доклад Развитие социального интеллекта у детей дошкольного возраста в игровой деятельности
консультация по теме

Ивашкевич Алёна Станиславовна

Доклад к педсовету - смотри аналогическую презентацию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие социального интеллекта

у детей младшего дошкольного возраста

в игровой деятельности

Подготовила:

воспитатель ГБОУ  СОШ № 904

Ивашкевич А.С.,

ноябрь 2014 г.

Усвоение системы норм отношений к миру, друг к другу определяется проявлением такого свойства личности как социальный интеллект. В свою очередь социальный интеллект представляет собой индивидуально-личностное свойство человека, которое проявляется в способности формировать отношение к самому себе, прогнозировать результаты своей деятельности, понимать своѐ поведение и поведение окружающих.

Социальный интеллект – способность правильно понимать поведение людей, умение налаживать гармоничные отношения с окружающими. Очень часто мы игнорируем не менее важную сферу для нормального роста психики каждого индивида – сферу эмоций. Мы либо мало, либо совсем не учим детей, как надо принять себя и других, и в итоге, что мы получаем комплексы у взрослых, у подростков, дискриминация, расизм, но все это родом из детства. Возникает на почве многих личностных и социальных факторов, в том числе неприятия себя и своих неудач и страхов – согласно теории психологов – страх порождает агрессию.

Наша задача в настоящее время состоит в том, чтобы помочь детям правильно принять и контролировать свои эмоции. Если в воспитании нравственности большое внимание уделяется понятиям «хорошо» - «плохо», то в развитии интеллекта акцент делается именно на поиск золотой середины, между тем, что принято большинством в обществе и тем, что можно конкретно применять для конкретного индивида в данный момент.

Важно понимать, что развитие у дошкольников социального интеллекта происходит параллельно с развитием интеллекта как такового (внимания, памяти, логического и творческого мышления). Поэтому уровень развития социального интеллекта у старших дошкольников зависит также и от их любопытства, умения мыслить логически, критичности и широты мышления, глубины и гибкости ума.

Общепризнанно, что главным фактором развития социального интеллекта в раннем дошкольном детстве является семья. Прежде всего, мать, с ее любовью, заботой, нежностью к мужу, детям, к людям в целом. Второй по значимости фактор-отец, его позитивная установка по отношению к жене, детям, работе, обществу, а также участие в воспитании детей. Именно доверительные отношения с матерью (или человеком ее замещающим) в первые два года жизни ребенка являются основой для здоровой личности. В числе важных предпосылок развития умения адаптироваться в обществе выступает дошкольная группа, которая является первой социально- психологической общностью или детским обществом, где происходит развитие общения, формируются взаимоотношения в разных видах деятельности. Чем выше уровень развития всего коллектива, тем благоприятнее среда для развития индивидуальных способностей каждого ребенка. Благоприятная социальная среда в группе детского сада стимулирует развитие коммуникативной способности каждого ребенка. Именно коммуникативно - способные дети становятся инициаторами взаимодействия в совместных играх и других видах деятельности.

Педагогическое руководство игрой составляет опору для освоения детьми реальной социальной роли. Осваивая социальную роль, дети приобретают более полный жизненный опыт, насыщенный новыми яркими эмоциями и содержанием, закрепляют знания новых форм общения и взаимодействия, расширяют словарный запас, приобретают социальные навыки, достигают нового положительного эмоционального состояния.

Рассказывая о социальном интеллекте необходимо обратить серьѐзное внимание на такую важную его особенность, как коммуникативно - речевые способности детей, позволяющие им с достаточной индивидуальной выразительностью, полнотой и точностью проявлять свое отношение к партнерам по игре.

Специальные исследования свидетельствуют о существенном влиянии коммуникативной составляющей детской субкультуры дошкольника на положение его в группе сверстников. В числе лидеров, предпочитаемых часто оказываются как раз те дети, у которых высокий уровень коммуникативности, развития речи.

Обладание коммуникативными средствами детской субкультуры помогает таким дошкольникам и противостоять негативным воздействиям со стороны сверстников, защитить своѐ Я. Однако, в результате наблюдений можно отметить, что не всем детям требуется высокий уровень общения со сверстниками, в группах есть дети, у которых отсутствуют контакты с детьми своей группы. В этом случае роль педагога неоспорима, этому ребенку в первую очередь нужно помочь адаптироваться, найти способы общения, общие мотивы и интересы для общения в группе Социально одаренным детям свойственно относительно легкое, быстрое усвоение доступных для них этических норм поведения, знаний о культуре общения.

Коммуникативно – речевая работа с детьми младшего дошкольного возраста должна строиться в основном на совместной деятельности воспитателя и ребенка. Учитывая это при планировании работы по развитию основ социального интеллекта, важно продумать направленность эмоционального воздействия на детей, предусмотреть насыщение детской жизни эмоциями радости, стимулировании интереса к человеку, формировании гуманистической направленности поведения, моральных, нравственных основ личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие социально-эмоциональной сферы детей дошкольного возраста в условия дошкольного учреждения

Главная цель развития эмоциональной сферы дошкольников – научить детей понимать эмоциональные состояния свои и окружающих их людей; дать представления о способах выражения собственных эмоций (...

презентация Развитие социального интеллекта у детей дошкольного возраста в игровой деятельости

Презентация для педагогов к выступлению на педагогическом совете....

Опыт работы по теме "Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством экспериментальной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО"

     Материалы опыта могут быть использованы в различных дошкольных учреждениях,  с детьми разных возрастных групп, при организации образовательной, самостоятельной и совмес...

Разработка системы работы «Формирование коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность»

Данная методическая разработка описывает принцип организации и проведения работы по формированию коммуникативных умений с детьми на основе активизирующего общения с использованием игр и игровых упражн...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛОГО В РАЗВИТИИ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В статье отражаются специфика и особенности организации совместной деятельности детей и взрослого в развитии социального интеллекта детей 6-7 лет....

Отчет по самообразованию "Развитие математических способностей детей младшего дошкольного возраста через игровую деятельность"

Огромную роль в умственном воспитании, в развитии интелекта дошкольников играет математика. Доступной и эффективной формой усвоения математических знаний являются занимательные дидактические игры мате...