Русский сувенир покорил весь мир.
классный час (2 класс) на тему

Фуфачева Ирина Александровна

Классный час для 2 класса по теме художественные промыслы России. Обращается внимание на промыслы нашей малой родины - Кировской области.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kulturnye_stolitsy_po_strane.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

Культурные столицы по стране

Рассыпаны, как утром на траве роса,

И любят гости приезжать извне,

Чтоб повидать России чудеса.

Скажите, пожалуйста, как называется страна, в которой мы живем (Россия)?

Если мы живем в России, то кто мы (россияне)?

А как зовут нашего президента? (Путин В.В.)

Наш президент очень образованный и интеллигентный человек. Он заботиться о нашей стране и о её гражданах. Поэтому, каждый год в России несет свой смысл:

2010 год – Год учителя

2011 год – Год космонавтики

2012 год – Год Российской истории

2013 год – Год защиты окружающей среды.

А знаете ли вы, чему посвящен 2014 год?

Президент России Владимир Путин подписал указ, в соответствии с которым 2014 год в РФ объявлен годом культуры.

Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на нашем занятии? (о культуре)

Цели занятия на слайде (незаконченные выражения) договаривают дети.

Как вы понимаете слово «культура», какое значение этого слова? (выслушиваются ответы детей)

Посмотрим значение слова «культура» в словаре Ожегова и … (дети находят значение в словаре)

Я нашла такое определение.

Культура (от лат. cultura, от глагола colocolere — возделывание, позднее — воспитание, образование, развитие, почитание) — понятие, имеющее огромное количество значений в различных областях человеческой жизнедеятельности.

Значение слова Культура по словарю Даля:
Культура 
ж. франц. обработка и уход, возделывание, возделка; | образование, умственое и нравственое; говорят даже культивировать, вм. обрабатывать, возделывать,образовать и пр. 

Значение слова Культура по Ефремовой:
Культура - 1. Совокупность достижений человечества в области общественно-интеллектуальных и производственных отношений. // Совокупность таких достижений в определенную эпоху, у определенного народа. .

Вывод:

Культура - это совокупность ценностей, которые постоянно создаются человеком и накапливаются, как сокровища в произведениях литературы, искусства, науки в замечательных творениях рабочих рук и острого пытливого ума.

Культура охватывает такие стороны жизни, как

язык, историю, образование, науку, религию, искусство, литературу, музыку, архитектуру, промыслы – все то, что призвано сохранять и обеспечивать духовное развитие народа.

Особое место в культурном наследии занимают народные художественные промыслы и ремесла. Вместе с фольклором они составляют народную культуру. Россия издревле славилась великолепными изделиями художественных промыслов и ремесел.

О некоторых нам расскажут ребята. (дети читают и рисунки вешают на стенд)

Первые сведения о Гжели найдены среди грамот московского князя Ивана Калиты в 1328 году.

Фарфоровые чайники, подсвечники, часы,
Животные и птицы невиданной красы.
Деревня в Подмосковье прославилась теперь.
Известно всем в народе ее название – Гжель.

Родиной городецкой росписи стало Поволжье. Там крестьяне нескольких деревень расписывали прялки и отвозили продавать свои изделия на нижегородскую ярмарку. 
 Городецкая роспись – как ее нам не знать.
Здесь и жаркие кони, молодецкая стать.
Здесь такие букеты, что нельзя описать.
Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать.
Посмотрите на роспись – сочность красок манит.
Городецкая роспись душу нам веселит.

В 9 веке Семёнов в Подмосковье называли «ложкарной столицей России». Первоначально изготовление игрушек было побочным ремеслом. Мастера использовали для матрешек отходы от производства ложек. А теперь семеновская матрешка известна во всем мире.

Кто матрешку сделал, я не знаю.
Но известно мне, что сотни лет
Вместе с Ванькой-Встанькой, как живая,
Покоряет кукла белый свет.
Где он краски брал, искусный мастер,
В нивах шумных, в сказочном лесу?
Создал образ неуемной страсти,
Истинную русскую красу.

Хохлома старинное село, где изготавливали и расписывали деревянную посуду. Впервые упоминание об этом селе встречается в документах XVI века. 

