Деловая игра "Нужен ли человеку талант?"
методическая разработка на тему

Глазкова Ольга Вадимовна

1-4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл khod_zanyatiya.docx217.24 КБ

Предварительный просмотр:

Деловая игра

«Нужен ли человеку талант?

Цель:

Раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка.

Задачи:

  1. Развитие мотивации творческого роста;
  2. Развитие коммуникативных навыков;
  3. Формирование жизненных идеалов, стимулирование стремление к самосовершенствованию.

Оборудование:

Диапроектор, ноутбук, карточки с определениями «таланта» ,плакат «Дерево способностей», презентация к уроку, видеоролик №2 «Геном человека», видеоролик «Танцующий бразильский мальчик» №3 ,  видеоролик №1 из мультфильма  « Феи», слайдшоу с фотографиями детей, жетоны,  карточки в виде листиков для дерева, карточки со словами «талант», «способности», «труд», аудиозапись с песней  А. Миронова «Танго и талант».

Ход занятия

  1. Организационный момент.                                                                    2 мин.                                

Дети заходят в класс под музыку и рассаживаются по группам.

2. Определение цели и темы нашей встречи.                                       1 мин.

- Сегодня мы с вами собрались, чтобы обсудить один очень важный момент. Я хочу, чтобы мы с вами поговорили о таком понятии как «талант». А в конце нашей встречи ответили на вопрос « Нужен ли человеку талант?». Обсуждение будет проходить в форме игры. Каждый из вас  находится в своей команде. Выиграет та команда, которая заработает больше всего жетонов. Жетоны будут выдаваться тем участникам, которые были активны на нашей встрече. С нами играют и наши родители. Они могут помогать и направлять вас на какой-либо выбор в той или иной ситуации.

           3.Работа с определением слова «талант».                                           7 мин.

-Прежде всего мы с вами начнем с понятия самого слова «талант».

Как вы думаете, что оно означает?

(дети высказывают своё мнение)

-Откройте конверты, которые находятся на ваших столах и прочитайте карточки со словами. Попробуйте составить свое собственное определение слова талант. (в каждой группе находятся карточки со словами, из которых дети составляют определение. У каждой группы получится своё определение).

(Дети читают определения, которые у них получились).

  • Талант- определенные способности, которые раскрываются с приобретением навыка и опыта.
  • Талант-дарование, одаренность, выдающиеся природные способности.
  • Талант- врожденные способности, данные природой, обеспечивающие высокие успехи в деятельности.
  • Талант-выдающиеся природные качества, особые природные способности.

-Скажите, определения между собой похожи?

(Дети высказывают своё мнение)

-Мы с вами поняли, что талант неразрывно связан со словом способности. А откуда может возникнуть таланту человека? Способности?

-Способности- это индивидуальные свойства каждого человека.

-Вот как появляется талант у героини одного мультфильма- Динь-Динь.

(Показ видео №1)

- А вот что думают ученые на этот счет.

(Показ видео №2).

Давайте рассмотрим эту проблему, применив популярный научный прием – "метод модельных систем". Природа, как известно, строит свои системы по общим законам. Нам в качестве такой "модельной системы" послужит живое дерево.

Учитель  обращается к плакату «Дерево способностей».

Корень дерева скрыт под землей, как скрыты от непосредственного наблюдения природные, генетические задатки человека . Из корня вырастает общий ствол, его мощь, крепость и другие характеристики зависят и от того, каков корень, а также от влияния многих внешних условий. Ствол дерева – это в нашем случае и есть аналог тех самых "общих способностей" . Той самой универсальной характеристики, от которой берут начало многочисленные "ветви" – частные проявления одаренности.

От ствола идут сначала крупные ветви, они, в свою очередь, делятся на ветви поменьше, те, в свою очередь, еще и еще... Представим себе, например, ветвь – "художественная одаренность". Всем известно, что способности к музыке, изобразительному искусству, литературе, артистические способности различны. Но при этом они имеют много общего. Это общее мы обычно и объединяем словами "художественная одаренность", "художественные способности". И подобно тому как из большой ветви вырастают ветви поменьше, так из "общих художественных способностей" вырастают изобразительные, музыкальные, артистические и др. Поэтому для многих художников не представляет особых сложностей писание стихов, для музыкантов – занятия живописью, для писателей иллюстрирование своих произведений.

Чем больше у человека этих частных способностей – "ветвей", чем выше уровень развития каждой, тем мощнее это воображаемое дерево, пышнее, ветвистее его крона. Чем равномернее, гармоничнее развиты эти частные способности, тем воображаемое дерево выглядит более органичным.

-Рассмотрите внимательно дерево.

  • Физкультминутка .                                                                              3 мин

–А теперь проведем небольшую физкультминутку, но проводить её для вас будет бразильский мальчик, который умеет танцевать. Пожалуйста,  попробуйте повторить его движения.

(показ видео№3)

4. Создание «формулы» таланта.                                                        7 мин

- Как вы думаете, есть ли у него талант? Почему?

