«Тропами любопытной Варвары»
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме

Реуцкая Елена Борисовна
Проект программы экологического кружка

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Analiz_raboty_MO.doc88.5 КБ
Microsoft Office document icon Tropami_lyubopytnoy_Varvary.doc118 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа

с. Верхнемарково

Анализ работы МО начальных классов

МОУ с. Верхнемарково

за 2009 – 2010  учебный год.

Подготовила

учитель  начальных классов

Реуцкая Елена Борисовна

                                    с. Верхнемарково 2010

 

                                                         

   Анализ работы МО начальных классов

МОУ с. Верхнемарково

за 2009 – 2010  учебный год.

                                                                                                                        Реуцкая Елена Борисовна,

учитель начальных классов

высшей  категории

                                                                                                                                       МОУ СОШ  С. Вехнемарково

                                                                                                                                                             Усть – Кутского

 муниципального образования

Иркутской области

 

В 2009 - 2010 учебном году ШМО учителей начальных классов работало 7 человек:

1-А класс – Дементьева М. В.

1-Б класс – Серая Т. Н.

2 класс – Реуцкая Е. Б.

3 класс – Кондратьева Е. В.

4-А класс – Потапова И. Н.

  1. – 5 классы  (8 вида) – Рыбакова О. А.

учитель – логопед – Подымахина Л. В.

Все учителя вели преподавание согласно учебной программе Министерства образования РФ, по утверждённым календарно-тематическим планам.

В 2009 - 2010 учебном году перед ШМО учителей начальных классов были поставлены следующие цели и задачи:

Цель: создать условия, обеспечивающие усвоение обязательного минимума содержания образования по предметам базисного учебного плана; способствующие формированию у школьников ключевых компетенций, повышению качества обучения учащихся.

В результате совместной работы определены и реализуются следующие задачи:

- обучение и воспитание при сохранении психологической комфортности; чуткость, отзывчивость, толерантность по отношению к учащимся;

- обращение к ребенку, как к личности, стремящейся к самоопределению и самореализации – обеспечение овладения каждым учащимся максимально возможным уровнем обученности и развития в соответствии с его потребностями и возможностями;

- организация учебно-познавательной деятельности в тесном сотрудничестве с родителями;

- повышение профессионализма педагогов, вовлечение в непосредственный процесс разработки, реализации и развития всех компонентов учебно-методического комплекса начальной школы.

В соответствии с задачами определена  тема ШМО на 2009-2010 учебный год: “Использование на уроке современных информационных технологий”.

В начальных классах на начало учебного года обучалось 94 ученика, на конец года -   95 учеников. Обучение велось по программе 1- 4, в режиме одной смены шестидневной недели. В начальной школе с 1 сентября функционировало 6 классов, 5 групп продленного дня.

Учителя имеют образование: высшее – 6 чел., среднеспециальное – 1чел. Потапова И. Н. получает высшее образование в ИГПУ.

По стажу педагогической работы:

5-10 лет – 2 чел.

10-25 лет – 1 чел.

Свыше 25 лет – 1 чел.

Высшую квалификационную категорию имеют: Реуцкая Е. Б., Серая Т. Н. Вторую квалификационную категорию имеет:  Рыбакова О. А. Молодые специалисты: Потапова И. Н., Дементьева М. В., Кондратьева Е. В.

В коллективе налажена атмосфера сотрудничества, взаимопомощи, поддержки (взаимопосещения уроков, совместная разработка уроков, праздников, экскурсий, планирований). Учителя не только требовательны к себе, но и друг к другу (анализ открытых мероприятий, уроков, утренников), правильно реагируют на критику.

Педагоги постоянно работают над задачей формирования творчески работающего коллектива учителей-единомышленников. В этом году учителя повышали свой профессиональный уровень на дистанционных курсах педагогического университета «Первое сентября»:

Реуцкая Е. Б. «Трудности обучения чтению и письму в начальной школе»;

Кондратьева Е. В. «Современные подходы к обучению орфографии в начальных классах»

Потапова И. Н. учится в ИГПУ.

Рыбакова О. А., Подымахина Л. В. получили высшее образование по специальности «Олигофренопедагогика»

Учителя не только повышали свой профессиональный уровень, но и делились, обменивались приобретенным опытом со своими коллегами. Реуцкая Е. Б. на заседании районного круглого стола «Трудовое воспитание младших школьников» обменивалась  опытом работы  «Проектная деятельность на уроках технологии в условиях сельской школы», её опыт занесен в банк педагогических идей районного МО  (статьи в сборнике).

На общешкольном круглом столе «Трудный подросток» с сообщениями выступили: Серая Т.Н. «Гиперактивный ребёнок», Кондратьева Е.В. «Агрессивный ребёнок – кто он?», Дементьева М. В.  «Как победить агрессию», Реуцкая Е. Б. «Методика комфортности и затруднений учащихся».

