Конспект урока русского языка во 2 классе по теме "Фразеологизмы. Наблюдение за использованием в речи" УМК "Школа 21 века"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Насыбуллина Алсу Госмановна

Данный урок является вторым по изучению темы "Фразеологизмы" во 2 классе по УМК "Школа 21 века"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya.pptx2.31 МБ
Файл konspekt.docx32.74 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Фразеологизмы Урок русского языка 2 В класс Учитель: Насыбуллина Алсу Госмановна

Слайд 2

Цели урока: определить какую роль играют фразеологизмы в нашей речи; 2. научиться объяснять значение фразеологизмов; 3. узнать откуда пришли фразеологизм ы

Слайд 3

Глеб у доски повесил нос , Краснеет до корней волос , Он в этот час как говорится, Готов сквозь землю провалиться , О чём же думал он вчера, Когда баклуши бил с утра?

Слайд 4

Глеб у доски повесил нос, Краснеет до корней волос, Он в этот час как говорится, Готов сквозь землю провалиться, О чём же думал он вчера, Когда баклуши бил с утра? Глеб у доски стоял грустный, Краснеет очень сильно, Он в этот час как говорится, Готов потеряться. О чём же думал он вчера, Когда бездельничал с утра?

Слайд 13

1 вариант: Найти фразеологизмы-синонимы бить баклуши – водить за нос – зарубить на носу – с гулькин нос – в двух шагах - Слова для справок : намотать на ус, обвести вокруг пальца, кот наплакал, лодыря гонять, рукой подать 2 вариант : (стр.112 упр.3) Найти фразеологизмы-антонимы з аварить кашу- з асучив рукава- з а тридевять земель- с легким сердцем- ж ить своим умом- Слова для справок : р укой подать, жить чужим умом, расхлёбывать кашу, с тяжёлым сердцем, жить чужим умом, с пустя рукава

Слайд 14

1 вариант: бить баклуши – лодыря гонять водить за нос – обвести вокруг пальца зарубить на носу – намотать на ус с гулькин нос – кот наплакал в двух шагах - рукой подать 2 вариант : заварить кашу- расхлёбывать кашу з асучив рукава- спустя рукава з а тридевять земель- рукой подать с легким сердцем- с тяжёлым сердцем ж ить своим умом- жить чужим умом

Слайд 15

Попались на удочку . Пригласил нас как–то сын лесника к себе. За грибами, говорит, сходим, поохотимся, рыбу удить будем. Уху сварим –…………. Мы, конечно, обрадовались, ………., слушаем. Мой братишка так ……………. Как же! В лесу заночуем, палатку разобьём, костёр разложим, из ружья палить будем. Потом он мне покою не давал: Пойдём, да пойдём! Говорят он такой мастер рыбу ловить,………………. Не знаю, каких собак он ел, а вот мы попались на удочку. Обманул он нас. Договорились прийти в субботу к вечеру. Пять километров одним духом отшагали. А нашего приятеля дома не оказалось. Уехал, говорят, к тётке. Он же нас приглашал рыбу удить, охотиться, растерялись мы. Вот пустомеля,- возмутился дед, - всё время кому– нибудь морочит голову. У братишки слёзы в три ручья. Я, конечно, тоже …………. Ничего, ребятишки, - успокоил нас дед, со мной пойдёте. И пошли. И рыбу ловили, и костёр развели, и уха была -……………………...... Только ружья нам дедушка не дал. Малы ещё ! Слова для справок : уши развесили; голову потерял от счастья ; не в своей тарелке; пальчики оближешь; ни в сказке сказать, ни пером описать; собаку на этом деле съел

