«Учебно-методические условия организации уроков физической культуры в малокомплектной школе» .
план-конспект занятия по физкультуре на тему

Резанова Елена Николаевна

Этот материал посвящен лыжной подготовке для начальных классов в малокомплектной школе.Работая в малокомплектной сельской школе, у учителя возникают определенные трудности в планировании уроков физической культуры, выборе эффективных средств и методов физической подготовленности учащихся, для качественного проведения уроков физической культуры.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rezanova_e.n.doc90 КБ

Предварительный просмотр:

 «Учебно-методические условия организации

уроков физической культуры в малокомплектной школе» 

Работая в малокомплектной сельской школе, у учителя возникают определенные трудности в планировании уроков физической культуры, выборе эффективных средств и методов физической подготовленности учащихся, для качественного проведения уроков физической культуры.

Данное обстоятельство и побудило нас к разработке системы уроков, в частности, уроков лыжной подготовки, которые способствовали бы правильному физическому развитию и формированию двигательных навыков учащихся. В основе данной работы по планированию лежит  взаимосвязь в учебном материале разных классов, и мы постарались использовать эту связь при составлении планов урока.

Многие темы учебной программы повторяются в каждом классе, но с разным уровнем требований к учащимся. Например, и в I и во II классе на уроках лыжной подготовки изучается скользящий шаг, составляющий основу всех лыжных ходов, а в III-IV классах — попеременный двухшажный ход, основу которого также составляет скользящий шаг. Таким образом, у учителя, работающего в младших классах, возникает возможность спланировать учебный материал с учетом его однотемного содержания и ступенчатого изучения, когда уроки по этим темам проводятся одновременно для учащихся I-IV классов.

Учитывая, что у нас, как и в большинстве сельских школ, к сожалению, довольно слабая материальная база, уроки лыжной подготовки в младших классах мы начинаем уже в декабре по первому, как говорится, снегу. Практика подтверждает, что примерно половина сельских ребятишек еще до прихода в школу овладевает первоначальными навыками передвижения на лыжах. В связи с этим перед учащимися можно ставить более сложные задачи. Так, приступать к изучению техники попеременного двухшажного хода можно уже во II классе, а в III решать задачу более углубленного его разучивания.

Содержание учебной программы по лыжной подготовке для I-IV классов позволяет спланировать учебный материал так, что один и тот же элемент лыжного хода для одних из занимающихся будет предметом изучения, для других — закрепления и совершенствования в технике, а для третьих — станет подводящим упражнением. Например: поворот переступанием в I классе изучается на месте, а для IV класса этот же элемент является подводящим упражнением к овладению поворотом переступанием на выкате со склона.

По нашим наблюдениям, в малокомплектной школе, учитывая разновозрастной контингент занимающихся, целесообразно планировать уроки смешанных типов. Помимо изучения нового материала на них совершенствуется техника передвижения на лыжах, изученная ранее, одновременно развиваются физические качества.

В качестве примера перечислим задачи урока 3.

  1. Научить переноске лыж под рукой (I класс), повторить (II—IV классы).
  2. Повторить  повороты  на  месте   переступанием   вокруг   пяток   лыж   (I,    II,    III,  IV  классы).
  3. Ознакомить   с   передвижением   на   лыжах скользящим шагом без палок (I  класс). Повторить  передвижение  на лыжах скользящим  шагом с палками (II— IV классы).
  4. Разучить одноопорное скольжение (IV класс).
  5. Равномерное прохождение дистанции 800—1000—1200 м (развитие выносливости).

По принципу смешанных типов спланированы уроки 4, 5, 7 и другие.[1]

Так как на уроке ставятся разные задачи для каждого класса, следовательно, средства и методы решения этих задач будут различными. Один и тот же учебный материал, например скользящий шаг, в IV классе идет как совершенствование в технике, и учителю достаточно лишь напомнить третьеклассникам его схему, в то же время в I классе его необходимо показать, разучить, выполнить ряд специальных подготовительных упражнений, обращая внимание на исправление основных ошибок. Во II — IV классах при изучении того же способа передвижения на лыжах обращается внимание уже на детали техники.

При проведении урока учитель должен учитывать возраст занимающихся, уровень их физического развития. Так как наполняемость классов в малокомплектных школах невелика (8-15 человек), есть возможность полнее реализовывать принцип индивидуализации, дифференцированного подхода к учащимся в процессе обучения. Для учащихся I- IV классов одни и те же задания должны планироваться по-разному: изменяя исходные положения, количество повторений, дистанцию, условия выполнения. Так, на одном уроке ученики I класса выполняют скользящий шаг без палок под небольшой уклон, II класса — скользящий шаг с палками в пологий подъем. Все вышесказанное нашло отражение в поурочном плане урока 2, примерную схему которого даем ниже.

