Кружок "Родные тропинки"
учебно-методический материал (3 класс) на тему

Толстопятова Светлана Юрьевна

Введение

     Меняются времена, эпохи, люди … Но вечным остается стремление человека к добру, любви, свету, красоте, истине. Самое большое счастье для общества -  вырастить здоровых и нравственно воспитанных детей.

Воспитание в школе, направленное на  развитие всех детей, должно быть построено так, чтобы обеспечить оптимальное развитие каждого ребенка исходя из неповторимости его индивидуальности.

В последние годы особенно неуклонно возрастает роль краеведения.

                  Краеведение лучше других отраслей знания способствует воспитанию патриотизма, любви к родному краю, формированию общественного сознания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kruzhok_rodnye_tropinki.doc145.5 КБ

Предварительный просмотр:

Дополнительная образовательная программа

«Родные тропинки»

        Возраст: 8 -10лет

               Срок реализации программы: 1год

        

Учитель начальных классов: Толстопятова С.Ю.

«Детство – каждодневное открытие мира,

и поэтому надо сделать так, чтобы оно

стало, прежде всего, познанием человека

 и Отечества, их красоты и величия».

В. А. Сухомлинский

Введение

     Меняются времена, эпохи, люди … Но вечным остается стремление человека к добру, любви, свету, красоте, истине. Самое большое счастье для общества -  вырастить здоровых и нравственно воспитанных детей.

Воспитание в школе, направленное на  развитие всех детей, должно быть построено так, чтобы обеспечить оптимальное развитие каждого ребенка исходя из неповторимости его индивидуальности.

В последние годы особенно неуклонно возрастает роль краеведения.

        Краеведение лучше других отраслей знания способствует воспитанию патриотизма, любви к родному краю, формированию общественного сознания.

Пояснительная записка

Знание своего края, его прошлого и настоящего необходимо для непосредственного участия в его преобразовании, поскольку родной край – живая, деятельная частица великого мира.

Наше время характеризуется утратой традиционного российского патриотизма, снижением воспитательного воздействия культуры и образования, широким распространением таких негативных качеств, как индивидуализм, агрессивность, эгоизм, равнодушие... Именно сейчас особенно необходимо и важно воспитывать в молодежи такие качества, как гражданственность, трудолюбие, любовь к Родине и окружающей природе, семье - все то, что является одним из основополагающих принципов государственной политики в области образования, закрепленных в Законе «Об образовании» Российской Федерации.

Программа призвана свести и породнить родные художественные представления и познания школьников: живое слово, звуки, краски, формы. Обучающиеся  являются свидетелями  и участниками художественного события. Слова учителя и обращенные к детям тексты, стихи, рассказы переводятся на язык реальных звуков, красок, форм, движений. Окружающий мир и близкое детям реальное окружение в ходе занятий разворачиваются разными сторонами: богатством и разнообразием связей с материальными и духовными потребностями людей.

Главной целью  занятий является – раскрытие способностей каждого ученика с ОВЗ.

Изучив ряд методических пособий и литературу по  краеведению, было обнаружено, что подобных программ крайне мало, и они чаще носят только информационный характер.

Концепция программы

В процессе занятий  корригируются все психические процессы, идёт развитие межполушарного взаимодействия, развиваются художественно-творческие способности и положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира.

Формирование трудовых навыков и умений происходит в едином процессе ознакомления детей с творчеством, культурой и эстетическими ценностями своего народа.

Досуговая деятельность способствует приобщению  к труду, предоставляет детям свободу выбора, возможность развития комбинаторных умений, выработке индивидуального стиля и темпа деятельности.

Актуальность

Занятия в кружке позволяют развивать творческие задатки обучающихся, мелкую моторику пальцев рук; самоутверждаться, проявляя индивидуальность и получая результат своего художественного творчества с опорой на краеведческий материал.

У детей формируются навыки обращения с инструментами, необходимые для дальнейшего обучения.

Происходит ориентация на ценность труда в эмоционально-поведенческом аспекте.

Особенности программы

Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий ведущее место занимает проектно-исследовательская деятельность. 

   Программа “Родные тропинки”  призвана соединить разные виды  художественной деятельности, представленной  в нашем регионе — музыки, изобразительного искусства, родного языка, литературы, художественного труда как результат проектной деятельности.