Кисть хохломская! Большое спасибо!
Сказывай сказку для радости жизни!
Ты, как душа у народа, красива,
Ты, как и люди служишь Отчизне!

Жостовская роспись, как вид русского художественного творчества, возникла на Урале в XVIII в.
В изумрудах листьев тонут. 
Незабудки и пионы 
Обрамляют розы омут. 
Есть на жостовском подносе 
И букет, в ночи горящий, 
Птица-жар, что весть приносит.
Есть поднос, плоды дарящий...

Первый самовар был изготовлен в Туле в 1778 г.

Самовар раздула Тула,

Тула – русская земля!

Белой скатертью взмахнула

От заречья до Кремля!

Самовар гудит и тянет

От него теплом сосны

Всей земле тепла достанет

Сказок, песен, тишины.

Работа в парах: Возьмите листы, соедините линиями картинки и названия ремесла.


Народные промыслы и ремесла России.

Населенный пункт

Где находится.

Вид ремесла.

Время основания.

с. Гжель

Московская область

Гончарное дело.Художественная керамика. Посуда.

XIV в.

г. Городец

Нижегородская область

Резьба и роспись по дереву. Игрушки.

XIV в.

с. Дымково

Кировская область

Расписные глиняные Игрушки.

XIX в.

г. Семенов

г. Сергиев Посад

Московская область

Московская область

Матрешки. Роспись по дереву. (ложки, посуда).

Роспись по дереву. Игрушки.

XV в.

XIV в.

г. Павловский Посад

Московская область

Расписные платки.

XIX в.

с. Жостово

Московская область

Роспись по металлу. Подносы.

XVIII в.

с. Хохлома

Нижегородская область

Роспись по дереву. Лаковая живопись.

XVII в.

пос. Палех

Ивановская область

Роспись по дереву. Лаковая живопись.

XVII в.

г. Дятьково

г. Гусь-Хрустальный

Брянская обл.

Владимирская область

Хрусталь. Стеклянная посуда

XVII в.

XVII в.

г.. Торжок

Тверская область

Кружевное шитье. Глиняная игрушка.

XII в.

г. Тула

Тульская область

Производство самоваров, пряников. Производство оружия.

XII в.


Ребята, а знаете ли вы какие народные художественные промыслы и ремесла развиты в Кировской области?

А знаете ли вы, что в начале 20 века Вятская губерния занимала первое место в России по числу кустарей. Секретами ремесла овладевали в детстве, их бережно хранили и передавали по наследству из поколения в поколение.

В настоящее время в Кировской области развивается более 10 видов народных промыслов.

(Учитель рассказывает и сразу отмечает на карте Кировской области места зарождения промыслов.)

Кружевоплетение. Вятка известна как центр кружевоплетения не только в России, но и за рубежом: кружевные панно, воротнички, пелерины можно увидеть во многих музеях мира. Центр кружевоплетения - город Советск, расположенный в 140 км от Кирова (бывшая слобода Кукарка). Сейчас вятское кружево так и называют – кукарское кружево. По преданию, во времена Петра I поселился в Кукарке бывший корабельный плотник с женой-голландкой. Она-то и научила вятских женщин кружевоплетению. Изделия вятских кружевниц - панно, скатерти, салфетки, воротники, пелерины, шали, жакеты и жилеты.

Капа-корень. Уникальны вятские изделия из капа - нароста на стволе и ветвях старых деревьев. Ценность капа в неповторимом рисунке, созданном природой. Кап хорошо поддается обработке, не коробится, не трескается, не разбухает, не ссыхается. Еще в 19 веке вятские мастера-умельцы делали из капа часы, самовары, чайную посуду - эксклюзивные произведения. Более широкое распространение получили каповые шкатулки, табакерки, портсигары, трубки, сахарницы.

Лозоплетение. Издавна славятся вятские мастера лозоплетения. Лоза - это гибкие ветви ивы и черемухи, в большом количестве растущие по всей вятской земле. Из этого материала современные мастера делают мебель,  детские коляски, а также вазы, хлебницы, кашпо, абажуры - всего около пятидесяти видов изделий.

