Внеклассное мероприятие. Мир животных, мир волшебный, береги его.
учебно-методический материал (4 класс) по теме

Ковальчук Людмила Григорьевна

Внекласное мероприятие для учащихся 4 класса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мир животных, мир волшебный, береги его!

Ведущий. Ребята, животный мир Земли разнообразный и интересный. Убедитесь в этом сами. В мире существует более двух миллионов видов различных животных. Даже знойные пустыни, единые шапки полюсов и глубины океана населены самыми необычными живыми существами. Представители животного мира отличаются фантастическим разнообразием размеров, форм и окраски. Многие животные поселились на всех континентах, другие обитают только в определённых местах. И всем им нужна наша забота, помощь и поддержка.

Ведущий: В нашем городе вы все видели воробьёв. Что же это за птицы?

Эта птица бывает 18 видов, в том числе: Домовый, Черногрудый,  Полевой, Пустынный и даже Рыжий. О ней писали Горький и Есенин, Пришвин и Бианки, Агния Барто и Саша Черный. Кто же этот пернатый житель городов и сёл?  (Слайд 1)

Ведущий  Воробьи широко распространены во всем мире. Длина их тела 12-15 см. У самцов многих видов на горле черное пятно. Самым редким является пустынный воробей, поэтому этот вид находится под охраной.

Ученик читает стихотворение « Воробей» С. Черного.

Воробей мой, воробьишко!

                       Серый  юркий, словно мышка.

  Глазки - бисер, лапки - врозь,

 Лапки - боком, лапки - вкось...

Прыгай, прыгай, я не трону -

Видишь, хлебца накрошил...

 Двинь-ка клювом в бок ворону,

Кто ее сюда просил?

Прыгни ближе, ну-ка, ну-ка,

Так, вот так, еще чуть-чуть...

Ветер сыплет снегом, злюка,

И на спинку, и на грудь.

Подружись со мной, пичужка,

Будем вместе в доме жить,

         Сядем рядышком под вьюшкой,

         Будем азбуку учить...

        Ближе, ну еще немножко...

        Фурх! Удрал... Какой нахал!

        Съел все зерна, съел все крошки

        И спасибо не сказал.

Ведущий. Она - тезка некоторых из девочек. Ее часто путают с другой птицей семейства, к которому она принадлежит. Нельзя сказать, что у нее прекрасная внешность, но по этому поводу она совсем не комплексует. Ее можно встретить и в городе, и в лесу, и на огородах. И везде она ведет себя очень уверенно, О какой птице идет речь?

Конечно же, это - галка. По величине она заметно меньше грача и вороны;  Оперение черное, голова, хвост и крылья с пурпурно-синим металлическим блеском. Шея сверху и с боков серая. (Слайд2).

Ведущий: Своих птенцов галка выкармливает дождевыми червями, пауками, жуками, мухами, гусеницами бабочек. Среди них немало тех, кто наносит вред сельскохозяйственным растениям. Таким образом, уничтожением насекомых-вредителей галка приносит несомненную пользу сельскому хозяйству.

Ученик читает стихотворение «Галчата» С. Черного.

На заборе снег мохнатый

Толстой грядочкой лежит.

Налетели вмиг галчата...

Ух, какой серьезный вид!

                             Ходят боком вдоль забора,

Головенки изогнув,

                             И друг дружку скоро-скоро

                             Клювом цапают за клюв.

                            Что вы ссоритесь, пичужки?

                           Мало ль места вам кругом -

                            На березовой макушке,

                            На крыльце и под крыльцом.

Эх, когда б я сам был галкой -

Через форточку б махнул

И веселою нырялкой

В синем небе потонул...

Ведущий.  Предмет из черного ящика.

Здесь лежит то, чего всегда боятся птицы, но любят мастерить некоторые из мальчиков. Мальчикам этот предмет служит развлечением, а птицам доставляет немало огорчений.

Ученик читает стихотворение А. Барто «Две синицы». (Слайд 3)

К нам, на пестрые страницы,

Прилетели две синицы.