 

    Проектно-исследовательская деятельность - это совместная учебно - познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата. Она способствует развитию самостоятельности, целеустремленности, ответственности, настойчивости, толерантности, инициативности. В процессе работы над проектом дети приобретают социальную практику за пределами школы, адаптируются к современным условиям жизни.

Цель

 формирование творческих способностей обучащихся посредством расширения общекультурного кругозора и создания условий творческой самореализации личности, через ознакомление с историей, природой и культурой родного края.

Ребенок на доступном для него уровне осознает важность и ценность лично для него окружающего его макромира; в привычном окружении открывает новые стороны; учится грамотно взаимодействовать с макромиром. В процессе изучения краеведения решаются следующие задачи:

Задачи:

Обучающие:

  • развивать стремление к углублению знаний;
  • формировать интерес к декоративно-прикладному творчеству;
  • развивать художественный вкус и ориентировать на качество изделий;
  • развивать индивидуальные способности уч-ся.

Воспитательные:

  • воспитывать уважение к труду;
  • формировать чувство коллективизма и гражданственности;
  • воспитывать чувство патриотизма, любви к своей большой и малой Родине, любви к народным традициям;
  • воспитывать нравственные качества детей     (взаимопомощь, добросовестность, честность);
  • формировать чувство самоконтроля.
  • воспитывать аккуратность, культуру поведения;
  • формировать умение видеть красоту посредством демонстрации и изготовления изделий декоративно-прикладного творчества.

Развивающие:

  • развитие логического мышления, речи, памяти;
  • развивать творческие задатки обучающихся, мелкую моторику пальцев рук;
  • развивать личностное самообразование, активность, самостоятельность;
  • развивать познавательный интерес к декоративно-прикладному творчеству;
  • создавать условия для социального, профессионального самоопределения обучающихся.

 Назначение программы

    Программа краткосрочного курса рассчитана на один год обучения.

    Система занятий рассчитана на 1 учебный год (68 занятий по 2 учебных часа в неделю).

    Для реализации данной цели в планы занятий мы включили материал по краеведению. Учитывая психологические особенности детей, цели и задачи содержания учебного материала, стараемся применять разнообразные методы и приемы обучения.

Содержание программы строится на основе общих педагогических принципов:

  • Доступность.

Принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объема учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей.

  • Непрерывность.

На нынешнем этапе специальное образование призвано сформировать у подрастающего поколения устойчивый интерес к постоянному пополнению своего социально значимого багажа и совершенствованию нравственных чувств.

  • Целостность.

Использование этого принципа позволяет вести работа по формированию у школьников целостного понимания современной проблемы нравственно-патриотического воспитания и служит одним из существенных условий интеграции знаний о нравственности и патриотизме.

  • Системность

Принцип системного подхода, который предполагает анализ взаимодействия различных направлений нравственно-патриотического воспитания. Этот принцип реализуется в процессе взаимосвязанного формирования представлений ребенка о нравственно-патриотических чувствах в различных видах деятельности и действенного отношения к окружающему миру.

  • Преемственность

Нравственно-патриотическое воспитание учащихся в начальной школе продолжается как в среднем, так и в старшем звене.

  • Стимулирование активность

Важным этапом нравственно-патриотического воспитания детей является их проектная деятельность, имеющая духовно - нравственную направленность. Она обеспечивает практическое применение полученных знаний, укрепляет субъективные позиции ребенка в разных видах деятельности, не ограничиваясь знаниями, которые получили ранее. Может сложиться ситуация,  в которой ребенок проявит свои личностные позиции субъекта деятельности только в труде. Но и  другие виды деятельности, (например: поход в библиотеку, краеведческий музей, общение с близкими людьми, различные виды художественной деятельности), не в меньшей степени развивают духовно - нравственно и патриотические чувства, гуманные действия по отношению к родному человеку, селу, природе, обществу, краю.

Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса

  • Объяснительно-иллюстративный

 Предъявление информации учителем:  дети воспроизводят, осознают знания, по возможности запоминают произвольно;

  • Репродуктивный

Воспроизведение знаний и способов действий по образцу, актуализация знаний: дети произвольно и непроизвольно запоминают, учитель руководит и контролирует выполнение заданий;

  • Исследовательский

По возможности самостоятельное рассмотрение задачи, осмысление условий задачи, планирование исследования, самоконтроль и его завершение, непроизвольное запоминание, воспроизведение и мотивирование результата;

  • Частично-поисковый

Восприятие, осмысление, актуализация, самостоятельное решение части задачи, самоконтроль, проверка результатов,  непроизвольное запоминание, воспроизведение хода решения, учитель ставит проблему и корректирует пути решения задачи;

  • Конструктивный 

Применение знаний в знакомой ситуации.

  • Метод творческих заданий 

Применение знаний в измененной и новой ситуации.

            Формы проведения занятий разнообразны: вводное, традиционное, практическое, занятие ознакомления, усвоения, применения на практике полученных знаний, повторения, обобщения и контроля полученных знаний.

      Особое внимание будет уделяться  соблюдению учащимися правил безопасности труда, производственной санитарии и личной гигиены.

      В работе кружка широко используются практические методы обучения: упражнения в плетении, моделирование (пооперационные карты), игровой метод.

Данную деятельность можно представить в виде «триады»:                      

                ученик

учитель                                        социум

Все ученики, входящие в кружок, обладают разными потенциальными способностями. Наша задача – выявить и развить их в доступной и интересной детям деятельности.

У каждого ребёнка  свой уровень способностей и возможностей, знаний и умений. Мы постараемся создать такие условия, чтобы обучающиеся любого уровня подготовки и развития чувствовали себя свободной личностью, а руководитель – помощник и проводник на сложном пути постижения мастерства.

Индивидуальный подход в работе создает наиболее благоприятные возможности для развития познавательных сил, активности, склонностей и дарований каждого ученика. Ученикам всегда дается возможность выбора задания на практике по силам, часто используется помощь сверстников, что сплачивает коллектив.

Из словесных методов применяется рассказ руководителя и рассказы детей, беседы, диалоги, пояснения педагогической оценки.

Стимулирование и мотивация:

- наглядность (иллюстрации, видеозаписи, фотографии, экскурсии);

- индукция (проблемные ситуации, ситуация новизны, активизирующая познавательный процесс);

- витагенное обучение (опора на жизненный опыт обучающегося);

- дискуссии (в процессе обсуждения и спора возникает интерес к данному виду деятельности);

- эмоциональность (яркость, занимательность примеров, опытов, фактов, создание эффекта удивления, переживания, присутствие чувства юмора);

- рефлексия анализа (обсуждение результатов, поощрения и выявления ошибок);

- предъявление учебных требований;

- авансированный успех ( индивидуальный).

Занятия практические и теоретические как социально - организованные методы обучения:

               - наблюдение;

             -   рассматривание готовых  изделий, на занятиях кружка;

            -  показ образца;

             -  показ способа выполнения работы (или другого действия) и другие.

Социализация, как приобретение социального опыта через совместное творчество.

Проблемно – поисковый метод:

-   создание проблемных ситуаций, требующие новых знаний, поисков, решений (кроссворды, загадки и т.д.);

- самостоятельная работа;

- экспериментальные занятия по созданию новых идей.

Все методы и приемы используются в комплексе, чередуются и дополняют друг друга, позволяя донести детям знания, помочь освоить специальные умения и навыки, развить внимание, мышление, творческое воображение.


Календарно-тематическое планирование курса

п/п

Тема.

Название

мероприятия

Часы

Дата проведе-ния

Форма и методы

работы

Дидактический материал

Всего

Тео-рия

Практика

1

Введение. Обсуждение плана работы на год.

1

1

-

Беседа

2

Правила ТБ во время занятий.

Как жили наши прабабушки и прадедушки

1

1

-

Инструктаж по ТБ, с колющими и режущими предметами на занятиях кружка.

Беседа.

Презентация

Таблицы по ТБ.

3

"Восенушка- осень- сноп последний косим"

1

1

-

Литературно – информационный час.

Знакомство  с малыми фольклорными формами - загадками

Иллюстрации и музейные экспонаты  к загадкам

4

“Двор, что город, изба, что терем”.

