Конспект урока русского языка.1 класс.Использование алфавита при работе со словарями.
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Шрайнер Светлана Михайловна

Урок дан по СДО (способу диалектического познания) по ФГОС. учебник В.П.Канакина

Скачать:


Предварительный просмотр:

Шрайнер С.М.      Урок русского языка в 1 классе

Тема: "Использование алфавита при работе со словарями."

(урок обобщения знаний)

Цели:

1. Образовательно-развивающие

1.1. Применение опорных понятий: буква, алфавит, слово, словарь (орфографический, толковый).

1.2. Развитие у учащихся УУД :

  • познавательных: подведение под понятие; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; построение логической цепи рассуждений; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме, структурирование знаний;
  • регулятивных: определение познавательной цели, оценка и самооценка;
  • коммуникативных: постановка вопросов, выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами языка.

1.3. Развитие у учащихся специальных умений: правильно называть буквы русского алфавита,  распределять слова по алфавиту, находить  слова в толковом и орфографическом словарях, определять порядок   фамилий группы  в алфавитном порядке.

II. Воспитательные цели:

2.1. Формирование у уч-ся мировоззрения на основе философских категорий: общее – особенное ;  единство-многообразие; целое – часть; причина-следствие.

2.2. Развитие личностных УУД: личностное самоопределение, нравственно-этическое оценивание.

Оборудование: компьютерный проектор, раздаточный материал (карточка №1),   карточки с заданиями, орфографический и толковый словари.

Заявка на оценку:

"Умница" - 16 баллов и более;

"Молодец" – 12 - 15 баллов;

"Хорошо" – 8 - 11 баллов

 

22б +2б=24б :3=8б      19 учеников

 

№  

Деятельность учителя

Время, балл

Деятельность учащихся

I

 

Организация начала урока

Приветствие

 

15 сек

 

Знакомство учащихся с заявкой на оценку

- За урок вы должны набрать соответствующее количество баллов. Баллы  будете проставлять в карточке  внизу. Желаю удачи!

                                                 

"Умница" - 13 баллов и более;      
У
"Молодец" – 9 - 12 баллов;             М
"Хорошо" – 5 - 8 баллов.                
Х

Поощрительные  баллы:
дисциплина, аккуратность, скорость работы, правильная осанка.
Арбитр : определит самого активного на каждом ряду.  Ника  

30 сек

Выбор арбитра на урок.

Ожидаемая  оценка проставляется на карточке в отведённом месте

У    М     Х

Для арбитра – список учащихся

II

 

 Целеполагание :

Что такое буква?

Для чего в русском языке нужны буквы?

 

Отгадайте !   (на слайде)

Первая  буква стоит перед буквой «бэ» , вторая буква  - после буквы «жэ», третья – перед буквой «вэ», четвёртая – между буквами «тэ» и «эф», пятая – перед буквой «эль», шестая – перед буквой «бэ».

- Назовите синоним слову «азбука».

- как доказать , что слова «азбука» и «алфавит» являются синонимами.

 

Что такое синонимы проверим по словарю

 - Сформулируйте тему и цель урока.

  

 3 мин

       

Буква – знак…

 - Буквы обозначают звуки речи.

- из букв составляют слоги, из слогов слова, из слов - предложения.

 - Азбука.

- Алфавит.

   Слова, близкие по значению, называются синонимами .А слова «азбука» и «алфавит»  - слова, близкие по значению. Следовательно, слова «азбука» и «алфавит» являются синонимами.

- Правильность понятия проверм нашего умозаключения по словарю. Ученик зачитывает определение понятия.

Тема урока : Алфавит. Использование алфавита при работе со словарями.

Цель : знать порядок букв русского алфавита, правильно их называть, формировать умение пользоваться знанием алфавита при работе со словарями.

Повторить буквы алфавита. Повторить порядок букв в алфавите

III

 

 Актуализация знаний

Задание  .

Сформулируйте вопросы – понятия по карточке № 1.

Какие ещё словари вам известны?

 По орфографическому словарю можно узнать, как правильно писать слова.

Толковый словарь – словарь, который  объясняет значения слов.

 В разных словарях уже по алфавиту составлены слова. Над составлением словарей работали взрослые люди.  На уроке мы будем пользоваться алфавитом при работе со словарями.

4 мин

 

 

-Что называется алфавитом?

Что считается алфавитом? Что представляет собой порядок букв? Что такое алфавит?...

-Что называется словарём?

