Литературно-музыкальная композиция, посвященная детям войны. “Несовместимы дети и война”
классный час на тему

Еремушкина Екатерина Николаевна
1. Помочь учащимся прочувствовать горе людей в годы ВОВ, осознать трагизм этих ужасных страниц истории, запечатленных в русском сознании и культуре: поэтических и прозаических произведениях, музыке, скульптуре, живописи, фотографии. 2. Способствовать воспитанию бережного отношения к памяти о детях войны, умения сочувствовать, сопереживать, уважения к силе человеческого характера, мужеству людей, доброте. 3. Создать условия для формирования нравственных ценностей, твердой жизненной позиции неприятия фашизма, насилия, жестокости, понимания ценности мира. 4. Инициировать пробуждение у детей интереса и внимания к поэзии и прозе о ВОВ, интереса к русской истории.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_meropriyatiya.docx48 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Литературно-музыкальная композиция, посвященная детям войны.
“Несовместимы дети и война”

Задачи мероприятия

1. Помочь учащимся прочувствовать горе людей в годы ВОВ, осознать трагизм этих ужасных страниц истории, запечатленных в русском сознании и культуре: поэтических и прозаических произведениях, музыке, скульптуре, живописи, фотографии.

2. Способствовать воспитанию бережного отношения к памяти о детях войны, умения сочувствовать, сопереживать, уважения к силе человеческого характера, мужеству людей, доброте.

3. Создать условия для формирования нравственных ценностей, твердой жизненной позиции неприятия фашизма, насилия, жестокости, понимания ценности мира.

4. Инициировать пробуждение у детей интереса и внимания к поэзии и прозе о ВОВ, интереса к русской истории.

Структура

Вступление.

  • Посвящение.
  • Песня   “Дети войны”

1. Дети блокадного   Ленинграда.

  • 27 января – День полного снятия блокады Ленинграда.
  • Стихотворения о судьбах детей в годы блокады.
  • История о детском доме при артобстреле.
  • Дневник Тани Савичевой.
  • Прорыв блокады.
  • Медаль За оборону Ленинграда.
  • Памятники детям Ленинграда.

2. Лишенные крова.

  • Стихотворения.

3. Сыны полков.

  • Стихотворение.
  • Песня.
  • Рассказ о повести В.П. Катаева  “Сын полка”.

4. Дети-герои.

  • Сведения о пионерах-героях.
  • 8 февраля  -  международный   День памяти юных героев-антифашистов.
  • Стихотворения.
  • Звание Героя Советского Союза посмертно.

5. Дети-пленники.

  • Сообщение о лагерях смерти.
  • Стихотворение.
  • Постановка отрывка из поэмы  А.Т. Твардовского  “Дом у дороги”.

Финал.

  • Стихи о Памяти.
  • Песня “Несовместимы дети и война”.

Подготовка

  • Подбор фотографий и стихотворений по тематическим блокам (в группах по 3 человека).
  • Выбор стихотворений и отработка выразительного чтения (индивидуально).
  • Планирование хода и редактирование сценария мероприятия (учителем).
  • Создание клипов к каждому фрагменту композиции (актив класса).
  • Поиск и разучивание песен по теме (весь класс).
  • Оформление выставки книг по теме (ответственные).
  • Оформление класса (ответственные).

Ход мероприятия

  1. Вступление.

Русь богата героями старины
И героями нашего времени,
Но скажу не о них, а о детях войны,
О военном том поколении.

В колыбели узнали, что такое война,
Рано ставшие взрослыми дети,
Чудеса героизма совершала страна,
Чтобы выстоять в те лихолетья.

И досталось труда им вдвойне и втройне...
Каждый там беззаветно трудился
За себя и за тех, кто погиб на войне,
Или из-за войны не родился.

- Великая отечественная война принесла русским людям много горя. Она разорила сотни городов и сел.  Она уничтожила 27 млн человек.

 - Дети войны. Они встретили войну в разном возрасте. Кто-то совсем крохой, кто-то подростком. Кто-то был на пороге юности.

 - Война застала их в городах и маленьких деревнях, дома и в гостях у бабушки, в пионерском лагере, на переднем крае и в глубоком тылу.

 - До войны это были самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Учились, помогали старшим, играли, бегали-прыгали, разбивали носы и коленки.

 - Они просто жили. Но за эту жизнь им пришлось заплатить слишком дорогую цену.

