Осенний калейдоскоп
методическая разработка (3 класс) на тему

Мероприятие про осень. Его цели: обобщить и расширить знания об овощных культурах, прививать бережное отношение к природе, развивать память и внимание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osenniy_kaleydoskop.docx28.71 КБ

Предварительный просмотр:

Осенний калейдоскоп.

Мероприятие подготовила и провела: Сергиенко Т.В. учитель начальных классов МОУ «ООШ № 78» Заводского района г. Саратова.

ЦЕЛИ: обобщить и расширить знания об овощных культурах;

            прививать бережное отношение к природе;

            развивать память и внимание.

Ход мероприятия.

Звучит песня «Осень постучала к нам».

- Вот и осень в который раз шуршит листьями по усталой земле. Одна за другой янтарными свечами загораются на опушке берёзки. Мягкими облаками плывёт по утрам туман. Смотришь и удивляешься многообразию ощущений, переменчивости осенних картин.

- Многие писатели и поэты описывали осень в своих произведениях.

(Дети читают стихи)

Ф.Тютчев        Есть в осени первоначальной

                Короткая, но дивная пора.

                Весь день стоит как бы хрустальный

                И лучезарны вечера.

А. Плещеев        Скучная картина!

                Тучи без конца,

                Дождик так и льёт,

                Лужи у крыльца.

А.С. Пушкин        Унылая пора! Очей очарованье!

                Приятна мне твоя прощальная краса.

                Люблю я пышное природы увяданье,

                В багрец и золото одетые леса.

И. Бунин        Лес точно терем расписной

                Лиловый, золотой, багряный,

                Весёлой, пёстрою стеной

                Стоит над светлою поляной.

- Какие приметы осени поэты описали в своих стихах?

- Какое вещество, разрушаясь, окрашивает листья в разные цвета?

- Не только поэты, но и художники отображали красоту осени в картинах.

(Дети рассматривают картины)  слайды.

- Сейчас вам самим предстоит стать художниками. Из отдельных фрагментов вам надо собрать осенний пейзаж.

(Дети собирают пейзаж и звучит песня «Наступила осень»)

- А теперь назовите названия осенних месяцев.

- Каждый месяц имеет свой приметы. Определите их.

СЕНТЯБРЬ                        МЕСЯЦ ПЕРВОГО СНЕГА

ОКТЯБРЬ                        ВОРОТА ЗИМЫ

НОЯБРЬ                        ОТЛЁТНАЯ ПОРА ДЛЯ ПТИЦ

- Да много сюрпризов у осени. Угадайте, о каком из них рассказывается в загадке?

                        Стоит лепёшка

                        На одной ножке,

                        Кто мимо пройдёт,

                        Всяк поклонится.        (Гриб) слайд.

- Вспомните и отметьте, чем являются грибы?

ГРИБЫ – РАСТЕНИЯ

             ОСОБАЯ ФОРМА ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ

             ЖИВОТНЫЕ

- Давайте послушаем, какие грибы можно найти в осеннем лесу.

                        Я в красной шапочке расту

                        Среди корней осиновых.

                        Меня увидишь за версту –

                        Зовусь я                          подосиновик.

                        Не спорю, не белый –

                        Я, братцы, попроще.

                        Расту я обычно

                        В берёзовой роще.                 подберёзовик.

                        

                        На пеньке сидят братишки

                        Все в веснушках, как мальчишки.

                        Эти дружные ребята

                        Называются                       опята.

                        С ним никто в лесу не дружен

                        И в лукошке он не нужен.

                        Мухи скажут это мор

                        В красной шапке                мухомор.

- Напишите, какие грибы нельзя собирать?

- Расшифруйте слово и вы узнаете, чем ещё богата осень. (ЩИ        О        ВО)

- Правильно. Осень – время сбора овощей и фруктов.

- Сейчас проверим, хорошо ли вы знаете овощи и фрукты. Перед вами лежат листочки разного цвета. Напишите на них названия овощей и фруктов. Цвет листочка и продукта должны совпадать.

(Дети пишут названия овощей и фруктов)

- А какой известный овощ является героем русской народной сказки?        РЕПКА

- В каком произведении все герои овощи?                ЧИППОЛИНО

- Кто автор этого произведения?                        ДЖАНИ РОДАРИ

- Об овощах можно прочитать и в стихах. Вот послушайте стихотворении польского поэта Юлиана Тувима, которое так и называется «Овощи».

(Инсценировка)

Хозяйка однажды с базара пришла,

Хозяйка с базара домой принесла:

Картошку,

Капусту,

Морковку,

Горох
Петрушку и свёклу.

Ох!

Вот овощи спор завели на столе –

Кто лучше, вкусней и нужней на земле:        

Картошка?

Капуста?

Морковка?

