Программа внеурочной деятельности «Мастерская чудес»
рабочая программа на тему

Кузнецова Юлия Викторовна

программа внеурочной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_bumagoplastika.docx50.68 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

гимназия №1 г. Липецка

Принята

на педагогическом совете

«__»________2013 г.

Протокол №___от_______г.

УТВЕРЖДАЮ:

Директор гимназии №1

______Цопа В.М.

Приказ №_______

От____________2013

 Программа внеурочной деятельности

 «Мастерская чудес»

(кружок «Бумагопластика»)

Срок реализации программы: 1год

Возраст учащихся: 7-10 лет

Автор: Кузнецова Ю.В.

Воспитатель группы продлённого дня

Липецк – 2014

Пояснительная записка

        Данная авторская программа внеурочной деятельности реализует общекультурное направление.

Нормативно-правовая база:

Актуальность и педагогическая целесообразность Программы

         Дополнительное образование наряду с основным участвует в формировании всесторонне развитой личности ребенка: выявлении, развитии и реализации его индивидуальных способностей, воспитании позитивного восприятия им действительности и дальнейшего активного участия в жизни общества. Весь год обучения полностью посвящен бумагопластике. Бумага, как материал для детского творчества, ни с чем не сравнима (легкость обработки, минимум инструментов). Способность бумаги сохранять придаваемую ей форму, известный запас прочности позволяет делать не только забавные поделки, но и вполне нужные для повседневного обихода предметы (закладки, упаковки для подарков, подставки под карандаши, пеналы и т.д.). Любая работа с бумагой - складывание, вырезание, плетение- не только увлекательна, но и познавательна.   Бумага дает возможность ребенку проявить свою индивидуальность, воплотить замысел, ощутить радость творчества.

Актуальность программы обусловлена тем, что организация образовательного процесса по этому профилю деятельности решает некоторые важные развивающие задачи: развивает смекалку, изобретательность, умение ориентироваться в проблемных ситуациях, способствуют развитию мелкой моторики, художественному вкусу, а также пространственному мышлению и воображению.

Новизна программы  в том, что  современный книжный рынок насыщен популярной литературой данной тематики, что дает возможность потребителю ознакомиться с разными техниками данного вида творчества -          айрис-фолдинг, квилинг, модульное оригами. Логическая же последовательность, системность, дающая возможность организации курса обучения и воспитания в области дополнительного образования детей начального и среднего звена общеобразовательных учреждений отсутствуют.

Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что  позволяет детям не только удовлетворить сформировавшиеся потребности, но и создать условия для развития личности ребенка, обеспечить его эмоциональное благополучие, приобщить к общечеловеческим ценностям, создать условия для творческой самореализации, обучить толерантному поведению, уважению и терпимости.

Цель и задачи реализации данной Программы:

Цель программы – формирование художественно-эстетического вкуса, культуры и творческое развитие ребёнка  в процессе изготовления изделий из бумаги в разных техниках.

Задачи:

Обучающие:

  • сформировать систему знаний и умений, позволяющих учащимся пользоваться специализированной литературой (журналы, специализированные сайты, книги) по изготовления из бумаги в разных техниках;
  • познакомить воспитанников с основными техниками и приёмами работы из бумаги.

Развивающие:

  • развивать смекалку, изобретательность, мелкую моторику, а также пространственное мышление и воображение;
  • формировать привычку к свободному творческому самовыражению.
  •  выработать навык работы с книгой, развить индивидуальную творческо-поисковую деятельность, умение оценивать свою работу, корректировать деятельность с целью исправления недочетов;

Воспитательные:

  • содействовать личному росту воспитанников.
  • воспитать умение работать в коллективе.
  • воспитать трудолюбие, усидчивость, терпение, настойчивость, аккуратность;

Сроки реализации Программы – 1 год

Режим, формы проведения занятий

Занятия проводятся в группе 1 раза в неделю, продолжительность занятия  1 час., программа рассчитана на 34 часов в год. Количество детей в группе 12 человек

