Ознакомление с новым автором Н.Голиковой "Про любопытного тигренка Тима"
методическая разработка по чтению (3 класс)

Ирина Валерьяновна Оразаева Шоруньжинская СОШ

«Про любопытного тигрёнка Тима» — это детская книга, которая описывает дикую природу, особенности и повадки животных Дальнего Востока России. Герой истории — тигрёнок Тим, который путешествует по Уссурийской тайге. Он очень любознательный, в  отличие от  своего брата Тома. Каждый день Тим убегает в  тайгу, знакомится с животными, птицами,  насекомыми. В познавательных диалогах узнаёт об их среде обитания, образе жизни, характере, привычках, питании, а  также учится понимать, кто  друг, а  кто враг. В книге описываются исключительно добрые истории, которые научат дружбе, доброте, взаимопониманию и взаимовыручке.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Н. Голикова «Про любопытного тигренка Тима»

Цель:  ознакомление обучающихся с новым автором Н. Голиковой и ее произведением «Про любопытного тигренка Тима»,

Задачи: 

  1. способствовать формированию целостного представления об основной идее произведения, учить находить главную мысль произведения;
  2. развивать технику чтения, учить составлять характеристику героя;
  3. развивать умение анализировать произведение, развивать произвольное внимание, мыслительные операции, речь, воображение.
  4. воспитывать интерес к чтению художественных произведений, стремиться воспитывать у детей чувство любви и бережного отношения к природе.

Оборудование и материал:  проектор, экран, ноутбук,

Ход урока.

Ι. Организационный момент. Игра «Необычное приветствие»


        Дети ходят по комнате (можно и танцевать). Когда музыка утихает, то произносятся слова: «1,2,3, друга найди!» В это время каждый ребенок срочно должен найти себе пару и встать с ней рядом. Тогда звучит команда: «Поздоровайтесь….» - и затем называется любая часть тела (мизинцами, ушами, коленками, пятками...)

Важное условие – ученик после музыкальной     паузы должен встать с тем, с кем он еще не здоровался. 

ΙΙ. Самоопределение к деятельности. «Отсроченная догадка».


        На ватмане (расположенном на доске) располагается фигура белого цвета, разделенная на сегменты. По мере выполнения задания, дети ищут «фрагмент рисунка» (соответствующий фрагменту белого цвета и расположенного на столе учителя) и крепят на ватман – закрывают белую фигуру, постепенно «возникает» рисунок – отгадка. 

1. «Звериный портрет» или по описанию узнай животное. 1 минута на обсуждение. По мере отгадывания на доске вывешиваются ответы – картинки. 
1группа. Его можно встретить в густом лесном покрове, на вырубках, просеках, в степи. Хоть и ведет он ночной образ жизни, охотится только ночью, его нередко можно встретить и днем – на солнечных местах. Он не выходит из состояния зимней спячки до тех пор, пока не кончаются заморозки. Длина его тела – до 30 см, вес -1кг. Он поедает всё: мелких насекомых, мышей и даже ядовитых змей, сочные плоды и ягоды. Они

бывают колючими. (Ёж) 

2 группа. Эти животные бродячие. Летом они бродят в одиночку или парами. Зимой собираются в стаи. Ловят зайцев, глухарей и даже маленьких птичек. Но основная их добыча  - олени, косули, лоси. Они могут не есть больше десяти дней и сохранять при этом силу и способность пробежать большое расстояние, к весне часто бывают истощены. Летом появляются детёныши. Обычно их бывает 6 – 8, но иногда и до 10 – 13.  Эти животные уничтожают слабых и больных, очищая лес от погибших животных. Их считают «лесными санитарами». (Волк)


3 группа. Это очень красивое и изящное животное. У этого животного очень красивый шелковистый мех, белая грудка и чёрные «сапожки». Длинный пушистый хвост создаёт впечатление большой величины зверя. На самом деле это не так, это совсем маленькое животное и весит всего 4-5 килограммов. Особое обаяние придают этому зверю смышленые глаза со зрачками, как у кошки. Могут питаться отбросами, мышами и крысами. Но в основном это животное предпочитает местности, где много мышей, полёвок и зайцев. Хотя и не брезгует и кузнечиками, ест землянику, чернику, вишню, яблоки и виноград. (Лиса)

 
4 группа. Этот зверь – хищник, и часто опасный хищник. Он может напасть на корову и даже на лося. Если он идёт и не торопится, то похож на косолапого, неуклюжего увальня. Но если увидит добычу, то бежит не хуже лошади. Всеяден. Он ест грызунов, птичек, лягушек, рыбу. Очень любит мёд. И все – таки главная еда – растения: голубика, малина, клюква. Зимой спит в берлоге. (Медведь)

