Система оценки и учёта учебных и внеучебных достижений обучающихся средствами технологии «Портфолио»
методическая разработка (1 класс) на тему
Настоящие рекомендации разработаны в целях создания условий внедрения системы учета учебных и внеучебных достижений учащихся.
Портфолио дополняет традиционные контрольно-оценочные средства и позволяет учитывать результаты, достигнутые обучающимися в различных видах деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной и других.
Данные рекомендации отражают цели портфолио, его структуру, дают советы по его формированию, распределяют обязанности участников образовательного процесса при ведении портфолио (учащихся, родителей, классного руководителя, учителей предметников, социального педагога, педагога-психолога, педагогов дополнительного образования, заместителей руководителя образовательного учреждения).
Приложения к рекомендациям:
-индивидуальные образовательные траектории учащихся,
-УУД по предметам,
-маршрутные листы,
-листы определения уровня знаний, умений, навыков ,УУД по всем предметам начальной школы.
Методические рекомендации, разработанные мной, помогут учителям, учащимся и их родителям создать единую модель портфолио в начальной школе как систему оценки и учета учебных и внеучебных достижений обучающихся.
Настоящий материал представлен в сокращенном виде, без приложений.
В ближайшее время будет предоставлена ссылка для скачивания материала с приложениями в полном объеме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 42.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Система оценки и учёта учебных и внеучебных достижений обучающихся средствами технологии «Портфолио»
(методические рекомендации)
Работу подготовила:
учитель начальных классов
Чашкина Оксана Валерьевна
«Красногвардейская СОШ№1»
с.Плешаново 2014 год
Содержание:
Функциональные обязанности участников образовательного процесса при ведении портфолио обучающегося
Ранжирование результатов, помещенных в портфолио
Список литературы и источников
Аннотация к методическим рекомендациям по созданию портфолио как системы оценки и учета учебных и внеучебных достижений обучающихся
Приложение №1. Индивидуальная учебная траектория учащегося.
Приложение №2. Лист индивидуальных достижений по УУД.
Приложение №3. Листы индивидуальных достижений 1класс.
Приложение №4. Листы индивидуальных достижений 2класс.
Приложение №5. Листы индивидуальных достижений 3класс.
Приложение №6. Шаблоны форм оценки знаний.
Приложение №7. Образцы шаблонов портфолио. _
«...очень важно научиться пользоваться всеми новыми технологиями. Это задача номер один не только для учащихся, но и для учителей - вся переподготовка должна быть ориентирована на использование современных технологий».
Д.А. Медведев
В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из них, которые формируют практические навыки самообучения, стимулируют самостоятельную работу учащихся, формируют опыт ответственного выбора и ответственной деятельности. Возникла необходимость в новой системе оценки и учета учебных и внеучебных достижений обучающихся, построенной на основе современных технологий. Такой технологией является «Портфолио».
Общие сведения
В прошлом веке итальянским словом «портфолио» называли альбом с фотографиями, а в эпоху ренессанса художники и архитекторы привозили с собой «портфолио», когда они заявляли свои претензии на место в академии художеств или на строительный проект. Идея применения портфолио в школе возникла в США в 80-х годах. Основной смысл портфолио школьника – показать все его достижения и успехи, т. е. сместить акцент с того, что учащийся не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет по данной теме, разделу, предмету
. Портфолио - это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных образовательных достижений обучающихся в определенный период его обучения с 1 по 11 классы.
Портфолио дополняет традиционные контрольно-оценочные средства и позволяет учитывать результаты, достигнутые обучающимися в разнообразных видах деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной и других.
- поддерживать высокую учебную мотивацию обучающихся:;
- поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;
- развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности обучающихся;
- формировать умение учиться, ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;
- содействовать индивидуализации (персонализации) образования обучающихся;
- закладывать дополнительные предпосылки и возможности для успешной социализации;
- обеспечивать отслеживание индивидуального прогресса обучающихся в широком образовательном контексте, продемонстрировать его способности практически применять приобретенные знания и умения;
- формировать отчет об индивидуальных образовательных достижениях обучающихся.
- Обеспечение высокой учебной мотивации участников образовательного процесса, в том числе мотивации достижения успеха;
- Развитие рефлексивной культуры младших школьников;
- Развитие умении обучающихся систематизировать, анализировать собранный материал, презентовать свой опыт;
- Совершенствование системы оценивания образовательных достижений младших школьников в условиях реализации компетентностного подхода.
Оценка тех или иных достижений (результатов), входящих в портфолио, а также всего портфолио в целом либо за определенный период его формирования может быть как качественной, так и количественной.
