К ВОПРОСУ О ПРЕПОДАВАНИИ «ОСНОВ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ» В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
статья по орксэ (4 класс)

В современном многомерном и динамично развивающемся мире особую актуальность приобретает знание культуры,  традиций, в том числе и религиозных,  своей страны и своего народа. Только человек знающий историю и культуру своего народа сможет уважать традиции и культуры других народов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_k_voprosu_o_prepodavanii_opk_v_4_klasse.docx23.84 КБ

Предварительный просмотр:

К ВОПРОСУ О ПРЕПОДАВАНИИ «ОСНОВ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ» В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Суслова Елена Владимировна, учитель школы №62 г. Санкт-Петербурга

В современном многомерном и динамично развивающемся мире особую актуальность приобретает знание культуры,  традиций, в том числе и религиозных,  своей страны и своего народа. Только человек знающий историю и культуру своего народа сможет уважать традиции и культуры других народов. Данная тенденция характерна не только для России, но и для всего мирового сообщества в целом. Во всем мире в школах  дети изучают культуру и традиции страны, в которой они проживают. Не является исключением и наша страна.

В Российской Федерации с 2012 года комплексный курс «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) был включен Министерством образования  в школьную программу как  обязательный для изучения в 4 классах во всех регионах страны. Данный предмет включает в себя 6 модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики».

В нашей школе еще  в 3 классе на родительском собрании я рассказываю об особенностях данного предмета, а затем родители (законные представители) учащихся  пишут заявление, в котором указывают модуль, который их дети будут изучать на следующий год в 4 классе. В зависимости от выбранного модуля на следующий год дети распределяются по педагогам, ведущим данный модуль. По итогам изучения данного курса выставление оценок не предусмотрено,  учащиеся получают «зачет» или «незачет».

Чаще всего родители выбирают следующие модули: «Основы православной культуры», «Основы мировых религиозных культур». Актуальность изучения курса «Основы православной культуры» обусловлена тем, что православие тесным образом связано с русской культурой, сыграло ключевую роль в становлении отечественной государственности. Православная культура на протяжении более чем тысячелетия оказывала существенное влияние на формирование отечественного языка, искусства, культуры. Понять культуру и традиции русского народа, отличительные особенности современной России можно только в контексте православной традиции.

Мнения общественности по поводу преподавания модуля «Основы православной культуры» (ОПК) разделились. Большая часть относится положительно к его введению. В пользу данной точки зрения обычно приводятся следующие аргументы. Во-первых, как уже говорилось, православие тесно связано с российской культурой и государственностью. После крещения Руси в 988 году православие стало духовной основой общества и на протяжении многих веков оказывало существенное влияние на мировоззрение людей, их мышление, образ жизни, традиции, этические и эстетические идеалы. Под влиянием православия развивалась отечественная архитектура, литература, живопись, философия, законодательство, международные отношения. Родители охотно посещают с детьми Эрмитаж, Русский музей. Но не знакомый с основами православной культуры ребенок не сможет понять смысла большей части произведений искусства, представленных в этих музеях. Таким образом, полноценно изучить отечественную культуру можно только изучив основы православия. Вышесказанное касается также и людей далеких от церкви.

Во-вторых, основой данного курса является нравственность, а она едина для представителей всех религий и атеистов. Модуль «ОПК» обращается к высшим нравственным ценностям: добро, милосердие, патриотизм, любовь и т.п. А каждый родитель стремится к тому, чтобы вырастить доброго, порядочного, нравственного ребенка. Изучение ОПК поспособствует духовно-нравственному и патриотическому воспитанию младших школьников. Введение данного модуля в начальной школе особенно актуально, так как воспитание такого рода должно начинаться с раннего детства. Отсутствие в учащихся нравственного стержня может привести к таким бедам, как наркомания, алкоголизм, аборты, измены и т.п. Хочется верить, что изучение в начальной школе ОПК поможет привить детям важнейшие нравственные ценности и избежать многих трагедий в дальнейшем.