Говорят: - Стряслась беда!

Прилетели мы сюда

Рассказать насчет рогатки!

Мы от птиц! Мы делегатки!

Так волнуются синички!

Говорят они с трудом.

Просят:  Дайте нам водички,

Мы тогда в себя придем.

Принесли мы им водицы –

Успокоились синицы.

Ведущий.  Это животное было одомашнено в Азии примерно 5-6 тысяч лет назад. В эпоху Великих географических открытий эти животные были завезены в Северную Америку и Новую Зеландию, где получили название мустангов. Кто это? (Слайд 4)).

Ведущий: ЛОШАДИ - род  млекопитающих семейства лошадиных, он включает несколько диких видов. Кроме того, к лошадиным,  относятся свыше 200 пород домашних лошадей. Длина тела лошади до 2,8 м, высота до 1,6 м. На передних и задних конечностях имеется только по одному (третьему) пальцу. На шее развита грива; хвост с длинными волосами. Лошади распространены в Азии и Африке. В Европе дикие лошади истреблены.

Ученик читает стихотворение «Жеребенок» С. Черного.

Хвост косичкой,

Ножки - спички,

Оттопырил вниз губу...

Весь пушистый,

Золотистый,

С белой звездочкой на лбу.

Юбку, палку, Клок мочалки

Что ни видит, все сосет.

Жучку дразнит у ворот.

Выйдет в поле - Вот раздолье!

Долго смотрит вдаль - и вдруг

Взвизгнет свинкой, Вскинет спинкой

И галопом к маме в луг.

Ходит сзади Тети Нади,

Ведущий. Что общего между улыбкой человека  и хвостом собаки?

Собаки не умеют смеяться и говорить. Зато у них есть хвост. Им-то они и выражают свои эмоции. Твой четвероногий друг увидел знакомого спаниеля и завилял хвостом. Это означает - «Привет я рад  тебя видеть». Так собаки здороваются со своими знакомыми и членами своей стаи. Вы для вашего питомца тоже член стаи - поэтому он так виляет хвостом, когда вы приходите домой. Так он выражает свое удовольствие и радость. У человека эти эмоции передаю через слова и улыбку.         (Слайд 5)

Ведущий. Только что мы говорили о том, как выражает свои положительные эмоции собака-с помощью хвоста.  А вот крокодилы и аллигаторы вряд ли испытывают радостные    эмоции от встречи с человеком, но одни из них все-таки способны улыбаться. Можно ли по улыбке различить, кто перед нами, крокодил или аллигатор? И как вообще их можно отличить? Хотя при встрече вряд ли это будет главным.  (Слайд 6)

Ведущий: Аллигаторы живут только в пресной воде. Но главное отличие между крокодилом и аллигатором – в улыбке. Если у зелёного страшилища пасть закрыта, но вы прекрасно видите все его зубы, знайте – это крокодил. А вот аллигатор показывает зубы только тогда, когда широко раскрывает пасть. Если вы повстречаетесь с зубастым в солёной воде – не сомневайтесь и зовите его «крокодил». Аллигаторы живут только в пресной воде.

Ведущий: Если понаблюдать за муравьями, то можно увидеть, что один муравей передвигается спокойно, а другой так странно, как- будто каждую минуту приседает.

(Слайд 7)

Ведущий: А это всё потому, что у муравьёв на брюшке имеются специальные железки, выделяющие пахучее вещество. Прижимая брюшко к земле, муравей метит дорожку этой пахучей жидкостью. Это значит, что он что-то нашёл и скоро прибежит назад, но уже не один, а с подкреплением – видимо одному добычу не унести, а чтобы найти дорогу к находке, муравей и оставляет пахучий след.

 

Ученик читает стихотворение Г. Ладонщикова «На лесной дорожке»

Шла Маринка за грибами,

Вдруг прижалась робко к маме:

- Мама, мамочка, постой!