Слайд 16

Попались на удочку . Пригласил нас как–то сын лесника к себе. За грибами, говорит, сходим, поохотимся, рыбу удить будем. Уху сварим – пальчики оближешь . Мы, конечно, обрадовались , уши развесили , слушаем. Мой братишка так голову потерял от счастья . Как же! В лесу заночуем, палатку разобьём, костёр разложим, из ружья палить будем. Потом он мне покою не давал: Пойдём, да пойдём! Говорят он такой мастер рыбу ловить, собаку на этом деле съел . Не знаю, каких собак он ел, а вот мы попались на удочку. Обманул он нас. Договорились прийти в субботу к вечеру. Пять километров одним духом отшагали. А нашего приятеля дома не оказалось. Уехал, говорят, к тётке. Он же нас приглашал рыбу удить, охотиться, растерялись мы. Вот пустомеля,- возмутился дед, - всё время кому– нибудь морочит голову. У братишки слёзы в три ручья. Я, конечно, тоже не в своей тарелке . Ничего , ребятишки, - успокоил нас дед, со мной пойдёте. И пошли. И рыбу ловили, и костёр развели, и уха была - ни в сказке сказать, ни пером описать . Только ружья нам дедушка не дал. Малы ещё !

Слайд 17

Как вы работали на уроке? Засучив рукава Спустя рукава Сидели сложа руки Считали ворон

Слайд 19

Спасибо за старание!



Предварительный просмотр:

Учебный предмет: Русский язык

Учебник: Русский язык: 2 класс: в 2 ч. Ч.2/С.В.Иванов, А.О.Евдокимова, М.И. Кузнецова, Л.В. Петленко, В.Ю. Романова. М.:Вентана-Граф, 2012 год.

УМК: Начальная школа XXI века. УМК под редакцией Н.Ф. Виноградовой.

Учитель МБОУ «Школа №167»: А.Г.Насыбуллина

Тема урока: Фразеологизмы. Наблюдение за использованием в речи

Тип урока: комбинированный

Цель: знакомство с фразеологизмами, как устойчивыми (постоянными)  сочетаниями слов, наблюдение за их значением и правильным употреблением в речи.

Задачи урока: 

образовательные: знакомство учащихся с фразеологизмами, обучение нахождению их в речи и правильному употреблению, формирование орфографического навыка; развитие коммуникативных навыков, поиск необходимой информации в справочной литературе,  пополнение словарного запаса, развитие умения работать со словарём.

развивающие: расширение общего кругозора учащихся, развитие мыслительной деятельности и коммуникативной компетенции учащихся;

воспитательные: прививать любовь и уважение к красоте родного языка, воспитывать чуткое и внимательное отношение к культуре русского языка, воспитание таких качеств личности как целеустремлённость и любознательность.

Планируемые результаты: 

предметные: Определять понятие «фразеологизмы». Объяснять значения устойчивых и свободных сочетаний слов. Находить значение слова с помощью словаря.  

личностные: Расширять учебно-познавательные интересы. Стремиться к улучшению результатов учебных действий. Понимать и осознавать необходимость выполнения школьных требований.

познавательные: Применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.

регулятивные: Оценивать правильность выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке. Осуществлять самоанализ успешности участия в учебном диалоге.

коммуникативные: Строить понятные для слушателей высказывания, задавать уточняющие вопросы, формулировать простые выводы; соблюдать нормы речевого этикета.

Оформление урока: мультимедийная доска, презентация в программе PowerPoint, учебник “Русский язык” 2 класс под редакцией С.В.Иванова.

Ход урока

I. Мотивация к учебной деятельности

–- Девиз нашего урока «Новый день – новые знания!»

–Какие качества мы должны с собой взять, чтобы сделать на уроке своё маленькое открытие?

– Как богат русский язык! Как много в нём метких слов и выражений. Сегодня мы в этом убедимся. И если мы на уроке не будем сидеть, сложа руки, то не успеем оглянуться, как закончится урок.

– Что такое «сидеть, сложа руки», «не успеешь оглянуться»?

– А что такое фразеологизмы

- Что о фразеологизмах вы хотели бы еще узнать? (ответы детей)

  • Определять, какую роль они выполняют в нашей речи?
  • Научиться объяснять значения фразеологизмов
  • Узнать откуда берутся фразеологизмы?

II. «Открытие новых знаний»

  1. – А начну я с шуточного стихотворения

Глеб у доски повесил нос,

Краснеет до корней волос
Он в этот час как говорится,

Готов сквозь землю провалиться,
О чём же думал он вчера,

Когда баклуши бил с утра?

