Конспект урока русского языка "Продолжение освоения алфавита" 1 класс УМК "Гармония"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Витальева Марина Сергеевна

Предварительный просмотр:

Урок  русского языка

«Продолжение освоения алфавита»

                 

             

                              Выполнила учитель начальных классов

                                    МБОУ СОШ №94  Ленинского района

                                                                  Витальева Марина Сергеевна

                                                 

Н.Новгород

2014


Урок «Русский язык»

Класс  первый

УМК «Гармония»

Программа курса «Русский язык» в 1-м классе. Авторы М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко.

 Учебник «Русский язык: К тайнам нашего языка», Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2014  

Тетрадь к учебнику для 1 класса общеобразовательных учреждений «Русский язык: К тайнам нашего языка», Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2012

Календарно-тематическое планирование

Фонетика. Графика. Орфография.

Буквы русского языка (4 ч.)

1.

Знакомство с алфавитом

21.04

2.

Освоение алфавита

22.04

3.

Продолжение освоения алфавита

Делают умозаключение о необходимости знания алфавита. Выявляют алфавитный порядок слов, располагают слова по алфавиту (применительно к разным жизненным ситуациям). Анализируют порядок букв, слов, различают их последовательности как правильные и неправильные

23.04

4.

Тренировка в расположении слов по алфавиту

24.04

Диагностический блок:

Описание диагностики исходного уровня УУД

Диагностика уровня развития операции логического мышления – анализ и сравнение. Тест «Найди несколько различий»// Изучение универсальных учебный действий младших школьников. Методические рекомендации для педагогов-психологов, учителей начальных классов, заместителей директоров по начальному образованию. Нижний Новгород, 2012

Диагностика самоконтроля (умение контролировать свою деятельность – регулятивные УУД). Методика «Корректурная проба» (буквенный вариант)//Изучение универсальных учебный действий младших школьников. Методические рекомендации для педагогов-психологов, учителей начальных классов, заместителей директоров по начальному образованию. Нижний Новгород, 2012

Уровень

Низкий

Средний

Высокий

Количество учащихся (в %)

16

56

28

Описание исходного уровня знаний, умений и навыков учащихся по изучаемой теме.

Учащиеся обладают сведениями об истории слов алфавит и азбука, знакомы с их лексическим значением; понимают  и принимают необходимость знания алфавита наизусть; знакомы со словарями – толковым, орфографическим; умеют находить в них нужные слова, используя алфавитную последовательность. Уровень усвоения знаний – применение в знакомой ситуации. Уровень сформированности умений и навыков – аналитический.

Тема урока: «Продолжение освоения алфавита»

Задачи урока: упражнять первоклассников в определении алфавитного порядка слов; в умении находить орфограммы,                               применять правила переноса слов, списывать и писать под диктовку, формировать интерес к изучению русского языка.

Планируемые результаты урока:

  • личностные            - осознание практической необходимости знания алфавита;

                                 - желание умело пользоваться русским языком;

  • предметные            - знание о расположении  по алфавиту слов, начинающихся с одной буквы;

                                 - умение пользоваться знанием алфавита для решения языковых и речевых задач;

  • метапредметные     - познавательные УУД : умение выделять необходимую информацию, структурировать    

                                   знания, анализировать, классифицировать, сравнивать и обобщать;

                                  - коммуникативные УУД: умение работать в паре и группе, вести учебный диалог в                               соответствии с задачами коммуникации;

  - регулятивные УУД: умение ставить, принимать и решать учебную задачу, осуществлять   контроль и оценку учебной деятельности.

Оборудование урока: учебник, тетради учащихся, наглядный и раздаточный материал, компьютер, проектор,

                                     магнитно-меловая доска.

План урока

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Теоретическое обоснование

1.Организационный момент. Самоопределение к деятельности

2.Целеполагание

3.Повторение алфавитного порядка букв

1.

2.Минутка чистописания

3.Физкульминутка

4.

4. Словарная работа

5. Выявления места и причины затруднения. Открытие способа установления в алфавитном порядке слов, начинающихся с одной буквы.

6. Закрепление способа расстановки слов в алфавитном порядке

1.Самостоятельная работа по аналогии

2. Физкультминутка для глаз

3.Игра «Знаешь ли ты дни недели»

7. Итог урока. Рефлексия деятельности на уроке

Учитель:

- Прозвенел опять звонок,

  Пригласил нас на урок.

  Будем мы читать, писать,

  Заданья дружно выполнять.

- Давайте улыбнёмся друг другу и пожелаем успеха.

- Сядьте за парты правильно,

откройте тетради, расположите их наклонно,  запишите число, «Классная работа».

- Буквы-значки, как бойцы на парад,

 В строгом порядке построены в ряд.

