Классный час "Добрые слова"
классный час (3 класс) на тему

Классный час "Добрые слова" с опорой на прочитанные литературные произведения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klassnyy_chas_dobrye_slova.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

ДОБРЫЕ СЛОВА

С выходом в свет рассказа В. Осеевой о слове пожалуйста слова, обозначающие понятия благодарности, пожеланий, приветствий, стали называть «волшебными словами». Верно, нельзя отказать человеку, который начинает свою просьбу словами будьте добры и заканчивает ее словом пожалуйста. Однако дети не всегда понимают, что привычные эталоны приветствий, пожеланий должны содержать искренность, сердечную теплоту.

Лексика русского языка богата «добрыми словами». «На Урале, например, приняты такие интересные приветствия. Если хозяйка доит корову, ей скажут: «Море под кормилицу»—желают надоить побольше молока, «целое море». «Свеженько!»— говорят женщине, достающей воду из колодца. «Беленько!»— говорят  соседки, проходящие мимо речки, когда они видят женщину, полощущую белье. А когда она еще только стирала это белье, ей сказали: «Сто рубах в корыто!» Этим желают достатка, зажиточной жизни. Семье, собравшейся за столом, вошедший скажет: «Сладко кушать!» А если хозяева пьют чай, гость произносит: «Чай с сахаром!» Это приветствие осталось от старых времен, когда чай, да еще с сахаром, был в деревне роскошью». В другой местности слова пожелания, приветствия, благодарности могут оказаться иными. Но есть группа слов, которая известна каждому. Эти-то слова и составляют предмет занятия, на котором значительное внимание уделяется их смыслу, пониманию.

*     *     *

  • Вы помните рассказ В. Осеевой «Волшебное слово»? Почему все отказывали Павлику?. Что ему помогло? Почему слово пожалуйста названо «волшебным»? Какие волшебные слова вы знаете?
  • Первые слова, которыми мы начинаем день, это — доброе утро! Произнося слова доброе утро, мы желаем нашим домашним, близким, знакомым хорошего здоровья, приятного настроения, хотим, чтобы весь день у них был радостным, светлым, добрым. Вот как хорошо сказано об этом в стихотворении «Я и солнышко».

Солнышко ясное встало.        А дождик в окно

  • Доброе утро!—
  • Сказало.        Стучит да стучит        

                                                         - И без солнца темно?

  • Доброе утро!—                                  Доброе утро,
  •  Кричу я прохожим                           Друзья, всё равно…

Весёлым прохожим,                               Придумано мудро:

 На утро похожим…                              - Доброе утро!

Но если проснешься,                                                    В. Коркин

—        Если даже плохая погода, пасмурно, сыро, грязно, стоит сказать доброе утро! — и сразу станет теплее, радостнее. А как надо произнести эти слова? Можно ли говорить доброе утро нахмурясь, недовольным голосом? Почему?

Есть в русском языке еще одно хорошее слово, которое мы говорим при встрече. Это всем вам знакомое слово здравствуйте. А зачем мы его произносим?

Слово здравствуйте очень старое. Связано оно со словом дерево. Когда-то давно люди, произнося слово здравствуйте, желали другим быть здоровыми, крепкими, могучими, как дерево, дуб, например. И теперь мы, когда говорим это слово, желаем человеку быть здоровым, сильным, крепким.

Все эти слова — и  доброе утро, и здравствуйте, и добрый день, и спокойной ночи — хороши тогда, когда человек человеку действительно желает добра, здоровья. Это почему-то никак не получается у Петруся из стихотворения И. Кульской «Невежливая вежливость».

Обещал отцу Петрусь:

—        Я за вежливость возьмусь:

—Буду всех благодарить,
Первым «здравствуй» говорить!

Вот мальчишка со стараньем

 Выполняет обещанье.

Видит — утром у сторожки

 Дремлет сторож на порожке.

 На посту он ночь не спал,

Только-только задремал.

А Петрусь как заорет:

—С добрым утром, дед Федот!—
Дед ругнул его спросонок:

— Убирайся, постреленок!

Вот Петрусь догнал Яринку

Да как дернет за косынку:

—Ты куда, Ярина, стой,
Я здороваюсь с тобой!—
Та отпрянула в сторонку…
Как невежлива девчонка!..

