Урок русского языка "Правописание тся и ться в глаголах", 4 класс. Урок ознакомления с новым материалом. УМК "Начальная школа XXI века"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Ученики получат возможность сформировать новые знания о правописании глаголов, группировать слова по заданному основанию, преобразовывать транскрипцию в буквенную запись.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka_4kl.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                           МОУ «Средняя общеобразовательная школа №4»

                                   

                     

                                                         Урок русского языка

                                                                   

                                «Правописание тся и ться в глаголах»

                                                                           4 «а» класс

                                                   УМК «Начальная школа XXI века»

                                                                                          Выполнила учитель начальных классов

                                                                               высшей квалификационной категории

                                                                                   Демакова Анна Ивановна

                                                                       г. Железногорск.

                                                                                2015 г.

Цель урока: научить писать и различать правописание глаголов на тся и -ться;

                     развивать способность сравнивать, анализировать, делать выводы, обобщения.

Планируемые результаты:

предметные УУД: формирование новых знаний о правописании [ца] в глаголах;

воспитание любви к русскому языку; интерес к слову;

личностные УУД: выстраивание добрых отношений в учебном коллективе;

регулятивные УУД: целеполагание, определение способов решения задач, прогнозирование результата, рефлексия;

познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, анализ, умение доказывать;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, со сверстниками, умение достаточно полно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Оборудование: учебник, компьютер, презентация, раздаточный материал, карточки

Этапы урока

Ход урока.

Планируемая деятельность учителя

Предполагаемая деятельность учащихся

Мотивация к учебной деятельности

На доске: Ь  ЦА

К/м запись в тетрадях.

Грамоте учи[ца] — всегда пригоди[ца].

Что это? Слайд.

Объясните смысл пословицы

Это буква, слог: Ь смягчает, разделяет, … может быть б/г в корне, окончании; если □, то это сущ-е ед. ч., ж.р.

Пословица

Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии

Встретятся ли эти записи в предложении?

Нам достаточно знаний, чтобы ответить на этот вопрос?

Какова цель нашего урока?

Будем активны, внимательны, наблюдательны и мы сможем сделать правильный вывод.

Учитель читает:

Солнце сади[ца], струи[ца] води[ца],

Пти[ца] сини[ца] в водицу гляди[ца].

Чистой водицы сини[ца] напьё[ца] -

Славно сегодня звени[ца]-поё[ца].

Какие звуки чаще всего звучат в отрывке?

Какими буквами обозначим эти звуки?

Пробуем решить проблему!

Ваши предложения...

Работа с оценочными листами.

Слайд.

Вывод: …

Запишите в тетрадь имена существительные.

Вернёмся к нашему предложению. Какие слова мы запишем в 1-ю группу?

Да, нет.

Нет.

Научиться обозначать [ца] буквами.

[ца]

ца, но не во всех словах; посмотреть в словаре; понаблюдать за словами,...

Разбить на группы по частям речи

существительные           глаголы

води[ца]                          сади[ца]

пти[ца]                            струи[ца]

сини[ца]                         гляди[ца]

                                        напьё[ца]

                                        звени[ца]

                                        поё[ца]

Вывод: Если имя существительное пишем ца

Для 1-й группы слов нет, есть слова для 2-й группы - учи[ца], пригоди[ца]

 Выявление места и причины затруднения

Составим алгоритм написания [ца] в словах.

Слайд.

Что вы можете сказать об остальных словах? Докажите.

Вывод. Тема урока. Задачи .

Слайд.

                        ВОПРОС

  КТО? ЧТО?            

  СУЩ—Е                    

     ЦА                                  

Это глаголы, т. к. вопрос (что делать?)

Будем учиться обозначать [ца] в глаголах.

                        ВОПРОС

  КТО? ЧТО?            ЧТО ДЕЛАЕТ?

  СУЩ—Е                     ГЛАГОЛ

     ЦА                                   ?

Построение проекта выхода из затруднения

Вернёмся к нашей пословице. Назовите часть речи слов на [ца].

Отличие от записанной группы глаголов.

с.115 чтение вывода

Знакомство с правилом.

Слайд.

Глаголы.

Отвечают на вопрос (что делать?), разная форма глагола. В словах будет -ет или -ть

Согласны.

Продолжим составлять алгоритм:

                        ВОПРОС

  КТО? ЧТО?    Что делает? что сделает?

  СУЩ—Е                     ГЛАГОЛ

     ЦА                               ТСЯ (форма 3 л.)

                           Что делать? что сделать?

                                   ТЬСЯ (нач. форма)

Реализация построенного проекта.

