Театр времени
классный час (4 класс) по теме

Хетагурова Сусана Аубекировна

Классный час о театре, как об одном из виде культуры.

Целью классного часа является: 

¾                     дать учащимся  первоначальные сведения о культуре, рассказать о Годе культуры;

¾                     расширить представление учащихся о театре, о видах театра и  о назначении некоторых театральных помещений;

¾                     познакомить детей с правилами поведения в театре;

¾                     развивать речь учащихся, любознательность, воображение, память;

¾                     воспитывать любовь к театру, уважение к труду, стремление к осознанному выполнению правил.

Данный материал поможет учителю и классному руководителю всецело организовать работу с учащимися по вопросам этики, культуры поведения в обществе, в частности в театре; расширить кругозор учащихся начального звена на доступном языке материалом. Так же в материале содержится историческая справка о создании и поэтапном развитии театра, о видах театра и постановках, региональный компонент - рассказ о создании Карачаево-Черкесского драматического театра.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Классный час «Театр времени»

Цель классного часа:

  • дать учащимся  первоначальные сведения о культуре, рассказать о Годе культуры;
  • познакомить c историей возникновения театра, видами театра, о назначении некоторых театральных помещений и правилами поведения в театре;
  • способствовать развитию речи, мышления, памяти;
  • воспитывать интерес к искусству и стремление к осознанному соблюдению правил этикета.

Оборудование и реквизит:

  • театральные билеты, программки, афиши, книги о театре, рисунки и фотографии;
  • аудиотехника,  и музыкальное сопровождение «Время вперед»;
  • компьютер, проектор;
  •  на доске надпись с названием мероприятия «Театр времени»
  • карточки «настроение», сказочные персонажи, декорации.

ХОД   КЛАССНОГО  ЧАСА

  1. Актуализация знаний и умений.

Учитель: Я рада вновь видеть ваши лица, ваши глаза. И думаю, что сегодняшний классный час принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удачи! Каким бы вы хотели видеть наш классный час? С каким настроением вы его начинаете? «Просигнальте» мне, пожалуйста.
(Дети поднимают карточку – «настроение».)

  1.  Стадия вызова.

Учитель: А чтобы тему классного часа узнать, нам надо вспомнить:  2014 год объявлен в России Годом чего?

Ответы детей: Годом культуры. 

Соответствующий указ подписал Президент Владимир Путин 22 апреля 2013 года.

  В документе говорится, что Год культуры будет проведен с целью «…привлечения внимания общества к вопросам развития культуры, сохранения культурно-исторического наследия и роли российской культуры во всем мире».

Разработан план основных мероприятий: строительство культурных центров, поддержка проектов по сохранению исторического облика малых городов, поддержка и развитие межрегиональных проектов по развитию культурно-познавательного туризма.  

В рамках Года культуры планировалась проведение календарных мероприятий года. Какие вы знаете мероприятия, приуроченные к данной теме?  

  • 200-летие со дня рождения М.Ю.Лермонтова.

Михаил Юрьевич Лермонтов (3 октября (15 октября) 1814 – 15 июля (27 июля) 1841) – русский поэт, прозаик, драматург, художник.  

  • 250 лет со дня основания Государственного Эрмитажа.

Государственный Эрмитаж - один из самых больших и известных художественных музеев в мире.  

Эрмитаж занимает семь зданий: Зимний дворец, Малый Эрмитаж, Большой (Старый) Эрмитаж, Новый Эрмитаж, Эрмитажный театр, Меншиковский дворец и бывшее здание Главного штаба.

  • 190 лет со времени открытия Государственного академического Малого театра России. 

Государственный академический Малый театр России – один из старейших театров России, сыгравших выдающий роль в развитии русской национальной культуры.   

Учитель. Основные виды культуры  - это театр, музей, выставочные залы и др. Сегодня мы поговорим о театре. Театр – культурно-просветительское учреждение.  В переводе с греческого театр (θέατρον) — зрелище.

  1.  Целеполагание.
  • Какую цель вы себе поставите на сегодняшнем занятии?
  • Что бы вы хотели узнать?
  • Сегодня мы будем обсуждать несколько серьезных вопросов:
  • вопрос о культурных ценностях Российского народа;
  • как возник и развивался театр;
  •  и как нужно вести себя в театре.

