Учебно-методическая разработка урока физической культуры для обучающихся 3 класса по теме : «Баскетбол. Ловля и передача мяча в движении.»
план-конспект урока по физкультуре (3 класс)

Олейникова Юлия Ивановна

Учебно-методическая разработка урока физической культуры для обучающихся 3 класса по теме :«Баскетбол. Ловля и передача мяча в движении».  Обучающий урок в разделе "Спортривные игры на основе баскетбола" с картинками и подробным описанием обучающих упражнений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учебно-методическая разработка урока физической культуры

для обучающихся 3 класса

по теме : «Баскетбол. Ловля и передача мяча в движении.»

Олейникова Юлия Ивановна

учитель физической культуры

первой квалификационной категории

МБОУ Натальевская СОШ

  1. Цель урока.  Обучение ловле и передаче мяча в движении.
  2. Задачи урока. 

Образовательные задачи:

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями) совершенствование технических элементов игры баскетбол:
научатся: ловле и передаче мяча в движении, вести мяч на месте, в движении, в доступной форме передавать другому правила подвижной игры; анализировать свои ошибки и эффективно их исправлять; выполнять общеразвивающие упражнения с мячом.

получат возможность научиться: взаимодействовать со сверстниками по правилам игры во время ее проведения; соблюдать правила техники безопасности в спортивном зале; оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий; доброжелательно объяснять ошибки и способы их устранения.

Развивающие задачи:

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта -приобретенная компетентность):
познавательные - оценивают свои достижения, отвечают на вопросы, соотносят изученные понятия с примерами;
коммуникативные - овладеют диалогической формой речи, умением вступать в речевое общение;
регулятивные – овладевают способностью понимать учебную задачу урока и стремятся ее выполнять; самоконтроль.
Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

Формирование умения оценивать собственное поведение и поведение окружающих (коммуникативное УУД).

Развитие умения выделять и формулировать то, что усвоено и, что нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения знаний (регулятивные УУД).

Формирование умения контролировать, оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации (регулятивные УУД).

Развитие умения выполнять двигательные действия (познавательные УУД).

Воспитательные задачи (личностные результаты):

Формирование навыков контроля и самоконтроля за состоянием здоровья (личностные УУД).

Формирование навыков сотрудничества и взаимодействия со сверстниками, умение работать в группах, воспитывать ответственность за свое здоровье (личностные, коммуникативные УУД).

3. Планируемые образовательные результаты:

- Предметные (Пр):

  • Знать технику выполнения ловли и передачи мяча в движении и уметь ее объяснить.
  • Находить и анализировать ошибки. Координировать и контролировать свои действия.
  • Оказывать помощь одноклассникам при выполнении упражнений.

- Метапредметные:

  • Познавательные (П): соотносить изученные понятия с примерами,
  • Коммуникативные (К): готовность вести диалог, вступать в речевое общение.
  • Регулятивные (Р): осуществлять действия по образцу, выявлять ошибки, корректировать дальнейшую деятельность, оценивать правильность выполнения учебной задачи.

- Личностные (Л):

  • Принимать и осваивать социальную роль учащегося.
  • Развивать навык сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
  • Оценивать свою собственную деятельность, эмоциональное состояние.

4. Тип  урока. Образовательно–тренировочной направленности

5. Используемые образовательные технологии и (или) методы обучения. Личностно-ориентированного, дифференцированного, проблемного обучения, здоровьеформирующая, здоровьесберегающая, с направленным развитием двигательных способностей.

6. Формы организации обучающихся на уроке. Ф - фронтальная, И – индивидуальная, П – парная, Г – групповая

7. Способы контроля и оценивания. Виды оценивания (словесная оценка, письменная оценка, знак внимания, анализ, сравнение, отметка). Варианты оценивания на уроках физической культуры (экспертная оценка, шкала нормативов, активность на уроке и вне его, разработка собственных тестов, прогресс в обучении).

8. Перечень ресурсных средств, обеспечивающих учебную деятельность на уроке: учебник В.И.Ляха «Физическая культура 1-4 класс», баскетбольные мячи, свисток, фишки.

п/п

Этап урока

(его продолжительность в минутах)

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1.

2.

3.

Подготовительный  этап (7 мин.):

1. Построение, приветствие, сообщение темы и задач урока.

- Класс, СТАНОВИСЬ! РАВНЯЙСЬ! СМИРНО! ЗДРАВСТВУЙТЕ!

 - Ребята, мы сегодня с вами отправимся в страну «Баскетландию». Как вы думаете, кто в ней живёт? (Баскетболисты) Что представляет из себя игра «Баскетбол»? Скажите с чего начинают спортсмены свою тренировку (с разминки)? Вот и мы сейчас с вами сделаем разминку.  

