Статья "Первый опыт преподавания "Основ православной культуры""
статья по орксэ (4 класс) на тему

Серкова Елена Евгеньевна

Статья, написанная после международной конференции для журнала ERONO.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_e.rono_no_23.docx24.28 КБ

Предварительный просмотр:

Первый опыт преподавания модуля «Основы православной культуры» (учебник А.В. Кураева «Основы православной культуры», издательство «Просвещение», 2013 год)

Автор: Серкова Е.Е.

Необходимость «Основ православной культуры» в реализации курса ОРКСЭ продиктована требованием времени. Важнейшей проблемой, стоящей перед современной системой образования, является духовно-нравственное воспитание в школе, потому что духовное здоровье подрастающего поколения находится сегодня в критическом состоянии. Размытые и искаженные духовно-нравственные ориентиры в обществе, пропаганда насилия, жестокости и алчности в средствах массовой информации, а так же тяжелые условия жизни нелегким бременем ложатся на детские души. Курс «Основы православной культуры» предусматривает формирование качеств гражданственности и патриотизма, бережного и уважительного отношения к историческому прошлому своей страны, помогает осмыслить нравственные категории добра и зла, смысла жизни.

В нашей школе преподавание курса ОРКСЭ идет по учебникам издательства «Просвещение», Москва 2013 г. Значительная группа родителей и детей выбрала для изучения модуль «Основы православной культуры», который мы изучали по соответствующему учебнику, созданному коллективом авторов во главе с А.В.Кураевым, он входит в систему учебников «Школа России» и «Перспектива».

Работа по этому учебнику выявила целый ряд недостатков в его содержании и методическом аппарате, которые необходимо, как мы полагаем, устранить.

В начальной школе каждый урок должен быть оснащен разнообразными наглядными материалами, ведь наглядность – главный принцип дидактики. Совершенно необходимы хорошие иллюстрации, в том числе репродукции с картин великих мастеров на каждом уроке, но учебник, к сожалению, нам такой возможности не дает. Например, на стр. 8 учебника «Основы православной культуры» фотография «Свет миру», с моей точки зрения, не отвечает поставленной образовательной задаче, а фотография на стр. 9 «Первые цветы» такая маленькая, и невыразительная, что возникает сомнение может ли такая фотография вызвать у ребенка эмоциональный отклик? Думаю, что нет. Но ведь именно эмоциональный отклик в душе ребенка – это то, чего необходимо добиваться на уроках ОРКСЭ.

Весь учебник «Основы православной культуры» наполнен маленькими репродукциями икон, а чаще это, почему-то, фрагменты икон. Например, на стр.25 есть фрагмент росписи М.Врубеля «Богоматерь с младенцем», на фрагменте только лицо Богородицы и оно насторожило детей, а некоторых даже испугало. Предчувствуя эту реакцию, я нашла в интернете репродукцию росписи и показала целиком. Была совсем другая реакция у детей. Практически на каждом уроке при использовании тех или иных материалов учебника не покидает ощущение, что чего-то не хватает, что-то важное остается за форматом урока, некой двусмысленности. Вот и приходится учителю самостоятельно подбирать нужный живописный ряд - фотографии и репродукции, для того, чтобы показать детям, а ведь было бы очень хорошо, если бы у учителя был комплект основных репродукций, чтобы предмет так сказать ложился и на душу и на глаз.

Есть еще одно пожелание к авторам учебника «Основы православной культуры»: изучение темы № 8 «Пасха» выпадает на ноябрь месяц. Почему бы не построить курс таким образом, чтобы эта тема совпадала с праздником Пасхи, который является сегодня всенародным. Связь «учитель - ученик - родители» в таком случае работала бы намного эмоциональнее и не ограничивалась бы обычными поздравлениями. Дети, узнав новую информацию в школе, затем посмотрев дома по телевизору схождение благодатного огня (величайшее чудо), сходив с родителями в храм, потом на уроке обмениваются впечатлениями. Думаю, что такой праздник Пасхи они уже никогда бы не забыли.

Тему урока № 18 «Как христианство пришло на Русь», с моей точки зрения, нужно изучать не менее 2-3 уроков, подробно рассказывая детям, как это происходило, и обязательно подкрепляя весь рассказ репродукциями картин, икон, фотографиями храма «Святой Софии» в Константинополе, храма «Святой Софии» в Киеве, фотографиями Херсонеса, включая видеоматериал, презентации. Да простят меня составители учебника, но эта тема в учебнике требует более глубокого освещения. А ведь именно сейчас, это очень нужно знать нашим детям, чтобы не росли они, как Иваны не помнящие родства…

И еще одно предложение для уважаемых авторов учебника: полагаем, что нужно оставить один или два урока для краеведческой или свободной темы. Например, в Петербурге такой темой может стать жизнеописание Ксении Петербургской.

В моем классе учатся дети из православных семей, поэтому было бы целесообразно приглашать на уроки ОРКСЭ для освещения некоторых тем православных священников, также было бы интересно приводить ребят для беседы в храм.

