Преподавание Православной культуры в малокомплектной школе.
опыты и эксперименты по орксэ на тему

Сообщение на тему "Преподавание Правомлавной культуры в малокомплектной школе".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pravoslavie.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Смоленская область

Духовщинский район

МБОУ Шиловичская ОШ

СООБЩЕНИЕ

Культура человека – в нем самом:

В его душе и в сердце многогранном,

Идти по жизни надо нам с добром,

Быть Человеком в мире православном…

2016 год

   

  В настоящее время, как на региональном, так и на федеральном уровне актуализируются задачи духовно-нравственного воспитания, которые находят развитие в постановке цели духовно-нравственного образования в государственных нормативных документах (см.: Концепция воспитания и развития личности гражданина России, Федеральный государственный образовательный стандарт начального образования, в котором выделена новая предметная область «Духовно-нравственная культура народов России»), в появлении большого количества пособий, в подготовке педагогов к преподаванию духовно-нравственной культуры в системе государственного образования. Однако главная тенденция проявляется в интеграции усилий церковно-государственных социальных институтов в сохранения духовного здоровья молодежи.

     Основа духовно-нравственного воспитания закладывается в семье и продолжается в  образовательном учреждении. Для маленьких детей доброта всегда остается самым ценным качеством взрослого человека. Кто самый добрый человек? Мама.

     А религиозная культура расширяет дружеский круг: добрый человек — святой человек: вот великий русский святой преподобный батюшка Серафим Саровский всех людей добрыми словами утешал, «радостями» своими называл.

     Творческий дар присущ каждому ребенку. Однако умение видеть красоту окружающего мира не дано каждому от рождения в равной степени. По свидетельству ученых, люди часто смотрят, но не видят какие-то видимые другим качества и, возможно, даже не догадываются об этом. Поэтому задача развития умения увидеть красоту творения является важной на начальном этапе знакомства с православной культурой. Способность воспринимать многообразие и красоту форм, цветов, звукового разнообразия мира подводит к пониманию того, что прекрасное не возникает само собой, но имеет своего Создателя. От умения видеть красоту окружающего мира ребенок подводится к пониманию целесообразности его устроения, взаимосвязанности явлений, мудрости законов, на основе которых выстроены отношения всего, что его окружает. Прекрасное, по словам ученых, пробуждает доброе. Ребенок делает открытие: оказывается, самые главные отношения, связывающие все живое в мире, — это отношения любви, доброты, сопереживания, милосердия, заботы. Развитие умения видеть многообразие форм проявления доброго, красивого в мире пробуждает у ребенка вопрос: а как сохранить этот добрый мир, в котором я живу, как должен человек относиться к природе, к животным, к другим людям? Понимание того, что у всего есть Творец, а православная культура называет его имя — Бог, подводит к еще одному открытию: пониманию того, почему люди так почитают Творца этого доброго, красивого мира. Каждый человек с рождения живет в мире отношений: с родителями, учителями, друзьями и недругами, начальниками. Часто построение отношений приносит разочарования, огорчения и иной эмоциональный дискомфорт. Для верующего человека все отношения определяются величиной константа — законом Божьим. От того, как он относится к Богу, зависят его отношения к окружающему миру, зависит выбор жизненного пути и, в конечном счете, — плоды жизни. Как помочь современным детям в обретении пути?

     Думаю, что изучение обучающимися такого предмета как «Основы православной культуры» позволит нам добиться этого.

     Цель этого предмета состоит в том, чтобы помочь воспитаннику российской школы вырасти человеком высоконравственным: добрым и честным, трудолюбивым и ответственным, почтительным к родителям, благодарным учителям и воспитателям, любящим свою Родину, а также стремящимся помогать тем, кто нуждается в помощи, и благожелательно относящимся к людям других национальностей, верований и убеждений. В ходе изучения этого нового предмета учащиеся должны познакомиться с историческими и нравственными основами родной православной культуры.

    Я считаю, что преподавание основ православной культуры  является одним из важнейших направлений в работе современной школы.

      Преподаю «Православную культуру» в 1-4-х классах общеобразовательного учреждения четвёртый год (до этого 5 лет преподавала «Историю православной культуры земли Смоленской» в 8-х классах). На своих уроках стараюсь сориентировать школьника в современной жизни общества, обеспечивая при этом интеграцию в культурную традицию общества — вглубь времен. Учащиеся начальной школы, прежде всего, должны ознакомиться со священными страницами родной истории, чтобы впоследствии им стало понятно, почему человек должен стремиться к добродетельной жизни.

     Часто на уроках использую притчи. Мы знаем, что притча (греч.parabola) означает «сравнения», «уподобления», «метафорическая речь», т.е. наглядное изображение жизненных правил посредством сравнений и примеров из повседневной действительности. Дидактический и воспитательный потенциал притчи заключается в том, что она предполагает самостоятельную деятельность читателя; подводит к самоанализу и самостоятельному выводу; помогает увидеть недостатки, пороки, не осуждая самого человека; заставляет решать духовно – нравственные проблемы; воздействует на чувства и эмоциональную сферу, стимулирует нравственный выбор ученика; усиливает интерес к знаниям. Такая работа очень нравится детям.

