Патриотическое воспитание в начальной школе
статья на тему

Летова Оксана Геннадьевна

Патриотическое воспитание является одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для развития священного чувства любви к Родине. Воспитаем патриотов, деловых, здоровых людей,- значит, можно быть уверенными в развитии и становлении нормального общества и сильной державы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon patrioticheskoe_vospitanie_v_nachalnoy_shkole.doc77 КБ

Предварительный просмотр:

Летова О.Г.

воспитатель МОУ «СОШ № 55»

г.Саратов

Патриотическое воспитание в начальной школе

Патриотическое воспитание является одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для развития священного чувства любви к Родине. Воспитаем патриотов, деловых, здоровых людей,- значит, можно быть уверенными в развитии и становлении нормального общества и сильной державы.        

 Цель: создание условий для формирования  гражданской          патриотической культуры личности ребёнка через учебно-воспитательную деятельность.

 Патриотизм выступает в единстве         духовности, гражданственности и социальной  активности личности, осознающей свою неразрывность с Отечеством.

 Задачи:

  • формировать верность Родине, готовность  служить Отечеству;  
  • воспитывать уважение к национальным традициям своего народа, бережного отношения к         духовным богатствам родного края;  
  • создавать благоприятные условия для сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей, формировать потребность в здоровом образе жизни;
  • развивать гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности.

Направления  работы  по   гражданско- патриотическому  
воспитанию.

1.Гражданско-патриотическое направление.  

(Беседы о Конституции,  праздники России,  уроки мужества,

классные часы.)

 2.Историко – краеведческое и экскурсионное направление.

(Уроки краеведения, посещение музеев, библиотек, встречи с ветеранами ВОВ, празднование 23 февраля).

3.Литературно-музыкальное направление.

 (Знакомство с произведениями УНТ, классикой.)

4.Физкультурно-оздоровительное  и туристическое направление.

 (Разучивание народных игр, участие в днях здоровья, в весёлых стартах и т.п.)

 5. Экологическое направление.

(Участие в акции «Сбережём свой край», изучение лекарственных растений, защита природы от загрязнения.)

 6. Трудовое направление.

 (О профессиях родителей, служба в армии, акция «посылка солдату»).

 7. Семейное направление.

 (Изучение истории семьи, составление родового дерева, сбор старых фотографий, увлечение семьи, пр.)

         Воспитание граждан и патриотов России - процесс длительный, требующий от воспитателя настойчивости, последовательности и большого терпения. Решить эту задачу за 4 года - очень сложно. Впереди ещё долгие годы школьной зрелости.

         Но главное делает учитель начальных классов.


КОНЦЕПЦИЯ  ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ
И ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ ГРАЖДАНИНА РОССИИ.

Национальный воспитательный идеал.

Воспитание ориентировано на достижение определённого идеала, т.е. образа человека, имеющего приоритетное значение для общества в конкретных исторических социально-культурных условиях.

В средневековой Руси воспитательный идеал был укоренён в религии и представлен для православных христиан, прежде всего в образе Иисуса Христа. Православная церковь  направляла и объединяла деятельность семьи, народа и государства в общем пространстве  религиозного, духовно-нравственного.

Православная вера была одним из важных факторов, обеспечивающих духовное единство народа. Для сохранения целостности страны, территория которой постоянно расширялась, нужна была общая система нравственных ориентиров, ценностей и смыслов жизни:  честь, верность, соборность, самоотверженность, служение, любовь.

Православие  объединяло русских людей (ими считались все принявшие православие, а не только этнические русские) в единый народ.  Именно поэтому защита Русской земли приравнивалась к защите православия, что и породило такой компонент самосознания, как образ Святой Православной Руси.

В 18 веке Россия стала империей, сила которой заключалась в централизации и концентрации государственной власти в руках правящего монарха - императора. Государство возвышалось над церковью. Был сформулирован новый воспитательный идеал – «человек государственный, слуга царю Отечеству». Образовательная система стала ориентироваться на задачи подготовки профессиональных кадров для государственных нужд. Главным в воспитании стало формирование человека-патриота, отличающегося высокой нравственностью, любовью к науке, трудолюбием, служением России.

Идеал полезного государству и Отечеству гражданина был характерен для императорской России.