Урок 2.

Задачи:

1. Разучить поворот переступанием на месте вокруг пяток лыж (I класс), повторить   этот   же   элемент   (II — IV    классы).

2. Повторить ступающий  (I  класс) и скользящий (II— IV классы) ходы.

3. Развитие выносливости и равновесия. Игры «Пустое место»,   «Лыжный  поезд»,    «Салки».

Вводная часть. Построение в одну шеренгу, перестроение в две-три шеренги (по классам). I и II классы — под руководством учителя; III- IV класс — самостоятельно. Подготовка учебного круга. I, II классы — под руководством учителя; III- IV класс — самостоятельно.

Основная часть. Основные виды движений. Повороты на месте переступанием вокруг пяток лыж. I класс — на 90°, под руководством учителя; II класс — на 180°, самостоятельно; III- IV — на 180°, самостоятельно. Передвижение по учебной лыжне. I класс — ступающим шагом, самостоятельно; II класс — скользящим шагом, под руководством учителя; III- IV класс — скользящим шагом, под руководством учителя.

Игры «Пустое место», «Лыжный поезд», «Салки» — все классы вместе и под руководством учителя.

Передвижение по учебной лыжне. I класс — 400 м, под руководством учителя; II класс — 500 м, под руководством помощника педагога, ученика III класса; III- IV класс — 600 м, самостоятельно.

Заключительная часть. Построение, подведение итогов. Домашнее задание: передвижение на лыжах, I класс — 1000 м; II класс — 1500 м; III- IV класс — 2000 м. Прыжки через короткую скакалку соответственно 30, 50 и 60 раз.

Обучение уже с I класса сочетается с развитием физических качеств. Развитие физических качеств происходит как за счет удлинения отрезков, проходимых с повышенной интенсивностью (для развития скоростно-силовой выносливости), так и за счет увеличения их количества. Кроме этого нагрузка увеличивается усложнением рельефа местности, количеством проходимых километров.

Главное на совместных занятиях учащихся I— IV классов — это умение учителя регулировать физическую нагрузку. Так, в I классе ученики проходят в медленном темпе дистанцию до 500 м, во II —800 м с включением передвижения на отрезках 40—50 м с повышенной скоростью, в III- IV классе дистанция увеличена до 1,5 км, а отрезки, проходимые с повышенной скоростью, до 50—60 м.

С целью дифференциации нагрузок мы предлагаем для каждого класса работу на своем учебном круге от 300 до 600 м. Учебные круги прокладываются в виде элипсовидных окружностей. На внутреннем круге занимаются учащиеся I класса, на внешнем — III- IV классов и на среднем — II класса. Расстояние между лыжнями не менее 1,5 м. Это позволяет кроме регулирования нагрузки останавливать какой-либо класс с целью разъяснения упражнения, исправления ошибок в технике, сообщения нового задания. Как правило, такие остановки не мешают заниматься остальным учащимся.

Урок лыжной подготовки в малокомплектной школе специфичен. Структура его имеет два четко выделяемых звена: работа учащихся под руководством учителя и их самостоятельная деятельность. Для пояснения обратимся к уроку 2. Урок представляет собой относительно завершающие этапы: работа с учителем, самостоятельная работа и опять работа с учителем. Время, выделяемое на самостоятельную работу в одном из классов, зависит от задач урока, количества часов, отведенных на изучение данной темы, а также от того, насколько успешно справляются дети с предложенным заданием. Основное внимание обращается на занятия в том классе, где изучается новый материал. Так, в уроке 3, где учителем ставится задача ознакомить с передвижением на лыжах скользящим шагом без палок (I класс) и повторить передвижение скользящим шагом с палками (II- IV классы), в ходе занятий большая часть времени отводится учащимся I класса.

Большую помощь в развитии физических качеств на уроках лыжной подготовки оказывают подвижные игры. При проведении игр, эстафет можно использовать в качестве помощников наиболее подготовленных учащихся III- IV классов. Для того чтобы помощь была ощутимой, надо заранее ознакомить учеников-помощников с содержанием игры или с тем заданием, которое класс будет выполнять на уроке. Так, в игре «Лыжный поезд» используемый на уроке 2 четвероклассник-помощник педагога выполняет роль ведущего, а в игре «Салки» он является водящим.

Учитывая разный возраст и физическую подготовленность учащихся, необходимо в ходе игры следовать следующим положениям: игра не должна быть длительной по времени, для младших школьников (I, II классы) должно быть уменьшено расстояние на 1-2 м (фора), упрощены задания. Подвижные игры на лыжах без палок и с палками, различные эстафеты — все это значительно обогащает уроки лыжной подготовки, делает их более эмоциональными. Кроме перечисленных игр на лыжах (см.  планы уроков)  можно  проводить  следующие:   «Снежком  по  мячу»,   «Кто  дальше»,   «За мной», «Эстафета на лыжах» и др.

