку ребёнка и почему это важно?"

Род.собр. "Характер и пути его воспитания"

Род. собр. "Как воспитать настоящего человека"

Круговая беседа "Я и мои таланты"

Беседа "Путь к доброму здоровью"

Беседа "Чтобы иметь друга - надо быть им"

Конкурс - рассказ об истории военной песни.

Кл.час "Детям планеты - мир без тревоги и слёз"

Кл. час " Правила гигиены"

Кл.час " Никто не забыт , ничто не забыто " ( 65 лет со дня Победы)

Кл.час "Благодарность - это…"

Ожидаемые результаты:

        К концу 4 класса ребёнок должен:  уважительно относиться ко всем членам своей семьи, пожилым людям , членам  коллектива  , чтить семейные традиции, должен уметь продуктивно и ответственно участвовать в коллективных делах , трудиться ; бережно относиться к природе , иметь определённые навыки культуры поведения в природе; уважать себя как личность , уметь отстаивать свои взгляды , иметь потребность в здоровом образе жизни , быть патриотом , сопереживающим за историю государства Российского.

Литература:

«Внеклассные мероприятия 1, 2, 3, 4 классы» Яровая Л.Н., Жиренко О.Е., Барылкина Л.П., Обухова Л.А.

«Классные часы в начальной школе»»  Звездина Г.П., Щербакова Т.Н.

« Классный час играючи в начальной школе» Герасимова В.А.

«Классные часы 4 класс» Горбунова Н.А.

«Классные часы 4 класс» Дробинина Н.Н.

Организация родительских собраний  в 1 – 11 классах» Дереклеева Н.И.

«Родительские собрания в начальной школе» Горбунова Н.А.

Журнал «Классный руководитель» №3 2008г.

«Группа продлённого дня 1, 2, 3, 4 классы» Гайдина Л.И., Кочергина А.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по воспитательной работе в начальных классах "Волшебные острова"

Программа по воспитательной работе в начальных классах....

Программа по воспитательной работе

Программа по воспитательной работе...

Авторская программа по воспитательной работе"Азбука жизни"

Программа  расчитана для проведения воспитательных  часов в 1 классе....

Программа по воспитательной работе.

Программа по воспитательной программе соответствует новым требованиям....

Программа по воспитательной работе "Солнечный круг"

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММАпо воспитательной работе«Солнечный круг»учителя начальных классовМОУ СОШ№ 39г.ЧебоксарыКосолаповой Марины Александровны...

Программа по воспитательной работе «Мир, в котором Я живу»

Продолжительность программы :  4 года. Возраст обучающихся :  7 -11 лет.  Основные направления работы:1.              «Я...

Программа учебно-воспитательной деятельности Класса Юных Моряков «Фрегат»: «Индивидуально-личностное развитие младших школьников через систему обучения и воспитанияв условиях морского класса».

Программа создана в 2006 году в соавторстве с педагогом дополнительного образования Стариковым С.А. , а также в разработке программы приняла участие в качестве научного консультанта -cтарший преподава...