Рабочая программа кружка " Твоё здоровье".
рабочая программа (2 класс) на тему

Литвинова Марина Дмитриевна

           Рабочая программа составлена с учетом требований следующих нормативных документов:

- Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012г., №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Принят Государственной Думой 21.12.2012г. одобрен Советом Федерации 26.12.2012г.

- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки РФ от 06.10.2009г. № 373) с изменениями (утверждены приказами Минобрнауки РФ от 26.11.2010г. №1241, от 22.09.2011г. № 2357).

- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.05.2011г. №03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_tvoyo_zdorove_2014-2015.doc150.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

           Рабочая программа составлена с учетом требований следующих нормативных документов:

- Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012г., №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Принят Государственной Думой 21.12.2012г. одобрен Советом Федерации 26.12.2012г.

- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки РФ от 06.10.2009г. № 373) с изменениями (утверждены приказами Минобрнауки РФ от 26.11.2010г. №1241, от 22.09.2011г. № 2357).

- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.05.2011г. №03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования».

Цель и задачи программы

Цель данного курса: обеспечить возможность сохранения здоровья детей в период обучения в школе; научить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия.

Задачи:

сформировать у детей необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни;  формировать у детей мотивационную сферу гигиенического поведения, безопасной жизни, физического воспитания; обеспечить физическое и психическое саморазвитие; научить использовать полученные знания в повседневной жизни; добиться потребности выполнения элементарных правил здоровье сбережения.

Общая характеристика курса

              Современное, быстро развивающееся образование, предъявляет высокие требования к обучающимся и их здоровью.  Тем самым, обязывая образовательное учреждение создавать условия, способствующие  сохранению и укреплению здоровья, формированию ценностного отношения обучающихся к собственному здоровью и здоровью окружающих. При этом здоровье рассматривается как сложный, многоуровневый феномен, включающий в себя физиологический, психологический и социальный аспекты. Именно образовательное учреждение призвано вооружить ребенка индивидуальными способами ведения здорового образа жизни, нивелируя негативное воздействие социального окружения.

   Программа внеурочной деятельности по  спортивно-оздоровительному направлению  включает в себя  знания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление физического и психического здоровья. Данная программа является  комплексной  программой по формированию культуры здоровья обучающихся, способствующая познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

   Программа внеурочной деятельности  направлена на нивелирование следующих школьных факторов риска: школьные страхи, большие учебные  нагрузки и трудности в усвоении школьной программы,  интенсификация учебного процесса. Только наличие системы работы по формированию культуры здоровья и здорового образа жизни позволит сохранить здоровье обучающихся в дальнейшем.

Как помочь школьнику, как сделать так, чтобы он начал жить активной, интересной и полноценной жизнью? Как сделать так, чтобы учение в школе вызывало прилив энергии, а обучение было в радость, развивало рефлексивные умения учащихся? Именно в решении этих вопросов и заключается актуальность программы «Твое здоровье».

Данная программа строится на принципах:

Научности; в основе которых содержится анализ статистических медицинских исследований по состоянию здоровья школьников.

Доступности; которых определяет содержание курса в соответствии с возрастными особенностями младших школьников.

Системности; определяющий взаимосвязь и целостность содержания, форм и принципов предлагаемого курса.

При этом необходимо выделить практическую направленность курса. Содержание занятий направлено на развитие у учащихся негативного отношения к вредным привычкам, на воспитание силы воли, обретение друзей и организацию досуга.

Обеспечение мотивации

Быть здоровым – значит быть счастливым и успешным в будущей взрослой жизни.

Занятия носят научно-образовательный характер.

Место курса в учебном плане

Программа рассчитана на 1 год и составлена из расчета 1 час в неделю. В рабочей программе запланировано 34 часа.

Содержание программы

Раздел 1. Самопознание

Правила межличностного общения: предупредительность, представление себя, приглашение, отказ от нежелательного общения.

Дружба. Взаимовлияние людей, способы конструктивного решения конфликтных ситуаций. Поведение на улице и в общественных местах Правила поведения с незнакомыми людьми.

Родственные связи - семья. Правила семейного общения. Права ребёнка в семье. Правила групповой деятельности.

Ожидаемые результаты.