Принципы реализации Программы

  • принцип детоцентризма выражается в приоритете  интересов и потребностей ребенка в процессе обучения и воспитания;
  • принцип увлекательности и творчества реализуется через определение и развитие творческих способностей;
  • принцип гуманизации осуществляется через утверждение общечеловеческих ценностей, принципов морали, формирование позитивного поведения,  интереса, уважения и любви к истории и культуре Отечества и других народов и государств;
  • принцип сознательности и активности предполагает формирование и развитие в ходе обучения осознанного отношения к деятельности и ее результатам, активное участие в реализации проектов;                            4        
  • принцип полезности реализуется через получение конкретных знаний, умений, навыков, позволяющих осуществить на практике идеи и замыслы;
  • принцип системности выражается в  преемственности тем и соответствующих знаний, умений и навыков;                                          
  • принцип прочности достигается путем многократного повторения умений и навыков, закрепления их в самостоятельных проектах;
  • принцип природосообразности реализуется при определении индивидуальных заданий, степени их сложности и продолжительности с учетом возрастных и психоэмоциональных характеристик детей;
  • принцип сотрудничества достигается путем формирования систем совместных действий в объединениях «Педагог + воспитанник»,   «Педагог + группа воспитанников», «Старший воспитанник + младший воспитанник».  

Планируемые результаты освоения Программы

Учащиеся должны знать:

  • свойства и возможности бумаги как материала для художественного творчества;
  • основные виды работ из бумаги (вырезки, плетения, оригами, аппликация, объемное конструирование).
  • необходимые инструменты и материалы;
  • основные этапы изготовления изделий;
  • основные приемы, технологию выполнения;
  • основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения                                                                     
  • требования к качеству и отделке изделий;
  • правила безопасной работы во время изготовления изделий.

Учащиеся должны уметь:

  • владеть основными приемами работы с бумагой: складывание, сгибание, вырезание, гофрирование, склеивание;
  • научатся последовательно вести работу (замысел, эскиз, выбор материала и способов изготовления, готовое изделие);
  • научатся работать нужными инструментами и приспособлениями;
  • сознательно использовать знания и умения, полученные на занятиях для воплощения собственного замысла в бумажных объемах и плоскостных композициях;
  • выполнять правила безопасной работы;
  • организовывать рабочее место;

  Способы определения результативности

Усвоение обучающимися программного материала отслеживается в ходе проведения следующих видов контроля:

- предварительного (проводится анкетирование обучающихся в начале обучения по программе);                                                                                                          

- текущего (в конце каждой темы планируется итоговое творческое занятие, на котором дети показывают полученные знания, умения по заданной теме). Дети оценивают свои работы, работы товарищей, объясняют, чем понравилась та или иная работа. Результаты работы видят родители, получая сувениры и подарки от детей.

        В конце темы, четверти, полугодия и года устраиваются мини-выставки в объединении. Главное – дети получают моральное удовлетворение оттого, что их творчество и профессиональные умения ценятся другими, повышается их самооценка, осознание своей значимости.

- итогового  (представление творческой работы, участие в отчетной выставке, беседы с детьми, родителями  и т. п. Показателями  качества воспитательной работы в объединении являются следующие критерии:

- уровень воспитанности обучающихся;

- микроклимат в детском объединении;

- взаимодействие с родителями.         

Также объективными показателями влияния организованного педагогического процесса на личность обучающихся будут качественные личностные изменения. Эти критерии исследуются методами анкетирования, опроса, педагогического наблюдения, беседы с родителями, самооценкой себя ребенком, педагогическими и психологическими тестами.

Динамику развития творческих способностей можно также проследить через педагогическую диагностику, адаптированную к условиям УДО изучающую уровень воспитанности обучающихся. В рамках этой методики  можно проанализировать следующие показатели:                                      

  • Мотивацию к образовательной деятельности;
  • Отношения в коллективе;
  • Уровень творческой активности;                                                    
  • Организаторские способности обучающихся;
  • Сформированность культурно-гигиенических навыков и др.

Формы подведения итогов реализации Программы.

Программа предусматривает различные формы подведения итогов:

  • Постоянно действующая выставка;
  • Творческие конкурсы
  • Отчетная выставка  

Учебно-тематический план

№ п\п

Название разделов и тем

Количество часов

всего

теория

практика

Раздел I.  Введение в декоративно-прикладное искусство.

1

Вводное занятие. История декоративно-прикладного искусства. Инструктаж по технике  безопасности при работе с инструментами и материалами. Виды бумаги и картона.

1

1

2

Основы цветоведения.

1

1

3

Основы композиции.