На педагогическом совете школы «Профессиональный рост как  фактор роста учителя» Реуцкая Е. Б. поделилась опытом «Портфолио как инструмент педагогического роста учителя».

Учителя МО на педагогической мастерской «Инновационные образовательные технологии» выступили с сообщениями по темам:

Реуцкая Е. Б. «Проектная мастерская»

Серая Т. Н. «Использование ИКТ технологий в начальных классах»

Рыбакова О. А. Игровая технология»

Дементьева М. В. «Здоровьесберегающая технология»

Кондратьева Е. В. «Личностно- ориентированное обучение»

Потапова И. Н. «Коллективный способ обучения».

Реуцкая Е. Б. педагогический лекторий «Трудности взросления» «Советы родителям. Что делать, если?»

В фестивале педагогических идей «Открытый урок» учителя: Серая Т. Н., Реуцкая Е. Б.,  Рыбакова О. А., Кондратьева Е. В. опубликовали свои материалы.

Реуцкая Е. Б. опубликовала свои материалы на Интернет-сайтах «Педсовет. ОРГ» «Викторина –презентация по Байкалу»;

Интернет-сайт «Методист. Ру» Урок обучения грамоте «Согласные звуки и буква Ф».

Учителя МО участвовали в районный и всероссийских конкурсах:

Районный конкурс методических разработок «Лучший урок»: Серая Т. Н., Рыбакова О.А., Реуцкая Е. Б. (1 место), Кондратьева Е. В. (3 место).

Реуцкая Е. Б. Интернет – сайт ОГЭУ «Конкурс фотографий и рассказов на тему "До свидания, Букварь!"

Районный конкурс «Педагогическое эссе молодого специалиста»: Кондратьева Е. В., Потапова И. Н., Дементьева М. В.

Конкурс творческих работ по экологии среди работников образовательных учреждений – Реуцкая Е. Б.

На заседаниях МО изучены все методические письма, оказывалась своевременная методическая помощь.

Тематика заседаний отражала основные проблемные вопросы, стоящие перед МО. Заседания были тщательно продуманы и подготовлены. Выступления и выводы основывались на практических результатах.

Были рассмотрены следующие вопросы:

                 Сентябрь – первое заседание

Тема: Основные направления учебно-воспитательной работы.

Цель: повышение качества образования.

Теоретическая часть:

1. Выполнение  учебных программ за 2009-2010 учебный год.

2. Утверждение тематического планирования.

3. Изучение и оценка  компетенции учителей начальных классов в вопросах выявления и преодоления нарушений письменной речи.

4. Итоги проверки дневников с целью выполнения единых требований при заполнении, работа классных руководителей с дневниками.

5. Беседа логопеда об организации логопедической работы, ее целях, задачах, методах

                Ноябрь – второе заседание

                 (теоретический семинар)

Тема: Методические  рекомендации для  учителей в плане просветительской  работы.

Цель: своевременное выявление, предупреждение и устранение имеющихся у детей недостатков устной и письменной речи.

Теоретическая часть:

Педагогические чтения по теме семинара.

Итоги 1 четверти «Выполнение программного минимума за четверть» во 2-4 классах. Объективность выставления оценок.

Итоги взаимопроверки тетрадей.

Итоги проведения Недели начальных классов.

 

                         Декабрь – третье заседание

                               (семинар-практикум)    

Тема:  "Нарушения письменной речи, обусловленные ФФНР"

Цель: своевременное выявление, предупреждение и устранение имеющихся у детей недостатков устной и письменной речи.

Теоретическая часть:

1.  Лекция  «Словарь  логопедической терминологии».

2. Разработка  методических  рекомендаций для  учителей в плане просветительской  работы.

3. Отчёт по темам самообразования.

Семинар подготовили и провели рук. МО Реуцкая Е. Б. и Подымахина Л.В. с использованием презентации.

Январь – третье заседание

(методические посиделки)

Тема: Система работы в начальных классах по выработке прочных навыков грамотного письма.

Цель: Выявить актуальный опыт учителей школы, определить пути его использования.

Теоретическая часть: 

1 Самостоятельная работа учащихся над ошибками; правописание слов с непроверяемыми безударными гласными; какие учебные пособия необходимы современному ученику в начальных классах.

2. Семинар «Психофизиологические процессы письма и чтения,  речевые и неречевые функции, лежащих в основе чтения и письма».

3. Мониторинг успеваемости учащихся за 1 полугодие.

4. Формирование звукового, звуко - буквенного, слогового анализа и синтеза у учащихся 1-2 классов.

5. Итоги взаимопосещения уроков, взаимопроверки дневников в выпускном классе.

6. Итоги проверки дневников 2-4 классов – контроль со стороны родителей, классного руководителя.

