Леворукость и праворукость
консультация (1 класс) на тему

Описание работы: данный материал «Леворукость и праворукость» можно использовать на родительском собрании в 1 классе, также будет полезен для родителей у которых леворукие дети. В докладе раскрыта теоритическая часть проблемы, и предлагается диагностика, вопросы и задания по определению ведущей руки. В виде памятки можно предложить «10 советов родителям леворукого ребенка».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Материал для родительского собрания: «ЛЕВОРУКОСТЬ И ПРАВОРУКОСТЬ»

Автор: Самусевич Ирина Александровна, учитель начальных классов, МБОУ «СШ №9» города Смоленска.

Описание работы: данный материал «Леворукость и праворукость» можно использовать на родительском собрании в 1 классе, также будет полезен для родителей у которых леворукие дети. В докладе раскрыта теоритическая часть проблемы, и предлагается диагностика, вопросы и задания по определению ведущей руки. В виде памятки можно предложить «10 советов родителям леворукого ребенка».

ЛЕВОРУКОСТЬ И ПРАВОРУКОСТЬ

Задачи: обсудить с родителями особенности обучения детей-левшей, определить причины проблем и возникающих трудностей, показать возможности в обучении при правильном воспитательном подходе, познакомить с правилами оборудования рабочего места.

Форма проведения: лекция

Вопросы для обсуждения: проблема семьи, имеющего ребенка-левшу; отличительные черты ребенка-левши и ребенка-правши; переучивание ребенка и связанные с этим проблемы; особенности письма детей-левшей

Подготовительная работа: исследование наличия в студии детей-левшей, мониторинг  за последние годы обучения детей в студии; подготовка памяток для родителей по данной проблеме; анализ учебной деятельности леворуких детей.

Ход собрания

1.Выступлениеучителя. Лекция по указанной теме с раскрытием ключевых вопросов.

2.Ознакомление со статистикой детской леворукости и успеваемости в классе.

3.Презентация выставки работ детей-левшей (демонстрация рисунков, поделок, рукоделия и т.п.)

4.Знакомство с биографией и творческими успехами выдающихся людей –левшей.

5.Ответы на вопросы по интересующим вопросам.

6.Просмотр видеоролика об организации рабочего места детей, особенности для леворуких.

7.Демонстрация дополнительной литературы по данной проблеме. Знакомство с памяткой по организации обучения детей-левшей.

8.Подведение итигов.

    Большинство родителей, заметив, что их ребенок рисует или пишет не правой, а левой рукой, проявляют беспокойство. На протяжении многих лет феномен леворукости привлекает и внимание различных специалистов. Зачастую родители задают себе множество вопросов. Почему их ребенок не такой, как все? Что делать? Исправлять или не исправлять? Почему он неохотно рисует и пишет? Как подготовить его к школе?

   Ответы на все вопросы могут дать знания особенностей леворуких детей.

   Леворукость веками была и остается загадкой притягивающей внимание и ждущей своего разрешения. Большая часть человечества – праворукие и только 5-12% из них леворукие. Но и праворукие и леворукие – это не однородные группы. Среди них есть сильно леворукие и сильно праворукие, но есть и те, кто выполняют одной или другой рукой только некоторые действия, среди них и амбидекстры (обоерукие).

   У человека существует функциональная асимметрия мозга. Что это значит? Ответственность за разные виды деятельности поделена между полушариями мозга. Левый мозг (доминирует у правшей) оперирует словесно-знаковой информацией, чтением текстов, выстраивает продукты своей работы в строгие и точные конструкции. Правый мозг (доминирует у левшей) оперирует образами, "заведует" ориентацией в пространстве, различением музыкальных тонов и мелодий, распознает сходство и различие сложных систем, продуцирует сновидения. У большинства людей в результате определенной системы учебы, тренировки, всей жизни резко доминирует одно полушарие (левое). Более слабое полушарие, у которого есть собственные уникальные особенности - не полностью выполняет свои функции, потому что оно ЗАБИТО более сильным. Кроме того, слабое полушарие очень вяло участвует в действиях, требующих двойного контроля.

   Леворукость — преобладание в развитии и функции левой руки над правой, обычно врожденное. Леворукость может быть скрытой, когда левша научился пользоваться главным образом правой рукой. Скрытую леворукость можно обнаружить по некоторым признакам:

  • кисть больше и ногти шире;
  • при переплетении пальцев обеих рук сверху ложится I палец левой, а не правой руки; по более развитой мимической мускулатуре слева;
  • по движению рук во время работы.

   Ведущий глаз при леворукости — левый, что при службе в армии не допускает меткой стрельбы с правого плеча. Дети с леворукостью иногда начинают говорить несколько позже, чем следует, в остальном развиваются нормально и умственно и физически. Насильственное, с упреками и насмешками, «переучивание» ребенка-левши часто ведет к его нервозности, заиканию и т. п. Но писать правой рукой многие левши привыкают без особого труда.

