Формы и методы работы с одарёнными детьми. Программа.
рабочая программа на тему

Формы и методы работы с одарёнными детьми

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota_s_odarennymi_detmi.doc45.5 КБ
Microsoft Office document icon programma_kruzhka.doc127 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1г. Боровичи

Работа с одаренными детьми

Формы и методы работы с одарёнными детьми

                                                   Автор: Краснова Нина Геннадьевна

                                 учитель начальных классов

                                         высшая квалификационная категория

                                 

                                    Краснова Нина Геннадьевна

                                 учитель начальных классов

                МОУ СОШ №1

                                         высшая квалификационная категория

Работа с одаренными детьми

Формы и методы работы с одарёнными детьми

     Младший школьный возраст — период впитывания, накопления и усвоения знаний, а значит важнейшей проблемой нашего общества является сохранение и развитие одарённости. Перед учителями начальных классов стоит основная задача – способствовать развитию каждой личности. Поэтому важно установить уровень способностей и их разнообразие у наших детей, но не менее важно уметь правильно осуществлять их развитие. У одарённых детей чётко проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности – это одно из условий, которое позволяет учащимся погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывает в нём жажду знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду  самопознанию.

                             В учебном процессе развитие одарённого ребёнка следует рассматривать как развитие его внутреннего деятельностного потенциала, способности быть автором, творцом активным созидателем своей жизни, уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности.

                          Вот почему методы и формы работы учителя должны способствовать решению обозначенной задачи. Для этой категории детей предпочтительны методы работы:

  -исследовательский;

  -частично-поисковый;

  -проблемный;

  -проективный;

Формы работы:

 - классно-урочная (работа в парах, в малых группах), разноуровневые задания, творческие задания;

 - консультирование по возникшей проблеме;

  - дискуссия;

  - игры.

Очень важны:

  -предметные олимпиады;

  -интеллектуальные марафоны;

  -различные конкурсы и викторины;

  -словесные игры и забавы;

  -проекты по различной тематике;

  -ролевые игры;

  -индивидуальные творческие задания.

                        Эти методы и формы дают возможность одарённым учащимся выбрать подходящие формы и виды творческой деятельности. Выявление одаренных детей проводится уже в начальной школе на основе наблюдений, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления и общения с родителями. Учитель уделяет внимание особенностям развития ребенка в познавательной сфере.

Как правило, у одаренных детей проявляются:

  -высокая продуктивность мышления;

  -легкость ассоциирования;

  -способность к прогнозированию;

  -высокая концентрация внимания.

                     Используя дифференцированный подход, каждый учитель работает над развитием этих качеств. На мой взгляд, для успешного развития способностей одаренных детей условием является подготовка педагогических кадров. Учитель должен быть:

  -непременно талантливым, способным к экспериментальной и творческой деятельности;

  -профессионально грамотным;

  -интеллигентным, нравственным и эрудированным;

  -владеть современными педагогическими технологиями;

  -психологом, воспитателем и умелым организатором учебно-воспитательного процесса;

  -иметь позитивную Я – концепцию, быть целеустремленным, настойчивым, эмоционально стабильным.

                      При работе с одаренными детьми необходимо уметь:

  -обогащать учебные программы, т.е. обновлять и расширять содержание образования;

  -стимулировать познавательные способности учащихся;

  -работать дифференцированно, осуществлять индивидуальный подход и консультировать учащихся;

  -принимать взвешенные психолого-педагогические решения;

  -анализировать свою учебно-воспитательную деятельность и всего класса;

  -отбирать и готовить материалы для коллективных творческих дел.

                            Успеху этого процесса способствуют характерные особенности детей этого возраста: доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость, впечатлительность, наивно-игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются. У младших школьников каждая из перечисленных способностей выражена, главным образом, своей положительной стороной, и в этом заключается неповторимое своеобразие данного возраста. Некоторые из особенностей младших школьников в последующие годы « сходят на нет», другие во многом изменяют свое значение. Сложно оценить действительное значение проявляемых в детстве признаков способностей и тем более предусмотреть их дальнейшее развитие. Нередко обнаруживается, что яркие проявления способностей ребенка, достаточные для начальных успехов в некоторых занятиях, вовсе не открывают пути к действительным, социально значимым достижениям в будущем. Но ранние признаки способностей у детей родителям и педагогам не следует оставлять без внимания, ведь они могут указывать на предпосылки подлинного таланта. Так скажем есть дети – вундеркинды.

