Портрет выпускника Начальной школы по ФГОС
проект (4 класс) на тему

Принципиальное отличие новых стандартов заключается в том, что целью является не предметный, а личностный результат. Важна прежде всего личность самого ребенка и происходящие с ней в процессе обучения изменения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл portret_vypusknika.docx109.34 КБ

Предварительный просмотр:

«Портрет» выпускника начальной школы

 с позиции личностных результатов

Принципиальное отличие новых стандартов заключается в том, что целью является не предметный, а личностный результат. Важна прежде всего личность самого ребенка и происходящие с ней в процессе обучения изменения.

       В Стандарте второго поколения определен «портрет» выпускника начальной школы

  1. Любознательный, интересующийся, активно познающий мир

Для достижения данной личностной характеристики  предусмотрены несколько направлений воспитательной работы:

Кружковая деятельность  - «Умники и умницы», «Край, в котором я живу», «Кукольный театр», плюс кружки по интересам на базе ДДТ, ШИ: «Хозяюшка», «Авиамоделирование», «Лидер», «Игра, развитие, творчество», «Бумагопластика», «Цветной мир», а также на базе СШ – «Теннис», и др.

  • Расширилось воспитательное пространство: ДДТ, ЦДК., Музей, детская библиотека, ШИ, СШ.
  • Реализация различных многочисленных проектов как по предметам, так и по воспитательному проекту «Юные друзья природы», где учащиеся постоянно сталкиваются с необходимостью искать новое, интересное, всё это оформлять, представлять;  с этого начинается уже серьезная исследовательская деятельность. Например, сколько было выполнено большинством ребят проектов, трудно сосчитать, примерно 15 проектов в год, и к каждому нужно подыскать материал, оформить. А образец оформления  - он ведь тоже не у каждого сразу созревает в голове, его тоже порой нужно найти в книге ли в интернете ли, но в это время ребенок изучает дополнительную информацию , а это то, ради чего все задумано.
  • В рабочих программах по всем предметам предусмотрены УУД, в т.ч. и личностные, следовательно в каждый урок необходимо включить элементы, вызывающие интерес ребенка к изучаемому.
  • Подготовка и участие в различных олимпиадах, интеллектуальных конкурсах: «Марафон», «Знаток», «Русский медвежонок», …, а сколько конкурсов рисунков, плакатов, сказок, загадок, поделок  выполнили ребята! (фото «Овощи», Кормушки)

      Делая вывод по всему перечню развивающих направлений мы с коллегами пришли к мнению, что у большинства детей наблюдается активная жизненная позиция.

  1. Владеющий основами умения учиться.

Метапредметные УУД, заложенные ФГОС  в рабочих программах по каждому предмету и реализуемые на уроках, необходимо учить применять в жизни. На классных часах, на кружке «Умники и умницы», «Развитие речи» при разборе ситуаций, логических задач, при выполнении исследовательской деятельности работая в группах, парах,  учимся работать по алгоритму, выстраиваем  план деятельности,  ищем пути решения, источники ответа на возникшую проблему, развиваем информационную компетентность. Хорошо помогает использование элементов системы РО.

  1. Любящий свой край и свою страну.

В 1 классе по этому направлению велись кружки «Юный патриот»,  «Мастерок» и «Юный исследователь»,

На кружке «Юный патриот» дети с удивлением узнавали об истории своей школы, ее выпускниках, о правилах поведения в школе на примере героев мультипликационных и детских фильмов. Дети рисовали родной город в будущем, говорили о своей роли в создании этого города. Они обсуждали предложенные ситуации и искали выход персонажам. Если на первом занятии дети не могли дать ответ на вопрос, кого можно назвать патриотом, то, благодаря многократному повторению и обращению к данному понятию во время разбора ситуаций к концу 1 класса 80 % ребят уверенно определяли, является ли данный персонаж патриотом своей Родины. А во 2 классе по данному направлению я ставила воспитательную задачу второго уровня – узнавать правильные поступки и высказывать оценочное суждение, и по данным диагностики 70 % учащихся с этой задачей справляются.      

