Внеклассное мероприятие "Здравствуй. Масленица!"
проект (2 класс) на тему

Данное мероприятие рекомендовано для учащихся 2-4 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kopiya_maslenitsa._sam_r_4.doc91 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие  «Здравствуй, Масленица!»

для учащихся 2 – 4  классов

Автор-составитель:

Головкина Татьяна Владимировна,

учитель начальных классов;

Шведова Елена Эдуардовна,

учитель музыки

Цель:

-   Способствовать вхождению учащихся  в традиционную культуру своего народа.

-   Возрождать познавательный интерес к русским   обрядам  и обычаям, формировать   бережное  к  ним отношение.  

Задачи:

  • Познакомить с историей возникновения  праздника, традициями, обрядами празднования  Масленицы.
  • Воспитывать  чувства уважения и любви к  Родине, родному краю   через приобщение к истокам русской культуры, её духовно-нравственным ценностям.
  • Создавать условия для эстетического восприятия красоты народного праздника Масленица как одного из явлений праздничной культуры.
  • Способствовать  развитию индивидуальных  творческих способностей каждого ученика  через его  собственную художественную деятельность в различных областях народного фольклора.

Оборудование:

-  чучело  Масленицы или плакат с  ее изображением;

-  музыкальное оформление праздника: народные мелодии;

-  ударные инструменты орф-оркестра;

-  предметы для  сервировки стола: блины, конфеты, варенье, мед, пироги, самовар, салфетки, чашечки для чая;

 Подготовительная работа:  учащиеся готовят книжки-малышки с народными приметами;  выставку  рисунков,  находят и красиво оформляют  загадки,  стихи,  пословицы, поговорками, прибаутки  о Масленице, блинах; готовят элементы  русского народного костюма.

Используемые  технологии: 

  • Игровые  технологии
  • Технология личностно-ориентированного обучения  
  • Технологии  группового обучения
  • Технология  инструментального музицирования  и пластического  интонирования
  • Здоровьесберегающие технологии
  • ИКТ  (презентация)   

Ход праздника

Выходят двое учащихся в костюмах  скоморохов, приглашают   ребят и гостей  на праздник.

Учащиеся в народных костюмах  входят в класс. Они  исполняют русскую  народную  мелодию «Калинка» на инструментах орф-оркестра.

Дети, разделившись на две команды, рассаживаются на места.

Ведущий 1:   Вот и наступило время перемен  в природе. С этими изменениями  связано много  народных  примет, обрядов и традиций. (Слайд 3) 

Масленица – древний славянский праздник.  Это  веселые проводы зимы, озаренные радостным  ожиданием  весеннего обновления природы  накануне пахотных работ. Проходили века, менялась жизнь.  С принятием христианства на  Руси  появились новые церковные праздники, но широкая Масленица продолжала жить.

Скоморохи:  1.   Он корнями уходит в века,

Силу, удаль людей умножая,
Праздник памятный издалека,
Открывающий путь к урожаю.

       2.   Праздник мира и поля, и трав,

Праздник душ человечьих свободных,
Праздник Масленичных забав,
Всяких игр да игрищ народных.

Ведущий 2: Со временем Масленица утратила мистический смысл и превратилась в массовое народное гуляние, посвященное проводам зимы. Ее встречают и провожают с той же неудержимой удалью, что и в языческие  времена.

Ведущий 1:   Приехала Масленица, приехала сырная,

          Разгульная, а не смирная!

Ведущий 2:   Прощайся народ с тоской!

           Праздник общий, мирской!

Ведущий 1:   И всё-таки самый важный

          Праздник семейный, домашний.

 Ведущий 2: Ведётся порядком строгим давно

          Не нами, а умными заведено.  

Задание 1. (Слайд 4)

Прочитайте выразительно  стихотворение  о празднике.  Передайте эмоциональное состояние этих  строк.

1 команда:

Этот праздник к нам идет
Раннею весною,
Сколько радостей несет
Он всегда с собою!