Изделия из соломки - шкатулки, ларцы, декоративные панно - сохраняют естественный золотистый цвет и тепло этого материала. Соломка как отделочный материал используется при инкрустировании деревянных ларцов и шкатулок. Неповторима по красоте и оригинальна вятская матрешка, инкрустированная соломкой.

Дымковская игрушка. Своеобразным символом вятского края стала знаменитая на весь мир яркая глиняная дымковская игрушка. Этот промысел существует более 400 лет. Дымковская игрушка - искусство рукотворное. Каждая - создание одного мастера, а мастера в основном - женщины. От лепки и до росписи идет никогда не повторяющийся творческий процесс. Нет и не может быть двух одинаковых изделий, каждая игрушка уникальна. Классические сюжеты дымковской игрушки - свистульки, барыни и кавалеры, индюки, олени. Современные мастерицы создают многофигурные композиции на исторические и сказочные темы.

Сейчас мы посмотрим небольшой сюжет о дымковской игрушке (видео «Дымковская игрушка»).

Какие орнаменты используются при изготовлении дымковской игрушки?

Аппликация на шаблоне дымковской игрушки.(под песню…

Чем знаменито Дымково?

Игрушкою своей.

В ней нету цвета дымного,

А есть любовь людей.

В ней что-то есть от радуги,

От капелек росы.

В ней что-то есть от радости,

Гремящей, как басы.

Изготовленные аппликации дарим гостям.

Итоги занятия:

Я узнал …

Мне запомнилось …

Я считаю важным …

Закончить наш классный час хочется важной мыслью: «Сохраняя прошлое, мы продлеваем будущее».

Спасибо! С вами было очень интересно!!!

Цель занятия:

Привлечь обучающихся к вопросам развития культуры, сохранения культурно-исторического наследия.

Задачи:

Личностные:

  • прививать интерес к культуре России;
  • развивать воображение, мышление и речь;
  • воспитывать уважение к своей Родине, к своему народу;
  • Учить ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «родина», «семья», «мир»;
  • учить видеть красоту культурного наследия России.

Познавательные:

  • ввести понятие о культуре;
  • познакомить с художественными промыслами России и Вятского края;
  • учить отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы;
  • находить необходимую информацию в словарях;
  • делать самостоятельные простые выводы.

Регулятивные:

  • учить самостоятельно организовывать свое рабочее место;
  • определять цель внеурочной  деятельности с помощью учителя и самостоятельно;
  •  соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем;
  • оценить свое задание по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении.

Коммуникативные:

  • учить культурному общению, сотрудничеству в различых видах деятельности;
  • участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения;
  • уметь работать в паре.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест по русскому языку за весь курс начальной школы

В данной презентации предоставлен тест по русскому языку за весь курс начальной школы...

Викторина к русской народной сказке "Золотой венок"

Викторина состоит из тестовых  вопросов  и вопросов  с кратким ответом .Данную викторину можно использовать на уроках внеклассного чтения в 1 классе....

Конспект бинарного урока физкультура+ музыка и пение "Русский сувенир" для учащихся 3 класса коррекционной школы 8 вида.

Формирование знаний о русской музыкальной культуре, об истории создания русского сувенира Матрешки. Коррекция нарушения движений путем выполнения элементов русской пляски....

Конспект бинарного урока физкультура+ музыка и пение "Русский сувенир" для учащихся 3 класса коррекционной школы 8 вида.

Формирование знаний о русской музыкальной культуре,об истории создания русского сувенира Матрешки, коррекция нарушения движений путем исполнения элементов русской пляски....

Конспект бинарного урока физкультура+ музыка и пение "Русский сувенир" для учащихся 3 класса коррекционной школы 8 вида.

Формирование знаний о русской музыкальной культуре,об истории создания русского сувенира Матрешки, коррекция нарушения движений путем исполнения элементов русской пляски....

Программа внеурочной деятельности "Русский сувенир"

Программа разработана для учащихся и педагогов, увлеченных изготовлением поделок из различных материалов. Направллена на развитие творческих способностей учащихся и формирование навыков работы с разны...

дианин русский фрагмент весь глагол

тут не шапка а фрагмент(содержание)...