. Структура портфолио
Портфолио состоит из нескольких отдельных разделов:
1) раздел "Мой портрет" включает в себя:
- личные данные обучающегося;
- автобиографию (резюме) обучающегося;
- результаты психологической диагностики обучающегося;
- информацию, помогающую обучающемуся проанализировать свой характер, способности, узнать способы саморазвития, самосовершенствования, самопознания;
- результаты проведенного обучающимся самоанализа;
- описание целей, поставленных обучающимся на определенный период, анализ их достижений;
- другие сведения, раскрывающие способности обучающегося;
2) раздел "Портфолио документов" - портфель сертифицированных (документированных) индивидуальных образовательных достижений.
Этот раздел включает в себя:
- предметные олимпиады - школьные, муниципальные, областные, всероссийские и др.;
- мероприятия и конкурсы, проводимые учреждениями дополнительного образования, культурно-образовательными фондами и др.;
- образовательные тестирования по предметам;
- школьные и межшкольные научные общества;
- конкурсы и мероприятия, организованные муниципальными органами управления образованием;
- документы или их копии могут быть помещены в приложении к портфолио;
3) раздел "Портфолио работ" представляет собой собрание различных творческих, проектных, исследовательских работ обучающегося, а также описание основных форм и направлений его учебной и творческой активности: участие в научных конференциях, конкурсах, учебных лагерях, спортивные и художественные достижения и др.
Этот раздел включает в себя:
- исследовательские работы и рефераты. Указываются изученные материалы, название реферата, количество страниц, иллюстраций и т.п.;
- проектные работы. Указывается тема проекта, дается описание работы. Возможно приложение в виде фотографий, текста работы в печатном или электронном варианте;
- техническое творчество: модели, макеты, приборы. Указывается конкретная работа, дается ее краткое описание;
- работы по искусству. Дается перечень работ, фиксируется участие в выставках;
- другие формы творческой активности: участие в школьном театре, хоре. Указываются продолжительность подобных занятий, участие в гастролях и концертах;
- занятия в учреждениях дополнительного образования, на различных учебных курсах. Указываются название учреждения или организации, продолжительность занятий и их результаты;
- участие в олимпиадах и конкурсах. Указываются вид мероприятия, время его проведения, достигнутый обучающимся результат;
- участие в научных конференциях, учебных семинарах и лагерях. Указываются тема мероприятия, название проводившей его организации и форма участия в нем обучающихся;
- спортивные достижения. Указываются сведения об участии в соревнованиях, наличии спортивного разряда;
- иная информация, раскрывающая творческие, проектные, исследовательские способности обучающихся;
4) раздел "Портфолио отзывов" включает в себя характеристики отношения обучающегося к различным видам деятельности, представленные учителями, родителями, возможно, одноклассниками, работниками системы дополнительного образования и др., а также письменный анализ самого школьника своей конкретной деятельности и ее результатов; может быть представлен в виде текстов заключений, рецензий, отзывов, резюме, эссе, рекомендательных писем и проч.
Этот раздел включает в себя:
- заключение о качестве выполненной работы (в научном обществе школьников и др.);
- рецензия на статью, опубликованную в средствах массовой информации;
- отзыв о работе в творческом коллективе учреждения дополнительного образования, о выступлении на научно-практической конференции;
- резюме, подготовленное обучающимся, с оценкой собственных учебных достижений;
- иная информация, подтверждающая отношение обучающегося к различным видам деятельности.
Раздел "Портфолио документов", его содержание и порядок ранжирования документов, помещенных в раздел, составляют инвариантную часть портфолио. Инвариантная часть портфолио обеспечивает единство подходов к оценке внеучебных достижений независимо от вида общеобразовательного учреждения и особенностей реализуемых образовательных программ.
Разделы "Портфолио работ" и "Портфолио отзывов" составляют вариативную часть портфолио. Вариативная часть портфолио обеспечивает учет индивидуальных интересов и потребностей обучающихся, особенностей реализуемых в общеобразовательном учреждении образовательных программ. Требования к содержанию, структуре и порядку ранжирования документов, помещенных в разделы "Портфолио работ", "Портфолио отзывов", устанавливаются образовательным учреждением самостоятельно.
Оформление портфолио
Портфолио оформляет обучающийся под руководством классного руководителя в соответствии со структурой, указанной выше, в папке с файлами и (или) в электронной форме. Обучающийся имеет право включать в портфолио дополнительные разделы, материалы, элементы оформления и т.п.
При формировании портфолио соблюдается принцип добровольности.
При оформлении портфолио должны соблюдаться следующие требования:
- систематичность и регулярность ведения портфолио;
- достоверность сведений, представленных в портфолио;
- аккуратность и эстетичность оформления;
- разборчивость при ведении записей;
- целостность и эстетическая завершенность представленных материалов;
- наглядность.