  Скрытую леворукость можно определить по большей величине левой руки у левши, большему развитию вен на тыле левой кисти, большему поперечному размеру ногтей, по более развитой мимической мускулатуре слева, по

движению рук во время работы; при аплодировании более активная левая рука располагается сверху. При ходьбе по прямой линии с завязанными глазами левши сразу отклоняются от прямой линии слева направо, а правши наоборот.

   Леворукость бывает и приобретенной (например, после калечащей травмы правой руки); пострадавшему для сохранения прежней профессии могут потребоваться инструменты, специально приспособленные «под левую руку».

   У преобладающего большинства левшей более развита зрительная оценка информации. В первую очередь они реагируют на внешний вид предмета, на его форму, цвет. Для таких детей словесного описания предмета недостаточно. Преобладанием зрительных впечатлений над слуховыми объясняются некоторые трудности, которые испытывают такие дети при обучении. Среди леворуких часто встречаются лица, которые пишут в зеркальном направлении справа налево — левой рукой, а слева направо — правой, а иногда пишут

строчки по вертикали.

    У леворуких два центра речи — один в левом, а другой в правом полушарии, при кровоизлияниях в один из них наступает более быстрая компенсация развития речи. Нечистая речь с неясным произношением буквы «р» чаще встречается у леворуких, так же как дальтонизм, косоглазие и генуинная эпилепсия.

Так надо или нет переучивать леворуких детей? Нельзя переучивать ребенка с левой руки на правую. Практика показывает, что переученная леворукость - ошибка взрослых, стоящая ребенку здоровья!

   Левше нужна специальная подготовка, направленная на выработку навыков, адаптирующих его к праворукой среде. Такая подготовка поможет избежать возможных трудностей обучения в школе, которые могут привести к серьезным психологическим проблемам и нарушениям здоровья.

   Нужно учить обе руки, обе ноги, оба глаза, обе стороны тела. В возрасте до трех лет не стоит слишком доискиваться, правшой или левшой является ребенок. В это время подобное выяснение является нагрузкой для детей и малонадежно. Во многих культурах прошлого считалось, что человек должен быть симметричным, ДВУРУКИМ. Его нужно учить на "двурукость". Обучение должно быть построено таким образом, чтобы более слабый мозг был активным помощником сильного, а не его пассивным придатком.

   Давайте на секунду отвлечемся: попробуйте ударить мяч левой рукой, напишите что-нибудь или нарисуйте человечка. Получается? Не очень ловко, но получается. Но ведь левую руку никто не учил всем этим непростым движениям, значит она "под шумок" незаметно выучилась сама, пока мы обучали правую. Но можно учить и "наоборот": если всем навыкам мы начнем учить и левую руку, это создаст существенные резервы для еще более совершенной работы правой руки.

   Большинство авторов считает, что в шесть с половиной - семь лет обычный ребенок делает выбор руки (кроме незначительного количества двуруких, вернее, "двуправоруких", если можно так выразиться). Такой выбор обязателен и он свидетельствует о том, что вступило в силу высшее управление деятельностью: все процессы стала контролировать кора головного мозга. И для того, чтобы это состояние было достигнуто быстрее, в какой-то момент (у обычного ребенка - около шести лет) нужно начать больше внимания уделять доминирующей руке. Но когда выбор будет совершен, необходимо снова усиленно заниматься симметричностью движений.

   Возраст выбора доминирующей руки может быть снижен до трех с половиной - четырех лет. В этот период нужно усиленно тренировать руку, которую предпочитает ребенок, чтобы ускорить наступление высшего этапа, контроля коры. Но при этом хорошо бы заниматься видами деятельности, которые требуют двойного управления: велосипедом, роликами, бегом и плаваньем. И, конечно же, не забывать о развитии второй руки. Например, писать, рисовать ребенок может доминирующей рукой, а лепить и выполнять еще какие-либо виды работ руками – другой рукой.

   Учить на две руки - значит добиваться более точных, уверенных и совершенных движений. Развивая обе половинки мозга, мы даем детям больший резерв для раскрытия их способностей и достижения лучших результатов в будущем.

Диагностика ведущей руки

Определить мануальное предпочтение можно примерно к четырем годам, поскольку до этого возраста предпочтение руки может быть неустойчивым.

Для оценки степени праворукости и леворукости используются несложные тесты:

1.Ребенку предлагают открыть и закрыть несколько пузырьков с
отвинчивающимися крышками. Ведущая рука выполняет активные действия, а неведущая держит пузырек. Результат фиксируется: П - правая, Л - левая.

2.Ребенка просят развязать несколько узлов на шнуре средней толщины. Ведущей считается рука, которая развязывает узел, не ведущая рука держит. Результат фиксируется: П, Л.

3.Ребенку предлагают протереть что-нибудь из мебели (стол, шкаф и т.п.) тряпкой.
Активные действия выполняет ведущая рука. Результат фиксируется: П, Л.

4.Ребенку кидают небольшой мячик или мягкую игрушку и просят поймать одной рукой. Бросающий стоит посередине по отношению к малышу. Та рука, которая ловит, - ведущая. Результат фиксируется: П, Л.

