История моего города
проект (1 класс) на тему

Андреева Людмила Эйновна

Работа над пректом "История моего города"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_nad_proektom.docx27.96 КБ
Файл etapy_vypolneniya_proekta_s_uud_plan-_matritsa.docx24.24 КБ

Предварительный просмотр:

Введение

Одной из основных задач воспитания, стоящих на современном этапе, является воспитание у детей любви к Родине, родному краю. Представление о Родине начинается у детей с картинки, слышимой ребенком музыки, окружающей его природы, жизни знакомых улиц. Год от года оно расширяется, обогащается, совершенствуется.

Одним из ведущих факторов формирования исторического и патриотического сознания детей является их ознакомление с историей родного края. Чем полнее, глубже, содержательнее будут знания детей о родном крае и его лучших людях, тем более действенными окажутся они в воспитании любви к нашей Родине. Важно также выделить все лучшее и передовое в историческом прошлом края и использовать эти знания при анализе сегодняшних реалий. В каждом городе есть свои особенности исторического развития, составляющие тот феномен, который формирует в каждом человеке интерес и привязанность к родному краю, его патриотические чувства.

Академик Д.С. Лихачев говорил: «Если человек не любит, хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саду, который они возделывали, вещах, которые им принадлежали, - значит, он не любит их. Если человек не любит старые улицы, пусть даже и плохонькие, - значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, - он, как правило, равнодушен к своей стране».

МОУ «Сланцевская СОШ № 3»

Участие в школьном  проекте «Портрет моего города»

Организация проектной деятельности младших школьников на примере мини-проекта «История моего города»

Паспорт проекта.

Название проекта

«История моего города»

Руководитель

Андреева Людмила Эйновна

Консультанты

Кузнецова Татьяна  Кузьминична – зам. директора по УВР

Возраст проектной группы

3 класс, 9 лет

Продолжительность проекта

Мини- проект

Типология проекта

Внутришкольный, информационно-поисковый, творческий

Учебный предмет, в рамках которого проводится работа

Внеклассная работа

Учебные дисциплины, близкие к теме проекта

Окружающий мир, литературное чтение, искусство

Актуальность

Актуальность проекта определяется тем, что новой государственной идеологией, новым стержнем воспитательной работы школы должен стать российский патриотизм.

Основой патриотического воспитания младших школьников является познание родного края, сбор, изучение краеведческого материала и использование его.

Изучение родного края есть не что иное, как важное средство связи школы с жизнью.

Постижение красоты, культуры должно начинаться с воспитания любви и бережного отношения к малой Родине.

Особое внимание в формировании личности должно быть обращено на воспитание патриотического отношения к родному краю, его природным богатствам.

Цели проекта

  • вовлечение каждого учащегося в активный познавательный процесс;
  • развитие рефлексивных умений при работе над проектом;
  • развитие навыков самостоятельной деятельности и поисковых умений;
  • развитие творческого мышления;
  • развитие умений и навыков работы в сотрудничестве, воспитание личной ответственности за выполнение коллективной работы;
  • воспитание презентационных умений и навыков.

Задачи проекта

  • учить добывать и обрабатывать добытую информацию;
  • формировать ответственное отношение к окружающим людям, к природе;
  • учить осознавать себя гражданином соей страны.

Проблема

Проблема патриотического воспитания обусловлена следующими противоречиями:

  • Между стремлением педагогов осуществлять патриотическое воспитание и малым количеством методических разработок на эту тему
  • Между стремлением педагогов формировать патриотическое сознание младших школьников и наличием отрицательных тенденций, сложившихся в обществе

Планируемый результат

Способность к самоопределению, целеполаганию

Осознание ценности приобретаемых знаний, проектно-исследовательских умений; развития личностных качеств, формируемых в процессе совместной творческой деятельности

Поисковые умения

  • Научиться формулировать проблему, самостоятельно или под руководством учителя – координатора генерировать идеи и выбирать способ действия для достижения желаемого результата, пользуясь знаниями различных предметных областей:
  • выработанные правила поведения во время групповой работы