Практическая часть:

1. Отчёт по темам самообразования.

Март – четвёртое заседание

(мастер-класс)

Тема: Система работы учителя начальных классов по формированию ООУН.

Цель: Состояние преподавания уровня обученности учащихся на конец года.

 Теоретическая часть:

  1. Вступительное слово по теме творческой мастерской.
  2.  Лекция «Трудности детей с нарушениями письменной речи в процессе школьного обучения,  симптоматика  дисграфии и дислексии,  различия дисграфии и дизорфографии».
  3. 2. Анализ работы за год. Задачи и планирование на новый учебный год.
  4. Итоги административных контрольных работ.
  5. Итоги проверки рабочих тетрадей 1-4 классов – соблюдение единого орфографического режима. Состояние тетрадей.

Практическая часть:

  1. Отчёт по темам самообразования.

Май – пятое заседание

(методический практикум)

Тема: Модель работы учителя и логопеда по устранению учебной проблемы.

Цель: Научить педагогов на практике ориентироваться в дисграфических, дислексических и орфографических ошибках.

 Теоретическая часть:

1. Лекция «Современная классификация дисграфии и дислексии»

 2. Методы и приёмы педагогической помощи при определённом виде нарушения письма.

Практическая часть:

  1. Анализ письменных работ детей, слабоуспевающих по русскому языку по нахождению дисграфических и орфографических ошибок.  
  2. Заполнение таблицы-памятки примерами дисграфических ошибок.
  3. Отчёт по темам самообразования.

Учителя начальных классов в течение всего учебного года работали над темами по самообразованию: изучали публикации, делились своими наработками, выступали с докладами на заседаниях МО, проводили открытые уроки и внеклассные мероприятия, посещали уроки своих коллег.

 Реуцкая Е. Б.

«Бабушкин сундучок», посвящённый дню пожилых людей;

Классный час «Курить – это опасно или нет»;

Кондратьева Е. В. «Хлеб всему голова»; открытый урок «Путешествие по родному краю»;

Потапова И. Н. открытый урок «Спряжение глаголов»;

Серая Т. Н. открытый урок «Сложение и вычитание в пределах 20»;

Подымахина Л. В. показала логопедическое занятие по развитию речи «Осень-краса» с приглашением коллег.

Все проведенные уроки и мероприятия проходили на высоком профессиональном уровне, что свидетельствует об ответственном отношении к их подготовке, проведению и мастерстве педагогов.

В течение года проходила разработка, и реализация комплекса мер по информатизации образовательного процесса в начальном звене. В системе уроков прочное место занимают уроки с применением информационных технологий. Для учащихся 2 класса ведётся бескомпьютерный курс «Информатика» (авт. Горячев А.), а учащихся 3 – 4 классов работа на клмпьютере.

Исходя из материальной базы школы, учителя проводят уроки с применением информационных технологий (в частности, используя мультимедийные презентации, материалы Интернета).

В каждом классе формируется медиатека (копилка творческих разработок учителя). Компьютерные технологии призваны стать не дополнительным «довеском» в обучении, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его эффективность.

 Наличие программно-методического обеспечения, ориентированного на поддержку преподавания в начальных классах, а также учебного и демонстрационного оборудования, сопрягаемого с компьютером, позволяет организовать в учебном процессе исследовательскую деятельность, обеспечить возможность самостоятельной учебной деятельности и предметной деятельности со средствами новых информационных технологий.

В следующем году данная работа будет продолжена в рамках темы: «Использование новых технологий как средство обеспечения прочных знаний».

Учителя работали в тесном контакте с учителями - предметниками, с психологом, логопедом.

На следующий 2010-2011 учебный год будет продолжена эта работа.  Для этого выдвигаются текущие задачи:

  1. Совершенствовать методическую работу.
  2. Внедрять передовой опыт в практику работы школы.

Начальная школа МОУ СОШ  работает по   программе «Школа России».

Работая по теме школы, учителя начальных классов переходят от учебно-дисциплинарной модели воспитания образования к личностно-ориентированному обучению, создавая и обеспечивая комфортные условия в образовательной деятельности младших школьников.

Школьники начальных классов принимали активное участие в международной математической игре «Кенгуру», всероссийском конкурсе «Человек и природа», Центре творческих инициатив «SNAIL», всероссийском интеллектуальном турнире «Фактор роста», районном интеллектуальном марафоне.

 Международная  математическая игра «Кенгуру»

2 класс (Реуцкая Е. Б.) – 5 учащихся;

3 класс (Кондратьева Е. В.) – 10 учащихся

4 класс (Потапова И. Н.) – 8 участников.

