классный час совесть
план-конспект занятия (3 класс) на тему

Петрова Надежда Аркадьевна

классный час о справедливости и совести

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rab_pr_matem_4kl.doc81 КБ
Microsoft Office document icon klassnyy_chas_sovest.doc71 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Старобачатская средняя общеобразовательная школа»

Беловского муниципального района

Рассмотрена                                 Принята                                       Утверждена:

на заседании ШМС                    на заседании педсовета               приказ №     от

протокол  №                                 протокол   №                               Директор школы: _____                                      

«     » _________  2014               «      »  _________   2014                                /Евдокимова Г.В.    

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по математике для 4 класса

        

                                                                                                           Составители Петрова Н.А.,

                                                                                                           Каткова Л.М.,

                                                                                                           учителя начальных  классов    

                                                           Пояснительная записка

Предлагаемый начальный курс математики призван ввести ребенка в абстрактный мир математических понятий и их свойств, охватывающий весь материал, содержащийся в примерной программе по математике в рамках Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения. Дать ему первоначальные навыки ориентации в той части реальной действительности, которая описывается (моделируется) с помощью этих понятий, а именно: окружающий мир как множество форм, как множество предметов, отличающихся величиной, которую можно выразить числом, как разнообразие классов равночисленных множеств и т.п. А также предложить ребёнку соответствующие способы познания окружающей действительности.

Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:

- Федерального Закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Старобачатская СОШ» ;

- - учебного плана МБОУ «Старобачатская СОШ»;

 - годового календарного графика МБОУ «Старобачатская СОШ»

    Данная рабочая программа соответствует федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования по математике  и ориентирована на УМК «Перспективная начальная школа». Учебник: в 2ч./А.Л.Чекин; под редакцией Р.Г. Чураковой.

Цель: освоение начальных математических знаний.

Задачи :

  • овладеть математическими знаниями и умениями, необходимыми для успешного решения учебных и практических задач и продолжения образования;
  • создать благоприятный условий для полноценного интеллектуального развития каждого ребёнка, соответствующих его возрастным особенностям и возможностям;
  • способствовать воспитанию интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.

    Рабочая программа рассчитана на 136 часов.

СТРУКТУРА УЧЕБНОГО КУРСА

№ п/п

Наименование

 темы

общее количество часов

формы контроля

УУД

1

Числа и величины

12

Контрольная работа

Тестовая работа

2

Арифметические действия

50

Контрольная работа

Проверочная работа

Тестовая работа

3

Текстовые задачи

26

Контрольная работа

Самостоятельная работа

4

Геометрические фигуры

12

Контрольная работа

5

Геометрические величины

14

Контрольная работа

6

Работа с данными

22

Контрольная работа

       

                           Содержание курса

                                       

Числа и величины: 12 ч

Натуральные и дробные числа.

        Новая разрядная единица - миллион (1 000 000). Знакомство с нумерацией чисел класса миллионов и класса миллиардов.

        Понятие доли и дроби. Запись доли и дроби с помощью упорядоченной пары натуральных чисел: числителя и знаменателя. Сравнение дробей с одинаковыми знаменателями.

        Постоянные и переменные величины.

        Составление числовых последовательностей по заданному правилу. Установление (выбор) правила, по которому составлена данная числовая последовательность.

Величины и их измерение.

        Литр как единица вместимости. Сосуды стандартной вместимости. Соотношение между литром и кубическим дециметром. Связь между литром  и килограммом.

Арифметические действия: 50 ч

Действия над числами и величинами.

        Алгоритм письменного умножения многозначных чисел «столбиком».

        Предметный смысл деления с остатком. Ограничение на остаток как условие однозначности. Способы деления с остатком. Взаимосвязь делимого, делителя, неполного частного и остатка. Деление нацело как частный случай деления с остатком.

        Алгоритм письменного деления с остатком «столбиком». Случаи деления многозначного числа на однозначное и многозначного числа на многозначное.

        Сложение и вычитание однородных величин.

        Умножение величины на натуральное число как нахождение кратной величины.

        Деление величины на натуральное число как нахождение доли от величины.

