Рабочая программа кружка "Тропами Любопытной Варвары", 1 класс
рабочая программа (1 класс)

Это рабочая программа внеурочной деятельности курса "Тропами Любопытной Варвары"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_tropami_lyubopytnoy_varvary.doc273 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

"ГИМНАЗИЯ  №89"

ЛЕНИНСКОГО РАЙОНА  г. САРАТОВА

           «Согласовано»

Зам. директора по ВР

МОУ «Гимназия № 89»

 

___________   Новикова Н.В.

«___»____________2018г.

«Согласовано»

Зам. директора по УР

МОУ «Гимназия № 89»

 

___________   Новикова Т.Б.

«___»____________2018г.

           «Утверждаю»

Директор  МОУ «Гимназия № 89»

 

______________   Астахова Т.В.

                                     

Приказ №       от               2018 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«ТРОПАМИ ЛЮБОПЫТНОЙ ВАРВАРЫ»                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

Направление: Общекультурное

Возраст/класс  учащихся:  6-7 лет  (1 А класс)

Срок  реализации:      1 год   (99 часов)

Программу составил: Касаткина Юлия Александровна, учитель начальных классов,

                                         первая категория

Рассмотрено    на    заседании

педагогического        совета

протокол  №    от           2018г

Саратов 2018

Пояснительная записка

Рабочая программа разработана в соответствии с:

  • Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г.   № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  • Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»
  • Федеральной целевой программой развития образования на 2016 - 2020 годы, утверждённая Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2015 г. № 497.
  • Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная Распоряжением Правительство Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р
  • Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (утв. приказом МОиН РФ от 6.10.2009 г. № 373, с изменениями от 26.11.2010 г. № 1241, 22.09. 2011 г. № 2357, 18.12.2012 г. № 1060, 29.12.2014 г. № 1643, 31.12. 2015 г. № 1576);
  • Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (утв. приказом МОиН РФ от 17.12.2010 г. № 1897, с изменениями от 29.12.2014 г. N 1644, 31.12.2015 г. № 1577);
  • Федеральным государственным образовательным стандартом среднего (полного) общего образования (утв. приказом МОиН РФ от 17.05.2012 г. № 413, с изменениями от 29.12.2014 г. № 1645, 31.12.2015 г. № 1578);
  • Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - программам начального общего, основного общего и среднего общего образования (Приказ Минобрнауки РФ от 30.08.2013 №1015);
  • Письмом Минобрнауки РФ от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС общего образования».
  • СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям  и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (от 29.12.2010 № 189)
  • Уставом МОУ «Гимназия № 89»  Ленинского района г. Саратова
  • Основной образовательной программой основного общего образования МОУ «Гимназия № 89»;
  • Учебным планом МОУ «Гимназия № 89»;
  • Планом внеурочной деятельности МОУ «Гимназия № 89»;
  • Положением о рабочей программе курса внеурочной деятельности МОУ «Гимназия № 89».

                Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Тропами любопытной Варвары»  для учащихся 1-х классов разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО и направлена на формирование современного гармонически развитого человека, богатство его внутренней и духовной культуры, интеллектуальной, воспитание духовно-нравственной личности; привитие навыков здорового образа жизни; расширение  экологических знаний; повышение  культуры взаимоотношений с окружающей средой.

Направление развития личности, в рамках которого разработана программа – общекультурное.

На изучение данного курса отводится 3 часа в неделю,   99 часов в год.

Общий объем программы:  99 часов.

Срок освоения программы:  1 год обучения.

Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности:

  • Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения курса внеурочной деятельности:

Личностные результаты:

У обучающегося должны быть сформированы:

- мотивы, выражающие его потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности;

- ценностно-смысловая ориентация (осознание ценности природы и необходимости нести за нее ответственность;

понимание необходимости соблюдать правила экологического поведения в быту и на природе; стремление к сохранению и укреплению своего здоровья);

- учебно-познавательный интерес к учебному предмету, информационным источникам, способам постановки опытов, наблюдений; устойчивый учебно-познавательный интерес к новым знаниям, выраженный в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтения социального способа оценки успешности учения.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД.

Обеспечение  обучающимися организации своей учебной деятельности. К ним относятся: целеполагание, планирование, осуществление учебных действий, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка и саморегуляция. Система заданий, ориентирующая младшего школьника на проверку правильности выполнения задания по правилу, алгоритму, с помощью таблицы, инструментов, рисунков и т.д. позволит ученику научится или получить возможность научиться контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания.  

Познавательные УУД.