Всероссийский конкурс «Человек и природа»

1 – б класс (Серая Т. Н.) – 10 учащихся

2 класс (Реуцкая Е. Б.) – 5 учащихся;

3 класс (Кондратьева Е. В.) –  9 учащихся

4 класс (Потапова И. Н.) – 8 участников.

Центр творческих инициатив «SNAIL»  

1 класс – (Серая Т. Н.) - Всероссийский дистанционный Конкурс по информатике Новогодняя открытка   1 участник;

Всероссийский дистанционный Зимний сезон   2 участника;

Всероссийский дистанционный Турнир первоклассников 3 участника;

Всероссийский интеллектуальный турнир «Фактор роста» 3 участника.

4 класс – (Потапова И. Н.) - Районный интеллектуальный марафон среди учащихся 4 классов  - 3 участника.

Проводя анализ работ, можно сделать вывод, из которого вытекают текущие задачи на следующий 2010-2011 учебный год:

  1. Необходимо вести индивидуальный контроль над уровнем знаний учащихся, усилить коррекционную работу со слабоуспевающими учениками и с одаренными детьми, что даст большую стабильность и системность.
  2.  Уделять в выпускных классах особое внимание целенаправленному повторению ключевых тем курса, предусмотренных государственной программой.

С первого дня учебы педагогический коллектив начальной школы стремился усилить воспитательный потенциал уроков и внеурочных мероприятий, формировать традиции школы.

Для создания и сплочения детского коллектива активно использовались формы игры и праздника. Ярко, празднично, торжественно прошли дни «Здравствуй, осень золотая», «Новогодний маскарад»,  «День матери», «Прощание с азбукой» «День здоровья», «Неделя начальных классов», концертные программы, посвященные Дню учителя, Дню Победы.. 

Впервые учащиеся начальных классов принимали участие в краеведческой конференции (2 класс – Реуцкая Е. Б., 3 класс – Кондратьева Е. В.).

Второй год проходит в школе «Ученик года». Участия принимали учащиеся:

  1. класс – Желтяков И., Тонких И., Мирзаева Д, Седунова Л., Батраков К.;

3 класс – Захарова Т.. Зверев А., Маркова А. (победитель).

Это год прошёл под знаком 65-летия Победы в Великой отечественной войне. Презентации и защиту по городам – героям подготовили учащиеся 2 класса, (Реуцкая Е, Б.), 3 класса (Кондратьева Е. В.), 4 класса – (Потапова И. Н.). Учащиеся 1 – а и 1-б классов исполнили песни.

Учащиеся начальной школы в течение учебного года участвовали в различных конкурсах, используя свой творческий потенциал культуры общения и построения межличностных отношений.

Участие учащихся начальных классов

в конкурсах за 2009-2010 уч. год

Уровень

Название конкурса

Кол-во участников

  учащихся

Всероссийский

Фестиваль «Портфолио»

Конкурс газеты «1 сентября» «Мой лучший день в школе»  

 1 участник (Реуцкая Е. Б.)

6 участников (Реуцкая Е. Б.)

Региональный

Областной конкурс рисунков, посвящённых Дню Победы

 2 участника

 Реуцкая Е. Б.)

3 участника

  Потапова И. Н.

 5 участников (Кондратьева Е. В.)

 

Районный

«Районный конкурс рисунков «Учитель – главная профессия страны» ВПП «Единая Россия»  

 

МОУ ДОД ДЮЦ Усть-Кутского  МО «Карнавальные маски по кругу»

3 участника

 (1 победитель Зырянова О.) Реуцкая Е. Б.

3 участника

(2 победителя Пронкевич К., Орешкина Г.) Потапова И. Н.

18 участников (Реуцкая Е. Б.)

2 участника (Серая Т. Н.)

Система работы в начальных классах построена так, что все мероприятия готовятся совместно: учитель - родители - дети, что помогает сплачивать детские коллективы.

Много интересного и полезного дети узнали и многому научились, посещая группы продленного дня. Воспитатели стремились так организовать вторую половину, чтобы дети чувствовали себя уютно, надежно, спокойно в стенах школы.

На следующий 2010 – 2011 учебный год будет продолжена работа по следующим направлениям:

  1. Формирование и закрепление традиций школы.
  2. Создание системы воспитательной работы с целью формирования сплоченного ученического коллектива.

 

Руководитель МО начальных классов             Реуцкая Е. Б.

 

 

 

 

 

 



Предварительный просмотр:

                     Муниципальное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа

с. Верхнемарково

Проект программы экологического кружка

«Тропами любопытной Варвары»

Подготовила

учитель  начальных классов

Реуцкая Елена Борисовна

                                   

                                                        с. Верхнемарково 2010

                         Проект программы экологического кружка

                                «Тропами любопытной Варвары»

Реуцкая Елена Борисовна

 учитель начальных классов

Высшей категории

МОУ СОШ с. Верхнемарково

Усть – Кутского района

Муниципального образования

Иркутской области

Угроза экологической катастрофы на фоне господства потребительской психологии в общественном сознании обусловливает необходимость экологического воспитания юного поколения.

