Внеурочное занятие "Символика России"
план-конспект занятия (2 класс) на тему

Попова Жанна Геннадьевна

На даном занятии формируются понятия "символ", "герб", "флаг", "гимн", развиваются исследовательские навыки. Обучающиеся знакомятся с символами Волгоградской области, историей хутора, в котором живут.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2014_vneuroch.docx30.98 КБ

Предварительный просмотр:

План – конспект внеурочного занятия по ФГОС

Класс - 2

Тема занятия:  « Символика России»

Тип занятия: урок открытий новых знаний.

Образовательная цель: формирование способности обучающихся к новому способу действия.

Развивающая цель: Формирование у детей образа родной страны, края,  как Родины.   Формирование  понятий «символ», « герб», «флаг», «гимн», умение объяснять эти понятия. Развивать  исследовательские навыки.

Воспитательная цель: воспитывать любовь к Родине, уважение к ее символам.

 

Формирование УУД:

Личностные действия: ценить и принимать базовые ценности « родина», «семья». Уважение к своей родине, ее символам,   радость и гордость от того, что мы родились и живем в России, учебно-познавательный интерес к новому материалу, самоанализ и самоконтроль результата,

Регулятивные действия: определять цель учебной деятельности, план выполнения заданий, определять правильность выполненного задания на основе образца, учиться  корректировать выполнение задания в соответствии с планом, оценка своего задания, коррекция.

Познавательные действия: уметь извлекать информацию, представленную в виде текста, иллюстрации, уметь добывать информацию из дополнительных источников, ставить проблему и решать ее.

Коммуникативные действия: уметь работать в группе, договариваться друг с другом,  участвовать в диалоге, в коллективном обсуждении, слушать и понимать других, аргументировать свое мнение.

 Основные понятия: «родина», « символ», «герб», «флаг», «гимн».

Оборудование:   раздаточный материал для работы в группах (ватман, изображения символов России),  

 

Этап занятия

Действия учителя

Деятельность учащихся

УУД

1. Мотивацион

ный этап (1-2 минуты)

 

Учитель: Ребята, сегодня у нас необычное занятие, в классе много гостей. Это такие же учителя, как и я. Они узнали, что в Писарёвской школе, во 2 классе учатся самые замечательные дети и поэтому пришли на вас посмотреть. Давайте покажем нашим гостям, чему мы уже научились за это время.

Регулятивные УУД: самостоятельно организовывать свое рабочее место.

2. Этап актуализации знаний (5 - 6 мин)

Сегодняшнее занятие мы начнем с красивой песни и красивых картинок на экране. Внимательно послушайте, посмотрите и попробуйте ответить на вопрос « О чем мы сегодня будем говорить на занятии?»

( показ слайдов с изображением природы, символов России и т.д. под песню «Россия»)

 - Итак, о чем мы сегодня будем говорить на занятии?

- Я просила вас узнать, как произошло слово «Родина?» Что вы узнали?

 -Ребята, а что вы зовете Родиной?

- Как красиво вы рассказали, о том, что вы зовете Родиной: это наша страна, наш край (т.е. область, район, село).  Как называется страна, в которой мы живем?

Учитель: Велика наша Родина. Если сесть в самолёт и пролететь над территорией нашей страны, то можно увидеть белоснежные толщи льда и знойные пустыни, вольные степи и холодную тундру, высокие горы и могучие реки, и гордость нашего государства – её зелёный наряд – леса. Это страна, которая тянется к востоку от Европы до самого Тихого океана, она такая большая, что расположена в двух частях света: в Европе и Азии. Если сесть на поезд, то понадобиться почти неделя, что бы проехать от её западных до восточных границ.

 

У каждой страны есть символы. Я просила узнать из дополнительного источника, что такое символ?

Как вы думает, есть ли такие символы у нашей страны?

Как они называются?

О них мы вели речь на прошлом занятии.

Посмотрите на слайд и давайте вместе прочтем, что означают эти слова (герб, флаг, гимн).

.

Гербы создаются по чётким правилам.

Прежде всего это форма. Обычно гербы имеют форму щита.

 -А вы видели герб? Где?

Он изображён на паспорте граждан РФ, свидетельстве о рождении, аттестате об окончании школы. Его можно увидеть на денежных знаках, почтовых марках, открытках, правительственных наградах

Государственный флаг – важный символ страны. Он постоянно поднят над правительственными зданиями. В торжественные и праздничные дни флагами украшают дома и улицы. Флаг – это святыня, ему отдают почести, его защищают и берегут. 

Гимн имеет огромное значение для своего народа как в прошлом, так и в настоящем

В особенно торжественных случаях, на государственных праздниках, военных парадах, при подъёме флага и во время спортивных соревнований исполняется государственный гимн. Гимн – это торжественная песня или мелодия, его слушают и поют стоя, мужчины – без головных уборов, проявляя тем самым уважение к главной святыне своей Родины

 есть ли символы у области, у  села?

