Опыт работы учителя по преподаванию основ православной культуры.
методическая разработка по теме

Газдалиева Александра Михайловна

Обобщение педагогического опыта

учителя основ православной культуры и начальных классов

Газдалиевой Александры Михайловны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt_po_opk.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщение педагогического опыта

учителя основ православной культуры и начальных классов

Газдалиевой Александры Михайловны.

Краснодарский край, станица Тбилисская.

МОУ «Гимназия№2»

Не за морями, не за лесами, а рядом с нами живёт целый мир – мир Православия. Но не  все о нём знают. Взрослые, занятые заботами, часто не замечают его. А вот детям увидеть этот мир не так сложно. К счастью, в наших школах введён предмет Основы православной культуры. Все желающие могут изучать этот предмет. Это и есть вход в мир Православия. Если говорить образно, то мой опыт, который я представляю сегодня – это, аз, буки, веди, глаголь, добро. Я учусь сама - даю знания –действую –получаю результат. Буквицы будут сопровождать мой рассказ.

Итак,  Аз -я

Я, Газдалиева Александра Михайловна, учитель начальных классов, основ православной культуры, преподаю этот курс третий год в своём 1 «А»  и в 5 «а» классе, который я выпустила.

В моём роду из покон веков чтили и чтят православные традиции. Поэтому ведение  курса ОПК очень близко мне.

Учебный год –это православная азбука. Каждый урок – буква. Буква – знание -   действие.

Над проблемой воспитания духовности через возрождение казачьих традиций я работаю 4 год.

 Цель работы: формировать у детей систему духовно-нравственных ценностей на основе изучения Основ православной культуры.

Задачи: создать такие условия для развития самостоятельной и творчески мыслящей личности, чтобы соблюдение нравственных форм стало внутренней потребностью учащихся, помогло в социализации и самоопределении в будущем.

         Система воспитательной работы строится по авторизованной воспитательной программе «Казачок».  Она прошла апробацию в течение трёх лет. Мои воспитанники теперь пятиклассники. Сейчас эта программа реализуется в 1 классе и рассчитана на четыре года.

«Казаки – рыцари православия» - это основополагающая часть программы. Красной нитью она проходит через все направления.

Следующая буквица Б  - это буквы, а буквы - это знания.

 «Основы православной культуры» я преподаю по программе Л.Л. Шевченко.

«Дорогу осилит идущий» - это наш девиз, который нацеливает на постоянное движение вперед и ввысь. Моя задача, как учителя, вести детей по этому пути, не дать угаснуть огоньку интереса, любознательности, всемерно способствовать пробуждению в ребёнке ощущения себя гражданином Отечества. В этом мне помогает личностно-ориентированный подход к обучению. Другого подхода у этого предмета нет.

Любить, понимать, принимать, сострадать, помогать. Вот ключевые ценности в моём подходе к обучению.

Учитывая, что курс ОПК – новый для всех нас,  я пошла по пути создания своего методического банка. В который вошли: разработки уроков, презентации изучаемых тем, детская библиотечка «Православная радуга» дигностические карты по отслеживанию результативности применяемых форм работы, опыт учителей ОПК края и России, набор по изготовлению поделок к православным праздникам.

Но главной моей находкой стала «Православная азбука». Учитывая возрастные особенности младших школьников, когда на уроке дети должны прочитать, увидеть, рассмотреть, потрогать, пропустить через себя изучаемый материал, я  увидела необходимость создания учебного пособия для детей.

Так родилась моя азбука «От слова к слову, из уст в уста».  