 Экологический кризис во многом кризис мировоззренческий, духовно-нравственный, и поэтому выход из него связан с воспитанием у современных подростков культуры взаимодействия с окружающей средой, которая, как показывает жизнь, у большинства из них находится на достаточно низком уровне:

- полезные эмпирические наблюдения нередко сосуществуют с потребительским, безграмотным отношением к природе;

- знания о необходимости охраны окружающей среды зачастую соседствуют с отчуждённостью от неё из-за разрастающейся урбанизации и губительных её последствий;

- общая информированность учащихся об экологических бедствиях сочетается с пренебрежением элементарными правилами безопасного поведения.

Всё это свидетельство того, что в экологическом воспитании школьников нет системности, всесторонности, и оно не может обеспечить достижение конечной цели – воспитание человека, ответственного перед природой, людьми и самим собой, осознающего своё место в мире и строящего свой образ жизни в соответствии с экологическими приоритетами. В данном проекте экологическое воспитание представлено как целостный процесс, охватывающий все аспекты развития ребёнка в системе его отношений с природой, обществом и со своим внутренним миром. Основу воспитательных технологий составляют такие духовно-нравственные ценности, как Добро, Созидание и Самоограничение.

 Предлагаемые воспитательные технологии выполняют познавательную, развивающую, практико-ориентирующую и развлекательную функции, отвечая особенностям того возраста, для которого они предназначены (младшим школьникам), призваны помочь увязать экологические знания, полученные учащимися на уроках, с умением использовать их в реальной ситуации.

Кружковая работа входит в систему дополнительного образования. Сюда входят занятия с кружковцами, подготовка команды к предметным олимпиадам, интеллектуальным марафонам,  предметным турнирам, групповая работа,  подготовка к научным чтениям, исследовательская работа (планируется в 4 классе).

 Основная задача работы кружка – содействие удовлетворению детской любознательности.

 Нужно помочь учащимся увидеть смысл их творческой исследовательской деятельности, видеть в этом возможность реализации собственных талантов и возможностей, способ саморазвития. На заседаниях кружка я стараюсь создавать творческую атмосферу, поддерживать интерес к выполняемой работе, поощрять творческие проявления учащихся, стремление к поиску.

Важно, чтобы дети не боялись допустить ошибку. Задача учителя – не подавлять желания, порывы, творческие идеи учащихся, а поддерживать их и направлять.

 Исследование  должно быть посильным, интересным и полезным.

    Программа работы кружка включает в себя 4 направления:

познавательное;

познавательно-развлекательное;

практическое;

исследовательское.

 Работа в кружке ведётся е. с учениками данного класса. Постоянные члены кружка ученики класса – 12 - 15 человек.

 Вести занятия в кружке я начала с октября 2006 года (2 класс). На заседания стали приходить дети, изъявившие желание заниматься дополнительно после уроков. Были изучены потребности детей, их интересы, проведено анкетирование.  Занятия кружка проводятся во вторую смену.

 В 2006 – 2007 учебном году провели математический марафон, конкурс загадок.

В новом учебном году были внесены изменения в планировании работы кружка, ребятам предложила самим выбрать основные темы   и направления работы.  

Основные направления курса – экология, изучение родного края.

Проект работы экологического кружка «Тропами любопытной Варвары»

1.   Пояснительная записка.

 Стратегия народного образования направлена не только на то, чтобы дать человеку определённый образовательный минимум, соответствующий его возрасту и интересам общества, но также создать условия для духовного становления личности и обеспечить возможность культурной и конфессиональной самоидентификации, гарантирующей сохранение и восстановление преемственных связей между поколениями.

Содержание познавательного блока занятий кружка составляют сведения о природе, ее компонентах, взаимосвязях между ними, взаимосвязях между человеком и природой о способах сохранения и улучшения природы, о культуре поведения в природе, об охраняемых видах животных и растений, заповедных территориях родного края, об отношениях людей к природе. Занятия строятся таким образом, что природоохранные знания детей расширяются и углубляются от темы к теме. Природа изучается как носительница эстетических, материальных качеств, как среда обитания. Наряду с природоохранными дети приобретают пропедевтические знания по зоологии, географии и ботанике, которые помогут им в дальнейшем при изучении курса экологии. Кроме того, у детей формируются нравственные знания и чувства: любовь, сопереживание, жалость и др. В связи с этим значительный воспитательный эффект дает включение в беседы с детьми такого материала, который заставляет детей чувствовать себя непосредственными защитниками природы, принимать те или иные решения, способствует проявлению их эмоционально-волевых качеств.