5.Ребенка просят похлопать в ладоши. Ведущая рука обычно - сверху. Результат фиксируется: П, Л,

6.Ребенка просят погладить игрушку, которую он держит в руках. Обычно гладит ведущая рука. Результат фиксируется: П, Л.

7.Ребенку предлагают указательным пальцем одной руки нарисовать круги на ладошке другой. Рисует ведущая рука. Результат фиксируется; П, Л.

8.Ребенку протягивают часы и просят их завести. Обычно неведущая рука держит часы, а ведущая - заводит. Результат фиксируется: П, Л.

9.Родители кладут что-нибудь на пол, например небольшую игрушку, и просят ребенка поднять предмет. Ведущая рука обычно поднимает. Результат фиксируется: П, Л.

10.Ребенка просят переплести пальцы обеих рук. При этом сверху оказывается большой палец ведущей руки. Результат фиксируется: П, Л.

11.Родители просят ребенка вдеть нитку в иголку. Обычно ведущая рука держит нитку и вдевает ее в ушко, а не ведущая рука держит иголку. Результат фиксируется:П, Л.

   Также с помощью  несколько вопросов и заданий, ответив и выполнив которые, родители могут определить преобладающую руку своего ребенка.
1.    Имеете ли Вы родственников, у которых ведущая левая рука?
2.    Какой рукой в возрасте до года ребенок пользовался чаще (брал ложку, погремушку).
3.    В какой руке ребенок держит расческу, ручку или карандаш?
4.    Каким ухом ребенок слушает как тикают часики?
5.    Если ребенок скрещивает пальцы в замочек, какой руки большой палец лежит сверху?
6.    Если ребенок скрещивает на груди руки, какая рука будет сверху?
7.    Если попросить ребенка топнуть одной ногой, какой топнет?
8.    Попросите малыша сесть, положив ногу на ногу, какая будет сверху?
9.    Каким глазом ребенок посмотрит в сложенную бумажную трубочку?

 На основании проведенных проб родители могут определить, какая рука у ребенка является ведущей. Это особенно важно, когда у малыша достаточно слабо сформированы графические навыки работы рукой или родителям неясна ведущая позиция одной руки, поскольку ребенок производит манипуляции то одной рукой, то другой.

Главное — понять (10 советов родителям леворукого ребенка)

  Взрослые не должны никогда, ни при каких обстоятельствах показывать леворукого ребенку негативное отношение к леворукости.

  Старайтесь придерживаться единой тактики отношений с ребенком. Раздоры в семье и несогласованность требований родителей к ребенку всегда осложняют ситуацию.

  Необходимо научиться внимательно наблюдать за своим ребенком, видеть и различать его состояния, знать причины его огорчений и радостей, понимать его проблемы, помогать ему их преодолевать.

  Помните, что леворукость — индивидуальный вариант нормы, поэтому трудности, возникающие у левши, совсем не обязательно связаны с его леворукостью, такие же проблемы могут быть и у праворукого ребенка.

  Не рекомендуется "пробовать" научить ребенка работать правой рукой, тем более настаивать на этом. Переучивание может привести к серьезным нарушениям здоровья.

  Определить ведущую руку целесообразно в 4-4,5 года и не менять ее, даже если качество письма и рисования будет не очень удовлетворять вас.

  Научите леворукого ребенка правильно сидеть за рабочим столом, правильно держать ручку, располагать тетрадь. Помните, свет при работе должен падать справа.

  При обучении письму используйте "Прописи для леворуких детей". Помните, методика безотрывного письма неприменима при обучении леворуких детей.

  Не заставляйте леворукого ребенка читать, если он сам отказывается, даже если вы уверены, что он знает все буквы. Складывайте буквы из их элементов, пишите буквы, играйте с буквами — эта работа облегчит ребенку распознавание букв и процесс обучения чтению.

  Ваш ребенок нуждается в особом внимании и подходе, но не потому, что он леворукий, а потому, что каждый ребенок уникален и неповторим.

От вашего понимания, любви, терпения умения вовремя помочь зависят успехи вашего малыша.

Литература:

  • Безруких М.В. Леворукий ребенок в школе и дома. – Екатеринбург: АРД ЛТД, 1998.
  • Доровской А.И. Сто советов по развитию одаренности детей.-М.,1997
  • Макарьев И.Если ваш ребенок - левша.-СПб, 1995
  • Дефектология: Словарь-справочник/под ред.Б.П.Пузанова,-М.,1991


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лекция для родителей "Леворукий ребёнок в праворуком мире"

Данная лекция освещает проблемы леворуких детей...

Леворукий ребёнок в праворуком мире

Этот материал будет полезен для родителей и для педагогов, работающих с леворукими детьми....

леворукий ребенок в праворуком мире

информация для родителей...

Леворукий ребенок в праворуком мире

Адаптация и причины леворукости...

Леворукий ребенок в праворуком мире.

Происхождение леворукости....

Леворукий ребенок в праворуком мире

О леворуких мы знаем много и... почти ничего...

Особенности написания соединения букв праворукими и леворукими первоклассниками.

В статье рассмотрены особенности обучения письму леворуких детей. Даны рекомендации и примеры упражнений, способствующие лучшему усвоению материала....