На кружках  «Мастерок» и «Юный исследователь» первоклассники исследовали свой город: исторические и современные здания, храмы и их роль в жизни горожан, моделировали детскую площадку и другие объекты для детей. Были созданы коллективные проекты: «Моя малая родина», в процессе создания которого ребята узнали о прошлом и настоящем родного города;  «Традиции моей семьи», «Моя родословная», «Сказочный город моего детства» и др. На основе увиденных во время экскурсий фасадов зданий, клумб, музейных экземпляров ребята моделировали с помощью пластилина, бумаги и картона свои варианты вида  родного города.  

Во 2 классе по данному направлению ребята работали на  кружках «Народные игры и традиции» (ДДТ), «Цветной мир» (ШИ), продолжали заниматься проектной и исследовательской деятельностью во внеклассной работе, где они приобщались к народным традициям, народному творчеству.

      При выполнении предметных и социальных проектов дети посетили типографию, где познакомились с историей учреждения, особенностями труда в нем, задачами районной газеты, что оставило глубокое  впечатление в их сознании. Работники районной и детской библиотек показали второклассникам, где и как узнать об истории родного города и его жителях, названиях улиц и т.д. Экскурсия  в архив запомнилась масштабами папок с документами, очень важными для людей, дети узнали о роли работников архива и, возможно, кто-то из них выберет эту профессию.

В 3 классе в воспитании данного качества  реализуется  программа «Юные друзья природы» совместно с кружком «Край, в котором я живу» на базе краеведческого музея. В октябре прошел Конкурс исследовательских работ «Люби и знай свой край», Выставка творческих работ и сочинений на тему «Подарки щедрой осени» порадовала и тех. Кто творил, и тех, кто созерцал эти творения.  На высоком уровне прошел и «Старт проекта». Акция «Помоги птицам» стала началом классного проекта Сергеева Саши. А сколько кормушек сделали третьеклассники! Кормят птиц по графику.

Конкурсы рисунков , плакатов и чтецов «Экологический колокол» вылился в КТД, в котором приняли участие большинство ребят всей параллели 3 классов.

Социальные акции  «Твори добро» в 1 классе  и помощь пострадавшим при пожаре в 3 классе и др., конечно, оставят добрый след в юных сердцах. 

  1. Уважающий и принимающий ценности семьи и общества.

    Любовь к своей стране неразрывно связана с любовью к своим близким и родным.  В 1 классе выполнялись  проекты «Моя семья» и «Мой класс», во 2 классе - родословная, а в 3 классе речь идет о профессиях,  о традициях семьи. Кроме  заданий о своей семье учащиеся получили задание узнать, какие улицы родного города носят имена героев войны, какие памятники поставлены в честь героев. А с каким энтузиазмом дети создавали  проект «День Победы»! Как много они узнали о своих родственниках – участниках ВОВ и с каким воодушевлением рассказывали о них!

     Неотъемлемая часть успешности духовно-нравственного воспитания – работа с родителями, которые являются активными помощниками в осуществлении проектов, участниками и помощниками классных праздников, спонсорами участия в платных конкурсах.   

По результатам анкетирования 92% родителей довольны результатами занятий на кружках.

  1. Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьёй и школой.
  • Система воспитательной работы
  • Портфолио, где идет систематизация самим учеником своих достижений и неудач, ставятся ближайшие задачи, идет самооценка личностных качеств.

  1.   Доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, умеющий высказывать своё мнение.

Конечно, формированию данного  качества львиная доля времени уделяется на уроке. Специального курса, направления, кружка нет. Но в системе классных часов такая деятельность всегда предусматривается. Основой по данному направлению является Рабочая тетрадь «Учусь общаться» авт.М.М. Безруких.

  1. Выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.
  • Эти черты формируются на уроках ОБЖ, окружающего мира,
  • Во 2 классе был кружок «Ритмическая мозаика», где дети постигали красоту движений и говорили об их пользе для здоровья;
  • Инструктажи перед Днями здоровья, перед каникулами;
  • Уроки физкультуры, спортивые занятия в СП. Школе;
  • Система занятий по здоровому образу жизни ( «Торопыжка на улице», «Путешествие по городу Здоровейску», «Вредные прывычки»)

       Уточняя задачу завтрашнего дня, школа должна сориентировать ребенка на изменяющуюся реальность, в которой множится число проблем, и не может быть образца для их решения, пожалуй, кроме того, что ребенок, действующий в условиях выбора, должен осуществлять его с позиций нравственности.