Один из важнейших принципов программы является краеведческий, реализация которого дает возможность детям полнее понять местные, региональные и глобальные экологические проблемы. В связи с этим в содержание бесед, экскурсий включается информация о состоянии природы родной деревни. В кружке создаются благоприятные условия для «соединения деятельности рук и головы», позволяющие школьникам творчески применять на практике полученные знания, оказывая непосредственную помощь природе.    

  1. Цели кружковой работы: воспитание духовно-нравственной личности; привитие навыков здорового образа жизни; расширение  экологических знаний; повышение  культуры взаимоотношений с окружающей средой – природной и социальной;  
  2. Задачи:

- формирование представлений о взаимосвязях экологической, биологической, социальной и духовно-нравственной сторонах науки и жизни;

-  теоретическая и практическая направленность курса, призвана способствовать учащимися, реализовать познавательный интерес к окружающему миру, своему здоровью и здоровью окружающих.

Кружковая работа предусматривает изучение теоретических основ с элементами практической деятельности, в ходе чего происходит целенаправленное формирование действий: фиксации основного материала по теме, выбор проблемы для более детального изучения, формулировка целей и задач, анализ литературы, исследовательская деятельность с последующим предоставлением результатов. Всё это должно способствовать раскрытию духовных, творческих дарований учащихся.

 Учебные занятия по курсу проводятся в виде – бесед, конкурсов, игр, викторин, экскурсий. Они предполагают:

- изучение основной и дополнительной литературы;

- составление обзоров и информационных справок;

- экскурсий;

- обсуждение проблем;

- просмотр фильмов и мультфильмов;

Ожидаемый результат. Данный проект призван способствовать повышению образовательного уровня учащихся, развитию познавательного интереса к окружающему миру, формированию мировоззрения, духовно-нравственных ценностей личности. У учащихся должны быть сформированы представления о взаимосвязях экологической, природоведческой, биологической, социальной:

а) формирование экологических знаний, умений, навыков;

б) обогащение жизненного опыта ребенка примерами позитивного взаимодействия с окружающей средой;

в) развитие эмоционально – чувственной сферы личности младшего школьника в процессе взаимодействия с объектами природной и социальной среды

  1. Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся

Учащиеся должны знать:

- что такое экология;

- основные проблемы экологии на современном этапе развития науки и общества;

- морально-нравственные, социальные и правовые аспекты экологических проблем.

Учащиеся должны уметь:

- определять значимость экологических проблем;

- характеризовать и анализировать экологические проблемы;

- работать с различными источниками информации;

- высказывать собственные суждения по проблеме;

- изучать и анализировать мнения других людей по проблемам экологии.

У учащихся должны быть сформированы следующие навыки:

- самоанализ;

- самоорганизация;

- самоконтроль;

- самооценка;

- самокоррекция и регуляция.


  1. Тематическое планирование кружковой работы

1-2 классы

Тематика

Предварительная работа

Содержание работы

Последующая работа

Юный друг природы!

 «Беречь природу – значит беречь Родину»

 Конкурс рисунков «Зеленая  планета глазами детей»

Природа в жизни человека.

Введение понятий: экология, эколог.

Беседа – размышление «Могут ли жить люди без природы?»

 Сочинение  «Природа  в моей жизни»

Природа и здоровье человека.

Как влияет природа на здоровье человека.

Конкурс «Копилка народной мудрости»

Стенгазета «Как сберечь своё здоровье?»

Твоя пища.

Сбор информации об этикетках на продуктах

Тематический вечер «Витамины: полезны или вредны?»

Коллективный проект «Полезные и вредные продукты питания»

Как рубашка в поле выросла?

Подумай!: из какой части растения получили люди льняные нити»

Беседа.  «Какие растения обеспечивают человека одеждой?»

Исследователь

ская работа « Что дает растение человеку?»

Комнатные растения в доме.

Наблюдения за комнатными цветами в классе

Посадка комнатных цветов

Коллективный проект «Зелёный «друг» для мамы»

Правила ухода за комнатными цветами.

Экскурсия в кабинет биологии

Практикум «Уход за комнатными цветами»

Составление правил ухода за комнатными цветами

Умей посадить и вырастить дерево!

Рассматривание силуэтов деревьев

Беседа по схеме о том, что интересного  мы увидели во время экскурсии. Отобразить это схематично.

Проект «Моё дерево»

Ухаживай за домашними живот

ными.

Наблюдение за домашними животными

Акция «Бездомные животные»

Проект «Как живут рыбки гуппи?»

Собака – верный друг человека.

Рассматривание животных в альбоме

Игра «Следопыты» поиск следов на снегу

Дидактическая игра «Маскируются животные»

Птицы – друзья человека.

Фенологичес

кие наблюдения

Акция «Подкормите птиц зимой»

Игра «Чей это голосок?»