Ученик научится или получит возможность научиться:

- Различать (узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы; проводить простейшую классификацию изученных объектов  природы на основе их существенных признаков, составлять таблицы;

- Описывать на основе иллюстрации или предложенного плана изученные  объекты и явления живой и неживой природы, выделять их основные существенные признаки, выделять новое;

- Проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее  лабораторное оборудование и измерительные приборы, следовать   инструкциям и правилам при проведении экспериментов, делать выводы на  основании полученных результатов;  

- Обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой,  использовать их для объяснения бережного отношения к природе (осознать   ценность природы и необходимость нести ответственность за её    сохранение);

- Определять характер взаимоотношений человека с природой, находить  примеры влияния этих отношений на природные объекты, на здоровье и   безопасность человека (соблюдать правила экологического поведения в    быту);

- Соблюдать правила личной безопасности и безопасности окружающих    понимать необходимость здорового образа жизни;

Коммуникативные УУД.

Ученик научится или получит возможность научиться взаимодействовать (сотрудничать) с соседом по парте, в группе;  обеспечивать  социальную компетентность и учет позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. К коммуникативным действиям относятся: инициативное сотрудничество, планирование учебного сотрудничества, взаимодействие, управление коммуникацией.

           

Предметные УУД.

-  усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов,   процессов и явлений, характерных для природной и социальной   действительности (доступных для осознания младшими школьниками);

-  сформированность умения работать с информацией, представленной в  разных формах (текст, рисунок, таблица, диаграмма, определитель, схема,  интернет);

- сформированность умения осуществлять информативный поиск в словарях, справочниках, картах, определителях (в том числе на электронных    носителях), в интернете для выполнения учебного задания или для   практических целей;

- умение составлять список используемой литературы и  интернет-адресов;

- способность сотрудничать и проявлять познавательную инициативу в   учебном сотрудничестве, учитывая позицию партнера (сверстника,    взрослого) при общении и взаимодействии, допуская возможность   существования у партнера другой точки зрения, в том числе не   совпадающей с его собственной точкой зрения;

- способность выступать то в роли обучаемого, то в роли обучающего    (консультант, экспериментатор, докладчик)

  • Оценочные материалы:

Результатом реализации данной образовательной программы является повышение образовательного уровня учащихся, развитие познавательного интереса к окружающему миру, формирование мировоззрения, духовно-нравственных ценностей личности. У учащихся должны быть сформированы представления о взаимосвязях экологической, природоведческой, биологической, социальной:

а) формирование экологических знаний, умений, навыков;

б) обогащение жизненного опыта ребенка примерами позитивного взаимодействия с окружающей средой;

в) развитие эмоционально – чувственной сферы личности младшего школьника в процессе взаимодействия с объектами природной и социальной среды.

Система оценки достижений обучающихся: выставки, конкурсы, открытые уроки

Тематическое планирование  курса внеурочной деятельности «Тропами любопытной Варвары»:

№ п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации (контроля)

Всего

Теория

Практика

1

Юный друг природы.

3

2

1

Текущий

2

Природа в жизни человека

3

2

1

Текущий

3

Природа и здоровье человека

3

2

1

Текущий

4

Конкурс «Копилка народной мудрости»

3

1

2

Выставка-презентация

5

Твоя пища

3

1

2

Текущий

6

Как рубашка в поле выросла

3

2

1

Текущий

7

Сезонные изменения в природе.

3

1

2

Выставка

8

Разучивание песен о временах года

3

3

Текущий

9

Уж небо осенью дышало.

3

2

1

Текущий

10

Конкурс рисунков «Осенний лес»

3

1

2

Выставка

11

Комнатные растения в доме

3

2

1

Текущий

12

Правила ухода за комнатными цветами.

3

3

Текущий

13

Экскурсия в кабинет биологии

2

1

1

Текущий

14

Умей посадить и вырастить дерево

3

2

1

Текущий

15

Снежная книга.

4

2

2

Выставка

16

Экскурсия в парк

2

1

1

Текущий

17

Игра «Угадай, кто идет?»

3

1

2

Выставка-презентация

18

Ухаживай за домашними животными.

3

2

1

Выставка-презентация

19

Собака – верный друг человека.

3

1

2

Текущий

20

Игра «Следопыты»

3

1

2

Текущий

21

Птицы – друзья человека.

3

2

1

Текущий

22

Игра «Чей это голосок?»

3

1

2

Текущий

23

Жабы и лягушки – обитатели воды и суши.

3

2

1

Текущий

24

Оригами «Лягушка»

4

1

3

Выставка-презентация

25

Конкурс рисунков  «Водоохранные знаки»

3

1

2

Выставка

26

Насекомые и человек.

3

2

1

Текущий

27

Игра «Отбери насекомых нашего края»

3

1

2

Выставка

28

Весна – красна пришла.

