Правильное питание - основа здоровья;
учебно-методический материал по зож (1 класс) по теме

Лушникова Алёна Игоревна

Воспитательное мероприятие в начальной школе с самоанализом

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Воспитательное мероприятие: «Правильное питание – основа здоровья»

 

Актуальность данной проблемы заключается в том, что она ориентирована на детей младшего подросткового возраста, с учетом специфики их развития, физиологических и психических процессов, происходящих в детском организме.

         В школе преобладающим фактором является воспитание здорового человека через внедрение здоровьесберегающих технологии в обучении и образовании. В школьном возрасте закладываются основные навыки по формированию здорового образа жизни. Физически здоровый ребенок обычно успешно учится в школе, гармонично развивается, он удовлетворен своими достижениями и способен делать выводы из допущенных ошибок. Именно в школьном возрасте необходимо сформировать основы культуры здоровья ребенка, познакомить с рациональным питанием, адекватным требованиям среды обитания жизнедеятельности, социальной активности и достойного качества жизни. Именно фактору питания принадлежит сегодня одно из ведущих мест в разнообразных условиях окружающей среды, постоянно воздействующих на молодой организм.

Питание детей тесно связано со здоровьем. По данным академика А.А. Баранова, распространенность хронических заболеваний органов пищеварения составляет 702,3 на 1000 детского населения и зависит от ряда следующих факторов:

 

  • нерегулярное питание с перерывами более 3-4 часов;
  • частое употребление острых блюд, консервированных продуктов, маринадов, копченостей, солений;
  • однообразное питание, еда в сухомятку,
  • употребление некачественных продуктов,
  • несоблюдение режима, малоподвижный образ жизни;
  • вредные привычки,

 Их устранение снижает вероятность возникновения хронических заболеваний органов пищеварения.

 Цели воспитательной работы:

  • Разностороннее развитие учащихся класса через применение всего набора воспитательных технологий и методик работы с детьми, которые создают условия для самореализации ребенка, что способствует развитию познавательной мотивации в области здорового образа жизни, умению находить необходимую информацию, желание заниматься самообразованием и пропагандой здорового образа жизни. 
  • Воспитание учащихся физически и нравственно здоровыми, уважать культуру приема еды и кулинарные традиции других народов.

 

  • Объяснить значение полноценного питания для формирования детского организма.

Ход занятия: 

  1. Беседа «Какие продукты питания необходимы детскому организму».

Учитель. Здоровье каждого ребенка зависит от очень многих факторов, один из них – полноценное питание. Питательные вещества (белки, жиры, углеводы), содержащиеся в хлебе, молоке, масле, яйцах, различных мясных и рыбных блюдах – это строительный материал для всех тканей и органов, а также источник энергии для всех функций организма. Больше всего питательных веществ вы съедаете в обед с первыми и вторыми блюдами.

Ученик (читает стихотворение Б. Заходера «Повара»).

 

Как легко приготовить обед!

Ничего в этом трудного нет.

Это проще простого:

Это раз – и готово!

(Если мама готовит обед.)

Но бывает, что некогда маме,

И обед себе варим мы сами,

И тогда

(Не пойму, в чем секрет!) –

Очень трудно готовить обед!

Учитель. Ответы ваши правильны. Обед действительно нужно начинать с салатов или винегрета. Ученые установили, что овощи: картофель, капуста, лук, огурцы, помидоры, салат, редис, морковь, свекла и другие – содержат не только питательные вещества, но и витамины, а также минеральные соли, клетчатку, которые помогают вашему организму усваивать различные пищевые продукты. Поэтому перед обедом очень полезны салаты из овощей, особенно из ранних – зеленого лука, редиса, салата, заправленные растительным маслом. Ранние овощи способствуют выделению пищеварительных соков и повышению аппетита.

 - А что такое витамины? (Ответы детей).

 Витамины-это вещества, необходимые организму человека. Они содержатся в продуктах питания. Без витаминов человек болеет. Сегодня они у нас в гостях. Давайте послушаем, что расскажут нам Витамины.

Витамин А: Если вы хотите хорошо расти, хорошо видеть и иметь крепкие зубы, вам нужен я- витамин А! Витамин А содержится в моркови, помидорах, рыбе.

Витамин В: Если вы хотите быть сильными, иметь хороший аппетит и не хотите огорчаться и плакать по пустякам, вам нужен я- витамин В! Вы можете найти в рисе, горохе, фасоли, хлебе, йогурте, сыре.