Что считается словарём? Что представляет собой орфографический словарь? толковый словарь?  Что такое словарь?...

Орфографический словарь – это словарь, с помощью которого можно узнать как правильно писать слова.

Не надо спрашивать много детей. не нужны повторы, иначе трата времени на уроке.

Несколько ответов на вопросы-понятия

IV.

Работа по теме урока:

  • Оп    1. Опорные понятия : буква, слово, алфавит, словарь.

               Цифровой диктант по опорным понятиям по               Буква , словарь, алфавит, слово.

5 мин

 

 

 

Записывают цифры в карточке.

Взаимопроверка по вариантам.

Проверка по слайду.

1 – вариант                 2 – вариант

3 4 1 2                            1 2 4 3

1вариант

2 вариант

1.Порядок букв.

1. Знак для письменного обозначения звука речи.

2.Единица языка, служащая для названия отдельных понятий.

2. Сборник  слов в алфавитном порядке.

3. Знак для письменного обозначения звука речи.

3. Единица языка, служащая для названия отдельных понятий.

4. Сборник  слов в алфавитном порядке.

4. Порядок букв.

 

Проверка по слайду.

1 – вариант                 2 – вариант

3 4 1 2                            1 2 4 3

2. Соотнести понятие и вариант ответа:

Соотносят  понятие и вариант ответа:

Взаимопроверка . Один ученик читает понятия и варианты ответов.

1.Буква - знак для письменного обозначения звука речи.

2.Слово - единица языка, служащая для названия отдельных понятий.

3.Словарь - сборник  слов в алфавитном порядке.

4.Алфавит- порядок букв.

В ходе ответов принимаются возражения, дополнения.

1.Буква

  сборник  слов в алфавитном порядке. 

2.Слово

  порядок букв. 

3.Словарь 

  единица языка, служащая для названия отдельных понятий. 

4.Алфавит

  знак для письменного обозначения звука речи. 

Самооценка. Если всё записано правильно – 4 бала. За каждую ошибку минус 1 балл.

  Повторение пройденного алфавита.

Звучит песенка про алфавит

 1.Расположить в порядке алфавита имена детей своей группы.

 2. Найти имена в орфографическом словаре.

Девочки и мальчики по алфавиту по фамилиям ( если резерв времени)

3 мин

Выходят , обсуждают, строятся  в алфавитном порядке

Проверка, дополнения, возражения и т.д.

Находят имена в орфографическом словаре.

 

V.

Практическая работа по теме урока:

№1."Наведи порядок".

Распределите по алфавиту. Над словами поставьте цифры. Какие словари понадобятся ?

Уч.ник,  к.р.ндаш  ,

р.бота , красивее,  банты,

звонит, абзац.

 

 № 2.

  1. Распределите    по алфавиту ,  расставьте  цифры над словами. Подчеркните слова, значение которых непонятно.

Финиш ,  фантазия,  фойе,  фиолетовый,  фейерверк.

Проверьте по толковому словарику  С. 63.

        

  1. Выписать из толкового словаря  ( с.62 – 63) слова , необходимые для обучения в школе.

        Подчеркните слова, значение которых непонятно.

  1. Найти ошибки в словах  по орфографическому словарю.

Акуратный ,  виртекальный,  калиграфия,  патреот .

  1. Индивидуальный труд.
  2. Простая кооперация.
  3. Работа в группе. Каждая группа обсуждает и готовит к выступлению по одному заданию.

Почему у всех детей разные задания? Как будете обсуждать ответы, если ребёнок это не выполнял?

15- 18

мин

3б.

3б.

10б.

2б.

  Распределяют по алфавиту. Над словами  ставят  цифры.

- Орфографический: 

Уч.ник,  к.р.ндаш  , р.бота,

-Толковый : абзац.

- Орфоэпический: красивее,

банты,   звонит.

        6        2

Ученик,  карандаш  ,

4            5

работа ,   тетрадь ,

    3        1

пенал , абзац.

  1. Индивидуальный труд.
  2. Простая кооперация..

На этапе простой кооперации необходимо задания поделить на группы. Как Вы собираетесь это сделать?

Распределяют   по алфавиту ,   ставят   цифры над словами. Подчеркивают слова, значение которых непонятно.

1 группа

        3        1               5

       Финиш ,  фантазия,  фойе,

     4        2 фиолетовый,  фейерверк.

Проверяют  по толковому словарику  С. 63.

Выписывают из толкового словаря       ( с.62 – 63) слова , необходимые для обучения в школе.