1

0,5

0,5

Раздел II.  Удивительный мир аппликации.

4

Аппликации из ладошек. Просмотр работ в этой технике.  Приемы работы.

1

0,5

0,5

5

Птицы из «ладошек»

1

0,5

0,5

6

Панно «Лебеди»

1

1

7

Рыбешки- «ладошки»

1

1

8

Айрис-фолдинг. Просмотр работ в этой технике. Приемы работы.

1

0,5

0,5

9

Айрис-фолдинг из осенних листьев.

1

1

10

Аппликация обрывная. Просмотр работ в этой технике. Приемы работ.

2

1

1

11

Миниатюры на свободную тему.

1

1

12

Коллективная работа «Новогоднее настроение»

4

1

3

13

Квиллинг. Просмотр работ в этой технике. Приемы работ.

2

1

1

14

Роллы. Освоение приемов.

2

2

15

Открытка к 8 марта.

1

1

16

Пасхальные яйца в технике квиллинг.

3

3

17

Коллективная работа «Нарциссы»

2

2

Раздел III. Модульное оригами.

18

Модульное оригами. Просмотр работ в этой технике.

1

1

19

Базовые элементы модульного оригами.

1

1

20

Коллективная работа «Ваза»

2

2

21

Кусудамы – японские шарики. Базовые формы.

1

1

22

Кусудама  «Супершар»  

2

2

23

Отчетная выставка объединения «Мастерская чудес»

1

1

                                                                         ВСЕГО

34

8

26

Содержание Программы

Раздел I.   Введение в декоративно-прикладное творчество.

Тема 1. Вводное занятие. История декоративно-прикладного искусства (презентация). Инструктаж по технике безопасности при работе с инструментами и материалами.  Виды бумаги и картона: гофробумага, цветная бумага, бумага ручной работы, рисовая бумага, гофрокартон, глянцевый картон, бумага для пастели, акварели. Выполнения приёмов из различных видов бумаги.

Тема 2.  Теория: основы цветоведения. Цветовой круг. Теплые и холодные цвета.

Тема 3. Теория: основы композиции. Расположение основных элементов и частей в определенной системе. Практика: аппликация «Осень»

Раздел II.   Удивительный мир аппликации.

Тема 1. Практика: аппликации из «ладошек». Просмотр работ в этой технике (презентация). Основные приемы работы.

Тема 2.  Практика: птицы из «ладошек», изготовление птичек по выбору: совушка, страус, петушок и др.

Тема 3. Теория: игра «Назови литературные произведения, где упоминается о лебедях », панно «Лебеди».  Практика: подготовка заготовок – ладошек, основы, фона, рамочки. Сборка в единую композицию.

Тема 4. Теория: беседа: «Рыбы морей и океанов», рыбешки – «ладошки». Практика: изготовление различных рыбешек по выбору.

Тема 5. Теория: понятие «айрис-фолдинг»,  просмотр работ в этой технике (презентация). Практика: приемы работы. Чертеж шаблона.

Тема 6. Практика: айрис-фолдинг из осенних листьев. Эскиз работы. Чертеж шаблона. Выполнение общей композиции.

Тема 7. Теория: аппликация обрывная. Просмотр работ в этой технике (презентация).  Практика: приемы работ.

Тема 8. Практика: миниатюры на свободную тему. Выбор темы работы.  зарисовка  эскиза. Выполнение работы.

Тема 9. Теория: беседа «Новогодние традиции». Практика:  коллективная работа «Новогоднее настроение». Зарисовка эскиза. Выполнение работы.

Тема 10. Практика: квиллинг.  Просмотр работ в этой технике (презентация).  Приемы работ.

Тема 11.  Практика: роллы. Освоение приемов.

Тема 12. Практика: виды открыток к 8 марта. Зарисовка эскизов. Выполнение работ.

Тема 13. Практика: пасхальные яйца в технике квиллинг.  Подготовка основы яйца, ролл.  Выполнение рисунка на основе.

Тема 14.  Практика: коллективная работа «Нарциссы». Подготовка основы, фона, ролл. Выполнение общей композиции.

Раздел III.  Модульное оригами.

Тема 1. Теория: понятие «модульное оригами».  Просмотр работ в этой технике (презентация).

Тема 2.   Практика: базовые элементы модульного оригами.

Тема 3. Практика: коллективная работа «Ваза». Подготовка необходимого количества модулей. Сборка.

