Виртуальное путешествие «Мой отчий край»
классный час (4 класс) по теме

 

Цели и задачи:

  • способствовать формированию у учащихся понимания  значения  выражения малая родина;
  • накапливать знания о родном крае;
  • содействовать развитию познавательных способностей, расширению кругозора и повышению общей культуры учащихся;
  • способствовать воспитанию чувства уважения, гордости, патриотизма, формированию гражданской позиции, любви к своей стране, к  национальным традициям и малой родине, бережного отношения к природе родного края.

Тип мероприятия: Виртуальное путешествие

Учебно-наглядный комплекс: Презентация.

Оборудование: Компьютер.

Методические приемы: рассказ учителя, выступления учеников, беседа по вопросам, виртуальная экскурсия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 4_klass_moy_otchiy_kray.doc68 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Троицкая средняя общеобразовательная школы»

Виртуальное путешествие

«Мой отчий край»

  Классный руководитель:

Ковалева Людмила Федоровна

Класс: 4А

2014 – 2015 уч. год

Цели и задачи:

  • способствовать формированию у учащихся понимания  значения  выражения малая родина;
  • накапливать знания о родном крае;
  • содействовать развитию познавательных способностей, расширению кругозора и повышению общей культуры учащихся;
  • способствовать воспитанию чувства уважения, гордости, патриотизма, формированию гражданской позиции, любви к своей стране, к  национальным традициям и малой родине, бережного отношения к природе родного края.

Тип мероприятия: Виртуальное путешествие

Учебно-наглядный комплекс: Презентация.

Оборудование: Компьютер.

Методические приемы: рассказ учителя, выступления учеников, беседа по вопросам, виртуальная экскурсия.

Ход мероприятия

1.Разминка.

 1. Место, где человек родился.

 2.Страна, в которой мы живем.

 3.Главный город государства.

      4.Столица России.

      5. Глава государства.

2.Релаксация – настрой на восприятие темы.

Сегодня мы поговорим о том, что нам дорого, о том, без чего жить нельзя – о Родине. Задумывались ли вы, ребята, что такое Родина, что значит любить ее? Как называется наша Родина?

Что значит Родина моя?
Ты спросишь. Я отвечу:
- Сначала тропочкой земля
Бежит тебе навстречу.
Потом тебя поманит сад
Душистой веткой каждой.
Потом увидишь стройный ряд
Домов одноэтажных.
Потом пшеничные поля
От края и до края
Всё это родина твоя,
Земля твоя родная.

Да, мы живем в России. Это наша «большая» Родина.

3. Малая родина. Игра «Угадай-ка».

Но у каждого человека есть еще и «малая» родина – родной край, часть общей «большой» Родины – России, то место на земле, где человек родился и вырос, где находятся могилы его предков, где познал он радости и неудачи. Это необозримая ширь полей и степей необъятный простор. Это руки матери и душистый хлеб на столе. Узнаете ли вы родные места? (слайды)

1 ученик: «О Родине»

 Что Родиной моей зовется?

 Себе я задаю вопрос.

 Река, что за домами вьется,

 Иль куст кудрявых красных роз?

 Вон та осенняя березка?

 Или весенняя капель?

 А может радуги полоска?

 Или морозный зимний день?

 Все то, что с детства рядом было?

 Но это станет все пустяк

 Без маминой заботы милой,

 И без друзей мне все не так.

 Так вот что Родиной зовется!

 Чтоб были рядышком всегда

 Все, кто поддержит, улыбнется,

 Кому нужна и я сама!

2 ученик: «Родина»

 Родина слово большое, большое!

 Пусть не бывает на свете чудес,

 Если сказать это слово с душою,

 Глубже морей оно, выше небес!

 В нем умещается ровно полмира:

 Мама и папа, соседи, друзья.

 Город родимый, родная квартира,

 Бабушка, школа, котенок … и я.

 Зайчик солнечный в ладошке,

 Куст сирени за окошком

 И на щечке родинка –

 Это тоже Родина.

3 ученик: В. Степанов «Что мы Родиной зовём?»

 Дом, где мы с тобой живём,

 И берёзки, вдоль которых

 Рядом с папой мы идём.

 Что мы Родиной зовём?

 Поле с тонким колоском,

 Наши праздники и песни,

 Тёплый вечер за окном.

 Что мы Родиной зовём?

 Всё, что в сердце бережём,

 И под небом синим-синим

 Флаг России над Кремлём.

4 ученик: З. Александрова «РОДИНА»

Если скажут слово «родина»,

Сразу в памяти встаёт

Старый дом, в саду смородина,

Толстый тополь у ворот.

В лужах первые кораблики,

Где недавно был каток,

И большой соседней фабрики

Громкий радостный гудок.

Или степь, от маков красная,

Золотая целина…

Родина бывает разная,

Но у всех она одна!

  • Послушайте притчу.

Однажды в одном купе ехали три женщины и один мужчина. За окном простирались бесконечные песчаные барханы. Пораженные скудным пейзажем за окном, женщины то и дело восклицали:

— Какие страшные места!