 - Памяти тех, кому суждено было родиться и жить в страшные годы войны,

 - Памяти юных героев, тех, кто боролся и умирал за свободу и счастье людей, посвящается…

Презентация “Дети войны”

  1. Блокада.

 – Сколько в истории нашей страны можно насчитать счастливых и одновременно трагических дат.

-  27 января – День снятия блокады Ленинграда – одна из них.

За залпом залп. Гремит салют.
Ракеты в воздухе горячем

Цветами пестрыми цветут.
А ленинградцы тихо плачут.
Ни успокаивать пока,

Ни утешать людей не надо.
Их радость слишком велика –
Гремит салют над Ленинградом!
Их радость велика, но боль
Заговорила и прорвалась:
На праздничный салют с тобой
Пол-Ленинграда не поднялось…
Рыдают люди, и поют,
И лиц заплаканных не прячут.
Сегодня в городе – салют!
Сегодня ленинградцы плачут…

- Ад для ленинградцев начался 8 сентября 1941 года, когда гитлеровские войска замкнули кольцо, и тогда Ленинград стал полем боя, а все его жители, даже подростки – бойцами фронта Великой Отечественной.

В далёком тревожном военном году 
Под гром батарей у страны на виду 
Стояли со взрослыми рядом 
Мальчишки у стен Ленинграда. 

На парте осталась открыта тетрадь 
Не выпало им дочитать дописать 
Когда навалились на город 
Фугасные бомбы и голод. 

И мы никогда не забудем с тобой 
Как наши ровесники приняли бой 
Им было всего лишь 13 
Но были они Ленинградцы! 

 

 - Дети блокадного Ленинграда росли, работали и учились под разрывы бомб и снарядов, в условиях холода и голода.

-  В блокированном городе оказались 2 554 тыс. ленинградцев, в том числе 400 тыс. детей.

Спит малыш, обняв игрушку -
Длинноухого щенка.
В мягком облаке  подушки
Сны спустились свысока.
Не буди его, не надо,-
Пусть продлится счастья миг.
О войне и о блокаде
Он узнает не из книг… 
Спит ребёнок. Над Невою
Птицы белые кружат:

В путь далёкий за собою
Собирают журавлят…
 

-  Невозможно передать словами трагизм тех дней, ужас людей, живших  без света, тепла, воды и пищи, видевших смерть так близко.

Шёл месяц май сорок второго.
Бои, налёты и обстрелов шквал,
А Митька под ступенькою порога
Нашёл конфету, кто-то потерял.

Стоит и смотрит он на счастье,
Забыл уже и вкус, и даже цвет,
Её бы съесть, но как же Настя?
Сестрице ведь поменьше лет.

Зажав конфету в кулаке, домой
Летел пацан к малой сестрёнке-
Вдвоём остались лютою зимой-
Пусть будет радость у девчонки.

Вот поворот, ещё, а дальше прямо,
Туда, где был когда-то магазин...
Но вместо дома, груды камня, яма.
В руке конфета. И один...Один...

Самый страшный путь из моих путей!
На двадцатой версте как я мог идти!
Шли навстречу из города сотни детей...
Сотни детей! Замерзали в пути... 
Одинокие дети на взорванном льду, -
Эту теплую смерть распознать не могли они сами, -
И смотрели на падающую звезду
Непонимающими глазами. 
Мне в атаках не надобно слова "вперед",
Под каким бы нам ни бывать огнем - 
У меня в зрачках черный ладожский лед
Ленинградские дети лежат на нем. 

Александр Еськов

 -  В Ленинграде были созданы детские дома, которым голодный город отдавал лучшее из того, что имел. Ленинградцы знают примеры исключительного мужества и героизма, проявленного женщинами - работниками детских домов во время опасности.

 - "Утром в Красногвардейском районе начался интенсивный обстрел участка, где были расположены ясли №165. Заведующая вместе с воспитательницей и санитаркой под огнём стали выносить детей в укрытие. Обстрел был так силён и опасность, угрожавшая детям, была настолько велика, что женщины, чтобы успеть унести всех детей в укрытие, укладывали по нескольку ребят в одеяло и так кучками выносили. Артиллерийским снарядом выбило все рамы и внутренние перегородки домов. Но все дети - их было 170 - были спасены".