Ледяные горы ждут,
И снежок сверкает,
Санки с горок вниз бегут,
Смех не умолкает.
         

 2 команда:
Дома аромат блинов
Праздничный чудесный.
На блины друзей зовем,
Будем есть их вместе.

Шумно, весело пройдет
Сырная Седмица,
А за ней - Великий пост,
Время, чтоб молиться.

Задание 2. (Слайд 5 - 6)

Назови  народные приметы к этому дню.

Защита  подготовленных  книжек-малюток.

Музыкальная  минутка.  Дети  образуют хоровод и исполняют песню  с движениями «Перед весной», редакция  П.Чайковского.

Ведущий 1:   Каждый день Масленичной недели имел свое название и свои забавы. Давайте  вспомним  народные традиции и обряды. (Слайд 7).Читаем хором названия дней.

Ведущий 2:   Понедельник –  день встречи.  Ребятишки накануне  сооружали снежные горы, произнося   скороговоркой следующее приветствие:

«Душа ли ты, моя Масленица!

 Приезжай ко мне в гости на широкий двор

 На горах покататься, в блинах наваляться,

 Сердцем потешиться, умом повеселиться,

 Речью  насладиться!»

В домах  делали чучело Масленицы  из соломы, одевали его в девичий наряд, наряжали, сажали на санки  и везли  на горку.  Дети  встречали её  песнями,  катали  с горок и кричали: «Приехала Масленица!». Это тоже своеобразное колдовство: чем выше гора — тем выше рожь и пшеница, чем дольше прокатишься с горы — тем длиннее лен. Поэтому на горах катались самые лучшие мастерицы и  мастера.

Вносится  чучело Масленицы или  открывается изображение на доске.

Скоморохи:   1.   Здравствуй, Масленица годовая, наша гостьюшка дорогая!

Приезжай на конях вороных, на саночках расписных,

Чтоб слуги были молодые, нам подарки везли дорогие,

И блины, и калачи, к нам в окошко их мечи!

                    2. Масленица на двор выезжает!

 Широкая на двор выезжает!

 А вы, люди, Масленицу да встречайте!

Да к себе-то Масленицу зазывайте!

Вместе:         Подайте  широкой Масленице!

Задание 3. От каждой команды выбирается один участник. Он должен, пользуясь текстом карточки, поприветствовать  чучело Масленицы.
Карточка N°1
Душа ль ты моя Масленица, перепельные косточки, бумажное твое тельце, сахарные твои уста, сладкая твоя речь!
Карточка №2
Моя Масленица, красная краса, русая коса, тридцати братов сестра, сорока бабушек внучка, ты ж моя перепелочка!

Ведущий 1:  В этот день  те, кто богаче, начинали печь блины.

Первый блин никогда не съедали, а клали на окошко – «для родителей». Часто его отдавали нищим  на помин всех усопших.  (Слайд 9).

Ведущий 2:   Вам, ребята, было задано  домашнее задание: приготовить традиционное масленичное лакомство – блины.

Задание 4. Представители команд должны  представить  блины и сервировать стол, соблюдая традиции.

Ведущий 1:   Вторник – заигрыш.  (Слайд 10).

Дети и взрослые,  как и в святки,  ходили от дома к дому,   поздравляли  с наступлением Масленицы и выпрашивали блины.

Тин-тинка, подай блинка,

Оладышка-прибавышка, масляный кусок!

Тетушки, не скупися, масляным кусочком поделися!

Ведущий 2:   Если хозяйка  угощала, и  не скупилась, ей желали:

        Дай тебе Бог на поле прирост,

 Коровы дойны, сметаны толсты,

Сметану-то снимают,

Ложки ломают,

За окошко бросают,

Наши ребята все подбирают!

 Вместе:           С праздником!

Если хозяйка подавала мало, ребята убегали со словами:

Паршивые блины

По аршину длины!

