Система оценки и учёта учебных и внеучебных достижений обучающихся средствами технологии «Портфолио»
методическая разработка (1 класс) на тему

Чашкина Оксана Валерьевна

Настоящие рекомендации разработаны в целях создания условий внедрения системы учета учебных и внеучебных достижений учащихся.

Портфолио дополняет традиционные контрольно-оценочные средства и позволяет учитывать результаты, достигнутые обучающимися в различных видах деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной и других.

Данные рекомендации отражают цели портфолио, его структуру, дают советы по его формированию, распределяют обязанности участников образовательного процесса при ведении портфолио (учащихся, родителей, классного руководителя, учителей предметников, социального педагога, педагога-психолога, педагогов дополнительного образования, заместителей руководителя образовательного учреждения).

Приложения к рекомендациям:

-индивидуальные образовательные траектории учащихся,

-УУД по предметам,

-маршрутные листы,

-листы определения уровня знаний, умений, навыков ,УУД по всем предметам  начальной школы.

Методические рекомендации, разработанные мной, помогут учителям, учащимся и их родителям создать единую модель портфолио в начальной школе как  систему оценки и учета учебных и внеучебных достижений обучающихся.

 

Настоящий материал представлен в сокращенном виде, без приложений.

В ближайшее время будет предоставлена ссылка для скачивания материала с приложениями в полном объеме.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Система оценки и учёта учебных и внеучебных достижений обучающихся средствами технологии «Портфолио»

(методические рекомендации)

Работу подготовила:

учитель начальных классов

Чашкина Оксана Валерьевна

«Красногвардейская СОШ№1»

с.Плешаново 2014 год


Содержание:

Общие сведения        

Цели портфолио        

Задачи портфолио        

Оформление портфолио        

Функциональные обязанности участников образовательного процесса при ведении портфолио обучающегося        

Ранжирование результатов, помещенных в портфолио        

Учет результатов портфолио        

Список литературы и источников        

Аннотация к методическим рекомендациям по созданию портфолио  как системы оценки и учета учебных и внеучебных достижений обучающихся        

Приложение №1. Индивидуальная учебная траектория учащегося.        

Приложение №2. Лист индивидуальных достижений по УУД.        

Приложение №3. Листы индивидуальных достижений 1класс.        

Приложение №4. Листы индивидуальных достижений 2класс.        

Приложение №5. Листы индивидуальных достижений 3класс.        

Приложение №6. Шаблоны форм оценки знаний.        

Приложение №7. Образцы шаблонов портфолио. _        


 «...очень важно научиться пользоваться всеми новыми технологиями. Это задача номер один не только для учащихся, но и для учителей - вся переподготовка должна быть ориентирована на использование современных технологий».

                                            Д.А. Медведев  

                                                                         

В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из них, которые формируют практические навыки самообучения, стимулируют самостоятельную работу учащихся, формируют опыт ответственного выбора и ответственной деятельности. Возникла необходимость в новой системе оценки и учета учебных и внеучебных достижений обучающихся, построенной на основе современных технологий. Такой технологией является «Портфолио».

Общие сведения

 В прошлом веке итальянским словом «портфолио» называли альбом с фотографиями, а в эпоху ренессанса художники и архитекторы привозили с собой «портфолио», когда они заявляли свои претензии на место в академии художеств или на строительный проект. Идея применения портфолио в школе возникла в США в 80-х годах. Основной смысл портфолио школьника – показать все его достижения и успехи, т. е. сместить акцент с того, что учащийся не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет по данной теме, разделу, предмету

. Портфолио - это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных образовательных достижений обучающихся в определенный период его обучения с 1 по 11 классы.

Портфолио дополняет традиционные контрольно-оценочные средства и позволяет учитывать результаты, достигнутые обучающимися в разнообразных видах деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной и других.

Цели портфолио:

- поддерживать высокую учебную мотивацию обучающихся:;

- поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;

- развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности обучающихся;

- формировать умение учиться, ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;

- содействовать индивидуализации (персонализации) образования обучающихся;

- закладывать дополнительные предпосылки и возможности для успешной социализации;

- обеспечивать отслеживание индивидуального прогресса обучающихся в широком образовательном контексте, продемонстрировать его способности практически применять приобретенные знания и умения;

- формировать отчет об индивидуальных образовательных достижениях обучающихся. 

Задачи портфолио:

  • Обеспечение высокой учебной мотивации участников образовательного процесса, в том числе мотивации достижения успеха;
  • Развитие рефлексивной культуры младших школьников;
  • Развитие умении обучающихся систематизировать, анализировать собранный материал, презентовать свой опыт;
  • Совершенствование системы оценивания образовательных достижений младших школьников в условиях реализации компетентностного подхода.