Мы отправляемся в театр.  – Что вы себе представили, услышав слово «театр». (Ответы детей) Вы, наверное, заметили, что перед входом в театр, нас встретили сказочные герои: Филя и Степашка.                            Слайд № 1

  1. Беседа о правилах поведения в театре

Учитель: А теперь послушайте, о чем разговаривают Филя и Степашка. (Учитель надевает перчаточные куклы и далее говорит от их имени.)

Степашка. Я считаю, что во всех общественных местах, в том числе и в театрах необходимо уметь себя вести.

Филя. А я уверен, что соблюдать нужно только правила дорожного движения, а в театре нужно вести себя как получится: свистеть, кривляться…

Учитель. Ребята, кто из них прав? (ответы детей). Человек живет в обществе и от умения культурно вести себя, общаться с людьми зависит хорошее настроение каждого из нас.

Вы были в театрах? Что смотрели? (Ответы детей.)

Учитель.  Ой! Кто-то еще хочет побывать в театре вместе с нами. И они о чем-то говорят.

Филя обращается к Степашке.  В театр приходи небрежно и непразднично одетым. При входе кричи, толкайся, всех распихивай. Билет брось у входа к ногам контролера. В верхней одежде пробеги в зрительный зал. Обязательно постарайся опоздать к началу представления.

Беседа с детьми: дети оспаривают «вредные советы» Фили.

Учитель. Молодцы! В фойе театра вы можете приобрести программку. Что можно узнать из нее? (Показывает театральные программки. Дети рассматривают, читают, отвечают.)

Учитель. А теперь мы послушаем правила поведения в театре.

  1. Желательно приехать самое малое за 15 минут до начала представления, чтобы можно без спешки и без очереди сдать верхнюю одежду в гардероб, поправить прическу, купить программку и занять свои места в зале.  

В гардеробе мужчина помогает женщине снять верхнюю одежду и берет номерки, которые хранит у себя до окончания спектакля.

  1. Мужчина покупает программку и первым входит в зал. Когда вы нашли свой ряд – пропустите спутницу вперед. Проходить по ряду  к своим местам следует, повернувшись лицом к сидящим и извинившись за причиняемое беспокойство.   

Если ваши места в середине ряда – придите в зал немного пораньше, чтобы без лишних неудобств занять их. Женщине полагается занимать место справа от своего спутника.

  1. Не стоит дожидаться третьего звонка. Если уж вы так нерасторопны, что опоздали, то не рвитесь к своим местам, отвлекая всех от сцены, наступая на ноги и загораживая происходящее. Или займите свободные места, или постойте у двери.
  2. Если вы увидели в зале знакомого – поклонитесь и оставьте обсуждение новостей до антракта, негоже размахивать руками, привлекая внимание всего зала, громко переговариваться через несколько рядов.    

Если мужчина пришел в театр не один, то он исполняет роль сопровождающего своей дамы, не покидая ее ни в зале, ни в гардеробе, ни в буфете.

  1. Не рекомендуется приносить собой в зрительный зал шоколад, яблоки, бутерброды и т.д., чтобы перекусить, если вы не успели это сделать дома – в любом театре для этого есть буфет.
  2. Недопустимо во время спектакля перешептываться, шаркать ногами, стучать пальцами по подлокотнику кресла – этим вы отвлекаете не только зрителей, но и актеров.
  3. Взяв собой бинокль, используйте его по назначению, а не занимайтесь изучением зала.
  4. Не срывайтесь с места за пять минут до окончания спектакля, чтобы успеть в буфет или гардероб – эти минуты вас не спасут, а настроение актерам, которые работали для вас два часа, испортят.
  5. Дождавшись, когда занавес опустят, не торопитесь покинут зал – нередко актеры выходят на поклон – разве не приятно еще раз увидеть людей, чья работа вам понравилось? Другое дело, если спектакль плох, тогда вы можете покинуть театр еще во время антракта (но не вовремя действия).
  1. Знакомство со зрительным залом                    Слайд № 2

Учитель. Театр -  необычный, волшебный мир, который дарит нам сказку, хорошее настроение, радость и удовольствие.

Теперь мы познакомимся с театральным залом. Слайд № 3

Первая часть зала находится перед сценой и называется портер.

               Портер нижний этаж зрительного зала (плоскость пола) с местами для зрителей.

Вторая часть – амфитеатр.

               Амфитеатр – место в зрительном зале, возвышающееся уступками за портером.