В советский период государство обрело всю полноту власти над гражданином и е частной жизнью. Спектр жизненных смыслов был сжат до веры в коммунизм и служения коммунистической партии.

Вместе с тем, советская эпоха в отечественной истории сформировала высокий педагогический идеал - воспитание всесторонне развитой личности. Дала примеры массового героизма, героического служения, вплоть до самопожертвования, во имя будущего своей страны и своего народа, пренебрежения материальным во имя идеального.

В 90-ые годы ХХ века в России был сформирован идеал свободной в своём самоопределении и развитии личности, «освобождённой» от ценностей, национальных традиций, обязательств перед обществом.

Сегодня, на новом  этапе развития РФ, при определении современного национального воспитательного идеала необходимо в полной мере  учитывать:

  • преемственность современного национального воспитательного идеала по отношению к национальным воспитательным идеалам прошлых эпох;
  • духовно-нравственные  ценности, определённые в соответствии  с действующим российским законодательством;  
  • внешние  и внутренние вызовы, стоящие перед Россией.

        Национальным приоритетом, важнейшей  национальной  задачей  является приумножение  численности многонационального  народа РФ, повышение качества его жизни, труда, творчества, укрепление духовности  и нравственности, гражданской солидарности и государственности, развитие национальной культуры. Решение этих задач способно обеспечить устойчивое и успешное развитие России.

        Современный национальный воспитательный идеал определяется:

  • в соответствии с национальным приоритетом;
  • исходя из необходимости сохранения преемственности по отношению к национальным идеалам прошлых исторических эпох;
  • согласно Конституции РФ;
  • согласно Закону РФ «Об образовании» в части общих требований к содержанию образования (ст. 14) и задачам основных образовательных программ (ст. 9., п.6.)

        Современный национальный  воспитательный идеал -  это  высоконравственный, творческий,   компетентный гражданин   России, принимающий судьбу Отечества, как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа РФ.

 Цели и задачи духовно – нравственного развития и воспитания.

Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приобретённых задач общества и государства является воспитание, социально – педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, ответственного, инициативного, компетентного гражданина России.

В сфере личностного развития воспитание обучающихся  должно обеспечить:

  • готовность и способность к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию,

самооценке, пониманию смысла жизни, ответственному поведению;

  • готовность и способность к реализации творческого потенциала в духовной и в предметно – продуктивной деятельности, социальной и профессиональной мобильности на основе моральных норм, непрерывного образования  и универсальной духовно – нравственной установки «становиться лучше»;
  • укрепление нравственности, внутренней установке личности поступать согласно своей совести;
  • формирование  морали как необходимости определённого поведения, основанного на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом;
  • развитие совести как нравственного самосознания личности, осуществлять нравственный самоконтроль
  • принятие личностью базовых национальных ценностей, национальных духовных традиций ;
  • готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки;
  • трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм, способность к преодолению трудностей;
  • осознание ценности человеческой жизни, жизни других людей, умение противодействовать действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью и духовной безопасности личности; умение им противодействовать;
  • свободолюбие, как способность к сознательному,              личностному, профессиональному,  гражданскому и иному самоопределению и развитию в сочетании с моральной ответственностью личности перед семьёй, обществом, Россией, будущими поколениями;
  • укрепление веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество перед прошлыми, настоящими и будущими поколениями.

                В сфере общественных отношений духовно – нравственное развитие и воспитание обучающихся должно обеспечить:

  • осознание себя гражданином России на основе общих национальных нравственных ценностей;
  • готовность граждан солидарно противостоять внешним и внутренним вызовам;
  • развитость чувства патриотизма и гражданской солидарности;
  • поддержание межэтнического мира и согласия;
  • осознание безусловной ценности семьи;
  • понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, уважение к родителям, забота о старших и младших;
  • бережное отношение к жизни человека;
  • духовную, культурную и социальную преемственность поколений.

В сфере государственных отношений духовно- нравственное развитие и воспитание должно содействовать:

  • укреплению и совершенствованию демократического федеративного правового государства с республиканской формой правления;
  • укреплению национальной безопасности.

Духовно – нравственное развитие и воспитание.

        Духовно – нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой компонент социального заказа для образования.