        Умножение величины на дробь как нахождение части от величины.

        Деление величины на дробь как нахождение величины по данной ее части.

        Деление величины на однородную величину как измерение.

        Прикидка результата деления с остатком.

        Использование свойств арифметических действий для удобства вычислений.

Элементы алгебры.

        Буквенное выражение как выражение с переменной (переменными). Нахождение значения буквенного выражения при заданных значениях переменной (переменных). Уравнение как равенство с переменной. Понятие о решении уравнения. Способы решения уравнений: подбором, на основе свойств истинных числовых равенств.

Текстовые задачи: 26 ч

        Арифметические текстовые  (сюжетные) задачи, содержащие зависимость, характеризующую процесс движения (скорость, время, пройденный путь), процесс работы (производительность труда, время, объем всей работы), процесс изготовления товара  (расход на предмет, количество предметов, общая стоимость товара), расчета стоимости (цена, количество, общая стоимость товара). Решение задач разными способами.

        Алгебраический способ решения арифметических сюжетных задач.

        Знакомство с комбинаторными и логическими задачами.

        Задачи на нахождение доли целого и целого по его доли, части целого по его части.

Геометрические фигуры: 12 ч

        Разбивка и составление фигур. Разбивка многоугольника на несколько треугольников. Разбивка прямоугольника на два одинаковых треугольника.

        Знакомство с некоторыми многогранниками (прямоугольный параллелепипед, призма, пирамида) и телами вращения (шар, цилиндр, конус).

Геометрические величины: 14 ч

        Площадь прямоугольников треугольника как половина площади соответствующего прямоугольника.

        Нахождение площади треугольника с помощью разбивки его на два прямоугольных треугольника.

        Понятие об объеме. Объем тел и вместимость сосудов. Измерение объема тел произвольными мерками.

        Общепринятые единицы объема: кубический сантиметр, кубический дециметр, кубический метр. Соотношения между единицами объема, их связь с отношениями между соответствующими единицами длины.

        Задачи на вычисления различных геометрических величин: длины, площади, объема.

Работа с данными: 22 ч

        Таблица как средство описания характеристик предметов. Объектов, событий.

        Круговая диаграмма как средство представления структуры совокупности. Чтение круговых диаграмм с разделением круга на 2, 3, 4, 6, 8, 9, 12 равных долей. Выбор соответствующей диаграммы. Построение простейших круговых     диаграмм.

        Алгоритм. Построчная запись алгоритма. Запись алгоритма с помощью блок-схемы.

Требования к  уровню подготовки учащихся

 В результате освоения предметного содержания предлагаемого курса математики у учащихся предполагается формирование универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных, коммуникативных, личностных), позволяющих достигать предметных и метапредметных  результатов.

        Личностные результаты. 

Выпускник научится или получит возможность научиться проявлять познавательную инициативу в оказании помощи соученикам.

        Метапредметные результаты.

        Регулятивные УУД. 

           Обучающиеся получат возможность научиться контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания по правилу, алгоритму, с помощью таблицы, инструментов, рисунков, образцов и т.д.

        Познавательные УУД. Ученик научится или получит возможность научиться:

        - подводить под понятие (формулировать правило) на основе выделения существенных признаков;

        - владеть общими приемами решения задач, выполнения заданий и вычислений:

        а) выполнять задания с использованием материальных объектов (счетных палочек, указателей и др.), рисунков, схем:

        б) выполнять задания на основе рисунков и схем, выполненных самостоятельно;

        в) выполнять задания на основе использования свойств  арифметических действий;

        - проводить сравнение, сериацию, классификации, выбирая наиболее эффективный способ решения  или верное  решение (правильный ответ);

        - строить объяснение в устной форме по предложенному плану;

        - использовать (строить) таблицы, проверять по таблице;

        - выполнять действия по заданному алгоритму;

        - строить логическую цепь рассуждений.

        Коммуникативные УУД. Ученик научится или получит возможность научиться взаимодействовать (сотрудничать) с соседом по парте, в группе.