Успешность освоения учениками курса ОРКСЭ напрямую зависит от продуктивности сотрудничества с семьей ученика. Например:

- Мини-проекты, которые дети делают обязательно вместе с родителями;

- А так же проекты, которые выполняет не одна семья, а например две – три семьи, распределив между собой работу;

Это способствует сплочению семьи, развитию доверительных отношений между детьми и их родителями. Родители начинают вспоминать все то, что забывают в рабочей суете, а дети начинают развиваться духовно и интеллектуально. Ребята чаще обращаются к родителям, начинают чаще делиться своими переживаниями с родителями и учителем. Таким образом, совместная деятельность способствует формированию семейных ценностей, традиций и идеалов.

Хочу отметить, что в начале учебного года многие родители побаивались этого предмета, впрочем, так же как мы боимся всего нового и непонятного, но очень скоро их мнение изменилось. Например, моим ученикам очень понравилось брать интервью у своих близких и записывать его в форме «вопрос-ответ». Дети узнавали много нового о своей семье. А родители получили возможность наладить доверительные отношения с ребенком.

У нас в параллели четыре класса, и мы с коллегами, учителями начальной школы, взяли для мониторинга методом педагогических наблюдений за изменениями во взаимоотношениях детей между собой в классе, в отношениях с учителем, дома с родителями, два класса: базовый и английский. К концу изучения курса ОРКСЭ, подводя итоги нашим наблюдениям, каждый учитель отметил, что дети стали проявлять больше заботы и нежных чувств по отношению к родителям, у многих из них стали складываться более доверительные отношения с учителем и с одноклассниками. Уменьшилось количество конфликтных ситуаций, а если они и возникают, то решаются более спокойно, без агрессии. На одном из последних родительских собраний родители отметили, что дети стали с большим вниманием относиться к жизни своей семьи, думать о ее будущем, о своей роли в благополучии этого будущего.

Дети очень живо реагируют на предложенные темы бесед по курсу ОРКСЭ, но все же в моем классе больший эмоциональный отклик у детей вызывает курс «Основы православной культуры». Не остаются равнодушными даже те дети, которые не проявляют интерес к основным предметам. Они с удовольствием занимаются проектной деятельностью, дискутируют, у ребят возникает много вопросов и они хотят дойти до понимания сути. Предмет настолько эмоционален и глубок, что ученики начинают совершенно по-другому общаться с учителем, видя в нем прежде всего информированного интересного собеседника.

В моем классе есть ученик, сложный мальчик. Он всегда ко мне хорошо относился, но никогда не шел на откровенные разговоры, я не могла, что называется, достучаться до него. В какой-то момент, наконец, я стала замечать, что его отношение ко мне стало довольно быстро меняться, и он вдруг заговорил со мной на тревожащие его темы. Я пыталась понять, почему это происходит и поняла, что это напрямую связано с уроками курса «Основы православной культуры». Именно на этих уроках он более всего раскрывается, эмоционально реагирует на мой рассказ, принимает участие во всех обсуждениях, очень любит приводить примеры из жизни. А еще этот мальчик теперь самый лучший помощник, очень любит дежурить в классе и помогать мне во всем, а ведь раньше было сложно что-то попросить его сделать, он ужасно ленился и старался отлынивать от любой моей просьбы.

Наши учителя едины во мнении: чтобы наши детей добрыми, отзывчивыми, сострадательными и нравственно ориентированными, нужно вводить этот предмет с 1 класса. В 2014-15 учебном году мы начинает работать с первоклассниками. Планировать работу по духовно-нравственному развитию и воспитанию своих учеников, мы, учителя, обогащенные опытом преподавания курса ОРКСЭ, будем значительно более целенаправленно, содержательнее, ярче.

Приложение 1: презентация «Трудности в реализации курса ОРКСЭ»

Приложение 2: опросник


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы учителя по преподаванию основ православной культуры.

Обобщение педагогического опытаучителя основ православной культуры и начальных классовГаздалиевой Александры Михайловны....

Основы православной культуры и светской этики. Модуль "Основы православной культуры" Урок "Монастыри"

Предмет "Основы православной культуры и светской этики" совсем недавно вошёл в нашу жизнь. Материалы к урокам очень обширны. Готовясь к открытому уроку я снова и снова открывала что-то новое и интерес...

Презентация "Основы Православной культуры" Урок 1 "Основы Православной Культуры

На уроке даются понятия "Культура", "Православная культура", "Религия", "Религиозная культура", "Веротерпимость"....

Опыт работы учителя по преподаванию кружка основ православной культуры.

Опыт работы учителя по преподаванию кружка основ православной культуры....

Рабочая программа модуля «Основы православной культуры» по учебному курсу «Основы православной культуры и светской этики» 4 класс

Название курсаОсновы православной культурыКласс4Количество часов33ч  (1 часа в неделю)СоставителиПороло Т.А.Автор УМК А.В. КураевЦель курсаформирование российской гражданской идентичности мл...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО КУРСУ «Основы православной культуры и светской этики» Модуль «Основы православной культуры» Тема урока: Милосердие и сострадание

Урок «Милосердие и сострадание» проводится в 4 классе по предмету «Основы православной  культуры», автор учебника А.В.Кураев, 12 уроком по счёту. Этот урок проходит после ...

План-конспект урока по теме "Пасха" по Основам православной культуры и светской этики (модуль «Основы православной культуры»)

Познакомить обучающихся с пасхальными традициями, обычаями, играми.Пробудить интерес к старинным русским обрядам.Воспитывать дружелюбие.Познакомить с основными терминами и понятиями: Воскресение, Пасх...