Жабы и лягушки – обитатели воды и суши.

Наблюдение за обитателями реки

Беседа о том, как люди относятся к реке. Что вы смогли бы сделать хорошего для реки

Рисование водоохранных знаков

Насекомые и человек.

Наблюдение за насекомыми в природе

Беседа «Как насекомые проводят зиму?»

Дидактическая игра «Отбери насекомых нашего края»

Сезонные изменения в природе.

Слушание музыки   цикла «Времена года»

Беседа о природных признаках времён года.

Разучивание песен о временах года

Уж небо осенью дышало.

Слушание звуков музыки в природе.  

Беседа об осенних явлениях.  

Конкурс рисунков «Осенний лес»

Снежная книга.

Наблюдение за приметами зимы

Рассматривание следов на снегу

Игра «Угадай, кто идет»

Весна – красна пришла.

Наблюдение за распусканием почек

Рассматривание почек деревьев и кустарников

Слушание звуков музыки  в природе пение птиц.

Здравствуй, лето!

Рассматривание фотографий природы нашего края.

Экологическая тропа

 Рисование «Лето красное»

Экологические правила поведения в лесу

Составление правил поведения человека в лесу

Рисование экологических знаков

Выставка   рисунков на                                            экологическую    тему:                                                                                    «Давайте                                                                        сохраним                                                                     планету».      

                                             

3-4 классы

Тематика

Предваритель

ная работа

Содержание работы

Последующая работа

Лес и человек.

Сбор пословиц о лесе

Беседа – диалог «Лес служит людям для чего?»

Панно «Лес – украшение планеты»

Лес – родной дом для растений и животных.

Рассматривание картин леса.

Учебное занятие с использова

нием ИКТ «Ярусы леса»

Дидактическая игра «Что растет у нас в лесу?»

Деревья леса.

Слушание звуков  музыки  в природе – шум листвы и т.д.

Рассматривание деревьев, опавших листьев

Экодесант

Разучивание песни «Лес до небес»

Ягодные адреса.

Рассматривание гербариев ягодных кустарников

Поиск ягодных кустарников на участке леса

Аппликация «Ягодки на кочке»

Знай и выполняй правила сбора лесных ягод.

Виртуальная экскурсия  «Мы идём за ягодой»

Беседа – практикум «Составь правила сбора лесных ягод»

Составление памяток о сборе лесных ягод

Грибные места.

Отгадывание загадок  о грибах

Интеллектуальный марафон «Почему гриб так назвали?»

Составление грибной Азбуки

Съедобные грибы.

Отгадывание ребусов, шарад о грибах

Игра – соревнование «Собери корзинку полную грибов»

Аппликация из опилок «Грибок»

Запомни ядовитые грибы.

Рассматривание коллекции ядовитых грибов на открытках

Деловая игра «Распознай гриб»

Выставка рисунков «Грибы нашего леса»

Правила сбора грибов.

Составление правил сбора грибов

Игра «Кто соберёт больше грибов?»

Рисование плакатов «Собираем правильно грибы»

Цветущие растения на лесной поляне.

Рассматривание гербариев растений.

Узнавание цветущих растений  по силуэтам  

Коллаж «На лесной полянке»

Знай ядовитые растения леса!

Сбор информации о ядовитых растениях нашего леса

Экопрактикум.

 Книжка – малышка «Ядовитые растения нашего леса»

Лесная аптека.

Рассматривание гербариев растений. Рассматривание семян, которые имеют приспособления  к переносу ветром

Сбор лекарственных растений

Организация фиточая

Лес – дом для многих животных.

Подготовка материала для экологической тропинки

Экскурсия в лес

Рисование на тему «Кого мы повстречали на своем пути?»

Дятел – лесной доктор.

Какую работу выполняет дятел в лесу? Сбор информации

Дискуссия «Дятел – друг или враг деревьев?»

Оригами «Доктор - дятел»

Чьё гнездо?

Сбор рисунков разных гнёзд птиц

Ролевая игра «Кому принадлежат гнёзда?»

Конкурс на лучшую кормушку для птиц

Береги, охраняй муравьёв!

Составление правил поведения по охране муравейников

Нарисовать плакаты в защиту муравьёв

Операция «Муравей»

Будь другом лесу!

Чтение и обсуждение ситуации «Жалейкин и птенчик» по Н. Сладкову

 Экологический театр «Будь человеком человек»

Составление правил кодекса   «Защитники природы»

«Красная книга».

Знакомство с Красной книгой

Экологический светофор «Остановись, подумай!»

Презентация – защита «Эти животные под угрозой исчезновения»

С «Красной книгой» по летнему лесу.

Рассматривание фотографий природы нашего края

Классный час  «Не дай исчезнуть планете»

  Составление списка охраняемых растений нашего края

Человек в гостях у природы.