 

Витамин С: Если хотите реже простужаться, быть бодрыми, быстрее выздоравливать, вам нужен я- Витамин С!   Вы его найдете в черной и красной смородине, шиповнике, лимоне, луке, киви, болгарском перце, капусте, вишне.

Учитель: Сырые овощи и фрукты по праву считаются наиболее полезными продуктами питания. Они содержат огромное количество витаминов, укрепляют иммунитет, являются отличной профилактикой многих болезней. Но как выбрать из всего многообразия овощей самый полезный? 

Давайте посмотрим сценку “Спор овощей” и, возможно тогда найдем ответ на этот вопрос.

Сценка "Спор овощей". 

Учитель:

Ждут здесь овощи ребят,
Кто нужней они узнать хотят!

Овощи:

Кто из нас, из овощей,
И вкуснее, и нужней?
Кто при всех болезнях -
Будет всех полезней?

Ведущий:

Выскочил горошек –
Ну и хвастунишка!

Горошек:

Я такой хорошенький
Зелененький мальчишка!
Если только захочу,
Всех горошком угощу!

Ведущий:

От обиды покраснев,
Свекла проворчала…

Свекла:

Дай сказать хоть слово мне,
Выслушай сначала. 
Ведь для винегрета
Лучше свеклы нету!

Капуста:

Ты уж, свекла, помолчи!
Из капусты варят щи,
А какие вкусные пироги капустные!
Зайчики-плутишки
Любят кочерыжки. 
Угощу ребяток кочерыжкой сладкой.

Огурец:

Очень будете довольны,
Съев огурчик малосольный. 
А уж свежий огурчик -
Всем понравится, конечно!

Морковь:

Про меня рассказ недлинный:
Кто не знает витамины?
Пей всегда морковный сок -
И грызи морковку –
Будешь ты тогда, дружок,
Крепким, сильным, ловким

Ведущий:

Тут надулся помидор
И промолвил строго:

Помидор:

Не болтай, морковка, вздор,
Помолчи немного. 
Самый вкусный и приятный -
Уж, конечно, сок томатный.

Ведущий:

У окна поставьте ящик,
Поливайте только чаще
И тогда как верный друг,
К вам придет зеленый… лук!

Лук:

Я -приправа в каждом блюде
И всегда полезен людям. 
Угадали? Я – ваш друг
Я простой зеленый лук!

Картошка:

Я картошка, так скромна –
Слово не сказала…
Но картошка так нужна
И большим, и малым!

Баклажан:

Баклажанная икра
Так вкусна, полезна…

Ведущий: Спор давно кончать пора!

(Стук в дверь).

Овощи: Кто-то кажется, стучит…

(Входит доктор)

Доктор:

Ну конечно, это я!
О чем спорите, друзья?

Овощи:

 

Кто из нас, из овощей,
Всех вкусней и всех важней?
Кто при всех болезнях -
Будет всем полезней?

Доктор:

Чтоб здоровым, сильным быть,
Надо овощи любить -
Все без исключения. 
В этом нет сомнения!
В каждом польза есть и вкус,
И решить я не берусь:
Кто из вас вкуснее,
Кто из вас нужнее!

Овощи (хором):

Ешьте больше овощей –
Будете вы здоровей!

(Под музыку овощи уходят).

Учитель: Все овощи важны и полезны.

- Ребята, а как вы думаете, может ли здоровая еда помочь при болезнях?

(Ответы детей).

         Какие лекарственные растения, растущие в нашем крае вы знаете? (Ответы детей).

Учитель: Поэтому, ребята, если вы простудились, не спешите пить таблетки, попробуйте использовать народные рецепты, проверенные временем.

 Организм ваш молодой -
Сам он справиться с бедой. 
Только чуда вы не ждите -
Себе сами помогите. 

А помощников не счесть!
Травы лечащие есть. 
Отвари и пей, когда -
Подойдет к тебе беда. 

Баня с паром, кипятком,
Веником и лежаком. 
Заболел? Тогда скорей
Чая с медом ты попей,

Иль с вареньем из малины,
Или с соком из рябины. 
У природы есть секрет,
Как быть здоровым много лет.

Учитель: Ребята, теперь вам известны многие секреты здорового питания. А каковы они? Какое питание можно назвать здоровым? Какую пищу нельзя употреблять? Но помимо овощей есть такой продукт, который ученые называют «самой богатой едой», без которого ни один ребенок не сможет нормально развиваться и расти. Что это за продукт? (Молоко.)