                          Вундеркинды — дети, у которых возрастное явление (желание узнавать, впитывать, запоминать) сказывается на подъеме интеллекта и выступает как фактор одаренности. Но только у части детей, опережающих по интеллектуальному развитию своей возраст, одержимость умственными занятиями с возрастом не исчезнет и станет устойчивой особенностью. У других же детей неустанная потребность прилагать умственные усилия в дальнейшем снизится.

                     

   Ошибочно мнение, что ребенок, опережающий сверстников по уровню интеллекта, не будет встречать трудностей в учебе и в жизни — напротив, таких детей ожидают немалые сложности и дома, и в школе. Важно, чтобы родители правильно относились к особенностям своего ребенка.

Часто чрезмерное увлечение умственной деятельностью, неестественное для ребенка начальной школы, вызывает у родителей тревогу и озабоченность, и в таком случае важно не обрушить на голову ребенка все свои сомнения и страхи. В других семьях одаренность ребенка как дар, который сулит большое будущее. Ребенком восхищаются, гордятся им, развивая в нем тщеславие и высокое самомнение. Одаренные дети нередко особенно чувствительны к ожиданиям окружающих, их одобрениям и критике. И восхищение, и неприязнь обязательно отразятся в детском сознании. В семье детям с признаками одаренности труднее, чем

обычным, независимо от того, восхищаются ли ими без меры или считают странными. Взрослые могут ошибаться в своих оценках, когда встречают у ребенка то, чего они не ожидали.

                      Но одаренные дети, дети с ранним расцветом интеллекта встречают трудности, непонимание не только дома, но и в школе, где всех учат одинаково, и учение начинается, зачастую, с того, что ему уже не интересно. Именно им, наиболее любознательным, часто становится скучно в классе после первых же уроков. Уже умеющие читать и считать, им приходится пребывать в безделье, пока другие осваивают азбуку и начальные арифметические действия. Конечно, очень многое зависит от того, как ведется преподавание, но как бы педагог не старался относиться к ученикам индивидуально, имея дело с целым классом, он лишен возможности ориентироваться на сильных учеников.  Способные ученики нуждаются в нагрузке, которая была бы под стать их умственным силам, а программа средней школы  может предложить совсем немного. Часть детей с ранним подъемом способностей, в конечном счете, приспосабливается к общим требованиям, но это происходит ценой потери своей самостоятельности, любознательности и творческих порывов, и их реальные возможности остаются невостребованными.  

                        Одна из главных черт одаренных детей, которая сильно мешает его дисциплинированной учебе в школе, — упорное нежелание делать то, что ему неинтересно. Такие дети стремятся заниматься сами, их задевает и обижает, если взрослые пытаются руководить их занятиями.

                        Одним из мнений современных педагогов является то, что для обучения детей с высокими способностями должны существовать специализированные классы или школы. Лучше такому ребенку находится в среде похожих детей и учится по программам, соответствующим его уровню интеллекта. Кроме того, одаренные дети имеют возможность раньше окончить школу и поступить в институт. Это дает им преимущество — они раньше могут сделать карьеру и достичь творческих успехов на выбранном поприще.

                        Другое – одаренные дети не должны являться «исключением». Из таких детей ( в том или ином направлении) должно состоять подростающее поколение, а это значит, что эти дети должны наполнять все образовательные учреждения. Если же, последнее отсутствует, значит проблема появилась раньше, чем мы успели это заметить.

                         Возможно ли восстановить процесс падения современной молодежи, вылечить его? Или может на данном этапе важнее оберегать настоящее, вдруг глядя на высокий интеллект и уровень развития, кто нибудь обратит внимание и восстановится сам?! Ведь одаренные дети есть, и всегда будут.

Литература

 Савенков А.И. Одарённый ребёнок дома и в школе. – Екатери  Богоявленская Д. Б. Пути к творчеству. — М., 1981.

Волков И.П. Много ли в школе талантов. — М., 1989.

Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети. — М., 1991.

Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. — М., 1971.

Одаренные дети . Под ред. Г.В. Бурменской и В.М. Слуцкого. — М., 1991.

Матюшкин A . M . Загадки одаренности. М.,1992 .



