Повышение двигательной активности учащихся через игру.
консультация (3 класс) по теме

Дронина Наталья Викторовна

 

Материал содержит как практическую часть,так и теоретический материал необходимый для работы воспитателя гпд.

1. Роль игры в воспитании.

2.Значение подвижных игр.

3 .Виды подвижныы игр.

4.Игры в группе продленного дня.

5.Примерные программы "Часов игр".

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon povyshenie_dvigatelnoy_aktivnosti.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

Повышение двигательной активности

через подвижные игры.

Роль игры в воспитании.

Подвижные игры служат подготовительным этапом к трудовой деятельности.

Воспитательная цель подвижных игр – подготовить подрастающее поколение к жизнедеятельности.

Игра – средство физического воспитания детей. Игры предшествуют трудовой деятельности ребенка. Игровая деятельность (двигательная) не является врожденной способностью. Двигательная игровая деятельность возникает в жизни ребенка условнорефлекторным путем. Она формируется и развивается в результате общения ребенка с внешним миром. При этом большое  значение имеет воспитание как организованный педагогический процесс.

Подвижные игры – вид упражнений, наиболее пригодный в детском возрасте и в школьной жизни, лучшее гигиеническое средство физического воспитания, оказывающее глубокое влияние на умственно – нравственный склад воспитанников. Привлекательность подвижных игр объясняется их состязательным характером.

В подвижных играх воспитывается товарищеская сплоченность, дружба, чувство коллективизма, сознательная дисциплина.  Правильно организованные игры имеют большое образовательное значение.  Они знакомят детей с окружающей действительностью, со взаимоотношениями людей, расширяют кругозор  детей. Стремление быть «вожаком» в коллективных подвижных играх развивают организаторские способности.

Игра – одно из действенных средств подготовки к трудовой деятельности. Игра для детей – то же, что трудовая деятельность для взрослого. Игра приучает к тем физическим и психическим условиям, которые необходимы для работы.

Значение подвижных игр.

1.Оздоровительное.

Подвижные игры оказывают благотворное влияние на рост, развитие и укрепление костно-связочного аппарата, мышечной системы, на формирование правильной осанки. Подвижные игры активизируют деятельности сердца и легких, повышают их работоспособность, содействуют улучшению кровообращения и обмена веществ в организме. Подвижные игры на свежем воздухе содействуют закаливанию.

2. Образовательное.

Подвижные игры – сознательная деятельность, в которой проявляется и развивается умение анализировать, сопоставлять, обобщать и делать правильные выводы. Подвижные игры развивают способность экономно и целесообразно выполнять двигательные действия в законченном виде. В подвижных играх занимающиеся приобретают знания и навыки по организации игр, становятся активистами – «вожаками» игр.

3.Воспитательное.

Для воспитания ловкости используют игры, побуждающие участников быстро переходить от одних действий к другим. Совершенствованию быстроты содействуют игры, требующие мгновенных ответов на звуковые и зрительные сигналы, игры с внезапными остановками, задержками и возобновлением движений. Для воспитания силы подходят игры, требующие проявления кратковременных скоростно-силовых напряжений. Развитию выносливости способствуют игры с неоднократными повторениями действий, с непрерывной двигательной деятельностью, связанной со значительной затратой сил и энергии.

Подвижные игры формируют положительные черты характера, волевые и нравственные качества, воспитывают эстетические восприятия и общественные навыки поведения.

Коллективная подвижная игра воспитывает чувство товарищества, умение критически оценивать свои действия и действия других. Соревновательный характер коллективных подвижных игр стимулирует активность действий, проявление решительности, мужества и упорства для достижения цели.

Виды подвижных игр.

Игры большой подвижности.

  1. Все (большинство) занимающихся активно и одновременно участвуют в беге, прыжках, метании, бросании и ловле в сочетании с бегом (прыжками), сопротивлением (силой).
  2. В перечисленных выше движениях активно участвует каждый из двух команд попеременно.

Игры средней подвижности.

  1. Все (большинство) активно участвуют в таких движениях, как ритмическая ходьба, свободная ходьба в сочетании с перебежками, передача, бросание, ловля и метание, а так же творческие или подражательные движения (без бега и прыжков).
  2. В таких движениях, как бег, прыжки и т.п. участвуют отдельные игроки (небольшие группы до четырех человек).

Игры малоподвижные.

  1. В типичных для игры движениях попеременно участвуют по одному, два игрока.
  2. Все (большинство) свободно передвигаются (ходят) или выполняют мелкие спокойные движения.

Основные задачи руководителя игры.