          Третья часть зрительного зала, которая находится под балконом и после амфитеатра называется бельэтаж.

                Бельэтаж – ярус зрительного зала, расположенный непосредственно над портером и амфитеатром.

Также в некоторых театральных залах есть ложи. Они располагаются справа и слева от основных рядов.

               Ложа – место в зрительном зале, отделенное для нескольких лиц.

В театре все зрительные залы разделены на две стороны. Возьмите билеты, на каждом написано: партер левая сторона, амфитеатр правая сторона и т.д.

И так мы в зале. Перед нами сцена.        Слайд № 4

СЦЕНА.  В современных театрах часто используется сцена-коробка. Своё название она получила из-за того, что представляет собой пространство, замкнутое с трех сторон, а четвертой стороной обращенное к залу. Архитектурная арка, соединяющая сцену и зрительный зал, называется порталом, а пространство внутри «коробки» — зеркалом.              Слайд № 5

Сценическую площадку принято делить следующим образом:

  • авансцена — передняя часть, занимает пространство, равное по ширине портальной арке. В качестве игровой площадки авансцена широко использовалась в оперных и балетных спектаклях.
  • сцена — основная часть, от авансцены до арьесцены;
  • арьерсцена — задняя часть, где хранят декорации, размещают сценические механизмы, элементы освещения и так далее.

 Занавес  отделяет сцену от зрительного зала.

  1. Театр времени                                                                                       Слайд № 6

Звучит три звонка и начинается 1-ый акт.  АНТИЧНЫЙ МИР

Античный театр                                                                              Слайд  № 7-8

Древнегреческий театр родился из мистерий (богослужения), посвященными богам — покровителям земледелия. В ходе посвящённых празднеств хор «сатиров», одетых в козлиные шкуры, распевал песни. От хора сатиров произошло и слово «трагедия» (буквально — «песнь козлов»). Годом рождения мирового театра считается 534 г. до н. э.

В те времена существовали пьесы только двух жанров — трагедии и комедии. Все роли играли мужчины. Актёры выступали в огромных масках и на котурнах (высокий открытый сапог из мягкой кожи на высокой подошве, зрительно увеличивали рост). Декораций не было. Женщины не всегда и не везде допускались на представления, особенно на комедию, и сидели, как правило, отдельно от мужчин. В Греции профессия актера считалась престижной, а в Риме — позорной.

Средневековье                                                                                  Слайды № 9

После падения Римской империи античный театр был забыт:  христианство осуждало лицедейство, все «одержимые страстью к театру» исключались из христианских общин. Средневековый театр фактически рождался заново, из народных обрядов и религиозных праздников — инсценировок церковных служб. В IX веке в Западной Европе в день Рождества священники изображали евангельских пастухов, идущих в Назарет, происходил краткий диалог между ними и священником, служившим литургию. В XI веке на Пасху и в Рождество уже разыгрывались настоящие представления.

 Эпоха ренессанса                                                                   Слайды № 10-12

Драматический театр

Театр эпохи Ренессанса родился в Италии.  С распространением мистерий в Италии было связано появление первых театральных коллективов. Поначалу в виде любительских содружеств, которые со временем превращались в полупрофессиональные: ремесленники и представители интеллигенции собирали труппу, когда был спрос на представления, показывали их за плату в богатых домах и возвращались к своим прежним занятиям, когда спроса на представления не было.  

Опера и балет                                                                                   Слайд № 13

В эпоху Ренессанса в Италии зародились также опера и балет. Вначале в мистериях появилась эпизодически вводимая музыка, позднее музыка стала сопровождать всё действие.  В 1637 году в Венеции был открыт первый оперный театр. Первые балеты ставились при дворе для развлечения придворной знати. Хореография была создана на основе придворных танцев.

 

 Театр в России                                                                               Слайды № 14

        В России театр родился поздно — лишь во второй половине XVII века. Однако в православной церкви были приняты инсценировки отдельных служб — Пещное действо (обряд духовной драмы) и Шествие на осляти (православный обряд, совершавшийся в Русском государстве в праздник Вербного Воскресенья и символизировавший  въезд Иисуса Христа в Иерусалим на осле). Эти обряды совершались с начала XVI столетия. 

        Скоморошество, зародившееся ещё в XI веке, жестко осуждалось Церковью и было официально запрещено в 1648 году указом Алексея Михайловича.