Подчеркивают слова, значение которых непонятно.

2 группа

Уважать , увлекательный, умелый, упорный, упрямый, усердие, усидчивый, успех,  учтивый, уяснить.                                        

3 группа

Находят ошибки в словах  по орфографическому словарю.

Аккуратный ,  вертикальный,  каллиграфия,  патриотизм.

Значения слов находят в толковом словаре.

Выходят , обсуждают

Проверка, дополнения, возражения и т.д.

 VI.

Итог урока:

- Каждая группа подготовит и задаст вопрос - понятие (карточка № 1)   другой группе .

Вопрос - понятие - 1 б.

Ответ - 2б.

 

5 мин

№1. - Что называется алфавитом?

- Что представляет собой алфавит?

- Что понимается под словарём?

……..

VII

Оценки за урок

- Сосчитайте баллы.

Дополнительные баллы поощрения получают.....

3 мин

 Встаньте у кого совпали ожидаемые оценки.

"Умница" - 16 баллов и более;

"Молодец" – 12 - 15 баллов;

"Хорошо" – 8 - 11 баллов

 

Ф.И.            ____________________  Отгадка :  ________________________________

Ожидаю :  ____                Мои баллы:_________________________________

 Цифровой диктант по вариантам: 2б

1- вариант

                    2- вариант

1.Порядок букв.

1. Знак для письменного обозначения звука речи.

2. Сборник  слов в алфавитном порядке.

2. Единица языка, служащая для названия отдельных понятий.

3. Знак для письменного обозначения звука речи.

3. Сборник  слов в алфавитном порядке.

4. Единица языка, служащая для названия отдельных понятий.

4. Порядок букв.

Соотнесите понятие и вариант ответа:    4б.

1.Буква

сборник  слов в алфавитном порядке.

2.Слово

порядок букв.

3.Словарь

единица языка, служащая для названия отдельных понятий.

4.Алфавит

знак для письменного обозначения звука речи.

 

Задание №1  Вставить пропущенные буквы. Распределите слова по алфавиту. Над словами поставьте цифры. Какие словари понадобятся ?

Уч. ник,  к .р .ндаш  ,р. бота. красивее,  банты, звонит, абзац. 

 Задание № 2. Индивидуально, в парах, в группе, выступление.

1.Распределите    по алфавиту ,  расставьте  цифры над словами. Подчеркните слова, значение которых непонятно. Сформулируйте задания к данным словам.

Финиш ,  фантазия,  фойе,  фиолетовый,  фейерверк.

Проверьте по толковому словарику  С. 63.        

2.Выписать из толкового словаря на букву У ( с.62 – 63) пять слов , необходимых для обучения в школе.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.Найти ошибки в словах  по орфографическому словарю.

Акуратный ,  виртекальный,  невежда,  патреот .


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Заявка на оценку: "Умница" - 12 баллов и более; "Молодец" – 9 - 11 баллов; "Хорошо" – 6 - 8 баллов Поощрительные баллы: дисциплина, аккуратность, скорость работы, правильная осанка. Арбитр : определит самого активного на каждом ряду.

Слайд 2

Ожидаемая оценка: У « умница» М «молодец» Х «хорошо»

Слайд 4

Что такое буква ? Для чего в русском языке нужны буквы? Отгадайте ! Первая буква стоит перед буквой «бэ » , вторая буква - после буквы «ка», третья – за буквой «у», четвёртая – перед буквой «бэ » , пятая – после буквы «бэ», шестая – после буквы «зэ », седьмая - за буквой «эс». - Назовите синоним слову «алфавит». - Как доказать , что слова «азбука» и «алфавит» являются синонимами.

Слайд 5

Тема урока : Использование алфавита при работе со словарями. Цель : знать порядок букв русского алфавита, правильно их называть, уметь пользоваться знанием алфавита при работе со словарями. Опорные понятия : буква, слово, алфавит, словарь. С какими словарями мы работаем ?

Слайд 6

Сформулируйте вопросы – понятия по карточке № 1. . Что называется … ? Что считается … ? Что понимается под … ? Что представляет собой … ? Что выражает … ? Что является … ? Что такое … ?

Слайд 7

Опорные понятия : Буква, слово, алфавит, словарь.

Слайд 8

Цифровой диктант по вариантам: 1 – вариант 2 – вариант 3 4 1 2 1 2 4 3 Самопроверка

Слайд 9

1.Буква сборник слов в алфавитном порядке. 2.Слово порядок букв. 3.Словарь единица языка, служащая для названия отдельных понятий. 4.Алфавит знак для письменного обозначения звука речи. Взаимопроверка .