Нес вожатый горку книг,

 А Петро с ограды — прыг!

Чуть не сел ему на плечи:

  • Извините, добрый вечер!
  • Ты,— вожатый закричал,—
  • И невежа и нахал!

Петя очень удивлен:

 Разве был невежлив он?!

     1)  Какие «вежливые слова» произносил Петрусь?

  1. Почему же стихотворение называется «Невежливая вежливость»?
  1. Что бы вы посоветовали Петрусю?
  2. Какими словами и как должен был он вам ответить?
  3. А каким словом вы закончите разговор?

— Добрыми, волшебными словами будут и слова благодарности: спасибо, благодарю вас. Народная мудрость гласит: «Девочка спесива, не скажет спасибо». Школьная мудрость говорит: «Кисель в буфете ешь, а спасибо где ж?»

Вежливое, волшебное, доброе слово пожалуйста. Его мы произносим в ответ на спасибо и тогда, когда просим о чем-нибудь. Вежливый человек произносит это слово раз пятнадцать в день. И не только в школе, в библиотеке, на улице, но и дома. Часто школьники оставляют слово пожалуйста для гостей, на праздники.

Как-то один пятиклассник нечаянно сказал младшей сестре:    «Пожалуйста, дай мне твой карандаш». Бедная девочка так испугалась, что заплакала; «Почему ты мне говоришь «пожалуйста», разве я тебе чужая?»

—        Как вы думаете, только ли чужим надо говорить пожа-
луйста"?
Может ли это слово потерять свою волшебную силу?
Когда, по-вашему, это бывает?

Разобраться в этом вам поможет рассказ Н. Семина «Расколдованное слово».

Саша прочитал рассказ «Волшебное слово» писательницы Осеевой и крепко задумался. Оказывается, есть на свете волшебные слова...

Не откладывая дела в долгий ящик, Саша решил испробовать силу волшебного слова.

Вечером, когда папа сидел за столом и читал какую-то книгу, Саша подошел к нему и сказал:

—        Давай сыграем в шахматы, папа!

— Нет времени, сынок, ты видишь — я занят. К лекции готовлюсь,— ответил папа.

— Ну, папа, пожалуйста, я ведь тебя очень прошу,— жалобно протянул Саша.

   -  Что с, тобой делать! Ладно. Давай сыграем,—согласился папа.

Папа быстро проиграл одну партию, а одну сделал вничью.
Он всегда играл плохо, когда у него желания не было.  .
        .

Но Саша чувствовал себя победителем. Довольный и веселый,, он забрался на диван и сел рядом с мамой. Мама вязала шерстяные носки.

  • Прочитай мне книжку, мама,— попросил Саша.-  Я очень люблю, когда ты читаешь.
  • Не мешай,— сказала мама.— Ты же видишь, что я тебе носки вяжу. Ты теперь уже сам хорошо читаешь.
  • Ну, пожалуйста, мама, очень тебя прошу. Я ведь говорю— «пожалуйста».        
  • Ладно,— согласилась мама, откладывая свою работу в сторону.— Носки подождут. Давай книжку.

Целый час читала мама Саше, и это ему очень понравилось. На следующее утро, встав с постели и умывшись, он подбежал к маме и крикнул:

—        Мама, подай мне полотенце, пожалуйста.

Мама  посмотрела  на Сашу  с  удивлением,  но  полотенце подала.

Потом просьбы посыпались одна за другой.

  • Мама, положи мои книги в портфель, пожалуйста!
  • Мама, принеси мне попить воды, пожалуйста!
  • Это что еще за фокусы?— возмутилась мама.— Ты что, сам не можешь собрать портфель или себе самому воды принести?
  • Могу,— ответил Саша. — Но ведь уже поздно. Я могу опоздать в школу. И потом, я ведь говорю «пожалуйста», а это волшебное слово. Его слушаться надо.

Мама как-то странно посмотрела на Сашу, но не сказала ничего.

После школы вечером Саша долго катался во дворе на коньках.

—        Иди домой,— сказала мама,— уроки делать надо.
•— Еще немного,— попросил Саша.

—- Иди домой, Саша, пожалуйста,— сказала мама.