— Как здесь могут жить люди?

— Неужели им здесь нравится?

Вот поезд подъехал к крохотной станции, за которой виднелись лишь несколько чахлых деревьев, верблюд, а вдали — глиняная мазаная кибитка. Мужчина начал собирать вещи.

— Вы здесь выходите? — удивились женщины.

— Да, выхожу, — ответил он и с чувством добавил: — Это — моя Родина!

- Как вы думаете, почему люди могут воспринимать одно и то же место по-разному?

- Как вы думаете, почему мужчина из притчи о нескольких чахлых деревьях, верблюде да глиняной мазаной кибитке говорил с гордостью? (Потому что он там родился. Это -  его Родина).

  • Недавно мне рассказали один случай.

Как-то певица Марийской филармонии поехала с концертом на Дальний Восток. В ее репертуаре была всего одна песня на марийском языке «Канде шинча» («Голубые глаза»), которую она спела на концерте. После выступления к ней подошел мужчина и попросил ее поговорить с ним на марийском языке. Она долго рассказывала о своём крае, а он слушал, и по его щекам текли слезы.

- Как вы думаете, ребята, почему он плакал? (Он уехал с малой Родины).

Ребята, а где ваша «малая» Родина? Верно, поселок, в котором мы живём.

4.Виртуальная экскурсия. (слайды)

  • Посёлок Троицкий Губкинского района.

На карте Белгородской области поселок Троицкий появился только в 1972 году. Свое название он получил «в наследство» от маленького хутора, который влился в новое селение и на территории которого до революции находился Троицкий храм. Сегодня в поселке — 6,5 тысяч жителей.

  • МБОУ «Троицкая СОШ»
  • Дом культуры п. Троицкий Площадь перед дворцом культуры в посёлке Троицкий Губкинского района. Центр п. Троицкий.
  • Улица Центральная в посёлке Троицкий. Вид от дома №1 на ул. Центральной в сторону дворца культуры.
  • Свято-Троицкий храм.

 Последние несколько лет люди не один раз обращались с просьбой построить им храм. Приходу вначале была выделена комната в библиотеке, затем передан небольшой дом.

Новый храм, общая площадь которого 200 квадратных метров, был возведен всего за 5 месяцев и освящен 22 сентября 2002 года архиепископом Белгородским и Старооскольским Иоанном.  Наши дети имеют возможность видеть красоту куполов, слышать колокольный звон. В храме ведутся литургии, ритуалы крещения и венчания, отпевания. Некоторые дети нашего детского сада посещают воскресную школу при храме.

  • Памятник жителям х. Красный.
  • Мемориальная табличка в память о расстрелянных в Великую Отечественную земляках появилась на окраине посёлка Троицкого – на месте, где раньше был хутор Калиновка. Скромная табличка прикреплена к старому дубу. На ней высечены имена 13 селян – стариков, женщин и детей.
  • Скульптура свинарки в посёлке Троицкий

Скульптура, установленная при въёзде в посёлок Троицкий в честь работников свиноводства. Губкинский район Белгородской области.

         Центральная районная детская библиотека.

5. Итоги.  Рефлексия «Продолжи фразу».

Малая родина – это (место, где человек родился, живет, учится, работает)

Россия – это (страна, в которой мы живем)

Столица – это (главный город государства)

Москва – это (столица России)

П. Троицкий – (это моя малая родина)

Приложение:  Работы учащихся

Какое интересное название поселка - Троицкий. Скажите, пожалуйста, откуда такое название?

Название нашего поселка необычное. Это название пошло от древней деревянной церкви, которая была построена в селе Теплый Колодезь. Она называлась Троице – Сергиевско - Михайловская.

Давным-давно из города Старый Оскол в город Курск проходила дорога, по ней ездили на лошадях. Дорога была длинная, утомительная. Людям надо было делать остановки, чтобы покормить, напоить лошадей. Постепенно люди уходили из села и селились вдоль дороги. Так как они были прихожанами той церкви, то свое поселение назвали хутор Троицкий.

Троицкие хуторяне устраивали постоянные дворы, торговали сеном, чаем. Многие проезжие люди оставались в хуторе и постепенно он расширялся.

Скажите, пожалуйста, с чем было связано образование вашего поселка?

30 октября 1969 года была объявлена областная комсомольская молодежная стройка свиноводческого промышленного комплекса.

Стройка шла днем и ночью. И в 1970 году был построен комплекс на 104 тыс. свиней. Главная профессия - оператор по уходу за животными: он кормит, поит, ухаживает за ними.

Чтобы кормить свиней, нужен корм. Поэтому около комплекса построен завод концкормов, где вырабатывают комбикорм.

Вместе со свинокомплексом строился и поселок Троицкий. Первыми были построены 5 домов. В них не только проживали, но и временно размещались магазины, поликлиника. А школа и детский сад №1 находились в бараках - одноэтажные длинные дома.

На площади поселка расположено главное здание - администрация. Глава администрации поселка - Замараев A.M.