Слайд 10

1.Буква сборник слов в алфавитном порядке. 2.Слово порядок букв. 3.Словарь единица языка, служащая для названия отдельных понятий. 4.Алфавит знак для письменного обозначения звука речи.

Слайд 11

Повторяем алфавит

Слайд 12

Практическая работа: Индивидуальный труд. Простая кооперация. Работа в группе . Выступление .

Слайд 13

Задание №1. "Наведи порядок". Распределите по алфавиту. Над словами поставьте цифры. Сформулируйте задания к данным словам. Уч . ник, к . р . ндаш , р . бота , звонит, абзац, красивее, банты.

Слайд 14

Самопроверка . №1."Наведи порядок". Распределите по алфавиту. Над словами поставьте цифры. Сформулируйте задания к данным словам. Уч е ник, к а р а ндаш , р а бота , звонит, абзац, красивее, банты.

Слайд 15

Задание № 2. Распределите по алфавиту , расставьте цифры над словами. Подчеркните слова, значение которых непонятно. 1) Финиш , фантазия, фойе, фиолетовый, фейерверк. Проверьте по толковому словарику С. 63. 2) Выписать из толкового словаря ( с.62 – 63) слова , необходимые для обучения в школе. Прочитай значение непонятных слов. 3) Найти ошибки в словах по орфографическому словарю. Прочитай значение непонятных слов. Акуратный , калиграфия, невежда , патреот .

Слайд 16

1 группа 1) Распределите по алфавиту , расставьте цифры над словами. Подчеркните слова, значение которых непонятно. 3 1 5 4 Финиш , фантазия, фойе, фиолетовый, 2 фейерверк. Проверьте по толковому словарику С. 63.

Слайд 17

2 группа 2) Выписать из толкового словаря ( с.62 – 63) пять слов , необходимых для обучения в школе. Прочитай значение непонятных слов. Уважать , увлекательный, умелый, упорный, упрямый, усердие, усидчивый, успех, учтивый, уяснить .

Слайд 18

3 группа 3) Распределите по алфавиту , расставьте цифры над словами. Подчеркните слова, значение которых непонятно. Финиш , фантазия, фойе, фиолетовый, фейерверк. Проверьте по толковому словарику С. 63.

Слайд 19

- Каждая группа подготовит и задаст вопрос - понятие (карточка № 1) другой группе . Вопрос - понятие - 1 б. Ответ - 2б. – Как доказать, что слова « акваланг , акварель, аквариум» написаны по алфавиту?

Слайд 20

Итог урока Дополнительные баллы поощрения получают..... Арбитр : по 1б. Совпадение ожидаемой оценки:

Слайд 21

Итоговая оценка: У « умница» М «молодец» Х «хорошо»

Слайд 22

Спасибо за работу !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"

" 4 класс  Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию  и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...

Конспект урока русского языка "Продолжение освоения алфавита" 1 класс УМК "Гармония"

Третий урок в теме "Буквы русского языка" 1 класс УМК "Гармония"...

Конспект урока русского языка на тему: ЗАКРЕПЛЕНИЕ НАПИСАНИЯ ВСЕХ БУКВ РУССКОГО АЛФАВИТА

Урок нарабатывает знание определённого порядка расположения букв в алфавите; способствует развитию речи; прививает интерес к урокам грамоты....

Конспект урока русского языка «Алфавит. Алфавитный порядок слов. Использование алфавита при работе со словарями» (УМК «Школа России», 1 класс)

Цели деятельности учителя: совершенствование и углубление знаний о русском алфавите, о значении русского алфавита.Планируемые результаты:     Предметные:Знать: понятие «алфав...

Конспект урока русского языка 3 класс по теме "Алфавит. Использование алфавита при работе с энциклопедиями"

Представленный урок является обобщающим по теме "Русский алфавит". Рекомендуется провести его в школьном информационно-библиотечном центре с целью формирования умений использовать алфавит на...

План-конспект урока русского языка в 6 классе "В гостях у словарей"

Урок русского языка в 6 классе в разделе "Лексика" по теме "Словари"...

План-конспект урока русского языка по теме "Знание алфавита: правильное называние букв, знание их последовательности" в 1 классе (УМК "Школа России")

Урок русского языка "Знание алфавита: правильное называние букв, знание их последовательности" (УМК "Школа России") проведен в1 классе....