 
5 группа. Эти  животные бывают двух видов – беляки и русаки.  Кончики ушей, достигающие 10 см в длину, и верхняя часть хвоста черные. Два раза в год у зверьков происходит линька. Зверьки ведут ночной образ жизни, в дневное время прячутся от посторонних глаз, даже находясь в нескольких метрах от него заметить его очень трудно. Прозвища у этих зверьков - «косой».  Питаются исключительно растительной пищей. (Заяц)

6 группа. Зверька очень украшают  темные кисточки на ушах и блестящие живые глазки. Питается разнообразным растительным кормом: семенами, ягодами, фруктами, особенно любит орехи и сушит грибы на зиму. Прекрасно лазает по деревьям и легко перепрыгивает с одного дерева на другое. У неё прекрасный пушистый хвост. (Белка)

- Какой зверь появился на рисунке?
 

Из кошачьих зверь зубатый,
Как в тельняшке полосатый.
С этим юнгой не до игр!
Это крупный хищник (тигр)

- «Не подходите близко - я тигрёнок, а не киска!»

- Почему так говорят? (хищное млекопитающее)

- Что вы знаете об этом представителе? (Сообщения детей)

2. Беседа о тигре.

- Ребята, а вы знаете, что тигра называют хозяином уссурийской тайги. Тигр один из самых крупных наземных хищников нашей планеты, он может весить около 300 кг, а длина тела достигает  – 2-3 метра. Он очень ловок и строен, красив, но вместе с тем могуч и вынослив. По лесу тигр передвигается незаметно, он легко лазает по крутым склонам гор, хорошо плавает. При столь достаточно больших размерах движения тигра плавные, мягкие, грациозные. Говорят «волка ноги кормят, а тигра терпение». Тигр не может долго преследовать добычу, поэтому его способ охоты – скрадывание. Он подкрадывается к добыче неслышно и прыгает. А если под лапой сучок хрустнет, всё, добыча убежит и тигр останется голодным. Посмотрите, какие у него сильные лапы. А знаете, что тигру полоски помогают в охоте, маскируют его. А вот интересное наблюдение: если у тигра уши вверх торчат - то тигр спокоен, если уши в стороны – значит, прислушивается, а если уши прижаты к затылку – тигр готовится к прыжку. А ещё тигра называют санитаром леса, он охотится на слабых и больных животных. Несмотря на то, что тигр такой большой и сильный, но он тоже нуждается в нашей защите. Тигр занесён в Красную книгу охраны природы. Численность тигров увеличится, если мы будем охранять, защищать их. И не только тигров, но и всех животных.

ΙΙΙ. Основная часть.

- Сегодня, ребята, мы не так просто начали рассказ о тигре. Я хочу познакомить  вас с новым автором и ее книгой. Книга называется «Про любопытного тигрёнка Тима»

1. Расшифровка

- Чтобы узнать автора книги надо расшифровать слово:

JUГIUVОJЛИYRКYIОUYВJLАVZQНWSАFGТFАSЛJЬKGFЯZJ

Автором детской книги является Наталья Голикова.

2. Слово об авторе и книге.

-    У Натальи Голиковой два высших образования: юрист и педагог-психолог. В настоящее время работает судебным юристом по гражданским делам. У Натальи трое детей и четверо внуков. Они ее первые читатели. Голикова в одном из интервью говорила, что книга писалась для школьников, но также подойдет и ребятам помладше, которые с удовольствием будут читать её вместе с родителями. Ребятам постарше будет интересно узнать подробности жизни таёжных животных, а те, кто еще только учатся читать, с интересом будут разглядывать  иллюстрации, которые в книге есть почти на каждой странице.

-  «Про любопытного тигрёнка Тима» — это детская книга, которая описывает дикую природу, особенности и повадки животных Дальнего Востока России. Герой истории — тигрёнок Тим, который путешествует по Уссурийской тайге. Он очень любознательный, в  отличие от  своего брата Тома. Каждый день Тим убегает в  тайгу, знакомится с животными, птицами,  насекомыми. В познавательных диалогах узнаёт об их среде обитания, образе жизни, характере, привычках, питании, а  также учится понимать, кто  друг, а  кто враг. В книге описываются исключительно добрые истории, которые научат дружбе, доброте, взаимопониманию и взаимовыручке.

3. Работа по книге «Про любопытного тигрёнка Тима». Фронтальный опрос.

- Где происходили события в рассказе?

- Почему тайга получила такое название – Уссурийская?

- Чем богато это чудесное место?

- где обустроила своё логово семья тигров?

- Каким был Том?

- А Тим?