Глаза девчонки семилетней
Как два померкших огонька.
На детском личике заметней
Большая, тяжкая тоска.
Она молчит, о чем ни спросишь, 
Пошутишь с ней, – молчит в ответ.
Как будто ей не семь, не восемь,
А много, много горьких лет.

  - В рабочем посёлке Шатки Горьковской области в годы войны находился детский дом, в котором жили дети, вывезенные из блокадного Ленинграда. Среди них была Таня Савичева, имя которой известно всему миру. Дневник Тани Савичевой был случайно обнаружен в Ленинграде в пустой, полностью вымершей квартире. Он хранится в музее Пискарёвского кладбища.

  - "Женя умерла 28 декабря в 12.00. час. утра 1941 г.

Бабушка умерла 25 января 3 ч. дня 1942 г. Лека умер 17 марта в 5 час. утра 1942 г.

Дядя Вася умер 13 апреля 2ч. Ночь 1942 г.

Дядя Лёша 10 мая в 4 ч. Дня 1942.

Савичевы умерли. Умерли все".

 - Тогда ещё не все. Таню вывезли вместе с другими детьми из Ленинграда в 1942 году в глубь страны в детский дом. Здесь детей возвращали к жизни. Часто это удавалось. Иногда блокада оказывалась сильнее. И тогда их хоронили.  -  

- Таня умерла 1 июля 1944 года. Она так и не узнала, что не все Савичевы погибли, их род продолжается. Сестра Нина была спасена и вывезена в тыл. В 1945-м году она вернулась в родной город, в родной дом, и среди голых стен, осколков и штукатурки нашла записную книжку с Таниными записями. Оправился после тяжёлого ранения на фронте и брат Миша.

Песня-презентация “Ленинградские дети”

27 января 1944года  пробуждает в умах миллионов жуткие картины всеобщего голода, ужаса бомбежек… и, вместе с тем, картину всеобщей радости, ликования обессилевших людей, когда после 872 дней беспросветного существования они обрели надежду на жизнь.

Сообщение о прорыве блокады

- Блокадное кольцо было прорвано 18 января 1943 года. Но еще целый год потребовался нашим войскам, чтобы полностью освободить Ленинград. В этом году отмечалась семидесятая годовщина полного снятия блокады Ленинграда.

 - За годы блокады погибло 632 тысячи человек. Только 3 % из них - от бомбёжек и артобстрелов; остальные 97 % умерли от голода.

 - 15 тысяч мальчиков и девочек получили медаль "За оборону Ленинграда".

 - Памятник "Цветок жизни", возвышающийся на высоком берегу небольшой речки Лубья, возведен в память о юных ленинградцах, погибших в годы блокады.


В блокадных днях
Мы так и не узнали:
Меж юностью и детством
Где черта?
Нам в сорок третьем
Выдали медали,
И только в сорок пятом —
Паспорта.
И в этом нет беды…
Но взрослым людям,
Уже прожившим многие года,
Вдруг страшно оттого,
Что мы не будем
Ни старше, ни взрослее,
Чем тогда…

3. Лишенные родного

 - Война в жестокой слепоте своей соединяет несоединимое: дети и кровь, дети и смерть. В годы битв наша страна делала всё, чтобы уберечь детей от страданий. Но порой эти усилия оставались тщетными.  - И когда дети беспощадной волею судьбы оказывались в пекле страданий и невзгод, они вели себя как герои, осилили, вынесли то, что, казалось бы, и взрослому преодолеть не всегда под силу.

Десятилетний человек 
Крест-накрест синие полоски 
На окнах съежившихся хат. 
Родные тонкие березки 
Тревожно смотрят на закат. 
И пес на теплом пепелище, 
До глаз испачканный в золе, 
Он целый день кого-то ищет 
И не находит на селе... 
Накинув старый зипунишко, 
По огородам, без дорог, 
Спешит, торопится парнишка 
По солнцу – прямо на восток. 
Никто в далекую дорогу 
Его теплее не одел, 
Никто не обнял у порога 
И вслед ему не поглядел. 
В нетопленной, разбитой бане 
Ночь скоротавши, как зверек, 
Как долго он своим дыханьем 
Озябших рук согреть не мог! 
Но по щеке его ни разу 
Не проложила путь слеза. 
Должно быть, слишком много сразу 
Увидели его глаза. 
Все видевший, на все готовый, 
По грудь проваливаясь в снег, 
Бежал к своим русоголовый 
Десятилетний человек. 
Он знал, что где-то недалече, 
Выть может, вон за той горой, 
Его, как друга, в темный вечер 
Окликнет русский часовой. 
И он, прижавшийся к шинели, 
Родные слыша голоса, 
Расскажет все, на что глядели 
Его недетские глаза.
Сергей Михалков

В пилотке мальчик босоногий 

В пилотке мальчик босоногий 
С худым заплечным узелком 
Привал устроил на дороге, 
Чтоб закусить сухим пайком.