- Класс! НАПРАВ-ВО! В обход по залу ШАГОМ МАРШ! Приготовиться к бегу! Медленно БЕГОМ МАРШ!

2.Бег: 

а) равномерный бег;

б) бег с выпрыгиванием возле баскетбольного щита;

в) приставными шагами:

(- ПРАВОЕ ПЛЕЧО ВПЕРЁД приставными шагами МАРШ!

- ЛЕВОЕ ПЛЕЧО ВПЕРЁД приставными шагами МАРШ!

- ДВА ПРАВЫМ, ДВА ЛЕВЫМ БОКОМ приставными шагами МАРШ!).

   3.Ходьба: 

1) Следы медведя – ходьба на внешней стороне стопы, руки на поясе;

2) Следы тигра – ходьба, перекатываясь с пятки на носок; руки на поясе;

3) Следы цапли – ходьба на носка, руки на поясе. (Демонстрация двигательных действий: ходьба на внешней стороне стопы; ходьба, перекатываясь с пятки на носок; ходьба на носках. Все эти упражнения для профилактики предупреждения плоскостопия).

   - Ребята, а для чего мы с вами выполняли эти упражнения? (профилактика плоскостопия).

4. Разминка рук (в движении шагом в обход по залу):

1) И.П. – руки в замок перед грудью.

РАЗ – руки вперёд, выворачивая замок ладошками вперёд

ДВА – И.П.

ТРИ – руки вверх, выворачивая замок ладошками вверх

ЧЕТЫРЕ – И.П (6-8 раз)

2) И.П. – руки в замок перед грудью. Круговые движения кистями рук

3) И.П. – руки в замок перед грудью.

«Волна» (волнообразные движения кистями рук) 6-8 раз.

4) «Нажатия». И.П. – соединить пальцы обеих рук перед грудью;

РАЗ-ДВА- надавить на пальцы

ТРИ-ЧЕТЫРЕ – расслабить (6-8 раз)

5) «ГАРМОШКА» (имитация пальцами поочерёдного нажатия на клавиши)

6) Упор лёжа на пальцах принять! (стоять в планке на пальцах 5 сек)

Основной этап (30 мин):

- Чтобы стать профессионалом, спортсмены проводят после разминки что…? (тренировку).

- Баскетболисты в игре какими должны быть?

(ловкими, подвижными, выносливыми и т.д.).

- Вот мы сейчас и проверим вашу ловкость, подвижность, выносливость…

- Класс! В обход по залу ШАГОМ МАРШ! Баскетбольные мячи взять! По свистку выполняем «остановку прыжком».

 - Начинаем ведение в шаге правой рукой (левой, правой-левой). (2 мин)

Работа в парах на месте.

1. Передача мяча от груди и ловля перед грудью. (3 мин) (Мяч берется двумя руками с широко расставленными пальцами и держится на уровне пояса. Кисти рук плотно прижаты к мячу. Пальцы обращены вперед-вниз, локти опущены. Локти рук не должны быть расставлены в стороны. Левая нога выставляется вперед. Ноги слегка согнуты в коленях. Мяч подтягивается к груди и посылается вперед резким выпрямлением рук вперёд-вверх до отказа с добавочным движением кистей.

(10 раз)

2. Передача и ловля мяча от груди с отскоком об пол. (2 мин)

То же, что и при передаче двумя руками от груди, только мяч попадает партнеру после отскока о площадку. Передача мяча должна быть как можно ближе к партнеру (необходимо обращать внимание на правильность положения рук при передаче и ловле мяча). Ноги – согнуты в коленях. При ловле мяча руки находятся на уровне живота.

https://urok.1sept.ru/articles/503736/Image5476.gif(10 раз)

3. Передача  и ловля мяча от плеча (правой, левой рукой). (3 мин). При передаче правой рукой левая нога находится впереди. При передаче левой рукой правая нога находится впереди. Ноги при этом должны быть согнуты в коленях. (10 раз)

4. Ведение мяча шагом вокруг партнера (3 мин): в правую сторону – правой рукой, в левую сторону – левой рукой. Необходимо следить за тем, чтобы в процессе ведения мяча кисть толкала мяч, а не ударяла по нему. При этом кисть должна быть расслаблена. Толкать мяч нужно вперед и несколько в сторону от ноги.