Оценка тех или иных достижений (результатов), входящих в портфолио, а также всего портфолио в целом либо за определенный период его формирования может быть как качественной, так и количественной.

. Структура портфолио                                                     

Портфолио состоит из нескольких отдельных разделов:

1) раздел "Мой портрет" включает в себя:

- личные данные обучающегося;

- автобиографию (резюме) обучающегося;

- результаты психологической диагностики обучающегося;

- информацию, помогающую обучающемуся проанализировать свой характер, способности, узнать способы саморазвития, самосовершенствования, самопознания;

- результаты проведенного обучающимся самоанализа;

- описание целей, поставленных обучающимся на определенный период, анализ их достижений;

- другие сведения, раскрывающие способности обучающегося;

2) раздел "Портфолио документов" - портфель сертифицированных (документированных) индивидуальных образовательных достижений.

Этот раздел включает в себя:

- предметные олимпиады - школьные, муниципальные, областные, всероссийские и др.;

- мероприятия и конкурсы, проводимые учреждениями дополнительного образования, культурно-образовательными фондами и др.;

- образовательные тестирования по предметам;

- школьные и межшкольные научные общества;

- конкурсы и мероприятия, организованные муниципальными органами управления образованием;

- документы или их копии могут быть помещены в приложении к портфолио;

3) раздел "Портфолио работ" представляет собой собрание различных творческих, проектных, исследовательских работ обучающегося, а также описание основных форм и направлений его учебной и творческой активности: участие в научных конференциях, конкурсах, учебных лагерях, спортивные и художественные достижения и др.

Этот раздел включает в себя:

- исследовательские работы и рефераты. Указываются изученные материалы, название реферата, количество страниц, иллюстраций и т.п.;

- проектные работы. Указывается тема проекта, дается описание работы. Возможно приложение в виде фотографий, текста работы в печатном или электронном варианте;

- техническое творчество: модели, макеты, приборы. Указывается конкретная работа, дается ее краткое описание;

- работы по искусству. Дается перечень работ, фиксируется участие в выставках;

- другие формы творческой активности: участие в школьном театре, хоре. Указываются продолжительность подобных занятий, участие в гастролях и концертах;

- занятия в учреждениях дополнительного образования, на различных учебных курсах. Указываются название учреждения или организации, продолжительность занятий и их результаты;

- участие в олимпиадах и конкурсах. Указываются вид мероприятия, время его проведения, достигнутый обучающимся результат;

- участие в научных конференциях, учебных семинарах и лагерях. Указываются тема мероприятия, название проводившей его организации и форма участия в нем обучающихся;

- спортивные достижения. Указываются сведения об участии в соревнованиях, наличии спортивного разряда;

- иная информация, раскрывающая творческие, проектные, исследовательские способности обучающихся;

4) раздел "Портфолио отзывов" включает в себя характеристики отношения обучающегося к различным видам деятельности, представленные учителями, родителями, возможно, одноклассниками, работниками системы дополнительного образования и др., а также письменный анализ самого школьника своей конкретной деятельности и ее результатов; может быть представлен в виде текстов заключений, рецензий, отзывов, резюме, эссе, рекомендательных писем и проч.

Этот раздел включает в себя:

- заключение о качестве выполненной работы (в научном обществе школьников и др.);

- рецензия на статью, опубликованную в средствах массовой информации;

- отзыв о работе в творческом коллективе учреждения дополнительного образования, о выступлении на научно-практической конференции;

- резюме, подготовленное обучающимся, с оценкой собственных учебных достижений;

- иная информация, подтверждающая отношение обучающегося к различным видам деятельности.

Раздел "Портфолио документов", его содержание и порядок ранжирования документов, помещенных в раздел, составляют инвариантную часть портфолио. Инвариантная часть портфолио обеспечивает единство подходов к оценке внеучебных достижений независимо от вида общеобразовательного учреждения и особенностей реализуемых образовательных программ.

Разделы "Портфолио работ" и "Портфолио отзывов" составляют вариативную часть портфолио. Вариативная часть портфолио обеспечивает учет индивидуальных интересов и потребностей обучающихся, особенностей реализуемых в общеобразовательном учреждении образовательных программ. Требования к содержанию, структуре и порядку ранжирования документов, помещенных в разделы "Портфолио работ", "Портфолио отзывов", устанавливаются образовательным учреждением самостоятельно.