        Театр в Россию был импортирован из Западной Европы. В 1672 году был создан первый придворный театр, однако просуществовал всего несколько лет. К этому же времени относится возникновение так называемого «школьного театра», первое упоминание относится к 1672 году, когда в Киево-Могилянской академии была поставлена мистерия «Об Алексее человеке Божием». В 1687 году в Москве была основана Славяно-греко-латинская академия, при которой также был создан театр.

Учитель.        Если длинный вдруг спектакль –

Есть антракт в нём непременно.

Это краткий перерывчик,

Словно в школе…

                             (ПЕРЕМЕНА!)

Физминутка. (проводит Филя) 

Эй, Степашка, не зевай, а за нами повторяй.

Сколько елочек зеленых? Столько выполним поклонов.

Сколько здесь у нас кружков? Столько сделаем прыжков.

Звенит звонок, оповещая о начале нового акта.

II АКТ                                        СОВРЕМЕННОСТЬ

Драматический театр                                                            Слайд № 15-16

Постановки драматического театра основаны на литературных драматических произведениях. К драматической литературе относятся  драмакомедия,  трагедиятрагикомедия,  мистерияводевильфарсмелодрама. Важную роль в драматическом театре играет режиссёр. Он руководит работой всего коллектива.

Опера                                                                                                  Слайд № 17

Опера — вид театрального искусства, в котором сценическое действие тесно слито с музыкой. В опере объединяется сольное и хоровое пение, различного рода ансамбли, симфонический оркестр, декорации и костюмы, а также балетные сцены.

 Оперные постановки обычно осуществляются в специально оборудованных оперных театрах.

Балет                                                                                                  Слайд № 18

Бале́т — спектакль, содержание которого воплощается в музыкально-хореографических образах. В основе классического балетного спектакля лежит определённый сюжет.

В XX веке появился бессюжетный балет, драматургия которого основана на развитии, заложенном в музыке. Основными видами танца в балете являются классический танец и характерный танец. К характерным танцам относятся народные и национальные танцы.

Немаловажную роль играет пантомима, с помощью которой актёры передают чувства героев, их «разговор» между собой, суть происходящего. В современном балете широко используются элементы гимнастики, акробатики, восточных единоборств и другие.

Пантомима                                                                                       Слайд № 19

Пантомима — искусство создания художественного образа с помощью мимики и пластики человеческого тела, без использования слов.

Пантомима зародилась в Древней Греции.

Театр кукол                                                                            Слайды № 20

Театр кукол — одна из разновидностей кукольного вида искусства.  Куклы-актёры обычно управляются и приводятся в движение людьми, актёрами-кукловодами, а иногда автоматическими механическими устройствами. В последнем случае куклы-актёры называются куклами-роботами. 

Учитель. Следует отметить, что словосочетание «кукольный театр» является некорректным. Правильно говорить: «театр кукол», так, кстати, называются все профессиональные театры анимации.                          

Среди театров кукол различают три основных типа:        

1. Театр верховых кукол, управляемых снизу, то есть куклы «Бибабо».

                                                                                                              Слайд № 21

2. Театр низовых кукол (кукол-марионеток), управляемых сверху с помощью ниток, прутов или проволоками, то есть Петрушка.                       Слайд № 22

      Марионетка – это еще  человек, действующий по чужой воле, полностью ей подчиняющийся.

3. Театр кукол срединных (не верховых и не низовых) кукол, управляемых на уровне актёров-кукловодов.                                                             Слайд № 23

(Звучит звонок, оповещая об антракте.)

Учитель. Вот сегодня такой хороший день. Нужно дать нашим гостям нашу «Гостевую книгу» чтобы они могли оставить в ней свои отзывы. (Ребенок относит гостям «Гостевую книгу»)

Звенит звонок, оповещая о начале нового акта.

III АКТ                              РОДНОЙ КРАЙ                                   Слайд № 24

             Черкесский  драматический театр создан в 1937, как Черкесский Областной драматический театр. Коллектив возглавил режиссер Л.В.Александрович. В 1948 году слит с Георгиевским городским театром.   В 1972 году, из выпускников карачаевской и черкесской студий Тбилисского театрального института им. Ш.Руставели, при театре формируются национальные труппы.  В 1993 году реорганизован в Русский областной театр драмы, национальные труппы получили статус самостоятельных республиканских театров.  
Здание театра построено в 1982 г.