Возвращаясь на своё место, выполняют «остановку прыжком», разворот,  передают мяч партнёру от груди. (3 раза)

Изучение нового материала

5. Передача-ловля мяча в движении

 (7 мин): все пары смещаются к одному из баскетбольных щитов. Учащиеся в паре стоят напротив друг друга на расстоянии 3-4 метров. По команде учителя пара должна атаковать баскетбольный щит напротив. Движение к щиту напротив начинает тот, у кого в руках нет мяча (отбегает от напарника на 2-3 метра, останавливается и ждёт передачу мяча). Получает мяч и ждёт, когда напарник также выполнит передвижение к щиту. Участник, у которого мяч, имеет право двигаться к щиту только тогда, когда отдаст пас напарнику. Подойдя к щиту на «удобное» расстояние, пара должна попытаться «атаковать кольцо соперника» (выполнить бросок по кольцу). После этого пара возвращается к исходному щиту и т.д.

Эстафеты с баскетбольными мячами.

 ( 10 мин)

Класс делится на 2 команды следующим образом: один партнёр пары идёт в одну команду, второй – в другую.

1. Передача мяча над головой назад. 

Команды выстраиваются колоннами. У первых игроков в руках по мячу. По сигналу игрок передает мяч над головой прямыми руками стоящему сзади, тот - следующему, и так до последнего в колонне (а). Число игроков в колоннах одинаково. Выигрывает команда, закончившая передавать мяч первой.

Вариант игры: 1) мяч передается над головой назад и вперед (к первому игроку); 2) последний игрок с мячом бежит вперед, встает перед первым и передает снова; 3) передача мяча над головой в положении сидя (б).

https://urok.1sept.ru/articles/503736/Image5480.gif

2. Передача мяча назад между ногами. 

Команды выстраиваются колоннами. У первых игроков по мячу. По сигналу мяч передается прямыми руками между ногами стоящему сзади, тот – следующему, и так до последнего в колонне. Количество игроков в колоннах одинаково. Выигрывает команда, закончившая передачи первой.

https://urok.1sept.ru/articles/503736/Image5481.gif

Вариант игры: 1) мяч передается между ногами назад и обратно (вперед) к первому игроку; 2) мяч передается назад между ногами, обратно (вперед) над головой.

https://urok.1sept.ru/articles/503736/Image5482.gif

3. Передача мяча в тоннеле.

Построившись в шеренги, команды принимают исходное положение - упор лежа на согнутых руках. Направляющие и замыкающие стоят лицом друг к другу. В руках у направляющего мяч. По сигналу игроки отжимаются от пола и, поднимая таз, принимают положение упор согнувшись. Направляющий толчком двух рук (или одной) перекатывает мяч по образовавшемуся тоннелю и ложится на пол. Замыкающий, поймав мяч, перебегает на место направляющего. В это время все остальные игроки, сгибая руки, ложатся на пол, а новый направляющий встает для принятия мяча и т.д. Игра заканчивается в тот момент, когда направляющий, получив мяч в руки, вернется на свое место, а команда встанет в одношеренговый строй.

https://urok.1sept.ru/articles/503736/Image5487.gif

4. Подведение итогов эстафет.

Заключительный этап. Рефлексия.

(3 мин)

- Вот и закончилось наше путешествие в страну «Баскетландию». Хочу отметить, что жители этой страны с удовольствием взяли бы вас к себе, потому что вы показали себя с самой лучшей стороны! А что вы можете сказать о путешествии?

-Что нового узнали?

-Какие упражнения вам наиболее запомнились?
-Какие упражнения были самыми сложными?
-Какие упражнения вызвали у вас интерес?

- Всё ли у вас получалось?

- Подумайте и оцените сами себя. Поднимите вверх руку и пальцами покажите, какую отметку вы бы себе поставили.

Подведение итогов урока.

Домашнее задание (просмотр презентации «Баскетбол», сгибание-разгибание рук в упоре лёжа 10-20 раз, поднимание туловища 20 раз)

Организованный выход из зала.

-Класс! НАПРА-ВО! На выход из спортзала ШАГОМ МАРШ!

Организация

обучающихся на урок

Следить за интервалом, правильным выполнением упражнений

Следить за осанкой, за правильным выполнением упражнений.  

Закрепление знаний по двигательным действиям.

Следить за интервалом.

Следить

за правильным выполнением упражнений.  

Закрепление знаний по двигательным действиям.

Следить за интервалом.

Следит

за правильным выполнением упражнений.  

Следит за интервалом.

Демонстрирует технику ловли-передачи.

Следит за «стойкой баскетболиста» обучающихся.

Напоминает: «Для ловли мяча руки вытянуты вперед, пальцы разведены вперед-вверх и обращены в сторону мяча. Перед касанием мяча пальцами, руки сгибаются»
Напомнить о самоконтроле.

Следит за правильностью выполнения упражнений, оказывает индивидуальную консультацию.

Следит за точностью передачи.

Обращает внимание на правильность принятия стойки баскетболиста, следит за правильностью выполнения комбинации, за положением ног и рук.

Акцентирует внимание на технике. Вести мяч рядом с корпусом, не обгоняя друг друга.