       Предметными результатами изучения курса «Математика»

         в 4-м классе является формирование следующих умений:

  • называть и записывать любое натуральное число до 1000000 включительно;
  • сравнивать изученные натуральные числа, используя их десятичную запись или название, и записывать результаты сравнения с помощью соответствующих знаков;
  • сравнивать дробные числа с одинаковыми знаменателями и записывать результаты сравнения с помощью соответствующих знаков;
  • сравнивать дробные числа с натуральными и записывать результаты сравнения с помощью соответствующих знаков;
  • выполнять сложение и вычитание многозначных чисел на основе законов и свойств этих действий и с использованием таблицы сложения однозначных чисел;
  • выполнять умножение и деление многозначных чисел на однозначные и двузначные на основе законов и свойств этих действий и с использованием таблицы умножения однозначных чисел;
  • вычислять значения выражений в несколько действий со скобками и без скобок;
  • выполнять изученные действия с величинами;
  • решать уравнения методом подбора, на основе связи между компонентами и результатом действий и на основе использования свойств равенств;
  • определять вид многоугольника;
  • определять вид треугольника;
  • изображать и обозначать прямые, лучи, отрезки, углы, ломаные (с помощью линейки);
  • изображать и обозначать окружности (с помощью циркуля);
  • измерять длину отрезка и строить отрезок заданной длины при помощи измерительной линейки;
  • находить длину незамкнутой ломаной и периметр многоугольника;
  • вычислять площадь прямоугольника;
  • выражать изученные величины в разных единицах;
  • распознавать и составлять текстовые задачи;
  • проводить анализ задачи с целью нахождения ее решения;
  • записывать решение задачи по действиям и одним выражением;
  • выполнять доступные по программе вычисления с многозначными числами устно, письменно и с помощью калькулятора;
  • проводить простейшие измерения и построения на местности (построение отрезков и измерение расстояний, построение прямых углов, построение окружностей);
  • измерять вместимость емкостей с помощью измерения объема заполняющих емкость жидкостей или сыпучих тел.

        Планируемые результаты освоения учебной программы по предмету «Математика» к концу 4-го года обучения:

Выпускник научится:

  • называть и записывать любое число до 1000000 включительно;
  • сравнивать изученные натуральные числа, используя их десятичную запись или название, и записывать результаты сравнения с помощью соответствующих знаков;
  • сравнивать доли одного целого и записывать результаты сравнения с помощью соответствующих знаков;
  • устанавливать (выбирать) правило, по которому составлена данная последовательность;
  • выполнять сложение и вычитание многозначных чисел на основе законов и свойств этих действий и с использованием таблицы сложения однозначных чисел;
  • выполнять умножение и деление многозначных чисел на однозначные и двузначные на основе законов и свойств этих действий и с использованием таблицы умножения однозначных чисел;
  • вычислять значения выражений в несколько действий со скобками и без скобок;
  • выполнять изученные действия с величинами;
  • решать простейшие уравнения методом подбора, на основе связи между компонентами и результатом действий;
  • определять вид многоугольника;
  • определять вид треугольника;
  • изображать прямые, лучи, отрезки, углы, ломаные (с помощью линейки) и обозначать их;
  • изображать окружности (с помощью циркуля) и обозначать их;
  • измерять длину отрезка и строить отрезок заданной длины при помощи измерительной линейки;
  • находить длину незамкнутой ломаной и периметр многоугольника;
  • вычислять площадь прямоугольника и квадрата, используя соответствующие формулы;
  • вычислять площадь многоугольника с помощью разбивки его на треугольники;
  • распознавать многогранники и тела вращения; находить модели этих фигур в окружающих предметах;
  • решать задачи на вычисление геометрических величин;
  • измерять вместимость в литрах;
  • выражать изученные величины в разных единицах;
  • распознавать и составлять разнообразные текстовые задачи;
  • понимать и использовать условные обозначения, используемые в краткой записи задачи;
  • проводить анализ задачи с целью нахождения её решения;
  • записывать решение задачи по действиям и одним выражением;
  • различать рациональный и нерациональный способы решения задачи;
  • выполнять доступные по программе вычисления с многозначными числами устно, письменно и с помощью калькулятора;
  • решать простейшие задачи на вычисление стоимости купленного товара и при расчёте между продавцом и покупателем;
  • решать задачи на движение одного объекта и совместное движение двух объектов (в одном направлении и в противоположных направлениях);
  • решать задачи на работу одного объекта и на совместную работу двух объектов;
  • решать задачи, связанные с расходом материала при производстве продукции или выполнении работ;
  • проводить простейшие измерения и построения на местности;
  • вычислять площади участков прямоугольной формы на плане и на местности с проведением необходимых измерений;
  • измерять вместимость ёмкостей с помощью измерения объёма заполняющих ёмкость жидкостей или сыпучих тел;
  • понимать и использовать особенности построения системы мер времени;
  • решать отдельные комбинаторные и логические задачи;
  • использовать таблицу как средство описания характеристик предметов, объектов, событий;
  • читать простейшие круговые диаграммы.