Предварительный просмотр:

                                                                                                                                              Утверждаю

        Согласовано

                                                                                                   Директор школы

   Зам. Директора по УВР                                                                                                                

    Силиной Н..В.                                                                                         Вигелина Н.В.

«--------«  ____________2013год        «_______» _______________ 2013год

                                                                       

                                                                                                                                                                                                                                                               

РАБОЧАЯ    ПРОГРАММА

кружка  «Умники и умницы»

4 класс

                         Срок реализации программы – 1 год.

 

                                                                                                        Составитель:

Краснова Нина Геннадьевна

 учитель начальных классов

                                       

                   2013 – 2014 год

Пояснительная записка

По условиям нового стандарта особую важность приобретает раздел
«внеурочная деятельность». Организация занятий по направлениям становится
частью образовательного процесса в школе. Данный курс введен в часть учебного
плана,
        формируемого        образовательным        учреждением        в        рамках

общеинтеллектуального направления.

Программа кружка «Умницы и умники» представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся начальных классов. Особенностью программы являются занимательность предполагаемого материала по форме, по содержанию, более широкое использование игровых форм проведения занятий и элементов соревнования на них.

В настоящее время исследования учёных доказали, что талантливых детей много. Задача заключается лишь в том, чтобы развить мышление ребёнка, использовать те богатейшие возможности, которые дала ему природа. Дети любознательны и полны желания получать новую информацию. На уроках идёт конкретный учебный материал, усвоение терминов, понятий, фактов. Очень мало времени остаётся на дополнительный материал и игры с повышенным уровнем сложности, поэтому, чтобы развивать познавательный интерес у учащихся, их интеллектуальные возможности, и организованы занятия в кружке « Умницы и умники».

На    занятиях    кружка    дети    научаться    анализировать,    сравнивать,    обобщать, классифицировать, расширят знания по предметам.

Цель    данного    курса:    развитие        интеллектуально-творческих    возможностей обучающихся средствами познавательной деятельности.

Основные задачи курса:

1)развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной

деятельности:   анализа,   синтеза,   сравнения,   обобщения,   классификации,   умение

выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;

2)развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания,

зрительного восприятия, воображения;

3)развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать

свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано

доказывать свою точку зрения;

Сформирование    навыков   творческого    мышления    и    развитие    умения    решать

нестандартные задачи;

5)развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности

учащихся;

6)формирование    и    развитие    коммуникативных    умений:    умение    общаться    и

взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других,

объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;

7)формирование   навыков  применения   полученных   знаний   и   умений   в   процессе

изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.

Учебно-тематическое планирование

п/п

Тема занятия

Цели занятия

Практическая часть

Дата проведения

план

факт

Знатоки окружающего мира (9 часов).

1.

Удивительные млекопитающие.

Познакомить учащихся с удивительным миром млекопитающих, с наиболее интересными его представителями, их особенностями; расширять кругозор, познавательный интерес; развивать память, мышление; умение работать с дополнительной литературой по теме.

Разгадывание кроссвордов о животных. Работа с детскими энциклопедиями.

2.

Забавные пернатые друзья.

Познакомить учащихся с наиболее интересными представителями класса «Птицы», их

особенностями; расширять кругозор, познавательный интерес; мышление, память.

Игра «Узнай птицу по описанию». Работа с детскими энциклопедиями.

3.

Бабочки и мотыльки.

Расширить знания учащихся о бабочках и мотыльках; познакомить с характерными особенностями дневных и ночных бабочек; расширять кругозор учащихся, их познавательный интерес; развивать умение сравнивать, делать выводы.

Игра « Найди сходства и различия дневных и ночных бабочек». Выполнение узора на крыльях бабочки (понятие симметрии).

4.

Тайны растений.

Познакомить с историей открытия удивительных растений; экзотическими фруктами; расширять кругозор учащихся, их познавательный интерес; развивать речь, мышление, память.

Разгадывание

кроссвордов о

растениях.

Составление

описания

экзотического

фрукта.

5.

В царстве грибов.

1

Познакомить учащихся с удивительным царством грибов и его представителями; расширять кругозор учащихся, их познавательный интерес; развивать речь, мышление, память.

Игра «Узнай и расскажи о грибе».

6.

Загадки под водой.

