Главные вкладки

    Внеклассное мероприятие по литературному чтению : «Волшебный цветок». Фольклор или устное народное творчество.
    план-конспект по теме

    Внеклассное мероприятие по литературному чтению

    Тема: «Волшебный цветок». Фольклор или устное народное творчество. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon vneklassnoe_meropriyatie_volshebnyy_tsvetok.doc79.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Внеклассное мероприятие

    Тема: «Волшебный цветок». Фольклор или устное народное творчество.

    Цель: познакомить с разными произведениями фольклора, прививать любовь к устному народному творчеству, работать над развитием красивой образной речи, развивать творческие способности учащихся, воспитывать любовь к своей родине.

    Оборудование: компьютер, мультимедиа установка, куклы.

    Ход урока.

    1. Организационное начало. Звучит  мелодия  «Самый волшебный цветок»

     На экране первый слайд

    Сегодня  мы с вами отправимся в добрую сказку и встретимся с

    волшебным цветком. Слайд 2.

    /показываю на экран/

    Большую корзину с собой мы возьмем,

    В нее мы положим песенок связку,

    Потешки, былины, загадки, стихи,

    Всего понемногу, что знаете вы.

    Подарим друг другу частичку добра,

    Радости, счастья,

    В дорогу, друзья! Слайд 3 /фон – лес и дорога/

    II. Сообщение темы занятия.

    - Есть у русского народа «живой цветок», который сказки сказывает, потешает, поёт, развлекает,              

     веселит и учит. У этого цветка вместо лепестков — сказки, загадки, потешки, песни, пословицы,

    были и небылицы, сказы и былины.

    - А может, кто из вас знает, что это за чудесный цветок? /фольклор/

    Слайд 3. Появляется слово «Фольклор».

    - Правильно. Все эти произведения — фольклор или устное народное творчество.

    - И сегодня мы вместе с вами вспомним произведения фольклора, с которыми вы были уже знакомы. Откроем для себя что-то новое и интересное, необычное и сказочное. Итак, наше путешествие начинается…

    III. Работа по теме урока.

    1. Вступительная беседа. Значение слова «фольклор».

    - В произведениях устного народного творчества

    отражена народная мудрость — ум, знания всего народа.

    - Кто мне подскажет, откуда произошло слово «фольклор»? /отвечают/

    - Правильно. Слово «фольклор» произошло от английских слов: folk – народ, lore – мудрость. Что значит – народная мудрость.

    Слайд 4 .

    - Почему мы называем фольклор устным народным творчеством?

    /Он создавался народом, передавался из уст в уста, от одного поколения к другому./

    1. Первый лепесток. Песни.

    Открываю первый лепесток на экране. Песни.

    Сообщение ученика. Много у каждого народа колыбельных, хороводных, свадебных и других песен. Их поют у колыбели ребёнка, на праздниках и в дни печали. Эти песни живут в народе много-много лет.

    - Какие колыбельные песни вы знаете?

    Баю-баюшки баю,

    Не ложися на краю,

    Придет серенький волчок

    И утащит за бочок.

    Слайд 5.

    Баю-бай, баю-бай,

    Поди, Бука, за сарай,

    Маше спать не мешай!

    Звучит русская народная песня «Во поле берёзка стояла»

    - Вот и первые песенки попали в нашу корзину. Переход по гиперссылке. Слайд 3.

    2. Второй лепесток. Потешки.

     За пением колыбельных песен наступал черед тешить ребенка пестушками (от слова «нянчить», «холить», «пестовать», «ходить» за кем-нибудь) и потешками.

    Открываю второй лепесток на экране. Потешки.

     В первые годы жизни пелись песенки и более сложно содержания (прибаутки, маленькие сказочки в стихах). Любит русский человек веселье, умеет потешить, порадовать своих детей. Детские песенки-потешки часто называют прибаутками.

     Потешка (прибаутка) — маленькое весёлое произведение фольклора. Потешками потешали, забавляли детей.

    - Вспомните, какие потешки вы знаете.

    Шла лисичка по мосту, Слайд 6

    Несла вязанку хворосту.

    Вытопила баньку.

    Выкупала Ваньку,

    Посадила в уголок.

    Дала сладкий пирожок.

    Наша Катя маленька,

    На ней шубка аленька,

    Опушка бобровая,

    Катя чернобровая.