– Назовите, какие фразеологизмы вы услышали в стихотворении?

Повесил нос» – был в плохом настроении, расстроился).

Краснеет до корней волос» –  испытывает чувство стыда).

Сквозь землю провалиться» - испытывает сильную неловкость, стыд).

Бить баклуши» - бездельничать)

- А теперь посмотрим, как звучит стихотворение о Пете без фразеологизмов:

Глеб у доски стоял грустный,

Краснеет очень сильно.
Он в этот час как говорится,

Готов потеряться.
О чём же думал он вчера,

Когда бездельничал с утра?

- Какой вариант вам больше нравится? Почему?

- Сделайте вывод, для чего нужны фразеологизмы и почему их нужно употреблять в речи?

Сообщение о значимости фразеологизмов (ученик)

Слайд «Фразеологизм»

  1. Каллиграфическая минутка.

Открываем тетради, записываем число, классная работа.

Прописываем буквосочетание  - оро-

  1.  Словарная работа

– Давайте вспомним, в каких словарных словах-названиях птиц встречается это буквосочетание? (ворона, сорока, воробей) Запишите, подчеркните  -оро-.

– Знаете, с этими словами в русском языке тоже есть фразеологизмы. Кто-нибудь из вас знает?

Слайд 3 (использованы триггеры). Для того, чтобы появилось нужное слово, надо щёлкнуть на слова: белая, на хвосте, считать, стрелять, стреляный, старого.

Задание классу – соотнести фразеологизм и его значение, записать в тетради (выполняют в парах)

Проверка:

Считать ворон – думает о своём.

Сорока на хвосте принесла – неожиданное сомнительное известие.

Стреляный воробей – так говорят об опытном человеке, которого трудно обмануть.

  1. Стр.110-111, упражнение № 1. Выбрать и записать значения фразеологизмов из подсказки по группам.

1 группа – “усердно, прилежно трудиться”

2 группа – “бездельничать”

3 группа – “мало”

-Проверяем.

Слайд 4

1 ряд – “усердно, прилежно трудиться”– не покладая рук, не жалея сил, засучив рукава, до седьмого пота, в поте лица.

Слайд 5

2 ряд – “бездельничать” – сложа руки, лодыря гонять, бить баклуши, ловить мух.

Слайд 6

3 ряд – “мало”– с гулькин нос, воробью по колено, кот наплакал.

Физминутка.

 – Если услышите фразеологизм – встают девочки, если обычное словосочетание – мальчики.

  золотые руки,  золотые зубы;
  медвежья услуга, медвежья берлога;
  волчий хвост, волчий аппетит;
  горькая микстура, горькая правда;
  выйти из положения, выйти из комнаты;

  1. Упражнение 5 стр.113

- Какие фразеологизмы можно прочитать в книгах, а какие услышать в разговоре? Обоснуй свой ответ.

Устное фронтальное выполнение.

Сообщение «Что означает выражение встречать хлебом-солью  и отложить в долгий ящик» (два ученика)

-Подведите итог услышанному, откуда пришли в нашу речь фразеологизмы.

Итог: слайд «Откуда пришли фразеологизмы»

IV. Включение в систему знаний и повторение

- Вообще, фразеологизмов в русском языке очень много и часто среди них встречаются близкие и противоположные по смыслу. Как называются слова близкие по смыслу? (синонимы) Противоположные по значению? (антонимы)

-Предлагаю задание «Найти синонимы, 1 и 3 группа, и антонимы, 2 группа,  к фразеологизмам.

1 и 3 группа: работа с карточки

2 группа: уч.стр.112 упр.3

Проверка по экрану.

Найдите фразеологизмы-синонимы

Бить баклуши – 
Водить за нос – 
Зарубить на носу – 
С гулькин нос –

В двух шагах -

Слова для справок: намотать на ус, обвести вокруг пальца, кот наплакал, лодыря гонять, рукой подать

V. Самостоятельная работа

В рассказе нужно вставить  10 пропущенных фразеологизмов и объяснить их смысл.

Попались на удочку.