Познакомить учащихся с

Разгадывание

тем, как изучают подводный мир; с его наиболее интересными представителями; расширять кругозор учащихся, их познавательный интерес; развивать внимание, память, речь, мышление; умение работать с дополнительной литературой по теме.

кроссвордов о

рыбах.

Работа с детскими

энциклопедиями.

7.

Самые известные заповедники России.

Познакомить учащихся с самыми известными заповедниками России; расширять кругозор учащихся, их познавательный интерес; развивать память, творческое мышление.

Рисование

природоохранных

знаков.

8.

Решение

олимпиадных

заданий.

Учить решать олимпиадные задания различных видов, развивать мыслительные навыки учащихся.

Решение

олимпиадных

заданий.

9.

КВН «Знатоки природы»

Закрепить знания учащихся по изученным темам; развивать коммуникативные умения.

Выполнение заданий по теме.

Знатоки литературного чтения и русского языка (16 часов).

10

Пословица недаром молвится.

Расширить знания учащихся о пословицах, познакомить с их классификацией; учить находить народную мудрость в пословицах; развивать мышление.

Игра «Собери пословицу».

11

Литературные герои в ребусах.

Познакомить с понятием «ребус» учить разгадывать ребусы; развивать внимание, память, мышление.

Разгадывание ребусов.

12

Крылатые слова и -выражения.

Познакомить с понятием «крылатые слова и выражения»; учить объяснять их; развивать мышление.

Составление словаря крылатых выражений.

13

Решение

олимпиадных

заданий.

Учить решать олимпиадные задания различных видов, развивать мыслительные навыки учащихся.

Решение олимпиадных заданий; заданий Всероссийского конкурса «Русский медвежонок -языкознание для всех».

14

Фразеологизмы.

Познакомить с понятием

Игра «Объясни смысл

«фразеологизмы»; учить их объяснять; развивать мыслительные навыки учащихся.

фразеологизма и сравни с рисунком»

15

Происхождение слов. Знакомство с наукой этимологией.

Познакомить с понятием «этимология»; развивать познавательный интерес, речь учащихся, внимание.

Чтение и анализ рассказов о происхождении слов

16

Литературные викторины.

Познакомить с понятием «Викторина»» развивать память, мышление, смекалку.

Выполнение заданий викторин.

17

Сказка ложь, да в ней намек...

Расширить знания учащихся о народных и литературных сказках; развивать умение анализировать тексты, сравнивать, делать выводы; развивать внимание, память творческое мышление.

Сочинение сказки по заданному началу.

18

Поучимся разгадывать шарады.

Познакомить с понятием «шарада»; учить разгадывать шарады, развивать мыслительные навыки учащихся.

Разгадывание шарад

19

Волшебница анаграмма.

Познакомить учащихся с понятием анаграмма; учить разгадывать анаграммы; развивать мыслительные навыки учащихся.

Выполнение заданий по теме.

20

Кроссворды-тесты.

Познакомить с понятием кроссворда-теста; учить разгадывать кроссворды-тесты; развивать память, мышление, учащихся.

Разгадывание кроссвордов-тестов.

21

Загадка, загадка, открой свою тайну.

Расширить знания учащихся о загадках, развивать внимание, память, творческое мышление, речь учащихся.

Сочинение собственных загадок.

22

Текст.

Уточнить знания учащихся о тексте; развивать умение определять тексдц составлять текст; развивать мышление, память, речь, учащихся.

Составление текстов по картинке, серии картинок.

23

Тема и основная мысль текста.

Развивать умение определять тему и основную мысль текста; умение работать с текстом; внимание,

Определение темы и основной мысли текста.

мышление, речь учащихся.

24

Заголовок текста.

Развивать умение работать с текстом; подбирать заголовок к тексту; развивать мышление, внимание учащихся.

Выбор заголовка к тексту из данных заголовков, подбор собственного заголовка к тексту.

25

Составление текста на заданную тему.

Развивать умение учащихся составлять текст на заданную тему; развивать мышление, монологическую речь учащихся.

Составление текста на заданную тему.

Знатоки математики (9 часов).

26

Задачи в стихах. Задачи-шутки.

Познакомить с понятием «Задачи в стихах»; «Задачи- шутки»; развивать арифметические навыки устного счета; внимание, смекалку, мышление учащихся.

Решение задач в стихах, задач-шуток.

27

Нестандартные задачи.

Развивать навыки умения решать нестандартные задачи; развивать внимание, мышление.