Выпускник получит возможность научиться:

  • понимать количественный, порядковый и измерительный смысл натурального числа;
  • сравнивать дробные числа с одинаковыми знаменателями и записывать результаты сравнения с помощью соответствующих знаков;
  • сравнивать натуральные и дробные числа и записывать результаты сравнения с помощью соответствующих знаков;
  • решать уравнения на основе использования свойств истинных числовых равенств;
  • определять величину угла и строить угол заданной величины при помощи транспортира;
  • измерять вместимость в различных единицах;
  • понимать связь вместимости и объёма;
  • понимать связь между литром и килограммом;
  • понимать связь метрической системы мер с десятичной системой счисления;
  • проводить простейшие измерения и построения на местности;
  • вычислять площадь прямоугольного треугольника и произвольного треугольника, используя соответствующие формулы;
  • находить рациональный способ решения задачи;
  • решать задачи с помощью уравнений;
  • видеть аналогию между величинами, участвующими в описании процесса движения, процесса работы и процесса покупки (продажи) товара, в плане возникающих зависимостей;
  • использовать круговую диаграмму как средство представления структуры данной совокупности;
  • читать круговые диаграммы с разделением круга на 2, 3, 4, 6, 8 равных долей;
  • осуществлять выбор соответствующей круговой диаграммы;
  • строить простейшие круговые диаграммы;
  • понимать смысл термина «алгоритм»;
  • осуществлять построчную запись алгоритма;
  • записывать простейшие линейные алгоритмы с помощью блок-схемы.



Предварительный просмотр:

Задачи:

  • Обучающая: формирование ценности «нравственность» через знакомство обучающихся с произведением А.П. Гайдара «Совесть», значением слова «совесть»;
  • Развивающая: умение осознать, что различать добро и зло человеку помогает совесть; умение анализировать и делать выбор;
  • Воспитывающая: воспитывать положительное отношение к ценностям человека, к изучению внутреннего мира человека; понять, что значит вести диалог со своей совестью.

Ключевые понятия: добро, совесть, стыд, позор, покаяние, быть в ладу со своей совестью.

Формы и виды деятельности: фронтальная работа, работа в группах, творческая работа.

Оборудование: мультимедиа-проектор, презентация «Совесть»; цветные карточки: желтые, зеленые, голубые; рисунки: облако-тучка-солнышко; карточки со словами: «Жить в ладу со своей совестью», карточки для 1 группы: совесть, доброта, грех), 2 группа: дружба, совесть, ложь, 3 группа: любовь, совесть, трусость; карточки со словами: ДОБРО, ЗЛО; произведение А.П. Гайдара «Совесть»; словари: БСЭ, В.Даля, Ушакова; пословицы; сердечки; кроссворд; альбомные листы и фломастеры.

Приложение 1

Ход урока

1. Организационный момент

Учитель. Добрый день, дети. Выберите себе цветную карточку. Дети с желтой карточкой сядут за 1 ряд, вы – 1 группа, с зеленой карточкой – за 2 ряд (2 группа), с голубой карточкой – за 3 ряд (3 группа). Сегодня мы с вами будем общаться группами.