Муравей ползет большой...

Он  укусит!

- Мы вдвоем

Сладим, дочка, с муравьем.

Только он не тронет нас,

Делом занят он сейчас.

Видишь, он несет бревно?

- Вижу.

Страшно все равно.

- У кого работа есть,

Тот не станет в драку лезть!

Ведущий.   Муравей нашел былинку,

Много было с ней хлопот.

Как бревно, взвалив на спинку,

Он домой ее несет.

Грузчик маленького роста,

Муравейник далеко,

А бревно нести непросто,

Даже очень нелегко.

Под большой столетней елью

Стройка весело идет.

Здесь работает артелью

Дружный маленький народ.

Вырос дом на новом месте,

Новоселье нынче там.

Хорошо трудиться вместе

Даже малым муравьям.

Ведущий. Ребята, если вы увидите муравьиную дорожку, не топчите ее, не мешайте муравьям трудиться. Ведь их называют санитарами леса.   (Слайд 8)

Ведущий: А как интересна жизнь пчёл. (Слайд 9) Как они узнают об опасности?          По запаху, который выделяет пчела при укусе врага. Оказывается, когда пчела жалит, вместе с ядом она выделяет   вещество, которое своим запахом сигналит: «Опасность, враг!» Получив такой приказ на языке запахов, остальные пчелы немедленно бросаются в атаку. Жало пчелы зазубрено, поэтому остается в коже врага. Вместе с жалом отрывается весь жалящий аппарат пчелы, в том числе и железа, выделяющая пахучее вещество. Пчела погибает, но врагу уже никуда не деться - он помечен пчелой. И если он побежит, пчелы устремятся за ним.

Ученик читает стихотворение  Г.Ладонщикова  «Скучать некогда»

Села пчелка на цветок,

Опустила хоботок.

Подлетает к ней комар:

- Что ты ищешь там?

- Нектар.

- А тебе не надоело,

Не наскучило искать?

- Нет!

Тому, кто занят делом,

Просто некогда скучать!

Ученица читает стихотворение   А. Пресмана «Пчела».

По узкой тропинке я к дому иду.

Лиловые сливы набухли в саду.

Румяные груши висят в стороне.

Так нет же, пчела привязалась ко мне.

У самого уха жужжит и жужжит.

Прогонишь, вернется и снова кружит.

Неужто узнала, что я на обед  

Поела не кашу, а пару конфет?

Сиропом клубничным потом запила.

Но как догадалась об этом пчела?

Ведущий:  Она, носит очень высокое звание – адмирал. Дали ей это звание не зря, а за красные полосы на крыльях. Они похожи на адмиральские лампасы и на ленты, которые когда-то в старину носили через плечо адмиралы. Кто она, спросите вы? Это бабочка адмирал. Крылья этой бабочки покрыты мельчайшими разноцветными чешуйками, которые образуют яркий и сложный рисунок. (Слайд 10)

Ученик читает стихотворение Г. Ладонщикова «Бабочки»

 

На просеке светится лужица Синего неба синей.

Кружатся, кружатся, кружатся Бабочки стайкой над ней.

Любят над лужей прохладной Они беззаботно кружить...

Много ли маленьким надо, Чтобы счастливыми быть?!

Ведущий: Эти маленькие животные могут фыркать, чихать, ворчать, храпеть и клацать зубами, как люди. Кто они? Ежи.  (Слайд 11)

Ежи – очень интересные существа. Ведут ночной образ жизни, а днём, свернувшись в клубочек, спят в своём гнезде или в других укрытиях. В качестве жилища ежи используют заброшенные норы грызунов, дабы не делать свою. Еж - всеядное, и к тому же прожорливое существо. Он поедает все,  что попадается на его пути: насекомых, улиток, пчел, ос, опавшие плоды, мышей, ящериц, птичьи яйца, желуди, ягоды, грибы.  За ночь может съесть столько корма, сколько составляет 1/3 собственного веса. Прекрасные охотники на лягушек и змей.  При опасности,  стараются подпрыгнуть и уколоть врага в морду.