3

2

1

Текущий

29

Человек в гостях у природы

3

2

1

Выставка

30

Здравствуй, лето!

3

1

2

Текущий

31

Аппликация «Лето красное»

3

1

2

Выставка

32

Экологические правила поведения в лесу

3

1

2

Текущий

33

Конкурс «Экологические знаки»

3

1

2

Итоговый

Содержание курса внеурочной деятельности «Тропами любопытной Варвары»

 1.Теоретическая часть.

           Введение. Экология, понятие, связь с другими естественными науками. Экология как наука, цели, задачи, значение. Фенология. Экология в России. Основные экологические проблемы района, края. Природа в литературе. Поэты и писатели о природе. Народные приметы, поговорки, пословицы. Сказки.

              Природа и человек. Проведение конкурса «Копилка народной мудрости», игры «Угадай кто идет?», «Следопыты», «Чей это голосок?»; составление учениками свода правил о поведении в природе, создание аппликации «Лето красное».

             Комнатные растения. Проведение экскурсии в кабинет биологии, составление учениками правил ухода за растениями.

             Обитатели воды и суши. Учащиеся совершат виртуальную экскурсию, прослушают аудиозаписи звуков , создадут оригами «Лягушка», проведение игры «Отбери насекомых нашего края», конкурса «Водоохранные знаки», конкурса «Экологические знаки».

             2. Практическая часть.

Экология. Просмотр и анализ фильма об исчезающих животных.

Экологические задачи. Обсуждение проблемы.

Урок – игра «Следопыты?»,  «Угадай, кто идёт», «Чей это голосок?».

Проведение исследовательских работ по следующим темам:

- фенологические наблюдения за природой;

- прилёт и отлет птиц по наблюдениям за животным миром;

Учебно-методическое и информационное обеспечение программы:

  1. Пшеницына Н.А. Времена года. Песни, пословицы, приметы, загадки на уроках в начальной школе.  Владос.               2004 г
  2. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. 100 кроссвордов о растениях и животных. Академия развития. Ярославль. 1998
  3. Общеевропейская Стратегия Сохранения Биоразнообразия: Пособие для детей и министров. Москва. 1998
  4. Зубкова Т.Н. Природоведение для всех. Творческий центр. Москва 2001
  5. Сухаревская Е.Ю. Занимательное естествознание. Природа Земли. «Учитель» 2003
  6. Сухаревская Е.Ю. Занимательное естествознание. Жизнь на Земле. «Учитель» 2003
  7. Сухаревская Е.Ю. Занимательное естествознание. Планета Земля. «Учитель» 2003
  8. Беккер И.Л. Времена года. Книга юного фенолога. «Творческий центр». Москва 2001
  9. Школьный экологический календарь. Под редакцией Н.С.Дежниковой. Москва «Просвещение» 2003
  10. Грибов П.Д. Как человек исследует, изучает природу. 2 – 3 классы. «Учитель» Волгоград 2002
  11. Времена года. Стихи и рассказы о природе, загадки. «Детская литература» Москва 2000
  12. Соловьёва Т.И., Рогалева Е.И. Исторические темы курса «Окружающий мир». «Вако» 2006
  13. Экология в филологии. Обучающая игра.

      14. Перекатьева О.В., Подгорная С.Н. Игры, викторины, конкурсы в начальной школе. 1 – 4 классы «МарТ»     2004

       Комплект электронных пособий для начальной школы.

       Интернет ресурсы.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

"ГИМНАЗИЯ  №89"

ЛЕНИНСКОГО РАЙОНА  г. САРАТОВА

           «Согласовано»

Зам. директора по ВР

МОУ «Гимназия № 89»

 

___________   Новикова Н.В.

«___»____________2018г.

«Согласовано»

Зам. директора по УР

МОУ «Гимназия № 89»

 

___________   Новикова Т.Б.

«___»____________2018г.

           «Утверждаю»

Директор  МОУ «Гимназия № 89»

 

______________   Астахова Т.В.

                                     

Приказ №____от _____________2018 г.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ  КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«ТРОПАМИ ЛЮБОПЫТНОЙ ВАРВАРЫ»                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

Направление: Общекультурное

Класс: 1 А

Количество часов в неделю – 3;  в год - 99

Учитель: Касаткина Юлия Александровна, учитель начальных классов,

                                         первая категория

Календарно-тематическое планирование

составлено в соответствие с рабочей программой курса внеурочной деятельности «Тропами любопытной Варвары»,

утвержденной приказом № ___ от___________2018 г.

Саратов 2018

№ п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Дата

план

факт

1

Юный друг природы.

1

2

Юный друг природы.

1

3

Юный друг природы.