Горбушка хлеба, две картошки – 
Всему суровый вес и счет. 
И, как большой, с ладони крошки 
С великой бережностью – в рот.

Стремглав попутные машины 
Проносят пыльные борта. 
Глядит, задумался мужчина. 
– Сынок, должно быть сирота?

И на лице, в глазах, похоже, – 
Досады давнишняя тень. 
Любой и каждый всё про то же, 
И как им спрашивать не лень.

В лицо тебе серьезно глядя, 
Еще он медлит рот открыть. 
– Ну, сирота. – И тотчас: – Дядя, 
Ты лучше дал бы докурить.


Мальчик из села Поповки 
Среди сугробов и воронок
В селе, разрушенном дотла,
Стоит, зажмурившись ребёнок –
Последний гражданин села.
Испуганный котёнок белый,
Обломок печки и трубы –
И это всё, что уцелело
От прежней жизни и избы.
Стоит белоголовый Петя
И плачет, как старик без слёз,
Три года прожил он на свете,
А что узнал и перенёс.
При нём избу его спалили,
Угнали маму со двора,
И в наспех вырытой могиле
Лежит убитая сестра.
Не выпускай, боец, винтовки,
Пока не отомстишь врагу
За кровь, пролитую в Поповке,
И за ребёнка на снегу.

Майор привез мальчишку на лафете.

Майор привез мальчишку на лафете.
Погибла мать. Сын не простился с ней.
За десять лет на том и этом свете
Ему зачтутся эти десять дней.

Его везли из крепости, из Бреста.
Был исцарапан пулями лафет.
Отцу казалось, что надежней места
Отныне в мире для ребенка нет.

Отец был ранен, и разбита пушка.
Привязанный к щиту, чтоб не упал,
Прижав к груди заснувшую игрушку,
Седой мальчишка на лафете спал.

Мы шли ему навстречу из России.
Проснувшись, он махал войскам рукой...
Ты говоришь, что есть еще другие,
Что я там был и мне пора домой...

Ты это горе знаешь понаслышке,
А нам оно оборвало сердца.
Кто раз увидел этого мальчишку,
Домой прийти не сможет до конца.

Я должен видеть теми же глазами,
Которыми я плакал там, в пыли,
Как тот мальчишка возвратится с нами
И поцелует горсть своей земли.

За все, чем мы с тобою дорожили,
Призвал нас к бою воинский закон.
Теперь мой дом не там, где прежде жили,
А там, где отнят у мальчишки он.

   

Рассказ танкиста

Был трудный бой. Всё нынче, как спросонку,

И только не могу себе простить:

Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,

А как зовут, забыл его спросить.

Лет десяти-двенадцати. Бедовый,

Из тех, что главарями у детей,

Из тех, что в городишках прифронтовых

Встречают нас как дорогих гостей.

Машину обступают на стоянках,

Таскать им воду вёдрами - не труд,

Приносят мыло с полотенцем к танку

И сливы недозрелые суют...

Шёл бой за улицу. Огонь врага был страшен,

Мы прорывались к площади вперёд.

А он гвоздит - не выглянуть из башен, -

И чёрт его поймёт, откуда бьёт.

Тут угадай-ка, за каким домишкой

Он примостился, - столько всяких дыр,

И вдруг к машине подбежал парнишка:

- Товарищ командир, товарищ командир!

Я знаю, где их пушка. Я разведал...

Я подползал, они вон там, в саду...

- Да где же, где?.. - А дайте я поеду

На танке с вами. Прямо приведу.

Что ж, бой не ждёт. - Влезай сюда, дружище! -

И вот мы катим к месту вчетвером.

Стоит парнишка - мины, пули свищут,

И только рубашонка пузырём.

Подъехали. - Вот здесь. - И с разворота

Заходим в тыл и полный газ даём.

И эту пушку, заодно с расчётом,

Мы вмяли в рыхлый, жирный чернозём.