В азбуку включены понятия из базовых текстов Священной истории и дополнительных текстов, стихи, загадки, игры.  В ней  красочные иллюстрации, которые оживляют представления по различным темам.  Применяю это пособие, как для первого класса, так и для пятого. «Православная азбука» распечатана для каждого ученика. Работая с этим пособием, применяю следующие приёмы:

- прочитай понятие, запиши в тетрадь и нарисуй рисунок

- напиши самые тёплые слова о сегодняшней теме

-  отгадай загадку

- составь по иллюстрации рассказ

-  закончи рассказ

- подумай и объедини понятия

-выучи наизусть стихотворение

Приложением к азбуке   является  маленькая копилочка добрых дел - своеобразное портфолио каждого ребёнка.  В нём хранятся:

  1. тетрадь «Православная азбука», в которую дети записывают понятия, стихи, пословицы, схемы;
  2. пособие «Качества человека»;
  3. дополнительный материал, который давался учителем или готовился учеником;
  4. творческие работы;
  5. аппликации.
  6. индивидуальные проекты

И снова листаю азбуку. Буквица В веди  ведаем. Мои формы и методы работы.

  1.  Свои уроки провожу в форме путешествий, экскурсий, праздников, встреч с интересными людьми, художниками, поэтами и писателями нашей станицы

Каждый урок стараюсь делать нетрадиционным, каждый урок – открытие. Есть притча о дорогах, в ней они  спорили о своей важности. Но самой главной оказалась тропинка, которая ведёт к Храму. «Сегодня Божья тропинка привела нас…», такими словами начинаю каждый урок. Это очень удачный приём, в этом меня убедили постоянные вопросы детей:«А куда поведёт сегодня нас Божья тропинка?»

Применяю различные методы занятий:

  1. На некоторых из этих методов я хочу остановиться.

 Наиболее удачный метод воздействия на ребёнка – нравоучительное чтение, благовествование.  Методику благовествования указал нам сам Господь. Одни из ключевых приёмов проповеди Господа Иисуса Христа являлась притча. Притча хорошо запоминается как маленькими, так и взрослыми.

 Преподобный Серафим Саровский сказал: « Матушка, матушка! Не торопись научить детей-то по-французски и по-немецки, а приготовь душу-то их прежде, а прочее приложится потом». Поэтому наибольший акцент, особенно в первом классе, я делаю на формирование нравственных и духовных качеств личности. На уроках мы много говорим о дружбе, о доброте, об отношениях между людьми. Большим подспорьем в работе служит картотека моего методического банка, созданная по сборникам  Бориса Гонаго и добрым историям для малых ребят «Зёрнышки», по православным детским журналам другим источникам.

Чистописание – как метод я использую,  начиная с 1 класса. Как учитель начальных классов, я ищу пути успешного овладения умениями и навыками красивого письма. « Ребёнок, приобретающий способность писать «Господи, помилуй» и «Боже, милостив буди мне грешному» заинтересовывается делом намного шибче, чем если бы заставили его писать: «оса, усы, каша, мама», – так говорит педагог С.А. Рачинский в своей книге «Сельская школа». Почему так? Ребёнок, ещё не знающий, кто такой Бог, не знающий никаких догматов, по сути не знающий веры, тем не менее чувствует святое, чувствует Бога.

       Метод проекта наиболее востребован. Не случайно он часто является результатом урока. Что естественно, так как этот вид деятельности  отвечает возрастным особенностям детей, стремлению участвовать в коллективно-творческих делах. Нами созданы проекты «Святые покровители», «Рождество в моей семье», « Именем Екатерины наречённый», «Вода - дар Божий», « Пасхальное яичко».  

 Я использую проектную работу двух видов: индивидуальную и коллективную. Примером является долгосрочная исследовательская работа «Наш храм. Прошлое. Настоящее. Будущее». Поскольку история Свято-Покровского Храма ст. Тбилисской нигде не зафиксирована, я вместе с детьми и родителями решила её воссоздать. В ходе сбора материала мы встречались с прихожанами церкви, сотрудниками музея, обращались в архив.

          В качестве примера для родителей и учеников я написала свою исследовательскую работу «Вера в крови у казака», основная часть которой посвящена родословной моей семьи. Этой работой я подчеркнула, что воспитание начинается в семье. Крепка та семья, где почитаются родители, старшие, где помнят и уважают свои корни, где бережно хранятся традиции.