Решение задач по теме.

28

Решение

олимпиадных

заданий.

Учить решать олимпиадные задания различных видов, развивать мыслительные навыки учащихся.

Решение олимпиадных заданий; заданий Всероссийского математического конкурса «Кенгуру».

.

29

Графические диктанты.

Познакомить с понятием «Графические диктанты»; развивать пространственное воображение, внимание учащихся; умение ориентироваться на плоскости.

Выполнение графических диктантов.

30

Математические головоломки. Танграм - китайская головоломка из геометрических фигур.

Познакомить с понятиями «математические головоломки», «танграм»; развивать мыслительные навыки учащихся.

Решение головоломок различных видов.

31

Спичечный турнир

"Развивать пространственное воображение учащихся, мышление.

Выполнение заданий по теме.

32

Диаграммы.

Познакомить с понятием «Диаграмма»; различными видами

Расшифровка

диаграмм.

Построение

диаграмм; развивать умение строить диаграмму; развивать мыслительные навыки учащихся.

столбчатой диаграммы.

33

Группировка предметов. Поиск закономерностей.

Познакомить с различными видами группировки; развивать умение выполнять группировку; развивать внимание, мышление учащихся.

Выполнение заданий по теме.

34

Интеллектуальная игра «Умницы и умники».

Обобщить знания учащихся по изученным разделам; развивать память, мышление, внимание, речь; коммуникативные навыки.

Интеллектуальная игра «Умницы и умники».

Итого                                                                                                                            34 часа

   

Используемая  литература:  

  1. Глушков И.К. «Составление задач по выражению»// Нач. школа.-1995 г.- № 12
  2. Горский В.А., Тимофеев А.А., Смирнов Д.В. «Примерные программы внеурочной деятельности» - М.: Просвещение, 2011 г.
  3. Ивашова О.А., Полникова М.Ю. «Литературные задачи. Сколько вёсел у овцы?».-СПб: СМИО Пресс,1999 г.
  4. «Занимательные задачи для маленьких»-М:Омега,1994 г.
  5. Калашникова Н.Г. «Формирование у младших школьников общего умения решать задачи: схемы анализа, рекомендации, фрагменты уроков». – В.: Учитель, 2011г.
  6. Кулагина И.Ю. «Возрастная психология». – М.: УРАО,1997.
  7. Махров В.Г., Махрова В.Н. «Математические задачи-сказки 4 класс».-М.: Глобус, 2006 г.
  8. Остер Г.Б. «Задачник по математике».-М.:Росмен, 1993 г.
  9. Пойа Дж. «Математическое открытие. Решение задач: основные понятия, изучение и преподавание». – М.:Наука,1976 г.
  10. Симановский А.Ф. Развититие творческого мышления детей.
  11. Узорова О.В., Нефёдова Е.А. «Сборник задач и примеров по математике для начальной школы».-К:ГИППВ,1997 г.
  12. Волина В.В. Русский  язык. Учимся играя. Издательство АРГО 1996.
  13. Щукина Г.И., Липник В.Н. и др. «Актуальные вопросы формирования интереса в обучении» - М.: Просвещение, 1984 г.

14). Ресурсы сети интернет.

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы и методы работы с одарёнными детьми на уроках русского языка

Формы и методы работы с одарёнными детьми на уроках русского языка...

Работа с одаренными детьми. Формы и методы работы с одарёнными детьми

Работа с одаренными детьми.Формы и методы работы с одарёнными детьми...

"Формы и методы работы с одарёнными детьми"

Теоретические и практические аспекты работы с одарёнными детьми в начальной школе (из опыта работы)...

Формы и методы работы с одарёнными детьми

Одарённые дети, какие они? Как работать с ними?...

Формы и методы работы с одарёнными детьми.

Большое внимание в своей работе уделяю одарённым детям и детям, проявляющим повышенный интерес к изучаемым предметам. Свою работу с одарёнными детьми начала с диагностик характерологических особенност...

Работа с одаренными детьми. Формы и методы работы с одарёнными детьми. (из опыта работы)

Одарённость — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах дея...

Формы и методы работы с одарёнными детьми в урочной и внеурочной деятельности.

Обучение одарённых детей - задача, требующая совместных действий многих специалистов. Чаще всего одаренные дети лишены необходимой для развития их талантов поддержки. Будущее одаренного ребенка, в отл...