Но Саша не слушал и умчался на другой край катка.

Через час он пришел домой усталый и грязный. И, скинув на стул свою меховую куртку, сказал:   — Мама, повесь, пожалуйста.

—        Сам повесь, слуг у нас нет,— ответила мама.

Саша повесил куртку и начал решать задачу. Но задача не  решалась.

—        Помоги мне решить задачу, мама,— попросил Саша,— пожалуйста!

Мама молчала.

  • Пожалуйста,— повторил Саша.— Я ведь говорю волшебное слово.
  • Нет, теперь это слово уже не волшебное,— ответила мама.— Теперь оно хитрое и ленивое. Все волшебство в нем пропало.      
  • Как это?— удивился Саша.— Разве слово может измениться?
  • А ты сам подумай и реши,— сказала мама и вышла из комнаты, оставив Сашу одного.

«Жаль, расколдовалось волшебное слово,— подумал Саша.— Почему так получилось?»

        1) Почему расколдовалось слово пожалуйста}

  1. Когда оно сохраняет свою волшебную силу?
  2. Что должен был сказать маме Саша, возвратившись со двора?

        - Слова извинения: извините, простите (к ним добавляется слово пожалуйста)—тоже слова вежливости.

ПРОСТИТЕ!

Папа разбил

Драгоценную вазу.

Бабушка с мамой

Нахмурились сразу.

Но папа нашелся;

Взглянул им в глаза

И робко и тихо

«Простите» сказал.

И мама молчит,

Улыбается даже.

— Мы купим другую,

Есть лучше в продаже...

«Простите!»—

Казалось бы,

Что в нем такого?

А вот ведь какое

Чудесное слово!

                                                             И. Юсупов

— Но чтобы эти чудесные слова, как и другие волшебные, не могли расколдоваться, надо помнить: слово не должно расходиться с делом. Народ давно заметил: «Дела сильнее слов». И еще: «Доброе слово человеку — что дождь в засуху», «Худое слово и сладким медом не запьешь».

А теперь, чтобы узнать, как вы поняли, что такое «добрые слова», решите несколько задач.

Умеют ли они здороваться?

Петя и Юра спешили в буфет и бежали вниз через две ступеньки. Навстречу поднималась Анна Сергеевна. Мальчики пробежали мимо, и где-то с нижнего этажа послышалось: «Здравствуйте, Анна Сергеевна». Что им ответила учительница, мальчики не слушали: они первыми ворвались в буфет.

А когда на уроке читали рассказ «Волшебное слово», то Анна Сергеевна сказала, что некоторые ученики в классе не умеют здороваться. И почему-то посмотрела в сторону Пети и Юры.

Почему?

Пожалуйста.

Леночка сидела в трамвае. Она все время вертелась, болтала ногами. Ее соседка отодвинулась. Она боялась, что Лена испачкает ей пальто.

  • Девочка, сиди поспокойнее, пожалуйста. Так нельзя вести себя,— заметила Леночке старушка, сидевшая напротив.
  • А что я сделала?—возразила Леночка.— Подумаешь! Пожалуйста, буду сидеть спокойно.

И она, надувшись, стала смотреть в окно.

■        И   девочка,   и старушка произнесли слово пожалуйста.
Можно ли назвать Леночкино пожалуйста волшебным? Почему?

Три ошибки .

Мальчик крикнул прохожему:

—        Скажите, сколько сейчас часов?

■        Обращаясь к прохожему, мальчик сделал три  ошибки.
Какие ошибки он сделал?

Ответ. Мальчик должен был не кричать, а спокойно спросить:

—        Скажите, пожалуйста, который час?

ТЕКСТЫ ДЛЯ ЧТЕНИЯ ВСЛУХ

ДОБРЫЕ СЛОВА

Добрые слова не лень

Повторять мне трижды в день.

Только выйду  за ворота,

Всем идущим на работу,

Кузнецу, ткачу, врачу,

«С добрым утром!»—я кричу

. «Добрый день!»—кричу я вслед

Всем идущим на обед.

«Добрый вечер!»— так  встречаю

Всех, домой спешащих к чаю.