Ведущий 1:  Этот день посвящался молодожёнам. Неделю – две назад в деревнях игрались свадьбы. Теперь эти молодые семьи приглашались кататься с горы. Все семейные пары, у которых недавно вся деревня была на свадьбе, должны были скатиться с горы, при этом призывая родных и знакомых: «У нас де горы готовы и блины испечены – просим жаловать».

 Ведущий 2:   В старину  в этот день не только гуляли, но и гадали. В эти дни молодые люди  высматривали себе невест, а девушки украдкой смотрели на суженых. После весёлых игр парни и девушки собирались за общим столом.

Задание 4. От каждой команды приглашается мальчик и девочка. Они садятся на стулья, стоящие  на расстоянии  друг от друга. Одновременно произносят  слова:

        Скучно, скучно так сидеть,

        Друг на друга все глядеть.

        Не  пора ли пробежаться

        И местами поменяться?

        После  этого дети  бегут  и занимают стул  другого игрока. Победителем считается тот, кто быстрее займет стул противника.        

Ведущий 1:  Среда - лакомка.  (Слайд 11)

С этого дня родственники навещали друг друга семьями, ходили в гости с детьми, лакомились блинами и другими масленичными яствами. Главное угощение - блины -  круглые, горячие.  Они представляли собой как бы миниатюрные изображения солнца. К тому же настоящие русские блины имели красный цвет. Пекли блины из гречневой или пшеничной муки. "Блин — символ солнца, красных дней, хороших урожаев, крепких браков и здоровых детей", — писал А. Куприн. К блинам подавались сметана, варенье, сливочное масло, мед, икра, яйца.

 Ведущий 2:    Прямо на улице открывались многочисленные палатки, где продавались горячие блинчики, сбитни (напитки из воды, мёда и пряностей), калёные орехи, медовые пряники. В этот день зять (муж дочери) приходил к «тёще на блины».

Скоморохи:        Ой, ты Лакомка - среда!
Масляна сковорода!
Повелось со старины,
Едем к тёще на блины!

Музыкальная минутка.  Дети исполняют русскую народную  песню  «Ой, блины, блины» в сопровождении  ансамбля элементарного музицирования.

Задание 5. Вспомните  поговорки, пословицы, прибаутки со словами "блин" и "Масленица".   Задание готовится заранее и может быть представлено в виде выставки работ учащихся: рисунков, иллюстрирующих пословицу или поговорку, аппликаций, других работ.

Блин хорош не один.

Блин не клин, брюхо не расколет!

Первый блин – комом.

Блины брюхо не портят.
Не все коту масленица, а бывает и пост.
Хочет, чтобы сорок лет была Масленица.
Не житье-бытье, а Масленица.
Масленица идет, блин да мед несет.
Блинцы, блинчики, блины, как колеса у Весны.
На горах покататься, в блинах поваляться.
Масленица - объедуха, деньгам - приберуха.

Прибаутка:         У кумы была сестрица

Печь блины-то мастерица.
Напекла их кучек шесть,
Семерым их не поесть.
А сели четверо за стол,
Дали душеньке простор,
Друг на друга поглядели
И... блины-то все поели!

Ведущий 1:  Четверг – широкий,  разгуляй-четверток. (Слайд 12)

В этот день было  больше всего  развлечений. Устраивали конские бега, кулачные бои и борьбу, взятие специально построенных снежных крепостей, катание на горках, весёлые карнавалы.  Продолжали  кататься на конях по деревне. Съезжали с гор  на санях, лыжах. Ряженые веселили народ. Все угощались  блинами. Гуляли с утра до вечера, плясали, водили хороводы. 

 Ведущий 2:   Любит Масленица, чтобы в ее честь песни пели величальные да хороводы водили. Ведь когда хоровод водят, в круг становятся, а круг – тоже символ солнышка.

Задание  6.  Исполните  масленичную  песню  «А мы масленицу дожидаем…». Подберите инструменты для ритмического аккомпанемента, придумайте танцевальные движения в народном стиле.

Ведущий 2:  На Масленицу была чрезвычайно популярна Петрушечная комедия.

