Отчет по самообразованию "Развитие математических способностей детей младшего дошкольного возраста через игровую деятельность"
методическая разработка

Кукушкина Светлана Викторовна

Огромную роль в умственном воспитании, в развитии интелекта дошкольников играет математика. Доступной и эффективной формой усвоения математических знаний являются занимательные дидактические игры математического содержания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_po_sam._kukushkina.docx22.2 КБ

Предварительный просмотр:

отчет по самообразованию

Тема: «Развитие математических способностей детей младшего дошкольного возраста через игровую деятельность»

(2023 – 2024 учебный год)

Выполнила: воспитатель, Кукушкина С.В. 

Срок реализации: сентябрь 2023 г. – май 2024 г.

  1. Введение 

       Огромную роль  в умственном воспитании, в развитии интеллекта играет математика.  Благодаря математическим знаниям дети учатся анализировать, сравнивать, синтезировать, выполнять вычислительные операции, логически мыслить, различать геометрические фигуры, называть их признаки, ориентироваться в пространстве.   Доступной   и  эффективной  формой усвоения математических знаний являются  занимательные игры,  задачи с математическим содержанием. Детям дошкольного возраста очень нравится в игровой форме решать задачи-головоломки, задачи – шутки, логические упражнения, задания на составления из геометрических форм, на определение количества предметов. Важно  в проблемно-поисковой ситуации создать положительный настрой, через игровые приемы, сделав задачу доступной для понимания, решения и достижения цели.

     Из всего многообразия занимательного математического материала в дошкольном возрасте наибольшее применение  находят дидактические игры. Основное назначение их - упражнять детей в различении выделении, названии множеств предметов, чисел, геометрических фигур, направлений и т д.  В дидактических играх закрепляются ранее полученные знаний , формируются новые,  дети знакомятся со способами действий. Каждая дидактическая  игра решает конкретную задачу, по совершенствованию математических представлений,  развитию умений, навыков.

 Цель

     Повышение своего педагогического,  теоретического и практического уровня знаний по вопросу формирования элементарных математических представлений через игровые приемы у детей  младшего дошкольного возраста.

Задачи:

  1. Повысить собственный уровень знаний путем самообразования и изучения методической литературы;
  2. Организовать совместную деятельность взрослого с детьми;
  3. Разработать перспективный план работы с детьми;
  4. Создать картотеку дидактических игр математического содержания.

  1. Основная часть

     Особую роль при развитии математических способностей отвожу нестандартным дидактическим средствам. Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд,  игра для них - серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего мира. Игра будет являться средством воспитания, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, воспитатель воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом. Однако если для воспитанника цель - в самой игре, то для взрослого, организующего игру, есть и другая цель - развитие детей, усвоение ими определенных знаний, формирование умений, выработка тех или иных качеств личности. В этом, между прочим, одно из основных противоречий игры как средства воспитания: с одной стороны - отсутствие цели в игре, а с другой - игра есть средство целенаправленного формирования личности. В наибольшей степени это проявляется в так называемых дидактических играх. Характер разрешения этого противоречия и определяет воспитательную ценность игры: если достижение дидактической цели будет осуществлено в игре как деятельности, заключающей цель в самой себе, то воспитательная ее ценность будет наиболее значимой. Если же дидактическая задача решается в игровых действиях, целью которых и для их участников является этой дидактической задачи, то воспитательная ценность игры будет минимальной.

     Игра ценна только в том случае, когда она содействует лучшему пониманию математической сущности вопроса, уточнению и формированию математических знаний учащихся. Дидактические игры и игровые упражнения стимулируют общение, поскольку в процессе проведения этих игр взаимоотношения между детьми, ребенком и родителем, ребенком и педагогом начинают носить более непринуждённый и эмоциональный характер.

     За 2023 – 2024 учебный год реализованы следующие задачи.