-Важно то, что мальчик в таком возрасте, легко и непринужденно, танцует самбу, при этом делая достаточно сложные движения, которые не каждый взрослый сможет повторить

Уверена, в мире найдется очень мало детей, которые способны на то же самое и в таком возрасте.

Именно в этом и заключается главный критерий определения вашего таланта. И он легко объясняется.

Ваш талант – это способность, заложенная в вас от природы. А значит, вы можете это делать лучше, быстрее, проще и эффективней, чем большинство людей, которые не обладают этой способностью.

Чтобы вам стало еще понятней, давайте разберем еще один пример с шахматами.

Гроссмейстера от новичка отличает всего лишь одна способность – это возможность запоминать шахматные этюды и проигрывать их у себя в голове. В то время как новички, эти этюды расставляют на доске и изучает их в реальности.

Таким образом, те люди, которые имеют такую способность, и становятся гроссмейстерами.

Люди, имеющие склонности к спорту, от природы более одарены выносливостью и силой, а значит могут больше и эффективней тренироваться. И даже без тренировок будут опережать обычных людей, которые таких способностей не имеют.

И так далее.

-Попробуйте сейчас прикрепить листик с именем  мальчика  на ту веточку нашего дерева, которая указывает на наличие его таланта.

(Дети предлагают варианты).

-Но бывает так , что человек обнаруживает в себе талант и развивает в себе его всю свою жизнь. Как , например, Майя Михайловна Плисецкая известная балерина . Майя Плисецкая — легенда XX века. Один перечень ролей, которые она станцевала в России и других театрах мира, и перечень наград, полученных ею, занял бы не меньше страницы. Она сотрудничала с выдающимися хореографами и балетными труппами мира: «Марсельским балетом» Ролана Пети, «Балетом XX века» Мориса Бежара, парижским театром «Одеон», театром «Колон» в Буэнос-Айресе, театром «Эспас Пьер Карден» и другими. Институт теоретической астрономии присвоил имя балерины малой планете № 4626. (Показ презентации)

-К нам в гости пришел один очень известный господин из прошлого. Попробуйте догадаться кто он?

Гость: «В истории отечественной и мировой науки  я  занимает особое место. Я был один из образованнейших русских людей XVIII века. Сложно назвать область науки, техники и культуры, в которую я  не внес бы свой вклад. Мои  научные интересы  чрезвычайно широки и многогранны. Работы мои  в области физики, химии, астрономии, оптики, геологии, минералогии и кристаллографии, техники, географии и метеорологии, экономики, истории и литературы, педагогики и психологии заложили основы для развития этих наук. Я  создал первую в России научную химическую лабораторию, организовал астрономические и метеорологические исследования, участвовал в снаряжении географических и геологических экспедиций, в подготовке морских плаваний с целью изучения и освоения Северного морского пути. Я разработал проекты переустройства Петербургской академии наук.  Я  Автор идеи и инициатор вместе с И.И.Шуваловым открытия Московского университета. Многогранен  не  только талант мой  как ученого-энциклопедиста, но и удивительна сама моя  личность, отличавшаяся постоянным стремлением к научному поиску, неутолимой жаждой знаний, упорством и бескорыстием в науке, самоотверженной любовью к своей стране, к своему народу, «радением за распространение наук в Отечестве».

-Кто же это? Конечно, М. В.  Ломоносов.

-Сейчас я хочу, чтобы вы посовещались и задали бы по несколько вопросов , которые помогут вам в определении своего личного таланта. И вопрос должен начинаться со слов "Что мне сделать...", " Что нужно..."

(Учащиеся совещаются и задают вопросы , а гость отвечает  на них)

- Давайте же вместе создадим формулу успеха. Что потребуется мальчику, которого мы видели, чтобы развить свой талант. Как развивала свой талант Майя Плисецкая и  М. В. Ломоносов?

На доске выстраивается формула из карточек

Талан=способности +труд

-Как вы думаете, на какую ветку нашего дерева могли бы поместить листики со своими именами наши герои?

Дети предлагают варианты, а гость вешает листики на дерево.

5. Создание мотивации для обнаружения своего таланта.        4 мин

-А пока вашим следующим шагом будет определение своей мотивации –

А зачем именно вам развивать свой талант.

(Показ презентации)

Существует очень старинная история, известная как Притча о талантах. Талант, кто не знает,  самая крупная в древности денежная единица. В соответствии с этой притчей, однажды хозяин дома созвал вместе 3 слуг и сообщил им, что очень скоро уходит в дальний поход.

Перед отъездом он дал каждому слуге определенное количество талантов. Тогда 1 талант был равен заработку среднего работника за несколько лет, так что один талант был солидной суммой денег.


Одному слуге хозяин дал 5 талантов; второму слуге он дал 2 таланта; и третьему слуге он дал 1 талант. Каждого он попросил нести опеку над этими деньгами до его возвращения.

После отъезда хозяина, слуга с 5 талантами пошел на рынок, инвестировал  их в дело и торговал до тех пор, пока не превратил их в 10 талантов. Второй слуга проделал все аналогично – в результате торговли превратил свои 2 таланта в 4.