 Каждый в условленном месте стоит

 И называется ...

Слайд 2

- Первая книжка

 Для всех детишек:

 Учит — мучит,

 А научит — радует.

- С помощью толкового словаря мы уже объясняли значение каждого из этих слов.

-Что их объединяет?

Слайд 3

- Сегодня мы получим новые знания о том, как  устанавливать слова в алфавитном порядке.

(Учитель знакомит детей с темой урока)

Слайд 4

-На экране четыре группы букв. 

Слайд 5

- Работая в паре, решите, какая группа букв расположена по алфавиту.

Покажите номера групп на веерах.

- Проверьте, верно ли вы ответили на вопрос.

Слайд 6

- Проведём минутку чистописания с этими буквами.

(Учитель следит за посадкой, правилами удерживания ручки в руке, каллиграфией, в случае необходимости оказывает помощь)

Слайд 7

Физкультминутка с алфавитом

Слайд 2

- Назовите букву, которая в алфавите находится между буквами о и р.    

- Название каких учебных вещей начинается с этой буквы?

(На доске вывешиваются карточки со словами:

п.ртфель, п.нал)

- Назовите первую букву алфавита.

- Каким предметом, название которого начинается с этой буквы, мы пользуемся на уроке рисования.

(На доске  - карточка со словом альбом)

- Чем мы рисуем в альбоме?

 (На доске – карточка со словом к.р.ндаш)

- Назовите место, где в алфавите располагается первая буква этого слова.

- Эти слова вы найдёте в ТПО (с.18 №102). Начнём со словарной работы. Чем нужно воспользоваться, чтобы правильно вставить пропущенные буквы?

- При помощи словаря на с.32 ТПО определите, какие буквы вставим в «окошки».

 

Слайд 8

- Расставьте слова в алфавитном порядке.

- Что вызвало затруднение?

Слайд 9

- Кто догадался, как нужно поступить в таком случае?

Слайд 10

- Мы открыли способ записи  в алфавитном порядке слов, начинающихся с одной буквы. Прочитайте правило

на с. 65 учебника, запомните его.

- Теперь можно выполнить задание. Запишите словарные слова по алфавиту, выделяя опасные места при письме.

(Учитель организует самопроверку)

- На доске вы видите, в каком порядке должны быть записаны слова. Проверьте себя.

Доска -  альбом

               карандаш

               пенал

               портфель

- В упражнении №102 есть ещё одна группа слов. Вам нужно вставить пропущенные буквы и показать цифрами алфавитный порядок слов самостоятельно.

(Учитель организует самостоятельную работу. Группе детей в качестве помощи  предлагается карточка с алфавитом.

По окончании выполнения задания учитель организует самопроверку)

Слайд 11

Физкультминутка для глаз

Слайды 12-16

- Я предлагаю вам поиграть в игру «Знаешь ли ты дни недели?» Найдите в учебнике упр.№103 (с.65). Мы разделимся на 4 группы по 7 человек. У каждой есть набор слов – названий дней недели. Задание первое: распределить названия дней недели в том порядке, в каком они сменяют друг друга. Слова выложить на парте в нужном порядке.

(Учитель организует фронтальную работу, в ходе которой обсуждается выполнение задания и возможные ошибки)

(Последовательность размещается на доске)

- Задание второе:

Распределить эти же слова как для словаря.

 

(Вторая последовательность размещается на доске рядом с первой)

- Сравните две последовательности. Чем они похожи?

- В чём разница?

- Почему одни и те же слова мы записали в разной последовательности?

- Запишите слова в тетрадь:

  • 1 вариант -  в том порядке, как дни недели сменяют друг друга;
  • 2 вариант – в алфавитном порядке.

(Учитель следит за правильностью выполнения задания, за посадкой детей, оказывает помощь в написании букв и соединений)

 Слайд 17

- Подведём итог урока. Продолжите предложения…

- Давайте проверим свои знания и умения. Выполним тест.

Слайд 18

- Запишите в тетради номера правильных ответов на  поставленные вопросы:

1) в какой группе буквы расположены по алфавиту?

1. опср   2.фхцч    3. кмлн

2) какое слово в словаре должно быть первым?

1.Ель   2. Ежи   3.Енот

Слайд 19

- Проверьте себя по эталону на экране, оцените правильность выполнения каждого задания с помощью линеечек.

 

- Какое новое правило о расстановке слов в алфавитном порядке мы сегодня узнали?

Слайд 19

- Задачу урока выполнили. Спасибо за внимание.