Учебной программой по физической культуре предусмотрены обязательные домашние задания. Примерное задание на дом: прогулка на лыжах с равномерной скоростью в среднем темпе от 500 до 2000 м (в зависимости от класса); передвижение скользящим шагом с палками и без них. Во III- IV классах можно давать задание во время прогулки пройти 3-4 отрезка по 40-60 м с повышенной скоростью. Задания на дом по лыжной подготовке носят различный характер в зависимости от поставленных задач. В основном они направлены обычно только на развитие общей работоспособности, с учетом километража для каждого класса отдельно. Задания на совершенствование в технике лыжных ходов (попеременного двухшажного хода), как правило, не планируются, а если и даются, то только простые, в форме: «Постарайтесь выполнять так, как учили на уроке», «Выполните, как вам показывали на уроке». Для совершенства в горнолыжной технике дается задание покататься с горок.

Ученикам, живущим в соседних домах, дается одно и то же задание. Это позволяет им в какой-то мере проконтролировать друг у друга выполнение отдельных элементов техники, а также прохождение контрольных дистанций. Задания могут даваться в парах, где сильный ученик помогает слабому. Здесь возможен и такой своеобразный прием: за сильным учеником идет менее подготовленный — след в след, с последующей сменой ролями. Следование за лидером (сильным учеником) помогает усвоению отдельных элементов техники (особенно длинного, накатистого скользящего шага, махового движения руками с палками). Должны быть предусмотрены также и индивидуальные задания.

Таким образом, решающую роль в успешном проведении уроков физической культуры играет учитель, его тщательная подготовка. Много вопросов решает учитель, готовясь к уроку: доступность упражнений для каждого класса и соответствие их программам, плотность урока   и   регулирование   нагрузки, дифференциация упражнений и индивидуальный подход к учащимся, определение методов ведения урока и активизации детей.

Наряду с методическими вопросами построения и проведения урока должны быть решены и организационные вопросы: рациональное использование   помещений или площадки, расположение учащихся разных классов на уроке, подготовка и использование оборудования и инвентаря.


Приложение

Урок 1. Ознакомить I класс с требованиями к учащимся на уроках лыжной подготовки (II класс — повторить). Ознакомить с передвижением в колонне по одному по учебной лыжне ступающим шагом (I класс). Совершенствование навыка передвижения скользящим шагом (II, III, IV классы). Равномерное прохождение дистанции 600—800—1000 м.

Урок 2. Обучить повороту переступанием на месте вокруг пяток лыж (I класс), повторить этот же элемент (II, III, IV классы). Повторить передвижение на лыжах ступающим (I класс) и скользящим шагом (II,  III, IV  классы).  Развитие двигательных качеств — выносливости и равновесия. Игры «Пустое место», «Лыжный поезд», «Салки».

Урок 3. Обучить переноске лыж под рукой (I класс), повторить (II, III, IV классы). Повторить повороты на месте переступанием вокруг пяток лыж (I, II, III, IV классы). Обучить передвижению на лыжах скользящим шагом без палок (I класс). Повторить передвижение на лыжах скользящим шагом с палками (II, III, IV классы). Обучить одноопорному скольжению (III класс). Равномерное прохождение дистанции 800—1000—1200 м (развитие выносливости).

Урок 4. Повторить повороты на месте переступанием вокруг пяток лыж (I, II, III классы). Обучить передвижению на лыжах приставным шагом (I класс). Повторить передвижение на лыжах скользящим шагом с палками (II класс), одноопорное скольжение (III- IV классы). Игра «Веер».

Урок 5. Обучить передвижению скользящим шагом с палками (I класс). Обучить попеременному двухшажному ходу и подъему «лесенкой» (III- IV классы). Повторить передвижение скользящим шагом с палками (II класс). Равномерное прохождение дистанции 800—1000—1200 м.

Урок 6. Оценка умения выполнять передвижение скользящим шагом без палок (II, III, IV классы), повторить (I класс). Повторить передвижение попеременным двухшажным ходом (III-IV класс). Совершенствование навыка в подъеме «лесенкой» на пологий склон и спуске с пологого склона в основной стойке (II, III- IV классы). Игры «Быстрая команда», «Салки».

Урок 7. Обучить передвижению на лыжах попеременным двухшажным ходом (II класс), повторить (III-IV классы). Повторить передвижение на лыжах скользящим шагом с палками (I класс). Обучить подъему на пологий склон ступающим шагом (I класс). Обучить спуску с пологого склона в низкой стойке (II, III, IV классы), закрепление техники спуска в основной стойке (I класс). Равномерное передвижение: I класс — до 800 м; II класс — до 1000 м; III- IV класс — 1200 м с 2—3 ускорениями по 40—60 м.