 Так, изучая Заповеди, (работа по азбуке) привела меня к идее долгосрочного проекта «Моя семья – моё начало». Я прогнозирую рост духовно-нравственных устоев в семьях моих воспитанников, так как я нашла отклик у родителей, желание заниматься этим проектом.

Постоянно задаю себе вопрос, на сколько эффективны мои занятия. Провожу постоянную диагностику, что хорошо, что плохо, как сделать лучше.

В качестве проверки знаний применяю тесты, кроссворды.

Самым трогательным моментом в уроке является диалог с собой: «Стал ли я лучше? Как я могу в жизни применить полученные знания?», « Что говорит моё сердечко?». Идёт размышление о своём внутреннем состоянии,  самоанализ, то есть - рефлексия

Ярким продолжением занятий являются творческие домашние задания. Применяю различные виды домашних заданий:  

 - Напиши мини-сочинение

- Составь вопросы по изучаемой теме

- Составь кроссворд

- Сочини конец истории

- Подготовь сообщение

       Для того чтобы повысить интерес к изучению ОПК, сделать урок ёмким, красочным, глубоким мною используются современные педагогические технологии и средства обучения: работа с интерактивной доской, с электронными пособиями, электронная игра «Православие». Реализовать задуманное помогает хорошо оснащенный современный кабинет, полученный в рамках ПНПО в 2006 году. Возможности кабинета позволяют мне использовать не только готовые материалы, но и создавать учебные фильмы и дидактические игры. Мною составлены фильмы: «Пресвятая Богородица», «Святые покро

 глаголь, говорить. Наши дела говорят сами о себе.

ОПК в школе  - это не только урок. Это жизнь интересная, насыщенная, творческая. Доказательством этого была просьба детей из параллельного класса посещать именно эти занятия. О нашей интересной жизни мы можем говорить и на других уроках.

ОПК – это жизнь насыщенная Поскольку я являюсь учителем начальных классов, у меня есть уникальная  возможность интегрировать православие с другими учебными предметами: литературным чтением, историей, кубановедением, трудовым обучением, изобразительным искусством          

ОПК – это жизнь интересная и активная  

Мои ученики ежегодно принимают участие в мероприятиях, посвященных поминовению сотни Гречишкина, посещают памятные места. 15 человек их пятиклашек являются участниками образцового детского ансамбля «Калинушка» и изучают казачьи и праовославные песни. Дети постоянно участвуют в районных и краевых конкурсах, театрализованных представлениях: Рождество Христово, Троица, Масленица, Зимние святки, Праздник Урожая.

                       ОПК – это жизнь творческая

Вижу большую результативность работы по опк в творческом содружестве с центром эстетического воспитания детей, где работают профессионалы. По моей просьбе ими написана программа развития по прикладному творчеству, рассчитанная  на 4 года с учётом программы по ОПК. Дети посещают занятия 2 раза в неделю. Результативность – это наши выставки, умение трудиться, потребность занять себя в свободное время.

Аз, Буквы из Ведав

Глаголю: Добро Есть.

         Д – добро. Это наши добрые дела.

В течение 3 лет мы совместно с районной телестудией « Метороном -3» готовим праздничные передачи, передачи «Азы православия». «Этот день Победы», «Моя семья», «Светлый праздник Пасха», Жёны Мироносицы», «День Росси». В этих передачах мы рассказываем о праздниках и поздравляем своих земляков.

Воспитанию души, состраданию, уважению к старшим способствует  шефство над ветеранами войны, которым ребята оказывают помощь  и участие в школьных акциях «Ручеёк милосердия».

Прочитав в газете «Прикубанские огни» о семье, которая очень нуждается в помощи, ребята сразу откликнулись на этот призыв. Дети и родители собрали вещи, продукты, игрушки и отнесли в редакцию. Корреспонденты спросили: «Что сподвигло вас к этому поступку?» Ребята ответили: «Иисус Христос сказал, что одевая бедного, вы одеваете меня».