Горох?
Петрушка иль свёкла?

Ох!

Хозяйка тем временем ножик взяла

И ножиком этим крошить начала:

Картошку,

Капусту,

Морковку,

Горох
Петрушку и свёклу.

Ох!

- Кто же из овощей по вашему мнению нужней и полезней?

- Правильно! Овощи – ценный продукт питания.

- Давайте послушаем о пользе некоторых из них.

(Дети отгадываю загадки и читают сообщения).

                                За кудрявый хохолок

                                Лису из норки поволок.

                                На ощупь – очень гладкая,

                                На вкус – как сахар сладкая.        (Морковь) слайд.

  Морковь красна потому что в ней содержится вещество под названием «каротин». Когда ты съешь морковку, внутри тебя, в твоём теле, каротин превращается в витамин А. Это витамин роста. Он нужен ребятам, телятам, цыплятам – всем, кто должен расти.

                                Прежде чем его мы съели,

                                Все наплакаться успели.                (Лук) слайд.

  Ещё в глубокой древности люди догадались, что лук – не только вкусная приправа к кушаньям: он ещё и целебен. Если человек две-три минуты пожуёт лук, во рту у него не останется ни одного вредного микроба – все они будут убиты. Учёные доказали, что летучие вещества, которыми лук защищает своих деток, могут защищать и здоровье человека. Недаром русский народ сложил поговорку: «Лук – от семи недуг».

Только снег сойдёт весной,

Ты киваешь головой!

Первой зелени подружка –

Раскудрявая ……                 (Петрушка) слайд.

Петрушку завезли в Россию еще в 17 веке из стран Средиземноморья. Благодаря своим многочисленным целебным свойствам и прекрасному косметическому эффекту, она быстро получила широкое распространение в стране и в настоящее время пользуется большой популярностью не только среди приверженцев здорового питания. Петрушка содержит много полезных веществ. Сок из корнеплодов петрушки обладает жаропонижающим свойством. Также она используется в косметических целях. 

Хоть чернил он не видал,

                                Фиолетовым вдруг стал,

                                И лоснится от похвал

                                Очень важный …..                (Баклажан) слайд.

  Баклажаны обладают высокой пищевой ценностью. В них содержатся различные сахара, из минеральных веществ преобладает калий, который очень полезен для организма

. Баклажаны улучшают работу сердца, нормализует водный обмен в организме. Рекомендуются для лечения и профилактики сердечно-сосудистых заболеваний.

Он похож на огурец

                                И такой же молодец!

                                Греет солнцем свой бочок

                                Сочный, вкусный …..         (Кабачок) слайд.

Кабачки не только вкусны, но и удивительно полезны для здоровья. Этот замечательный овощ может не просто похвастаться огромным количеством своих полезных свойств, но и достойно проявить их на практике. Ведь с какого ракурса не рассматривать кабачок, его качества просто поражают.

Кабачок - настоящий кладезь очень важных для организма микроэлементов. Калий, кальций, железо, магний - вот что дарит кабачок.

                                 Жёлтый цитрусовый плод

                                В странах солнечных растёт.

                                Но на вкус кислейший он,

                                А зовут его …..                 (Лимон) слайд.

  Полезные свойства лимона обусловлены содержащимися в нём пиктинами и эфирными маслами. Сок лимона и его кожура обладают антисептическими свойствами. При заболевании горла надо положить дольку лимона в рот и все микробы будут убиты, а его листья применяются как жаропонижающее средство.

Нужнее всех из овощей,

                                Для винегретов и борщей.

                                Из урожая нового

                                Красавица лиловая.                (Свёкла) слайд.

 В корнеплодах свёклы содержатся белки, жиры, клетчатка, витамины В и С. Обнаружен в свёкле и витамин У, способствующий заживлению язв желудка, а ещё в свёкле имеются вещества тормозящие развитие злокачественных опухолей.

Неказиста, шишковата.

                                А придёт на стол она,

                                Скажут весело ребята:

                                

«Ну, рассыпчата, вкусна!»                (Картошка) слайд.

  Каждый знает сказку «Вершки и корешки» - о том, как крестьянин обманывал медведя: от репы дал ему вершки, а от пшеницы корешки. Медведь оказался в проигрыше потому, что не знал, у какого растения какая часть идёт в пищу. Но и люди не сразу научились разбираться в растениях. Особенно большая путаница произошла с картофелем.

   В Европе о ней впервые узнали четыреста леи назад от испанских моряков, побывавших в Южной Америке. Вернувшись домой, моряки рассказывали, что жители тех мест – индейцы выращивают удивительные «земляные яблоки». Если их испечь, они становятся мягкими и вкусными. В доказательство моряки показывали тёмно-серые клубни.

