Главные вкладки

    Методическая разработка. Внеурочная деятельность. Культура России и родного края по теме:"Национальные костюмы и традиции культуры быта народов России."
    методическая разработка (2 класс) на тему

    В разработке помещён материал о национальных костюмах и традициях культуры быта народов среднего Поволжья.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Тема: Национальные костюмы и традиции культуры быта народов России.

    Цели:

    - обучающие:   расширять кругозор обучающихся, обогащать их словарный запас, выявить имеющиеся знания обучающихся о стране, в которой они живут, и расширить их;

    -развивающие:  развивать интерес к истории своей Родины; интерес к своей «малой» Родине, уважительное отношение к культуре родной страны;

    -воспитательные: воспитывать гуманную, творческую, социально-активную личность;создавать эмоционально-положительную основу для развития патриотических чувств: любви и преданности к Родине; чувство гордости за героическое прошлое своей Родины.

    Ход занятия

    1. Организационный момент.

     Нет страны чудесней,

     Нет земли милей!

     В самых лучших песнях

     Мы поем о ней.

     Вот она родная, милые края

     Светлая, большая – родина моя.

    2. Повторение изученного.`

    О чём это стихотворение?

    - А что такое Родина? (Родина  - это родная земля)

    -  От какого слова происходит слово «родина»? ( Род)

    - А что такое «род»? (Родители, родственники, родные тебе люди).

    На прошлом занятии у вас было задание- поработать  с дисками. Нужно было собрать пословицы. Сейчас мы проверим,  как вы поработали дома с родителями.

    - Игра «Собери пословицу» ( В парах, один за компьютером)

    «Где есть согласие – там есть и сила.»

    «Дружное стадо волков не боится.»

    « Кто за Родину дерётся – тому и сила достаётся.»

    « За родину, за честь – хоть голову снесть.»

    - Поясните смысл этих пословиц.

     У каждого человека есть большая и малая Родина.

    - В какой стране мы живём? ( Россия)

    Это большая Родина. ( Показать карту)

    - Что такое малая родина? (  Малая родина – это место, где ты родился и вырос.)

    - Назовите место, где вы родились, свою малую Родину. ( Дети перечисляют)

     -Как называется область в которой вы живёте? ( Ульяновская область).

    -Назовите главный город нашей области . (Ульяновск.)

    Расположен  город на берегу великой реки – Волга, в самом её центре, то есть на середине. Поэтому и место называют – среднее Поволжье.  Раньше город имел другое название – Симбирск. (Работа с картой)

    Когда – то именно Симбирск показал пример сохранения национальных культур других народов. Частью национальной культуры являются национальные костюмы и традиции устройства дома.

    3. Сообщение темы.

    И так, тема наших дальнейших занятий: «Национальные костюмы и традиции культуры быта народов России.»

    Сегодня  я вас познакомлю с национальными костюмами народа среднего Поволжья.

    4. Работа по теме.

    В нашей области испокон веков живут представители многих национальностей: русские, татары, чуваши, мордва, марийцы  и многие другие. Культура каждого народа бережно сохраняется.

     

    Слайд №1,2 

    Вся одежда у народов Поволжья до возникновения фабричных тканей шилась из материалов домашней выработки.

    Используя одинаковые природные ма териалы для изготовления одежды и обуви, русское население Симбирской губернии перенимало от живущих по соседству с ним татар, мордвы и чуваш то, что было удобно, имело практический смысл.

    Слайд №3, 4    Русские костюмы

    Женская одежда в основном состояла из белой льняной рубахи и яркого сарафана вышитого орнаментом.

    С арафан обязательно подвязывали пояском.

    К поясу относились особенно внимательно, так как он выполнял функцию "оберега" - защитника .

    Часто пояса содержали слова молитвы в орнаменте или слова: "Дарю в день ангела", "Спаси Бог».

    Потерять пояс, означало опозориться.

    Отсюда выражение: "Без креста, без пояса" (быть бессовестным).

    Поверх сарафана в праздники надевали душегрейку . Она повторяла форму сарафана с лямочками над грудью и на спине.

    Слайд №5

        Завершением женского костюма был кокошник – самая его нарядная часть.

        В Симбирской губернии носили женщины кокошники полумесяцем, вышитые на          бархатной или шелковой основе. Первый раз кокошник одевали в день свадьбы, затем носили его по большим праздникам  до рождения первого ребенка. После этого женщины носили платки.

    Слайд № 6

    Мужская одежда середины ХIХ столетия, надевавшаяся непосредственно на тело, состояла из домотканой холщовой рубахи - косоворотки и также портков, в основном полосатых.

    Слайд №7    Чувашские костюмы.

    Обожествляя явления природы, древние предки чувашей отразили свои языческие представле ния в орнаменте одежды и украшениях.

    Слайд №8

    Старинный праздничный женский костюм весьма сложен, он состоит из туникообразной белой холщевой рубашки и целой системы вышитых, бисерных и металлических украшений. В завершенности костюма большую роль играют головные уборы и украшения из бисера раковин и монет. В отдаленном прошлом они, несомненно, играли роль оберегов и талисманов, а позже стали обозначать возрастную и социальную принадлежность владелицы.