Ежи хорошо бегают, плавают, лазают, прекрасно ориентируются при дальних перемещениях, поэтому за ночь без устали могут протопать своими короткими ножками до 3 км. Обладают острым обонянием и слухом.
Он с ладошки лизал молоко.
У него была милая рожица.
Не любил он колоться и ежиться.
Но открытой оставили дверь,
И сердитый бежит он теперь.
Как чужой, и шипит он и колется.
Проводил я его до околицы.
И в колючей траве он исчез,


И в дремучий отправился лес

Ведущий: Вот, видите: эти ребята - настоящие друзья природы. И я думаю, что они знают, какую пользу приносят людям обитатели леса.

Ведущий: А сейчас предлагаем вашему вниманию рубрику «Это интересно!»

Ученик 5. Сова уничтожает за год около 1000 грызунов. Если учесть, что каждая мышь может съесть в год один килограмм зерна, то, значит, одна сова спасает в год тонну хлеба! (Слайд 12)

Ученик 6. У кукушки необыкновенный аппетит: за час она может съесть сто гусениц, Если в лесу появляется большое количество насекомых-вредителей, она расправляется с ними в течение нескольких дней. (Слайд 13)

Ученик 7. Летучие мыши очищают местность от малярийных комаров. За час ночной охоты летучая мышь может поймать и съесть 160-170 комаров. (Слайд 14)

Ученик 8. Ласточка за лето ловит от полумиллиона до миллиона комаров, мошек, тлей.

(Слайд 15)

Ученик 9. Жабы уничтожают не только вредных насекомых, но и слизней, а это опаснейшие враги полей и огородов. (Слайд 16)

Ученик 10.За летний день корольки прилетают с кормом к гнезду до 400 раз.   Если сложить в одну линию насекомых, которых съедает стриж за лето, то она растянется на километр. (Слайд 17)

Ученик 11. Каждая сломанная веточка, каждый сорванный цветок, каждая пойманная бабочка – маленькая рана, нанесённая природе. А ведь природе сейчас очень трудно залечивать даже самые маленькие раны.

Ведущий: Ребята, вы должны быть настоящими друзьями природы. Часто, особенно в последнее время, мы слышим слова: «Земля – наш общий дом», «Берегите братьев наших меньших, деревья, цветы, птиц, муравьёв!»

Мир животных, мир волшебный, береги его!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

внеклассное мероприятие во 2 классе "Волшебный мир математики"

Данная работа по теме: "Волшебный мир математики" является методической разработкой внеклассного мероприятия по математике во 2-ом классе, способствующая развитию познавательного интереса к матем...

Внеклассное мероприятие для учащихся 1 класса "Берегите книги"

Внеклассное мероприятие проводится во втором полугодии 1 класса. Дети знакомятся с историей создания книг, в игровой форме воспитывается бережное отношение к книге....

Внеклассное мероприятие для учащихся 1 класса "Берегите книги"

Внеклассное мероприятие проводится во втором полугодии 1 класса. Дети знакомятся с историей создания книг, в игровой форме воспитывается бережное отношение к книге....

Внеклассное мероприятие по окружающему миру. КВН «Береги природу!»

Цели:1. Углубить знания учеников о природе.2. Формировать умение оценивать свои поступки и поступки окружающих в природе.3. Учить доброжелательному отношению к живым существам и видеть взаимосвязи в п...

Внеклассное мероприятие по литературному чтению : «Волшебный цветок». Фольклор или устное народное творчество.

Внеклассное мероприятие по литературному чтениюТема: «Волшебный цветок». Фольклор или устное народное творчество....

Внеклассное мероприятие по окружающему миру " КВН «Береги природу!"

КВН проводился во втором классе в рамках предметной недели окружающего мира....

Внеклассное мероприятие по русскому языку" Волшебные слова"

Внеклассное мероприятие по русскому языку" Волшебные слова"...