Индивидуальные образовательные достижения обучающегося и все необходимые сведения фиксируются в портфолио в течение года.
В конце учебного года проводятся анализ портфолио и исчисление итоговой оценки (рейтинга) личных достижений обучающегося в образовательной деятельности на основе ранжирования индивидуальных образовательных результатов.
Анализ портфолио и исчисление итоговой оценки производятся экспертной группой, назначаемой приказом директора образовательного учреждения. В состав экспертной группы в обязательном порядке входит классный руководитель. Обучающиеся имеют право участвовать в процедуре анализа и исчисления итоговой оценки их портфолио.
Функциональные обязанности участников образовательного процесса при ведении портфолио обучающегося
В формировании портфолио участвуют обучающиеся, родители обучающихся, классный руководитель, учителя-предметники, педагог-психолог, социальный педагог, педагоги дополнительного образования, заместители руководителя образовательного учреждения.
При формировании портфолио функциональные обязанности между участниками образовательного процесса распределяются следующим образом:
1) обучающийся ведет работу по формированию и заполнению портфолио;
2) директор образовательного учреждения разрабатывает и утверждает нормативную правовую базу, обеспечивающую ведение портфолио; распределяет обязанности участников образовательного процесса по данному направлению деятельности; создает условия для мотивации педагогических работников к работе по новой системе оценивания; осуществляет общее руководство деятельностью педагогического коллектива по реализации технологии портфолио в практике работы образовательного учреждения;
3) заместитель директора по учебно-воспитательной работе организует работу по реализации в практике работы технологии портфолио как метода оценивания индивидуальных образовательных достижений обучающихся; осуществляет контроль за деятельностью педагогического коллектива по реализации технологии портфолио;
4) классный руководитель оказывает помощь обучающимся в процессе формирования портфолио; проводит информационную, консультативную, диагностическую работу по формированию портфолио с обучающимися и их родителями; осуществляет посредническую функцию между обучающимися и учителями, педагогами дополнительного образования, представителями социума в целях пополнения портфолио; осуществляет контроль за пополнением обучающимися портфолио; обеспечивает обучающихся необходимыми формами, бланками, рекомендациями, оформляет итоговые документы, табель успеваемости; организует воспитательную работу с обучающимися, направленную на личностное и профессиональное самоопределение обучающихся;
5) учитель-предметник, педагоги дополнительного образования проводят информационную работу с обучающимися и их родителями по формированию портфолио; предоставляют обучающимся места деятельности для накопления материалов портфолио; организуют проведение олимпиад, конкурсов, конференций по предмету или образовательной области, разрабатывают и внедряют систему поощрений за урочную и внеурочную деятельность по предмету или образовательной области; проводят экспертизу представленных работ по предмету; пишут рецензии, отзывы на учебные работы;
6) педагог-психолог, социальный педагог проводят индивидуальную психодиагностику; ведут коррекционно-развивающую и консультативную работу.
Ранжирование результатов, помещенных в портфолио
Ранжирование результатов участия в олимпиадах, конкурсах, соревнованиях, конференциях:
- федеральный уровень: победитель - 10 баллов; призер - 8 баллов; участник - 3 балла;
- региональный уровень: победитель - 6 баллов; призер - 5 баллов; участник - 2 балла;
- муниципальный уровень: победитель - 4 балла, призер - 3 балла; участник - 1 балл;
- школьный уровень: победитель-4балла, призер - 2 балла.
Ранжирование результатов, подтверждающих обучение (завершение обучения) в учреждениях системы дополнительного образования детей, получение образования в рамках сетевых образовательных ресурсов, получение образования (обучение) в дистанционной форме, прохождение независимых тестирований (сертификационных экзаменов), осуществляется следующим образом:
- сертификаты учреждений дополнительного образования, образовательных фондов, культурно-спортивных и общественных организаций и т.д. - 2 балла за каждый сертификат;
Порядок ранжирования материалов, помещаемых в разделы "Портфолио работ" и "Портфолио отзывов", устанавливает образовательное учреждение самостоятельно.
Учет результатов портфолио
Результат портфолио (суммарный балл внеучебных достижений по трем разделам портфолио) учитывается:
- при зачислении обучающихся в классы с углубленным изучением отдельных предметов, профильные классы;
- в качестве результатов промежуточной аттестации обучающихся;
- при распределении стимулирующей части фонда оплаты труда педагогических и руководящих работников;
- при прохождении аттестации педагогических и руководящих работников на квалификационную категорию;
- при проведении внутришкольного контроля;
- в ходе проведения процедур внешней оценки деятельности образовательного учреждения(аккредитация ОУ, контроль качества образования).