- Какое время года описывается в рассказе?

Физкультминутка «Мы – тигрята»

Ребята, давайте на несколько минут превратимся в шаловливых тигрят.

Прибежали все тигрятки
И все начали зарядку – ррррр-
Вот раздался страшный рык-
На лужайку прыгнул тигр – рррр-
Звери делают поклоны,
Начинаем мы наклоны –ррррр-
Появился царь зверей,
Приседаем поскорей.- рррр-
А теперь все дружно, вместе,
Начинаем бег на месте. – ррррр-
Тигрята вертят головой,
Начинаем мах ногой.- ррррр-
Вот пришёл конец зарядке,
Разбежались все тигрятки - ррррр-

Молодцы ребята, вам понравилось звериная зарядка?

4. Восстановление поочерёдности встреч тигренка с обитателями тайги.

- Давайте восстановим поочередность  встречи тигренка Тима с обитателями тайги.

 (Рябчик, барсук, еж, зайцы, лось, козел (горал), ястреб.

5.Инсценировка части произведения.

— Эй, ты куда подевалась? Спускайся вниз, познакомимся!  Ты кто?

— Я рябчик.
— У тебя такой забавный хохолок на голове, — улыбаясь, произнёс Тим, — я раньше тебя здесь не видел.
— Я прилетаю сюда, чтобы подкрепиться. А живу в густом ельнике у ручья. Мне приходится вести очень осторожный и скрытый образ жизни. В природе у меня много врагов. Я — лакомая добыча для горностаев, куниц, лисиц, росомах, соболей, ястребов и других хищников. Но больше других меня истребляет человек.
— А что ты больше всего любишь из еды?
— В основном я питаюсь растительной пищей: травянистыми растениями, их семенами, ягодами брусники, рябины, земляники, черники и кедровыми орешками. Летом я поедаю жуков, муравьёв, насекомых, слизней, пауков.
—Где ты будешь жить, когда землю покроет толстый слой снега?
— В густом лапнике или в снежном убежище. Лапами и крыльями я проделаю длинный зигзагообразный ход в толще снега. В глубине норы образуется лунка, там я и буду прятаться. Вход закрою снегом.
— Разве тебе не будет холодно в снегу?
— К похолоданию мои перья уплотнятся, ими покроются даже лапы.
— Ну а что же ты будешь есть?
— А кормиться буду семенами из еловых шишек, замёрзшими почками от лиственных деревьев и кончиками тонких веток.
— Как интересно-о-о-о!

Затем тигренок и рябчик увидели еще одного незнакомого животного.

 — Ты кто? — в один голос спросили они.

 — Я барсук, — смущённо произнёс зверь с заострённой мордочкой, имеющей характерные чёрные полосы, проходящие от маленьких ушей к носу. Когда барсук вылез из своей норы, то рябчик и тигрёнок увидели, что барсук имеет продолговатое тело, короткий хвостик и короткие, но толстые лапы. Тело животного было покрыто шикарной длинной шерстью.

— Ты здесь живёшь один?

— Да, это моя нора. Я провожу в ней большую часть своей жизни, она очень удобная, имеет несколько тоннелей и одну основную камеру.

— А что находится в этой основной камере?

— Там моя комната. В ней чисто и тепло, я там сплю на подстилке из сухой травы и листьев, которую меняю два раза в год. Мама научила меня следить за порядком. Я чистоплотное животное. Границы подземного жилища я отметил своим запахом. Чужак ко мне не зайдёт!

— Скоро начнётся дождь! — вдруг крикнул тигрёнок, услышав раскаты грома.

— Это очень хорошо. Я хоть животное и всеядное, но моё излюбленное лакомство — это дождевые черви и слизни. А ещё я очень люблю грибы, зелень, плоды, корневища и ягоды. Иногда я охочусь на мелких грызунов, ловлю лягушек и ящериц. Но особое предпочтение я отдаю кукурузе, которой засевают близлежащие поля за лесом.

  —     Ты классный! До встречи! Верю, что мы станем верными друзьями, — сказал Тим, прощаясь с барсуком.
— Тим, я тоже, пожалуй, полечу к себе в лапник, а то, если крылья промокнут, заболею.
— Конечно, рябчик, дружище, лети!


- Вот таким образом тигренок знакомится с обитателями Уссурийской тайги.

6. Синквейн на тему «тигренок»

1. Тигрёнок

2. Любопытный, добрый

3. Знакомится, дружит, интересуется

4. Хочет обо всем узнать

5.  Тим

ΙΙΙ. Заключение.

И на самом интересном месте у нас отрывок из книги заканчивается.