Тема 4. Теория: кусудамы – японские шарики (презентация). Практика: базовые формы.

Тема 5.  Практика: кусудама  «Супершар» и др. Выбор работы. Подготовка  необходимого количества модулей. Сборка.

Тема 6. Отчетная выставка объединения «Мастерская чудес»

10

Условия реализации Программы

          Чтобы успешно обучить детей, необходимо, прежде всего, владеть  знаниями, умениями и навыками изготовления разнообразных доступных и посильных для детей данного возраста изделий, имеющих практическую значимость.

          Помещение для проведения занятий должно быть светлым, соответствовать санитарно – гигиеническим требованиям. До начало занятий и после их окончания необходимо осуществлять сквозное проветривание помещения. В процессе обучения учащиеся и педагог должны строго соблюдать правила техники безопасности труда.

          Для успешной реализации программы необходимо материально-техническое обеспечение:

       - бумага офисная цветная марки «Color», бумага офисная белая, бумага цветная, гофробумага, картон цветной, гофрокартон, картон белый большой, бумага для акварели, цветные блоки для записей (форма квадрат), английские булавки, ножницы, иглы длинные, мультимедиа для просмотра презентаций.

                                                                                                                   

Управление Программой

Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трём уровням.

1-й уровень  -  школьник  знает и понимает общественную жизнь. 

2-й уровень – школьник ценит общественную жизнь.

3-й уровень – школьник самостоятельно действует в общественной жизни.

Программа внеурочной деятельности «Мастерская чудес» ориентирована на достижение  воспитательных результатов 3 уровня. 

Содержание

Способ достижения

формы деятельности

Способы оценки

Первый уровень результатов

Приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни

Достигается во взаимодействии с учителем как значимым носителем положительного социального знания и повседневного опыта

Беседа, лекция, участие в работе объединения

Наблюдение,

анкетирование

Второй уровень результатов

Получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальным реальностям в целом

Достигается во взаимодействии школьников между собой на уровне класса, школы, т.е. в защищенной, дружественной социальной среде, где он подтверждает практически приобретенные социальные знания, начинает их ценить (или отвергать)

Дебаты, тематические вечера,  диспуты,

акции

Ролевые и организационно-деятельностные игры

Третий уровень результатов

Получение школьником опыта самостоятельного общественного действия в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, где не обязательно положительный настрой

Достигается во взаимодействии школьника с социальными субъектами, в открытой общественной среде

Реализация социальных проектов

 

13

Список рекомендуемой литературы

  1. Аппликация и бумагопластика. – М.: АРТ, 2008. - 164с., ил.
  2. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Уроки оригами в школе и дома. – М.: Аким, 1996. – 208с., ил.
  3. Гурская И.В. Радуга аппликации. – СПб.: Питер, 2007. – 212с., ил.
  4. Евсеев Г.А Бумажный мир. – М.: АРТ, 2006.- 107с., ил.
  5. Симмонс К. Текстильная кукла. – М.: Пресс, 2006. – 198с., ил.
  6. Тарабарина Т.И. Оригами и развитие ребенка. – Я.: Академия развития, 1997. – 224с., ил.
  7. Черныш И. Удивительная бумага. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2000. – 160с., ил.
  8. Медиа-ресурсы, интернет-ресурсы

        

14


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности "Мастерская речевого творчества".

Рабочая программа внеурочной деятельности "Мастерская речевого творчества". 2 класс....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ мастерской «ТЕАТР ЮНОГО АКТЁРА» (основы театрального мастерства)

Рабочая программа по внеурочной деятельности разработана в соответствиис требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Основной образовательной п...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Мастерская чудес" ( общекультурное направление), 1-4 класс

Программа "Мастерская чудес"содержит материал для развития фантазии и изобретательности, логики и пространственного мышления, воображения и интеллекта....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Мастерская речевого творчества" 2 класс

Рабочая программа "Мастерская речевого творчества" для 2 класса составлена в соответствии с требованиями ФГОС...

Программа внеурочной деятельности "Мастерская чудес".

Программа внеурочной деятельности "Мастерская чудес"....

программа внеурочной деятельности "Мастерская чудес"

Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности «Мастерская чудес»Личностные результатыУ учащихся будут сформированы:_ широкая мотивационная основа художестве...