1

-

1

Беседа. Показ. Пр. р. Выставка работ.

Мастерская художника Развивающая игра «Подбери орнамент»

5

“Хлеб- всему голова”

1

1

-

Беседа. Пр.р. Приготовление муки в ступке.

Технологическая карта

6

“Октябрь- грязник ни колеса, ни полозья не любит”.

1

-

1

Экскурсия

7

“К худой голове своего ума не приставишь”.

1

1

-

Беседа - обсуждение

Библиотечные и Интернет ресурсы

8

“Без хозяина земля- круглая сирота”.

1

-

1

Беседа – обсуждение

Пр. р.Заполнение «Маршрутных листов»

Карта маршрута

9

“Бавушки- деткам игрушки”.

1

1

-

Беседа

Презентация

Презентация

10

“ Синичкин день”.

1

-

1

Пр.р. Изготовление кормушек.

Беседа

Инструменты для изготовления кормушки

11

Операция «Поиск»

1

-

1

Беседа

Пр.р. Работа в школьной библиотеке по сбору информации по теме проекта

Библиотечные и Интернет ресурсы

12

  “Готовь сани летом, а телегу зимой”.

1

-

1

Беседа. Изображение загадок и пословиц о зиме в рисунках

Иллюстрации и музейные экспонаты  к загадкам

13

“Чудо-чудное, диво-дивное – Золотая Хохлома”.

1

-

1

Беседа. Показ. Пр. р. Выставка работ

Мастерская художника Развивающая игра «Подбери орнамент»

14

“Зима не лето- в шубу одето”.

1

-

1

Пр. р. Защита проекта

15

Час загадок «Зима»

1

-

1

Литературно – информационный час

Иллюстрации и музейные экспонаты  к загадкам

16

“Светит, да не греет”

1

-

1

Экскурсия

17

“Снегурочка- внучка Деда Мороза “.

1

-

1

Беседа – обсуждение

Пр. р. Заполнение «Маршрутных листов»

Где живет Дед Мороз и Снегурочка?

Маршрутные листы

18

Пришла коляда на кануне  Рождества”.

1

1

-

Беседа

Показ, инсценирование праздника

Презентация

19

В гости к мастеру “Зимние узоры”.

1

-

1

Выполнение и выставка работ

Мастерская художника Развивающая игра «Подбери орнамент»

20

Православный праздник. "Крещение"

1

1

-

Беседа

Показ, инсценирование праздника

Презентация

21

«Сочиняем сказку»

1

-

1

Пр.р. Составление текста  о рубашке, с применением детских работ (заранее окрашенных шаблонов )в качестве иллюстраций

Беседа

Обсуждение

Шаблоны (образец учителя)

22

«Я - докладчик»

1

-

1

Пр.р.Защита проекта

23

Обсуждение темы проекта «Вечно радуют кого – то, наших прадедов работы»

1

-

1

Беседа – обсуждение

Пр. р.Заполнение «Маршрутных листов»

Маршрутные листы. Образец учителя

24

«Вот она корзинка»

1

1

-

Информационная беседа

Презентация

25

«История одного прутика»

1

1

-

Показ

Презентация

Образец учителя

26

"Сердце матери лучше солнца греет”.

1

-

1

Праздничный концерт

Детские сочинения

27

“Масленица-Прасковейка, встречаем тебя хорошенько”.

1

-

1

Беседа

Пр.р. Работа в школьной библиотеке по сбору информации по теме проекта

Библиотечные и Интернет ресурсы

28

«Весёлые мастера»

“Поэзия народного костюма”.

1

-

1

Беседа

Показ

Пр.р.Выполнение изделия (народный костюм)

Образец учителя

29

«Я - докладчик»

”Грач на горе- весна на дворе”.

1

-

1

Пр.р. Защита проекта

30

 “Шутку шутить- народ смешить”.

1

-

1

Беседа – обсуждение

Пр. р.Заполнение «Маршрутных листов»

Маршрутные листы. Образец учителя

31

“Синие потолочины золотыми гвоздями приколочены”.

1

-

1

Беседа

Показ

Презентация

32

“Человек без Родины, что соловей без песни”.