        Духовно – нравственное развитие и воспитание личности является сложным, многоплановым процессом. Оно неотделимо от жизни человека во всей её полноте  и противоречивости, от семьи, общества, культуры, человечества в целом, от страны проживания и культурно – исторической эпохи, формирующей образ жизни народа и сознание человека.

        Сфера педагогической ответственности в этом процессе определяется следующими положениями:

  • усилия общества и государства направлены сегодня

на воспитание у детей и молодёжи активной гражданской позиции, чувства ответственности за свою страну;

  • общее образование, выстраивающее партнёрские отношения с другими институтами социализации, является основным институтом педагогического воздействия на духовно – нравственное развитие личности гражданина России.

При этом основным субъектом, реализующим цели духовно – нравственного развития и воспитания, является педагогический коллектив образовательного учреждения.

        Носителями базовых национальных ценностей являются    различные социальные, профессиональные и этнические конфессиональные группы, составляющие многонациональный народ РФ.

        Соответственно духовно – нравственное развитие гражданина России в рамках общего образования осуществляется в педагогически организованном процессе осознанного восприятия и принятия следующих ценностей:

  • семейной жизни;
  • культурно - регионального сообщества;
  • культуры своего народа;
  • российской гражданской нации;
  • мирового сообщества.

        Духовно – нравственное развитие и воспитание              личности начинается в семье. Семейные ценности, которые дети усваивают в семье с первых лет жизни, имеют непреходящее значение для человека в любом возрасте.

        Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека.

        Следующая ступень развития гражданина России –

это осознанное принятие   личностью  традиций, ценностей, социальной  и духовной  жизни  его родного села,  города,  района,  области,  края, республики.

        Через семью, родственников, природное окружение и социальную среду  наполняются конкретным содержанием  такие понятия, как «малая Родина», Отечество, родная земля, родной язык, моя семья и род, мой дом.

        Более высокой ступенью духовно – нравственного развития гражданина России является принятие культуры и духовных традиций многонационального народа РФ.

        Россиянином становится человек, осваивающий культурные богатства своей страны и многонационального народа РФ, осознающий их значимость, особенности, единство и солидарность в судьбе России.        

        Программы духовно – нравственного развития и воспитания школьников, разрабатываемые и реализуемые общеобразовательными учреждениями совместно с другими субъектами социализации, должны обеспечить  полноценную  и последовательную    идентификацию  ученика с семьёй, культурно – региональным  сообществом, многонациональным народом РФ, открытым для диалога с мировым сообществом.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Патриотическое воспитание в начальной школе

Статья отнесена к разделу "Внеклассная работа". Воспитание патриотизма - это важнейшая педагогическая задача нашего времени....

Программа по патриотическому воспитанию в начальной школе

Программа по Духовно-нравственному воспитанию (патриотическому)  в начальной школе для 1-4 классов с пояснительной запиской и учебно-тематическим разделом...

Средства и методы патриотического воспитания в начальной школе

К эффективным средствам исторического образования относятся разнообразные формы уроков героико-патриотической тематики: интегрированные, проблемные, дискуссии, театра­лизованные, групповые семинары, у...

Гражданско-патриотическое воспитание в начальной школе

p { margin-bottom: 0.21cm; }  Гражданско-патриотическое воспитание в нашей школе.Целевая комплексная программа гражданско-патриотического воспитания «Сыны отечества» управления образования М...

Доклад Патриотическое воспитание в начальной школе

Доклад раскрывает уровень патриотического воспитания в начальной школе. У казывает на актуальность  патриотического воспитания в наше время. Содержит материал из опы...

ПРОГРАММА нравственно-патриотического воспитания в начальной школе «РОДНИКИ ДОБРА» на 2012 – 2016 гг Учитель начальных классов Новакова Елена Юрьевна

ПРОГРАММАнравственно-патриотического воспитания в начальной школе  «РОДНИКИ ДОБРА» Автором предложены новые оригинальные формы работы, такие как:1.Акция «Твори добро»....

ПРОГРАММА нравственно-патриотического воспитания в начальной школе «РОДНИКИ ДОБРА» на 2012 – 2016 гг Учитель начальных классов Новакова Елена Юрьевна

ПРОГРАММАнравственно-патриотического воспитания в начальной школе  «РОДНИКИ ДОБРА» Автором предложены новые оригинальные формы работы, такие как:1.Акция «Твори добро»....