Самостоятельно находить и отбирать недостающую информацию, используя, в том числе Интернет, или запрашивать необходимую информацию у консультанта проекта

Коммуникативные умения

Учиться взаимодействовать с учителем – руководителем, сотрудником музея, библиотекарем, родителями, вступать в диалог, задавая вопросы, объясняя свою точку зрения;

Рефлексивные умения

Учиться осмысливать проблему, для решения которой недостаточно знаний; осуществлять анализ своей и коллективной деятельности, фиксировать ее промежуточные результаты, отмечать успешность решения проблемы на основе выработанных критериев

Организационные умения

Объединяться в процессе совместной деятельности, распределять обязанности для каждого участника проекта и объективно оценивать вклад каждого в дело достижения общего результата

Презентационные умения

Лаконично и информационно-ценностно представлять ход работы и полученный результат

Этапы проекта.

1. Организационный.

    На этом этапе знакомились со спецификой проектной деятельности, видами проектов, определили тему работы, количество групп, сроки выполнения проекта.

2. Подготовительный.

    Внутри класса разделились  на 3  группы. Группы создавались с учетом, того, чем конкретно хочет заниматься в проекте каждый. На этом этапе был выработан план деятельности по разработке и выполнению проекта.

3. Реализация проекта.

   На этом этапе дети собирали информацию, обрабатывали ее и анализировали. Первая группа собирала материал по теме: «История возникновения города Сланцы», ответственная Кротовская Екатерина. Вторая группа «Город в годы Великой отечественной войны», ответственная Кухарева Дарья. Третья группа «Послевоенные годы. Современный город», ответственная Гусейнханова Офелия. Ученики посетили краеведческий музей, посетили районную библиотеку, готовили сообщения. Учитель наблюдал, консультировал, советовал, помогал. Родители оказывали помощь в планировании работы, содействовали в поиске информации.

4. Оформление результатов.

    Оценивали выполнение проекта, достижение поставленных целей, достигнутых результатов, анализировали свои ошибки, делали выводы. Дети делились друг с другом, насколько интересно им было работать над проектом, какие трудности они испытывали в процессе работы, оценивали степень включения в работу себя и своих родителей.

5. Защита проекта.

    Ребята защищали проект. Все участники проекта обсуждали выступления, обменивались мнениями. Материалы проекта было решено использовать в игре по станциям «Знай и люби свой город» для 1-2 классов, а также при подготовке к муниципальной игре «Край родной, ты мой любимый».

Рабочее планирование проекта.

1. Знакомство  с темой проекта «История моего города»

2. Распределение по группам.

     Первая группа собирала материал по теме: «История возникновения города Сланцы», ответственная Кротовская Екатерина. Вторая группа «Город в годы Великой отечественной войны», ответственная Кухарева Дарья. Третья группа «Послевоенные годы. Современный город», ответственная Гусейнханова Офелия.

   Определить правила работы в группе:

  •  В группе нужно слушать и слышать друг друга
  • Нельзя перебивать говорящего
  • Нельзя критиковать выступающего
  • Надо находить позитив в высказываниях своих товарищей
  •  Выступая, следует действительно предлагать новые идеи
  • Если предлагать новые идеи, то делать это так, чтобы увлечь ими других членов группы.

3. Реализация проекта.

   На этапе сбора информации:

  • Посетить краеведческий музей, читальный зал городской библиотеки,
  • Познакомиться с книгой сланцевского писателя В.В.Иванова «Город Сланцы»
  • Привлечь к работе над проектом родителей
  • Помочь детям в оформлении проектных работ, в поиске информации в справочной  и энциклопедической литературе, Интернет ресурсов
  • Провести экскурсию по городу.

4. Оформление результатов.

    Выпуск стенгазет, презентация «История моего города»

   Проделанная работа позволила:

  • Повысить уровень развития школьников: больше узнать об истории своего города;
  • Систематизировать полученные знания;
  • Пополнить новыми материалами методическую копилку;
  • Использовать средства информационно-коммуникативных технологий для сбора информации и оформления результатов.

План оценивания в проекте.

Оценивание перед началом проекта.