Пользуясь алгоритмом запишем предложение в тетрадь.

учи[ца] — (что делать?) - глагол в нач. форме, пишу ться 

пригоди[ца] — (что сделать?) - глагол в нач. форме, пишу ться 

Грамоте учиться— всегда пригодиться.

Первичное закрепление во внешней речи.

Упражнение №1(с.115). Записать слова в 3 столбика: имена сущ.; глаг. в нач форме; глаг. в форме 3 лица. (по алгоритму)

Физминутка «Гимнастика для глаз»

     Сущ.             гл. н/ф               гл. 3л.

  Умница          учиться               учится

  столица          светиться           светится...

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Работа с карточками (по вариантам). Игра «Передай другому». (Ученик записывает 2 слова и передаёт карточку.)

Проверка — слайд.

       1 вариант                   2 вариант

Отказыва…ся               Задума…ся        

Задумае…ся                  Горди...ся

Отправляю…ся             Возит...ся

Поправляе…ся              Кувыркае...ся

Задума…ся                     Боя...ся

Нрави…ся                      Смеё...ся

Дра…ся                          Двига..ся

Бои…ся                          Передвигае...ся

Отмечают работу в оценочных листах.

Включение в систему знаний и повторение.

Работа  по группам «Мозговой штурм». Упражнение №2 (с.116).

Распределительный диктант.

Болит переносица-собрание переносится;

чистая водица-не стоит с ним водиться;

белая курица-вулкан начал куриться;

острая спица- ему не спится.

1-я группа выбирает имена сущ-ные;

2-я группа выбирает глаг. в нач. форме

3-я группа выбирает глаг. в форме 3л.

Командиры групп доказывают свой выбор

Ученики доказывают написание слов.

Рефлексия учебной деятельности

Вам удалось добиться поставленной цели? Какой?!

Письмо родителям:

Кто на уроке старае...

У того всё получае...

Если не будешь стреми...

Нечем будет горди...

В оценочных листах сделайте последнюю запись.

Да.

Теперь мы знаем, как обозначать [ца] в глаголах.

Ученики правильно поднимают карточки (тся, ться)

Подводят итог в оценочных листах.

Домашнее задание: Я рекомендую вам выбрать домашнее задание, которое поможет преодолеть    

                                    имеющиеся трудности:

1. Кто научился правильно писать – тся и –ться в глаголах, но остался вопрос по теме урока, поставьте знак вопроса и выполните упр. №3 с. 116

2. Кто научился правильно выбирать – тся или -ться и может объяснить тему товарищу, скажите себе: «Молодец!» и выполните упр. №4 с. 116.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме «Правописание безударных окончаний глаголов » в 4 –м классе УМК « Начальная школа XXI века»

Урок русского языка по теме " Правописание безударных окончаний глаголов" в 4-м классе разработан согласно программе.Использование на уроке парной. групповой. самостоятельной форм работы позволяют каж...

технологическая карта урока русского языка 4 класс "Правописание мягкого знака после шипящих на конце наречий" УМК «Начальная школа XXI века»

Основой урока является технология деятельностного метода, ИКТ. Работа в парах, группах. Проблемные ситуации. Здоровьесберегающие технологии.  Данный урок смоделирован с учётом основных поло...

технологическая карта к уроку русского языка в 1 классе по теме "Заимствованные слова. Повторение. Перенос слова" УМК "Начальная школа 21 века"

Технологическая карта составлена по всем требованиям новых ФГОС, содержит описание учебного материала, УУД, физминутки. Надеюсь, пригодится в работе....

Методическая разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Повторяем правописание непроизносимых согласных в корне" (Начальная школа 21 века)

Урок русского языка в 3 классе с использованием проблемно-диалогической технологии. Актуальный материал для учителей начальных классов, работающих по системе Виноградовой Н.Ф....

Урок русского языка во 2 классе "Составление текста по названию и опорным словам". Программа "Начальная школа XXI века"

Урок русского языка во 2 классе на тему:"Составление текста по названию и опорным словам". Программа "Начальная школа XXI века" На данном уроке обобщаются знания учащихся о тексте и его основных призн...

Конспект урока русского языка во 2 классе по теме "Фразеологизмы. Наблюдение за использованием в речи" УМК "Школа 21 века"

Данный урок является вторым по изучению темы "Фразеологизмы" во 2 классе по УМК "Школа 21 века"...

Конспект урока русского языка "Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и в будущем времени" (УМК "Школа России", 4 класс)

Цели деятельности: формирование представлений о глаголах-исключениях; формирование умения находить глаголы-исключения в тексте и определять их спряжения; совершенствование умения определять спряжение ...