В-третьих, для верующих православных родителей выбор модуля ОПК представляется очевидным. Естественно, что воцерковленные родители стремятся воспитывать своих детей в рамках христианской нравственности и религиозной культуры, однако не всегда могут осуществить это самостоятельно в силу занятости или иных причин.  Теперь они имеют возможность осуществить это в рамках школьного образования.

Несмотря на множество аргументов в пользу преподавания ОПК, данный предмет все же очень спорный. Его противники приводят следующие аргументы.

Прежде всего, они выступают против пропаганды православной идеологии в школах, подчеркивая, что у представителей других вероисповеданий это вызовет негативный эффект. Родители не понимают сущности предмета и боятся, что он будет носить богословский, религиозный характер. Данные опасения подтверждаются тем, что официальный учебник по «Основам православной культуры» написан воцерковленным человеком протодиаконом А.В. Кураевым. [1] Многие исследователи отмечают, что фрагменты других  учебников по ОРКСЭ в целом не соответствуют возрастным особенностям обучающихся: «Материал труднодоступен для понимания младшими школьниками и требует дополнительного времени для усвоения программы» [4,  C.141]

Необходимо отметить, что в общеобразовательной школе ОПК носит не религиозный, а светский характер. Поэтому его преподавание ведется в культурологическом ключе, который исключает насаждение религиозной идеологии и принуждение к религиозным обрядам. Преподавателями ОПК являются светские педагоги. Перед этим они прошли соответствующее обучение по преподаванию данного курса. Однако, подготовка учителей по данному направлению на сегодняшний день не имеет единого теоретико-методологического основания и как отмечет О.В. Розина «…представлена многообразием региональных форм и их содержательным наполнением: от информационно-просветительского до аксиологически-мировоззренческого»  [3,С.26]

Я стараюсь, чтобы мои уроки ОПК не превращались в монолог педагога и не сводились к чтению учебника. Я стремлюсь к тому, чтобы дети включались в диалог, делились своим опытом и впечатлениями. Если в моем классе встречаются дети из других стран и других национальностей, то я предлагаю им подготовить  доклады и презентации об особенностях своей православной церкви (например, Армянская церковь, греческая и т.п.).

На уроках ОПК я стараюсь использовать межпредметные связи, провожу параллели с такими предметами, как литературное чтение, история, музыка, окружающий мир, ИЗО.

Своим ученикам я предлагаю принять участие  во Всероссийской олимпиаде по истории православия Свято-Тихвинского университета. В рамках данной олимпиады предлагаются очень интересные задания, а также видео ответы для самопроверки.

Занятия по ОПК я стремлюсь дополнить и активной внеурочной деятельностью, тем более, что курс предлагает для этого большие возможности, а культурно-исторический потенциал Санкт-Петербурга и Северо-Западного региона в целом весьма велик.

Во-первых, мы с  ребятами и их родителями регулярно совершаем экскурсии так или иначе связанные с православной тематикой.  Например, дети принимали участие в играх-квестах «Вокруг Петропавловского собора», «По Александро-Невской лавре». Были организованы специальные автобусно-пешеходные экскурсии для детей «Храмы Санкт-Петербурга», «Небесные покровители Санкт-Петербурга».  

Такие экскурсии вызывают у школьников и их родителей неподдельный интерес, побуждают их к дальнейшему изучению православной культуры. Во время экскурсии дети и их родители с неподдельным интересом слушают экскурсовода, задают серьезные вопросы и т.п. Тем более такие экскурсии  (носящие преимущественно туристический, а не паломнический характер) способствуют общему культурному развитию и не противоречат светскому характеру школьного обучения.

Я проводила в классе конкурсы фотографий и рисунков на такие темы, как «Православные храмы Санкт-Петербурга», «Монастыри Ленинградской области». Эти конкурсы вызвали у детей неподдельный интерес, и они представили на него интересные работы.

На Пасху и Рождество мы готовили тематические поделки, используя самые разнообразные материалы: бумагу, дерево, нитки, пластилин и т.п. Затем устраиваили выставка данных поделок.