  • Называть органы и части тела, их функциональное предназначение.
  • Уметь рассказывать о своих телесных ощущениях.
  •  Рассказать о субъективных признаках своей усталости.
  • Доброжелательно относиться к инвалидам и помогать им.
  • Знать общепринятые правила коммуникации и уметь их применить в модельных условиях. Уметь самостоятельно искать выходы из конфликтных ситуаций.
  • Уметь соблюдать правила поведения в общественных местах.
  • Знать свои права и признавать взаимные обязательства в семье.
  • Уметь определить свою роль в группе и работать для достижения общей цели.
  • Уметь соблюдать социальные нормы поведения в формальных группах.
  • Различать признаки недружелюбной группы и уметь из нее выйти.

Раздел 2. Это должны знать все!

Безопасное поведение на дорогах. Основные ситуации-«ловушки», в которые обычно попадают дети: «закрытый обзор», «отвлечение внимания», «пустынная улица», «середина проезжей части» «родители с детьми». Сигналы регулирования дорожного движения. Правила безопасного поведения у ж/д путей. Опасные факторы современного жилища, школы игровой площадки. Ожоги. Опасность при пользовании пиротехническими средствами. Электротравма. Опасность при игре с острыми предметами. Падение с высоты. Опасность открытого окна. Катание на перилах, прыжков с крыш, гаражей и т.д., элементарные правила безопасности при катании на велосипеде. Правила пользования роликами, экипировка. Опасность, которая подстерегает роллера на улице. Оказание первой помощи при простых травмах(ссадинах, царапинах, поверхностных ранах). Укусы зверей, змей, насекомых. Экстремальная ситуация в городе. Экстремальная ситуация в деревне. Экстремальная ситуация связанная с незнакомым человеком. Правила поведения при пожаре. Стихийные бедствия, техногенные катастрофы.

Ожидаемые результаты.

  • Уметь распознавать опасные зоны в помещении, на улице.
  • Уметь предвидеть возможность падения с высоты, получения травмы, ожога и избегать их.
  • Иметь навыки безопасного обращения с электроприборами, острыми предметами. Уметь обесточить электроприбор.
  • Применять на практике правила безопасности при катании на роликах и велосипеде, пользоваться защитными приспособлениями.
  • Уметь оказать помощь себе и другим при простых травмах.
  • Уметь распознавать негативные реакции животных и избегать укусов и повреждений.
  • Принимать неотложные меры при укусе животного, насекомого, змей.
  • Уметь прогнозировать развитие ситуации на дороге.
  • Иметь навык наблюдения.
  • Иметь навыки «сопротивления» волнению или спешке. Иметь навык «переключения на улицу».
  • Иметь навык переключения на самоконтроль.
  • Освоить три модели поведения в экстремальной ситуации: «зови на помощь», «уходи из ситуации», «принимай меры по самоспасению».
  • Уметь обращаться за помощью в экстремальной ситуации.
  • Знать способы тушения огня.
  • Уметь выполнять последовательные действия по эвакуации из помещения при возникновении пожара.
  • Владеть навыками по самоспасению, когда поведение незнакомого человека кажется опасным.

Раздел 3. Главное чудо – здоровье!

Кожа и её функциональное предназначение. Уход за кожей, волосами и ногтями. Выбор одежды и обуви в соответствии с погодными условиями и индивидуальными особенностями.

Периоды  изменения  работоспособности.  Режим  дня.  Субъективные и  объективные признаки утомления. Активный и пассивный отдых. Сон как наиболее эффективный отдых. Гигиена органов зрения, факторы, приводящие к утомлению.

Взаимодействие человека с  микромиром. «Хорошие» и «Плохие» микробы.

Представление об инфекционных    заболеваниях. Способы «пассивной» защиты от болезни: мытьё рук, ношение маски, одноразовые шприцы и т.д.

Представление об активной защите - иммунитете.

Представление об основных пищевых веществах, их значение для здоровья; важнейшие пищевые источники. Как происходит пищеварение. Режим питания. Непереносимость отдельных продуктов и блюд.

Традиции приёма пищи в разных странах. Правила поведения за столом.

Обработка пищевых продуктов перед употреблением. Хранение пищевых продуктов. Правила ухода за посудой.