      Детям интересно узнавать новое о православной вере, им нравится дискутировать на изучаемые темы, искать нужную информацию из разных источников, обсуждать волнующие их вопросы с родителями. (Слайд )

     В нашей школе всегда большое внимание уделялось духовно-нравственному, патриотическому воспитанию детей. Кроме уроков по «Православной культуре», ведётся работа и во внеурочное время. Продолжаем традиции, идущие из глубин времён.

     Рождество — самый красочный, яркий, веселый праздник. По рождественскому обычаю у нас в деревне по домам ходят колядовщики (христославы), славят песнопениями — колядками — рождение Спасителя, желают хозяевам здоровья и богатства. В каждом доме их щедро одаривают  пирогами, пряниками и другими лакомствами. 

      Интересное  мероприятие проводим на Крещение: первым делом  проводим беседы о праздновании православного праздника Крещение Господне, объясняем почему этот праздник ещё называется Богоявлением. Затем собираемся с детьми, родителями, односельчанами очищаем площадку возле колодца «Николушка», жжем костер, водим хоровод, умываемся колодезной водой, катаемся с горы на ледянках. (Слайд )

Масленица. В христианстве Масленица — это неделя, предшествующая Великому посту, и начинается за 8 недель до Пасхи. Она была принята Православной Церковью как религиозный праздник под названием «Сырной, или Мясопустной» седмицы (недели). 
В Сырную неделю можно есть сыр, масло, сметану, творог, яйца — все, кроме мяса.. 
В эти праздничные дни дети готовят в школе вместе с учителями мучные блюда: блины, оладьи, блинчики (обязательно на масле и яйцах), хворост, пончики.
На улице устраиваем всевозможные забавы: катание с  горки,  «битвы» снежками, взятие снежных городков и т.д.

 Целую неделю учащиеся собирают информацию из различных источников о празднике, готовят презентации. Особое внимание уделяется последующему Великому Посту. В конце недели: защита проектов, презентаций и конкурс «Самый вкусный блин!». (Слайд )

     Пасха. Праздник Воскресения Христова — Святая Пасха — главный христианский праздник, «праздников Праздник и Торжество из торжеств». 

Работа начинает «кипеть» задолго до светлого праздника. На кружке «Самоделкин» вытачиваются деревянные яйца; затем выбирается рисунок для нанесения на яйцо. С увлечением ребята раскрашивают пасхальные яйца; делятся рецептами пасхального кулича. Итог работы - проекты детей: сообщения и  презентации о светлом празднике, выставка пасхальных яиц, дегустация куличей. (Слайд )

Троица — один из величайших православных праздников, прославляющий триединство Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа. Отмечают его в седьмое воскресенье после Пасхи. 
На Троицу у нас традиционно украшают  дома зелеными ветками, цветами и травами.
Отмечаем праздник обычно на природе — в саду, поле, лесу. Девочки завивают и развивают венки.

     Традиции нашей деревни – Новый год, Рождество, Духов день, вечер встречи выпускников и день села, день чествования Матерей, день памяти павших односельчан в Великую Отечественную войну. (Слайд )

     Большую исследовательскую работу проделали учащиеся нашей школы по сбору материалов об истории нашего села. (Слайд )

     Подводя итог, можно сказать, что дети с увлечением, радостью, желанием, а не по надобности и обязательству хотят узнавать новое о православной вере. Такой урок в школе, как «Православная культура» необходим. Он учит  детей состраданию, доброте, послушанию, любви к Богу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка кружкового занятия по основам православной культуры в начальной школе "Весенние радости. Благовещение."

Данный материал  знакомит учащихся с православным праздником Благовещением, с традициями и верованиями этого праздника....

«Учебно-методические условия организации уроков физической культуры в малокомплектной школе» .

Этот материал посвящен лыжной подготовке для начальных классов в малокомплектной школе.Работая в малокомплектной сельской школе, у учителя возникают определенные трудности в планировании уроков физиче...

Преподавание "Основ православной культуры" в начальной школе

Презентация "Преподавание ОПК в начальной школе"...

К ВОПРОСУ О ПРЕПОДАВАНИИ «ОСНОВ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ» В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

В современном многомерном и динамично развивающемся мире особую актуальность приобретает знание культуры,  традиций, в том числе и религиозных,  своей страны и своего народа. Только человек ...

"РЕАЛИЗАЦИЯ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА В ПРЕПОДАВАНИИ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ НА ПРИМЕРЕ ЗАНЯТИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ПАСХАЛЬНАЯ РАДОСТЬ» В 4 КЛАССЕ., авторская статья

Значимую роль в духовном и нравственном воспитании школьников играют православные праздники. Обычаи и традиции христианских   праздников являются неотъемлемой частью культурологической соста...