Конспект урока русского языка 3 класс по теме "Алфавит. Использование алфавита при работе с энциклопедиями"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Тютюнова Елена Валерьевна

Представленный урок является обобщающим по теме "Русский алфавит". Рекомендуется провести его в школьном информационно-библиотечном центре с целью формирования умений использовать алфавит на практике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta.docx25.8 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Учитель

Tютюнова Елена Валерьевна

Класс

3 А

Предмет

Русский язык

Тема

Алфавит. Использование алфавита при работе с энциклопедиями.

Тип урока

Урок обобщения м систематизации знаний

Цель

Обобщить и систематизировать знания обучающихся  о русском алфавите.

Задачи

обр

Закреплять знание порядка букв в русском алфавите, формировать умения пользоваться алфавитом, учить практическому использованию алфавита при работе с энциклопедиями.

восп

Воспитывать любознательность, любовь к родному языку.

разв

Расширять словарный запас, развивать мышление, внимание, память, речь.

кор

Развивать слуховое восприятие, корректировать звукопроизношение, формировать умение правильно воспроизводить слова, активизировать речевую деятельность обучающихся с опорой на остаточный слух.

Формы работы

Фронтальная, индивидуальная, самостоятельная работа

Методы

Словесный (беседа), наглядно-иллюстративный, практический,  репродуктивный,  методы самостоятельной работы, методы стимулирования, методы контроля и самоконтроля, проблемно-поисковый.

Планируемые результаты

предметные

Правильно называть буквы  русского алфавита, различать гласные и согласные буквы, знать последовательность букв в алфавите, уметь располагать слова в алфавитном порядке, пользоваться алфавитным указателем для поиска информации в энциклопедиях.

метапредметные

(познавательные, регулятивные, коммуникативные УУД)

Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; желание и умения вступать в устную коммуникацию с детьми и взрослыми в знакомых обучающимся типичных жизненных ситуациях; готовность давать оценку событий, поступков людей, излагать свое мнение; определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений.

личностные

Принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие самостоятельности;  навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, формирование  установки  на  безопасный,  здоровый  образ  жизни; развитие адекватных представлений о собственных возможностях.

Межпредметные связи

Развитие речи, чтение, математика.

Ресурсы для подготовки и проведения урока

Урок проводится в школьном информационно-библиотечном центре. Ресурсы для подготовки и проведения урока: компьютер, видеозапись музыкальной физкультминутки, магнитная доска с буквами русского алфавита, индивидуальные карточки для игры «Алфавит-лабиринт», книжная выставка с детскими энциклопедиями, карточки с именами обучающихся, карточки с индивидуальными заданиями для работы с энциклопедиями, фигурки человечков Ох и Ах.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

Мотивационно-ориентировочный этап (5 мин.)

Активизация внимания

- Прозвенел звонок, начинается урок.

- Сегодня у нас на уроке гости, поздоровайтесь.

- Ребята, сегодня у нас необычный урок, он будет проходить в библиотеке, я надеюсь, что у вас хорошее настроение.

- А еще у нас в гостях 2 веселых человечка Ах и Ох. (картинки)

Ах - активный, трудолюбивый, хорошо учится, веселый. А Ох – ленивый, недовольный, грустный. В конце урока подумаете, удалось ли вам быть такими как Ах или же как Ох.

(н/с)  - Диана. (Я Диана Евдокимова. Я тут.)

(н/с)  - Женя, как ты слышишь?

(н/с)  - Какое сегодня число, Дима?

(н/с)  - Гриша, какой сегодня день недели?

(н/с)  - Полина, как ты слышишь?

(н/с)  - Всё ли готово к уроку? Давайте проверим. Я буду называть, что нам понадобится на уроке, а вы кладите руку на названный мной предмет:  тетрадь, ручка, карандаш, резинка.

(н/с)  - Дима, спроси у Жени, он готов к уроку?

(н/с)  - Женя, спроси у Полины, она готова к уроку?

(н/с)  - Женя, спроси у Гриши, какой сейчас урок?

Речевая зарядка

(с/з)- Сегодня на уроке мы будем хорошо говорить. Скажите равильно звук «в».

- Внимательно послушайте, как я прочитаю.

(организация работы над произношением, речевым дыханием и слитностью речи)

-Здравствуйте.

-Я тут. Я слышу.

Называют число, день недели, распознают на слух и указывают на школьные принадлежности.

Слушают образец чтения, проговаривают коллективно и по одному:

Ова – ова – слово

Ава – ава – словарь

Уква – уква – буква

Всем известна буква А

Буква очень славная.

Да к тому же буква А

В алфавите главная.

К Слушать и понимать других, участвовать в диалоге, беседе.

П Формулировать учебные цели с помощью учителя, отвечать на простые вопросы учителя, произносить слова слитно, голосом нормальной высоты, силы, с ударением, соблюдая правила орфоэпии, уметь исправлять свои ошибки.

Р Активно работать, прилагать усилия к выполнению задания

Л Знать своё имя, проявлять доброжелательное отношения к окружающим.

Сообщение темы урока (3 мин)

(с/з) - Чтобы узнать тему урока, расположите буквы так, чтобы получилось слово.

- Молодцы!

- Мы сегодня должны с вами повторить названия всех букв, научиться пользоваться алфавитом при выполнении различных заданий и понять, для чего же нам нужно знать русский алфавит.

Из букв собирают слово «алфавит».

К Слушать и понимать других, участвовать в диалоге, оформлять свои мысли в устной форме.

П Формулировать учебные цели с помощью учителя, отвечать на простые вопросы учителя,

Р Активно работать, прилагать усилия к выполнению задания.

Л Проявлять доброжелательное отношения к окружающим.

Практический этап (27 мин)

Актуализация знаний

-  Перед вами алфавит, но некоторых букв в нем не хватает, дополните алфавит недостающими буквами.

- Давайте вспомним, сколько букв в алфавите?

- Назовите гласные буквы.

- Назовите согласные буквы.

- Какая первая буква в алфавите?

- Какая последняя буква в алфавите?

- Какая буква стоит после «б»?

- Какая буква стоит перед «щ»?

- Какая буква стоит между «к» и «м»?

  Игра «Алфавит-лабиринт»

- А сейчас мы выполним задание на карточках. Вы должны соединить буквы по алфавиту и дописать недостающие.

- Поменяйтесь карточками, проверьте у соседа и поставьте карандашом оценку.

Музыкальная физминутка «Алфавит»

Расположение имен по алфавиту

(с/з) -  На доске карточки с вашими именами, расположите их в алфавитном порядке. (Дима, Диана) если первая буква в словах одинаковая, смотрим на вторую; если и первая, и вторая буквы одинаковые, то смотрим на третью.

- Прочитайте, что у нас получилось.

- А теперь возьмите ручки, сядьте правильно, положите перед собой тетрадь с наклоном. Запишите по памяти.

- Давайте проверим, правильно ли вы написали?

Назначение алфавита (работа с энциклопедиями)

- Ребята, а для чего надо знать алфавит? Где его используют? Мы с вами в библиотеке не случайно, здесь очень много книг, у каждой книги есть автор. По фамилии автора, книги расположены в алфавитном порядке. (посмотреть)

- Все книги переписаны на карточки, которые тоже лежат по алфавиту. (показать)

- Где еще можно встретить алфавит вам расскажет Наталья Евгеньевна – наш библиотекарь.

Библиотекарь:

- Ребята, мне очень приятно, что ваш урок проходит в библиотеке, я всегда рада видеть вас здесь. В нашей библиотеке есть детские энциклопедии (показать на книжной выставке). В конце энциклопедии есть алфавитный указатель, по которому легко найти то, что вам нужно. Например, я хочу узнать о ….. Как мне найти? Я выберу энциклопедию «», открою алфавитный указатель, выберу нужную букву и найду слово. Напротив этого слова указана страница, открою нужную страницу и прочитаю про …..

- А теперь попробуйте вы. У меня есть карточки с заданиями. Возьмите энциклопедии и выполните задание.

- Молодцы, вы справились с заданием.

    Аа   ?   Вв   ?    Дд  Ее   ?   Жж  Зз   Ии   ?   Кк   Лл   ?   Нн   ?   Пп      Рр   Сс   ?    Уу   ?   Хх   ?   Чч       Шш  ?   ъ   ы   ?   Ээ   Юю   ?

Дополняют алфавит недостающими буквами, отвечают на вопросы, связанные со знанием алфавита, гласных и согласных букв, понятиями «после», «перед», «между».

Выполняют дифференцированные задания на индивидуальных карточках.

Контроль в виде взаимопроверки.

Под видеозапись выполняют движения под музыку и повторяют слова песенки.

Карточки с именами обучающихся класса располагают в алфавитном порядке. Затем по памяти записывают их в тетрадь.

Проверка проходит в форме самоконтроля.

Обучающиеся рассматривают как расположены книги на полках в библиотеке.

Рассматривают картотеку.

Обучающиеся выполняют задания, предложенные им на индивидуальных карточках. В соответствии с заданием они выбирают энциклопедию и по алфавитному указателю находят нужное слово.

К Слушать и понимать других, участвовать в диалоге, беседе, читать вслух, определять основное содержание прочитанного, оформлять свои мысли в устной форме, активно участвовать в работе группы.

П Формулировать учебные цели с помощью учителя, произносить слова слитно, голосом нормальной высоты, силы, с ударением, соблюдая правила орфоэпии, уметь исправлять свои ошибки, ориентироваться в учебнике, находить необходимые картинки, слова, предложения, самостоятельно выполнять задания по устным инструкциям учителя, читать тексты и понимать содержание, отвечать на вопросы по тексту.

Р Активно работать, прилагать усилия к выполнению задания, соотносить выполненное задание с образцом.

Л Проявлять доброжелательное отношения к окружающим.

Рефлексивно-оценочный этап (5 мин)

- Спасибо, Наталья Евгеньевна, за интересные задания.

- Ребята, отгадайте загадку.

- Сегодня мы повторили все об алфавите, вспомнили названия всех букв, научились находить в энциклопедиях то, что нам нужно. Вы молодцы!

- Оцените свою работу на уроке. Если у вас хорошее настроение, все получилось, урок вам понравился, поднимите человечка по имени Ах, а если настроение грустное – человечка по имени Ох.

- Домашнее задание мы подготовили с Натальей Евгеньевной – это карточки с заданиями, которые вы выполните в библиотеке с помощью энциклопедий, как сегодня на уроке.

Буквы построились, как на парад,

В строгом порядке стоят они в ряд,

Каждая на своем месте стоит,

Так получился у нас … (алфавит)

Обучающимся предлагаются фигурки человечков «Ах» и «Ох» для определения своего настроения в конце урока.

К Активно участвовать в работе группы.

П Произносить слова слитно, голосом нормальной высоты, силы, с ударением, соблюдая правила орфоэпии, уметь исправлять свои ошибки

Р Активно работать, прилагать усилия к выполнению задания, соотносить выполненное задание с образцом.

Л Проявлять доброжелательное отношения к окружающим, иметь своё мнение на происходящие события.