Кто попробует мне их описать?

- Оказывается, вы не все знаете о символике страны.

Попробуйте определить тему и поставить цель перед собой.

Физкультпауза

Учащиеся слушают песню о России и смотрят презентацию.

Ответы детей: о России, о Родине.

Ответы детей.

В толковом словаре говорится, что слово «Родина» произошло от древнего слова «род», которое обозначает группу людей, объединенных кровным родством.

А само слово «род» обозначает древнейшего бога славян РОДА. Родители, родня, родственники, родичи, Родина – слова с одним корнем, близкими по смыслу.

Ответы детей. Стихи о Родине

- Россия

 

Просмотр слайда

Символ – изображения, которые отражают историю страны.

(на доске)

Есть.

Герб, флаг, гимн.

Герб – это отличительный знак, эмблема государств

Флаг –символ государственной власти

Гимн –торжественная песня. Она исполняется при официальных церемониях

Дети пытаются ответить на вопрос.

Цель- узнать о гербе, флаге, гимне области, села.

Личностные УУД: ценить и принимать базовые ценности  «родина», «семья», «символ». Уважение к своей родине, ее символам, семье,  радость и гордость от того, что мы родились и живем в России.

Коммуникативные УУД: участвовать в диалоге, высказывать свою точку зрения, оформлять свои мысли в устной речи.

Регулятивные УУД:

определять цель учебной деятельности.

Познавательные УУД

определять круг своего незнания, самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию.

Этап открытий новых знаний.

( 20 мин)

 Постановка проблемы

 Выдвижение гипотезы

Работа в группах

Сообщения о гербе и флаге волгоградской области

Герб Волгоградской области представляет

собой щит красного цвета, на котором поверх двух волнистых линий, символизирующих реки Волга и Дон помещено изображение монумента Матери-Родины. В левом верхнем углу размещено изображение серпа, молота и звезды. Щит обрамлен листьями и колосьями, под щитом на ленте красного цвета надпись "Волгоградская область".

Флаг Волгоградской области представляет собой красное полотнище, у древка которого две узкие синие полосы. В центре основной красной части полотнища фигура монумента Матери-родины
.

Ребята, а какие символы у Писарёвки? Из истории Писарёвки

Писарёвке более 200 лет. Своё название хутор получил по фамилии казака Ивана Тимофеевича Писарева, который получил эту землю в дар от царя за хорошую службу. В семье Ивана Тимофеевича было двое детей: Сергей и Авдотья. О судьбе дочери ничего неизвестно, а у сына было 8 детей. Постепенно хутор заселялся казаками из соседних хуторов.

Из нынешних жителей нашего хутора много тех, чьи предки основали Писарёвку. Это Шульдешовы, Хохловы, Сурковы, Котельниковы, Писаревы. Шли годы. В стране совершались революции, разного рода потрясения и невзгоды приходили и в наш хутор. После гражданской войны численность населения заметно убавилась: многие казаки не вернулись домой В 1929 году начали создавать колхозы. Всего было образовано 3 колхоза. Позже все были объединены в один «Борьба за мир».

Началась Великая Отечественная война и все стали на защиту Родины. Не все писарёвцы вернулись домой. В их честь установлена мемориальная доска в нашем хуторе. Те, кто вернулся, не покладая рук, поднимали колхоз, обустраивали личную жизнь. С 1961 года наш хутор стал относиться к Фроловскому району. В 1976 году зарегистрирован самый большой урожай за всё послевоенное время – 130000 тонн зерна.

В 1992 году жизнь на селе снова кардинально меняется. И снова трудные времена переживают наши хуторяне. В ходе перестройки появляются крестьянско-фермерские хозяйства. Идут годы, сменяются поколения, а люди всегда надеются на лучшее. Жизнь в хуторе продолжается.

Давайте подумаем, что можно изобразить на гербе нашего хутора

Прежде чем приступить к работе в группе, не забудьте о распределении обязанностей и правилах поведения в группе.

Перед  вами лежит лист бумаги, который вы должны правильно и красиво оформить. Я раздаю вам файлы, в которых лежит материал для оформления. Достаньте его, разложите на парте, посмотрите, всё ли вам пригодится для работы. В конце работы должен получиться результат – герб х. Писарёвка.

Просмотр слайдов

Рассуждения детей.

Ответы детей  

Рассуждения детей

Дети выбирают и правильно распределяют материалы. Затем наклеивают.

Личностные УУД: 

Ценить и принимать следующие базовые ценности: «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого», «родина», «терпение». Уважение к своей родине, ее символам, радость и гордость от того, что мы родились и живем в России.