2. Рефлексия

Учитель. В начале нашего занятия я бы хотела знать ваше настроение.

Тест. «Облако. Туча. Солнышко» (на карточках дети раскрашивают символ)

Учитель. Кто из вас выбрал тучу? Почему?

Учитель. А у кого облачко раскрасилось?

Учитель. Ребята, что нужно сделать, чтобы у них изменилось настроение? Покажите свои солнышки.

Учитель. Давайте улыбнемся друг другу. Я рада, что у вас у всех хорошее настроение.

3. Мотивационная установка на успех

Учитель. Повторяйте за мной:

Я хороший добрый человек,
Всем детям в классе я желаю здоровья, радости.

Учитель. У меня есть еще одно пожелание, оно напечатано на отдельных карточках. Соберите слова по смыслу. Прочитает дружно та команда, которая быстрее всех соберет. (Жить в ладу со своей совестью.)

Учитель. Молодцы!

4. Сообщение темы и цели занятия

Учитель. Кто из вас догадался, какая тема нашего занятия?Учитель. Молодец.

Учитель. А теперь вместе подумаем, с какой целью мы будем говорить.

На слайде слова-подсказки:

– я узнаю…– будем учиться развивать в себе и помогать …-воспитывать …

Учитель. Молодцы, вы правильно определили.

Учитель. Сегодня мы будем говорить об очень серьезном и важном нравственном личностном качестве человека, как СОВЕСТЬ и узнаем, какие правила помогут детям жить в ладу со своей совестью.

5. Знакомство с произведением А.Гайдара. «Совесть». Работа над понятием «Совесть»

Учитель. На парте перед вами карточки, прочитайте слова. Скажите одним словом, что это? (Для 1 группы: совесть, доброта, грех) , (2 группа: дружба, совесть, ложь), 3 группа: любовь, совесть, трусость).

А теперь распределите по признаку эти качества на 2 группы. Что у вас получилось? (добрые и злые)

Работа с доской: прикрепите карточки в 2 столбика: ДОБРО ЗЛО

Учитель. Какое слово повторяется несколько раз? (Совесть.)

Знакомство с произведением А.Гайдара. «Совесть». (Читает учитель)

Нина Карнаухова не приготовила урока по алгебре и решила не идти в школу.

Но, чтобы знакомые случайно не увидели, как она во время рабочего дня болтается с книгами по городу, Нина украдкой прошла в рощу.

Положив пакет с завтраком и связку книг под куст, она побежала догонять красивую бабочку и наткнулась на малыша, который смотрел на нее добрыми, доверчивыми глазами.

А так как в руке он сжимал букварь с заложенной в него тетрадкой, то Нина смекнула, в чем дело, и решила над ним подшутить.

– Несчастный прогульщик! – строго сказала она. — И это с таких юных лет ты уже обманываешь родителей и школу?

– Нет! – удивленно ответил малыш. – Я просто шел на урок. Но тут в лесу ходит большая собака. Она залаяла, и я заблудился.

Нина нахмурилась. Но этот малыш был такой смешной и добродушный, что ей пришлось взять его за руку и повести через рощу.

А связка Нининых книг и завтрак так и остались лежать под кустом, потому что поднять их перед малышом теперь было бы стыдно.

Вышмыгнула из-за ветвей собака, книг не тронула, а завтрак съела.

Вернулась Нина, села и заплакала. Нет! Не жалко ей было украденного завтрака. Но слишком хорошо пели над ее головой веселые птицы. И очень тяжело было на ее сердце, которое грызла беспощадная совесть.

Учитель. Оцените поступок Нины. Почему же Нина заплакала? Как вы понимаете выражение «грызла беспощадная совесть»? (Ответы учащихся.)

Учитель. В нас как бы говорят два голоса: один зовёт к добру, другой – к злу. И нам постоянно приходится делать выбор, решать, как поступить, что позволить себе и что запретить. Борьба добра и зла внутри нас.

Учитель. Так отчего было тяжело на сердце Нины?

Учитель. Жила ли Нина в ладу со своей совестью?

Учитель. Какие чувства противоречат голосу совести?