Учитель выполняет это упражнение в паре с учеником. Обеспечивает мотивацию выполнения и создаёт эмоциональный настрой.

Напоминает о соблюдении правил и уважительном, доброжелательном отношении друг к другу.

Ведет беседу о выполнении задач урока.  

 Отмечает отличившихся обучающихся.

Подведение итогов урока.

Выставление оценок.

Объяснение Д/З

 

Построение в одну  шеренгу.

Активное участие в диалоге с учителем.

- ЗДРАВИЯ ЖЕЛАЕМ, ТОВАРИЩ ПРЕПОДАВАТЕЛЬ!

Отвечают на вопросы учителя.

Выполняют команды учителя.

Бегут по спортзалу, выполняя команды учителя

Идут по спортзалу, выполняя команды учителя

Регулируют свои действия во время выполнения «разминки».

Отвечают на вопросы учителя.

Идут по спортзалу, выполняя разминку в движении.

Упражнения выполняют в обход по залу по одному. Соблюдают дистанцию 2-3 шага, следят за согласованностью рук, сохраняют правильную осанку. Следят за движениями.

Закрепляют знания и умения по двигательным действиям.

 Обращают внимание, чтобы кисти рук располагались на поверхности мяча, исключают шлепки по мячу.

Соблюдают дисциплину и правила техники безопасности в условиях учебной деятельности.

Учатся сохранять «стойку баскетболиста». Отрабатывают технику передачи-ловли мяча от груди на месте.

Учатся сохранять «стойку баскетболиста». Отрабатывают технику передачи-ловли мяча от груди с отскоком об пол.

Учатся сохранять «стойку баскетболиста». Отрабатывают технику передачи-ловли мяча от плеча.

Учатся сохранять «стойку баскетболиста». Отрабатывают технику ведения мяча в движении шагом, «остановку прыжком», разворот,  передачу мяча партнёру от груди.

Учатся сохранять «стойку баскетболиста». Отрабатывают технику передачи-ловли мяча в движении.

Совершенствуют работу в парах.

Работают в группе,

команде.

Работают по сигналу учителя.

Самоконтроль правильности выполнения упражнений

Обсуждают работу на уроке.

Выражают своё мнение об итогах урока.

Оценивают свою работу на уроке.

Соотносят реальный результат с нормой посредством самооценки.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

3 класс Баскетбол Учитель физической культуры Олейникова Юлия ивановна

Слайд 5

Расположение рук на мяче

Слайд 10

Передача-ловля мяча от пола Чтобы выполнить такой пас, необходимо проделать все те же действия, что и при передаче от груди, только направлять мяч к партнёру нужно с ударом об пол. Баскетбольный мяч выпускают на высоте пояса или ниже и ударяют о площадку примерно в метре от принимающего партнера. Партнёр встречает мяч руками с широко расставленными пальцами. Большие пальцы направлены друг к другу и находятся сверху. Мяч встречают руками в начале отскока.

Слайд 13

Ведение мяча на месте: осуществляется толчками мяча в пол упругим движением кисти, пальцев (но не шлепками по мячу) и небольшим разгибанием в локтевом суставе


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ловля и передача мяча в движении. Ведение мяча.

Умение владеть мячом: держание, передачи на расстоянии, ловля, ведение мяча....

Ловля и передача мяча в движении

План конспект  урока  2 классТема:  Ловля и передача мяча в движении.Цель: Совершенствование техники выполнения  упражнений в спортивных и подвижных играх.Задачи:  1. Ловля и ...

«Учебно-методические условия организации уроков физической культуры в малокомплектной школе» .

Этот материал посвящен лыжной подготовке для начальных классов в малокомплектной школе.Работая в малокомплектной сельской школе, у учителя возникают определенные трудности в планировании уроков физиче...

Учебно-методический комплекс к уроку Изобразительного искусства, 2 класс. Тема: "Симметрия. Ритм. Орнамент"

Тип урока:  урок открытия нового знания.Цель: познакомить детей с понятиями «симметрия», «ритм», «орнамент», показать примеры данных понятий в искусстве и жизни.Планируемые результаты:личностные:...

Учебно-методический материал Самоанализ урока физической культуры по теме "Совершенствование техники метания мяча на точность"

Самоанализ урока физической культуры "Совершенствование техники метания мяча на точность" для 4 класса. Цель урока: обогащение двигательного опыта учащихся физическими упражнения...

Презентация к уроку физкультуры. 2 класс.Тема: "Ловля и передача мяча в движении. Баскетбол"

Презентация к уроку физкультуры. 2 класс.Тема: "Ловля и передача мяча в движении. Баскетбол"...

Баскетбол ловля и передача мяча

Баскетбол ловля и передача мяча...