  • Формирование групп
  • Распределение обязанностей в группе
  • Определение объектов для исследования
  • Ознакомление участников с критериями оценивания работ (презентации, стенгазет)

Оценивание в ходе работы над проектом

  • Обсуждение участниками хода проекта
  • Самооценка навыков
  • Неформальное общение с учащимися

Оценивание после завершения проекта

  • Анализ работы в ходе проекта каждого ученика и всего класса
  • Отмечаем положительные результаты, анализируем .причины неудовлетворённости
  • Компьютерная презентация

Самооценка готовности групп к защите проекта.

Подготовили выставку стенгазет.

Собрали иллюстрации в виде рисунков и фотографий, которые мы включили в

Презентацию.

Подготовили презентацию в Power Point «История моего города»

Подготовили анкету для проверки понимания остальными учениками темы, которую мы предлагаем.

Распределили роли на проекте.

Подготовили список дополнительной литературы по нашей теме для тех, кто захочет узнать больше.

Подготовили интересующие нас вопросы другим группам, если они не расскажут об этом в своих выступлениях.

Изучили критерии для оценки работы других групп

Подготовились отвечать на вопросы по теме наших исследований.

Вывод.

 Родной край - самое милое, красивое место на земле. Здесь самая красивая природа, самые интересные сказки, самые красивые и добрые люди. Здесь все свое, такое родное и любимое.

У каждого человека есть свой родной край, куда хочется все Время вернуться. Почему это место так тянет к себе? Почему многие тоскуют о нем на чужбине? Наверное, потому, что знакомство с окружающим миром впервые происходило именно в этих краях. Маленький Человек впервые здесь увидел солнце, услышал шум дождя, пошел в школу, обрел в друзей.

Родной край самое красивое место на земле, здесь живут самые хорошие люди. А сколько всего интересного здесь было, сколько хороших воспоминаний связанно с этим местом. Где бы ни был человек, в какой уголок земли он бы не забрел, он всегда будет вспоминать свой родной край, такой красивый и любимый.

Любовь к Родине, родному краю - важнейшее чувство для каждого человека. Но где, же этот  исток, маленький родничок, с которого всё начинается?

Давайте же будем любить нашу Родину и бережно относиться к ней, защищать её, чтобы будущие поколения могли с гордостью сказать: «Это моя Родина, мой край родной!» Но нельзя любить не зная. Как сказал Ю. Ефремов «Люблю и знаю. Знаю и люблю. И тем полней люблю, чем больше знаю».

Участие в проекте помогло создать нам «образ страны», образ нашей Родины, образ нашего города, нашего края.

«Познавайте свою страну, свой край, свое село, свою гору или речонку! Не бойтесь, что малы эти горушки и речки, ведь из малого вырастает большое». (А. Е. Ферсман).

5. Результативность проекта.

  1. Участие в игре по станциям для 1-2 классов

  2. Участие в муниципальной игре по станциям «Край родной, ты мой   любимый»

Анкетирование учащихся.

  Данное анкетирование проводилось в 3 а классе, где обучающиеся были участниками проекта «История моего города». Ответы обучающихся на момент создания проекта отличались поверхностным содержанием, отсутствовали объяснения, большинство детей затруднялись с ответом.

   Во время работы над проектом были созданы условия для развития патриотических чувств через привитие любви к своему родному городу, краю. Ребята посетили музей, библиотеку, провели экскурсию по городу. Совместно с учителем и родителями провели исследовательскую работу, представили и защитили свой продукт.

   После завершения проекта было предложено снова ответить на вопросы анкеты. Ответы обучающихся оказались глубже и ярче, а чем содержательнее познания о родном городе, крае, тем более действенными окажутся они в формировании интереса и любви к родному городу. А главное, они помогут на доступных близких примерах из окружающей жизни понять сущность и полноту большого патриотизма – патриотизма, как чувства долга перед народом, перед Родиной.

Результаты анкетирования по уровню развития обучающихся с точки зрения сформированности  патриотических основ воспитания.

Вопросы

На момент создания проекта

После завершения проекта

Правильно

ответили

Затруднялись

Не ответили

Правильно ответили

Затруднялись

Не ответили

Кто такой патриот?