Обработка пищевых продуктов перед употреблением. Хранение пищевых продуктов. Правила ухода за посудой.

Польза и вред медикаментов. Осторожное обращение с лекарствами, которые хранятся дома.

Общее представление о психоактивных веществах. Почему люди употребляют психоактивные вещества. Вред табачного дыма.Что такое алкоголь и чем опасное его употребление. Поведение с людьми потребляющими психоактивные вещества.

Основные виды деятельности учащихся:

навыки дискуссионного общения; опыты;

Ожидаемые результаты.

  • Уметь быть опрятным. Регулярно выполнять гигиенические процедуры.
  • Уметь обеспечить себе комфортные условия для любой деятельности за счет правильного выбора одежды и обуви.
  • Поддерживать в чистоте предметы своего ежедневного обихода.
  • Уметь составить усредненный режим дня на неделю и следовать ему.
  • Уметь распознавать признаки утомления, в том числе зрительного.Иметь навыки переключения на разные виды деятельности для избежания утомления.
  • Иметь сформированные стереотипы мытья рук перед любым приемом пищи.
  • Уметь использовать «пассивную защиту» при необходимости контакта с больным человеком (далекое расстояние, проветривание помещения, ношение маски, отдельная посуда и т.д.).
  • Иметь сформированное представление о моральной ответственности за распространение инфекционного заболевания (например, приход с гриппом в школу). Знать, для чего делаются прививки.
  • Уметь соблюдать элементарные правила режима питания.
  • Уметь пользоваться столовыми приборами.
  • Навык соблюдения правил хранения пищевых продуктов.
  • Навык обработки фруктов и овощей перед их употреблением.
  • Умение мыть посуду и столовые приборы.
  • Иметь навык аккуратного обращения с лекарствами (хранить в фабричной упаковке, проверять срок годности перед употреблением, применять только по назначению врача или рекомендации родителей, не пробовать неизвестные таблетки).
  • Уметь избегать ситуации пассивного курения.
  • Понимать, что алкоголизм и наркомании - трудноизлечимые заболевания. Выработать формы поведения, когда рядом находится человек в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.
  • Иметь четкое представление о том, что восприимчивость к наркотическим веществам индивидуальна, и зависимость может возникнуть после первых приемов.

Тематическое планирование

Календарно-тематическое планирование

Дата

Тема

Форма проведения

Виды деятельности

5.09

12.09

 19.09

26.09

3.10

10.10

  1. Правила поведения в школе, на улице, дома, в школьном транспорте.
  2. Спортивный праздник, посвященный началу учебного года.
  3. «Золотая осень».
  4. День вежливости. Моё настроение Передай улыбку по кругу. 
  5. Ю.Тувим «Овощи». Приготовление овощного салата.
  6.  «Чистота на школьном дворе».

родительское собрание, инструктаж по ТБ

инструктаж по ТБ, спортивный праздник на стадионе

инструктаж по ТБ во время похода, туристический поход

выставка рисунков «Моё настроение»

игровой тренинг

общешкольный субботник,

экологическая акция

  • игры на свежем воздухе;
  • конкурсы;
  • моделирование жизненных ситуаций,
  • субботники
  • викторины;
  • отгадывание загадок;
  • беседы; обсуждение вопросов;
  • развивающие игры;
  • подвижные игры на свежем воздухе, эстафеты.

31.10

10.10

17.10

24.11

14.11

21.11

28.11

5.12

12.12

19.12

26.12

16.01

23.01

30.01

6.02

13.02

20.02

27.02

20.03

  1. Моя безопасность во время осенних каникул.

 

  1. Опасность в нашем доме.  

  1. Курить – здоровью вредить.

  1.  Сезонные изменения и как их принимает человек

  1. Вода – наш друг.
  2. Чтобы огонь не причинил вреда.

  1. Чем опасен электрический ток?

  1. Как уберечься от порезов, переломов. Опасность гололёда. Травмы.  
  2. Собаки бывают кусачими.
  3. Моя безопасность во время зимних каникул.  
  4.  Первая помощь при обморожении и ожогах, перегревании и тепловом ударе.
  5.  Кто такой пешеход?
  6. Улица полна неожиданностей!
  7.  Пассажир обязан знать!
  8.  Дорожные знаки у нас в гостях.

