Игра-соревнование " О правах играя".
план-конспект занятия (4 класс) на тему

В давние времена жили на земле богатыри, которые охраняли нашу землю от врагов. У врагов были копья и стрелы, топоры и мечи, опасное оружие, которое могло навредить даже самому сильному богатырю. Придумали тогда богатыри от этого оружия щит, под которым можно было укрыться от ударов. Надёжно укрыл щит богатырей от ударов, оказались они за щитом, отсюда и произошло слово « за-щита», т.е. за щитом. С тех самых пор защитой стало называться то, что оберегает, охраняет нас от опасности, от врагов и недругов.

·        А кто оберегает и защищает вас, когда вам грустно, страшно, одиноко?

·        С кем вы чувствуете себя как богатырь за щитом?

 

(Ответы детей)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igra_-_sorevnovanie_o_pravakh_igraya.doc73 КБ

Предварительный просмотр:

Цели:

  • Формировать у детей представления о правах человека;
  • Развивать коммуникативные навыки детей;
  • Развивать у детей такие качества, как самостоятельность, предприимчивость, ответственность за результаты своей деятельности;
  • Дать детям почувствовать себя ответственными гражданами своей страны.

Материал:

 Презентация «Ребёнок имеет право», карточки двух цветов (чёрные и красные), цветные модули, ватманы, цветная бумага, наборы для изобразительной деятельности для творческой работы.

 

Ход  занятия:

          Ведущий:

В давние времена жили на земле богатыри, которые охраняли нашу землю от врагов. У врагов были копья и стрелы, топоры и мечи, опасное оружие, которое могло навредить даже самому сильному богатырю. Придумали тогда богатыри от этого оружия щит, под которым можно было укрыться от ударов. Надёжно укрыл щит богатырей от ударов, оказались они за щитом, отсюда и произошло слово « за-щита», т.е. за щитом. С тех самых пор защитой стало называться то, что оберегает, охраняет нас от опасности, от врагов и недругов.

  • А кто оберегает и защищает вас, когда вам грустно, страшно, одиноко?
  • С кем вы чувствуете себя как богатырь за щитом?

(Ответы детей)

          Самые близкие и любимые нами люди – мама, папа, бабушка, дедушка, друзья – становятся нашим щитом в трудную минуту. Но не только они проявляют заботу о тебе. Существует Международная Организация Объединённых Наций (ООН), принимающая законы, по которым живут люди всего мира. Одним из таких законов является Конвенция о правах ребёнка. Да, не только взрослые, но и вы, дети имеете свои права.  Этому и посвящёна наша игра - соревнование, тема которой «О правах, играя».

(Презентация: иллюстрации семьи, Конвенции о правах ребёнка,  Декларации прав ребёнка, Семейного Кодекса РФ…)

       Ведущий. 

Итак, мы начинаем.

 I конкурс традиционный «Визитка».

(Слово представляется участникам)

       Ведущий.

II Конкурс «Разминка» состоит из вопросов для  детей. 

  • Какие документы о правах ребёнка Вам известны?
  1. Конституция РФ
  2. Декларация прав ребёнка (1959) г.)
  3. Конвенция ООН о правах ребёнка (1989 г.)
  4. Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990 г.)
  5. Закон об образовании
  6. Семейный Кодекс РФ

  • Какие 4 основных требования содержит Конвенция о правах ребёнка?

- воспитание;

- развитие;

- защита;

- обеспечение активного участия в жизни общества.

  • Какие права детей отмечены в Семейном Кодексе РФ?

- право ребёнка жить и воспитываться в семье;

- право ребёнка на общение с родителями и др. родственниками;

- право ребёнка на защиту;

- право ребёнка выражать своё мнение;

- право ребёнка на имя, отчество и фамилию;

- имущественные права ребёнка.

  1. Следующее задание  ребята. За минуту вам необходимо перечислить свои обязанности.

(Жюри отмечает правильные ответы)

         Ведущий. 

Я предлагаю вам обсудить следующие инсценированные ситуации и прокомментировать их. Это задание нашего следующего III конкурса «Давай обсудим»

           Ситуация 1.   Иришка играла у открытого окна. На подоконнике стоял горшок с любимым маминым цветком. Со двора Иришку окликнули подруги, она вскинула руку, чтобы им помахать и …горшок с цветком перевернулся и оказался на земле. Услышав шум, в комнату вбежала мама. Не разобравшись, она отругала и отшлёпала Иришку.

          - Какие права нарушены в этом случае?

          - Как поступили бы вы?

          Ситуация 2.   Алёша катался на велосипеде, упал и сильно поранил колено. Подошёл папа, поднял сына и сказал: «Ну, что ты плачешь? Прекрати! Ничего страшного не случилось». Затем папа снова сел на лавочку и продолжал читать газету. А Алёше уже не хотелось кататься – у него сильно болело колено. Вечером, когда мама пришла с работы. То увидела Лёшу лежащим в кровати. У него поднялась температура. Пришлось вызвать врача.