26%

47%

27%

79%

14%

7%

Чем может гордиться житель города Сланцы?

36%

45%

19%

80%

17%

3%

Что значит любить свою родину?

33%

49%

28%

68%

23%

9%

Кого считают основателем города Сланцы?

60%

5%

35%

85%

5%

10%

Какие улицы названы в честь лётчиков-испытателей, героев Советского Союза?

13%

60%

27%

87%

8%

5%

Какие памятные места в городе вы знаете?

27%

39%

14%

72%

18%

____

На каком предприятии города глина превращается в керамические изделия?

22%

23%

55%

73%

5%

22%



Предварительный просмотр:

Этапы выполнения проекта

Этап

Содержание работы

Формирование    УУД

Деятельность обучающихся

Деятельность учителя

Результат работы

Подготовительный

Проектировочный

Исследовательский

Презентационный

Аналитико-рефлексивный

Целеполагание,

определение  темы проекта

Выбор направления проекта

Выбор руководителя и

консультантов проекта

Составление плана-матрицы выполнения проекта

Формулировка исследовательских задач

Распределение обязанностей между членами рабочей группы

Составление плана индивидуальной работы

Определение способа представления результатов

Сбор и уточнение информации

Поэтапное выполнение исследовательс-

ких задач

Подготовка отчета о ходе выполнения проекта с объяснением полученных результатов; защита проекта

Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов. Определение перспектив

Личностные:

- устанавливать связи между целью и ее мотивом;

- формировать нравственно-этическую ориентацию.

Регулятивные:

- ставить цели;

-  прогнозировать;

- формулировать проблемы.

Коммуникативные:

- планировать взаимодействие с учителем и сверстниками

Познавательные:

- выделять общее и частное

Коммуникативные:

- выражать свои мысли в соответствии с условиями и задачами;

- слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы;

- владеть монологической и диалогической формами речи

Личностные:

- выбирать доступную социальную роль в межличностных отношениях

Регулятивные:

- определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата;

- составлять план и определять последовательность действий

Познавательные:

- самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера

Личностные:

- задавать вопросы о значении и смысле работы над данным проектом и отвечать на них

- строить учебно-познавательную деятельность

Коммуникативные:

- определять функции и способы взаимодействия

Личностные:

- формировать ответственность за личностный моральный выбор

Регулятивные:

- прогнозировать результаты;

- обосновывать свой выбор

Регулятивные:

- прогнозировать результаты;

- обосновывать свой выбор

Познавательные:

- формировать систему способов познания окружающего мира, строить самостоятельный поиск, исследование

Личностные:

- формировать положительное отношение к процессу познания

Познавательные:

- обрабатывать, систематизировать, обобщать и использовать полученную информацию.

Личностные:

- применять правила делового сотрудничества; сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность в споре

Коммуникативные

- использовать правила общения в конкретных внеучебных ситуациях

Регулятивные:

- корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок, намечать способы их устранения; - осуществлять итоговый контроль деятельности

Познавательные:

- презентовать подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде

Регулятивные:

- оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений;

- анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной деятельности, оценивать их влияние на настроение человека

- оценивать результаты деятельности

- оценивать уровень владения тем или иным учебным действием. Отвечать на вопрос Что я не знаю и не умею?

Формулируют проблему: «Знаю ли я историю города, в котором я живу»; обсуждают со сверстниками и учителем, участвуют в сборе идей; участвуют в «мозговом штурме»;

Формулируют тему проекта «История моего города», уточняют ее вместе с учителем

Предлагают варианты тем, обсуждают, обосновывают свой выбор  

Работают с информацией, анализируют ее, дополняют ее, совместно с руководителем заполняют план-матрицу

Формулируют вопросы

- Как возник наш город?

- Кто был основателем города?

- Почему так назвали?

- Как жил город в годы ВОВ?

- Какие изменения происходили в послевоенные годы?

- Какой наш современный город?