  Слух о чудесных клубнях разнёсся по всей Испании, а потом и по соседним странам. Но не везде новинка пришлась по вкусу. Кое-где пытались есть клубни в сыром виде и после этого ни за что не хотели сажать картофель.

  Бывали случаи и похуже: в некоторых деревнях вместо клубней ели картофельные плоды – небольшие зеленоватые ягоды, которые появляются на месте отцветших цветков. И отравлялись, потому что эти плоды ядовиты. Пошла недобрая слава о новом растении.

  В России тоже не сразу оценили картофель. Царские чиновники, вместо того чтобы разъяснить людям, как выращивать новое растение, действовали лишь приказом «Сажать картофель! А не то накажем!»

  Крестьяне отказывались выполнять распоряжение властей. Начались «картофельные бунты». Но были в России замечательные агрономы, которые разъяснили населению полезность нового растения, богатого крахмалом.

  Постепенно в нашей стране все поняли огромную пользу нового растения. Тогда и родились в народе пословицы: «Картофель – хлебу подспорье».

-  А теперь давайте проверим, как много нового мы узнали.

(Дети работают с тестом)

1 Какое растение применяют от семи недуг?

                А) Яблоко        Б) Свёкла         В) Лук

2 В каком растении содержится каротин?

                А) Морковь        Б) Капуста        В) Чеснок

3 Из какой страны привезли картофель?

                А) Африка        Б) Южная Америка              В) Испания

4) Какое растение поможет справиться с болью в горле?

                А) Капуста        Б) Лимон        В) Огурец

5) Какое растение нужно для приготовления винегретов и борщей?

                А) Яблоко        Б) Чеснок         В) Свёкла

- Существует большое количество народных пословиц, поговорок и крылатых выражений об овощах. Сейчас проверим, а знаете ли их вы?

- Нужно соединить половинки выражений.

Каждому овощу                        родные братья.

Капуста любит воду                        своё время.

Лук с чесноком                        да хорошую погоду.

- Вот и закончилась наша прогулка по осени. Давайте ещё раз вспомним её приметы.

(Жюри подводит итоги.)

        

1) СЕНТЯБРЬ                МЕСЯЦ ПЕРВОГО СНЕГА

    ОКТЯБРЬ                        ВОРОТА ЗИМЫ

    НОЯБРЬ                        ОТЛЁТНАЯ ПОРА ДЛЯ ПТИЦ

2) ГРИБЫ – РАСТЕНИЯ

                  ОСОБАЯ ФОРМА ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ

                  ЖИВОТНЫЕ

3) Напишите, какие грибы нельзя собирать?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4) Какой известный овощ является героем русской народной сказки?_______________        

- В каком произведении все герои овощи? _____________________________                

- Кто автор этого произведения? __________________________________                        

                                

5) 1) Какое растение применяют от семи недуг?

                А) Яблоко        Б) Свёкла         В) Лук

   2) В каком растении содержится каротин?

                А) Морковь        Б) Капуста        В) Чеснок

  3) Из какой страны привезли картофель?

                А) Африка        Б) Южная Америка              В) Испания

4) Какое растение поможет справиться с болью в горле?

                А) Капуста        Б) Лимон        В) Огурец

5) Какое растение нужно для приготовления винегретов и борщей?

                А) Яблоко        Б) Чеснок         В) Свёкла

 6) Каждому овощу                        родные братья.

    Капуста любит воду                        своё время.

    Лук с чесноком                        да хорошую погоду.

                                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Осенний калейдоскоп

Час  досуга -развлекательная  игра...

Классный час :"Осенний калейдоскоп».3 класс

Данное мероприятие относится к серии занятий по  воспитанию у детей здорового образа жизни . Цели занятия : Пробудить у уч-ся заботу о своём здоровье, дать им возможность осознать важн...

Интегрированный урок русского языка, литературного чтения и изобразительного искусства. Тема:Склонение имен существительных. Винительный падеж. Осенний калейдоскоп.

Урок составлен по программе УМК "Школа России" для учащихся 4 класса. Цели урока:1.       Углублять знания детей об имени существительном как части речи. Познакомить...

Праздник осени "Осенний калейдоскоп"

Праздник проходит в виде творческих конкурсов....

Осенний калейдоскоп

Праздник для начальной школы...

Внеклассное мероприятие "Праздник Осени" - Осенний калейдоскоп

Осень – удивительное время года. Именно оно познакомило и собрало нас всех вместе в этом классе. За два месяца мы все изменились: дети подросли и поумнели, взрослые стали мудрее, терпимее. Менялась и ...

модуль "Калейдоскоп" проектная задача "Осенний калейдоскоп

Конспект урока к  модулю "Калейдоскоп" построенный, как межпредметная интеграция русского языка, литературы, окружающего мира, краеведения и изобразительного искусства в разновозра...