  • Повышен собственный уровень знаний путем самообразования и изучения методической литературы.
  • Организована совместная деятельность взрослого с детьми.
  • Пополнен дидактическими играми уголок  «Учимся играя».
  • Пополнена картотека дидактических игр математического содержания.
  • Была проведена работа с родителями  по формированию элементарных математических представлений у детей на основе использования игр.  
  • Воспитание у дошкольника интерес к самому процессу обучения математике.  

     Проведена следующая совместная деятельность взрослого с детьми:

- пополнение уголка «Учимся играя»;

- реализованы такие дидактические игры (Логические блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, «Умный паровозик», Геометрическое лото, игры на ориентировку в пространстве и времени);

- организация дидактических игр математического содержания;

- конкурс «Лучшая дидактическая игра своими руками».

     Проведена следующая работа с родителями:

  • - анкетирование «Математика вокруг нас»;
  • - консультация для родителей «Роль игр с математическим содержанием на развитие мышления, внимания, памяти»;
  • - папка-передвижка «Развиваем математические способности»;
  • - консультация «Математика в детском саду»;
  • - папка-передвижка «Организация математических игр дома».

     Проведена следующая работа с коллегами:

- Презентация для педагогов «Формирование представлений детей младшего дошкольного возраста о геометрических фигурах и форме»;

- консультация «Математические игры для детей младшего дошкольного возраста»;

- мастер-класс для педагогов «Организация математических игр во время режимных моментов»;

- презентация для педагогов «Веселый счет».

Перспективы на следующий год

  1. Продолжить работу по теме: «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через дидактические игры математического содержания» (согласно возрастной группе).
  2. Продолжить работу по разработке новых игр и игровых упражнений по данной теме.
  3. Изучить новинки методической литературы.
  4. В работе с родителями планирую включать анкеты, беседы, посиделки, организации совместных интеллектуальных праздников.
  5. Обновить картотеку дидактических игр для родителей.

  1. Заключение.

     Детям интересно играть в математические игры, они интересны для них, эмоционально захватывают детей. А процесс решения, поиска ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. Работая с детьми, я каждый раз нахожу новые игры, которые разучиваем и играем. Ведь эти игры помогут детям в дальнейшем успешно овладевать основами математики и информатики.

  1. Список литературы.
  1. В.В.Васина, Праздник числа. М., 1991.
  2. Л.В.Воронина, Н.Д. Суворова, Знакомим дошкольников с математикой;
  3. Предметно-развивающая среда детского сада в контексте ФГТ под ред.Н.В.Микляевой. – М.: ТЦ СФЕРА, 2011.;
  4. З.А.Михайлова. Игровые задачи для дошкольников: Кн. для воспитателя дет.сада. – СПб: «Детство-Пресс», 2010.;
  5. Е.А.Носова, Логика и математика для дошкольников;
  6. Журнал «Воспитатель ДОУ» практический журнал. – М.: ТЦ СФЕРА, 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование прочных вычислительных навыков у детей младшего школьного возраста через игровую деятельность на уроках математики

Формирование прочных вычислительных навыков у детей младшего школьного возраста через игровую деятельность на уроках математики Методическая цель: познакомить присутствующих на мастер-клас...

Обобщение опыта "Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста через исследовательскую деятельность"

Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста через исследовательскую деятельность...

Разработка системы работы «Формирование коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность»

Данная методическая разработка описывает принцип организации и проведения работы по формированию коммуникативных умений с детьми на основе активизирующего общения с использованием игр и игровых упражн...

«Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста через исследовательскую деятельность»

Статья о развитии творческих способностях детей младшего школьного возраста через исследовательскую деятельность в урочное и внеурочное время....

Обобщение опыта работы воспитателя по теме самообразования: «Формирование творческих способностей у детей младшего школьного возраста через проектную деятельность»

Актуальность опыта обусловлена тем, что в связи с социально-экономическими изменениями в мире в современном обществе возникла потребность в активных, деятельных людях, способных нестандартно и качеств...