«Чтобы радость людям дарить, нужно добрым и вежливым быть!»
классный час на тему

Воспитание толерантного отношения друг к другу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas.docx26.18 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час: «Чтобы радость людям дарить,                                                            

                                      нужно добрым и вежливым быть!»

Цели:1)закреплять этические нормы поведения;

          2)формировать у учащихся нравственные качества милосердие, доброту, вежливость; выявить представление о добрых словах и поступках;

           3)развивать умение сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать, развивать толерантное отношение друг к другу.

Оборудование: песни «Улыбка», «Если мы будем дружить»,цветик- семицветик , советы-памятки , таблицы с вежливыми словами.

                                     Ход урока

1.Оргмомент.   (на фоне музыки)

- Настал новый день, я улыбнусь вам и вы улыбнётесь друг другу.  И подумайте: как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы все здоровы.  

-Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашние обиды, злобу, беспокойство. Забудьте о них. Вдохните в себя красоту и свежесть весеннего утра, тепло солнечных лучей, чистоту рек. Я желаю вам хорошего настроения.

Звучит песня «Улыбка»

2.Введение в тему.

-Как вы думаете, почему наше занятие мы начали с песни ? (она помогла и нам поделиться друг с другом улыбкой, а значит проявить своё доброе отношение, расположение к другому. А от этого и настроение становится лучше, верно?

-А когда не звучит такая песня, помним ли мы, что к другому человеку надо всегда относиться внимательно, сердечно, по-доброму?

-Не всегда.

-Как мы называем человека, который  никогда  об этом не забывает?

-Такого человека можно назвать воспитанным.

-Верно, вежливым, воспитанным. Сегодня и пойдёт разговор о вежливости и доброте. Ведь это одно из важнейших качеств воспитанного человека. Тема нашего урока «Чтобы радость людям дарить, нужно добрым и вежливым быть!» - читают хором с доски

Ученик 1  Вежливость в школе начинается,

                Чтоб не кончаться никогда.

                 Она с годами закрепляется

                 И остаётся с человеком навсегда.

Ученик 2  Вежливость - одно из важнейших качеств воспитанного человека   До XVI в. слово «вежа» означало «знаток» - тот, кто знает правила приличия, формы выражения доброго отношения к людям. Вежливость – это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой.

3.       Правила вежливости:

1. В вежливости проявляется отношение к другим людям.

2. Вежливый человек не причиняет другому  неприятностей и обид.

3. Вежливый человек всегда здоровается и прощается.

4. Вежливый человек не отвечает грубостью на грубость.

5. Вежливый человек приветлив и внимателен к другим.

Попробуем определить, знаете ли вы правила вежливости. Для этого поиграем в игру «Вежливо - невежливо». Я называю ситуацию, а вы определяете вежливыми или  нет  были действия в ней. Если  вежливыми,  то хлопаете 2 раза, невежливыми-1 раз.

-  Поздороваться при встрече ... (вежливо).

-  Толкнуть, не извиниться ... (невежливо).

-  Помочь подняться, поднять упавшую вещь ... (вежливо).

-  Не встать, обращаясь к учителю ... (невежливо).

-  Взять билет в автобусе ... (вежливо).

-  Не уступить место пожилому ... (невежливо).

4 Разбор ситуаций

 Обсуждать поведение других людей легко. А как бы вы сами поступили в этих ситуациях? Сейчас я каждой команде раздаю ситуации. А вы прочитайте их, найдите ошибки, обсудите в группе и скажите, в чем дети были не правы.

 Ситуация 1.     Девочка возмущенно жаловалась маме: "Во дворе есть такой плохой мальчик - все время зовет меня Валькой". "А ты как его зовешь?" - спросила мама. "Я его вообще никак не зову. Я ему просто кричу: "Эй, ты!"

 Права ли была девочка?

 (Девочка сама должна звать мальчика по имени, показывая ему пример, а не кричать "Эй, ты!")

 Ситуация 2.     На день рождения имениннику неожиданно принесли в подарок две одинаковые машинки. На что мальчик сказал "Что мне делать с двумя машинками? Ведь у меня такая уже есть!"