    Слайд № 9

    Богатством вышивки и разнообразием орнамента отличалась мужская одежда. Одной из самых интересных принадлежностей мужской одежды являлся шупар - халат из домотканого белого холста.

     Слайд №10, 11 Мордовские костюмы.

    Украшением женского мордовского костюма были: вышитая холщовая рубаха, передник, головной убор – панго, набедренные украшения – пулай. На груди женщины носили бусы из ракушек и бисера.

    Слайд №12

    М ордовский мужской костюм был таким же, как и одежда, которую носили русские мужчины.

    Слайд№13    Татарские костюмы.

    Как и другие национальные костюмы, татарский комплекс национальной одежды прошел долгий путь исторического развития.

    В национальном костюме татар гармонично сочетаются ткани насыщенных «восточных» цветов, головные уборы со сложным и богатым орнаментом, различные виды обуви, высокохудожественные ювелирные украшения, образуя, таким образом, неповторимую систему народного творчества.

    От других туникообразных рубах татарская рубаха отличалась своей длиной и шириной. Она была очень свободной, длиной до колен, с длинными широкими рукавами и никогда не подпоясывалась.  На рубаху одевали распашную одежду со сплошной приталенной спинкой.

    Слайд №14

    Женская рубаха отличалась от мужской только длиной – она доходила почти до щиколоток.  

    Мужские штаны шились обычно из полосатой ткани (пестряди), женщины носили однотонные. Нарядные праздничные или свадебные мужские штаны шились из домотканой ткани с мелкими яркими узорами.

    Слайд №15

    Головной убор мужчин – тюбетейка.

    Самые ярко вышитые тюбетейки предназначались для молодежи, взрослые мужчины и старики носили более скромные однотонные тюбетейки.

     

    Слайд №16   

    - С представителями каких национальностей мы сегодня встретились? (Русские, чуваши, мордва, татары).

    - Что объединяет эти народы? ( Они все проживают на территории среднего Поволжья).

    -Чем они отличаются? ( Национальными костюмами).

    - Понравились вам костюмы?

    5. Практическая работа.

    На столах у каждой группы есть кукла и несколько нарядов разной национальности. Вам необходимо правильно подобрать костюм соответствующей нации и одеть куклу. Вам понадобится клей, внимательность и аккуратность. ( Каждая группа одевает куклу).

    Самый большой народ России – русский, он составляет основное население России.

    Работа по учебнику стр.116

    Работаем вместе. Начинаем чтение с третьего абзаца,  со слов …Очень красивым, до слов… красивые кокошники.

    Задание в тетради стр.28. Раскрасить женский костюм ( с опорой на учебник).

    6. Заключительная часть. Работа с диском.

    На земле очень много людей разных национальностей. У каждого народа свои традиции культуры быта, свои законы, свои национальные костюмы. Работая с диском мы подберём костюм разным национальностям.

    7. Подведение итога.

    - Понравилось вам сегодняшнее занятие?

    - Что нового вы узнали?( У каждого народа свои традиции культуры быта, свои законы, свои национальные костюмы.)

    Работая по стр. 29. Подберите к каждому костюму подходящий головной убор.

    В завершении урока, возьмите своих кукол, встаньте в круг, возьмитесь за руки.

    -В нашем классе учатся ребята разных национальностей, со своей культурой, со своими традициями, но мы одна большая и дружная –семья.

    Поём песню «Солнышко светило».

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    внеурочная деятельность 1 класс "Мой родной край "

    Научно позновательное направление "Мой родной край"...

    План-конспект урока по программе "Культура России и родного края" по теме "Народные танцы".

    Данный материал содержит план-конспект урока по внеурочной деятельности по программе "Культура России и родного края" по теме: "Народные танцы".  2 классПлан-конспект открытого занятия по: КУЛЬТУ...

    МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ. УРОК ПО ТЕМЕ: «ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ОЗДОРОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ УЧАЩИХСЯ»

    Данная разработка представляет собой конспект нестандартного урока физкультуры, проведение которых в системе, помогает решить одну из главных задач физического воспитания в современной школе - формиро...

    Методическая разработка внеурочной деятельности "Мой край-родная Белгородчина"

    Данная разработка раскрывает историю Белгородчины, дает познать интересные факты, и приориты на родной Белгородчине...

    Рабочая программа курса внеурочной деятельности" Брянский край. Природа родного края"

    Рабочая программа курса внеурочной деятельности" Брянский край. Природа родного края"...

    Учебно-методическая разработка урока физической культуры для обучающихся 3 класса по теме : «Баскетбол. Ловля и передача мяча в движении.»

    Учебно-методическая разработка урока физической культуры для обучающихся 3 класса по теме :«Баскетбол. Ловля и передача мяча в движении».  Обучающий урок в разделе "Спортривные и...