1

-

1

Беседа

Пр. р. Изобразить красоту Родины в пейзаже

Образец учителя

33

Православный праздник. "Пасха"

1

-

1

Беседа. Изготовление поделок. "Пасхальное яйцо"

Образец учителя  

34

“Не просит ремесло хлеба, а само кормит”.

1

-

1

Фото экскурсия

35

“Красная горка”.

1

-

1

Беседа

Пр.р. Работа в школьной библиотеке по сбору информации по теме проекта

Библиотечные и Интернет ресурсы

36

“Не надобен клад, коли в семье лад”.

1

-

1

Беседа

Показ

Пр.р. Подбор  к имеющимся детским рисункам о семье  стихов известных поэтов - классиков

Рисунки, стихи


Техническое оснащение занятий и дидактический материал

1. Магнитофон

2. СД диски

3. ДВД диски

4.Компьютер

5. Ножницы

6. Бумага разной фактуры и цвета

7. Ткань разной фактуры и цвета

8.Простые карандаши

9. Цветные карандаши

10 Краски

11. Клей

 Дидактические материалы.

  1. Образцы готовых работ.
  2. Подборка  рисунков и иллюстраций.
  3. Пооперационные карты.
  4. Инструкции по ТБ

Ожидаемые результаты

  • повысится уровень знаний детей о природе родного края;
  • сформируется умение правильно взаимодействовать с окружающей средой;
  • появиться эмоционально–положительное отношение к малой родине, к культуре и народу родного края.
  • сформируется желание действия, помощи, искоренение безразличного созерцания

Механизм контроля реализации дополнительной образовательной программы «Родничок»

Кружковые занятия – особые занятия. На них учитель близок к ученику. Он стремится любую работу сделать максимально индивидуальной. Но, а если из занятия в занятия учитель пробуждает мысль у детей, создает условия для творчества, если дети с нетерпением ждут занятия, и на них нет равнодушных и скучающих глаз, значит, можно сказать: «Усилия педагога потрачены не напрасно».

«Краеведение учит людей любить не только свои родные места, но и знать о них, приучает их интересоваться историей, искусством, литературой, повышать свой культурный уровень. Это самый массовый вид науки».

                                                                                                     Д. С. Лихачев

АНКЕТА

« Я все смогу»

Ф.И.О. ___________________________________________________________

Название кружка _________________________________________________

Руководители:  ___________________________________________________

№ п/п

Утверждение

I четверть

II четверть

III четверть

IV четверть

1

2

3

4

5

6

1

Мое участие в жизни кружка.

2

Мое поведение

3

Мое отношение к кружковцам.

4

Мое участие в мероприятиях.

5

Мое полезное дело.

6

Приносит ли пользу мое посещение кружка?

7

Изменился ли я, посещая кружок?

  1. а) я стал активнее.

б) я с удовольствием посещаю кружок.

в) мне не все равно, чем занимаются мои сверстники.

  1. а) я стал дисциплинированным.

б) я не бегаю по зданию.

в) я хочу быть лучше.

  1. а) я постоянно сорюсь со всеми.

б) я дружу с девочками и мальчиками.

в) я ни с кем не общаюсь.

  1. а) мне хочется быть полезным.

б) я помогаю пожилым людям.

в) я не хочу ничего делать.

  1. а) я рад ходить и заниматься в кружках.

б) я стал хорошо учиться.

в) я могу все.

  1. а) я стал дисциплинированным.

б) я не бегаю по зданию.

в) я хочу быть лучше.

  1. а) я изменился в чем?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Тропами любопытной Варвары»

Проект программы экологического кружка ...

Экскурсия По экологической тропе

Урок-экскурсия " По экологической тропе"Цели: развивать наблюдательность, умения целенаправленно использовать содержательный план наблюдений; обогатить учащихся предметными знаниями о признаках лета с...

Практикум по русскому языку "По дорогам и тропам языка"

Практикум по русскому языку "По дорогам и тропам языка"...

Экологическая тропа

Путешествие по тропе осенью...

" Там, на неведомых тропинках..."

Сценарий внеклассного мероприятия...

Проект "По тропе познания и здоровья"

Данный проект является победителем Регионального конкура "Шагни за горизонт" (получил грант 300тыс.рублей) Напрвлен на укрепление здоровья детей ....