Учитель. Сколько самостоятельных театров уже работают в городе Черкесске? Ответы детей. Какие они? Ответы детей. Какой еще театр должен присоединиться к четверке? Ответы детей.       

                                                                                                             Слайд № 25

Степашка. В нашем городе есть музыкальная школа и дом творчества, где дети учатся быть мастерами «Театра кукол». Сегодня и наши одноклассники покажут, что они подготовили.                           

Филя. Да я знаю, но они же не учатся ни в Доме творчества, ни в Музыкальной школе?

Степашка. Но зато они учатся в лицее №1 в  4 «б» классе.

Инсценировка сказки «Красная шапочка».

Автор. Собралась Красная Шапочка и пошла к бабушке, в другую деревню, чтобы сходить с ней в театр.

             Идет она лесом и навстречу ей – серый Волк.

Волк. Куда ты идешь Красная Шапочка?

Красная Шапочка. Иду к бабушке и несу ей вот этот пирожок и горшочек масла.

Волк. А далеко ли живет твоя бабушка?

Красная Шапочка. Довольно далеко. Вон в той деревне, за мельницей, в первом домике с края.

Волк. Ладно. Я тоже хочу проведать твою бабушку. Я по этой дороге, а ты ступай по той. Посмотрим, кто из нас раньше придет.

Автор. Сказал это волк и побежал, что было духу по самой короткой дорожке. А Красная Шапочка пошла по самой длинной дороге.

(Актеры выходят на сцену и кланяются, зрители хлопают)

Звучит музыка «Время вперед»

Учитель. Театр движется все время вперед и изменяется.  

Ребенок рассказывает стихотворение «Театр и мы»

Как хорошо, что есть театр!

Он был и будет вечно с нами

Всегда готовый утверждать,

Все, что на свете человечно.

Здесь все прекрасно – жесты, маски,

костюмы, музыка игра.

Здесь оживают наши сказки

И с ними светлый мир добра!

  1. Рефлексия.

Учитель. Вот и подходит к концу наш классный час о театре. Перед тем как выйти из театра, каждый из вас задайте себе вопрос: «Что больше всего мне запомнилось сегодня?»  (Закройте глаза и подумайте).  

Поделитесь своими мыслями.                                            

Продолжи предложения:
Классный час заставил меня задуматься ….
Помог мне узнать ….
- Покажите карточку, с каким настроением вы уходите с классного часа.
 

  



Предварительный просмотр:

Автор: учитель начальных классов Хетагурова С.А.

Муниципальное казённое образовательное учреждение «Лицей №1 г. Усть-Джегуты»

Классный час в 4 «б» классе 

C:\Users\Ноутбук\Pictures\театр\6484222[1].jpg

Программа

 

Цель:

  • дать учащимся  первоначальные сведения о культуре, рассказать о Годе культуры;
  • расширить представление учащихся о театре, о видах театра и  о назначении некоторых театральных помещений;
  • познакомить детей с правилами поведения в театре;
  • развивать речь учащихся, любознательность, воображение, память;
  • воспитывать любовь к театру, уважение к труду, стремление к осознанному выполнению правил.

Программа  классного  часа

Год культуры

Театр времени:

Античный мир

 Современность

              Родной край

  •  Драматические театры КЧР
  • Инсценировка отрывка из народной сказки «Красная Шапочка»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

театр - не мода, театр - жизнь

Мероприятие, формирующее у воспитанников представление о возникновении, становлении и развитии театра....

Театр! Театр!

Из  опыта  работы  театрального  кружка...

"Театр - это сказка, театр - это чудо. Когда я вырасту большой, я здесь работать буду."

Внеклассное мероприятие с презентацией, посвященное Международному Дню театра, знакомит учащихся с театром, правилами поведения в театре; формирует первоначальный опыт самореализации в творческой деят...

"В гостях у кукольного театра"(методическая разработка учебного занятия для кукольного театра)

Данное занятие позволяет педагогу в занимательной игровой форме познакомить детей с кукольным театром и его историей. Игры, упражнения и творческие задания развивают: речь и речевой аппарат, мышление,...

3 класс. Учебно-методический комплект по изобразительному искусству по теме: "Художник в театре. Наш театр" (конспект+презентация)

3 класс. Учебно-методический комплект по изобразительному искусству по теме: "Художник в театре. Наш театр"...