Оформление портфолио

Портфолио оформляет обучающийся под руководством классного руководителя в соответствии со структурой, указанной  выше, в папке с файлами и (или) в электронной форме. Обучающийся имеет право включать в портфолио дополнительные разделы, материалы, элементы оформления и т.п.                                                                                          

При формировании портфолио соблюдается принцип добровольности.

При оформлении портфолио должны соблюдаться следующие требования:

- систематичность и регулярность ведения портфолио;

- достоверность сведений, представленных в портфолио;

- аккуратность и эстетичность оформления;

- разборчивость при ведении записей;

- целостность и эстетическая завершенность представленных материалов;

- наглядность.

Индивидуальные образовательные достижения обучающегося и все необходимые сведения фиксируются в портфолио в течение года.

В конце учебного года проводятся анализ портфолио и исчисление итоговой оценки (рейтинга) личных достижений обучающегося в образовательной деятельности на основе ранжирования индивидуальных образовательных результатов.

Анализ портфолио и исчисление итоговой оценки производятся экспертной группой, назначаемой приказом директора образовательного учреждения. В состав экспертной группы в обязательном порядке входит классный руководитель. Обучающиеся имеют право участвовать в процедуре анализа и исчисления итоговой оценки их портфолио.

Функциональные обязанности участников образовательного процесса при ведении портфолио обучающегося

В формировании портфолио участвуют обучающиеся, родители обучающихся, классный руководитель, учителя-предметники, педагог-психолог, социальный педагог, педагоги дополнительного образования, заместители руководителя образовательного учреждения.

При формировании портфолио функциональные обязанности между участниками образовательного процесса распределяются следующим образом:

1) обучающийся ведет работу по формированию и заполнению портфолио;

2) директор образовательного учреждения разрабатывает и утверждает нормативную правовую базу, обеспечивающую ведение портфолио; распределяет обязанности участников образовательного процесса по данному направлению деятельности; создает условия для мотивации педагогических работников к работе по новой системе оценивания; осуществляет общее руководство деятельностью педагогического коллектива по реализации технологии портфолио в практике работы образовательного учреждения;

3) заместитель директора по учебно-воспитательной работе организует работу по реализации в практике работы технологии портфолио как метода оценивания индивидуальных образовательных достижений обучающихся; осуществляет контроль за деятельностью педагогического коллектива по реализации технологии портфолио;

4) классный руководитель оказывает помощь обучающимся в процессе формирования портфолио; проводит информационную, консультативную, диагностическую работу по формированию портфолио с обучающимися и их родителями; осуществляет посредническую функцию между обучающимися и учителями, педагогами дополнительного образования, представителями социума в целях пополнения портфолио; осуществляет контроль за пополнением обучающимися портфолио; обеспечивает обучающихся необходимыми формами, бланками, рекомендациями, оформляет итоговые документы, табель успеваемости; организует воспитательную работу с обучающимися, направленную на личностное и профессиональное самоопределение обучающихся;

5) учитель-предметник, педагоги дополнительного образования проводят информационную работу с обучающимися и их родителями по формированию портфолио; предоставляют обучающимся места деятельности для накопления материалов портфолио; организуют проведение олимпиад, конкурсов, конференций по предмету или образовательной области, разрабатывают и внедряют систему поощрений за урочную и внеурочную деятельность по предмету или образовательной области; проводят экспертизу представленных работ по предмету; пишут рецензии, отзывы на учебные работы;

6) педагог-психолог, социальный педагог проводят индивидуальную психодиагностику; ведут коррекционно-развивающую и консультативную работу.

Ранжирование результатов, помещенных в портфолио

Ранжирование результатов участия в олимпиадах, конкурсах, соревнованиях, конференциях:

- федеральный уровень: победитель - 10 баллов; призер - 8 баллов; участник - 3 балла;

- региональный уровень: победитель - 6 баллов; призер - 5 баллов; участник - 2 балла;

- муниципальный уровень: победитель - 4 балла, призер - 3 балла; участник - 1 балл;

- школьный уровень: победитель-4балла, призер - 2 балла.

Ранжирование результатов, подтверждающих обучение (завершение обучения) в учреждениях системы дополнительного образования детей, получение образования в рамках сетевых образовательных ресурсов, получение образования (обучение) в дистанционной форме, прохождение независимых тестирований (сертификационных экзаменов), осуществляется следующим образом:

- сертификаты учреждений дополнительного образования, образовательных фондов, культурно-спортивных и общественных организаций и т.д. - 2 балла за каждый сертификат;

Порядок ранжирования материалов, помещаемых в разделы "Портфолио работ" и "Портфолио отзывов", устанавливает образовательное учреждение самостоятельно.