Я вытер пот. Душила гарь и копоть:

От дома к дому шёл большой пожар.

И, помню, я сказал: - Спасибо, хлопец! -

И руку, как товарищу, пожал...

Был трудный бой. Всё нынче, как спросонку,

И только не могу себе простить:

Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,

Но как зовут, забыл его спросить.

  1. Сыны полков.

- Мальчишки - разведчики, токари, пахари, поэты, мыслители, артисты, охранители городов, целители ран - они выдержали войну и победили вместе со взрослыми.

У войны недетское лицо!
Но в глаза детей смотрела смерть...
Не щадила маленьких бойцов,
Им пришлось до срока повзрослеть.

Звание такое "Сын полка",
Мужества святого колыбель!
Это ничего, что велика,
На него солдатская шинель.

Храбрости ему не занимать,
По плечу мальчонке ратный труд.
Заслонял собой мальчишка мать,
Ту, что люди Родиной зовут!

Мамины прекрасные глаза,
Сердцу милый старенький их дом,
В кружевных салфетках образа,
Хлеб ржаной с топлёным молоком.

У войны недетское лицо,
Но в бою не разглядеть лица...
Щедро начиняла смерть свинцом
Юные, мальчишечьи сердца.

 - К трудным, но героическим событиям военных лет возвращает нас повесть Валентина Петровича Катаева «Сын полка», написанная  в 1944 году.

 -   В ней говорится о судьбе простого крестьянского мальчишки Вани Солнцева, у которого война отняла все: родных и близких, дом и само детство.

 - Три года жил Ваня, как бродячая собака, без дома, без семьи. Он боялся людей и все время испытывал голод и постоянный ужас.

 И вот попал в батарею, командиром которой был капитан Енакиев. 

 - Ваня просит командира разрешить ему остаться. Так «сын полка» Ваня Солнцев пройдет этот трудный путь, под названием ВОЙНА.

 - Прочитав эту повесть, можно понять, что подвиг – это не просто смелость и героизм, а великий труд, железная дисциплина, огромная любовь к своей Родине.

Песня “Сыны полков”

  1. Герои.

 - В судьбе Вани Солнцева нашла свое отражение судьба многих детей, которые наравне со взрослыми приближали светлый миг Победы. Они были разведчиками и связистами, сестрами милосердия и подрывниками.  

Губы 
Я помню те усталые вагоны. 
Военный быт – до мелких мелочей... 
На мальчике несмятые погоны 
И гулы самых искренних речей.

И губы – ученические губы... 
Так чист был их нетронутый овал. 
Ни в роще, ни в подъезде, ни у клуба 
Девчонок он ещё не целовал.

И время ни одной чертой упрямой 
Не тронуло ещё его лица. 
И знал он в жизни только губы мамы 
Да – реже – губы жёсткие отца.

Звучала клятва... Ветром доносило. 
Окопный запах – им весь мир пропах... 
И первая накапливалась сила 
В мальчишеских доверчивых губах.

Их обожгло не поцелуем горьким. 
Не сладким поцелуем в час луны. 
А огоньком моршанским от махорки, 
Полученной с ладони старшины.

...Когда упал он, встретив пулю злую, 
Лицом к земле, губами шевеля, - 
Нежней и бескорыстней поцелуя, 
Наверное, не ведала Земля. 

В. Туркин

- Все люди, защищавшие честь нашей страны, могут по праву называться героями. Но среди юных пионеров мы особенно выделяем имена тех, кто посмертно награждён званием Героя Советского Союза.

Это Лёня Голиков, Зина Портнова, Валя Котик, Марат Казей.

-  ПРИШЕЛ ЧАС - ОНИ ПОКАЗАЛИ, КАКИМ ОГРОМНЫМ МОЖЕТ СТАТЬ МАЛЕНЬКОЕ ДЕТСКОЕ СЕДЦЕ, КОГДА РАЗГОРАЕТСЯ В НЕМ СВЯЩЕННАЯ ЛЮБОВЬ К РОДИНЕ И НЕНАВИСТЬ К ЕЕ ВРАГАМ.

 - 8 февраля отмечается международный День памяти юных героев-антифашистов.

Представили  их всех посмертно к ордену,

Тех, что сказали твердо как один:

Мы можем жизнь отдать за нашу Родину,

А Родину за жизнь не отдадим!