(Слайд 13)  Обычно представление начиналось с того, что из-за ширмы раздавался хохот или песня и вслед за этим появлялся Петрушка. Одет он бывал в красную рубашку, плисовые штаны, заправленные в щегольские сапожки и колпак на голове. Непременной деталью его внешнего вида был длинный горбатый нос.

        Бывало, что одновременно выступали сразу несколько петрушечников, показывающих свою нехитрую комедию несколько раз в день.

Задание  7.  Мы сейчас немного поиграем, в народных артистов-шутников обратимся. Кто, ребята, хочет показать свой драматический талант? Выходят 2 ученика.
Выразительно  исполни народные прибаутки.

Карточка №1
Николай! Николай!
Сиди дома, не гуляй,
В балалаечку играй.
Карточка №2
Андрей-воробей,
Не гоняй голубей,
Гоняй галочек
Из-под палочек.

Скоморохи: 

  1. Мы предлагаем вам  русскую народную  игру - "Петушки".

Был у меня петух.

Бежал во весь дух,

До масличной недели,

Чтоб не съели!

  1.   А у меня на улице с петухом дерутся две курицы.
  1.  А две девицы – красавицы смотрят и смеются:

Ха-ха-ха! Как нам жалко петуха!

     2.    У нас сейчас петушиные бои!

Народная  игра  « Петушки». На площадке чертят круг. В кругу стоят двое играющих. Каждый из играющих встает на одну ногу, другую ногу сгибает в колене и поддерживает ее за пятку одной рукой. Задача играющих - вытолкнуть противника из круга, не используя при этом руки и стоя на одно ноге. (Толкают друг друга плечами.)

Ведущий 1:   Пятница – тёщины вечерки. (Слайд 14)

Если в среду зятья ходили к тёщам, то теперь – наоборот: в гости должны приходить тёщи. Зять должен сам угостить тёщу и тестя блинами. Тёща же, приглашённая зятем,  присылала зятю всё, из чего пекут и на чём пекут блины: кадушку для теста, сковороды, а тесть мешок муки и масло. Эта встреча символизировала оказание чести семье жены.

 Ведущий 2:   А девушки в полдень  выносили блины в миске на голове и шли к горке. Тот парень, которому девушка понравилась,  торопился отведать блинка, чтобы узнать: хорошая ли хозяйка из неё выйдет.

 – А в субботу не безделки – золовкины посиделки!

– Красны девицы, вставайте, дорогих гостей встречайте!

Народная игра «Бояре, а мы к вам пришли…»

Народная игра  «Колечко»

Ведущий 1:   Суббота – золовкины посиделки. (Слайд 15)

В  субботу, золовка – сестра мужа,  приглашала родных мужа к себе в гости. Если золовка была незамужняя, тогда она созывала и своих незамужних подруг. Если же наоборот, то приглашалась лишь замужняя родня.

Ведущий 2:  Когда молодежь собиралась вечером  "на посиделки" — там царило веселье, и обязательно загадывались загадки.

Задание  8. А давайте, ребята, продолжим масленичную традицию и посоревнуемся в отгадывании загадок.

ЗАГАДКИ

1. Скатерть бела, весь свет одела.    (Снег)

2. Чист и ясен, как алмаз, а дорог не бывает.  (Лед)

3.  Без рук рисует, без  зубов кусается.  (Мороз)

4. Что вверх корнем растет?  (Сосулька)

5. Черный, проворный, кричит «крак» - червям враг.  (Грач)

6. Что на сковородку наливают,  да вчетверо  сгибают. (Блины)

7.  Рассыпала Лукерья серебряные  перья, закрутила, замела, стала улица бела.  (Метель)

8.  По голубому блюду  золотое яблочко катится.  (Солнце)

9.  Не живое, а дышит. (Тесто)

10. Дам поесть – ворчит, ничего  не дам – молчит. (Сковорода)

11. Белая, степенная тепла боится. Пока Масленицу не сожжешь, никуда не уйдёт. (Зима)

12.Идёт после Масленицы: часового не имеет, а называет себя… (Пост)

Музыкальная минутка.  Вокальная группа исполняет  частушки в сопровождении ансамбля элементарного музицирования.