Учитель. Правильно, это молоко! Необыкновенные свойства молока люди оценили очень давно. Около десяти тысячелетий назад они попробовали овечье и козье молоко и научились готовить из него отличные сыры. Позже приручили коров, из молока которых стали получать вкусный творог. В Монголии из молока кобылиц научились готовить ароматный и очень полезный напиток – кумыс. Чашей, наполненной молоком, встречали знатных и дорогих гостей. Молоко считалось особым лакомством. Уже со времен Гиппократа, жившего в Греции более двух тысяч лет назад, молоко стали назначать людям нервным, с больным желудком. Спасение в молоке ищут при лечении отравлений.

Почему же молоко так необходимо организму человека? Почему молоко – удивительная и «изумительная пища», как считал И. П. Павлов? В молоке есть все вещества, из которых состоит наша пища, – белки, жиры, углеводы, соли, витамины. Установлено, что в одном стакане молока белков столько, сколько в двух куриных яйцах. В сутки ребенок должен выпивать по два стакана молока.

УчительКроме молока человеку полезны и другие напитки здоровья, например, отвар шиповника, фруктовые соки и т. д. По утрам мы часто пьем свежезаваренный ароматный чай. Но не все, вероятно, знают, что чай не только вызывает ощущение бодрости, легкости. В нем есть витамин, который влияет на прочность наших кровеносных сосудов и их деятельность. Специалисты также считают чай, разбавленный молоком, очень полезным диетическим напитком. Его можно пить и здоровым, и больным, особенно на ночь. Этот напиток помогает быстрому засыпанию, способствует хорошему, крепкому сну.

2. Конкурс загадок

А теперь будьте внимательны! Вот загадки — давайте отгадки.

Бел, как снег, в чести у всех.

В рот попал, там и пропал. (Сахар.)

Щеки розовы, нос белый.

В темноте сижу день целый.

А рубашка зелена,

Вся на солнышке она. (Редис.)

Не шит, не кроен, а весь в рубцах.

Без счету одежек, и все без застежек. (Капуста.)

Летом – в огороде свежие, зеленые,

А зимою – в бочке вкусные, соленые.

Отгадайте, молодцы: как зовут нас? (Огурцы.)

Повернулось к солнцу

Золотое донце. (Подсолнух.)

Любопытный красный нос 

По макушку в землю врос.

Лишь торчат на грядке

Зеленые пятки. (Морковь.)

Как надела сто рубах,

Захрустела на зубах. (Капуста.)

И зелен, и густ

На грядке вырос куст.

Покопай немножко –

Под кустом… (картошка).

Он большой, как мяч футбольный.

Если спелый – все довольны.

Так приятен он на вкус!

Что это за шар? (Арбуз.)

Много халатов надето

На куклу желтого цвета.

Султан на голове черен.

Все тело из зерен. (Кукуруза.)

Его я режу на куски

И вижу в нем пургу муки,

И слышу шум колосьев в нем,

Политых солнцем и дождем,

И аромат земли родной,

Что перепахана весной.

Лежит он на столе дыша,

Как будто пахаря душа. (Хлеб.)

 Желтый, круглый, ты откуда?

Прямо с солнечного юга.

Сам на солнышко похож.

Можешь съесть меня, но только

Раздели меня на дольки.

Как меня ты назовешь? (Апельсин.)

Что на сковородку наливают

Да вчетверо сгибают? (Блины.)

В воде родится,

А воды боится. (Соль.)

Что полезно – всем известно.

Я ответ найду легко.

На моей любимой чашке

Нарисованы ромашки,

Ну, а в чашке… (молоко).


 3. Беседа «Что вредно детскому организму» 

Кроме полезных напитков существуют и вредные – пиво, вино, водка. В них содержится алкогольное вещество, которое вызывает нарушения деятельности нервной системы, головного мозга. От алкоголя страдают желудок, печень. Кроме того, он приводит к понижению содержания витаминов и минеральных солей в организме. А это также вызывает различные заболевания. При употреблении алкогольных напитков человек ведет себя необычно: движения его размашисты и неуверенны; он идет, широко расставляя ноги, спотыкаясь; у него нарушается речь. Очень опасна бесконтрольность его поступков. Последствия употребления спиртных напитков бывают самые печальные.

Алкогольные напитки вредны всем, но особую опасность представляют для детей. Употребление спиртного даже в очень небольшом количестве – это медленное отравление организма, а если это делают дети, то оно резко ускоряется и усиливается, и даже может наступить мгновенная смерть.

А теперь, ребята, прочтите этот текст и объясните его смысл, (текст написан на плакате или на доске):

 Ведь если б еда прибавляла года,

 Всех дольше бы жили обжоры тогда.