Цикл наблюдений за поведением людей на природе

Трудовые десанты. Очистка территории

Концерт, посвящённый Дню Земли.  

Составь тексты-призывы.

 Рисунки «Защитим природу!»

Оформление книги о правилах поведения в природе

Экологический десант. Очистка территории

Экологический праздник  «Будь природе другом!»

Подготовка к празднику

Проведение праздника

Озеленение школьного двора


  1. Содержание программы курса.

3.1.      Теоретическая часть.

Введение. Экология, понятие, связь с другими естественными науками. Экология как наука, цели, задачи, значение. Фенология. Экология в России. Основные экологические проблемы района, края. Природа в литературе. Поэты и писатели о природе. Народные приметы, поговорки, пословицы. Сказки. Природа весной. Приход весны. Наблюдения за природой. Растения и животные весной.

  1. Практическая часть.
  1. Экология. Просмотр и анализ фильма об исчезающих животных.
  2. Экологические задачи. Обсуждение проблемы.
  3. Урок – игра «Нужны ли нам болота и лягушки?»
  4. Проведение исследовательских работ по следующим темам: / 4 класс/

- фенологические наблюдения за природой;

- прилёт и отлет птиц по наблюдениям за животным миром; /встреча с работниками охраны природы/.

Сроки работы над проектом: предположительно 3 – 4 года.

Данный проект кружковой работы требует доработки, анализа и корректировки. В конце учебного года будут подведены итоги и сделаны выводы. Возможно, будет изменены или дополнены разделы, содержание, особенно практическая часть. Также, по итогам 3 года обучения нужно составить тематическое планирование на 4 год обучения. Наладить работу с социальными партнёрами – школьная и поселковые  библиотеки, Верхнемарковоское лесничество.

 Кружковая  работа - это работа большей частью по интересам, поэтому нужно учитывать мнения членов клуба, их пожелания.  

                     Литература

  1. Пшеницына Н.А. Времена года. Песни, пословицы, приметы, загадки на уроках в начальной школе. 1-4 классы. Владос. 2004 г
  2. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. 100 кроссвордов о растениях и животных. Академия развития. Ярославль. 1998
  3. Общеевропейская Стратегия Сохранения Биоразнообразия: Пособие для детей и министров. Москва. 1998
  4. Зубкова Т.Н. Природоведение для всех. Творческий центр. Москва 2001
  5. Сухаревская Е.Ю. Занимательное естествознание. Природа Земли. «Учитель» 2003
  6. Сухаревская Е.Ю. Занимательное естествознание. Жизнь на Земле. «Учитель» 2003
  7. Сухаревская Е.Ю. Занимательное естествознание. Планета Земля. «Учитель» 2003
  8. Беккер И.Л. Времена года. Книга юного фенолога. «Творческий центр». Москва 2001
  9. Школьный экологический календарь. Под редакцией Н.С.Дежниковой. Москва «Просвещение» 2003
  10. Грибов П.Д. Как человек исследует, изучает природу. 2 – 3 классы. «Учитель» Волгоград 2002
  11. Времена года. Стихи и рассказы о природе, загадки. «Детская литература» Москва

2000

  1. Соловьёва Т.И., Рогалева Е.И. Исторические темы курса «Окружающий мир».      «Вако» 2006
  2. Экология в филологии. Обучающая игра.
  3. Перекатьева О.В., Подгорная С.Н. Игры, викторины, конкурсы в начальной школе. 1 – 4 классы «МарТ» 2004


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Любопытные факты из жизни животных" - конспект урока, презентация

Материал подготовлен для курса дополнительного образования "Для Знаек и Всезнаек", рассчитан для детей начальной школы. Ученики познакомятся с интересными фактами из жизни животных, в игровой форме см...

Математическая викторина "Любопытная математика"

Викторина по математике предназначена для учащихся 2 класса и позволит проверить уровень логического и математического мышления....

Рабочая программа кружка "Тропами Любопытной Варвары", 1 класс

Это рабочая программа курса внеурочной деятельности "Тропами Любопытной Варвары"  для детей 6-7 лет, срок реализации 1 год, 3 часа в неделю.            ...

Рабочая программа кружка "Тропами Любопытной Варвары", 1 класс

Это рабочая программа внеурочной деятельности курса "Тропами Любопытной Варвары"...

Ознакомление с новым автором Н.Голиковой "Про любопытного тигренка Тима"

laquo;Про любопытного тигрёнка Тима» — это детская книга, которая описывает дикую природу, особенности и повадки животных Дальнего Востока России. Герой истории &mdash...

Конспект урока по литературному чтению И.А.Крылов "Любопытный"

Программа "Планета знаний" Литературное чтение 4 класс. Разработка включает в себя технологическую карту урока, презентацию ....