 Ведущий 1:   Воскресенье – прощённый день. (Слайд 16)

Это последний день Масленицы. В народе его называют – прощёное воскресенье, целовальник.  В воскресенье все вспоминали, что в понедельник наступит Великий Пост. В последний день Масленицы принято просить прощения у всех родных и знакомых, на что отвечают: «Бог простит!» В этот день прощают  все обиды и оскорбления. В этот день поминают умерших, ходят на кладбище, там оставляют блины. (Слайд 17)  

Скоморохи:

  1. Приходите в Воскресенье –
    Будем мы просить прощенья,
    Чтоб с души грехи все снять,
    С чистым сердцем Пост встречать!
  2. Скрепим дружбу поцелуем,
    Хоть и так мы не воюем.
    Ведь на Масленицу нужно
    Укреплять любовь и дружбу!

Ведущий 2: В последний день  прощались с  Масленицей.  (Слайд 18)  

 Ее усаживали на передние сани санного поезда, который разъезжал по всем улицам. Впереди и  вокруг него пели, играли и плясали скоморохи и колоброды. Вечером, после  гуляний и забав, выходил народ из своих дворов. Буйное веселье заканчивалось сжиганием самой Масленицы,  как символа Зимы, под исполнение песен и хороводов. Пепел разбрасывали по полю, чтобы в следующий год собрать  богатый урожай.

Музыкальная минутка.

Скоморохи:                   Уж ты пташечка, ты залетная!

                                        Ты слетай за сине море,

                                        Ты возьми ключи весенние,

                      Замкни  зиму, отомкни лето!

 Дети образуют хоровод и исполняют  народную песню с движением   «Ой, бежит ручьем вода…». (Слайд 19)  

Задание 9. Попрощаемся  дружно с Масленицей. (Слайд 20)  

Дети читают стихотворение по четверостишиям.

Подведение итогов. 

Ответьте на вопросы, предложенные в презентации  (Слайды 21 - 24)

  1.  Основная обрядовая еда
  2. Главные потехи и обряды  праздника
  3. Главный образ праздника
  4. Когда празднуют Масленицу?
  5. Назови дни Масляничной  недели.
  6. Какие народные игры  вы узнали?

  Рефлексия

  • Что понравилось на празднике? 
  • Какую команду вы хотели бы особо отметить и почему? (отвечают дети и родители)
  • Какие традиции и обычаи  соблюдаются в вашей семье? 
  • Кто для вас был помощником в подготовке к празднику? За что мы можем поблагодарить родителей?
  • Какие трудности испытали при  подготовке?

 Праздник заканчивается совместным чаепитием, вручением сувенирам и призов участникам мероприятии, . благодарностью родителей  за  оказанную помощь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий внеклассного мероприятия "Масленица"

Умели русские люди работать, умели и отдыхать. Следуя принципу: «Делу – время, потехе – час», крестьяне отдыхали в основном в праздничные дни. Что такое праздник? Русское слово «праздник» происходит о...

Внеклассное мероприятие "Масленица"

Нет, такого праздника в России, который проходил бы так бурно и весело, как Масленица!...

Внеклассное мероприятие "Масленица"

Цель:   познакомить детей с эпизодами народных масленичных гуляний, воспроизвести некоторые обрядовые моменты праздника; развивать у детей познавательный интерес; приобщать к прекрасному; во...

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Масленица"

Это внеклассное  мероприятие  было  проведено с  целью  знакомства  младших  школьников с  праздниками, обрядами и  обычаями на  Руси....

внеклассное мероприятие "Масленица"

сценарий внеклассного мероприятия...

Внеклассное мероприятие "Масленица" Инсценировка сказки. "Сказка о том, как мы женили Ивана".

Конспект внеклассного мероприятия "Масленица" Инсценировка сказки. "Сказка о том, как мы женили Ивана"....