                                                                                  О. Дриэ

БЕЗ ОДНОГО СЛОВА

(Сказка)

Есть на свете такой сад, в котором, было время, никто не обижался друг на друга. Все жили в ладу, радостные, вежливые, добрые.

В жизни, конечно, всякое бывает. Иной раз Ветер так взвихривался, даже  Дуб — и тот  кряхтел, покачивался,   начинал   сердиться. Правда,   Ветер вовремя спохватывался, стихал и, виноватый, ласково просил:

—        Извини!

И Дуб успокаивался, довольный, что Ветер сам утихомирил свои не в меру буйные порывы.

Случалось, Грач садился-усаживался на тоненькую Ветку, га, бедняжка, изо всей мочи старалась держать его, гнулась-сгибалась, еле-еле терпела, хотела расплакаться, заскрипеть и больно-больно хлестнуть птицу, но догадливый  Грач замечал это, взмахивал крыльями  и, взмывая ввысь, говорил:

—        Извини!

Повеселевшая Ветка вновь расправляла свои листочки и с облегчением вздыхала, счастливая тем, что такая большая и тяжелая птица попросила извинения у нее, у тоненькой Ветки.

Пчела садилась на Цветок и, чтобы не обиделся он под грузной ношей, нежно-нежно жужжала ему:

—        Из-из-звини!

И Цветок ничуть не обижался, только лепестками встряхивал: ладно, мол, ладно, бери мед, бери, а я потерплю, подержу тебя на своих лепестках. Лист падал с дерева на Траву и тоже лепетал успокоительно:

—        Извини!

До чего ж хорошее слово! Сколько в нем доброты и ласки, уважения, успокоения!

Все бы хорошо было, но однажды над садом гроза разразилась, да с таким громовым раскатом — всех перепугала и оглушила. Всех, всех, всех! Ошарашенные небывалым громом, все — надо же так случиться — совершенно забыли слово «извини». Остальные слова не забыли, помнят, а это будто никто не знал,— совсем из памяти вылетело.

С той поры никто не извиняется друг перед другом — ни Ветер перед Дубом, ни Грач перед Веткой, ни Пчела перед Цветком, ни Лист перед Травой. Никто! Ни перед кем!

По-иному пошла жизнь. Не стало в саду ладу. Вежливости и доброты как не бывало. Все друг на друга сердятся, гневаются, злые, грубые. Дуб возмущается, шумит без умолку, протестует, что Ветер никому не дает покоя и ни перед кем не извиняется. И Ветка вышла из терпения — и раз хлестнула Грача, и два, и три, а он сидит как ни в чем не бывало и не думает просить прощения. Даже терпеливый Цветок и Трава-Мурава — и те не шелестят, беспокойные, обиженные.

И никому невдомек, почему так плохо в саду стало, почему все шумят друг на друга, косятся и сердятся, друг друга ругают и виноватят.

Может, гроза виновата, что так всех напугала, а может быть, виноват тот, кто чересчур растерялся и с перепугу позабыл то, что нельзя забывать никому никогда.

(П. Дудочкин.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Слово о Матери"

Сценарий праздника, посвященный ко Дню Матери...

Конспект классного часа во 2 классе. Тема: «Волшебные слова. Волшебное слово - здравствуйте»

Используемый материал (инсценирование, просмотр презентации, отрывка из мультфильма и др.) помогает развивать  желание детей употреблять в своей речи слова вежливого обращения, учит уважению и ве...

Классный час "Слово лечит,слово ранит"

Маленький человек растет и вместе с его взрослением идет формирование нравственного опыта, понимание слов "нельзя" и "можно"....

Классный час "Слова очень нужные и очень важные"

Цель:  формировать у учащихся нравственные понятия доброта, вежливость.Задачи: учить детей вежливому обращению, знакомить с миром вежливых слов; развивать умение общаться, находить правильный вых...

Открытый классный час "Слово о родном крае" 2 класс

Классный час, посвящённый  понятиям Родина, малая родина....

Классный час "Слово о собаке."

Классный час для 1-2 класса....

Урок по русскому языку "Безударные классные вкорне слова"

Цель: формировать умение видеть орфограмму в корне слова;уточнить знания учащихся об особенностях проверочных слов и способах проверки;развивать орфографическую зоркость;развивать внимание, мышление, ...