 Что бы вы сказали на месте мальчика, чтобы не обидеть гостя?

 (Большое спасибо! У меня теперь две одинаковые машинки, можно играть вдвоем!)

 Ситуация 3 .     В школьном коридоре разговаривают 2 учителя. Среди них Катя увидела свою учительницу и вежливо поздоровалась только с ней: "Здравствуйте, Ольга Ивановна!"                                  Правильно ли поступила девочка?

Ситуация 4.      Когда Игорь вышел на школьную площадку, обогнавшая его Наташа показала ему язык. Слава шутливо щелкнул его по затылку, Надя передразнила его походку.

-  Каким будет настроение у Игоря? Почему?

Ситуация 5.     Мальчик крикнул прохожему: «Скажите, сколько сейчас часов?»

-  Он допустил 4 ошибки. Назовите   их. ( 1 - крикнул; 2-не сказал: «Извините»; 3 - не сказал: «Не  подскажете»; 4 - правильно говорить: не часов, а времени).

-  Как нужно было правильно обратиться к прохожему?

Вывод:  Вежливыми должны быть не только слова, но и по ступки, чтобы за них не пришлось краснеть ни вам, ни родителям, ни друзьям. А сейчас мы выясним, знаете ли вы вежливые слова.

 5. Поэтическая игра «Доскажи словечко»

1. Растает ледяная глыба

   От слова теплого  (спасибо).

                2. Зазеленеет старый пень,

                   Когда услышит  (добрый день).

3. Если солнышко садиться,

    По деревьям золотится,

               Говорим при встречи

                Всем знакомым   (добрый вечер)

 4. Если больше есть не в силах,

  Скажем маме мы (спасибо).

                 5. Дети  вежливые и развитые

                    Говорят, встречаясь, (здравствуйте).

6. Когда нас бранят за шалости,

    Говорим  простите   (пожалуйста).

                   7. Встретил Витю я соседа,

                      Встреча грустная была:

                      На меня он как торпеда

                      Налетел из-за угла,

                      Но представьте: зря от Вити

                       Ждал я слова   (извините)

8. И в России, и в Дании

    На прощанье говорят (до свидания)

                    9. Будет легче нам ехать и идти,

                       Когда пожелают  (счастливого пути)

Ученик 4 .  Ребята! Твердите

                   С утра по словарю:

                   Спасибо, извините,

                   Позвольте, разрешите,

                    Я вас благодарю.

6.Из истории слов.

Спасибо. – Откуда явилось это слово?

1уч. В древности, когда хотели поблагодарить человека за доброе дело, говорили  ему: -Спаси. Спаси бог превратилось в короткое спасибо. Забывать это слово никогда не стоит.

Благодарю.-

2уч. Оно состоит из двух частей – благо и дарю. Благо или по-старинному «Болого», означало хорошо, добро. Этим добром и желали одарить, а точнее, отдарить человека за его доброе отношение.

3уч. Что такое «здравствуй»?

Лучшее из слов,

Потому что «здравствуй»

Значит «будь здоров.

Правило запомни,

Знаешь ,повтори.

Старшим это слово первым говори.

Вечером расстались,

Встретились с утра,

Значит, слово «здравствуй»

Говорить пора.

                                                         

7. Физминутка: Мы знаем все правила! Мы их выполняем!

- Если вы услышите правило, которое обязательно нужно выполнять, вы красиво, гордо стоите. Если же это вовсе не правило и так мы не делаем – низко, низко приседаем.

- Если хочешь ответить на вопрос учителя, подними руку.

- Входящего в класс, взрослого приветствуй стоя (покажите).

- Если хочешь ответить на вопрос учителя, крикни с места.

- Входящему в класс можно крикнуть “привет”.

- Бегать и шумно кричать можно только на игровой площадке.

- Если очень нужно что-то спросить, можно перебить разговор взрослых.

- В перемену можно отдохнуть, поэтому можно бегать по коридору сломя голову.

- Помогать друг другу нужно всегда и всюду “Один за всех и все за одного”.

- Не надо ябедничать.

- В школе каждый отвечает за себя, поэтому помогать друг другу не нужно.