    Переход по гиперссылке. Слайд 3.

    Родители в разговоре с вами часто используют интересные слова, присказки, потешки.

    Например, купают ребенка и приговаривают:

    С гуся вода, с лебедя вода,

    А с моего дитятки вся худоба.

    - Как вы думаете, что желают ребенку, приговаривая такие слова?

    Сейчас и мы с вами попробуем побыть чьими - то родителями, а кто-то сыном или дочкой.

    Роли между собой можете распределить сами (кто из вас ребенок, а кто родитель).

    1-такая ситуация – у ребенка заболел пальчик.

    У лисы боли,

    У медведя боли,

    А Петенькины боли

    Уходите за горы.

    2-ситуация – ваш ребенок без разрешения ушел куда-либо, его нужно как-то наказать, поругать.

    Не ходи за селом,

    Там Яга с помелом.

    Не ходи вопотьмах –

    Ходит страх во кустах.

    3-ситуация – мама или папа любуются своей дочкой, приговаривая такие слова

    Ах, ты, моя девочка,

    Золотая белочка,

    Сладкая конфеточка,

    Сиреневая веточка.

    От потешек нам становилось легче, и дети становились послушными.

    Эти потешки давайте тоже положим в наш короб.

    3. Третий лепесток. Заклички.

    - Подрастая, ребенок рано привыкал делить заботы старших, взрослых людей. Он выучивался закличкам и приговоркам.

    Открываю третий лепесток на экране. Заклички.

    - Что такое заклички?

     Заклички - песенные обращения к силам природы: солнцу, дождю, радуге. Заклички тесно связаны с соответствующими обрядами, к ним относят и новогодние пожелания, и рождественские колядки, и песни-веснянки:

    Жаворонушки,

    Уж вы матушки

    Прилетите к нам,

    Принесите нам

    Весну - красну

    На сохе, на бороне,

    На ржаном калаче.

    - Каждая такая закличка содержит конкретную просьбу, это попытка с помощью песенки воздействовать на силы природы, от которых во многом зависело благополучие и детей, и взрослых в крестьянских семьях.

    Эти произведения - своеобразный способ общения с окружающим миром, в частности, с миром природы.

    - К кому обращаются в закличках?

    /Солнцу, дождю, радуге. Заклички тесно связаны с соответствующими обрядами, к ним относят и новогодние пожелания, и рождественские колядки, и песни-веснянки/

    - Кто помнит заклички?

    Скоро наступит весна. Давайте и мы произнесем закличку, обращенную к солнышку, чтобы весна поскорее наступила и прогнала зиму.

    Солнышко, покажись!

    Красное, разожгись!

    В дорогу выезжай!

    Солнышко-ведёрышко, Слайд 7.

    Выгляни в окошечко!

    Солнышко, нарядись!

    Красное, покажись! Солнышко.

    Дождик, дождик, пуще – Дождик.

    Дам тебе я гущи.

    Дам тебе ложку,

    Кушай понемножку.

    Радуга-дуга,

    Не давай дождя!

    Давай солнышка

    Колоколнышка!

    Дождик – дождик, поливай!

    Будет хлеба каравай.

    Дождик – дождик, припусти –

    Дай капусте подрасти.

    Дождик – дождик, веселей!

    Капай, капай, не жалей!

    Только нас не замочи,

    Зря в окошко не стучи! 

    Переход по гиперссылке. Слайд 3.

    4. Четвертый лепесток. Приговорки.

    - К закличкам примыкают приговорки - короткие стихотворные обращения к животным, птицам, растениям.

    Открываю четвертый лепесток на экране. Приговорки.

    - К приговоркам относят и всем известное обращение к кукушке: "Кукушка-кукушка, сколько мне жить?" По своему происхождению заклички и приговорки восходят к древним заклинаниям и заговорам, с помощью которых наши предки пытались повлиять на силы природы.

    Какие вы знаете приговорки?

    Божья коровка, Слайд 8.

    Улети на небо,

    Там твои детки

    Кушают котлетки,

    А собакам не дают,

    Только сами достают.

    Улитка, улитка, покажи рога –

    Дам тебе за это кусок пирога. По щелчку.

    Переход по гиперссылке. Слайд 3.

    5. Пятый лепесток. Считалки.

    - Кто угадает, какое произведение из фольклора я прочитаю? Слайд 9.