1. Рефлексия

- Ребята, вам понравился тигренок Тим? Вы хотите о нем еще узнать, что же случилось дальше? Заинтересовались? Тогда нам надо купить эту книгу в книжном магазине и прочитать до конца.

- Кажется, не осталось ни одного обитателя Уссурийской тайги, мохнатого, пернатого или пресмыкающегося, который не был бы описан в «Тигрёнке Тиме». Но, на самом деле, их ещё очень много. Поэтому мы надеемся, что после завершения второй детской книги, над которой  сейчас работает Наталья Голикова, опять вернется к своему подросшему тигрёнку.

- Вот пожелания  автора книги Натальи Голиковой: «Дорогие девочки, мальчики и их родители. Перед вами книга, открывающая путь к постижению животного мира Дальнего Востока России. Я очень много трудилась, чтобы сделать её интересной и красочной. Происходящие в ней удивительные события пленяют своей неожиданностью. Чудесные и невероятно яркие диалоги обитателей Уссурийской тайги унесут вас на крыльях воображения в сферу небывалых впечатлений».

2. Психологический настрой на конец урока.

- Давайте встанем в круг, потрём наши ладошки, почувствуем их тепло, взявшись за руки. Мне было очень приятно с вами работать.

3. Подарки гостям. Тигренок из картона

7. «Изготовление игрушки из картона (Тигренок из картона)»

Приложение.

1. «Изготовление игрушки из картона (Тигренок из картона)»2. «Изготовление игрушки из картона (Тигренок из картона)»

3. «Изготовление игрушки из картона (Тигренок из картона)»4. «Изготовление игрушки из картона (Тигренок из картона)»

5. «Изготовление игрушки из картона (Тигренок из картона)»6. «Изготовление игрушки из картона (Тигренок из картона)»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок - ознакомление с новым автором Наталья Голикова «Про любопытного тигрёнка Тима»

Слайд 10

U Г IV ОЛ G И YR К Y О UY В L А VQ Н WS А FG Т F А S Л J Ь GF Я ZJ ГОЛИКОВА НАТАЛЬЯ U Г IV ОЛ G И YR К Y О UY В L А VQ Н WS А FG Т F А S Л J Ь GF Я ZJ

Слайд 11

Наталья Голикова «Про любопытного тигрёнка Тима»

Слайд 13

Уссурийская тайга осенью

Слайд 14

Тигрёнок Тим

Слайд 15

Рябчик

Слайд 16

Барсук

Слайд 17

Ёж

Слайд 18

Зайчата

Слайд 19

Лось

Слайд 20

Козёл (горал)

Слайд 21

Ястреб

Слайд 22

Встреча друзей

Слайд 24

Синквейн «Тигрёнок» 1. Тигрёнок 2. Любопытный, дружелюбный 3. Знакомится, дружит, интересуется 4. Хочет обо всем узнать 5. Тим

Слайд 25

П ожелания автора книги Натальи Голиковой: «Дорогие девочки, мальчики и их родители. Перед вами книга, открывающая путь к постижению животного мира Дальнего Востока России. Я очень много трудилась, чтобы сделать её интересной и красочной. Происходящие в ней удивительные события пленяют своей неожиданностью. Чудесные и невероятно яркие диалоги обитателей Уссурийской тайги унесут вас на крыльях воображения в сферу небывалых впечатлений».

Слайд 26

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фрагмент урока по ознакомлению с новым вычислительным приемом вида 36 : 3, 36 : 2

Фрагмент урока по ознакомлению с новым вычислительным приемом вида 36 : 3,  36 : 2...

Фрагмент урока по ознакомлению с новым числом и цифрой 5.

Фрагмент урока по ознакомлению с новым числом и цифрой 5....

Урок русского языка "Правописание тся и ться в глаголах", 4 класс. Урок ознакомления с новым материалом. УМК "Начальная школа XXI века"

Ученики получат возможность сформировать новые знания о правописании глаголов, группировать слова по заданному основанию, преобразовывать транскрипцию в буквенную запись....

Родительское собрание "Ознакомление с новым учебным планом на 2017-2018 учебный год"

Родительское собрание "Ознакомление с новым учебным планом на 2017-2018 учебный год"...

Ознакомление с новой лексикой 3 класс Rainbow English (Unit 5, Step 3)

Презентация направлена на формирование и закрепление лексических навыков по 2 и 3 разделу пятого юнита.На слайде 2 представлена речевая разминка - небольшой стишок с пройденными словами.слайд 3 - повт...

Используемые технологии на этапе ознакомления с новым материалом на уроке

Отличительными чертами педагогической технологии являются:универсальность, то есть независимость от информационного наполнения или содержания учебного «предмета»;воспроизводимость, то есть...