Урок 8. Оценка умения выполнять скользящий шаг без палок (I класс), совершенствование в технике попеременного двухшажного хода (II, III, IV классы). Продолжить обучение спуску в низкой стойке (II, III, IV классы), в основной (I класс) и подъему на пологий склон ступающим шагом. Обучить повороту переступанием в движении (III- IV классы). Равномерное передвижение по дистанции 1000, 1300, 1500 м.

Урок 9. Совершенствование в технике передвижения скользящим шагом (I класс), попеременным двухшажным ходом (II, III, IV классы). Контрольное прохождение дистанции: I класс — 500, II, III, IV классы—1000 м. Игра «Слалом».

Урок 10. Оценка умения передвигаться попеременным двухшажным ходом (III- IV классы). Совершенствование в технике передвижения попеременным двухшажным ходом (II класс), скользящим шагом с палками (I класс). Закрепление навыков спуска в низкой и основной стойке (I, II, III, IV классы). Обучить подъему «полуелочкой» (III- IV  классы).

Урок   11.   Выборочная   проверка   домашнего задания путем опроса 3—4 учащихся. Совершенствование в технике скользящего шага с палками (I класс), попеременного двухшажного хода (II—III- IV классы). Закрепление навыков спуска в низкой (III- IV классы), в основной стойке (II класс) и с пологого склона (I класс), подъема «полуелочкой» (III- IV классы). Игры на лыжах и без них «Быстрая команда». «Пустое место», «Слалом на равнине». Равномерное прохождение дистанции 1000, 1500, 2000 м.

Урок 12. Оценка умения пользоваться горнолыжной техникой: спуск в основной стойке (II-III- IV классы), с пологого склона (I класс), подъем «полуелочкой» (III-IV класс). Совершенствование в технике передвижения на лыжах ранее изученным ходом (I, II, III, IV классы). Равномерное передвижение по дистанции: I класс — 1000 м, II, III классы — передвижение по дистанции 1000—1200 м с 3—4 ускорениями по 40—60 м.

Урок 13. Прохождение соревновательной дистанции на лыжах, сдача учебных нормативов (II, III, IV классы). Равномерное передвижение по дистанции 1500 м (I  класс). Игры «Шире шаг», «Веер».

Урок 14. Оценка умения передвигаться попеременным двухшажным ходом (II класс), совершенствование в технике попеременного двухшажного хода (III-IV классы). Совершенствование в технике скользящего шага с палками (I класс), спусков, подъемов (I, II, III классы). Повторное (3—4 раза) прохождение на лыжне отрезков  30—50  м  (I,   II,   III, IV   классы).

Урок 15. Оценка техники попеременного двухшажного хода (III- IV классы), подъема «лесенкой» (III класс), спуска в низкой стойке (I, II, III, IV классы). Повторить подъем скользящим шагом (I — II классы), подъем «полуелочкой» (III- IV классы).

Урок 16. Контрольное прохождение дистанции 500 м (I класс), 1000 м (II-III- IV классы). Игры и игровые упражнения на лыжах и без лыж (I, II, III, IV классы).


[1] См. приложение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физической культуре - 1 класс ("Школа России")

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1 класс (99ч) Тематическое планирование в соответ­ствии с учебником для общеобразовательных учреждений автора В. И. Ляха: «Физическая культура. 1—4 ...

Организация и проведение сюжетно- ролевых уроков по физической культуре в начальной школе.

Игровой метод- оновной в начальной школе. Он придает учебно- познавательному процессу привлекательную игровую форму с введением в нее одного или несколько игровых элементов....

Методика уроков физической культуры в начальной школе

Хорошее здоровье в основном определяется правильным расположением,устройством,функциональной деятельностью всех органов тела, отсутствием предрасположений к каким-либо заболеваниям....

Преподавание Православной культуры в малокомплектной школе.

Сообщение на тему "Преподавание Правомлавной культуры в малокомплектной школе"....

Учебно-методический материал Самоанализ урока физической культуры по теме "Совершенствование техники метания мяча на точность"

Самоанализ урока физической культуры "Совершенствование техники метания мяча на точность" для 4 класса. Цель урока: обогащение двигательного опыта учащихся физическими упражнения...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ УРОК ПО ТЕМЕ: «ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ОЗДОРОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ УЧАЩИХСЯ»

АннотацияДанная разработка представляет собой конспект нестандартного урока физкультуры. Разнообразные спортивные игры, эстафеты, соревнования, тестовые задания позволяют учителю сделать уроки физкуль...

Игровые технологии на уроках физической культуры в начальной школе в условиях введения ФГОС.

В условиях введения  ФГОС данный материал важен для преподавателей физической культуры в начальной школе....