Учитель. В какой столбик их запишем?

Учитель. Какие чувства помогают человеку восстановить мирное состояние души?

Учитель. В какой столбик их запишем?

Учитель. Что испытывает душа, когда ее покидает зло, обида, гнев?

Учитель. Что является лекарством, исцеляющим душу?

Учитель. Что такое СОВЕСТЬ?

Учитель. Продолжите мою фразу: «Совесть – это…» (Дети передают друг другу мягкую игрушку)

Работа с дополнительным источником.

Учитель. А как толкуют значение этого слова авторы словарей.

Предлагаю группам поискать это определение в разных словарях и хорошо читающие дети вслух произносят.

1 группа. БСЭ. Совесть, категория этики, характеризующая способность личности осуществлять нравственный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков; одно из выражений нравственного самосознания личности.

2 группа. Совесть (по Далю) – нравственное сознание. Нравственное чутье или чувство в человеке; внутреннее сознание добра и зла; тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка; способность распознавать качество поступка; чувство, побуждающее к истине и к добру, отвращающее ото лжи и от зла; невольная любовь к добру и к истине; прирожденная правда, в различной степени развитая.

3 группа. Совесть (по Ушакову) СОмВЕСТЬ

Внутренняя оценка, внутреннее сознание моральности своих поступков, чувство нравственной ответственности за свое поведение.

Учитель. Подберите слова-синонимы к слову СОВЕСТЬ.(стыд, честь)

Учитель. Подберите слова-антонимы к слову СОВЕСТЬ (наглость, безбожность, бесстыдство)

Учитель. В народе созданы пословицы и поговорке о совести, вспомните их.

Работа с пословицами и поговорками.

1. Соедини части так, чтобы получилась пословица.

Чтение пословиц по 1 от каждой группы.

  • Как ни мудри, а совести не перемудришь.
  • Совесть без зубов грызет.
  • От человека утаишь, а от совести нет.

2 .Игра «Найди пару».

– Ребята, я даю вам предложение, а вы должны найти вариант как можно его заменить (каждой группе по 1 пословице)

  • Поступать вопреки своим убеждениям. (Поступать против совести).
  • Жить честно, справедливо. (Жить по совести).
  • Делать что-либо хорошо, добросовестно. (Делать на совесть).

Учитель. Помогите восстановить пословицу.

3..Составление пословицы.

Глаза – …, душа – …, совесть – ... . ( порука мера вера)
(Глаза – мера, душа – вера, совесть – порука (ответственность).

Учитель. В чём её мудрость?

Тренинг «Как не попасть в сети зла?

Учитель. Как не попасть в сети зла? Объясню на пальцах. Объяснение.

Поднимите руку. Вот пять пальцев. С чего начинается зло? Вы впустили его в себя. Это – первый пальчик. Вы начинаете взращивать его в себе. Это – второй пальчик. Постепенно зло достигает вершины. А дальше все быстро – стремительное падение человека. Зло стало управлять человеком. И вот он уже во власти зла. (Сжать пальцы в кулак.) Покажите, где, на каком этапе, надо было остановить зло, чтобы не дать ему разгореться? (В самом начале, на мизинце.) Какой надежный щит поставить на пути зла?

Ответы учащихся. Добро, любовь, терпение, уважение, ласку, заботу, сострадание, добродетель, улыбку, послушание, честность, благодарность, милосердие, взаимопомощь, прилежание, щедрость, трудолюбие, радость, спокойствие, удовлетворение, скромность, тактичность.

Дети поочерёдно называют положительные качества, а учитель вручает каждому отвечающему маленькие сердечки, и дети наклеивают их на мизинчик.

Кроссворд.

  1. Чувство сильного смущения, которое испытывает человек, совершив плохие поступки. От этого чувства можно «сгореть».
  2. Чувство, которое испытывают люди, которых вы огорчили, обидели?
  3. Чувство сильного возмущения, раздражения, негодования, которое может вызвать обида.
  4. Недоброе чувство, мысль или дело.
  5. Изменение оценки, которую человек дает своим поступкам, сожаление, испытываемое им от совершенных ошибок.
  6. Ощущение большого душевного удовлетворения, которое испытывает раскаявшийся человек.
  7. Состояние полной, высшей радости.

http://festival.1september.ru/articles/623415/img1.gif

Учитель. Ребята, прочтите ключевое слово кроссворда.