- Молодцы! Спасибо!

А сейчас я расскажу вам сказку о том, как вежливость может помочь спастись от опасности.

8. Вежливый Кролик (мексиканская сказка)

Жил-был Кролик. Он был очень воспитанный и вежливый. Однажды кролик шел из чащи леса домой, как вдруг небо потемнело, на солнце надвинулись тучи, и полил дождь. На его пути была огромная пещера, в которой Кролик решил укрыться от дождя. Но он не знал, что в этой пещере живет старая ядовитая змея. Она редко выползала из нее, потому что не любила солнце, свет, зелень, красоту вокруг. Кролик не сразу вошел в пещеру. Он вежливо спросил:

- Уважаемая пещера, разрешите мне войти и переждать под вашими сводами дождь?

Услышав голос Кролика, змея радостно ответила:

- Заходи, Кролик!

От голоса змеи Кролик испугался, но не подал вида. Он вежливо сказал:

- Простите, я не знал, что здесь занято, и что здесь кто-то живёт, всего доброго, до свидания, не смею вас беспокоить», и со всех ног бросился бежать домой.

Змея, разозлившись, с ужасом зашипела:

- Ох, уж эти мне вежливые кролики.

- Понравилась сказка? Что помогло кролику спастись от змеи? Какие вежливые слова встретились в сказке? А вас когда-нибудь выручала вежливость? (Ответы и случаи из жизни детей)

      9. Беседа о доброте .

А может ли вежливый человек быть злым? Конечно, нет! Ведь вежливость тогда настоящая, когда она искренняя, естественная. И, значит, она всегда рядом с добротой, доброжелательным         отношением друг к другу, к окружающей среде.

Что такое доброта? Что скрывается за этим словом? Какой тайник человеческой души открывается этим ключом?

        Уч.1     Доброта - это лекарство от многих болезней, и, прежде всего, от дурных. Это чудесное, светлое свойство помогает людям жить, творить, делает жизнь красивой и прекрасной. Как же оно     возникает? Ведь в сердце человека не заглянешь. Нет прибора, который мог бы определить - чего там больше, зла или добра.

      Уч.2    Добро начинается с любви ко всему живому. Добрый человек - тот, кто уважает людей, помогает им; он любит и охраняет природу. А если человек добр, он спокоен, весел, от него исходит тепло.

В одной из своих сказок великий русский писатель Л.Н. Толстой очень убедительно рассказал о добре и зле.

Сказка «Белка и волк»

«Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на спящего Волка. Волк  вскочил и захотел ее съесть. Белка стала просить: «Пусти меня», на что Волк ответил: «Хорошо, я пущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы. Мне всегда скучно, а на вас смотришь, вы там наверху - все играете и прыгаете». Белка сказала: «Пусти меня прежде на дерево, я тебе оттуда скажу, а то я боюсь тебя». Волк отпустил ее, белка ушла на дерево и оттуда сказала:

- Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебе злость сердце жжет. А мы веселы оттого, что мы добры и зла никому не делаем».

-  Какова главная мысль произведения? (Хорошо тому, у кого доброе сердце.)

10 Игра «Волшебный  цветик – семицветик ».

Уч.    Лети, лети, лепесток

      Через запад – на восток,

      Через север, через юг.

      Возвращайся. Сделав круг.

      Лишь коснёшься ты земли

       Быть  по-моему вели…

      «Вели, чтобы, Саша сказал Лере доброе слово».

   11. Результаты работы «Творческих мастерских»

-Как вы думаете, с чем можно сравнить доброту?

В природе есть тоже солнце. Оно светит всем и всех любит, греет. Доброта, что солнце. А добрые люди как лучи этого солнца добротой своей согревают людей. Попробуем сейчас сотворить себе солнце. Сейчас я раздам слова. Нужно выбрать из этих слов те, которые относятся к добрым людям  и наклеить их как лучи.

Аккуратный  ,  доброжелательный,  вежливый,  грубый , неучтивый ,  умеет прощать обиды,  чуткий,  отзывчивый, помогает в беде,  часто ссорится,  вспыльчивый ,  скромный, общительный,  ласковый, весёлый,  счастливый,  наглый, внимательный,  жадный,   крикливый .