Список литературы и источников
№ п/п | Наименование |
1 | Арутонян И.В. Портфолио успешного ученика.-//Журнал «Классный руководитель»-№2.-2014.-с.53 |
2 | Минькова В.Презентация портфолио.-//Газета «Начальная школа»-№18-2010.-с.26 |
3 | Мишакина Т.Л.Портфолио учащегося.//-Журнал. «Управление начальной школой» - №1 – 2009 – с.61 |
4 | Рекомендации по построению различных моделей портфолио учащихся основной школы // Журнал «Практика административной работы в начальной школе» №7 - 2003 с.7 |
5 | Портфолио ученика, портфолио школьника, портфолио класса. Рекомендации по составлению портфолио школьника. Шаблоны для портфолио. http://maminsite.ru/school.files/portfolio_uchenika.html |
6 | Журнал http://nsc.1september.ru/ |
7 | Журнал http://www.school2100.ru/izdaniya/magazine/archive/2007-02 |
8 | Газета http://ira-dumnova.ucoz.ru/load/gazeta_quot_nachalnaja_shkola_quot/1-1-0-11 |
Аннотация к методическим рекомендациям по созданию портфолио как системы оценки и учета учебных и внеучебных достижений обучающихся.
Настоящие рекомендации разработаны в целях создания условий внедрения системы учета учебных и внеучебных достижений учащихся.
Портфолио дополняет традиционные контрольно-оценочные средства и позволяет учитывать результаты, достигнутые обучающимися в различных видах деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной и других.
Данные рекомендации отражают цели портфолио, его структуру, дают советы по его формированию, распределяют обязанности участников образовательного процесса при ведении портфолио (учащихся, родителей, классного руководителя, учителей предметников, социального педагога, педагога-психолога, педагогов дополнительного образования, заместителей руководителя образовательного учреждения).
Приложения к рекомендациям:
-индивидуальные образовательные траектории учащихся,
-УУД по предметам,
-маршрутные листы,
-листы определения уровня знаний, умений, навыков ,УУД по всем предметам начальной школы.
Методические рекомендации, разработанные мной, помогут учителям, учащимся и их родителям создать единую модель портфолио в начальной школе как систему оценки и учета учебных и внеучебных достижений обучающихся .
Чашкина Оксана Валерьевна, учитель начальных классов МБОУ «Красногвардейская СОШ №1»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система оценки сформированности универсальных учебных действий (УУД) у первоклассников
Материал к занковским педагогическим чтениям «Система изучения планируемых результатовобучения младших школьников»8-9 декабря 2011 года...
![](/sites/default/files/pictures/2015/04/15/picture-616702-1429099003.jpg)
МОНИТОРИНГ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ, КАК ТЕХНОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБУЧЕНИЯ В СПЕЦИАЛЬНОМ (КОРРЕКЦИОННОМ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ.
Мониторинг образовательных достижений обучающихся, как технология управления качеством обучения в специальном (коррекционном) образовательном учреждении....
![](/sites/default/files/pictures/2016/06/14/picture-257808-1465928349.jpg)
Технология проведения "Уроков свободного выбора", как форма учета внеучебных достижений обучающихся
Описание технологии, позволяющей учитывать внеучебные достижения обучающихся на уровнен начальной школы (из опыта работы)....
![](/sites/default/files/pictures/2012/04/19/picture-79403.jpg)
Результаты учебных достижений обучающихся средствами дистанционных образовательных технологий или электронного обучения
Профессиональная компетентность Оксаны Павловны позволяет обеспечить высокий уровень участия обучающихся в различных дистанционных конкурсах по преподаваемым предметам....
![](/sites/default/files/pictures/2019/03/05/picture-1123976-1551800877.jpg)
Выступление: «Система работы с предметными результатами мониторинга образовательных достижений обучающихся».
Анализ предметных результатов мониторинговых исследований...
![](/sites/default/files/pictures/2019/04/01/picture-1132724-1554125266.jpg)
Положение о системе оценок, формах и порядке проведения промежуточной аттестации обучающихся начальной ступени образования
Положение о системе оценок, формах и порядке проведения промежуточной аттестации обучающихся начальной ступени образования БОУ г. Омска «Гимназия № 9» ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/30/picture-232809-1364669545.jpg)
Приложение к справке_ Анализ работы учителя.Учебные и внеурочные достижения обучающихся. Трансляция педагогического опыта в течение межаттестационного периода. Дополнительная информация о результатах профессиональной деятельности педагога. 2018- 2022
Приложение к справке_Анализ работы учителя Учебные и внеурочные достижения обучающихся. Трансляция педагогического опыта в течение межаттестационного периода. Дополнительная информация о ре...