 Съел мало – и много покоя взамен.

 Съел много – к болезням отправился в плен.

 (Ответы детей)

Учитель. Переедание, отсутствие меры в еде приводят к избыточному весу, ожирению. При этом в подкожной жировой клетчатке и большинстве органов отлагается избыточное количество жира, что мешает нормальной работе внутренних органов, снижает сопротивляемость детского организма различным болезням.

Учитель: Дети вашего возраста должны питаться 4-5 раз в день в одно и тоже время.

А еще питание должно быть умеренным.

Умеренность - мать здоровья. Не перегружайте желудок, не переедайте. Ощущение сытости приходит к человеку через 15-20 минут после окончания еды. Поэтому из-за стола нужно выходить, чувствуя легкий голод.

Учитель: Скажите ребята можно ли употреблять в пищу газированные напитки, жвачки?

(Ответы детей)

Учитель: К газированным напиткам относятся такие как: “Кока-Кола”, “Пепси-Кола”, “Фанта” “Спрайт”, “Тархун”, “Колокольчик”, “Крем-сода” и многие другие. В состав газированных напитков входят различные консерванты, ароматизаторы и красители, которые неблагоприятно влияют на желудочно-кишечный тракт школьников. Сахар, в большом количестве присутствующий в газированной воде, провоцирует кариес. Обычная сладкая газированная вода не содержит ни витаминов, ни минеральных веществ, так нужных растущему организму.

Ребята, в состав жвачек входят подсластители,  красители,  ароматизаторы. Давно уже доказано, что чем дольше контакт сахара с зубами, тем выше риск развития кариеса. В работе детских врачей были случаи, когда у детей, которые жаловались на боли в животе, находили в кишечнике резиновые “камни” из слипшихся разноцветных комочков, образовавшихся от жвачки. 

А теперь скажите не вредны ли для здоровья чипсы и картофель фри?

(Ответы детей)

А вы знаете, ребята, что в картофеле фри и чипсах ученые обнаружили целый ряд вредных веществ, в том числе вещества, которые используются при производстве различных пластмасс и красок. Доказано, что эти вещества оказывают токсичное действие на нервную систему животных и человека.

У детей, которые питаются в основном чипсами, конфетами, газированными напитками, может развиться витаминная недостаточность. Ученые полагают, что нехватка витаминов в пищевом рационе школьников может стать причиной нарушений дисциплины и низкой успеваемости.

Заключение:

Сегодня мы поговорили только об одной части здорового образа жизни - правильном питании. И я хочу вам сказать, что быть здоровыми может каждый из вас. Нужно только очень захотеть. Вы наше будущее, поэтому заботиться о своем здоровье нужно начинать сейчас. Ведь когда человек здоров, он весел и бодр, его глаза светятся, а лицо излучает улыбка. У здоровых людей ясный ум и крепкая нервная система.

Желаю вам цвести, расти, копить, крепить здоровье,
Оно для дальнего пути – главнейшее условие.

Список литературы:

1. Дубровина И.В. Рабочая книга школьного психолога/И В Дубровина.М.Просвещение,1991. -303с.

2. Клюева Н. В. Психолог и семья: диагностика, консультации, тренинг./Ярославль: Академия развития, Академия Холдинг,2002.-160с.

3. Мартынов С.М. Овощи + фрукты + ягоды= здоровье», Беседы врача-педиатра о питании детей, М. «Просвещение», 1993

4. Как быть здоровым» (Из зарубежного опыта обучения принципам здорового образа жизни), М. Медицина, 1990.

5. Сонькин В.Д. «Рациональное питание», М. Чистые пруды, 2008.

6.Научно-методическая газета «Здоровье детей»:

7. Научно-методический журнал «Спутник классного руководителя», Москва №1, 2009 г., №3 2008 г.


Самоанализ   воспитательного мероприятия «Правильное питание – основа здоровья»

Цель  мероприятия: актуализировать тему здоровья, здорового образа жизни;

Задачи:

  • актуализировать и развивать знания учащихся о здоровье и здоровом образе жизни;
  • развивать умение учащихся осуществлять самостоятельно поиск необходимой информации с использованием различных источников;
  • формировать навыки самостоятельного анализа и оценки предлагаемой информации;
  • воспитывать жизненную позицию, ответственное отношение к своему здоровью;

   При подготовке к мероприятию была просмотрена   литература нормативно-программного характера, методические   разработки классных часов, методические рекомендации к проведению мероприятий нравственно-этического характера.