- Прокомментируйте эту ситуацию.

          Ситуация 3.   Час пик. Автобус. Много людей. На переднем сиденье расположились мальчик и девочка, которые с удовольствием смотрят в окно. На остановке в автобус вошёл старик, и своё плохое настроение он перенёс на окружающих людей. Увидев сидящих детей, он начал кричать и грубо обзывать их.

         - Как поступить в этой ситуации?

(Ответы жюри заносит в оценочный лист)    

   

          Ведущий.

 В Конвенции о правах ребёнка есть статья: «Каждый ребёнок имеет право на защиту от непосильного труда». Сейчас ребята помогут мне познакомить вас с пословицами, в которых говориться о непосильном труде и труде, полезном для человека. А вы с помощью фишек отметите пословицы о непосильном труде – чёрной фишкой, а о труде полезном – зелёной.

 IV конкурс «Пословиц»

  • Была бы охота – заладится всякая работа;
  • Ленивые руки чужие труды любят;
  • В дружной работе все равны;
  • Двое пашут, а семеро руками машут;
  • Терпенье и труд всё перетрут;
  • В лес идут, а на троих один топор берут.

(Ответы жюри заносит в оценочный лист)

 

          Ведущий. 

 Мы с вами говорили о правах детей, которые соблюдаются в нашем российском государстве, главой которого является президент, а мы с вами гражданами.

Имеет каждый право на гражданство,

Неважно, чья ты дочь и чей ты сын.

Живёт в стране и равенство, и братство,

И каждый человек здесь гражданин!

           Ведущий.

 Говоря о нашей Родине – России, мы знакомились и с символикой  нашей страны, и с народами, которые населяют её, природой,  правами  и много ещё узнаете, учась в школе. А сейчас я предлагаю нашим  командам проявить своё воображение, предприимчивость, творчество. Домашним заданием было придумать название своего государства, символику, кто входит в состав вашего правительства и, конечно, рассказать какими правами пользуются ваши граждане. Я вам даю время, чтобы вы приготовились к выступлению, а мы тем самым воспользуемся правом на отдых. Давайте вспомним нашу любимую физ.минутку «Ёжики», а провести мне её поможет …(проводит ученик)

Ёжики

Два прихлопа, два притопа

Ёжики, ёжики.

Наковали, наковали –

Ножики, ножики.

Бег на месте, бег на месте –

Зайчики, зайчики.

Ну - ка дружно, ну - ка вместе – девочки, мальчики!

       

V Конкурс «Домашнее задание»

(Слово предоставляется командам, жюри следит за выступлением)

          Ведущий:

Завершающий конкурс нашей игры – соревнования называется «Реклама нашего государства». Командам дадим время для подготовки, а вам предлагаю небольшую интеллектуальную игру «Правовое ассорти».

(Презентация)

Д: Верно ли высказывание: «На достойное медицинское обслуживание          имеют право только дети врачей. На достойное жилище – дети строителей. На хорошее питание – дети поваров»

(Каждый ребёнок имеет право на достойное медицинское обслуживание, на достойное жилище, питание и развлечения);

Р:   Выберите правильный вариант ответа:

      Каждый ребёнок имеет право на:

  • а) самый высокий уровень жизни в стране;
  • б) уровень жизни, необходимый для физического, умственного,         духовного, нравственного и социального развития (ст.21);
  •  в)  карманные расходы.

Д: Какое право символизирует этот знак – символ? (Дети-инвалиды имеют право на особую заботу и обучение);

Р:   Какая пословица зашифрована (Что посеешь, то пожнёшь; Дурной пример заразителен);

Д: Какой символ соответствует данной иллюстрации?

(Дети имеют право выражать своё мнение и собираться вместе с целью выражения своих взглядов).

         Ведущий: 

Итак, завершающий конкурс «Реклама нашего государства». Задание этого конкурса – придумать такую рекламу своего государства, чтобы у всех присутствующих возникло желание посетить вашу страну в первую очередь. И так, вам слово.

         Ведущий: Жюри подводит итоги, а мы тем временем, немного отдохнём и послушаем стихотворение с правовым названием «Новый закон».

                                            «Новый закон»

На час начальником бы стать

Среди законодателей,

Велел бы я закон издать

Для взрослых обязательным.

«В дни отдыха, - гласил бы он, -

Одних, без нас, родителей

В театры, в цирк, на стадион

Не допускать как зрителей».

Пусть надпись – буквы покрупней! –

Там ярко освещается:

«Вход мамам, папам без детей

Строжайше запрещается».

Тогда бы поняли они,

Всё взрослое сообщество,

Как детям –  В праздничные дни

Быть с ними вместе хочется.

(Жюри подводит итоги)

           Ведущий.  

У людей, которые знают свои права  и чувствуют себя свободными, распрямляются плечи, появляется красивая осанка, они становятся выше и Маленькие люди постепенно превращаются в Больших. Вот и идите по жизни – с гордой осанкой и улыбкой на лице. В счастливый путь!