1

4

Природа в жизни человека

1

5

Природа в жизни человека

1

6

Природа в жизни человека

1

7

Природа и здоровье человека

1

8

Природа и здоровье человека

1

9

Природа и здоровье человека

1

10

Конкурс «Копилка народной мудрости»

1

11

Конкурс «Копилка народной мудрости»

1

12

Конкурс «Копилка народной мудрости»

1

13

Твоя пища

1

14

Твоя пища

1

15

Твоя пища

1

16

Как рубашка в поле выросла

1

17

Как рубашка в поле выросла

1

18

Как рубашка в поле выросла

1

19

Сезонные изменения в природе.

1

20

Сезонные изменения в природе.

1

21

Сезонные изменения в природе.

1

22

Разучивание песен о временах года

1

23

Разучивание песен о временах года

1

24

Разучивание песен о временах года

1

25

Уж небо осенью дышало.

1

26

Уж небо осенью дышало.

1

27

Уж небо осенью дышало.

1

28

Конкурс рисунков «Осенний лес»

1

29

Конкурс рисунков «Осенний лес»

1

30

Конкурс рисунков «Осенний лес»

1

31

Комнатные растения в доме

1

32

Комнатные растения в доме

1

33

Комнатные растения в доме

1

34

Правила ухода за комнатными цветами.

1

35

Правила ухода за комнатными цветами.

1

36

Правила ухода за комнатными цветами.

1

37

Экскурсия в кабинет биологии

1

38

Экскурсия в кабинет биологии

1

39

Умей посадить и вырастить дерево

1

40

Умей посадить и вырастить дерево

1

41

Умей посадить и вырастить дерево

1

42

Снежная книга.

1

43

Снежная книга.

1

44

Снежная книга.

1

45

Снежная книга.

1

46

Экскурсия в парк

1

47

Экскурсия в парк

1

48

Игра «Угадай, кто идет?»

1

49

Игра «Угадай, кто идет?»

1

50

Игра «Угадай, кто идет?»

1

51

Ухаживай за домашними животными.

1

52

Ухаживай за домашними животными.

1

53

Ухаживай за домашними животными.

1

54

Собака – верный друг человека.

1

55

Собака – верный друг человека.

1

56

Собака – верный друг человека.

1

57

Игра «Следопыты»

1

58

Игра «Следопыты»

1

59

Игра «Следопыты»

1

60

Птицы – друзья человека.

1

61

Птицы – друзья человека.

1

62

Птицы – друзья человека.

1

63

Игра «Чей это голосок?»

1

64

Игра «Чей это голосок?»

1

65

Игра «Чей это голосок?»

1

66

Жабы и лягушки – обитатели воды и суши.

1

67

Жабы и лягушки – обитатели воды и суши.

1

68

Жабы и лягушки – обитатели воды и суши.

1

69

Оригами «Лягушка»

1

70

Оригами «Лягушка»

1

71

Оригами «Лягушка»

1

72

Оригами «Лягушка»

1

73

Конкурс рисунков  «Водоохранные знаки»

1

74

Конкурс рисунков  «Водоохранные знаки»

1

75

Конкурс рисунков  «Водоохранные знаки»

1

76

Насекомые и человек.

1

77

Насекомые и человек.

1

78

Насекомые и человек.

1

79

Весна – красна пришла.

1

80

Весна – красна пришла.

1

81

Весна – красна пришла.

1

82

Человек в гостях у природы

1

83

Человек в гостях у природы

1

84

Человек в гостях у природы

1

85

Здравствуй, лето!

1

86

Здравствуй, лето!

1

87

Здравствуй, лето!

1

88

Аппликация «Лето красное»

1

89

Аппликация «Лето красное»

1

90

Аппликация «Лето красное»

1

91

Экологические правила поведения в лесу

1

92

Экологические правила поведения в лесу

1

93

Экологические правила поведения в лесу

1

94

Конкурс «Экологические знаки»

1

95

Конкурс «Экологические знаки»

1

96

Конкурс «Экологические знаки»

1

97

Юный друг природы.

1

98

Юный друг природы.

1

99

Юный друг природы.

1

ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ

№ урока

Тема урока

Дата

План

Факт


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике (4 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 4 коррекционный класс (8 вида).

 Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М....

Рабочая программа по чтению (4 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 4 коррекционный класс (8 вида).

Библиографический список     Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII...

Рабочая программа по математике (3 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 3 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по чтению (3 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 3 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по математике 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ

Рабочая программа по математике 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ...

Рабочая программа, окружающий мир 1 класс (конструктор рабочих программ)

Рабочая прорамма по оружающему миру для 1 класса...

Рабочая программа Окружающий мир 1 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ.

Рабочая программа  Окружающий мир 1 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ....