Конспект урока русского языка 3 класс по теме "Алфавит. Использование алфавита при работе с энциклопедиями"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Тютюнова Елена Валерьевна

Представленный урок является обобщающим по теме "Русский алфавит". Рекомендуется провести его в школьном информационно-библиотечном центре с целью формирования умений использовать алфавит на практике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta.docx25.8 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Учитель

Tютюнова Елена Валерьевна

Класс

3 А

Предмет

Русский язык

Тема

Алфавит. Использование алфавита при работе с энциклопедиями.

Тип урока

Урок обобщения м систематизации знаний

Цель

Обобщить и систематизировать знания обучающихся  о русском алфавите.

Задачи

обр

Закреплять знание порядка букв в русском алфавите, формировать умения пользоваться алфавитом, учить практическому использованию алфавита при работе с энциклопедиями.

восп

Воспитывать любознательность, любовь к родному языку.

разв

Расширять словарный запас, развивать мышление, внимание, память, речь.

кор

Развивать слуховое восприятие, корректировать звукопроизношение, формировать умение правильно воспроизводить слова, активизировать речевую деятельность обучающихся с опорой на остаточный слух.

Формы работы

Фронтальная, индивидуальная, самостоятельная работа

Методы

Словесный (беседа), наглядно-иллюстративный, практический,  репродуктивный,  методы самостоятельной работы, методы стимулирования, методы контроля и самоконтроля, проблемно-поисковый.

Планируемые результаты

предметные

Правильно называть буквы  русского алфавита, различать гласные и согласные буквы, знать последовательность букв в алфавите, уметь располагать слова в алфавитном порядке, пользоваться алфавитным указателем для поиска информации в энциклопедиях.

метапредметные

(познавательные, регулятивные, коммуникативные УУД)

Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; желание и умения вступать в устную коммуникацию с детьми и взрослыми в знакомых обучающимся типичных жизненных ситуациях; готовность давать оценку событий, поступков людей, излагать свое мнение; определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений.

личностные

Принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие самостоятельности;  навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, формирование  установки  на  безопасный,  здоровый  образ  жизни; развитие адекватных представлений о собственных возможностях.

Межпредметные связи

Развитие речи, чтение, математика.

Ресурсы для подготовки и проведения урока

Урок проводится в школьном информационно-библиотечном центре. Ресурсы для подготовки и проведения урока: компьютер, видеозапись музыкальной физкультминутки, магнитная доска с буквами русского алфавита, индивидуальные карточки для игры «Алфавит-лабиринт», книжная выставка с детскими энциклопедиями, карточки с именами обучающихся, карточки с индивидуальными заданиями для работы с энциклопедиями, фигурки человечков Ох и Ах.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

Мотивационно-ориентировочный этап (5 мин.)

Активизация внимания

- Прозвенел звонок, начинается урок.

- Сегодня у нас на уроке гости, поздоровайтесь.

- Ребята, сегодня у нас необычный урок, он будет проходить в библиотеке, я надеюсь, что у вас хорошее настроение.

- А еще у нас в гостях 2 веселых человечка Ах и Ох. (картинки)

Ах - активный, трудолюбивый, хорошо учится, веселый. А Ох – ленивый, недовольный, грустный. В конце урока подумаете, удалось ли вам быть такими как Ах или же как Ох.

(н/с)  - Диана. (Я Диана Евдокимова. Я тут.)

(н/с)  - Женя, как ты слышишь?

(н/с)  - Какое сегодня число, Дима?

(н/с)  - Гриша, какой сегодня день недели?

(н/с)  - Полина, как ты слышишь?

(н/с)  - Всё ли готово к уроку? Давайте проверим. Я буду называть, что нам понадобится на уроке, а вы кладите руку на названный мной предмет:  тетрадь, ручка, карандаш, резинка.

(н/с)  - Дима, спроси у Жени, он готов к уроку?

(н/с)  - Женя, спроси у Полины, она готова к уроку?

(н/с)  - Женя, спроси у Гриши, какой сейчас урок?

Речевая зарядка

(с/з)- Сегодня на уроке мы будем хорошо говорить. Скажите равильно звук «в».

- Внимательно послушайте, как я прочитаю.

(организация работы над произношением, речевым дыханием и слитностью речи)

-Здравствуйте.

-Я тут. Я слышу.

Называют число, день недели, распознают на слух и указывают на школьные принадлежности.

Слушают образец чтения, проговаривают коллективно и по одному:

Ова – ова – слово

Ава – ава – словарь

Уква – уква – буква

Всем известна буква А

Буква очень славная.

Да к тому же буква А

В алфавите главная.

К Слушать и понимать других, участвовать в диалоге, беседе.

П Формулировать учебные цели с помощью учителя, отвечать на простые вопросы учителя, произносить слова слитно, голосом нормальной высоты, силы, с ударением, соблюдая правила орфоэпии, уметь исправлять свои ошибки.

Р Активно работать, прилагать усилия к выполнению задания

Л Знать своё имя, проявлять доброжелательное отношения к окружающим.

Сообщение темы урока (3 мин)

(с/з) - Чтобы узнать тему урока, расположите буквы так, чтобы получилось слово.

- Молодцы!

- Мы сегодня должны с вами повторить названия всех букв, научиться пользоваться алфавитом при выполнении различных заданий и понять, для чего же нам нужно знать русский алфавит.

Из букв собирают слово «алфавит».

К Слушать и понимать других, участвовать в диалоге, оформлять свои мысли в устной форме.

П Формулировать учебные цели с помощью учителя, отвечать на простые вопросы учителя,

Р Активно работать, прилагать усилия к выполнению задания.

Л Проявлять доброжелательное отношения к окружающим.

Практический этап (27 мин)

Актуализация знаний

-  Перед вами алфавит, но некоторых букв в нем не хватает, дополните алфавит недостающими буквами.

- Давайте вспомним, сколько букв в алфавите?

- Назовите гласные буквы.

- Назовите согласные буквы.

- Какая первая буква в алфавите?

- Какая последняя буква в алфавите?

- Какая буква стоит после «б»?

- Какая буква стоит перед «щ»?

- Какая буква стоит между «к» и «м»?

  Игра «Алфавит-лабиринт»

- А сейчас мы выполним задание на карточках. Вы должны соединить буквы по алфавиту и дописать недостающие.

- Поменяйтесь карточками, проверьте у соседа и поставьте карандашом оценку.

Музыкальная физминутка «Алфавит»

Расположение имен по алфавиту

(с/з) -  На доске карточки с вашими именами, расположите их в алфавитном порядке. (Дима, Диана) если первая буква в словах одинаковая, смотрим на вторую; если и первая, и вторая буквы одинаковые, то смотрим на третью.

- Прочитайте, что у нас получилось.

- А теперь возьмите ручки, сядьте правильно, положите перед собой тетрадь с наклоном. Запишите по памяти.

- Давайте проверим, правильно ли вы написали?

Назначение алфавита (работа с энциклопедиями)

- Ребята, а для чего надо знать алфавит? Где его используют? Мы с вами в библиотеке не случайно, здесь очень много книг, у каждой книги есть автор. По фамилии автора, книги расположены в алфавитном порядке. (посмотреть)

- Все книги переписаны на карточки, которые тоже лежат по алфавиту. (показать)

- Где еще можно встретить алфавит вам расскажет Наталья Евгеньевна – наш библиотекарь.

Библиотекарь:

- Ребята, мне очень приятно, что ваш урок проходит в библиотеке, я всегда рада видеть вас здесь. В нашей библиотеке есть детские энциклопедии (показать на книжной выставке). В конце энциклопедии есть алфавитный указатель, по которому легко найти то, что вам нужно. Например, я хочу узнать о ….. Как мне найти? Я выберу энциклопедию «», открою алфавитный указатель, выберу нужную букву и найду слово. Напротив этого слова указана страница, открою нужную страницу и прочитаю про …..

- А теперь попробуйте вы. У меня есть карточки с заданиями. Возьмите энциклопедии и выполните задание.

- Молодцы, вы справились с заданием.

    Аа   ?   Вв   ?    Дд  Ее   ?   Жж  Зз   Ии   ?   Кк   Лл   ?   Нн   ?   Пп      Рр   Сс   ?    Уу   ?   Хх   ?   Чч       Шш  ?   ъ   ы   ?   Ээ   Юю   ?

Дополняют алфавит недостающими буквами, отвечают на вопросы, связанные со знанием алфавита, гласных и согласных букв, понятиями «после», «перед», «между».

Выполняют дифференцированные задания на индивидуальных карточках.

Контроль в виде взаимопроверки.

Под видеозапись выполняют движения под музыку и повторяют слова песенки.

Карточки с именами обучающихся класса располагают в алфавитном порядке. Затем по памяти записывают их в тетрадь.

Проверка проходит в форме самоконтроля.

Обучающиеся рассматривают как расположены книги на полках в библиотеке.

Рассматривают картотеку.

Обучающиеся выполняют задания, предложенные им на индивидуальных карточках. В соответствии с заданием они выбирают энциклопедию и по алфавитному указателю находят нужное слово.

К Слушать и понимать других, участвовать в диалоге, беседе, читать вслух, определять основное содержание прочитанного, оформлять свои мысли в устной форме, активно участвовать в работе группы.

П Формулировать учебные цели с помощью учителя, произносить слова слитно, голосом нормальной высоты, силы, с ударением, соблюдая правила орфоэпии, уметь исправлять свои ошибки, ориентироваться в учебнике, находить необходимые картинки, слова, предложения, самостоятельно выполнять задания по устным инструкциям учителя, читать тексты и понимать содержание, отвечать на вопросы по тексту.

Р Активно работать, прилагать усилия к выполнению задания, соотносить выполненное задание с образцом.

Л Проявлять доброжелательное отношения к окружающим.

Рефлексивно-оценочный этап (5 мин)

- Спасибо, Наталья Евгеньевна, за интересные задания.

- Ребята, отгадайте загадку.

- Сегодня мы повторили все об алфавите, вспомнили названия всех букв, научились находить в энциклопедиях то, что нам нужно. Вы молодцы!

- Оцените свою работу на уроке. Если у вас хорошее настроение, все получилось, урок вам понравился, поднимите человечка по имени Ах, а если настроение грустное – человечка по имени Ох.

- Домашнее задание мы подготовили с Натальей Евгеньевной – это карточки с заданиями, которые вы выполните в библиотеке с помощью энциклопедий, как сегодня на уроке.

Буквы построились, как на парад,

В строгом порядке стоят они в ряд,

Каждая на своем месте стоит,

Так получился у нас … (алфавит)

Обучающимся предлагаются фигурки человечков «Ах» и «Ох» для определения своего настроения в конце урока.

К Активно участвовать в работе группы.

П Произносить слова слитно, голосом нормальной высоты, силы, с ударением, соблюдая правила орфоэпии, уметь исправлять свои ошибки

Р Активно работать, прилагать усилия к выполнению задания, соотносить выполненное задание с образцом.

Л Проявлять доброжелательное отношения к окружающим, иметь своё мнение на происходящие события.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ахмаева О. А. Конспект урока русского языка (развитие речи) с использованием проектной методики: « Правописание безударных гласных, непроверяемых ударением. Проект « Краткость речи – сестра таланта»

Идея этого урока будет близка и понятна коллегам, которые любят украшать свою речь (в данном случае, используя фразеологические обороты) и прививают любовь к красоте русского языка своим ученикам...

Формирование коммуникативной компетенции младших школьников на уроках русского языка и чтения путём использования разнообразных видов работ.

Формирование коммуникативной компетенции младших школьников на уроках русского языка и чтения путём использования разнообразных видов работ....

Формирование коммуникативной компетенции младших школьников на уроках русского языка и чтения путём использования разнообразных видов работ

С древнейших времён краткость и простота в изложении мысли почитались высшей добродетелью. Едва ли найдётся человек, который стал бы отрицать, как важно хорошо владеть словом. Умение говорить убедител...

Конспект урока русского языка Класс: 4 В.

Конспект урока русского языкаКласс: 4 В....

Конспект урока русского языка.1 класс.Использование алфавита при работе со словарями.

Урок дан по СДО (способу диалектического познания) по ФГОС. учебник В.П.Канакина...

Конспект урока русского языка «Алфавит. Алфавитный порядок слов. Использование алфавита при работе со словарями» (УМК «Школа России», 1 класс)

Цели деятельности учителя: совершенствование и углубление знаний о русском алфавите, о значении русского алфавита.Планируемые результаты:     Предметные:Знать: понятие «алфав...

Конспект урока русского языка класс

Тема урока русского языка в 3 классе "Сложные слова и их правописание"...