А третий слуга с 1 талантом, будучи очень осторожным человеком, просто зарыл его в землю для сохранности.

По прошествии определенного времени хозяин вернулся и собрал 3 своих слуг, чтобы узнать, что они сделали с талантами, которые он дал им. Первый слуга рассказал, как грамотно он пустил в торговлю 5 талантов и представил своему хозяину первоначальные 5 талантов плюс 5 талантов, которые он успел заработать. Хозяин сказал слуге: "Молодец!".

Второй слуга вышел вперед и сказал, что он тоже эффективно торговал и показал хозяину первоначальные 2 таланта плюс еще 2 заработанных. Хозяин ему тоже сказал: "Молодец!".

И, наконец, третий слуга вышел вперед и рассказал, что опасаясь того, что я могу потерять Ваши деньги, я заботливо зарыл их в землю. И затем он с гордостью преподнес хозяину один талант, за которым ему поручили присмотреть.

Хозяин быстро посмотрел на единственный неиспользованный талант и сказал: "Возьми этот талант и отдай его тому, у кого их сейчас 10".

Кому-то  не очень нравится конец этой истории. Может показаться несправедливым отнять то малое, что было у третьего слуги и отдать это тому, у кого было 10 талантов. Однако помните, что жизнь устроена так, что она раздает свои награды не пропорционально уровню наших потребностей, а пропорционально уровню наших заслуг.

Общая Мораль этой истории заключается в том, что, сколько бы ни дала Вам жизнь, 1 талант или 100, наша ответственность состоит в том, чтобы непременно сделать что-то с тем, что мы получили!

-Как можно применить талант?

(Выслушиваются мнения детей)

-Нужен ли человеку талант?

6. " Помоги другу определить свой талант"                     7 мин

-Сейчас я попрошу вас посовещаться и составить анкету для определения таланта у себя и своего друга. Анкета может состоять из вопросов или утверждений. Благодаря ей ваш друг может задуматься- действительно у него есть определенный талант.

Например, я составила такую анкету, для определения таланта к технике.

Технические способности (5 признаков)
* интересуетесь самыми разнообразными машинами и механизмами;
* любите конструировать модели, приборы, радиоаппаратуру, сами "докапываетесь" до причин неисправностей и капризов механизмов или аппаратуры, любите загадочные поломки или сбои в работе механизмов;
* можете чинить испорченные приборы и механизмы, использовать старые детали для создания новых игрушек, приборов, поделок, находит оригинальные решения;
* любите и умеете рисовать ("видит") чертежи и эскизы механизмов;
* интересуетесь специальной, даже взрослой технической литературой.
Далее дети составляют анкеты либо общие, либо для отдельных видов деятельности.

7.Определение собственного таланта.                                   4 мин

-Чтобы обнаружить в себе разные способности, вы  занимаетесь  в школе во время занятий, выступаете во время праздников,  ходите в разные кружки, музыкальную и спортивную школу, бассейн и т.д.

Просмотр видеоролика №2

-Попробуйте мысленно ответить на те вопросы, которые вы сами составили для определения своего таланта.

А теперь подумайте, какие у вас есть  способности или талант . Возьмите листики, подпишите их своим именем и повесьте на дерево, чтобы мы наглядно увидели, что же у нас получилось.

Далее идет комментарий к полученному результату в зависимости от полученной картины.

-Я в свою очередь хочу раздать карточки для родителей, составленные вами,  которые помогут им в определении вашего таланта.

9. Заключительная часть. Подведение итогов.                                    3 мин

-В заключении мы подведем итог , кто же был активнее всего на нашей встрече?

-Что вы можно пожелать друг другу?

Выслушиваются несколько ответов.

Внеклассное мероприятие

в рамках конкурса

«Фестиваль педагогических идей»

в номинации

«Классный руководитель»

Учитель Глазкова О.В.

ГОУ СОШ №160

2011


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Экономическое воспитание младших школьников, или как развить качества делового человека"

Рынок, рыночные отношения. Они охватили все общество, в том числе семью и школу. Безусловно, становление и развитие рыночной экономики в стране ставит перед школой серьезную зхадачу в области целенапр...

Презентация к уроку ТЕХНОЛОГИИ в 3 - 4 кл "Открытка деловому человеку"

Данный ресурс поможет выполнить поздравительную открытку...

Деловая игра "Я- человек .А это значит"

Деловая игра по ФГОС использование игровых технологий...

Открытка деловому человеку

Презентация по технологии для учащихся 3 класса....

Деловая игра «Зачем современному человеку войлок»

Цель: закрепить знания о значении войлока в жизни человекаЗадачи:- познакомить на доступном уровне с историей использования войлока- формировать мотивацию и познавательный интерес к знаниям о современ...

Внеклассное мероприятие в рамках Конкурса профессионального мастерства «Учитель года » в номинации «Воспитать человека» Классный час - деловая игра на тему «Что такое настоящая дружба"

Это мероприятие было показано в рамках конкурсной программы профессионального мастерства "Учитель года - 2020", которое принесто мне достаточное количество баллов!...