По своей структуре мероприятие условно был поделен на несколько смысловых   частей:

  1. Актуализация темы
  2. Направление развития темы
  3. Инсценировка

Использованные   формы   работы: фронтальная беседа, групповая работа.

Использованные воспитательные приёмы: музыкальное сопровождение, литературное сопровождение, эстетическое оформление.

На   раскрытие темы также работали: убедительность формулировок, чёткость подобранного текста, эмоциональность.

Содержание мероприятия, на мой взгляд, соответствовало тематической направленности и технологии проведения мероприятия уровню развития коллектива класса.   Здоровье человека - актуальная тема для разговора во все времена.

Как воспитание нравственности и патриотизма, так и воспитание уважительного отношения к своему здоровью необходимо начинать с раннего детства.

Многие дети приходят в школу уже с ослабленным здоровьем, а процесс обучения требует от ребёнка значительных физических и нервно-психологических затрат. Наиболее остро стоит проблема правильного питания учащихся в семейных условиях, хорошего и полноценного сна, психического отдыха. На мероприятии я рассказала детям, что необходимо для здорового образа жизни, как нужно питаться.

Думаю, что раскрытие данной темы следует продолжить на последующих мероприятиях по темам: «Здоровый образ жизни»; «Польза витаминов» и др.

Желание работать лучше, чем вчера, помогает достичь неплохих результатов.

Прогнозируемые результаты:

  1. должен повыситься уровень культуры гигиены в приеме еды и воспитанности учащихся;
  2. у ребенка должна сформироваться привычка к здоровому образу жизни. 
  3. школьники должны уметь распространять полученные знания и умения в построении здорового питания,
  4. знать о вреде переедания, иметь навыки соблюдения режима питания,
  5. уметь обезопасить себя от недоброкачественных продуктов, основываясь на своих сенсорных ощущениях.

Опрос учащихся «Состояние здоровья вашего организма»

 

1. КАК ЧАСТЕНЬКО ВЫ БОЛЕЛИ ЭТОМ ГОДУ ? 
0-НИ РАЗУ; 
1-ОТ 1 ДО 4 РАЗ: 
2-БОЛЕЕ 4 РАЗ: 
2.ЕСТЬ ЛИ У ВАС ХРОНИЧЕСКИЕ БОЛЕЗНИ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ? (БРОНХИТ, ГАЙМОРИТ, РИНИТ, ТОНЗИЛЛИТ, 
ЛАРИНГИТ, АНГИНА) 
0-НЕТ: 
1-ОДНО БОЛЕЗНЬ: 
2-КОМПЛЕКС БОЛЕЗНЕЙ. 
3. БЫВАЮТ ЛИ У ВАС ДНИ ОБЩЕГО НЕДОМОГАНИЯ? ( ВЯЛОСТЬ, УПАДОК СИЛ, СОНЛИВОСТЬ, СЛАБЫЕ ГОЛОВНЫЕ БОЛИ) 
0-КРАЙНЕ РЕДКО: 
1-ЧАСТО: 
2-ОЧЕНЬ ЧАСТЕНЬКО. 
ЕСЛИ ВЫ НАБРАЛИ 0-1 БАЛЛ, ТО ВАШ ОРГАНИЗМ В ПОРЯДКЕ, 2-4 БАЛЛА - ВЫ В ГРУППЕ РИСКА, 5-6 БАЛЛОВ - ВАШ ОРГАНИЗМ ОСЛАБЛЕН.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Викторина "Основы правильного питания- залог здоровья"

Викторина расчитана на детей 2 класса, способствуетзакреплению знаний о правилах здорового питания, о пользе продуктов....

Правильное питание-основа здорового образа жизни

Обеспечиние учащийся информацией в области сохранения и укрепления здоровья ....

"Правильное питание – основа здоровья"

Формирование навыков здорового образа жизни....

Эффективность обучения младших школьников основам правильного питания и здорового образа жизни

         В обществе всегда существует проблема снижения уровня показателей здоровья детей и подростков. Сегодня самое важное - научить человека быть здоровым с детства....

Знакомство с профессией повар. Практическое занятие «Правильное питание – основа здорового образа жизни»

Знакомство с профессией повар. Практическое занятие «Правильное питание – основа здорового образа жизни»...

"Правильное питание - основа здоровой жизни."

Какие продукты полезны и необходимы человеку. Правила питания....

Исследовательская работа "Правильное питание - основа здорового образа жизни"

Исследовательская работа "Правильное питание - основа здорового образа жизни"...