 У нас очень красиво, отремонтирована и расширена школа, в ней много классов и кабинетов. Открылась новая школа искусств. Дети нашего детского сада обучаются в ней музыке, пению и танцам.

На площади поселка расположен Дом культуры. Многие дети детского сада занимаются в кружках хореографии, спортивных секциях, смотрят мультфильмы, выступают с концертными программами

Еще на площади находится торговый центр. В нем много разных продуктов.

В поселке есть библиотека. Это книжкин дом. В ней много интересных, красивых книг. Мы часто ходим в библиотеку на экскурсию, принимаем участие в конкурсах, книжной неделе.

Ведущий: Еще наши дети принимают участие в конкурсах «На лучшего чтеца». Коля расскажет стихотворение о Родине.

 Если скажут слово «родина»,

 Сразу в памяти встаёт:

 Старый дом, в саду смородина,

 Толстый тополь у ворот.

 Или степь, от маков красная,

 Золотая целина.

 Родина бывает разная,

 Но у всех она одна!

Рядом с ДК стоит здание почты. Почта - это отделение связи. Она связывает города, села и страны. Письмо «путешественник» имеет билет - марку. Адресат получает его.

В поселке построена новая больница и трехэтажная поликлиника. Наша поликлиника светлая, большая, с новым оборудованием. Там работают врачи - специалисты: педиатры, терапевты, стоматологи, невропатолог. Они заботятся о нашем здоровье.

В нашем поселке 3 аптеки. В них много разных лекарств. Люди покупают лекарства и лечатся.

А чтобы быть здоровым и не болеть, не обязательно пить лекарство. Лучшее лекарство - это спорт. Наши дети любят заниматься физкультурой и поэтому редко болеют.

В 1982 г. был поставлен памятник жителям х. Красный (п. Троицкий, погибшим в годы войны. На нем изображен старик, который раненый упал на землю, опираясь на левую руку, а правую поднял вверх, защищая женщину с ребенком. В день Победы мы совершаем экскурсию к памятнику. Рассказываем стихи, поем песни о дне Победы, возлагаем цветы жертвам фашизма.

4 июля 1942 года на хуторе Калиновка фашисты расстреляли 13 мирных жителей, семеро из них – дети. В память об исчезнувшем хуторе школьники с учителями и библиотекарями посадили на месте расстрела кусты калины. Сотрудники поселковой администрации укрепили мемориальную табличку. В будущем на этом месте селяне надеются установить памятник.

Почтить память земляков пришли многие. Приехала на церемонию открытия памятной таблички и семья Веры Степановой (Травкиной). Женщина родилась через пять лет после трагедии, но, пожалуй, для неё как ни для кого другого памятно это место. Из 13 убитых селян пятеро были её ближайшими родственниками: старший, 12-летний брат Ваня, 10-летний Боря, четырёхлетняя сестра Рая, годовалый Женя и бабушка Ульяна Прохоровна.

В тот день фашисты расстреливали и мать Веры Степановой, Наталью Травкину, но женщина осталась в живых. Она пыталась спасти хоть кого-нибудь из своих детей и всеми силами прижала к груди младшего Женю. Так получилось, что он принял на себя основной удар. Через руки матери, которыми она прижимала малыша, прошли пули и остановились в теле ребёнка. Сама Наталья Травкина получили 12 ранений. Односельчанки выходили её и, самое главное, нашли такие слова, которые смогли убедить женщину продолжить жить.

Наталья Константиновна поступила на службу в армию. Вместе с войсками она оказалась в Латвии, где произошло чудо – она встретилась со своим мужем, о судьбе которого с начала войны было мало что известно. После войны супруги вернулись на родину, в 1947-м родилась дочь, которой дали прекрасное имя Вера.

Мы очень любим наш поселок Троицкий – нашу малую Родину.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Виртуальное путешествие в зоопарк

В осеннию погоду когда за окном идет дождь, мы совершили виртуальное путешествие в Московский зоопарк. Ребята нарисовали животных которые  им понравились....

Презентация виртуального путешествия "Город Лысьва"

Презентация для проведения классного часа по теме "Моя малая Родина"....

Мой отчий край

Презентация к  разработке экскурсии "Мой отчий край - святая земля Яковлевская"...

ВИРТУАЛЬНАЯ ЭКСКУРСИЯ "рЕКИ кРАСНОДАРСКОГО КРАЯ"

МАТЕРИАЛ ИСПОЛЬЗУЕТСЯ НА УРОКАХ КУБАНОВЕДЕНИЯ...

Мой отчий край- Долина Баргузина

Классный час , посвящён достопримечательностям Баргузинской Долины....

Баргузинский район – наш отчий край

Пояснительная записка к интерактивной игре "Счастливый случай"...

Программа внеурочной деятельности "Люби и знай свой отчий край"

Задачи программы: Предметные:формировать у младших школьников представления об историческом прошлом и настоящем родного города (села), края; о личностях, оставивших заметный след в истории; о вкл...