    Шла бабка с заморья,

    Несла кузовок.

    В том кузовочке

    Лежали грибочки,

    Кому — гриб,

    Кому — два,

    А тебе, дитятко,

    Весь кузовок.

    Спрашиваю детей.

    - Правильно, это считалка.

    Открываю пятый лепесток на экране. Считалки.

    - Для чего сочиняли считалки?

    В старину очень любили играть в самые разные игры. Счетом решали, кому водить.

     Считалку отличает четкий ритм. Игра становится источником веселья, соревнованием.

    - Что же такое считалка?

    Считалка (счёт, пересчёт) — это маленькое рифмованное стихотворение для игры.

    - Кто знает считалки?

    Лиса по лесу ходила,

    Лиса голосом вопила.

    Лиса лычки драла,

    Лиса лапти плела.

    Кто лапти найдет,

    Тот водить пойдет.

    Переход по гиперссылке. Слайд 3.

    6. Шестой лепесток. Пословицы.

    Повеселились, но …. Делу - время, потехе - …час, – говорит русская (что?) пословица.

    - Среди древнейших по происхождению жанров устного творчества — пословицы и поговорки.

    Открываю шестой лепесток на экране. Пословицы.

    - Что такое пословица?

    Пословица– это произведение фольклора. Пословица советует, поучает, настаивает, предупреждает. Люди с уважением относятся к пословицам, часто употребляют их в своей речи. От этого их речь становится яркой, образной.

    Пословица — произведение фольклора, в котором коротко выражена народная мудрость. Пословицы бывают разные. В них говорится о самом важном.

    - Отгадайте, какие пословицы спрятались на экране?

    Слайд 10. Пословицы.

    Закончи пословицу:

    • Семь раз отмерь …      

                                               один раз отрежь

    • Поспешишь ...

                                               людей насмешишь

    • Ум хорошо …                                                

                                                а два лучше

    • Дело мастера …          

                                                боится

    • Друзья познаются …  

                                                в беде

    - Молодцы! В нашу корзину мы сложили много разных пословиц. Пора идти дальше в дорогу.

    Переход по гиперссылке. Слайд 3.

    7. Седьмой  лепесток. Загадки.

    - Любимый жанр фольклора у детей и взрослых — загадки...

    Открываю седьмой лепесток на экране. Загадки.

    В народной речи загадать означает «задумывать», «замышлять», «предлагать» что-либо, неизвестное для решения.

    Загадками не только испытывается сообразительность человека — они открывают мир захватывающей поэзии, самой смелой в сравнениях. Мир знакомый, обыденный увиден глазами народных поэтов.

    -  Слайд 11.

    Отгадайте загадки

    Загадывание загадок  

    1) Летает, жужжит,                                            

    На цветочки садится.

    Пыльцу собирает,

    Медок добывает.

                                        /пчела/

    2) Стоят в поле

    Сестрички:

    Желтый глазок,

    Белые реснички.

                               /ромашка/

    3) Сильнее солнца,

    Слабее ветра

    Ног нет, а идёт,

    Глаз нет, а плачет.

    4) Посмотри на колобок,

    Он румян и краснобок.

    Но не рви его до срока-

    От него не будет прока.

    Она в лесу живет.

    Шерстка у нее рыжая,

    А сама она очень хитрая.

                                          /лиса/

    Красный нос и лапки,

    Ходит без оглядки.

    Ходит очень важный,

    Но не очень страшный.

                                          /гусь/

    Туда мы все спешим

                                   с работы,

    Где ждут дела нас

                                   и заботы.

    Где ждут родные и друзья,

    И там живет моя семья.

                                          /дом/

    Стройное, красивое.

    В зеленом сарафане.

    Что-то тихо шепчет,

    Шевеля ветвями.

                                     /дерево/

    Большие уши,

    Длинный нос,

    Огромный рост,

    Короткий хвост.

                                         /слон/

    Переход по гиперссылке. Слайд 3.

    8. Восьмой лепесток. Сказки.

    - Угадайте, какой жанр фольклора мы забыли назвать?

    - Конечно, это сказки!

    Открываю восьмой лепесток на экране. Сказки.

    - Легко выделить сказку среди других произведений устного народного творчества. Некоторые думают, что сказка – это пустяк, достойный занять лишь пустое воображение. Но если сказка только сплетение слов, игра ума, чистая фантазия, откровенная неправда, то почему сказочный вымысел занимает людей многие столетия?