        Пригласил нас как–то сын лесника к себе. За грибами, говорит, сходим, поохотимся, рыбу удить будем. Уху сварим –………….  Мы, конечно, обрадовались,  ………., слушаем. Мой братишка так ……………. Как же! В лесу заночуем, палатку разобьём, костёр разложим, из ружья палить будем. Потом он мне покою не давал: Пойдём, да пойдём! Говорят он такой мастер рыбу ловить,………………. Не знаю, каких собак он ел, а вот мы попались на удочку. Обманул он нас. Договорились прийти в субботу к вечеру. Пять километров одним духом отшагали. А нашего приятеля дома не оказалось. Уехал, говорят, к тётке. Он же нас приглашал рыбу удить, охотиться, растерялись мы. Вот пустомеля,- возмутился дед, - всё время кому–нибудь морочит голову. У братишки слёзы в три ручья. Я, конечно, тоже …………. Ничего, ребятишки, - успокоил нас дед, со мной пойдёте. И пошли. И рыбу ловили, и костёр развели, и уха была - ни в сказке сказать, ни пером описать. Только ружья нам дедушка не дал. Малы ещё.
Слова для справок: уши развесили, голову потерял от счастья,  не в своей тарелке, пальчики оближешь, собаку на этом деле съел.

Проверка по доске.

VI. Домашнее задание.

– Дома вы будете выполнять упр. 2, (с.110 ),  где рисунки вам придут на помощь.

VII. Итог урока

– Что такое фразеологизм?

– Откуда пришли в нашу речь?

– Для чего в речи используются фразеологизмы? 

Вывод: «Если вы будете работать на уроках, засучив рукава, то в скором времени о вас скажут светлая голова,  кладезь премудрости, ума палата, семи пядей во лбу»

VIII. Рефлексия.

Учащиеся оценивают свою работу на уроке с помощью фразеологизмов и цветовых кругов. Слайд 10

IX. Дополнительно:

- Люди наблюдали за повадками зверей и сравнивали с некоторыми чертами характера человека. Так появились фразеологизмы, которые вы услышите в стихотворении «Человек-зоопарк» (читают 2  ученика)

Я бываю нем как рыба,
Часто бегаю, как лось,
По-собачьи как-то плавать
Мне на речке довелось.
Говорят я очень хитрый,
Словно лис в лесу густом.
Иногда труслив как заяц,
Что укрылся под кустом.
А ещё могу реветь
Очень громко, как медведь!
Тихой быть могу овечкой
И упрямым как осёл.
Говорят, как черепаха,
Я из школы с двойкой шёл.
Я болтливый как сорока,
Забияка – как петух!
Во дворе, в жестокой схватке,
Заменяю сразу двух.
А ещё бываю я
Изворотлив как змея.
Как мартышка я кривляюсь,
Ржу как лошадь: – Иго-го! –
А вообще-то я нормальный,
Я как все, я ничего!
(А. Шевченко)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка, 2 класс, "Школа 2100". Тема: "Наблюдение за написанием буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу".

Конспект урока русского языка, 2 класс, УМК "Школа 2100". Тема:Наблюдение за написанием буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу"....

План- конспект урока русского языка 4 класс .Тема: ,, Местоимение как часть речи. \'\' УМК ,, Школа России\'\'

Урок изучения нового материала с использованием средств икт для осмысления,осознания и первичного закрепления новой учебной информации....

Конспект урока русского языка 2 класс по теме "Роль предлогов в речи"

Конспект урока русского языка 2 класс "Роль предлогов в речи" Учащиеся получат первоначальное представление о предлогах в речи с помощью одного известного героя мультфильма "Фиксики" Дедуса....

Конспект урока русского языка 3 класс по теме: «Род имён существительных» УМК «Начальная школа XXI века»

Технологическая карта урока  "открытия новых знаний"  по теме: «Род имён существительных» с целью создать условия для формирования ценностного  отношения к совместной познавательно...

Конспект урока русского языка (3 класс). Тема: Значение и употребление глаголов в речи. УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование умения находить глаголы в тексте, употреблять их в речи; развитие творческого мышления.Планируемые результаты:Предметные:знать: часть речи «глагол»...