Стихотворение Александра Яшина

В несметном нашем богатстве
Слова драгоценные есть:
Отечество, Верность, Братство
И есть еще – Совесть и Честь.

Учитель. Для чего нам совесть?

Учитель. Можем ли мы назвать совесть нашим помощником?

Учитель. В чём она нам помогает?

Работа в группе. Рисование символа совести.

Учитель. Ребята, нам дали задание нарисовать символ совести. Он должен быть простой и понятный всем. Самый лучший мы предложим в ЦВР.

(Дети рисуют солнышко с улыбкой, ладони раскрытые, сердечки с руками…)

Выставка символов на доске. Выбор лучшего.
Учитель читает стихотворение.

Однажды предрассветною порой
Три мудреца склонились надо мной,
И я спросила их, поднявши веки:
– Что главное, скажите в человеке?
– Что самое главное в человеке? А еще?

Ответы детей на листочках фломастерами: Добро, любовь, терпение, уважение, ласку, заботу, сострадание, добродетель, улыбку, послушание, честность, благодарность, милосердие, взаимопомощь, прилежание, щедрость, трудолюбие, радость, спокойствие, удовлетворение, скромность, тактичность.

– Конечно, разум – первый мне ответил.
С ним каждый путь и правилен и светел. 
– Благодарю, что просветил меня.
Я поклонилась, голову склоня.
Второй ответил: – Воля на пути,
Которой нужно с гордостью пройти,
Чтобы достойно подойти к концу.
Я поклонилась в пояс мудрецу.
Да нет, не то, – заволновался третий.
Послушайте, что строго он ответил: (
пауза)…

Учитель. Как вы думаете, что считал главным в человеке третий мудрец?

Да нет, не то, заволновался третий.
Дослушайте, что строго он ответил!
Невелика моя об этом повесть,
Но главное у человека – совесть! 
(прикрепляю карточку)

Построение символа совести.

Теперь я предлагаю вам построить наш символ на доске из полосок с личностными качествами , которые записали вы.

(Дети берут полоски со словами строят из них символ (дом, сердечко, дерево..)

Учитель. Молодцы.

4. Итог занятия

Учитель. Сегодня вы узнали о самом главном качестве человека, вы искали и открывали истины, над которыми размышляют взрослые и не всегда находят ответы. Пусть ваша совесть всегда будет вам главным советчиком на всю жизнь.

– Что значит, жить в ладу со своей совестью? Что в жизни вам даст такое качество характера?

Дети пишут на лепестках цветка свои мысли: У меня много друзей. Я счастлив. Я буду уверен. Родители меня будут любить. Меня не будет грызть совесть…

5. Рефлексия

Я узнал (а)…Было приятно….Меня удивило….

Учитель. Спасибо за занятие.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час на тему: "Совесть – внутренний судья человека"

Данная разработка поможет при проведении классного часа по нравственному воспитанию....

классный час на тему: " Стыд и совесть"

Цели: уточнить значение таких нравственных категорий, как совесть, стыд, раскаяние; формировать умение критически относиться к себе, давать честную оценку своих поступков; побуждать детей к самоа...

Конспект классного часа "Совесть".

Раскаиваясь в своих поступках, мы часто говорим, что нас "мучает совесть".  Чтобы разобраться в  этом понятии , обратимся к миру литературы....

Классный час в 3 классе на тему «Что такое совесть?»

Цель: воспитание у обучающихся ответственности за свои поступкиЗадачи:1) сформировать представление о значении таких нравственных категорий, как совесть, стыд, раскаяние;2) развивать чувство справедли...

Классный час "Что такое совесть?"

Классный час в первом классе "Что такое совесть?"...

Классный час "Совесть - клад твоей души".

Классный час по духовно - нравственному воспитанию. Может быть проведён как в 3 классе, так и в 4 классе....