Вывод: Посмотрите, что у нас получилось. Кого же мы называем добрым человеком? (читаем хором на лучиках слова)    

 1)   Чтение акростихов на тему: «Добро», «Любовь», «Зло».

-   Счастливым себя чувствует тот человек, который делает добро другим. Постарайтесь вспомнить хотя бы одно доброе дело, совершённое вами.

 2)   Рисунки на темы: «Делай добро», «Помоги тем, кому трудно».

 3)    Пословицы и поговорки о вежливости и доброте от каждой группы.

Ссора до добра не доведёт.

Жизнь дана на добрые дела.

Доброе семя – добрый  и всход.

Злой не верит, что есть добрый.

Добрая слава лежит, а худая бежит.

Доброго чтут, а злого жалуют.

Худо тому, кто добра не делает никому.

Учись  доброму, тогда худое на ум не пойдёт.

Добро побеждает зло.

На добро отвечать добром – дело каждого, а на  зло добром – дело отважного.

При солнышке тепло, при матери добро.

Зло помнится, а добро век не забудешь.

Делать людям хорошо – хорошеть самому.

Ничто не ценится так дорого, как вежливость и доброта.

     Доброта без разума пуста.

     Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила.

    Делай другим добро - будешь и сам без беды.

    Доброе дело питает и душу и тело.

    Добрый человек в добре живет век.

    Чего не сделаешь силком, того добьешься добром.

    За доброго человека сто рук.

    Доброта нигде не теряет своего достоинства.

    Добрые умирают, да дела их живут.

 «Сейте разумное , доброе, вечное», - сказал когда-то поэт Н. Некрасов. Эти слова могут стать прекрасным девизом для вас.

12.Пожелания

1    Добрым быть совсем, совсем непросто,

Не зависит доброта от роста,

Не зависит доброта от цвета.

Доброта - не пряник, не конфета.

Доброта с годами не стареет,

Доброта от холода согреет,

Если доброта, как солнце, светит,

Радуются взрослые и дети.

2 . «Давайте поклоняться доброте...»

Давайте с думой жить о доброте,

Вся в голубой и звездной красоте

Земля добра. Она нас дарит хлебом,

живой водой и деревом в цвету.

Под этим вечно неспокойным небом

Давайте воевать за доброту.

3.  Не стой в стороне равнодушно,

Когда у кого-то беда.

Рвануться на выручку нужно

В любую минуту, всегда.

И если кому-то, кому-то поможет

Твоя доброта, улыбка твоя,

Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,

Что годы живешь ты не зря.

13 Итог      

- Мы должны помнить, что добрые поступки всегда вознаграждаются добрым отношением к нам родных, близких и со всем незнакомых людей, наших домашних животных, да и самой природы.

-Давайте дарить добро людям и природе, и нам всем вместе будет жить лучше.

-Заканчивая наш классный час, я уверена, что в ваших сердечках добра стало немного больше; вы не останетесь равнодушными к чужой беде и станете более бережно относиться ко всему живому.

Звучит песня  «Если мы будем дружить».

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Чтобы радость людям дарить, нужно добрым и вежливым быть

clip_image002.jpgОборудование: пословицы и поговорки о доброте и вежливости, сочинения детей на тему «Что такое вежливость и доброта», фонограммы песен «Если добрый ты», «Дорога добра», конкурс...

"Чтобы радость людям дарить,нужно добрым и вежливым быть!"

Внеклассное мероприятие о вежливости и доброте....

Театрализованное представление "Чтобы радость людям дарить, нужно добрым и вежливым быть"

Увлекательный урок вежливости, совершат учащиеся 1-4 классов с героями книг А.М. Волкова "Волшебник Изумрудного города"....

Тема мероприятия: «Чтобы радость людям дарить, нужно добрым и вежливым быть

Цель:  Учить детей выражать чувства добрыми словами;формировать навыки вежливого обращения;воспитывать потребность в доброжелательном общении.  Задачи:·...

"Чтобы радость людям дарить, нужно добрым и вежливым быть"

Открытое занятие по воспитательной работе....