    - Поднимите руки, кто из вас любит сказки?

    Ответы детей.

    - А. С. Пушкин заметил:

    «Сказка – ложь, да в ней намек!

    Добрым молодцам урок»

    (Дети могут закончить фразу)

    Что в корзинке? Виноград?

    Нет!

    Что в корзинке?  Мармелад?

    Нет!

    Не мука, не толокно —

    Сказок в ней полным-полно,

    Да!

    С чесноком и луком в связке

    Из-за гор принёс я сказки

    Ни одной не обронил —

    Все в корзинку уложил:

    Длинные,

    Краткие,

    Горькие,

    Сладкие,

    Выбирайте — что кому!

    Что останется в корзинке,

    Пригодится самому.

    Посмотрим, хорошо ли вы знаете русские народные сказки. О какой сказке идет речь?

    1. Красна девица грустна…

     Ей не нравится весна,

     Ей на солнце тяжко,

     Слезы льет бедняжка.

                                                  (Снегурочка)

    2. А дорога – далека,

     А корзинка – нелегка,

     Сесть бы на пенек,

     Съесть бы пирожок.

                                             (Маша и медведь)

    3. Нет ни речки, ни пруда –

     Где воды напиться.

     Очень вкусная вода –

     В ямке от копытца.

                                         (Сестрица Алёнушка…)

    4. Отворили дверь козлята

     И … пропали все куда-то.

     (Волк и семеро козлят)

    5. По тропе, шагая бодро,

     Сами воду тащат ведра!

                                            (По щучьему велению)

    6. Не лежалось на окошке –

     Покатился по дорожке…

                                              (Колобок)

    Переход по гиперссылке. Слайд 2.

    IV. Итог занятия.

    Мы постарались наполнить наш чудесный короб.

    - Чем же мы его заполняли?

    - Как называются одним словом все эти произведения?

    Но, конечно, мы не сможем полностью наполнить наш короб за такое короткое время.  Взрослея, вы будете знакомиться с этими и другими видами фольклора.

      Пронесите, ребята, любовь к русскому устному народному творчеству через всю свою жизнь, подарите её своим младшим братикам и сестричкам, наверняка они у вас есть или будут.

     Благодарю всех. До новых встреч!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Внеклассное мероприятие по литературному чтению «Осень в творчестве русских поэтов»

    Внеклассное мероприятие по литературному чтению« Осень в творчестве русских поэтов» для учащихся 1 класса...

    Внеклассное мероприятие по литературному чтению"КВН,посвященный творчеству К.И.Чуковского"

    Внеклассное мероприятие по литературному чтению "КВН,посвященный творчеству К.И. Чуксовкого. Целью внеклассного мероприятия является знакомство с творчеством поэта,а также формирование навыков чтения....

    СЦЕНАРИЙ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ ДЛЯ 1-2 КЛАССОВ «В ГОСТЯХ У РУССКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКИ»

    СЦЕНАРИЙ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ ДЛЯ 1-2 КЛАССОВ, ПРОВЕДЁННЫЙ В РАМКАХ ПРЕДМЕТНОЙ НЕДЕЛИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ«В гостях у русской народной сказки»За основу сценария мероприя...

    Внеклассное мероприятие по литературному чтению 2 класс. В ГОСТЯХ У РУССКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКИ

    ЦЕЛИ: познакомить с понятием - устное народное творчество,   расширить знания о русских народных сказках, вспомнить   известные детям сказки и познакомить с неизвестными;Формировать и р...

    Внеклассное мероприятие по литературному чтению на тему "Творчество К.И. Чуковского".

    Данный материал представлен в виде конкурсной програмы, которая посвящена тврчеству замечательного детского писателя- сказочника К.И. Чуковского....

    Урок литературного чтения 2 класс по теме "Устное народное творчество"

    Урок  - обощение по теме "Устное народное творчество" во 2 классе по программе "Школа России"....

    Внеклассное мероприятие по литературному чтению, посвящённое творчеству К.И. Чуковского. 3 класс

    Закрепить знания о творчестве К.И. Чуковского в виде конкурсной программы. Формировать навыки осознанного выразительного чтения, развивать речь, воображение, мышление, интеллектуальные, познавательные...