После летних каникул мы обсуждаем с детьми, где они побывали и какие православные святыни видели. Это могут быть монастыри Северо-Запада, о. Валаам, просто церкви в каком-либо  городе или деревне. Многие рассказывают о православных церквях в Греции, Турции или на Кипре. Дети охотно делятся своими впечатлениями, показывают фотографии, сувениры.  

Приведу несколько высказываний ребят:

«…На этом предмете мы говорили о Боге, о хороших и плохих поступках. Это очень интересный предмет…» (Аня)

«…Этот предмет очень заинтересовал меня. Я много слышала о монастырях, но никогда не задумывалась об их назначении. Моно, т.е. один. Люди, живущие в монастырях, свою жизнь посвящают служению Богу…» (Полина)

«…На уроке мы говорили об иконах. Я стала понимать, кто изображен на иконах и почему. Интересно было узнать о создании икон и их создателях…» (Оля)

«…У нас были интересные домашние задания. При выполнении заданий приходилось заглядывать в энциклопедии. Я узнала очень многое и смогла ответить на вопросы, которые меня интересовали…» (Вика)

В качестве перспектив можно указать на развитие социального партнерства школы, семьи и православного прихода. Это приведет к активному вовлечению семьи в нравственное воспитание, «…к сближению родителей и детей, нахождению общих интересов, увлечений, тем для общения» [2, С.108]

В заключение можно сказать, что ОПК не является богословским предметом и исключает насаждение православия и церковной идеологии. Здесь отсутствует полемика с представителями других религий и атеистами. Данный модуль приводит подрастающее поколение к воспитанию в духе патриотизма, формированию духовно и нравственно развитой личности, способствует созданию атмосферы мира и взаимоуважения.
Литература
  1. Кураев А.В. Основы православной культуры. – М., 2010 [Электронный ресурс] Режим доступа: http://eparhia.karelia.ru/opk/kur_txt.pdf Дата обращения: 27.08.2019
  2. Парамонов И.Ф. Организация социального партнерства школы, семьи и православного прихода по нравственному воспитанию младших школьников в рамках курса «Основы православной культуры» // АНИ: педагогика и психология. – 2016. – Т.5. - №3(16). – С.104-108
  3. Розина О.В. Организационно-методологические проблемы подготовки учителей «Православной культуры». // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. – 2019. - №2. – С.21-31
  4. Троцкая Е.С. Соответствие содержания учебников по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» закономерностям нравственного развития младшего школьника. // Гуманитарные исследования. – 2018. - №4(21). -  С.137-142


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы учителя по преподаванию основ православной культуры.

Обобщение педагогического опытаучителя основ православной культуры и начальных классовГаздалиевой Александры Михайловны....

Базулина И.В, кандидат педагогических наук, ГОУ Школа №436 Санкт-Петербург Проблема развития основ экологической культуры учащихся начальной школы на современном этапе образования

Проблема развития основ экологической культуры учащихся начальной школы на современном этапе образованияВ данной статье изложены теоретические и методические аспекты проблемы развития основ экологичес...

Преподавание Основ православной культуры

В работе говорится о цели преподавания нового курса, его разделах, формах проведения уроков, о трудностях, с которыми пришлось сталкиваться на уроках....

Статья "Первый опыт преподавания "Основ православной культуры""

Статья, написанная после международной конференции для журнала ERONO....

Мастер-класс «Применение активных методов обучения на уроках основ православной культуры в начальной школе»

Мастер-класс «Применение активных методов обучения на уроках основ православной культуры в начальной школе»Цель: Научить применять активные методы обучения на разных этапах  уроков православной к...

Преподавание "Основ православной культуры" в начальной школе

Презентация "Преподавание ОПК в начальной школе"...

ЭФФЕКТИВНЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ОСНОВ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ

laquo;Основы православной культуры» (ОПК) — учебный модуль комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ).Воспит. Уроки православной к...