Сколько храбрых сердец молодых

Беззаветно служили народу

Пионеры и тысячи их

Кто погиб за страну и свободу.

Их могилы ты всюду найдешь

На дорогах минувших пожарищ.

Если ты, юный друг, где-то рядом пройдешь,

То сними свою шапку, товарищ!

Юные безусые герои,

Юными остались вы навек.

Перед вашим вдруг ожившим строем

Мы стоим, не поднимая век

Боль и гнев сейчас тому причиной,

Благодарность вечная вам всем,

Маленькие стойкие мужчины,

Девочки, достойные поэм.

5. Узники.

- Память о войне. Она не стирается, не тускнеет с годами. Потому, наверное, что это не только память отдельных людей или одного поколения. Это Память Народа, навечно врубленная в его историю, в его настоящее и будущее, в его национальное самосознание. 
  - Все народы нашей страны, бывшего Советского Союза, ощутили, что такое война. А более 5 миллионов детей стали узниками концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, разбросанных по всей оккупированной Европе.  

- Они несли свой крест – ни в чем не повинные, лишенные самой радостной поры – детства. Непосильный труд и болезни, холод и голод были спутниками детей.

 - Над ними глумились, проводили медицинские эксперименты, брали кровь. Выживал лишь один из десяти.

Дети в Освенциме 

Мужчины мучили детей.
Умно. Намеренно. Умело.
Творили будничное дело,
Трудились – мучили детей.
И это каждый день опять:
Кляня, ругаясь без причины...
А детям было не понять,
Чего хотят от них мужчины.
За что – обидные слова,
Побои, голод, псов рычанье?
И дети думали сперва,
Что это за непослушанье.
Они представить не могли
Того, что было всем открыто:
По древней логике земли,
От взрослых дети ждут защиты.
А дни всё шли, как смерть страшны,
И дети стали образцовы.
Но их всё били. Так же. Снова.
И не снимали с них вины.
Они хватались за людей.
Они молили. И любили.
Но у мужчин "идеи" были,
Мужчины мучили детей.
Я жив. Дышу. Люблю людей.
Но жизнь бывает мне постыла,
Как только вспомню: это – было!
Мужчины мучили детей!
Наум Коржавин
Постановка “Родился мальчик”