  1.  Весёлые старты  

  1.  Культура питания. Приглашаем к чаю
  2. Здоровая спинка – к успеху тропинка

  1.   Моя безопасность во время весенних каникул.

практическое занятие, инструктаж по ТБ

практическое занятие, инструктаж по ТБ, конкурс чистюлек

конкурс листовок

беседа, инструктаж по ТБ

экскурсия, беседа о профилактике простудных заболеваний и гриппа,

познавательная игра

практическое занятие «Действия при пожаре в школе», конкурс чистюлек

практическое занятие, инструктаж по ТБ

практико-ориентированный проект, инструктаж по ТБ

познавательная игра

сюжетно-ролевая игра, инструктаж по ТБ

экскурсия, инструктаж по ТБ

практическое занятие

сюжетно-ролевая игра, инструктаж по ТБ

сюжетно-ролевая игра

практическое занятие, конкурс чистюлек

спортивный праздник, инструктаж по ТБ

конкурс чистюлек, ролевая игра

игровой тренинг

конкурсно – игровая программа

практическое занятие, инструктаж по ТБ  

  • игры на свежем воздухе;
  • конкурсы;
  • моделирование жизненных ситуаций,
  • викторины;
  • отгадывание загадок;
  • беседы; обсуждение вопросов; обмен мнениями;
  • анализ и решение ситуативных задач;
  • развивающие игры;
  • уборка классной комнаты;
  • проекты;
  • конкурс рисунков;
  • рассказы детей;
  • оказание первой помощи при укусах собак; травмах;
  • субботники
  • динамические прогулки;
  • инсценировка

6.03

13.03

3.04

10.04

17.04

24.04

15.05

8.05

22.05

  1. Почему мы болеем?
  2. Растём здоровыми!

  1. Витаминная тарелка на каждый день.
  2. Добрый доктор Айболит.

  1. Прививки от болезней.
  2. Что нужно знать о лекарствах.

  1. Турслёт.
  2. Мы весёлые ребята, быть здоровыми хотим , все болезни победим.

      9.     Моя безопасность во время летних каникул.

практическое занятие, конкурс чистюлек

спортивный праздник, посвященный  Дню здоровья

конкурс рисунков «Витамины наши друзья и помощники»

игра-соревнование

практическое занятие

конкурсно – игровая программа

инструктаж по ТБ, турслёт

инструктаж по ТБ,

спортивный праздник на стадионе

практическое занятие, родительское собрание, инструктаж по ТБ

  • игры на свежем воздухе;
  • субботники;
  • конкурсы;
  • моделирование жизненных ситуаций,
  • викторины;
  • отгадывание загадок;
  • беседы; обсуждение вопросов; обмен мнениями;
  • анализ и решение ситуативных задач;

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

  • Методическое пособие  Пожидаевой Т. Ф., Стародубцевой Г. М., Сухаревской Е. Ю.,  Посошенко Е.В., Пономаревой И. П. «Организация внеурочной деятельности обучающихся начальной школы»;
  • методическое пособие  Е. В. Посошенко «Растим здоровых, умных, добрых»;
  • методическое пособие  А. А. Обуховой  «Новые 135 уроков здоровья или школа докторов природы»;
  • методическое пособие  В. И. Ковалько «Игровой модульный курс по ПДД»;
  • методическое пособие  Е. Н. Литвиновой «Основы безопасности жизнедеятельности»;
  • факультативный курс Г.А. Потемкина  «Твое здоровье»;
  • учебное пособие Е. А. Мальцевой «Рабочая тетрадь по пожарной безопасности».
  • учебное  издание М.Ф. Литвиновой «Русские народные подвижные игры»;
  • мультимедийные, аудио- и видеоматериалы и другие информационные объекты, отражающие темы курса;
  • спортинвентарь;
  • журналы инструктажа по технике безопасности;
  • демонстрационный материал.

Учебные пособия:

1.Натуральные пособия (реальные объекты живой и неживой природы,)солнце, вода, аптечка, зубные щетки, и др.;

2.Изобразительные наглядные пособия (рисунки, схематические рисунки, схемы, таблицы): картины русских художников; плакаты: «Мое тело», «Правильно чистим зубы», «Комплекс упражнений утренней гимнастики», «Первая помощь при порезе», «Пропаганда здорового образа жизни», «Этикет», «Правильная осанка», «Гимнастика для глаз», «Хорошие манеры»; схемы: профилактика инфекционных заболеваний и др.; Спортивный инвентарь.