алфавит

азбука

Они обозначают определённый порядок букв

( Дети показывают на веерах номер группы)

(Учащиеся пишут буквы в соответствии с правилами каллиграфии)

(Учащиеся выполняют различные движения, сопровождая их хоровым чтением стихов про буквы алфавита)

п

портфель, пенал

а

альбомом

 карандашами

после буквы й; перед буквой л; между буквами й и л

словарём

(Дети, воспользовавшись словарём, называют пропущенные буквы)

два слова начинаются с одной буквы

расположить слова по второй букве

(Дети самостоятельно выполняют задание в рабочих тетрадях.)

(Дети сверяют свою работу с образцом на доске и оценивают с помощью линеечек по критериям: правильность и аккуратность (Г.А.Цукерман, Н.К.Поливанова «Введение в школьную жизнь»)

(Дети сверяют работу с образцом на слайде, оценивают её значком «+» или «-»)

(Учащиеся распределяются на группы, планируют совместную работу, действуют самостоятельно, но в случае затруднения обращаются за помощью к учителю.

По истечении  времени одна из групп  выходит к доске. Члены группы встают в шеренгу и показывают карточки с названиями)

(Работа ведётся в группах аналогично)

 

перечисляются одни и те же слова.

порядок слов разный.

были разные задания

(Дети записывают последовательности по заданию)

(Дети выполняют самопроверку и оценивают свою работу)

(Учащиеся воспроизводят по памяти или зачитывают правило из учебника(с. 65)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Русский язык Продолжение освоения алфавита. 1-в класс Учитель: М.с . Витальева

Слайд 2

АЛФАВИТ

Слайд 3

Вопрос урока: Как устанавливать слова в алфавитном порядке ?

Слайд 4

Какая группа букв расположена по алфавиту? Л К М Н Н О П Р Е Ё З Ж 1 2 3 П С Р Т Какая группа букв расположена по алфавиту? Л К М Н Н О П Р Е Ё З Ж 1 2 3 П С Р Т 4

Слайд 5

Какая группа букв расположена по алфавиту? Л К М Н Н О П Р Е Ё З Ж 1 2 3 П С Р Т 4 Какая группа букв расположена по алфавиту? Л К М Н Н О П Р Е Ё З Ж 1 2 3 П С Р Т 4

Слайд 6

Минутка чистописания

Слайд 7

Физминутка с алфавитом.

Слайд 8

Словарная работа О Е а а а

Слайд 9

Словарная работа О Е а а а 1 2

Слайд 10

Как определить алфавитный порядок для двух слов на одну букву? портфель пенал

Слайд 11

Вставьте пропущенные буквы и покажите цифрами алфавитный порядок слов. е и о е е 1 2 3 4 5

Слайд 17

Я ТЕПЕРЬ ЗНАЮ … УМЕЮ… СМОГУ… 17 ИТОГ УРОКА

Слайд 18

ИТОГ УРОКА В какой группе буквы расположены по алфавиту? о п с р 2. ф х ц ч 3. к м л н ; Какое слово по алфавиту должно быть первым? 1. Ель 2. Ежи 3. Енот

Слайд 19

ИТОГ УРОКА В какой группе буквы расположены по алфавиту? о п с р 2. ф х ц ч 3. к м л н ; Какое слово по алфавиту должно быть первым? 1. Ель 2. Ежи 3. Енот


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 3 классе. Автор: учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 9» О.В.Некрылова Тема урока: Сочинение по картине И.И.Левитана «Золотая осень».

Тип урока-урок обобщения и закрепления полученных ранее знаний. Учащиеся знакомятся с творчеством великого русского художника И.Левитана, учатся составлять описательный текст....

Конспект урока русского языка в 1 классе по теме "Русский алфавит или азбука"

Методическая разработка урока русского языка для 1класса по те...

Конспект урока русского языка в 4 классе по учебнику Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой «Русский язык» (УМК «Школа России»)

Конспект урока русского языка в 4 классе по учебнику Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой «Русский язык» (УМК «Школа России»). Тема урока: «Главные и второстепенные члены предложения. Обстоятельства»Ц...

Конспект урока русского языка в 3 классе по программе "Гармония". Тема урока: "Комплексная работа с текстом предложения.Обобщающий урок."

Урок дан на семинаре учителей начальных классов. Тема семинара: " Рефлексивные технологии на уроке развития критического мышления"...

Конспект урока русского языка освоения новых знаний в 3 классе Тема урока «Обозначение звука [ы] после звука [ц]».

Урок русского языка в 3 классе образовательная система 21 век под редакцией Н.Ф.Виноградовой...

Конспект урока русского языка в 1 классе по теме "Русский алфавит или азбука" УМК "Школа России"

Дети познакомятся с этимологий слов "Алфавит", "Азбука", со значением алфавита в жизни людей; получат возможность называть буквы в алфавитном порядке....