Родился мальчик в дни войны,
Да не в отцовском доме, –
Под шум чужой морской волны
В бараке на соломе.
Еще он в мире не успел
Наделать шуму даже,
Он вскрикнуть только что посмел
И был уже под стражей.
Уже в числе всех прочих он
Был там, на всякий случай,
Стеной-забором огражден
И проволокой колючей.
И часовые у ворот
Стояли постоянно,
И счетверенный пулемет
На вышке деревянной.
Родился мальчик, брат меньшой
Троих детей крестьянки,
И подают его родной
В подаренной портянке.
И он к груди ее прирос –
Беда в придачу к бедам,
И вкус ее соленых слез
Он с молоком отведал.
И начал жить, пока живой,
Жилец тюрьмы с рожденья.
Чужое море за стеной
Ворочало каменья.
Свирепый ветер по ночам
Со свистом рвался в щели,
В худую крышу дождь стучал,
Как в полог колыбели.
И мать в кругу птенцов своих
Тепло, что с нею было,
Теперь уже не на троих,
На четверых делила.
В сыром тряпье лежала мать,
Своим дыханьем грея
Сынка, что думала назвать
Андреем – в честь Андрея,
Отцовским именем родным.
И в каторжные ночи
Не пела – думала над ним:
– Сынок, родной сыночек.
Зачем ты, горестный такой,
Слеза моя, росиночка,
На свет явился в час лихой,
Краса моя, кровиночка?
Зачем в такой недобрый срок
Зазеленела веточка?
Зачем случился ты, сынок,
Моя родная деточка?
Зачем ты тянешься к груди
Озябшими ручонками,
Не чуя горя впереди,
В тряпье сучишь ножонками?
Живым родился ты на свет,
А в мире зло несытое.
Живым – беда, а мертвым – нет,
У смерти под защитою.
Целуя зябкий кулачок,
На сына мать глядела:
– А я при чем, – скажи, сынок, –
А мне какое дело?
Скажи: какое дело мне,
Что ты в беде, родная?
Ни о беде, ни о войне,
Ни о родимой стороне,
Ни о немецкой чужине
Я, мама, знать не знаю.
Зачем мне знать, что белый свет
Для жизни годен мало?
Ни до чего мне дела нет,
Я жить хочу сначала.
Я жить хочу, и пить, и есть,
Хочу тепла и света,
И дела нету мне, что здесь
У вас зима, не лето.
И дела нету мне, что здесь
Шумит чужое море
И что на свете только есть
Большое, злое горе.
Я мал, я слаб, я свежесть дня
Твоею кожей чую,
Дай ветру дунуть на меня –
И руки развяжу я.
Но ты не дашь ему подуть,
Не дашь, моя родная,
Пока твоя вздыхает грудь,
Пока сама живая.
И пусть не лето, а зима,
И ветошь греет слабо,
Со мной ты выживешь сама,
Где выжить не могла бы.
И пусть ползет сырой туман
И ветер дует в щели,
Я буду жить, ведь я так мал,
Я теплюсь еле-еле.
Я мал, я слаб, я нем, и глуп,
И в мире беззащитен;
Но этот мир мне все же люб –
Затем, что я в нем житель.
Я сплю крючком, ни встать, ни сесть
Еще не в силах, пленник,
И не лежал раскрытый весь
Я на твоих коленях.
Я на полу не двигал стул,
Шагая вслед неловко,
Я одуванчику не сдул
Пушистую головку.
Я на крыльцо не выползал
Через порог упрямый,
И даже «мама» не сказал,
Чтоб ты слыхала, мама.
Но разве знает кто-нибудь,
Когда родятся дети,
Какой большой иль малый путь
Им предстоит на свете?
Быть может, счастьем был бы я
Твоим, твой горький, лишний, –
Ведь все большие сыновья
Из маленьких повышли.
Быть может, с ними белый свет
Меня поставит вровень.
А нет, родимая, ну, нет, –
Не я же в том виновен,
Что жить хочу, хочу отца
Признать, обнять на воле.
Ведь я же весь в него с лица –
За то и люб до боли.
Тебе приметы дороги,
Что никому не зримы.
Не дай меня, побереги…
– Не дам, не дам, родимый.
Не дам, не дам, уберегу
И заслоню собою,
Покуда чувствовать могу,
Что ты вот здесь, со мною.
…И мальчик жил, со всех сторон
В тюрьме на всякий случай
Стеной-забором огражден
И проволокой колючей.
И часовые у ворот
Стояли постоянно,
И счетверенный пулемет
На вышке деревянной
.

-"Опять война, Опять блокада.
А может, нам о них забыть?
Я слышу иногда:
"Не надо,
- Не надо раны бередить.
Ведь это правда, что устали
Мы от рассказов о войне
И о блокаде пролистали
Стихов достаточно вполне".
- И может показаться: правы
И убедительны слова.
Но даже если это правда,
Такая правда -
Не права !
- Чтоб снова
На земной планете
Не повторилось той зимы,
Нам нужно,
Чтобы наши дети
Об этом помнили,
Как мы!
- Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война:
Ведь эта память - наша совесть.
Она как сила нам нужна..." 
(Юрий Воронов)

Песня “Несовместимы дети и война”


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Памяти юных героев посвящается» Литературно-музыкальная композиция, посвященная Дню Победы в Великой Отечественной войне

В результате мероприятия у детей усилится чувство патриотизма, сформируются гражданские качества личности школьников, более подробно познакомятся со славной боевой историей Великой Отечественной...

Литературно-музыкальная композиция "Дети войны"

Литературно-музыкальная композиция "Дети войны"...

ЛИТЕРАТУРНО- МУЗЫКАЛЬНАЯ КОМПОЗИЦИЯ «ДЕТИ ПРОТИВ ВОЙНЫ»

ЛИТЕРАТУРНО- МУЗЫКАЛЬНАЯ КОМПОЗИЦИЯ«ДЕТИ ПРОТИВ ВОЙНЫ»...

«Дети Войны – Дети Победы». Встреча с детьми войны, очевидцами Великой Отечественной войны

Классный час приурочен к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне.Цель: формирование личностных, нравственных и гражданских качеств обучающихся.Задачи:Воспитать сознательное отношение к народному...

Литературно – музыкальная композиция в 1классе «Война и дети»

Литературно-музыкальная композиция "Война и дети" посвящена 70-летию Великой Победы и всем детям, которые испытали ужасы войны....