Коммуникативные УУД: участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом, слушать и понимать других, читать про себя информацию и понимать прочитанное.

Познавательные УУД:

перерабатывать, систематизировать информацию, выбирать нужную информацию.

Регулятивные УУД: самостоятельно организовывать рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий, определять цель учебной деятельности, план выполнения задания,

.

Рефлексия

( 10 мин)

- Покажите всем Ваш продукт деятельности –герб Писарёвки

На следующем занятии мы займёмся проектом  « Герб семьи». Ведь семья – это наша маленькая родина.

Вспомните цель, поставленную в начале занятия. Ребята, как вы думаете, мы достигли результата на занятии? Почему так думаете?

Как бы вы оценили свою работу по шкале оценки.

Дети представляют работу. (каждая группа)

Проводят самоанализ

Личностные УУД: Уважение к своей родине, ее символам, радость и гордость от того, что мы родились и живем в России.

Коммуникативные УУД: участвовать в коллективном обсуждении, осуществлять контроль.

Познавательные УУД:

выполнять логические операции: сравнивать, синтезировать, классифицировать.

Регулятивные УУД:

способность к преодолению препятствий, оценивать результаты своей и чужой деятельности,

самоконтроль, самооценка.

Характеристика изменений в деятельности педагога, работающего по ФГОС

Предмет изменений

Традиционная деятельность учителя

Деятельность учителя, работающего по ФГОС

Подготовка к уроку

Учитель пользуется жестко структурированным конспектом урока

Учитель пользуется сценарным планом урока, предоставляющим ему свободу в выборе форм, способов и приемов обучения

При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации

При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации, интернет-ресурсы, материалы коллег. Обменивается конспектами с коллегами

Основные этапы урока

Объяснение и закрепление учебного материала. Большое количество времени занимает речь учителя

Самостоятельная деятельность обучающихся (более половины времени урока)

Главная цель учителя на уроке

Успеть выполнить все, что запланировано

Организовать деятельность детей:

• по поиску и обработке информации;

• обобщению способов действия;

• постановке учебной задачи и т. д.

Формулирование заданий для обучающихся (определение деятельности детей)

Формулировки: решите, спишите, сравните, найдите, выпишите, выполните и т. д.

Формулировки: проанализируйте, докажите (объясните), сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте и т. д.

Форма урока

Преимущественно фронтальная

Преимущественно групповая и/или индивидуальная

Нестандартное ведение уроков

Учитель ведет урок в параллельном классе, урок ведут два педагога (совместно с учителями информатики, психологами и логопедами), урок проходит с поддержкой тьютора или в присутствии родителей обучающихся

Взаимодействие с родителями обучающихся

Происходит в виде лекций, родители не включены в образовательный процесс

Информированность родителей обучающихся. Они имеют возможность участвовать в образовательном процессе. Общение учителя с родителями школьников может осуществляться при помощи Интернета

Образовательная среда

Создается учителем. Выставки работ обучающихся

Создается обучающимися (дети изготавливают учебный материал, проводят презентации). Зонирование классов, холлов

Результаты обучения

Предметные результаты

Не только предметные результаты, но и личностные, метапредметные

Нет портфолио обучающегося

Создание портфолио

Основная оценка – оценка учителя

Ориентир на самооценку обучающегося, формирование адекватной самооценки

Важны положительные оценки учеников по итогам контрольных работ

Учет динамики результатов обучения детей относительно самих себя. Оценка промежуточных результатов обучения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

внеурочная деятельность 1 класс УМК Школа России ФГОС

Данная рабочая учебная программа по литературному чтению для 1 класса  разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепци...

Внеурочная деятельность 1 кл Рабочая программа "Я- гражданин России"

  Программа направлена на формирование таких личностных результатов, как   гражданская идентичность личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности...

Программа курса внеурочной деятельности "Россия - Родина моя!" (духовно-нравственное направление )

Программа дополнительного образования по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления "Россия - Родина моя!" рассчитана на детей 9-10 лет; срок реализации: 1 год.  Цель программы: во...

Методическая разработка. Внеурочная деятельность. Культура России и родного края по теме:"Национальные костюмы и традиции культуры быта народов России."

В разработке помещён материал о национальных костюмах и традициях культуры быта народов среднего Поволжья....

Занятие по внеурочной деятельности «Москва – сердце России» по программе «Моя семья, моя земля, моя Россия» 3 класс

Занятие по  внеурочной деятельности написано в форме технологической карты...

Сборник открытых классных часов и внеурочных мероприятий "Россия - Родина моя".

Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство  -самая благодатная пора для воспитания чувства любви к Родине. Од...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Россия - Родина моя". 3 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности  "Россия - Родина моя". 3 класс...