Большую помощь в моей работе оказывают родители моего класса. Ни один урок, мероприятие не обходится без их участия. В некоторых вопросах они являются инициаторами и двигателями. Я убеждена, что такое участие родителей в школьной жизни своих детей, воспитании духовности и нравственности уже даёт положительный результат.

Убеждена, что родительский лекторий сыграл свою положительную роль, объединив родителей и детей в наших делах

К новому предмету в Российской школе – опк, относятся неоднозначно. Много споров. Что? Как? Почему? Спорить можно много, но результат налицо. Моя ученица Абдуева Рабият является призёром муниципального уровня олимпиады«Русь Святая, храни веру православную!»., Совместно с психологом мы провели анкетирование. Интерес к предмету растёт, он способствует повышению духовно-нравственной культуры, сознательному участию в преумножении прекрасного в окружающем мире, формированию ценностных установок - добра, любви, справедливости, милосердия.

Участие в эксперименте по изучению курса ОПК, невозможно без глубокого самообразования. Я не упускаю возможности контакта со священниками нашей станицы и станицы Казанской. С благодарностью отмечаю большую помощь Благочинного Кропоткинского округа Отца Василия и настоятеля Свят- Троицкого храма Отца Кассиана.

 

В этом году посетила IV Благовещенский форум, проходящий в ВДЦ «Орлёнок» и приняла участие в работе секции «Пути и возможности духовно-нравственного воспитания дошкольников», выступив перед коллегами с опытом работы по «Воспитанию духовности младших школьников через возрождение казачьих традиций».

Приняла участие в краевом конкурсе мультимедийных уроков в номинации «Основы православной культуры» и стала лауреатом. В 2008 году по всему краю прошёл конкурс на лучшую разработку урока по теме «Именем святой Екатерины». Я приняла участие и заняла 3 место в крае среди учителей начальных классов. Собственный материал публикую на сайте Интернет Государство учителей. 

Итак, впереди ещё так много буквиц, а значит много добрых дел. В перспективе вижу:

1)Создание родительского клуба «Доброта сердец»: воспитание семейных ценностей

2) Проекты семьи ( книжки – малютки, наша мастерская)

3) Проект подписка: детский журнал для семейного чтения «Православная радуга» или «Свечечка» в каждую семью)

4) продолжить совместную работу  с телестудией, участвовать в подготовке передач ко всем православным праздникам.

Ведение этого курса оказывает огромное влияние, как на детей, так  и на меня, как на личность. Ведь ни один предмет в школе не учит заботиться о своей душе, задумываться о своих поступках, работать над собой. Открывая мир православной культуры для детей, я в первую очередь открываю его для себя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преподавание Основ православной культуры

В работе говорится о цели преподавания нового курса, его разделах, формах проведения уроков, о трудностях, с которыми пришлось сталкиваться на уроках....

Статья "Первый опыт преподавания "Основ православной культуры""

Статья, написанная после международной конференции для журнала ERONO....

ЭССЕ на тему: «Я – учитель основ православной культуры»

ЭССЕ на тему: «Я – учитель основ православной культуры»...

Преподавание "Основ православной культуры" в начальной школе

Презентация "Преподавание ОПК в начальной школе"...

Опыт работы учителя по преподаванию кружка основ православной культуры.

Опыт работы учителя по преподаванию кружка основ православной культуры....

К ВОПРОСУ О ПРЕПОДАВАНИИ «ОСНОВ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ» В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

В современном многомерном и динамично развивающемся мире особую актуальность приобретает знание культуры,  традиций, в том числе и религиозных,  своей страны и своего народа. Только человек ...

ЭФФЕКТИВНЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ОСНОВ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ

laquo;Основы православной культуры» (ОПК) — учебный модуль комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ).Воспит. Уроки православной к...