Обсуждают, какая информация должна отражаться в стенгазетах

При выполнении группового проекта распределяют роли

Составляют индивидуальный план работы каждого участника

Оговаривают временные рамки выполнения, продукты проекта (статьи, фотографии, рисунки), форму и место представления

Собирают информацию по теме для решения поставленных задач;

Проводят опросы, наблюдения, собирают информацию из различных источников (городская библиотека, краеведческий музей, Интернета

Анализируют информацию; систематизи-

руют собранный материал и распределяют его для создания стенгазет, презентации

Творческие группы отчитываются с демонстрацией материалов; обсуждают результаты, проводят предзащиту проектов, дорабатывают проекты. Оформляют результаты в виде стенгазет и презентации. Представляют проект, задают вопросы, обсуждают результаты

Участвуют в коллективном обсуждении и оценке результатов проекта. Оценивают свои достижения, свой вклад в общий результат, какими способами деятельности овладели, чему научились.

Проводит изучение интересов  детей, оценивает подготовленность детей к обсуждению проблемы. Знакомит со смыслом проектного подхода и мотивирует учащихся на проектную деятельность. Предлагает высказаться о том, какую информацию можно собрать; фиксирует идеи на доске, помогает обобщить их по темам.

Вместе с родителями изучает возможности, интересы детей. Организует обсуждение тематики проектов, предлагает выбор из предложенных тем и обосновать его

Предлагает детям выбрать руководителя проекта и консультантов

Предлагает информацию по урочной и внеурочной деятельности, по внеклассным мероприятиям; помогает сформулировать проблемные и учебные вопросы, организует обсуждение, направляет, корректирует

Предлагает информацию по урочной и внеурочной деятельности, по внеклассным мероприятиям; направляет, корректирует

Консультирует, наблюдает, руководит деятельностью групп, регулирует взаимодействие детей и  родителей

Помогает соотнести задачи группы и каждого ребенка

Предлагает набор различных вариантов представления результатов, задает вопросы

Предлагает основные источники информации; наблюдает, советует, руководит деятельностью учащихся

Помогает анализировать и обсуждать промежуточные результаты; проводит индивидуальные и групповые консультации

Слушает, задает вопросы в роли рядового участника; при необходимости направляет процесс анализа. Оценивает усилия учащихся, качество отчета, креативность, использование источников

Предлагает обсудить итоги проектной деятельности; предоставляет каждому возможность высказать свое мнение; аргументирован-

но оценивает работу обучающихся над проектом; предлагает высказать предложения на будущее

Выбор темы классного проекта

Определены темы для групп

Выбран учитель, сопровождающий проект и консультанты

Составлен план-матрица проекта

Определены исследовательские задачи

Распределены обязанности между членами группы

Составлены планы индивидуальной работы

Определены формы представления проекта

Собрана и оформлена необходимая информация

Отобран и систематизирован материал по теме проекта. Проект выполнен в целом

Оформлен проект, подготовлен отчет о ходе его выполнения

Представлен готовый проект. Проведен анализ работы, определены перспективы.

План – матрица работы над проектом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Не забывай прошлого - оно учитель будущего: история моего города. ppt

Презентация о людях, чьими именами названы улицы нашего города. О людях, участниках Великой Отечественной войны, проживающих в г. Шимановске. (Исследовательская работа)...

Не забывай прошлого – оно учитель будущего: история моего города. doc

Классный час знакомит детей с историей своего города - городом Шимановск. Знакомит с людьми, чьими именами были названы улицы нашего города, с шимановцами - участниками Великой Отечественной войны. (с...

История моего города

Презентация поможет вам познакомиться с историей нашего города....

Урок по познанию мира "История моего города"

К уроку подготовлены материалаы об истории города "Тайынша", стихи, презентация о городе...

Обобщающее занятие кружка "Краеведение" по теме "История моей семьи в истории моего города".

Работаю над разработкой программы и учебно-методического комплекса по краеведению. Хочу поделиться конспектом одного занятия.Это занятие было итоговым в ходе работы над проектом "Судьба моей семь...

Исследовательская работа обучающегося "История моего города в истории моей страны"

Данная исследовательская работа знакомит с историей города Ртищево....