  1. Укреплять здоровье занимающихся, способствовать их правильному физическому развитию и формированию организма.
  2. Содействовать овладению жизненно необходимыми двигательными навыками, умениями и совершенствованию в них.
  3. Воспитывать у детей положительные морально-волевые и физические качества.
  4. Прививать учащимся организаторские навыки и привычку систематически самостоятельно заниматься играми.

Форма карточки для записи игры.

  1. Наименование игры.
  2. Педагогическая задача, поставленная преподавателем (п/д) при проведении данной игры.
  3. Место и инвентарь, необходимые для проведения данной игры.
  4. Подготовка к игре: построение, выбор водящего (их), деление на команды, раздача инвентаря.
  5. Содержание игры: ход игры от начала до окончания, результат игры, правила.

Игры в группах продленного дня.

Игры – активный отдых школьников после учебных занятий.

Направлены: 1. на укрепление здоровья и закаливания учащихся;

2. на воспитание морально-волевых и физических качеств;

3. на формирование у детей потребности к самостоятельному проведению игр в кругу товарищей вне школы;

4. на воспитание организаторских навыков по проведению игр.

Младшие школьники – игра до двух часов в день (как до выполнения домашнего задания, так и после).

Подростки – до одного часа в день (до выполнения домашнего задания).

Участие в играх на добровольных началах.

В течение часа проводят от 2 до 5 игр. Время на игру зависит от заинтересованности учащихся.

1 – 4 класс:

Начинать с малоподвижной игры, требующей внимания (для организации детей и постепенного вовлечения в активные действия). «Кто подходил?», «Группа, смирно!», «Заяц без логова», «Пустое место» и т.п.;

Затем проводят 1-2 более интенсивные и сложные игры большой подвижности (разнохарактерные: бег, прыжки). «Октябрята», «Гуси-лебеди», «Волк во рву», «Метко в цель», «Прыжки по полоскам», «День и ночь», «Охотники и утки» и т.п.;

В заключении – малоподвижная игра, требующая наблюдательности, внимания. «Падающая палка» + 1 этап.

Бег: «Салки», «12 палочек», «Эстафета с бегом» и т.п.

Прыжки: «Удочка», «Прыжки по полоскам»,…

5 – 8 класс:

На часовом занятии 2 – 3 игры.

Первая – малоподвижная. «Падающая палка», «Группа, смирно!», «2 лагеря».

Вторая – энергичная игра, требующая проявления быстроты, ловкости, силы и других качеств. «Эстафеты с различными заданиями», «Выталкивание из круга», «Перестрелка»,…

Заканчивать – спокойной игрой на внимание. Разобрать игру участников. «Часовые и разведчики», «Верный глаз»,…

Игры в группах продленного дня.

 «Час игры» для 1-2 класса.

В помещении:                                            На открытом воздухе:

1. «Пустое место» (5-7)                             1. «К своим флажкам» (7-10)

2. «Совушка» (10-15)                                 2. «Салки» (8-10)

3. «Мяч соседу» (5-8)                                3. «Прыжки по полоскам» (8-10)

4. «Октябрята» (10-12)                              4. «Волк во рву» (8-10)

5. «Запрещенное движение» (5-8)            5. «Кто подходил?» (5-7)

«Час игры» для 3-4 класса.

В помещении:                                              На открытом воздухе:

1. «Не давай мяча водящему» (7-10)           1. «Салки-пересалки» (5-8)

2. «День и ночь» (10-12)                               2. «Защита укрепления» (10-12)

3. «Охотники  утки» (15-20)                         3. «Стой!» (10-15)

4. «Тяни в круг» (7-10)                                  4. «Круговая лапта» (15-20)

5. «Кто подходил» (5-7)                                5. «Падающая палка» (5-7)

«Час игры» для 5-8 класса.

В помещении:                                        На открытом воздухе:

1. « Тяни в круг» (5-10)                         1. «Не давай мяча водящему»(10-12)

2. «Город за городом» (20-40)              2. «Борьба за мяч»(30-40)

3. «Падающая палка» (5-10)                 3. «Верный глаз» (7-10)

Группировка игр по преимущественному проявлению

у занимающихся физических качеств.

Ловкость. Игры, побуждающие немедленно переходить от одних действий к другим; не задерживаясь, сочетать свои действия с действиями других занимающихся (по внезапным заданиям, сигналам). Игры, требующие умения сосредоточить внимание одновременно на нескольких действиях (бег, прыжки, игры с увертыванием). «Салки», «Ловкая подача», «Ловкие и меткие».