Учет результатов портфолио

Результат портфолио (суммарный балл внеучебных достижений по трем разделам портфолио) учитывается:

- при зачислении обучающихся в классы с углубленным изучением отдельных предметов, профильные классы;

- в качестве результатов промежуточной аттестации обучающихся;

- при распределении стимулирующей части фонда оплаты труда педагогических и руководящих работников;

- при прохождении аттестации педагогических и руководящих работников на квалификационную категорию;

- при проведении внутришкольного контроля;

- в ходе проведения процедур внешней оценки деятельности образовательного учреждения(аккредитация ОУ, контроль качества образования).


Список литературы и источников

№ п/п

Наименование

1

Арутонян И.В. Портфолио успешного ученика.-//Журнал «Классный руководитель»-№2.-2014.-с.53

2

Минькова В.Презентация портфолио.-//Газета «Начальная школа»-№18-2010.-с.26

3

Мишакина Т.Л.Портфолио учащегося.//-Журнал. «Управление начальной школой» - №1 – 2009 – с.61

4

Рекомендации по построению различных моделей портфолио учащихся основной школы // Журнал «Практика административной работы в начальной школе» №7 - 2003 с.7

5

Портфолио ученика, портфолио школьника, портфолио класса. Рекомендации по составлению портфолио школьника. Шаблоны для портфолио. http://maminsite.ru/school.files/portfolio_uchenika.html

6

Журнал http://nsc.1september.ru/

7

Журнал http://www.school2100.ru/izdaniya/magazine/archive/2007-02

8

Газета http://ira-dumnova.ucoz.ru/load/gazeta_quot_nachalnaja_shkola_quot/1-1-0-11


Аннотация к методическим рекомендациям по созданию портфолио  как системы оценки и учета учебных и внеучебных достижений обучающихся.

 Настоящие рекомендации разработаны в целях создания условий внедрения системы учета учебных и внеучебных достижений учащихся.

Портфолио дополняет традиционные контрольно-оценочные средства и позволяет учитывать результаты, достигнутые обучающимися в различных видах деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной и других.

Данные рекомендации отражают цели портфолио, его структуру, дают советы по его формированию, распределяют обязанности участников образовательного процесса при ведении портфолио (учащихся, родителей, классного руководителя, учителей предметников, социального педагога, педагога-психолога, педагогов дополнительного образования, заместителей руководителя образовательного учреждения).

Приложения к рекомендациям:

-индивидуальные образовательные траектории учащихся,

-УУД по предметам,

-маршрутные листы,

-листы определения уровня знаний, умений, навыков ,УУД по всем предметам  начальной школы.

Методические рекомендации, разработанные мной, помогут учителям, учащимся и их родителям создать единую модель портфолио в начальной школе как  систему оценки и учета учебных и внеучебных достижений обучающихся  .



Чашкина Оксана Валерьевна, учитель начальных классов МБОУ «Красногвардейская СОШ №1»               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система оценки сформированности универсальных учебных действий (УУД) у первоклассников

Материал к занковским педагогическим чтениям «Система изучения планируемых результатовобучения младших школьников»8-9 декабря 2011 года...

МОНИТОРИНГ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ, КАК ТЕХНОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБУЧЕНИЯ В СПЕЦИАЛЬНОМ (КОРРЕКЦИОННОМ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ.

Мониторинг образовательных достижений обучающихся, как технология управления качеством обучения в специальном (коррекционном) образовательном учреждении....

Технология проведения "Уроков свободного выбора", как форма учета внеучебных достижений обучающихся

Описание технологии, позволяющей учитывать внеучебные достижения обучающихся на уровнен начальной школы (из опыта работы)....

Результаты учебных достижений обучающихся средствами дистанционных образовательных технологий или электронного обучения

Профессиональная компетентность Оксаны Павловны позволяет обеспечить высокий уровень участия обучающихся в различных дистанционных конкурсах по преподаваемым предметам....

Положение о системе оценок, формах и порядке проведения промежуточной аттестации обучающихся начальной ступени образования

Положение о системе оценок, формах и порядке проведения промежуточной аттестации обучающихся начальной ступени образования БОУ г. Омска «Гимназия № 9» ...

Приложение к справке_ Анализ работы учителя.Учебные и внеурочные достижения обучающихся. Трансляция педагогического опыта в течение межаттестационного периода. Дополнительная информация о результатах профессиональной деятельности педагога. 2018- 2022

Приложение к справке_Анализ работы  учителя Учебные и внеурочные достижения обучающихся. Трансляция педагогического опыта в течение межаттестационного периода. Дополнительная информация о ре...