Оборудование для демонстрации мультимедийных презентаций: компьютер.

Результаты( в рамках ФГОС общего образования- личностные, метапредметные и предметные) освоения курса « Твоё здоровье», и система их оценки.

Личностными результатами программы является формирование следующих умений

Определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке другие участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметными результатами является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД)

Регулятивные УУД

Определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя. Проговаривать последовательность действий на занятии.

Учить высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала. Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности. Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД

Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебных пособиях, словарях, энциклопедиях . Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всех учащихся. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных и схематических рисунков). Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания из различных источников, ориентированные на линии развития средствами предмета.

Коммуникативные УУД

Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).Слушать и понимать речь других. Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах.

Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности

осознание обучающимися необходимости заботы о своем здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятии; социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром. Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности будет сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью. 

Критерии оценки знаний, умений и навыков

Низкий уровень: удовлетворительное владение теоретической информацией по  темам курса, умение пользоваться литературой при  подготовке сообщений, участие в организации выставок, элементарные представления об исследовательской деятельности, пассивное участие в семинарах.

Средний уровень: достаточно хорошее владение теоретической информацией по курсу, умение систематизировать и подбирать необходимую литературу, проводить исследования и опросы, иметь представление о учебно-исследовательской деятельности, участие в конкурсах, выставках, организации и проведение мероприятий.

Высокий уровень: свободное владение теоретической информацией по курсу, умение анализировать литературные источники и данные исследований и опросов, выявлять причины, подбирать методы исследования, проводить учебно- исследовательскую деятельность, активно принимать участие в мероприятиях, применять полученную информацию на практике. Подобная организация учета знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности будет способствовать формированию и поддержанию ситуации успеха для каждого обучающегося, а также будет способствовать процессу обучения в командном сотрудничестве, при котором каждый ребенок будет значимым участником деятельности.

В результате усвоения программы учащиеся должны уметь:

выполнять санитарно-гигиенические требования: соблюдать личную гигиену и осуществлять гигиенические процедуры в течение дня;

осуществлять активную оздоровительную деятельность; формировать своё здоровье.

Учащиеся должны знать:

факторы, влияющие на здоровье человека; причины некоторых заболеваний; причины возникновения травм и правила оказания первой помощи;

виды закаливания (пребывание на свежем воздухе, обливание, обтирание,солнечные ванны) и правила закаливания организма; влияние закаливания на физическое состояние и укрепление здоровья человека; о пользе физических упражнений для гармоничного развития человека;

основные формы физических занятий и виды физических упражнений.

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания

МО начальных классов

от 22.08. 2014 года № 1

Руководитель МО  ___         Попова Л.Н.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

____________ Демьяненко И.Н.

_______ _________________ 2014 года


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка "Азбука здоровья"

Программа разработана на основе материалов Л.А.Обухова, Н.А.Лемяскина О.Е.Жиренко "Новые 135 уроков здоровья или школа докторов природы: 1-4 класс.-М,: ВАКО, 2007.-Мастерская учителя"...

рабочая программа кружка "Расти здоровым"

рабочая программа кружка "Расти здоровым"...

Рабочая программа кружка «Расти здоровым» 3-4 класс

программа дополнительного образования в школе...

Рабочая программа кружка «Расти здоровым» 3-4 класс

программа дополнительного образования....

Рабочая программа кружка "Твоё здоровье"

Настоящая программа подготовлена в соответствии с  внедрением Федеральных государственных стандартов общего образования второго поколе...

Рабочая программа кружка « Азбука здоровья».

Структура методической разработки.I.  Название. Рабочая программа кружка « Азбука здоровья».II. Краткая аннотация. В основе данной программы лежат представления о здоровом ребёнке, который являет...

Рабочая программа кружка «Азбука здоровья»

Рабочая программа кружка «Азбука здоровья»Цель и задачи программыЦель: обеспечение каждому школьнику возможности сохранения здоровья за период обучения в школе, формирование необходимых знаний, умений...