Быстрота. Игры, требующие своевременных двигательных ответов на зрительные, тактильные, звуковые сигналы, игры с короткими перебежками типа догоняй-убегай. Игры с преодолением небольших расстояний в кратчайший срок. Игры с бегом на скорость в изменяющихся условиях. «Шишки, желуди, орехи», «День и ночь», Эстафета на полосе препятствий.

Сила. Игры с кратковременными мышечными напряжениями динамического и статического характера. «Сильный бросок», «Бой петухов», «Перетягивание через черту».

Выносливость. Игры с неоднократными повторениями активных, энергично выполняемых действий, связанных с непрерывными интенсивными движениями, в которых активные действия чередуются с короткими паузами для отдыха, переходами от одних видов движений к другим. «Бег командами», «Не давай мяча водящему», «Перетягивание каната».

Классификация коллективных подвижных игр

по принципу взаимоотношений и

взаимодействий играющих.

I ступень классификации (высшая).

1. Игры без разделения коллектива на команды. «Салки», «Шишки, желуди, орехи»

2. Игры «переходные» к командным. «Белые медведи», «Караси и щука».

3. Игры с разделением коллектива на команды. «Мяч в центр», «Мяч капитану», Эстафеты с преодолением препятствий.

II ступень классификации.

Игры без разделения коллектива на команды делятся на:

А) игры с водящими «Гуси-лебеди», «Волк во рву»;

Б) игры без водящих «Космонавты», «Тяни в круг».

Игры с разделением коллектива на команды делятся на:

А) игры без вступления участников в соприкосновение с командой противника «Мяч с 4х сторон», Эстафеты, «Бег с флажками»;

Б) игры с вступлением участников в (сопротивление) соприкосновение с командой противника «Перебежки с выручкой», «Мяч капитану», «Борьба за мяч».

III ступень классификации.

Игры без разделения коллектива на команды с водящими делятся на:

А) игры с единоборством против водящих «Совушка», «Попрыгунчики-воробушки», «Зайцы, сторож и Жучка»;

Б) игры с борьбой против водящих при взаимоподдержке и взаимопомощи товарищей «Лиса и куры», «Салки с выручкой», «Водящему мяча не давать».

 Игры с разделением коллектива на команды без вступления участников в соприкосновение с командой противника делятся на:

А) игры с единоборством за свою команду «Команда быстроногих», «Сильный бросок», «К своим флажкам»;

Б) игры с борьбой за свою команду при сочетании единоборства, взаимоподдержки и взаимопомощи товарищей «Мяч с четырех сторон», «Прыжок за прыжком», «Метко в цель».

Игры с разделением коллектива на команды с вступлением участников в (сопротивление) соприкосновение с командой противника:

А) «Пятнашки маршем», «Бой петухов»;

Б) «Сильные и ловкие», «Перебежки с выручкой», «Перестрелка».

IV ступень классификации.

Игры, в содержание которых входят:

А) подражательные, творческие, ритмические движения;

Б) короткие перебежки на скорость и ловкость;

В) действия на ловкость и на скорость с мячом, палками и другими предметами;

Г) преодоление препятствий прыжком, сопротивлением, силой;

Д) действия, требующие применения двигательных навыков, в соответствии с задачами на умение ориентироваться, наблюдать, слушать.

  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Спортивные и подвижные игры как основной компонент повышения двигательной активности учащихся»

«Спортивные и подвижные игры как основной компонент повышения двигательной активности учащихся»...

Формирование двигательной активности учащихся через дифференцированный подход на уроках физической культуры

Одним из направлений в улучшении физического воспитания учащихся образовательных школ является использование дифференцированного похода на уроках физической культуры как важного условия оптимизации пр...

Презентация: "Подвижные игры, как один из способов повышения двигательной активности на уроках физической культуры в начальных классах".

Построение. Приветствие.Выполнение команд:»Становись!» «Равняйсь», «Смирно», «Направо»Ходьба на носкахХодьба на пяткахбег с высоким подниманием бед...

Подвижные игры и их роль в формировании двигательной активности учащихся посредством урочной деятельности

Подвижные игры и их роль в формировании двигательной активности учащихся  посредством  урочной деятельности...

Подвижные игры как средство повышения двигательной активности на уроках физкультуры в начальных классах

Подвижные игры как средство повышения двигательной активности на уроках физкультуры в начальных классах...

МАСТЕР-КЛАСС «Игры для хорошего настроения» или « Использование подвижных игр в образовательной деятельности как средство повышения двигательной активности детей младшего школьного возраста».

Важнейший результат игры- это радость и эмоциональный подъем детей. Благодаря этому свойству игры в значительной степени игрового и соревновательного характера больше чем другие формы и средства физич...